что дает свидетельство переселенца
Что такое свидетельство участника Программы по добровольному переселению соотечественников и как его получить
С целью улучшения демографической ситуации в стране, а также для укрепления позиций на стратегически важных территориях Правительство Российской Федерации активно поддерживает Программу переселения соотечественников. Решение об участии в ней иностранные граждане, свободно владеющие русским языком и и воспитанные в традициях русской культуры, принимают добровольно, после оформления всех документов каждый из них получает свидетельство участника Госпрограммы по переселению соотечественников.
О программе переселения соотечественников
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена Указом Президента РФ 22 июня 2006 года. В первую очередь она направлена на улучшение социально-экономического развития различных регионов страны. При ее реализации государство принимает активное участие и оказывает всяческое содействие ее участникам и членам их семей.
Участие в Госпрограмме является одним из вариантов получения гражданства РФ по упрощенной схеме (без учета квоты), при этом участникам выплачиваются подъемные – денежные средства, направленные на обустройство на новой территории, размер которых зависит от региона заселения: на территории приоритетного заселения выплачиваемая сумма значительно больше, чем в других областях.
Для иностранных граждан, решивших переехать в Россию на постоянное место жительство, участие в этой программе – отличный шанс устроиться на новом месте.
Внешний вид свидетельства переселенца Госпрограммы
Согласно Указу Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289 (ред. от 14.06.2013), свидетельство участника Государственной программы переселения выдается сроком на три года.
Бланк свидетельства изготавливается по одному образцу с соблюдением всех правил и норм в соответствии с требованиями защиты полиграфических изделий уровня «Б».
Документ по всей длине корешка прошит нитью и состоит из обложки и 8 страниц бланка, на каждой из которых указан ее порядковый номер и присутствуют водяные знаки. Размер свидетельства – 88×125 мм.
Страницы 1 и 4 обложки документа изготовлены из светло-зеленого материала на тканевой основе, обладающего повышенной износостойкостью.
На странице 2 обложки представлен фрагмент из текста Государственной программы. На странице 1 бланка свидетельства размещены: надпись с указанием государства, изображение герба РФ и название документа. Снизу указывается общее количество страниц.
В нижней части каждой из страниц свидетельства указаны серия и номер бланка. Страница 3 обложки предназначена для указания персональных данных, в левой нижней части размещается фотография владельца свидетельства размером 35×45 мм, эта страница в чем разница» rel=dofollow»>страница заламинирована.
Страница 2 предназначена для отметки о постановке на учет в ГУВМ МВД РФ в качестве участника программы переселения соотечественников или члена его семьи. Отметка заверяется подписью должностного лица, если вместо штампа вносится запись, то и оттиском печати.
Далее на страницах 3-6 свидетельства ставятся отметки о выплатах и компенсациях.
На странице 7 вносится информация о членах семьи участника госпрограммы.
Страница 8 содержит сведения о дате выдачи свидетельства и сроке окончания его действия, а также наименование субъекта РФ, который был выбран для места постоянного проживания, а также подписи участника программы и руководителя государственного органа, выдавшего документ.
Какие права и гарантии дает свидетельство
Законодательством Российской Федерации установлено, что Госпрограмма переселения соотечественников наделяет ее участника и членов его семьи определенными правами и гарантиями со стороны государства, зависящими от выбранного региона заселения:
Конечно же, это далеко не весь список преимуществ, которые дает свидетельство переселенца, однако здесь собраны самые основные положения, наиболее важные при переезде в другое государство.
Критерии отбора участников программы переселения
Критерии, определяющие понятие «соотечественники», прописаны в первой статье Федерального закона от 24 апреля 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», согласно которому к соотечественникам относятся несколько категорий иностранцев:
Таким образом, участвовать в программе переселения соотечественников могут иностранцы, либо граждане РФ, которые постоянно проживают на территории другого государства, но хотят переселиться в РФ, либо соотечественники с иностранным гражданством, которые проживают на российской территории на постоянной или временной законной основе, а также мигранты, получившие здесь временное убежище.
Для участия в программе переселения существуют возрастные ограничения, например, соотечественник должен быть не моложе восемнадцати лет, также обязательным критерием отбора является требование относительно дееспособности ее участника.
Как получить свидетельство переселенца
Для того чтобы правильно и оперативно оформить свидетельство соотечественника, лучше заранее ознакомиться с необходимой информацией.
В какие органы обращаться
Первым делом при подаче заявки на участие в программе переселения соотечественников нужно знать, в какие инстанции именно ее следует подавать. Сразу необходимо отметить, что получить свидетельство о переселении можно как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами:
С помощью портала Госуслуг
Желающие принять участие в программе переселения могут также подать заявку через портал Госуслуг, нужно только предварительно зарегистрироваться на данном ресурсе и войти в свой личный кабинет.
В графе «Как получить услугу» указан электронный адрес, куда можно направлять заявление и приложенные к нему документы.
Готовый документ придется получать лично в том отделении ГУВМ МВД, которое вы выберите.
Необходимые документы
При подаче документов на территории России заявитель должен будет собрать оригиналы следующих документов вместе с их копиями:
Все документы должны быть переведены на русский язык и иметь нотариальное заверение.
Для соотечественников, подающих заявление за рубежом, пакет бумаг тот же, кроме документа о правовом статусе в России.
Стоимость оформления свидетельства
Услуга по оформлению свидетельства участника программы переселения предоставляется бесплатно, однако оплачивать перевод документов и заверение нотариуса придется самостоятельно.
Сроки предоставления услуги и действия свидетельства
Соотечественник, претендующий на участие в госпрограмме, получает соответствующее свидетельство не позднее, чем через два месяца со дня подачи и регистрации его заявления. При личном обращении в уполномоченные органы на подачу полного комплекта документов уйдет не более 15 минут.
Срок действия свидетельства составляет 3 года, по истечении которого соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, – статус членов семьи участника Государственной программы.
Программа переселения соотечественников: Видео
Что такое свидетельство участника госпрограммы по переселению соотечественников? Особенности документа
В целях улучшения демографической и экономической ситуации в отдельных регионах, Российская Федерация привлекает к проживанию на территории страны соотечественников, имеющих иностранное гражданство или являющихся апатридами. Это правильно. Любое государство должно быть заинтересованно в пополнении численности своих граждан за счет нерезидентов, хорошо владеющих русским языком и чтящих традиции страны.
Как оформляется статус соотечественника? Выдается специальное свидетельство, о котором и пойдет речь в данной статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Кто и где выдает документ?
Все зависит от того, где именно находится человек, имеющий право стать гражданином РФ на основании признания его соотечественником:
Сложно сказать, какой вариант будет являться предпочтительным. Наверное, большой разницы нет. Может быть, в посольстве будет меньше очередь, если будет вообще, и более внимательно отнесутся к желанию иностранца стать гражданином России. Все же, в УВМ МВД слишком большая нагрузка, поэтому, к сожалению, к некоторым делам сотрудники ведомства относятся довольно формально.
Как минимум, будет сэкономлено какое-то время. Подробнее о том, как встать на очередь и получить статус переселенца по программе соотечественников, вы можете узнать в этой статье, а какие документы для этого необходимо подготовить читайте здесь.
Как выглядит удостоверение переселенца?
Еще несколько особенностей:
Какую информацию содержит свидетельство? Она такова:
Таким образом, в документе содержится вся важная, с точки зрения законодательства, информация о соотечественнике.
Далее, на фото Вы можете увидеть образец удостоверения переселенца
На какое время выписывается?
Свидетельство переселенца выдается на 3 года. Никаких продлений не предусмотрено. Очевидно, что такие правила установлены для того, чтобы иностранец или апатрид, не являющийся чужим для России, быстрее стал гражданином страны.
Предполагается, что за указанный срок вполне можно осуществить все процедуры, необходимые для получения российского паспорта.
Если 36 месяцев прошло, то человек утрачивает свой особый статус. Это же происходит и с членами его семьи. Далее можно пробовать получить подданство РФ, но это уже придется делать, опираясь на иные основания, установленные в законодательстве, что, как правило, намного сложнее. Поэтому лучше не «тянуть резину». Нужно приложить все усилия, чтобы 3 года, в течение которых действует свидетельство, были потрачены не зря.
Что дает наличие бумаги?
В первую очередь, человек, имеющий на руках свидетельство, о котором идет речь, может рассчитывать на быстрое получение бумаг, дающих право беспрепятственно находиться на территории РФ – проживать в России. Это, пожалуй, самое важное. Не нужно:
Государство заинтересовано в том, чтобы иностранцы, не чуждые стране, становились россиянами. Учитывая это, соотечественники могут рассчитывать на следующее:
Таким образом, созданы все условия, чтобы иностранец, имеющий много общего с РФ, чувствовал себя в России, как дома.
Если срок действия подходит к концу
Можно ответить односложно на этот вопрос: поторопиться. Как отмечалось, возможность получения повторного свидетельства действующим законодательством не предусмотрена. Поэтому нужно предпринять все меры по скорейшему получению документов, дающих право законно проживать в стране в будущем. Иначе придется искать другие основания для получения подданства РФ.
Таким образом, свидетельство переселенца по государственной программе соотечественников – важнейший документ, который дает иностранному гражданину, приехавшему или собирающемуся прибыть в России, массу преимуществ перед другими иностранцами или лицами без гражданства, желающими стать подданными РФ.
Как переехать в Германию по статусу позднего переселенца: документы
Личный опыт получения разрешения на въезд
В сентябре 2017 года я получила разрешение на въезд в Германию. С ним я могу поехать туда и получить статус позднего переселенца и гражданство.
Я потомок этнического немца, поэтому могла претендовать на статус позднего переселенца. Чтобы получить такой статус, нужно иметь родственника-немца и документы, которые все это подтверждают: и национальность, и ваше родство. Еще надо знать немецкий язык.
В статье расскажу, кто такие поздние переселенцы, кто может претендовать на статус и что я сделала, чтобы получить разрешение на въезд в Германию в качестве позднего переселенца.
Кто такие поздние переселенцы
Поздние переселенцы — Spätaussiedler, читается как «шпетаусзидлер», — это потомки этнических немцев, которые раньше проживали на территории республик бывшего СССР, а после 31 декабря 1992 года выехали на постоянное жительство в Германию и получили гражданство этой страны.
В обиходе в Германии их называют просто русскими немцами — Russlanddeutsche — или возвращенцами, репатриантами.
Переселенцы выезжают на ПМЖ в Германию по закону об изгнанных и беженцах, который вступил в силу 19 мая 1953 года.
История переселенцев
В 1990-е и в начале 2000-х годов в Германию из бывшего СССР уехало более 2 млн человек. С 2006 года начался резкий спад — все, кто хотел, уже попытались переселиться в девяностые.
Но многие люди тогда не смогли уехать по программе поздних переселенцев из-за сложности сдачи языкового теста — шпрахтеста. Требовалось не только хорошо говорить на немецком, но еще и знать диалект, старые слова. Нужно было доказать властям Германии, что язык переселенец унаследовал от семьи, а не просто выучил на курсах.
Еще по тем правилам переехать могли только те, кто декларировал себя немцем с рождения. По разным историческим причинам для многих в СССР это было довольно сложно: например, во время Великой Отечественной войны и после нее людей притесняли по национальному признаку. Многие немцы в СССР предпочитали давать детям русские фамилии или вовсе скрывали национальность. Эти люди по программе поздних переселенцев переехать не могли, потому что не соответствовали формальным условиям.
Но 14 сентября 2013 года в силу вступили новые положения к закону о поздних переселенцах. Они упростили условия приема как самих поздних переселенцев, так и их родственников:
Изменения в законе вызвали новую небольшую волну переселенцев. В год из России в Германию стало переселяться около пяти тысяч человек. Я планирую войти в их число.
Как устроена программа переселения
Получение статуса позднего переселенца и гражданства Германии состоит из двух основных этапов.
Первый этап человек проходит, еще находясь в стране выезда: надо собрать документы, которые подтверждают национальность вашего предка, вашу национальность и ваше родство. Эти документы вместе с заявлением надо подать в Федеральное административное ведомство Германии — Bundesverwaltungsamt, или BVA. Ведомство проверяет документы и подтверждает, что человек имеет право на получение статуса позднего переселенца. После этого уже можно получать визу и переезжать в Германию.
Описание процедуры приема поздних переселенцев на сайте представительства Германии в России
Второй этап начинается после приезда в Германию. Переселенец регистрируется в центре приема поздних переселенцев и позже получает гражданство.
Кто может получить статус позднего переселенца
Главная задача будущего переселенца — документально доказать принадлежность к немецкой национальности.
В законе прописаны довольно жесткие и четкие условия, которым должен соответствовать человек, претендующий на статус переселенца:
Язык можно изучать любым образом: самостоятельно по учебникам, с преподавателем очно или по Скайпу, на языковых курсах.
Если у вас нет советского паспорта, вы не состоите в браке и у вас нет детей — то есть у вас нет никакого документа, где вы указываете свою национальность, — то закон позволяет вместо документов с собственной декларацией национальности предоставить сертификат Гете-института на знание немецкого языка B1. Это и будет считаться декларацией национальности.
Кто из родственников может ехать с вами
Получить статус позднего переселенца может основной заявитель, его супруг или супруга и их прямые потомки по нисходящей линии — дети, внуки, правнуки. Также в заявление можно включить супругов потомков и несовершеннолетних детей супругов, например ребенка от предыдущего брака. Брак должен длиться не менее трех лет.
Перевезти родителей, братьев, сестер, племянников, теть и дядь не получится. Они должны подавать документы самостоятельно, если подходят под условия программы переселения.
Все совершеннолетние родственники должны предоставить сертификат о знании немецкого языка Гете-института Start Deutsch 1. Это начальный уровень — A1.
Какие нужны документы
Идеального и единственно правильного пакета документов для поздних переселенцев не существует. Все зависит от вашей семейной истории и ситуации. Плюс BVA может запрашивать дополнительные документы.
Вот что нужно собрать обязательно:
Как получить сертификат на знание языка
Где искать документы
Вам нужны документы, где указана национальность вашего предка: свидетельство о рождении, о смерти, о браке или разводе, военный билет. Подойдут архивные справки, записи в метрической книге, церковные книги, где есть запись о его рождении.
В первую очередь поговорите с родственниками. Если есть родственники, которые уже переехали в Германию по программе поздних переселенцев, стоит обратиться к ним. Это может вам существенно помочь, так как они все эти документы уже собрали.
Попросите у родственников оригиналы или копии важных документов. Пусть они расскажут историю жизни вашего предка — где и когда он родился, где жил, где был во время войны и куда был переселен. Спросите, в каких еще документах он мог засветиться. Например, в справках о репрессии или реабилитации, в военном билете.
Документы ищите в загсах, архивах тех областей, где жил ваш родственник. Если он жив, но не может или не хочет сам получить документы в загсе, возьмите от него доверенность на получение. Если уже умер, понадобится свидетельство о его смерти и документы, подтверждающие ваше родство. С ними вы сможете самостоятельно обращаться в загсы и архивы и запрашивать нужные документы.
Если документы о рождении не сохранились — обратитесь в центральный архив того региона, где родился родственник. Там должна быть запись о его рождении.
Очень важные документы — архивные справки, справки о репрессиях по национальному признаку, справки о реабилитации. За ними нужно обращаться в МВД того региона, куда предположительно был выселен на спецпоселение ваш родственник.
Если в свидетельствах о рождении все русские
В советское время в графу «национальность» многие вносили: «русский». Немецкую предпочитали не афишировать.
Но BVA нужно, чтобы в документах кандидата в переселенцы стояла немецкая национальность. Если в вашем свидетельстве о рождении оба родителя указаны как русские или в графе «национальность» стоит прочерк, BVA может попросить сменить национальность в документах. По опыту моих друзей и знакомых, вероятность получить такой запрос высока.
В таком случае нужно прийти с заявлением о смене национальности в загс, где был выдан документ. Если загс откажется поменять национальность — возьмите письменный отказ и с ним идите в суд. Если откажет суд — отправляйте переведенный отказ суда в BVA
Как я собирала документы
Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оккупировали Одессу и область, семью моего деда разлучили — его отца, моего прадеда, выслали в трудовую армию, а мать с детьми, включая моего деда, немцы вывезли в Германию. После окончания войны всех вернули в СССР и определили на спецпоселение — сначала на Алтай, потом в Кемеровскую область.
С января 1956 года мои родственники были сняты со спецпоселения в связи с указом «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Но при этом в место своего довоенного проживания они вернуться не могли. В итоге они остались жить на Алтае.
До 2013 года, когда приняли поправки к закону о поздних переселенцах, я не подходила под условия программы из-за условия о декларации национальности — у меня не было документов, где было бы указано, что я немка. Еще я не знала немецкий язык из семьи. Но когда условия смягчили, я решила попробовать получить статус позднего переселенца.
Я знала историю своих предков, и с документами мне повезло: большая часть у меня и так была, еще часть мне передали родственники, которые уже переселились в Германию.
Вот какие документы я собрала.
Мое свидетельство о рождении с указанием национальности родителя-немца. У меня было свидетельство о рождении с пометкой «повторное», то есть выданное не в первый раз. BVA обычно просит объяснить, почему свидетельство выдано повторно. Предваряя такой запрос, я получила в загсе справку о рождении. В ней указано, какие изменения и когда вносились в книгу регистрации актов о рождении, какие свидетельства о рождении мне выдавались ранее.
Свидетельство о браке родителей — я брала в загсе свежую справку о заключении брака, чтобы была возможность проставить на ней апостиль. Зачем это нужно, я расскажу дальше в статье.
Свидетельство об установлении отцовства понадобится, если ваши родители зарегистрировали брак позже, чем вы родились, но отец записан в вашем свидетельстве о рождении. Оно тоже выдается в загсе по месту рождения. У меня как раз была такая ситуация.
Свидетельство о рождении отца у меня уже было.
Свидетельство о браке моих бабушки и деда. Чтобы поставить апостиль на это свидетельство, я съездила в область, где бабушка с дедушкой зарегистрировали брак. Сотрудникам загса показала документы, подтверждающие родство. Мне выдали справку о регистрации брака со свежей печатью, которую я потом смогла апостилировать. Помимо этого у меня была копия старого свидетельства о браке бабушки и дедушки, ее я тоже отправила со всеми документами.
Свидетельство о рождении деда — этого документа в оригинале у меня не было, а он очень важен. Но у меня была копия восстановленного и нотариально заверенного свидетельства советского образца. Я решила попробовать получить в архиве оригинал или хотя бы справку о рождении.
Дедушка родился под Одессой, поехать туда у меня не было возможности. Я удаленно обратилась в юридическую компанию в Одессе, которая предоставляла услуги по истребованию документов из загсов и архивов. Доверенность от меня не потребовалась, только ФИО дедушки и его родителей, дата и место рождения.
я заплатила за справку о рождении моего деда
Копия свидетельства о смерти деда тоже была у меня на руках.
Копии справок о репрессиях, реабилитации деда и прадеда. Для них запросы в МВД я не делала, поскольку у меня были копии архивных справок о нахождении на спецпоселении деда и прадеда и справка дедушки о реабилитации.
Копия моего российского паспорта и его перевод без нотариального заверения.
Доверенность на представителя в Германии — об этом подробнее расскажу дальше в статье.
Копия трудовой книжки — каждую страницу заверила у работодателя и отдала на перевод без заверения нотариусом.
Оригинал сертификата B1 Гете-института — все четыре модуля: Lesen — чтение, Schreiben — письмо, Sprechen — разговор, Hören — аудирование. Поскольку в моих документах не было собственной декларации — графы с национальностью, — я предоставляла в BVA сертификат Гете-института B1 — закон разрешает использовать его вместо декларации национальности.
Дополнительно я выслала в BVA копии документов, которые получили родственники как поздние переселенцы уже при регистрации в Германии.
я потратила на справки
Зачем ставить апостиль на документ
На документы, выданные после 1992 года, нужно проставить апостиль.
Апостиль — упрощенная форма легализации документов. Он нужен, чтобы ваш документ, выданный на территории России, имел такую же юридическую силу на территории Германии. Это квадратный штамп, который ставят на обороте официального документа или его нотариальной копии. Апостиль подтверждает, что лицо, подписавшее документ, существует, его подпись настоящая и право на эту подпись у него есть.
Апостиль можно поставить на оригиналы документов или их нотариально заверенные копии.
Я ставила апостиль на пять документов:
я заплатила за апостилирование документов
Помощь со сбором документов
Существуют компании, которые занимаются сбором документов для поздних переселенцев, заполняют анкету-заявление и подают документы в BVA. Если у вас есть деньги и вы не хотите тратить время и нервы на сбор документов, можно обратиться к ним за помощью. Еще они могут помочь, если у вас сложный случай. Но при этом вы вряд ли сможете контролировать результат и удостовериться, что все необходимое сделано правильно.
стоила помощь со сбором документов от юридической компании в 2015 году
Если решите обращаться за помощью к специалистам, ищите надежную компанию по отзывам в интернете и среди знакомых переселенцев. Если вы уже прошли этот путь и можете посоветовать такую компанию — приходите в комментарии.
Что делать, когда документы собраны
Не забудьте указать номер дела ваших родственников в BVA, если они уже уехали в Германию по этой программе. Это может существенно ускорить процесс. Можно приложить копии их документов — удостоверений позднего переселенца, — если они у вас есть: называются они Aufnahmebescheid и Bescheinigung.
У меня был номер дела моего деда, который переехал в Германию. Я сослалась на этот номер и написала, что оригиналы некоторых документов можно посмотреть в этом деле.
Как отправить документы в BVA
Документы с заявлением-антрагом нужно отправить в Федеральное административное ведомство Германии, оно же BVA. Адрес для подачи документов: Deutschland, Bundesverwaltungsamt, 50728 Köln.
Я заплатила 3500 Р за пересылку документов компанией DHL моему доверенному лицу в Германии.
Зачем нужно доверенное лицо
Доверенное лицо желательно по нескольким причинам.
Скорость пересылки писем. Письма по Германии пересылаются гораздо быстрее. Когда я отправляла документы, в Германии была забастовка сотрудников почты. Тем не менее все документы от моего доверенного лица до BVA дошли за пять календарных дней.
Подстраховка. Если в BVA откажут, у вас будет всего месяц, чтобы подать протест — он отсчитывается от момента отправления отказа ведомством. В течение этого срока ваш протест должен успеть дойти до BVA. Если все это будет происходить с участием Почты России, то в месяц вы, скорее всего, не уложитесь. А если у вас есть доверенное лицо в Германии, отказ пришлют ему — и вы быстро сможете подать протест.
Удобство. Доверенному лицу приходят вопросы или просьбы о дополнительных документах. Этот человек ведет переписку с ведомством на немецком языке, что пригодится, если вы не очень хорошо владеете письменным немецким. Доверенное лицо — полноценный посредник между BVA и заявителем, то есть вами.
Доверенным лицом может быть любой человек, проживающий в Германии, — ваш родственник, юридическая компания или адвокат, друг, просто хороший знакомый, которому вы доверяете. Важно действительно доверять человеку: он-то не несет никаких рисков, а вот вы в случае неправильного выбора рискуете остаться с отказом или не узнать, что ваше дело встало и не двигается, потому что от вас ждут ответ на вопрос или запросили дополнительный документ.
На выбранного человека нужно написать доверенность и приложить ее к комплекту документов. Вы в любой момент сможете ее отозвать, если больше не захотите иметь дело с доверенным лицом, и написать доверенность на другого человека.
У вас может не быть доверенного лица. Его наличие или отсутствие никак не влияет на исход дела.
я заплатила доверенному лицу за услуги
Ожидание
Итак, вы отправили антраг и теперь вам нужно дожидаться решения. После того как документы попадут в BVA, делу присвоят номер — это занимает примерно месяц. Можете написать на электронную почту BVA запрос, дошли ли документы и присвоен ли номер.
Прием документов и обработка заявления BVA бесплатны.
Пока BVA обрабатывает и проверяет ваши документы, сотрудники могут писать вам и задавать вопросы, просить прояснить какие-то нюансы или запросить дополнительные документы. Вы тоже можете писать на электронную почту ведомства и спрашивать о состоянии дела. Но слишком часто это делать не рекомендуется. Есть риск, что BVA в ответ будет писать вам стандартные отписки: «Большая загрузка, дел на рассмотрении много, ваше тоже рассматривается, дожидайтесь и не беспокойте».
Писать BVA можно на этот адрес: spaetaussiedler@bva.bund.de
Если у вас что-то изменилось, например адрес регистрации или места проживания, сообщите об этом в BVA. То же самое относится и к изменению семейного положения. Если за то время, что BVA обрабатывает документы, у вас родился ребенок или вы зарегистрировали брак, то можно включить новых членов семьи в ваше заявление о приеме. Напишите заявление на включение и вышлите в Германию свидетельство о рождении или о браке.
После того как ваши документы проверят, вам придет приглашение на шпрахтест — собеседование в консульстве. После проверки всех документов и прохождения шпрахтеста приходит решение о приеме в качестве позднего переселенца вас и ваших потомков.
Сроки ожидания. Раньше решения BVA люди ждали годами. Сейчас в среднем это занимает год-полтора.
У меня подготовка документов и параллельное изучение языка до нужного уровня заняли примерно 1,5 года. Когда получила сертификат B1, я отправила в BVA все документы и стала ждать. Через 2,5 месяца получила подписанное решение о приеме в качестве позднего переселенца. Думаю, что так быстро получила решение, поскольку указала в антраге своих родственников, которые уже уехали по этой программе, и приложила копии их документов поздних переселенцев. Но все ситуации индивидуальны и зависят от множества факторов, поэтому и сроки ожидания у всех разные.
Решение и параграфы
Если ответ BVA положительный, человек получит разрешение на прием в качестве позднего переселенца. Этот документ называется Aufnahmebescheid, читается как «ауфнамебешайд», сокращенно АВ. Документ на супругов и детей называется Einbeziehungsbescheid, читается как «айнбециунгсбешайд», сокращенно ЕВ.
Эти документы гарантируют, что в Германии заявителю, его детям и супругу или супруге выдадут статус позднего переселенца.
АВ — бессрочное разрешение, оно действует, пока жив основной заявитель. Он может поехать в Германию через месяц, через год, через 10 лет или на пенсии. А может вообще не ехать, АВ ни к чему не обязывает.
А вот супруги и потомки позднего переселенца, которые получили ЕВ, могут уехать только вместе с основным заявителем. Самостоятельно переселиться в Германию по этому документу они не могут.
Выезжающим поздним переселенцам и членам их семей присваиваются параграфы — это что-то вроде личного статуса.