что дает статус сми
Плюсы и минусы регистрации интернет-сайта в качестве СМИ
Начну с того, что понятие «сетевое издание», о котором говорит нам закон «О СМИ» нельзя назвать полностью определенным. В статье 2 закона «О СМИ» Законодатель устанавливает его таким образом: «Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». При этом из данной нормы совершенно не ясно, что, а главное какие сетевые издания подпадают под «регистрацию». На уровне правоприменителя без юридических знаний и опыта исходя из данного определения можно подумать, что все сайты, интернет-издания подлежат регистрации в качестве СМИ. Какие могут быть последствия? Плюсы и минусы такой регистрации кратко изложены в данной информационной статье.
В продолжение темы «добровольности регистрации» вспомним ту же статью 8 Закона «О СМИ»: «Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом». В перечисляемых «случаях» освобождения от регистрации сетевые издания не значатся. Соответственно, при осуществлении деятельности редакции в сетевом издании без регистрации происходит нарушение закона. Значит, регистрация сетевого издания в качестве СМИ все же обязательна.
Обозначенную «ловкость рук» со стороны законодателя следует отнести больше к минусам, чем к плюсам в силу создания путаницы для правоприменителей.
Сетевое издание приобретает в некотором роде правовую защиту. Так, например, по смыслу статьи 16 обсуждаемого закона деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом. Здесь же стоит отметить, что сетевое издание как и иной интернет-сайт подпадает под действие закона «О рекламе». А значит, у сетевых изданий, помимо общей с иными сайтами ответственности добавляется ответственность, указанная в законе «О СМИ»: обязанность редакций по публикации опровержений, сотрудники наделены обязанностями журналистов, а также редакция становится подчиненной контрольным функциям Роскомнадзора.
Нельзя отметить указанные обстоятельства в качестве минусов, скорее тем самым можно подчеркнуть статус СМИ, дополнительную ответственность за размещаемый материал.
В случае регистрации сайта в качестве СМИ приобретается немало плюсов.
Основное, что хотелось бы выделить – освобождение от ответственности за нарушение прав третьих лиц. В законе приведен закрытый, но довольно широкий перечень случаев, за которые не отвечает ни редакция, ни редактор, ни журналист. СМИ будет освобождаться от ответственности за размещенные сведения, которые были указаны в интервью, материалах пресс-служб государственных органов, размещенных комментариев и т.п.
После регистрации в качестве СМИ сотрудники редакции приобретают не только обязанности, но и права журналистов, поэтому еще одним плюсом необходимо выделить возможность направление редакционных запросов. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять уполномоченные лица в семидневный срок. В случае невозможности предоставления запрашиваемых сведений в указанный срок органам может предоставляться отсрочка с объяснением причины продления срока. Подчеркнем, что ответ государственного органа на обычный запрос гражданина будут рассматриваться около 30 дней. Думается, что для любого издания такой срок может казаться «запредельным».
Еще одно особенное право, предоставляемое журналисту – это право на так называемую «анонимность информации», что означает право журналиста на размещение своих материалов за своей подписью, под псевдонимом или же вообще без подписи.
Редакция имеет право аккредитовать своих журналистов при государственных органах, иных организациях, что дает право присутствия на заседаниях, совещаниях таких организаций.
Для регистрации интернет-сайта в качестве СМИ не требуется много сил и терпения. В случае если в редакции меньше 10 журналистов появляется возможность заменить устав учредительным договором.
На сайте Роскомнадзора можно найти подробную информацию о размере государственной пошлины, а также о правилах регистрации сетевого издания.
Какие преимущества дает регистрация сайта как СМИ?
Николай, здравствуйте!
Благодарю Вас за внимание к нашему ресурсу. Тема регистрации электронного СМИ достаточно подробно расписана в интернете, достаточно вбить запрос в поисковом сайте. Пожалуй, отмечу основные преимущества зарегистрированного сайта как СМИ, которые мне удалось увидеть:
Правовой иммунитет. Наличие статуса СМИ дает Вашему ресурсу определенный правовой иммунитет. СМИ имеют государственные гарантии независимости своей деятельности, закрытие СМИ — это уголовное дело для инициатора закрытия!
Аккредитация. Аккредитацию на каком-либо мероприятии или в каком-либо месте получить может только журналист, а журналисты бывают только в СМИ. Вы сможете подать заявку в государственный орган или учреждение на аккредитацию. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими органами.
Право на получение информации. В соответствии с законом о СМИ Вы имеете право запрашивать информацию о деятельности государственных организаций и их должностных лиц.
Журналистская тайна. Журналист вправе не предоставлять сведения о своем анонимном источнике информации. Отныне Вы спокойно можете писать — «сообщил нам источник на условиях анонимности». Вы не обязаны раскрывать своего источника (за исключением требования из суда).
Защита авторских прав. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Таким образом, вы получаете обязанность других СМИ ссылаться на Ваш ресурс. Все материалы, размещенные на сайте, защищаются законом РФ «Об авторских и смежных правах».
Уведомление при изменении договора. Регистрация интернет-ресурса как СМИ полезна для всех операторов связи и интернет-магазинов, работающих по долгосрочным и изменяющимся договорам. Изменения в договор считаются опубликованными, если они находятся в СМИ, которым и будет Ваш сайт. В случае незарегистрированного ресурса пользователи смогут оспорить эти изменения.
Освобождение от ответственности. Вы не несете ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций: если они получены от информационных агентств; содержатся в ответе на запрос, либо в материалах пресс-служб госорганов или организаций; являются дословными цитатами официальных выступлений должностных лиц или распространены другим СМИ.
Права журналиста. В соответствии с законом о СМИ, журналист сайта, зарегистрированного как СМИ, имеет ВСЕ права журналиста: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать госорганы и организации; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам (за исключением материалов, составляющих гос- или коммерческую тайну); производить аудио-видео записи и кино-фотосъемку; и т.д. и т.п.
Свидетельство о регистрации. После регистрации сайта как СМИ Вы получаете свидетельство о регистрации средства массовой информации. Это официальный документ на гербовой бумаге. Как минимум — повышает достоинство владельца ресурса и помогает выделить сайт среди остальных. Как максимум — данный документ бывает необходим и может быть затребован Вашими рекламодателями или информационными службами.
Положительных моментов в регистрации интернет-ресурса как СМИ много. Думаю, найдется еще несколько, поискав в интернете. Отмечу, что регистрация сайта как СМИ осуществляется в добровольном порядке.
Удачи в делах!
Интернет-СМИ: плюсы и минусы
Средства массовой информации, в своем широчайшем значении, позволяют информировать население Земли о том, что происходит в мире. Принято считать, что в понятие СМИ входит каждый носитель информации, доступный массам: печатные периодические издания, радио и телевидение. Относительно недавно появился новый источник – Интернет-СМИ.
Интернет стал частью технологической, экономической и культурной революции. Однако изначально программа задумывалась как абсолютно защищенный способ передачи секретных данных. Спустя некоторое время Интернет стал глобальной виртуальной компьютерной сетью, предоставляющую каждому человеку пользоваться ее бесконечными информационными возможностями, получать и одновременно передавать информацию другим пользователям.
Количество интернет-юзеров к концу 2019 года составило свыше 4 млрд. человек. Интернет, в отличие от прочих СМИ, является свободной новостной площадкой. Можно ли было вообразить себе подобный феномен в далеком историческом прошлом, когда Юлий Цезарь в 6 веке до н.э. распространял рукописные новости о ежедневных военных и политических событиях или когда в XV веке Гуттенберг создал печатный станок, или даже в XIX веке в эпоху прорыва журналистики? Интернет-СМИ не только оказывает достойнейшую конкуренцию традиционным масс медиа, но опережает их по востребованности и развитии на несколько шагов.
Несмотря на то, что это самый молодой источник информации, популярность Интернет-СМИ растет, регулярно увеличивая аудиторию на миллионы человек. Главное преимущество данного средства заключается в возможности формирования индивидуального информационного портфеля. Иными словами, каждый пользователь сам выбирает новости, о которых он хочет знать. Это уникальная функция, которая не может быть реализована печатным изданием или традиционным выпуском новостей. На этом преимущества Интернет-медиа не заканчиваются.
Преимущества глобальной сети многочисленны, пишет источник. Если задать вопрос о плюсах Интернет-СМИ представителю молодого поколения, то вероятнее всего, о других источниках информации, более традиционных – телевидение или уже «бородатое» радио, – он отзовется как о «прошлом веке» или, если быть точнее, олд-скуле. Многочисленная аудитория Интернета только молодеет, а значит, востребованность такого рода СМИ только растет, чего не скажешь о ТВ. Статистика говорит о том, что большая часть слушателей и зрителей масс-медиа перешла на сторону Интернет-СМИ. Что привлекает аудиторию?
Если бы Интернет-СМИ были абсолютно безупречны, то необходимость в прочих видах средств массовой информации просто бы отпала. Поскольку телевидение, пресса и даже радио живы по сей день, это заставляет задуматься о том, насколько хорош Интернет, как новостной ресурс.
Мы живем в век информации. Казалось бы, за этим не стоит никаких проблем, тогда как на практике наиболее тревожной тенденцией является именно переизбыток информации. Большой поток инфо может быть также вреден, как и ее недостаток. Чтобы прочитать все новости, вышедшие за один день в Интернете, не хватит и всей жизни. История о «палке о двух концах», когда пространство перенасыщено новостями, но читать совершенно нечего. Причислять сеть к СМИ не совсем корректно.
Интернет гораздо шире определения средств массовой информации, хотя бы потому, что в нем присутствуют сами эти средства массовой информации, став неотъемлемой частью сетевого контента. На лицо – актуальность Интернет-медиа, тогда как традиционные средства стремятся всеми способами сохранить свою значимость. Однако Интернет не меняет порядок вещей, он лишь позволяет нам получать новости по-другому. При этом не стоит говорить о просвещении населения. Вряд ли глобальная сеть сможет превратить безразличных и неинформированных людей в активных граждан.
Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИ
Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, рассказывает об основных отличиях сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ и не зарегистрированных.
C 1 января 2017 года Яндекс изменил свои правила: в Топ-5 новостей на главной странице Яндекса, на главной странице Яндекс.Новостей (а также в новостных сюжетах, региональных и тематических рубриках) будет отображаться только информация, полученная от партнёров, которые являются зарегистрированными средствами массовой информации.
Статья 8 Закона РФ «О СМИ» гласит: сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Соответственно, обязанности регистрировать сайт в качестве СМИ законом не предусмотрено.
Логично, что большинство не зарегистрированных как СМИ сайтов озадачились вопросом о получении такого статуса. Однако не все главреды приняли решение направить заявление в Роскомнадзор, проанализировав и сравнив долю трафика с Я.Новостей с дополнительными требованиями, предъявляемыми законодательством к сетевым изданиям.
Например, частый случай у региональных издателей: уже есть зарегистрированное периодическое печатное СМИ, а сайт администрируется без такой регистрации. Получение еще одного свидетельства для них не всегда оправданно.
Сравнив по различным критериям отличия сайтов-СМИ от сайтов-не-СМИ, я понял, что неправильным будет говорить о плюсах и минусах регистрации сетевого издания. Потому что для каждого издателя такое решение будет разным, основанным на специфике своих ресурсов. Поэтому я внес в таблицу положения, по которым сетевые издания отличаются от обычных сайтов. Думаю, что такой сравнительный анализ поможет редакторам принять правильное для них решение.
Кстати, как сообщала начальник Управления разрешительной работы Роскомнадзора Татьяна Денискина на совещании в Роскомнадзоре по УрФО, регистрацией сетевых изданий занимаются лишь 3 специалиста центрального аппарата ведомства. Поэтому будьте готовы к возможным проволочкам, приняв решение регистрироваться сейчас.
№ п/п | Сайт без регистрации СМИ | Сайт как сетевое издание, СМИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Правовой статус, общие положения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | Если сотрудник выполняет обязанности журналиста для газеты, зарегистрированной в качестве СМИ и для сайта, не имеющего такого статуса, то в первом случае он является журналистом, а во втором нет (ст. 2 ФЗ «О СМИ»). Но есть и другие мнения. | Профессиональный статус журналиста распространяется: — на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; — на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 ФЗ «О СМИ»). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. | Нет редакции. | Есть редакция. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. | Нет ограничений по наличию иностранного капитала для учредителя. | Ст. 19.1 ФЗ о СМИ предусматривает ограничение в учреждении СМИ иностранным юридическим лицом, российским юридическим лицом с иностранным участием. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. | Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе». | Реклама размещается в соответствии с ФЗ «О рекламе». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. | Аналогичное требование отсутствует. Применяются общие правила о коммерческом обозначении, товарных знаках и т.п. | Название СМИ должно быть уникальным (ст. 14 ФЗ «О СМИ»). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. | Аналогичного требования нет. | Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей (ст.18 ФЗ «О СМИ»). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. | Ст. 29 Конституции: гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. | Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается (ст.3 ФЗ «О СМИ). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обязательные уведомления, сообщения, документы, информация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | Аналогичное требование отсутствует. | Необходимо иметь устав редакции или договор, его замещающий. Обязаны предоставлять их в Роскомнадзор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. | Аналогичное требование отсутствует. | При смене местонахождения редакции обязательно уведомление в 30-ти дневный срок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. | Аналогичное требование отсутствует. | При смене домена обязательно уведомление в 30-ти дневный срок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. | Аналогичное требование отсутствует. | Изменение периодичности с уведомлением 30-ти дневный срок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. | Аналогичное требование отсутствует. | Изменение объема с уведомлением 30-ти дневный срок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. | Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: • п 2. ст. 10. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона (досудебные меры по прекращению нарушения авторских прав), а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет»; Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИСравнительная таблица отличий между обычным сайтом и сетевым изданием поможет вам принять решение о регистрации сайта в качестве СМИ. Яндекс с 1 января 2017 г. изменил свои правила: в Топ-5 новостей на главной странице Яндекса, на главной странице Яндекс.Новостей, а также в новостных сюжетах, региональных и тематических рубриках, будет отображаться только информация, полученная от зарегистрированных средств массовой информации. Логично, что большинство не зарегистрированных как СМИ сайтов озадачилось вопросом о получении такого статуса. Однако не все главреды приняли решение направить заявление в Роскомнадзор, проанализировав и сравнив долю трафика с Я.Новостей с дополнительными требованиями, предъявляемых законодательством к сетевым изданиям. Частый случай у региональных издателей — уже есть зарегистрированное периодическое печатное СМИ, а сайт администрируется без такой регистрации. Получение еще одного свидетельства для них не всегда оправдано. Статья 8 Закона РФ «О СМИ» гласит — сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Соответственно, обязанности регистрировать сайт в качестве СМИ законом не предусмотрено. Сравнив по различным критериям отличия сайтов-СМИ от сайтов-не-СМИ, я понял, что неправильным будет говорить о плюсах и минусах регистрации сетевого издания. Потому что для каждого издателя такое решение будет разным, основанным на специфике своих ресурсов. Поэтому я внес в таблицу положения, по которым сетевые издания отличаются от обычных сайтов. Думаю, что такой сравнительный анализ поможет редакторам принять правильное для них решение. Кстати, как сообщала начальник Управления разрешительной работы Роскомнадзора Татьяна Денискина на совещании в Роскомнадзоре по УрФО, регистрацией сетевых изданий занимаются лишь 3 специалиста центрального аппарата ведомства. Дополнение: в процессе обсуждения вопросов с коллегами таблица может меняться.
Отвечаю на вопросы в Телеграм-чате. Больше полезной информации в Телеграм-канале.
|