что дает военно патриотическое воспитание

тема по ВПП № 5 для офицеров

Основные направления взаимодействия Минобороны России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи

что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

Д. САМОСВАТ, подполковник запаса,

А. КУРШЕВ, кандидат педагогических наук, подполковник запаса

Военно-патриотическое воспитание (ВПВ) молодежи — это актуальная задача для современного российского государства. Одно из слагаемых ее успешного решения — тесное взаимодействие Минобороны России с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями, в том числе, молодежными.

Содержание системы военно-патриотического воспитания

Процесс развития российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в области воспитания и обучения молодого поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В свете таких целей особую значимость обретает военно-патриотическое воспитание молодежи. Именно оно должно гарантировать весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования гармонично развитых личностей граждан Российской Федерации, подготовленных защитников Отечества.

Военно-патриотическое воспитание молодежи — это неотъемлемая составляющая структуры патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Под ним понимают многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

Военно-патриотическое воспитание призвано воспитывать любовь к Родине, верность боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами военных и военно-технических знаний.

К основным задачам ВПВ относятся:

формирование у граждан России патриотических ценностей, патриотического самосознания;

воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

ВПВ проводится с учетом следующих принципов:

единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

комплексный подход, который строится на скоординированной, целенаправленной работе всех государственных и общественных структур с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию;

активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

дифференцированный подход, выносящий на первый план использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

органическое единство военно-патриотического воспитания и практической военной подготовки, означающее неразрывность слова и дела, т. е. конкретной работы по обучению граждан военному делу и формирование у них нужных военно-профессиональных качеств;

всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий ведение военной подготовки на уровне современных требований к различным военным специальностям с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эффективность системы военно-патриотического воспитания зависит от того, насколько гармонично у гражданина сложился набор необходимых морально-психологических и личностных качеств.

Без тесного сотрудничества всех субъектов военно-патриотического воспитания невозможно добиться его главной цели — развития у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Это требование особенно актуально применительно к сфере военной и других видов службы в силовых ведомствах.

В этом плане многое значит отлаженное взаимодействие Министерства обороны с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Правовую основу этого взаимодействия образует ряд нормативно-правовых документов. К ним относятся:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (статья 14 «Военно-патриотическое воспитание граждан»);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р «Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от
19 февраля 2020 года № 362-р)»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и другие документы.

Характеристика государственных и общественных институтов, занимающихся вопросами

военно-патриотического воспитания молодежи.

Основные направления их сотрудничества с Минобороны России

В число государственных и общественных институтов, участвующих в реализации политики военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране, входят:

1. Федеральное агентство по делам молодежи;

2. Министерство просвещения Российской Федерации;

3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

4. Министерство обороны Российской Федерации;

5. Министерство культуры Российской Федерации;

6. Министерство спорта Российской Федерации;

7. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»;

9. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»;

10. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки молодежных творческих инициатив»;

11. Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;

12. Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество»;

13. войсковые казачьи общества;

14. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр»;

15. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»;

16. иные общественные и некоммерческие организации.

Контакты Министерства обороны Российской Федерации с органами государственной власти субъектов РФ и молодежными общественными объединениями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи разворачиваются по нескольким векторам:

1. героико-патриотическое воспитание, основанное на изучении военной истории, истории государства, Вооруженных Сил, других силовых ведомств и их традиций, призванное пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил.

Героико-патриотическое воспитание включает следующие компоненты:

мероприятия, связанные с воспитанием молодежи на основе воинских традиций и ритуалов Российской армии;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

уход за памятниками, мемориальными кладбищами и братскими захоронениями;

участие молодежи совместно с военнослужащими в поисковой работе в рамках всероссийской Вахты памяти;

проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах;

мероприятия, связанные с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края;

организация и проведение концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотр и обсуждение военно-патриотических фильмов и др.

Так, например, в русле героико-патриотического воспитания Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества тесно сотрудничает с поисковыми отрядами, входящими в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

В 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны России приходят служить призывники, которые хорошо знакомы с поисковой деятельностью и не требуют дополнительного обучения. Такие военнослужащие становятся в батальоне подлинными профессионалами своего дела и обучают военнослужащих, впервые сталкивающихся с поисковой спецификой. Поисковые отряды поискового движения России и батальон имеют общую задачу — поиск и установление личностей погибших воинов. В такой работе крайне важны взаимопомощь и взаимодействие сил и средств Минобороны России и общественников: обмен опытом, помощь военных поисковикам по извлечению из земли останков и крупных фрагментов техники и вооружения, обмен архивными данными.

К важным направлениям героико-патриотического воспитания молодежи относится разъяснение молодым людям смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации (Герба, Флага и Гимна), знакомство их с системой государственных праздников, военно-геральдической и наградной системой, системой воинских званий.

Ощутимую пользу здесь приносят связи Военно-геральдической службы Вооруженных Сил Российской Федерации с общественными геральдическими организациями. Они нацелены на организацию и проведение мероприятий по популяризации государственных символов и знаков, научных исследований по вопросам развития военной геральдики, символики, эмблематики, фалеристики и вексиллологии (историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамен).

При организации культурно-массовых мероприятий военно-патриотической направленности широко используются возможности подразделений Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Департамента культуры Минобороны России.

В спектр важнейших направлений героико-патриотического воспитания входит также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностей, на высоких нормах морали и нравственности. Исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности их к единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие;

2. военно-спортивное воспитание, которое состоит из следующих блоков:

организация оборонно-спортивных лагерей и военно-полевых сборов;

занятия по военному делу с допризывной и призывной молодежью;

работа по техническим и военно-прикладным видам спорта;

военно-спортивные соревнования, показательные выступления, войсковые стажировки;

организация и проведение военно-спортивных игр, в т. ч. «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания: положительно влияет на сплачивание коллектива, способствует развитию общественной активности молодежи, формирует у ее представителей качества, необходимые будущему защитнику Отечества;

проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет, военно-спортивных праздников, Дней защитника Отечества и др.

Главенствующая роль при организации и проведении мероприятий военно-спортивной направленности отводится общественно-государственной организации ДОСААФ России, для которой военно-патриотическое воспитание граждан определено в качестве государственной задачи.

Опираясь на разветвленную федеральную сеть первичных, местных и региональных отделений, образовательных, спортивно-технических учреждений и аэроклубов, а также создаваемых на базе оборонного общества Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе, ДОСААФ России становится основным координатором деятельности субъектов военно-патриотического воспитания в Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г.
№ 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» в части организации военно-патриотической работы военно-политические органы осуществляют следующие функции:

участвуют в реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в их подготовке к военной службе и военно-патриотической работе с населением;

оказывают организационную и методическую помощь в деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» и других общественных объединений военно-патриотической направленности;

координируют взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными органами власти, региональными общественными объединениями в интересах совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи и развития движения «ЮНАРМИЯ»;

организуют в Вооруженных Силах деятельность по вопросам работы с ветеранами, оказывают содействие в деятельности Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации и других общественных объединений ветеранов Вооруженных Сил;

оказывают организационную и методическую помощь структурным подразделениям генеральных инспекторов (инспекторов) из числа высших офицеров, пребывающих в запасе или отставке, по вопросам их повседневной деятельности;

осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности общественных советов, создаваемых при Министерстве обороны, командованиях военных округов, Северного флота.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Министерство обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

принимает меры по укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе;

определяет порядок предоставления на безвозмездной основе этим военно-патриотическим объединениям учебно-материальной базы воинских частей для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи;

устанавливает порядок передачи указанным военно-патриотическим объединениям и поисковым формированиям снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования;

учитывает при призыве на военную службу членов военно-патриотических молодежных и детских объединений профиль их подготовки;

предоставляет преимущественное право при поступлении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку в указанных военно-патриотических объединениях.

Порядок взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении некоммерческими общеобразовательными организациями, а также военно-патриотическими общественными объединениями мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием граждан Российской Федерации, с использованием учебно-материальной базы соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентирует приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года № 745.

Так, например, для организации и проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи военные комиссариаты подают в воинские части обобщенные заявки для предоставления учебно-материальной базы.

В воинских частях в планах деятельности на учебный год (период обучения) предусматривается проведение не реже одного раза в период обучения уроков мужества и дней открытых дверей. При этом предполагается предоставление необходимой учебно-материальной базы для проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на основании заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направляемых через отделы (муниципальные) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение палаточным фондом и постельными принадлежностями при размещении участников военно-патриотических мероприятий в полевых условиях производится из имущества воинских частей, бывшего в употреблении, годного к дальнейшей эксплуатации, путем выдачи его во временное пользование.

В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью обычно проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с привлечением военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров, с использованием спортивных объектов.

Методические рекомендации

Начиная занятие по ВПП, его руководитель должен подчеркнуть, что военно-патриотическое воспитание молодежи — это многогранный, сложный и ответственный процесс государственного значения. Его успех во многом зиждется на отлаженной взаимосвязи и согласованности усилий всех вовлеченных сторон.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо выделить место, роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране в системе приоритетов внутренней политики государства.

Важно раскрыть основные направления и формы взаимодействия военно-патриотических объединений с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении совместных мероприятий по ВПВ.

Со стороны руководителя полезно будет предложить аудитории сравнить эффективность разных форм и методов военно-патриотического воспитания, аргументировав свои позиции.

В заключение необходимо ответить на вопросы слушателей, озвучить список дополнительной литературы, сделав акцент на руководящих документах Минобороны России, относящихся к тематике военно-патриотического воспитания молодежи.

Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н.В. Стаськова, доктора политических наук. — М.: АНО СПО «СОТИС», 2018. — 128 с.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Источник

Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть фото что дает военно патриотическое воспитание. Смотреть картинку что дает военно патриотическое воспитание. Картинка про что дает военно патриотическое воспитание. Фото что дает военно патриотическое воспитание

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *