что дает венчание для детей
Православная Жизнь
О смысле, символике и традициях одного из самых красивых таинств Церкви.
Можно ли венчаться, если родители против? Венчают ли беременных и уже состоящих в браке? Позволительно ли брать для таинства чужие кольца или платье? Должна ли невеста скрывать своё лицо от жениха? Обеспечит ли венчание крепкий брак и безбедную жизнь?
Кого и зачем венчают?
Венчание — таинство Церкви, в котором Бог подаёт будущим супругам благословение на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. Христианин старается испросить Божие благословение на каждое дело в своей жизни. Брак — это очень серьёзный шаг. Поэтому важно начать его с молитвы к Богу.
Венчаться могут только православные люди. Не венчают состоящих в официальном или гражданском браке с другим человеком, не зарегистрировавших свой союз в ЗАГСе, а также кровных родственников (например, двоюродных, троюродных брата и сестру). Беременные, давно состоящие в гражданском или официальном браке, даже имеющие детей и внуков, могут повенчаться. Сделать это никогда не поздно.
Неправильно думать, что препятствием может стать отсутствие благословения на брак одного из родителей. Во время таинства священник спрашивает у брачующихся: «Не обещался ли другой невесте?», «Не обещалась ли иному мужу?» Он не задаёт вопросов о родителях. Церковь никак не регулирует эти вопросы. Венчаются взрослые люди, вместо которых не нужно давать ответ их родителям.
Не могут стать препятствием и свидетели. Традиция брать свидетелей (восприемников) для венчания пришла к нам из древности. Когда-то это были наставники молодой пары христиан в духовной жизни, поэтому и не советовали брать слишком юных свидетелей. Сегодня это всего лишь традиция: венчаться можно и без них. Также абсолютно неважно, будут ли свидетели женатыми, незамужними, вдовцами, многодетными или бездетными. На будущую семейную жизнь брачующихся это никак не влияет. Семейное счастье зависит сугубо от самих супругов, от того, как они будут строить свою жизнь.
Время для венчания
Таинство Венчания не совершается накануне среды и пятницы, всех постных дней, в течение всего года, а также воскресных дней, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжение святок, сырной и пасхальной седмиц. По поводу народных суеверий о том, что нельзя венчаться в мае, в високосный год или в какие-то числа — всё это ерунда. Я лично венчался в мае и живу в браке очень счастливо.
По поводу приметы встречи с покойником, похоронным кортежем — это просто неприятный момент, но последствий для судьбы молодых это не имеет. Чтобы уж точно вашу радость ничто не омрачило, нужно обговорить этот момент со священником. Благоразумный священник не допустит, чтобы близко по времени в храме происходили отпевание и венчание.
Не нужно также ждать снега, дождя, или наоборот, избегать их. Я ни разу не встречал молодожёнов, которые, если их застал дождь, развернулись и уехали из церкви, опасаясь грядущих несчастий. Если люди настолько подвержены вере в мистику, что боятся каких-то чисел, високосных годов или дождя, я думаю, им вообще пока рано венчаться, для начала нужно укрепиться в православной вере.
Символы
Венчание наполнено многими символами, которые несут в себе глубокий смысл. В таинстве Венчания нет ничего случайного или ненужного. Когда молодые входят в храм, им дают свечи. Они знаменуют собой пламенную любовь и её чистоту.
В древние времена перед таинством Венчания проводился обряд обручения. Молодожёны входили в храм и давали обещание перед Богом и Церковью связать свою жизнь друг с другом. Сейчас это обещание даётся в начале таинства Венчания.
На руки венчающимся надевают кольца, которые перед этим лежат на престоле Божием. Раньше жениху полагалось золотое кольцо (образ жених-солнце), а невесте серебряное (образ невесты-луны, малого светила по сравнению с солнцем). Но эта традиция сейчас не так часто соблюдается.
Священник меняет кольца с рук невесты и жениха трижды — во имя Святой Троицы, Которая их венчает. Кольца — знак вечности и неразрывности брачного союза, а обмен ими символизирует обоюдную готовность будущих супругов жертвовать всем ради другого. Будет ли кольцо гладким или шероховатым, с каменьями или без них, старым или новым, вопреки представлениям, распространяемым сегодня в народе, в символике таинства не имеет никакого значения.
На головы брачующимся священник возлагает венцы, богато украшенный головной убор, образ славы Божией и Царствия Божия. Муж — царь для своей супруги, но и жена для мужа — царица.
Во время венчания священник подносит молодым чашу, наполненную церковным вином — так называемую чашу общения. Троекратно из этой чаши отпивают муж и жена. У этой чаши несколько значений. Это знак радости и веселья. Также это напоминание о первом чуде Христовом — его Господь совершил на брачном пире в Кане Галилейской, превратив воду в вино (которое закончилось у молодых). Это знак и того, что в дальнейшей жизни молодые будут испивать общую чашу, отныне судьба у них будет общей.
Под ноги брачующимся постилают рушник. Он символизирует общую дорогу, по которой молодая семья будет идти. Теперь не у каждого своя дорога, а у всех общий путь.
В конце таинства священник соединяет руки жениха и невесты, обвязывая их рушником (знак, что теперь молодые — единое целое), накрывая своей епитрахилью, и обводит молодых три раза вокруг аналоя. Через руку священника они получают благословение на свой союз от самой Церкви.
Околоцерковный символизм
Не нужно додумывать или самим пытаться дополнить символизм действий, совершаемых во время таинства. Свечу задуло сквозняком или она упала — ничего страшного здесь нет, ваша вечная любовь не погаснет преждевременно. Не нужно гадать по таинству — это грех язычества, которое не подобает христианам. Как правило, во время этого важного события все волнуются. Могут упасть кольца, пролиться вино, жених или невеста упасть в обморок (особенно если в храме жарко и душно). На моей памяти много раз сознание теряли дружок или дружка. Что это означает в символике совершаемого таинства? Абсолютно ничего! Ничего страшного в этом нет. Если люди пришли с чистым сердцем просить благословения Божия, стоят и молятся Богу, не играет абсолютно никакой роли, упало что-то или не упало. Привносить своё в символизм таинства Божия — большой грех.
Часто молодые пытаются совершить свои какие-то обряды во время таинства: играют в игру, кто первым вступил на рушник или быстрее допил чашу, положил свою руку поверх руки другого. Господь не смотрит на эти моменты и не даёт главенство в семье в зависимости от того, кто первый что-то сделал. Не занимайтесь мистикой! Кто будет главой семьи, зависит от чисто психологических характеристик супругов. У кого-то характер жёсткий, у кого-то помягче. Есть те, кто любит доминировать, и те, кто предпочитает подчиняться в каких-то бытовых вопросах. Это ни в коей мере не зависит от того, кто первым наступит на полотенце или откусит больше от каравая.
Не нужно до или во время таинства придумывать какие-то свои обряды: смотреть или не смотреть друг другу в глаза, признаваться в любви, глядя в колодец, или оплакивать свою незамужнюю жизнь…
Красивый обряд, оберег или…?
Не секрет, что для многих венчание — это просто красивый обряд или дань традиции. Венцы, вино, кольца, свечи, пение хора — это всё, и правда, очень красиво. При этом зачастую брачующиеся не имеют никакого молитвенного настроя и не отдают себе отчёт в том, что сейчас будет происходить, что Дух Святой будет невидимо сходить на них и освящать будущую семью. Люди входят в храм и веселятся, фотографируются. Но это не просто обряд или ритуал, а таинство, то есть очень серьёзная вещь. В молитвах таинства Венчания священник будет испрашивать благословения Божия для этой семьи. При этом очень важна молитва самих брачующихся.
Многие прибегают к венчанию, рассчитывая, что впредь они не будут болеть, ругаться и у них не будет в жизни никаких искушений. Господь даёт Своё благословение, но как люди будут жить, вести себя в браке, зависит сугубо от них. Наша жизнь устлана не только розами. В ней всегда будут какие-то горести, проблемы, и нужна будет не только любовь, но и жертвенность, терпение, смирение своей гордыни. Об этом и говорится в таинстве Венчания. Если бы было так, что повенчались — и прожили крепким браком всю свою жизнь, — тогда бы люди не были людьми.
Все проходят через ошибки, у каждого есть страсти, но если человек живёт с Богом, ему будет легче это преодолевать. Те же, кто проводит свою жизнь без Бога, не избегут серьёзных искушений, и венчание не защитит такой брак от них. Но относиться к таинству не как к благословению Божию, а как к оберегу — грех.
На всю жизнь
Венчание — это на всю жизнь. Ведь, когда мы рожаем ребёнка, мы понимаем, что он будет ночами не спать и с ним будет очень тяжело? Но мы к этому готовимся. Точно так же и в венчании: рождается новый брак, и назад уже пути нет. В Церкви нет «развенчания». Часто люди спрашивают: как развенчаться? Ответ здесь простой: никак. Венчают навсегда. Кто может отменить благословение Бога? Никто.
Бывают ситуации, когда людям приходится вступать во второй брак. Церковь со снисхождением и любовью относится к таким людям. Над ними совершается особый чин венчания «о второбрачных». Такая пара должна подать прошение на имя правящего архиерея, и он рассмотрит причину, по которой кто-то из брачующихся хочет вступить второй раз в брак. Причины, когда Церковь разрешает это, бывают разными. Например, один из супругов остался вдовцом или развёлся не по своей инициативе. В единичных и исключительных случаях допускается и третий брак.
Чин «о второбрачных» отличается от первого венчания отсутствием молитв о целомудрии и некоторыми другими моментами. Над теми, кто уже прожил долгое время в первом браке и решил повенчаться, они тоже не читаются. Тем, кто пришёл венчаться после первого или второго брака, не нужно стоять с потухшими глазами и покаянным, скорбным видом. Свечи будут гореть, хор будет петь, а невеста может надеть свадебное платье.
Как подготовиться к венчанию?
Молодым нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Исповедь должна быть не формальной, а генеральной. Три дня молодые соблюдают строгий пост перед Причастием и готовятся к исповеди.
Можно венчаться невесте не в свадебном платье, а просто в чём-то светлом. Костюм жениха также может быть не свадебным. В храме не допускается мини-юбок, чересчур обнажённых нарядов. Молодые должны помнить, что будут стоять перед алтарём, перед священником, перед Самим Господом Богом. Принято венчаться в белом платье — символ чистоты, светлой радости. Но Церковь не регулирует цвет платья. Жених тоже может прийти в чёрном костюме, светлом или любого цвета — роли это не играет.
Мы живём в сложное время, когда у многих хватает денег только взять платье напрокат. Ничего плохого я в этом не вижу. То же касается и костюма жениха. Не играет роли, носил ли кто-то до вас эти наряды, видел ли невесту в этом платье жених. Церковь таких примет не знает.
Однако кольца (как и крестик для таинства Крещения) лучше должны быть новыми. Неправильно брать кольца родителей, которые живы на момент совершения таинства. Кольца кладутся на престол и Господь освящает их именно для этого брака, для этих жениха и невесты. Необязательно они должны быть золотыми. Это может быть самый простой металл.
Шляпка на невесте не очень совместима с венцом, который будет надеваться на неё. Более предпочтительна фата. Она означает целомудрие. Но женщина в возрасте или в положении будет смотреться в фате несуразно.
Вопреки народным суевериям, фата не должна скрывать от жениха лицо невесты. Нет никаких запретов использовать фату, уже бывшую в использовании. Фата после таинства Венчания — это не оберег. Не нужно её вешать на стену или накрывать ею коляску с новорождённым ребёнком.
Бросание букета, выпускание голубей, надкусывание каравая, посыпание молодых деньгами и прочим — всё это не более чем народные традиции. Запасаться для венчания голубями, орлами или пингвинами не нужно. Также не имеет значения, по какой дороге будут ехать молодые и на чём они приедут.
Как проводить день после венчания?
После этого таинства положено веселиться, радоваться этому торжеству, созданию новой семьи. Разумеется, выпивая и празднуя, молодые, которые только что повенчались, должны сохранять человеческий и христианский облик. Если мы откроем Евангелие, то увидим, что Своё первое чудо Спаситель совершил на браке в Кане Галилейской. Там было веселье, люди радовались и пили вино, но оно подошло к концу. Тогда Господь претворил в вино воду для того, чтобы радость праздника продолжилась.
Протоиерей Николай Марковский
Алексей Шевцов: «Дети невенчанных браков несут на себе грехи своих родителей»
Сколько раз можно венчаться в церкви и разрешено ли нырять в купель без креста
В канун Нового года в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором по обыкновению церковные люди обсуждали складывающуюся практику и как к такой практике следует относиться. Один из таких вопросов, к примеру, касался того, сколько раз разрешается человеку венчаться.
Иордань на реке Уде. 2017 год. Фото: russianstock.ru
. Вопрос стал особенно злободневным после того, как Алла Пугачева повенчалась с Галкиным, что вызвало в соцсетях весьма бурные обсуждения. Сколько раз можно венчаться, вступать в брак, как быть с суррогатным материнством и прочими «новинками» жизни. Позволено ли без креста на шее нырять в прорубь? Есть ли это желание нашей церкви шагать в ногу со временем, или какие-то каноны на сей счет все же существуют, мы решили спросить у самих священников и прихожан.
Алексей Шевцов, священник:
— Венчание есть таинство освящения сложившегося брака, поэтому когда в церковь приходят люди, уже годами не живущие друг с другом, и просят их развенчать, я объясняю, что это невозможно. Если нет брака, значит, нечего и развенчивать. По поводу того, сколько раз православным дозволяется вступать в брак и венчаться, то, основываясь на принятом Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве 29 ноября — 2 декабря 2017 года документе под названием «О канонических аспектах церковного брака», получается, что разрешается венчаться до трех раз (к вопросу о Пугачевой). При этом церковь не одобряет «суррогатное материнство» как нравственно неоднозначное с православной точки зрения. Опять же важно понимать, что Собор — это не какой-то законодательный орган, а скорее дискуссионная площадка, на которой рассматриваются разные вопросы и вырабатываются некие единые практики, которые бы устраивали всех. В Бурятской и Улан-Удэнской метрополии работает специальная епархиальная комиссия по повторным бракам, которая рассматривает все такие случаи, и каждый такой случай индивидуален. На самом деле по вопросу венчания все зависит от священника, который должен удостовериться в искренности намерений мужчины и женщины, и взять на себя ответственность за их дальнейшую жизнь. Дело не в количестве венчаний. Священник может без всяких видимых причин отказать и в первом венчании людям, состоящим в первом браке, если не будет уверен в искренности их намерений. В случае с Пугачевой, видимо, священник был иного мнения, чем общество, и принял решение повенчать певицу.
Отец Евгений Седунов, председатель епархиальной комиссии по повторным бракам:
— Подобный вопрос мне недавно задали в группе «Батюшка онлайн». Дело в том, что дети в невенчанных браках несут на себе грехи своих родителей, и родители стали задумываться об этом. На вопрос я ответил, что каноны Русской Православной Церкви всегда стояли и стоят на пожизненной верности супругов, предписывают один брак и соответственно одно венчание. Насколько известно, для Пугачевой это уже пятый брак, второе венчание. Для творческих людей зачастую жизнь превращается в игру, когда самое святое и дорогое, не задумываясь о последствиях, они готовы сознательно выставлять напоказ.
Сам я состою в единственном браке, в моей семье воспитываются десять детей. Проповедуя всей жизнью своей семейные ценности, я просто не могу принять, когда в церковь приходят люди с желанием повенчать их второй, третий раз, хотя возглавляю епархиальную комиссию по повторным бракам. Однако комиссия эта имеет цель не «модернизировать» церковь, не привнести в нее послабления, как некоторые думают, а дать людям еще один шанс вернуться к вере. Вопреки расхожим представлениям, получить разрешение на венчание могут не все, кто угодно, а люди верующие, причащающиеся, исповедующиеся, наконец, пытающиеся молиться, доказавшие, что они достойны получить этот второй шанс. Бывает, что, рассматривая на комиссии такие заявления, мы предлагаем не венчание, а благословение для тех, кто намерен вступить в повторный брак, и пусть это не венчание, но тоже шаг навстречу тем, кто стремится жить в церкви.
Степан Лобозеров, писатель, прихожанин храма Иннокентия Иркутского (Прибайкальский район):
— Лично я за единственный брак. Вопрос, должна ли церковь идти в ногу со временем, весьма спорный. Западная церковь успешно движется по этому пути, пропагандируя толерантность, легализуя однополые браки и прочие новшества. С другой стороны, еще 100 лет назад, если один из супругов не давал другому развода или была другая весомая причина для этого (измены, невозможность иметь детей), брак не мог быть расторгнут. Когда отношения известного философа Василия Розанова с первой женой не сложились, церковь отказала ему в разводе. Розанов вынужден был незаконно жить с другой женщиной, там родились дети, и все эти обстоятельства легли в основу очень сложных отношений между философом и церковью.
Петр Степанов, директор Русского драмтеатра, прихожанин Одигитриевского собора:
— Было время, когда церковь отрицала Интернет, соцсети, а сегодня сама успешно использует все эти новинки. Если Пугачеву венчали второй раз, значит, наверняка это с кем-то согласовывалось. Другой вопрос, что часто к исполнению православных обрядов, того же ныряния в прорубь на Крещение, возникают вопросы. Когда люди окунаются в воду без нательного креста, ныряют с шумом, визгом, не крестятся, мы понимаем, что это скорее от незнания. Один раз наблюдал картину, как окунувшийся в купель осенил себя католическим перекрестием. Конечно, в таких случаях надо, чтобы рядом стоял батюшка и благословлял, объяснял. Тем не менее с каждым годом на Рождество в Одигитриевский собор приходит все больше прихожан так, что там уже негде яблоку упасть. Если раньше частенько среди прихожан кто-то дышал и перегаром после новогодних гуляний, то сейчас это уже практически не встречается, а значит, что-то в нашем обществе на самом деле изменилось.
Елисей Елисеев, протоиерей Русской старообрядческой церкви:
— Начнем с того, что купание в проруби не является частью церковного праздничного правила. Это относится к церковным традициям, известным давно, но получившим наибольшее распространение в 20-21 вв.
Эта традиция подобна народным гуляниям, что само по себе не есть плохо. До Петра I никогда не было в церковных правилах и церковной рождественской елки. Рождество Христа проходило в Иерусалиме, где елок нет. Все это привне-сено, намешано, носит характер шоу с тем, чтобы привлечь внимание людей.
А вот вырезать на Крещение полынью в виде креста считаю недопустимым или по окончании мероприятия крест нужно разрушать. Крест изображать на земле запрещают каноны церкви. Когда в купели купаются — уже вопрос, а потом по замерзшему крестом льду бегают собаки, люди попирают его ногами — это грех, провоцируемый самими священниками.
Что касается вторых венчаний, то у царя Ивана Грозного, к примеру, было три венчания (четвертое церковь не признала). Таким образом в церкви установлено канонами, что их может быть три. Если Пугачева венчалась второй раз, то это вполне допустимо. Но отдано это на усмотрение церковного чиноначалия.
Венчание – духовное основание семьи (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 4-я
Почему обязательно надо венчаться? Какова символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток? Что значит выражение «любить, как самого себя»? Как правильно понимать слова: «Жена да боится своего мужа»?
Здравствуйте, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика семейной жизни» продолжается, и сегодня мы поговорим о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым является Таинство венчания.
Таинство венчания можно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя нужно одухотворить, нужно посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья. Создание семьи – это всегда тайна: два совершенно разных человека становятся единым целым, но этот союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.
У меня в руках Требник – книга, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые совершаются на приходе: это как раз Таинство венчания, но также Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.
О важности венчания
Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.
Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак
Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.
Обручение
Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.
Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.
То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.
Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…
Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.
Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.
Венчание
Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.
Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.
Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.
Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.
Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».
Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.
О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.
Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.
Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.
Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.
Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его
Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.
Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.
Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.
Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены
Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!