что дает статус исторического поселения

Что дает статус исторического поселения

(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

3. Предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.

4. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к историко-культурному опорному плану исторического поселения обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный законом субъекта Российской Федерации, вправе утвердить границы территории соответственно исторического поселения федерального значения, исторического поселения регионального значения, не совпадающие с границами населенного пункта.

Источник

Статья 59. Понятие исторического поселения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 179-ФЗ статья 59 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 59. Понятие исторического поселения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 59 настоящего Федерального закона

1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

3. Предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 459-ФЗ в пункт 4 статьи 59 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

5. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к историко-культурному опорному плану исторического поселения обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 459-ФЗ в пункт 6 статьи 59 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 459-ФЗ в пункт 7 статьи 59 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный законом субъекта Российской Федерации, вправе утвердить границы территории соответственно исторического поселения федерального значения, исторического поселения регионального значения, не совпадающие с границами населенного пункта.

Источник

Интервью о жизни малых исторических поселений, их проблемах и преимуществах

что дает статус исторического поселения. Смотреть фото что дает статус исторического поселения. Смотреть картинку что дает статус исторического поселения. Картинка про что дает статус исторического поселения. Фото что дает статус исторического поселенияУхоженные старинные городки – и заманчивый объект для туристов, и предмет гордости страны. Но прежде всего это труд многих людей, направленный на сохранение историко-культурного наследия. Прошедший в феврале в Коломне форум с участием президента РФ поднял важную тему развития наших исторических поселений. О жизни поселений сегодня, об их проблемах и преимуществах «Культуромания» поговорила с Сергеем Рыбаковым, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

– Сергей Евгеньевич, давайте вначале определимся с терминологией. Когда мы говорим про исторические поселения, то какие населенные пункты имеем в виду?

– Исторические поселения в России – это, в основном, города, большие и малые – Санкт-Петербург и Гороховец. Но ими могут быть и поселки, и даже деревни. Например, в замечательном селе Крапивна живет всего 1000 человек и знаменитая Старая Ладога тоже является селом.

В советское время на территории Российской Федерации было более 400 исторических городов. Впервые Перечень исторических городов и населенных мест был утвержден в 1970 году и включал более 300 объектов. Потом он дополнялся, изменялся. Последний раз это сделали в 2002 году с принятием федеральной программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов».

В 2010 году вышел совместный приказ Минкультуры и Минрегиона «Об утверждении перечня исторических поселений», где их число резко ограничивалось до 41. Историческое поселение превратилось в режим ограничения застройки. Это нужно. Но властями, жителями, бизнесом это воспринимается только как ограничение для развития.

Сейчас в этом Перечне 44 поселения. Там нет Пскова, Великого Новгорода и многих других исторических городов. В конце прошлого года определены еще 86 населенных пунктов, которые являются кандидатами на этот статус. Я очень надеюсь, что в течение этого года Минкультуры или Правительство РФ выпустят соответствующий нормативный акт, и у нас в стране станет 130 исторических поселений федерального значения.

– Что дает городу или селу статус исторического поселения, кроме ограничений в строительстве?

– К сожалению, не дает ничего. Это только режим ограничения. Он позволяет сохранять не только памятники архитектуры, но и фоновую или средовую застройку. Это важно и нужно, но получается однобоко.

Движение, которое инициировано Ассоциация развития исторический поселений «Русская провинция», где я являюсь Председателем Правления, направлено на превращение исторических поселений из исключительно ограничительного механизма в инструмент развития. Ближайшая аналогия – это моногорода, по которым сегодня делается индивидуальный проект развития, создается и обучается команда, способная воплотить его в жизнь, обсуждается круг возможных инвесторов и так далее.

И я уверен, что для каждого исторического поселения тоже должен разрабатываться свой индивидуальный план развития. Пока экономика наследия в нашей стране отсутствует. Мы видим на проторенных туристических маршрутах, что туризм может дать прибыль для города, но это, как правило, города, которые уже давно в туристической теме: Санкт- Петербург, Ярославль, Суздаль. Многие города, которые могли бы развивать свой потенциал, к сожалению, пока не могут конвертировать в деньги свои преимущества.

– Представим, что индивидуальный план развития для каждого исторического поселения уже существует. Как заставить его работать?

– Я считаю, что такая работа должна быть налажена на уровне правительства. Это не проблема одного маленького городка.

Исторические города и населенные пункты обладают значимым историко-культурным наследием и выполняют очень важную общенациональную задачу: они сохраняют это наследие и через это сохраняют и формируют наше общенациональное самосознание. То есть они решают общенациональную задачу, но при этом располагают теми же ресурсами, что и все остальные небольшие муниципальные образования, у них нет никаких дополнительных финансовых, организационных, кадровых ресурсов. При этом из малых городов идет отток работающего населения. И зачастую там не хватает квалифицированных кадров, например, в нескольких исторических поселениях нет архитектора, потому что такой специалист там просто не живет! Это главное противоречие, и его нужно сейчас решать. Мы должны понимать, что исторические города и поселения не могут быть предоставлены сами себе. Я глубоко убежден, что организация всего этого процесса нужна на федеральном правительственном уровне.

Вторая тема по малым городам: они требуют межведомственного подхода. До сих пор это была проблематика Минкультуры: охранять памятники, чтобы они не разрушились, реставрировать их по мере возможности. Но нужно решать проблемы и по рабочим местам, и по инфраструктуре, по поддержке промышленности. Получается, чтобы решать такие задачи, мы должны привлекать ряд ведомств. Одно Минкультуры не справится.

Это проговаривалось и на форуме в Коломне. Предложения глав городов вошли в перечень поручений Президента РФ по итогам форума. Я озвучил предложение, что проблематику исторических поселений нужно сделать темой Правительственной комиссии по региональному развитию.

– Какие результаты достигнуты на форуме?

– Итогом встречи стал перечень поручений Президента, очень масштабный и содержательный. Впервые проблематика исторических поселений вошла в государственные документы. Предлагаются серьезные меры, люди на местах ждут серьезных решений. На Правительство возложена подготовка предложений по поддержке и мерам развития исторических поселений, и соисполнителем всего этого являются Ассоциация «Русская провинция».

Сейчас идет активная работа по подготовке предложений, которые должны будут рассмотрены на этой правительственной комиссии. И затем исполняться.

– Это предполагается сделать в текущем году?

– Да, это, безусловно, будет в текущем году. Срок исполнения перечня поручений – до конца июня. Надеюсь, в этом году состоится и заседание комиссии.

– На Ваш взгляд, какие у небольших городов могут быть преимущества и как их развивать?

– Мы видим, что люди часто уезжают из маленьких городов в крупные центры. И встает вопрос: «А как может конкурировать малый город с большим?»

Я думаю, только в маленьком красивом городке с тихими зелеными улочками, с сохраненным историческим обликом можно создать настоящую комфортную среду для жизни. И история города, его культурное наследие – это большой бонус. Но не только из-за туристов. Это ведь и средство к тому, чтобы из таких городов не уезжали жители.

– Как заставить этот маленький город работать на самого себя? Вообще это возможно?

– Самая основная проблема в том, что часто в малых городах просто некому работать. Я сталкиваюсь с тем, что в такие города не идут инвесторы. Причины две. Первая – это «убитая» инфраструктура. И бизнес не видит смысла строить гостиницу, если вокруг сплошные руины. Вторая касается возможного развития производства или промышленности: для их становления просто-напросто не хватает местной рабочей силы.

В перечне мер по развитию малых городов есть и поиск источников для бюджета. Например, налоговых, включая налог на доходы физических лиц. Для маленького города это катастрофическая проблема. Например, районные доходы формируются из налога на недвижимость и НДФЛ. Но у большинства жителей малого города, которые ездят на работу в соседний большой город, их НДФЛ не попадает в родной город, а остается по месту работы. Это несправедливо, и эту старую проблему пора решать.

Надо, наконец, что-то делать. Если ничего не начинать, то ничего и не будет происходить.

Есть еще одна проблема. Местные жители порой искренне удивляются, зачем к ним приезжают туристы, считая свой городок захолустьем. И нужно побороть эту апатию и неверие местного населения. Это важнее, чем разные управленческие решения, механизмы развития.

– Как же можно настроить людей на позитив?

– Во-первых, надо начинать реальные процессы. И организовывать их на примере исторических городов, которые смогли что-то изменить. Настрой людей очень важен. Люди должны собираться и вместе обсуждать с муниципальной властью свои проблемы, принимать общие решения. К сожалению, не везде сегодня это происходит. Муниципальная власть часто не близка с людьми, а самих не всегда волнует, что происходит в их городе.

Мы сейчас много говорим о патриотизме. В чем он? В том, чтобы любить свою родину, что-то делать для нее, стремиться быть полезным ей. Патриотизм складывается из любви каждого к своей малой родине.

У всех есть возможности улучшить свою среду вокруг. У кого есть власть, тот может организовать процесс, у кого деньги – может заняться благотворительностью, а у кого ни того, ни другого – тот может выйти из подъезда и убрать перед домом, объединиться с соседями и облагородить свой район. Люди могут очень многое!

– Какие примеры можете привести?

– Возьмем город Мышкин. Я не скажу, что там все идеально. Но в любом случае в Мышкине сделали с нуля туристическую историю своему городу, дошли до цифры в 200 тысяч туристов в год.

– Это заслуга администрации или предприимчивые люди попались?

– Вы знаете, всё вместе. Это началось благодаря местным краеведам, «фанатам» своего города, которые придумали Фестиваль «мыши». А потом это начало обрастать своими подробностями. Считаю, что огромную роль сыграла районная власть, которая взяла управление процессом в свои руки. Но я хочу обратить внимание: первый Фестиваль «мыши» был в 1996 году. То есть понадобилось 20 лет, чтобы выйти на сегодняшний уровень. Сейчас в Мышкине останавливаются теплоходы, есть прекрасная набережная и так далее. Но это каторжный труд. И просто так успехи не даются.

В законченном виде таких городов не так много. Можно назвать еще Плёс. Активно развиваются Ростов Великий, Касимов, Тутаев, Торжок. Такие точки есть, но им, как вы понимаете, очень тяжело.

– Что им может помочь?

– То, о чем мы уже говорили – целенаправленная политика сверху. Потому что это особенные города, которым надо помогать всячески, в том числе организационно, кадрово, а не просто привозить туда деньги.

И еще важно сподвигнуть людей заняться своим родным городом. Любовь к родине воспитывается как раз через изучение, познание своего края. И одно из направлений для этого – развитие массового краеведческого движения. Благодаря Проекту «Код русская провинция. Первый этап», который реализуется Ассоциацией «Русская провинция» совместно с администрациями городов Дорогобуж, Касимов, Кашин, Тутаев, мы как раз и увидели насколько жителям малых городов интересно участие в деятельности, связанной с изучением родного места. Жители «пилотных» городов приняли активное участие в мероприятиях Проекта – творческих и краеведческих конкурсах. Каждый участник Проекта смог по-новому взглянуть на родной город и внести личный вклад в создание краеведческой базы. Особенно важно, что Проект «Код русская провинция. Первый этап» является победителем второго конкурса 2017 года на предоставление грантов Президента Российской Федерации и реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник

Об утверждении Положения о порядке включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения

В соответствии с пунктом 6 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519; 2003, № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 27, ст. 3213; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5554; 2008, № 20, ст. 2251; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 51, ст. 6150; 2010, № 43, ст. 5450, № 49, ст. 6424; № 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4563; № 45, ст. 6331; № 47, ст. 6606; № 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7026; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6390; № 50 (ч. 5), ст. 6960; 2013, №19, ст. 2331) п р и к а з ы в а ю:

Утвердить Положение о порядке включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения согласно приложению 1.

Утвердить Перечень критериев историко-культурной ценности населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации согласно приложению 2.

Считать населенные пункты, указанные в Перечне исторических поселений, утвержденном совместным приказом Минкультуры России и Минрегиона России от 29 июля 2010 года № 418/339 («Российская газета» от 29 сентября 2010 года № 219), историческими поселения федерального значения с последующим утверждением в установленном порядке их предметов охраны и границ территории.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Г.У.Пирумова.

Приложение 1
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от ___________ 2013 г.
№ ___

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения

1. Настоящее положение определяет порядок включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения (далее – Положение).

2. Населенный пункт включается Минкультуры России в перечень исторических поселений федерального значения по предложению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

3. Предложения о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения вносятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с приложением следующих документов:

— обращение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы соответствующего муниципального образования, руководителя общественного объединения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

— материалы историко-культурных исследований, содержащие оценку соответствия критериям историко-культурной ценности населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации;

— проект границ территории исторического поселения федерального значения, в случае их несовпадения с границами населенного пункта;

— проект предмета охраны исторического поселения федерального значения;

— проект историко-культурного опорного плана исторического поселения.

4. Проект историко-культурного опорного плана исторического поселения подготавливается в форме электронного документа и заверяется простой электронной подписью лица, подготовившего такой план.

Проект историко-культурного опорного плана исторического поселения может быть изготовлен в форме документа на бумажном носителе, заверенного печатью организации, подготовившей такой план.

5. Минкультуры России рассматривает предложения о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения на основании сведений и документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

В целях всестороннего рассмотрения предложений Минкультуры России вправе направить их для заключения в подведомственные научно-исследовательские учреждения, а также в другие научные организации в сфере градостроительства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

6. По результатам рассмотрения предложений Минкультуры России в срок не более шести месяцев со дня поступления документов, указанных в пункте 3 Положения, принимает решение о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения и утверждает его предмет охраны либо об отказе включить такой населенный пункт в перечень.

7. Основанием для отказа во включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения являются:

— отсутствие в границах населенного пункта объектов культурного наследия федерального значения;

— несоответствие населенного пункта критериям историко-культурной ценности населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации;

— предложение представлено с нарушением требований настоящего Положения по составу представляемых документов либо наличие неполных, недостоверных или неточных сведений.

8. Информация о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, его предмете охраны и границах территории, в случае их несовпадения с границами населенного пункта, подлежит размещению на официальном сайте Минкультуры России в сети Интернет.

Приложение 2
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от __________ 2013 г.
№ ___

Критерии историко-культурной ценности населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации.

1. При включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений федерального значения рекомендуется использовать следующие критерии оценки историко-культурной ценности населенных пунктов, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации:

Сохранность планировочной структуры

Улично-дорожная сеть не имеет значительных (более 5%) отклонений от красных линий исторической планировки населенного пункта

Планировка кварталов не претерпела изменений, новые улицы, нарушающие композиционные принципы планировки отсутствуют

Второстепенные улицы и проезды частично утратили (не более 10% от планировочной структуры населенного пункта) свои размеры и направление

Сохранность объемно-пространственной структуры

Исторически ценные градоформирующие объекты, фиксирующие планировку и не нарушающие своим масштабом характер историко-градостроительной среды, составляют не менее 40 % застройки

Памятники и ансамбли федерального, регионального или местного значения, а также исторически ценные градоформирующие объекты составляют не менее 60 % застройки исторических кварталов территории населенного пункта

Процент зданий и сооружений, архитектурные качества, масштаб и облик которых несовместим с историко-градостроительной средой населенного пункта (диссонирующие объекты) составляет не более 10 % застройки исторических кварталов территории населенного пункта

Сохранность композиции и силуэта застройки, композиционно-видовых связей (панорам)

Соотношение утраченных зданий и сооружений, являющихся характерными для архитектуры данного населенного пункта и играющих определяющую роль в сохранении историко-градостроительной среды (акценты и доминанты) к сохранившимся составляет не менее 1/3

Сохранившиеся панорамы исторической застройки являются определяющими для облика населенного пункта; памятники и ансамбли, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации как памятники истории и культуры федерального значения являются главными элементами панорам

Силуэт исторической застройки является определяющим для облика населенного пункта, процент экранирующей застройки составляет не более 10 % территории населенного пункта

Сохранность участков исторических кварталов с характерным природным окружением составляет не менее 60 %

2. Основанием для оценки являются материалы историко-культурных исследований, дающие возможность оценить степень выполнения перечисленных в пункте 1 критериев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *