что дает статус столицы региона

Путин перенес столицу Дальнего Востока. Зачем и кому это нужно?

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы региона

Зачем это делается?

Президентское правление

По мнению некоторых экспертов в области конституционного права, с точки зрения Конституции федеральные округа нарушают административно-территориальное деление РФ. Согласно Конституции, Россия – федерация. Каждый ее субъект обладает самостоятельностью во внутренних делах. Руководитель субъекта – избираемый жителями губернатор.

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы региона

Путин же назначил своих представителей в каждый регион. Они словно наместники находятся вне системы власти и подчинены лично президенту. Зачастую постпред в федеральном округе считается выше во властной иерархии, чем губернатор. Таким образом глава государства подчинил себе регионы, выстроил там прямое президентское правление.

Совсем недавно глава государства одним своим решением изменил территориальную принадлежность двух регионов с более чем 2 млн жителей. Жители Забайкалья и Бурятии вместо Сибири стали относиться к Дальнему Востоку.

Привилегии столицы

Все центры федеральных округов, кроме Пятигорска (столица Кавказа), находятся в крупных городах: в Москве (Центральная Россия) и Санкт-Петербурге (Северо-Запад), в Ростове-на-Дону (Южный) и Нижнем Новгороде (Приволжский), в Екатеринбурге (Уральский), Новосибирске (Сибирский) и Хабаровске (Дальневосточный).

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы регионаDepositphotos

Выслуживаются перед президентом?

С инициативой о переносе столицы ДФО еще в октябре выступил врио губернатора Приморья Олег Кожемяко. Он назначен на должность после провальных для власти сентябрьских выборов в регионе. Кожемяко выгодно, чтобы столица ДФО переместилась в его край, так как он окажется на виду у президента.

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы региона

Хабаровск не против

Источник

«Я всеми руками за, но зачем?»: горожане и политологи — о переносе столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток (ВИДЕОБЛИЦ)

Столицей Дальневосточного федерального округа может стать Владивосток, забрав этот статус у Хабаровска. С такой инициативой выступил врио губернатора Олег Кожемяко и сообщил, что в этом вопросе его поддерживает администрация президента. Полпред президента в ДФО – вице-премьер Юрий Трутнев также высказался в поддержку предложения. VL.ru выяснил, какие преимущества, по мнению экспертов, это по факту даст Приморью, и что о новом статусе думают жители Владивостока.

Что дает статус столицы федерального округа

Всего в России 8 федеральных округов, из которых Дальневосточный – самый большой по площади (6 169 329 квадратных километров) и при этом самый маленький по количеству населения (6 165 284 человека). В округах определены административные центры-города, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы. Административным центром ДФО в 2000 году стал Хабаровск. Там располагаются полномочный представитель президента РФ в ДФО, его аппарат и управления федеральных ведомств. Причем административный центр до определенного времени не являлся крупнейшим городом в федеральном округе. До 2015 года Хабаровск был меньше Владивостока:

«Когда определялись федеральные округа, политическая да и экономическая ситуация во Владивостоке оставляли желать лучшего, – рассказывает Виктор Бурлаков, кандидат политических наук. – За полгода до этого сняли Наздратенко, и в конечном счете череда скандалов повлияла на выбор. Конъюнктурные соображения имиджевого характера сыграли ведущую роль, и Хабаровск выглядел более привлекательным. Вероятно, поэтому и сделали его столицей. Очевидно, что в плане внешнеэкономического сотрудничества Владивосток предпочтительнее выглядит. Здесь проходил саммит АТЭС, сейчас проходит ВЭФ. Как порт он также представляет определенный интерес».

По поводу того, что даст жителям города новый статус, Виктор Бурлаков не выразил оптимизма:

«Принципиально, я думаю, это не повлияет на их жизнь. Разве что перенесут новые структуры, возможно, немного добавится рабочих мест. Вряд ли это будет что-то определяющее, так скажем. В имиджевом порядке, может быть, будут какие-то мероприятия. Но я бы не стал связывать будущее Владивостока только со статусом центрального города федерального округа».

С мнением Виктора Бурлакова согласен и другой политолог Вячеслав Беляков:

«Что касается эффекта – он скорее моральный. Ощущение своего величия, которое, по факту, мало что дает городу. Что дало признание столичного статуса Хабаровску – по большей части ничего. Кроме того, что там находится офис полпредства, никаких других преференций нет. Дополнительное столичное финансирование выделяют, конечно, на осуществление представительских функций, но это не те деньги, которые могли бы изменить жизнь города и края. Для иностранцев этот статус тоже не нужен. Здесь важны программы инвестиционные и программы развития».

Вячеслав Беляков отметил, что идее переноса столицы ДФО во Владивосток уже много лет и возникла она еще до того, как столицей выбрали Хабаровск. Однако политолог выразил сомнение, что дело доведут до конца:

«Практически каждый выборный цикл эта идея звучит и ни разу не была реализована. Надо понимать, что Хабаровский край – тоже стратегически важный регион для федерального центра. И несмотря на то, что сейчас такое политическое решение интересно перед выборами губернатора и помогло бы Олегу Кожемяко набрать популярность, тем не менее не факт, что оно может быть принято».

Инициативу о переносе столицы поддержали большинство опрошенных горожан и даже гость из Хабаровска.

Сергей, несмотря на место своего рождения, считает, что Владивосток лучше бы справился с ролью столицы и привлек бы больше инвестиций, однако выразил сомнение по поводу самой идеи.

«Я за всеми руками и ногами, только непонятно зачем. Это абсолютно не повлияет. Статус политический, не более», – отметил житель Владивостока Андрей.

С ним согласен и Глеб: «Мне кажется, Владивосток развивается больше, чем Хабаровск. Поэтому я бы поддержал эту инициативу. Мне как владивостокчанину было бы приятно».

А вот Александру все равно, перенесут столицу во Владивосток или нет, но он достаточно резко выразился о соседях: «Я жил в Хабаровске, это большая деревня, мне там не понравилось». На вопрос о том, повлияет ли это на жизнь в городе, ответил категорично: «Как воровали, так и будут».

К слову, большая часть опрошенных либо не смогли сказать, что даст городу новый статус, либо выразили сомнения в преимуществах, которые он принесет. Максим отметил, что Владивосток более раскручен в масс-медиа: «Это те же самые мосты, саммиты, ДВФУ».

Анна живет во Владивостоке 10 лет и уже влюбилась в город. Девушка предложила изящный выход из ситуации: «Нужно просто делать вторую столицу, чтобы всем было хорошо».

«Ну, наверное, статус дает какие-то привилегии», – в целом отметил общий уровень понимания вопроса Олег.

Не столица, а город федерального значения

В то время, как Олег Кожемяко отстаивает «столичный» статус, экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко призвал не переносить столицу федерального округа во Владивосток, а сделать его городом федерального значения. 11 октября, в свой последний рабочий день, он выступил перед депутатами с соответствующим заявлением:

«Тот опыт, который я получил, дает мне право на внесение предложений c тем, чтобы Владивосток со временем получил необходимый ему статус города федерального значения. Я прошу это глубоко осмыслить и не дать заболтать. Не допустить, скажем, создания ложного понимания статуса столицы Дальнего Востока. Это красивый лейбл, который позволит создать еще больше офисов, проводить еще больше совещаний, выполнять еще меньше продуктивной работы и уменьшить ответственность одного человека за успех и развитие города Владивостока. Прошу инициировать эту работу и успешно реализовать», – сказал глава.

Эксперты отметили, что эффект от такого решения действительно будет, но неоднозначный:

«Очень интересная инициатива, – сказал Вячеслав Беляков. – Фактически статус города федерального значения означает, что Владивосток станет отдельным субъектом Российской Федерации, таким же как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Инициатива очень логичная, потому что тот статус, который федеральный центр пытается примерить городу Владивостоку, конечно же, соответствует городу федерального значения. И здесь сильно меняются при таком раскладе и финансовая составляющая, и налоговая база. Однозначно можно сказать, что от такого решения Владивосток выиграет. А вот выиграет ли Приморский край без города Владивостока, который будет существовать отдельным субъектом, – большой вопрос».

Сложности в реализации подобной инициативы отметил и Виктор Бурлаков:

«Эта ситуация немного более сложная, чем просто перенос столицы. Скажем честно, идея не нова: обсуждалась еще в 90-е и периодически всплывала. Оценить экономические выгоды очень сложно – с одной стороны, да, городу это было бы полезно. Но край этого не допустит никогда. Владивосток является одним из доноров для краевого бюджета. Многие деньги поступают в край благодаря работе Владивостока».

Как отметил Виктор Бурлаков, возникнут сложности в реализации некоторых экономических проектов. Например, свободного порта Владивосток. Большой вопрос – как после признания Владивостока городом федерального значения будут распределяться средства в особых экономических зонах. К тому же признание Владивостока городом федерального значения потребует внесения соответствующих правок в Конституцию РФ.

Источник

Что даст Владивостоку статус столицы Дальнего Востока?

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы региона

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы региона

Врио губернатора Приморья Олег Кожемяко выступил с идеей переноса столицы ДВФО почти сразу после своего назначения на пост руководителя Приморского края.

«Владивосток — это восточные ворота страны. Безусловно, те проекты, которые сегодня являются основными драйверами развития всего Дальнего Востока, запущены именно во Владивостоке. Через Владивосток идут морские коммуникации. Там к саммиту АТЭС были построены хорошие мосты, хорошая транспортная логистика. Ежегодно проводится форум (Восточный экономический форум). Наличие портов, инфраструктура — все говорит о том, что дальневосточной столице быть во Владивостоке», — сказал Кожемяко.

Полпред президента РФ в ДФО — вице-премьер правительства Юрий Трутнев идею поддержал, поручив Минвостокразвитию и аппарату полпредства до 1 декабря подготовить полный доклад о преимуществах переноса столицы ДФО во Владивосток для президента страны Владимира Путина. Свое решение поддержать идею он мотивировал огромным превосходством Владивостока над Хабаровском по объему привлеченных инвестиций и количеству крупных инвестпроектов.

Поддерживают перенос окружной столицы во Владивосток и в Минвостокразвития.

«Приморье — лидер экономических процессов на Дальнем Востоке. Все экономические предпосылки для переноса столицы есть. Столичный статус принесет Владивостоку около 5 тысяч новых рабочих мест, а также ускорение роста инвестиций в ремонт дорог и социальную инфраструктуру. Минвостокразвития готово выделить Владивостоку целевую субсидию на улучшение социальной инфраструктуры», — сказал замглавы ведомства Александр Крутиков.

В пользу наделения Владивостока столичным статусом на совещании под председательством полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева высказались Министерство культуры и Дальневосточное отделение Российской академии наук.

По мнению Минкульта, Владивосток уже является культурной столицей макрорегиона и в ближайшие годы его влияние на культурные процессы на Дальнем Востоке будет только нарастать.

«В настоящее время ведется работа по реализации указания президента о создании во Владивостоке инновационного культурно-образовательного театрально-музейного комплекса. В составе этого комплекса предусматривается строительство концертного зала Мариинского театра на 1,1 тысячу мест, музейного комплекса с фондохранилищем и с активной работой четырех ведущих музеев России – Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Востока. Планируется создание Высшей школы музыкального и театрального искусства на 300 обучающихся. Кроме того, на острове Русский предусматривается создание филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. Чайковского и строительство здания для уже действующего филиала Академии русского балета им. Вагановой. Общая площадь этого инновационного культурного комплекса составит более 120 тысяч кв. метров. Мы считаем, что появление такого прорывного проекта в сфере культуры, безусловно, влечет за собой предпосылки для перевода столицы округа из Хабаровска во Владивосток», — рассказал на совещании директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

По словам вице-президента РАН, председателя ДВО РАН, академика Валентина Сергиенко, Приморский край, безусловно, является лидером макрорегиона, а Владивосток по факту является научной столицей Дальнего Востока.

«В настоящее время мы работаем над разработкой концепции развития дальневосточного отделения на перспективу. Среди приоритетных направлений исследование и освоение ресурсов Мирового океана, развитие компьютерных вычислений и обработки больших массивов данных, биотехнологий, робототехники, лазерная физика, химия, функциональные материалы. И большая часть этих работ сконцентрирована именно во Владивостоке, в институтах, которые расположены здесь. Основной упор при оценке нашего развития мы делаем на Приморский край, потому что именно здесь сегодня сконцентрирован наибольший образовательный потенциал. Он является основой для развития науки. Планируемые новые научные направления, к сожалению, нельзя развивать ни на Камчатке, ни в Магадане, ни в других регионах Дальнего Востока, потому что там отсутствует соответствующая образовательная инфраструктура. Здесь мы опираемся на ДВФУ», — рассказал Сергиенко.

Неоспорима роль Владивостока как экономической столицы Дальнего Востока, — считает заместитель проректора ДВФУ, доктор экономических наук Александр Абрамов.

— Владивосток является лидером Дальнего Востока по численности населения, по вкладу в региональный продукт, по привлеченным инвестициям. С экономической точки зрения Владивосток является бизнес-столицей. Название столицы ДФО будет констатировать то что есть и так», — говорит Александр Абрамов.

«Действительно, Владивосток фактически стал деловым и международным центром. Что касается формальных признаков — перенесения аппарата президента, я бы не ставил сегодня это вопрос во главу угла. Проблема транспортных пробок стоит стишком остро.

Что делать со стеснённостью, отсутствием территориального пространства? Возможно, на долгосрочную перспективу идея хороша, может быть, стоит в связи с этим подумать о перенесении центра города.

Считаю, что не нужно торопить события», — рассказал приморским СМИ директор Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин.

Признают де-факто сложившийся столичный статус Владивостока и хабаровские эксперты.

— У Владивостока свой статус, его никто не заменит — это центр Тихоокеанской России, ее столица. Владивосток является окном в Азию, представляет весь Дальний Восток и Россию в АТР. Он и так выполняет столичные функции, — говорит заведующий кафедрой социологии, политологии и регионоведения Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), доктор политических наук Илдус Ярулин.

Вместе с тем, в вопросе целесообразности переноса административной столицы мнения экспертов расходятся. По мнению Ярулина, инициатива о переносе столицы ДФО во Владивосток исключительно политическая.

— По сути столица ДФО сейчас находится в Москве, потому что основные решения принимаются там. И Козлов там сидит, и Трутнев. Ни во Владивостоке, ни в Хабаровске, а в Москве. Да сюда они приезжают, да какие-то мелкие структуры здесь сидят, которые информацию готовят, — говорит он.

Александр Абрамов не столь категоричен, по его мнению Владивосток может получить реальные преимущества, но только, если перенос столицы не станет «перевешиванием табличек».

— Принесет ли Владивостоку экономические выгоды столичный статус будет зависеть от самой программы переноса, какой она будет. Если просто таблички поменять, то будут только убытки. А если действительно будет программа переноса с преференциальными, программными, проектными, инвестиционными возможностями, то тогда будут значительные выигрыши. Мы находимся в Северо-Восточной Азии, но на Дальнем Востоке нет ни одного мегаполиса, а, тем более, мегалополиса. Я считаю, что Россия нуждается в возникновении на Дальнем Востоке мегаполиса, а лучше мегалополиса.

Если перенос столицы поможет создать такой город, то нужно переносить. Здесь должны возникнуть экономические, финансовые центры.

Если же этого не будет, то особых привилегий, кроме как поссорить нас со всеми дальневосточниками, ничего не получится, — считает эксперт.

Источник

Федеральный Центр возьмет под контроль региональные столицы

Нынешнее государственное устройство России изменят без правки Конституции

что дает статус столицы региона. Смотреть фото что дает статус столицы региона. Смотреть картинку что дает статус столицы региона. Картинка про что дает статус столицы региона. Фото что дает статус столицы регионаСенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников готовят еще один законопроект о дефедерализации. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Проекту закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ после первого чтения 9 ноября предстоит такая доработка, которая должна дать регионам определенные ответы на их многочисленные вопросы. Вряд ли стоит ждать каких-либо концептуальных изменений, но, возможно, все-таки прояснятся некоторые загадочные пассажи. Например, ст. 60, где говорится об особенностях публичной власти, в том числе на территории региональных столиц. Прямое прочтение данной нормы не оставляет сомнений, что это закладка под будущую возможность федерального Центра взять их под свой контроль – и управленческий, и финансовый, и политический. Если замысел действительно такой, то госустройство РФ останется федеративным только в тексте Конституции.

Даже название этой статьи законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова сформулировано крайне неоднозначно: «Особенности осуществления публичной власти на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ и на иных территориях». И если с последними все понятно – это всякого рода ЗАТО, зоны опережающего развития и инновационные центры, а также арктические территории, на которых объективно возможно и даже эффективно именно федеральное управление, то региональные столицы в этот ряд не слишком вписываются.

А если еще учесть тот факт, что вместе с ними через запятую идут федеральные территории, которые прямо управляются из Кремля, – например черноморский «Сириус», – то подозрения превращаются в уверенность. И ее только укрепляет конструкция самого проекта. «Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти на созданных в соответствии с федеральным законом федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», – гласит ч. 1 ст. 60. Вторая же ее часть указывает, что этим же пока отсутствующим законом могут устанавливаться «особенности осуществления полномочий органов госвласти субъекта РФ на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», равно как и на федеральных территориях.

То есть это очевидное указание на то, что не федеральному Центру будет разрешено оказывать влияние на столицы регионов, а именно последним позволят иметь в своих же административных центрах какие-то властные полномочия. Если это действительно так, то налицо реальный план по унитаризации пока еще федеративного государственного строя, который, конечно, на какое-то время останется в Конституции, но уже не будет действовать в реальности. Ведь сейчас даже по отношению к городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю – центральная власть не имеет каких-то особенных полномочий. Данный статус скорее выгоден самим этим особым субъектам РФ. Как предполагает «НГ», в проекте Клишаса–Крашенинникова делается некая закладка на будущее. Возможно, под преемника нынешнего президента, который не будет иметь безусловного авторитета в государственных делах, как его предшественник. «НГ» попросила экспертов пофантазировать на тему ст. 60.

Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила, что на неудачно прописанную формулировку закона надеяться не приходится, она сделана таковой сознательно. «Скорее всего речь идет о контроле за столицами регионов со стороны администрации президента, чтобы до конца встроить их в единую властную вертикаль», – считает она. По мнению Слабуновой, это делается в том числе и под президентские выборы 2024 года, к которым начали готовиться уже в 2020-м через принятие поправок к Конституции и обкатывание новых избирательных технологий. «Поскольку все протестные настроения аккумулируются преимущественно в столицах регионов, Кремль хочет взять их на особый контроль.

А губернаторы просто не в состоянии справиться с проблемами своими силами, карта регионов превращается постепенно в карту горячих точек – вот эту проблему и будут решать», – заявила «НГ» Слабунова. Кроме политической, она видит и финансовую составляющую: «Федеральному Центру проще контролировать распределение и расход ресурсов с самого верха, если давать все подряды своим структурам».

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов смотрит на ст. 60 так: «В законе реализуется желание президента выстроить вертикаль публичной власти. Поэтому идет планомерное уменьшение полномочий всей местной власти и увеличение полномочий власти федеральной. Но полномочия губернаторов урезать явно не будут, их просто разложат по полочкам. То есть у губернаторов останется меньше возможностей для маневра, но рычаги для принятия решений будут». Эксперт считает, что это и финансовое, и политическое решение. По мнению Куртова, изменения могут быть связаны с предстоящими выборами 2024 года, но в принципе это более универсальное решение: «Это классическое уменьшение рисков для политической системы и достройка вертикали. А Вавилонскую башню можно достраивать и совершенствовать всегда, конкретное время не имеет значения», – подчеркнул он.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что это будет дальнейшее «цементирование Федерации с целью избежать искушений сепаратистскими настроениями». По мнению эксперта, часть политического функционала губернаторов перейдет федеральной власти, а взамен губернаторам дадут более широкие полномочия в части экономики и социальной сферы. «Кремлю нет смысла делиться с регионами политическими полномочиями, есть цель построить единый организм, а не сохранять феодальные княжества», – заявил он. При этом Мухин не захотел привязывать происходящее к 2024 году, изменения явно нацелены на более долгую перспективу. Он напомнил, что на нужды регионов зачастую выделяются средства, которые не доходят до граждан, а возвращаются в бюджет. И теперь, судя по всему, губернаторам будет разрешено больше контролировать перетоки ресурсов с макроэкономического на микроуровень.

Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Здесь и политические, и финансовые мотивы. Когда размер кормушки сокращается, важно иметь доступ к любому ресурсу. А поскольку власть утратила поддержку активного меньшинства, что проявляется именно в столицах регионов, есть цель стреножить такую активность. То есть получается, что одновременно Кремль хочет взять под более жесткий контроль самих губернаторов, а тем – отдать под более жесткий контроль их же территории. Все это делается и под будущие федеральные выборы». По словам Обухова, губернаторов все больше делают винтиками машины управления и громоотводами, на них перекладывают ответственность, одновременно усиливая контроль за ними: «Это единая система удержания власти при помощи бетонирования вертикали».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что в законе «нет никаких случайностей, это отсылочная норма – закладка на будущее». Но он считает, что будущие президентские выборы здесь ни при чем, речь идет об усилении текущего политического контроля. «Власти в идеале хотелось бы, чтобы губернаторы и мэры были все от ЕР, тогда бы и вертикаль была достроена. И хотя сейчас контроль над территориями вроде бы есть, все-таки предусмотрена норма под всякие случайности. Например, мэром какой-нибудь столицы может стать несистемный оппозиционер – и тогда город можно будет просто взять под федеральное управление. Однако к власти может прийти и несогласованный губернатор от системной оппозиции – и тогда Кремль, наоборот, может предоставить более широкие полномочия системному мэру столицы региона «по просьбам трудящихся», – предположил Макаркин, напомнив, что во времена Ельцина такие ситуации уже возникали. «Сейчас через Госдуму при конституционном большинстве ЕР можно провести все что угодно, наверное, власть страхуется на годы вперед, чтобы свести разные риски к минимуму», – отметил он.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *