что дает высшее сестринское образование

Специальность «Сестринское дело» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Содержание

что дает высшее сестринское образование. Смотреть фото что дает высшее сестринское образование. Смотреть картинку что дает высшее сестринское образование. Картинка про что дает высшее сестринское образование. Фото что дает высшее сестринское образованиеЧем больше развивается медицина, тем строже становятся требования к персоналу. Пока в обществе осталось отношение к медицинской сестре, как к сотруднику без особой квалификации. Но еще с 1991 года в России существует специальность 34.03.01 «Сестринское дело». Она подготавливает трудовые кадры с высшим образованием. Появление этого направления стало реакцией на общемировые тенденции.

Как демонстрирует опыт, высшее образование отражается на качестве работы медицинской сестры. Чаще всего после окончания бакалавриата такой специалист не покидает своей профессии, так как видит широкие перспективы для самореализации. В круг компетенций входит не только медицинская деятельность, но и реабилитационная, организационная, управленческая и исследовательская.

Условия поступления

Этот курс предназначен для воспитания кадров, которые впоследствии смогут выполнять профессиональные задачи, опираясь на багаж естественнонаучных и медицинских знаний.

Есть возможность поступить в один из вузов Москвы, получив сначала среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело» или «Акушерское дело». Тогда обучение начнется уже с третьего курса. Но принимают на учебу и выпускников 11 классов.

Какие им предстоит сдать предметы для поступления:

Многие вузы вводят дополнительный экзамен, проверяя у поступающих уровень иностранного языка. Это объясняется тем, что отечественная медицина активно перенимает мировой опыт.

Будущая профессия

Такая специальность предполагает умелое использование знаний и практических навыков для выполнения широкого круга профессиональных задач. Медсестра с высшим образованием может, как оказывать экстренную помощь, так и организовывать уход за больным в условиях стационара или на дому. Она же проводит просветительскую работу, обеспечивает безопасную для здоровья среду. Ее обучают ведению отчетной и другой медицинской документации, организационным и управленческим навыкам.

Куда поступать

что дает высшее сестринское образование. Смотреть фото что дает высшее сестринское образование. Смотреть картинку что дает высшее сестринское образование. Картинка про что дает высшее сестринское образование. Фото что дает высшее сестринское образованиеКурс можно освоить в следующих учебных заведениях:

Срок обучения

Полный комплекс необходимых предметов можно освоить за четыре года на очном отделении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы стать бакалавром по этому профилю, предстоит изучение следующих предметов:

Приобретаемые навыки

После окончания курса специалист может выполнять следующие задачи:

Перспективы трудоустройства по профессии

После окончания бакалавриата возможности для самореализации становятся намного шире и привлекательнее. Высшее образование создано для того, чтобы медицинская сестра быстро адаптировалась к нововведениям, умело использовала инновации.

Она может работать не только в медицинских и лечебных учреждениях. Такой специалист нужен в школьной медицине, общественном здравоохранении. Есть вакансии в санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах, домах отдыха.

Кем работает специалист после бакалавриата:

Стартовый уровень оплаты труда достаточно высок – не ниже 15 тысяч в отечественной валюте. По мере роста компетенции можно претендовать на более солидные ставки.

Преимущества профессионального совершенствования

Для медицинской сестры перспективы образования не ограничиваются бакалавриатом. Можно поступать в магистратуру, где есть возможность выбрать разные направления для дальнейшей самореализации. Если выбирать лучшие вузы, то предстоит не только знакомство с исследовательской деятельностью, но и зарубежная стажировка. Впоследствии этот опыт сыграет значимую роль в трудоустройстве.

После окончания магистратуры можно пойти по стезе преподавателя. Также специалист имеет возможность посвятить жизнь науке. У него шире возможности для трудоустройства на вакансии административно-управленческого рода. Еще он может найти интересную и высокооплачиваемую работу в организациях здравоохранения, выступая в роли эксперта или консультанта.

Источник

Перспективы развития высшего сестринского образования в России

Cостояние высшего сестринского образования (ВСО) на сегодняшний день

С 1991 г. в России ведется подготовка медицинских сестер с высшим образованием. Основной целью были обеспечение этой отрасли специалистами для реформирования сестринского дела на основе внедрения современных сестринских технологий, соответствующие подготовка, обучение сестринского персонала и управление им.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями подготовки государственного образовательного стандарта первого поколения стали психолого-педагогическое и административно-управленческое, а квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как «менеджер» при сохранении специальности «сестринское дело». Поскольку на момент открытия специальности в России существовала только одноуровневая система высшего образования, уровень подготовки был определен как «специалист».

Учитывая необходимость подготовки руководящих сестринских кадров из числа лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры, прием на факультеты ВСО был ограничен только абитуриентами, имеющими среднее медицинское образование, а срок обучения по очной форме сокращен до 4 лет против минимальных 5, принятых в то время для подготовки специалистов с высшим образованием. В настоящее время факультеты ВСО работают в 45 вузах России: в 36 государственных медицинских вузах Минздравсоцразвития России, 7 государственных и 2 негосударственных вузах Минобрнауки России.

На сегодняшний день в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов ВСО (после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью») могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационнометодического); врач-статистик; врач-методист. В настоящее время 6812 выпускников факультетов ВСО (34%) работают в системе здравоохранения на должностях в соответствии с полученным образованием.

С чем связана необходимость изменений? Существующая система подготовки пришла в противоречие с правовыми основами отечественного образования, а именно п. 3 ст. 24 Закона «Об образовании»:

«Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается»

Единственным способом сохранить высшее сестринское образование является его перевод на 2-уровневую систему «бакалавр-магистр». Вопрос о сопоставлении существующей системы ВСО с системой «бакалавр-магистр» рассматривался в 2006 г. на совещании деканов факультетов ВСО образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Росздрава с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения.

В ходе совещания было отмечено, что необходимо изучить зарубежный опыт подготовки медицинских сестер-бакалавров, так как он перспективен для России. Заключение было основано на анализе трудоемкости и содержания образовательной программы подготовки бакалавров сестринского дела и видов их деятельности за рубежом. Данное решение поддержали эксперты ВОЗ, принимавшие участие в совещании.

Анализ зарубежного сестринского образования показывает, что общей его тенденцией является движение в сторону ВСО. В странах, где ведется подготовка бакалавров сестринского дела, уровень бакалавра рассматривается как базовая сестринская подготовка, открывающая «вход» в специальность. Переход сестринского образования на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, с параллельным существованием образовательных программ разного уровня.

При этом нужно отметить, что наличие степени бакалавра не дает медицинской сестре формального преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Медицинские сестры-бакалавры и сестры, не имеющие степени бакалавра (базовый уровень подготовки), имеют одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Наличие степени бакалавра рассматривается как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее занять при прочих равных условиях более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем медицинские сестры с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают одинаковую зарплату.

Возможная модель ВСО. В основе модели ВСО лежит предусмотренная российским законодательством 2-уровневая система высшего профессионального образования:

В связи с этим в апреле 2010 г. нами был разработан проект ФГОС подготовки бакалавров по специальности «сестринское дело», в мае 2010 г. данный стандарт мы представили в Министерство образования и науки РФ. Стандарт был разработан в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих в настоящее время.

Проект стандарта предусматривает следующие основные виды профессиональной деятельности медицинской сестры-бакалавра:

В то же время конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, могут определяться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Определены следующие задачи профессиональной деятельности бакалавров:
В области лечебно-диагностической деятельности:

ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело» (квалификация «бакалавр») существенным образом отличается по направленности, содержанию и методологии от хорошо известного нам, действующего в настоящее время ГОС ВСО второго поколения. Существенные особенности имеет профессиональная подготовка будущих сестер-бакалавров. Так, профессиональный блок дисциплин включает в себя как предметы базовой подготовки медицинской сестры (в соответствии с утвержденным ФГОС СПО нового поколения по специальности «сестринское дело»), так и дисциплины, входящие в программу подготовки специалиста с ВСО (из стандарта второго поколения): психология в профессиональной деятельности, педагогика с методикой преподавания, теория управления, менеджмент в сестринском деле, маркетинг в здравоохранении, медицинское и фармацевтическое товароведение, организация профилактической работы с населением, статистический учет в здравоохранении, стандартизация в здравоохранении, общественное здоровье.

В специальный блок дисциплин входят в основном дисциплины базовой подготовки медицинской сестры: теория сестринского дела; основы сестринского дела; сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, психиатрии и курсе наркологии, гериатрии, при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции; основы реабилитации.

Положительные стороны практической реализации ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело». На сегодняшний день во всех регионах РФ имеется дефицит кадров специалистов сестринского дела, в связи с этим подготовка медицинских сестер-бакалавров, начиная со школьной скамьи, позволит частично восполнить дефицит сестринских кадров.

Подготовка бакалавров по сокращенной программе из числа специалистов со средним медицинским образованием (специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело») позволит сохранить их в здравоохранении и развиться в профессиональном плане.

Изменение критериев приема на бакалавриат позволит осуществлять перевод в установленном порядке со специальности на специальность тех студентов, которые по каким-либо причинам не способны продолжать обучение на врачебных факультетах. Это нововведение также дает возможность получения ВСО как второго высшего образования.

В стратегическом плане введение бакалавриата должно привести к модернизации среднего медицинского образования. При введении в образовательную систему прикладного бакалавриата, апробация которого в других специальностях сейчас проводится Минобрнауки России, ведущие медицинские колледжи смогут претендовать на право реализации таких программ.

Место бакалавров сестринского дела в системе здравоохранения

Как указывалось выше, в мировой практике уровень бакалавра рассматривается в большинстве случаев как уровень базовой, общей сестринской подготовки. Очевидно, что российская модель не должна отклоняться от основных мировых тенденций.

Однако нужно учитывать, что целью высшего сестринского образования должно быть не только обеспечение отрасли высококвалифицированными сестринскими кадрами.

Помимо готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей, современная медицинская сестра должна обладать способностью к быстрой адаптации к инновационным изменениям в медицине, что обеспечивается уровнем общекультурного и личностного развития и глубиной фундаментальной подготовки. Получение высшего образования ведет к повышению социального статуса медицинской сестры, что способствует повышению лояльности к профессии.

Источник

Сестринское дело как специальность и призвание

Сестринское дело — название профессии, дисциплины или дело жизни многих преданных медицине людей? В статье определимся с понятием, поговорим о теории и философии сестринского дела (СД). Заглянем на страницы истории, рассмотрим, как получить профессию и специализацию. А что вы думаете о медицинских сестрах с высшим образованием? Итак, по порядку.

что дает высшее сестринское образование. Смотреть фото что дает высшее сестринское образование. Смотреть картинку что дает высшее сестринское образование. Картинка про что дает высшее сестринское образование. Фото что дает высшее сестринское образование

Оглавление

О сестринском деле

Приветствуем уважаемых коллег — читателей нашего сайта! В данной статье мы разберем, что включает в себя такое понятие, как сестринское дело в мировой службе здоровья и в здравоохранении России. Медицина – та отрасль, где в кадровой политике имеется иерархия, сродни армейской. Основное разделение по «чинам» происходит так:

Система здравоохранения в любой стране является государственной отраслью, которая призвана обеспечивать систему мероприятий по охране здоровья населения. И частью этой системы является сестринское дело (СД) как деятельность среднего медицинского персонала, а именно:

Сестринское дело: трудности определения

Не существует единого понятия о том, что такое сестринское дело. В зависимости от исторических факторов, географии, традиций региона, уровня развития экономики и здравоохранения, определения могут быть разными. Едина суть – медицинская сестра направляет свою профессиональную деятельность на улучшение качества жизни пациента. История развития сестринского дела даем нам несколько вариантов.

По Ф.Найтингейл

Одна из основателей сестринской службы – Флоренс Найтингейл – определяла деятельность медицинской сестры в книге «Записки об уходе», написанной в 1859 году, таким образом:

Действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению, создание для пациента наилучших условий для активации его собственных сил (свежий воздух, чистота, полноценное питание), искусство, требующее организации, практической и научной подготовки.

Ганновер

В 1944 году в немецком городе Ганновер проходил Конгресс специалистов сестринского дела ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), где была определена следующая формулировка СД:

Это искусство и наука, целиком охватывающая тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера. Акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.

По В.Хендерсон

Известная в мировом здравоохранении Вирджиния Хендерсон, которая внесла огромный вклад в развитие сестринского дела в США и во всем мире, в 1961 году ввела такое определение СД:

Оказание помощи человеку, больному или здоровому, осуществление действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Голицыно

В России термин «сестринское дело» официальное здравоохранение ввело в обозначение специальности в девяностых годах XX века. 1993 год знаменуется проведением Первой Всероссийской научно-практической конференции по теории СД в подмосковном городе Голицыно, где были введены новые понятия и определения, в том числе и сестринского дела:

СД – это часть медицинского ухода за пациентом и его здоровьем. Это наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

По International Council of Nurses

Международный Совет медицинских сестер (International Council of Nurses) дает следующее современное понятие сестринского дела:

Индивидуальный и совместный уход за людьми всех возрастов, групп и общин, больных или здоровых, и в любых состояниях. Сестринское дело включает в себя пропаганду и поддержку здорового образа жизни, профилактики заболеваний и ухода за больными, инвалидами и умирающими. Содействие безопасной окружающей среде, научные исследования, участие в формировании политики в области здравоохранения и управления системами здравоохранения и образования также являются ключевые ролями медсестер и медбратьев.

О теории и философии

Теория сестринского дела — раздел знаний о сестринской деятельности, основанный на алгоритмах действий медицинской сестры. Теоретические аспекты сестринского дела рассматривают систему здравоохранения и роль медицинской сестры в нем, понятие о здоровье населения и критериях его оценки; демографию, общение, обучение (педагогику), правовые нормы деятельности медицинской сестры.

Философия СД руководствуется принципами милосердия, уважения к правам человека, его жизни и достоинству. На принципах философии СД основано правильное формирование отношний медицинская сестра — пациент.

Существует несколько моделей сестринского дела, которые мы рассматриваем подробно в отдельном материале сайта. Модели названы по их авторам — известным деятелям сестринской практики.

Из истории

В Европе упоминание о работе предшественниц сестер милосердия относится к XIV веку, когда появились женщины-добровольцы для работы с больными во время эпидемии чумы. История сестринского ухода за больными и ранеными в России уходит корнями в тот же XIV век, когда упоминается имя Февронии — крестьянки, Федосьи Морозовой и других женщин, занимавшихся благотворительностью и уходом за больными. В начале XIX века, при Петре I была организована «Служба сердобольных вдов» для помощи больным. 1844 год ознаменован образованием Свято-троицкой общины сестер милосердия, первой в России. В 1854 году произошел расцвет медицинской помощи больным сестрами милосердия, образовалась Кресто-Воздвиженская община. Основательницей явилась сестра правителя Николая I великая княгиня Елена Павловна. Вклад этой общины в помощь раненым в Крымскую войну 1853-1856 годов неоценим.

что дает высшее сестринское образование. Смотреть фото что дает высшее сестринское образование. Смотреть картинку что дает высшее сестринское образование. Картинка про что дает высшее сестринское образование. Фото что дает высшее сестринское образование

Великий русский врач, хирург Николай Иванович Пирогов в эту войну добился разрешения на труд женщин в госпиталях, ввел специализации в работе сестер: старшая сестра, операционная сестра, сестра аптечного отделения.

Мировой основоположницей сестринского дела считается сестра милосердия из Великобритании, выдающаяся личность — Флоренс Найтингейл. Флоренс добровольцем отправилась на фронт во время Крымской войны. Благодаря ее организации ухода за ранеными смертность среди пострадавших от ранений снизилась в разы и составила 2% вместо исходных 42%. В 1860 году Ф. Найтингейл организовала школы подготовки медицинских сестер, ввела строгое соблюдение санитарного режима и раздельного содержания инфекционных и неинфекционых больных.

Флоренс Найтингейл внесла, пожалуй, наибольший вклад в стремительное развитие сестринского дела. Об этой удивительной женщине мы расскажем в отдельной статье сайта.

Подготовка кадров среднего медицинского звена

Специальность «Сестринское дело» можно получить, закончив медицинский колледж или техникум и получив среднее медицинское образование. Новым ФГОС СПО (Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования) от 12.05.2014 года принят код образовательного направления подготовки специалистов – 34.03.01. Ранее использовался код – 060500.62.

Медицинская сестра может получить и высшее образование по своей специальности. Для этого нужно поступить на факультет высшего сестринского образования в медицинском вузе, а затем проучиться по программе и защитить дипломную работу. Новый стандарт высшего образования также имеет поправку относительно кода специальности «Сестринское дело», такую же, как и для среднего медицинского образования (тот же код).

В колледж, техникум, а также институт, академию или университет поступают после прохождения отборочного конкурса. В каждом учебном заведении свои условия, но главным критерием на сегодняшний момент являются результаты ЕГЭ. Возможны дополнительные экзамены, тестирование, собеседование. После зачисления в ряды студентов потенциальные медицинские работники начинают постигать новые для себя дисциплины. Чтобы преподаватели и учащиеся ориентировались в занятиях, разрабатывается учебный план теоретических и практических занятий на предстоящий академический год.

Теоретические знания – это материал, который преподается на лекции или обсуждается в ходе семинарских мероприятий. Контроль знания теории проводится в виде тестов, зачетов и устных экзаменов.

Для отработки практических навыков используются натуралистические муляжи. Часы теоретических и практических занятий регламентирует рабочая программа.

Сестринская практика

Производственная практика проходит в условиях медицинского учреждения, где студенты показывают свои навыки, работая с пациентами под руководством наставника. Каждый цикл определенной дисциплины завершает практика в больнице. При этом студенты идут работать в соответствующее специализированное отделение или учреждение (диспансер, медицинский центр). Отрабатывается режим работы в отделении в целом и навыки проведения специализированных процедур в частности. Для отчета о проделанной на практических занятиях работе ведется дневник производственной практики по каждой дисциплине.

Преддипломная практика уже похожа на самостоятельную работу в условиях лечебно-профилактического учреждения, но также под руководством заведующего практикой и старшей медицинской сестры отделения. Оценивает студента руководитель практических занятий.

На каждом курсе студент выполняет минимум одну курсовую работу. После преддипломной практики студенты сдают государственные экзамены, пишут и защищают дипломную работу. На всю программу обучения существуют законодательные документы и образовательные стандарты.

Лучшие учебники по сестринскому делу (основы, теория, практикум) были написаны такими авторами, как С.А. Мухина, И.И. Тарновкая, Н.Г. Соколова, Т.П. Обуховец, Л.И. Кулешова.

Далее кратко опишем требования к обучению медицинских сестер в процессе их дальнейшей трудовой деятельности.

Специализация медицинских сестер

В настоящее время для медицинских сестер обязательна сертификация. Данный процесс включает в себя обучение по стандартизированной программе, успешную сдачу зачетов и тестов учащимся и получение сертификата государственного образца по выбранной специализации. На данный момент в России ситуация такова, что работодатель имеет право принять на работу медицинскую сестру только при наличии у нее сертификата по необходимой специальности.

Специализации медицинских сестер многочисленны. Попробуем поместить здесь максимальный список. Итак, специализация медицинской сестры – это сестринское дело:

В любой специализации происходит переподготовка каждые 5 лет с обязательным обучением и контролем полученных знаний. Обязателен к написанию реферат по выбранной теме, связанной со специализацией. После защиты реферата проводятся тесты для медицинских сестер по полученным теоретическим лекциям. При успешной защите реферата и прохождении тестового контроля сертификат продлевается на следующие пять лет.

Аттестация медицинских сестер для присвоения квалификационных категорий

После окончания медицинского училища или колледжа, техникума медицинские сестры работают без категории профессионала. При наличии трудового стажа по специальности работник имеет право на получение квалификационной категории.

Повторная аттестация проводится не ранее 5 лет после присвоения категории. Повышение категории проходит поэтапно: после второй – первая, после первой – высшая. Так же – не ранее чем через 5 лет после присвоения. При нежелании повышать категорию и при наличии высшей категории квалификацию подтверждают каждые 5 лет. Для присвоения и подтверждения квалификационной категории необходимо предоставление аттестационного отчета о проделанной работе за предыдущий год, характеристики на медицинского работника, квалификационного или аттестационного листа. Некоторые учебные заведения проводят аттестацию дистанционно, тестирование проходит онлайн.
С 2020 года для всех медицинских работников обязательна аккредитация, о которой расскажем в одной из статей на сайте.

Высшее сестринское образование (ВСО)

Медицинская сестра, которая хочет получить высшее образование, не обязана становиться врачом и поступать на лечебный факультет. Во многих медицинских вузах России существуют факультеты высшего сестринского образования, по окончании которого чаще всего присваивается квалификация «Менеджер» по специальности «Сестринское дело». Учиться можно очно или заочно без отрыва от трудовой деятельности. Имея высшее сестринское образование, подтвержденное дипломом, медицинская сестра может работать старшей или главной медицинской сестрой, заместителем главного врача по сестринской деятельности, заведующим отделением сестринского ухода, хосписа. Послевузовская подготовка после ВСО позволяет получить сертификат об окончании интернатуры, дающей право на осуществление руководящей сестринской практики.

Ответственность

Получив специальность «Сестринское дело», необходимо помнить, что профессия медицинского работника напрямую связана с разного рода ответственностью: административной, гражданской и гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной. Медицинская сестра работает с людьми, их здоровьем и жизнью, поэтому главным принципом медицины – «Не навреди!» – следует руководствоваться во всех своих действиях. Кроме того, для медицинской сестры непозволительно быть равнодушной и невнимательной по причине той же – в ее руках находятся здоровье и жизнь пациента.

Итак, мы познакомились со специальностью «Сестринское дело», которое может стать или уже быть делом вашей жизни, уважаемые коллеги! Успехов вам в профессиональной деятельности и во всех других сферах жизни!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *