что дает военное положение
Что дает военное положение
Статья 4. Введение военного положения
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
границы территории, на которой вводится военное положение.
3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Что дает военное положение
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ЯНВАРЯ 2002 Г. № 1-ФКЗ «О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Определяет содержание режима военного положения, регламентирует порядок и основания введения и отмены военного положения, устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.
Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Военное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением СФ и ГД. Указ незамедлительно передается на утверждение СФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен СФ в течение 48 часов с момента получения этого указа, и только в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств такой вопрос может быть рассмотрен позднее вышеуказанного срока. Решение о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется соответствующим постановлением. Указ подлежит незамедлительному официальному опубликованию.
Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный СФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в установленном порядке.
С отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее при введении военного положения, объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств – участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан и, соответственно, о дате, с которой прекращается указанное отступление.
Что дает военное положение
Статья 3. Основания для введения военного положения
1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.
Что ждет Россию в случае введения военного положения
После инцидента в Керченском проливе Украина вводит военное положение в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях, а также в Азово-Керченской акватории. Россия не стала вводить аналогичное положение на своей территории. Znak.сom изучил закон о военном положении на Украине и аналогичный российский закон. По большинству пунктов они схожи, однако есть и различия, например в вопросе регулирования деятельности СМИ и интернета на территориях, где вводится военное положение.
Как могло бы выглядеть военное положение, если бы его ввели в России?
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.