что дает статус города миллионника
Миллионники устарели. Как большие города теряют привлекательность для россиян
Хабаровск и Владивосток спорят, кто первым станет миллионником. Противостояние двух городов местные жители заметили давно, и в последнее время страсти накалились. Правда, специалисты считают, что мода на большие города прошла: в период пандемии многие разъехались по родным местам. Там в условиях удаленки можно жить, не теряя времени и денег на дорогу.
Хабаровск vs Владивосток
Хабаровск станет миллионником раньше Владивостока. Об этом заявил врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев в своем Telegram-канале.
«Хабаровск станет миллионником пораньше Владивостока. Экономический потенциал Хабаровского края и запланированные к реализации проекты позволяют это сделать тихо и без суеты», — заявил Дегтярев.
А до этого глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков сообщил о создании города-спутника, который так и будет называться — Спутник. Он уверен — если объединить Владивосток с Артемом, построить там город-спутник и привлечь туда порядка 300 тысяч человек, то на Дальнем Востоке появится первый город-миллионник.
Это не первый виток конфликта между руководством городов. Еще в мае этого года Дегтярев на форуме «PrоДФО — Хабаровский край» заявил, что федеральный центр вот уже 10 лет усиленно финансирует Приморье. Он же предложил проводить Восточный экономический форум в разных городах Дальнего Востока.
«Ну хватит уже. Эти ресурсы можно и нужно вкладывать в другие регионы ДФО, в том числе в Хабаровский край. Это такой посыл. Мы знаем, как их эффективно использовать, без дыр в полу», — подчеркнул Дегтярев.
Статус «родом из СССР»
Стремление к большим городам идет еще из СССР. Об этом в разговоре с «360» заявил урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.
Это считается каким-то суперкрутым достижением. В советские годы была практика подарка городу в виде метрополитена при достижении миллионного жителя. Это как-то осталось в головах политиков и используется как предвыборное обещание, как элемент политической борьбы
Собеседник отметил, что города постоянно находятся в конкуренции за человеческий капитал. Во всем нормальном мире эта конкуренция происходит на уровне качества благ, доступности и качества жилья, транспорта, например. Никто не поедет в город-миллионник просто за большим количеством соседей.
«Иногда политики в погоне за званием города-миллионника идут на все что угодно. Например, начинают присоединять дополнительные поселки, включать их в состав муниципалитета. И это порочная практика на самом деле. Города у нас скорее бедные, чем богатые. У них не хватает средств на обновление и поддержание уже существующей структуры. Бездумное присоединение новых территорий сильнее размывает бюджет — нагрузка становится сильнее, без отдачи», — пояснил Гершман.
По его словам, в долгосрочном плане это приводит к печальным последствиям. Правда, зачастую чиновники не загадывают даже на пять лет вперед.
Звание миллионника как повод для финансирования
При этом специалист по транспортному развитию территорий из Института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников рассказал «360», что звание миллионника для того или иного города становится поводом для получения дополнительного финансирования.
«Никакой другой причины нет. Почему там не может быть 950 тысяч, например? На самом деле миллион — удобная штука. Ощущение того, что ты достигнешь миллиона и на тебя польется золотой дождь, будешь более значить, оно существует, поэтому города к этому стремятся», — отметил он.
Резников указал, что с ростом населения в России сейчас не все хорошо. Поэтому неизвестно, откуда набирать людей для пополнения жителей города. Но большие населенные пункты — это традиционно места развития. Так что расти, уверен собеседник, они будут, но вопрос — как быстро.
Тренд на переезд в маленькие города
Гершман подчеркнул, что раньше все стремились в Москву и Санкт-Петербург, так как в этих городах много возможностей: образование, карьерный рост и так далее. Но, по сути, та же столица была и остается довольно агрессивным городом. Роль играют и экология, и время на дорогу, и стоимость проживания, которая в Москве выше, чем в других городах.
Другие города России понемногу улучшают качество жизни. И в период пандемии при условии удаленной работы многие начали уезжать в родные города.
«Там можно жить, теряя куда меньше здоровья, времени и денег, получая ту же самую московскую зарплату. Этот тренд наметился еще до пандемии на самом деле. Просто коронавирус ускорил этот процесс», — заключил собеседник.
В пандемию из Москвы, например, многие переезжали в Подмосковье — там лучше экология, дешевле квартиры, но при этом есть доступ ко всем услугам и развлечениям.
Что дает статус города-миллионника: пережиток прошлого и точка на карте
В России пройдет перепись населения
В России регулярно проводятся переписи населения, в ходе которых не только смотрится численность населения в общем, но и по муниципальным образованиям в частности. «ФедералПресс» разобрался, насколько важен этот статус для городов.
Перепись населения, по сути, помогает понять, в какие города идет миграция населения, а откуда жители продолжают убывать. Администрации городов «на грани миллионника» традиционно много внимания уделяют процедуре присвоения статуса. Например, в Волгоградской области идут споры о реальной численности региональной столицы, так как многие уехали, сохранив прописку, а значит, и поддержав статистику. В Краснодаре ситуация складывается иначе, город давно «перерос миллион», а многие еще и проживают без местной регистрации. Но многие города Южного и Северо-Кавказского федеральных округов даже и не мечтают получить такое количество жителей.
Еще в советское время получение статуса города-миллионника давало много преимуществ. Например, выделялось дополнительное финансирование по ряду направлений, в том числе и на строительство метро. Однако, все это осталось в прошлом.
Если говорить о строительстве социальных объектов, то их финансирование и расчет также никак не зависит от статуса города. При определении необходимости возведения, например, детского сада или больницы учитывается плотность заселения соответствующей территории.
Впрочем, статус города-миллионника может помочь в плане перераспределения налогов в бюджеты других уровней, сохранив в своем, например, большую часть НДФЛ. Правда, это одновременно приведет и к росту финансовой нагрузки.
Поэтому статус города-миллионника лишь потешит амбиции градоначальника и главы соответствующего региона. Ну и город получит на карте «точку» увеличенного размера.
Впрочем, главным показателем города-миллионника является его востребованность среди жителей, в том числе и из других регионов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты
Города-миллионники, за исключением столичных мегаполисов, необоснованно остаются на периферии национальной экономики. Их экономический потенциал не позволяет раскрыть существующая система регулирования. Получив дополнительную степень экономической свободы за счет присвоения статуса «город федерального значения» и соответствующие фискальные ресурсы, города-миллионники могут стать новыми локомотивами социально-экономического развития как на региональном, так и на макро- уровне.
Экономическое развитие внутреннего пространства России находится в состоянии покоя, которое лишь консервирует и усиливает проблемы, среди которых массовая дотационность регионов и муниципальных образований, ослабленность экономических связей между территориями, их избыточная социально-экономическая дифференциация.
Развитию регионов нужен крепкий импульс, имеющий под собой не «создание благоприятных условий», а реальные экономические рычаги и финансовые ресурсы. На наш взгляд, внутренним драйвером для экономического роста является перераспределение фискальных потоков и усиление экономической мощи 13 городов-миллионников, обладающих по умолчанию крупными рынками сбыта, трудовыми ресурсами: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград. Приобретая дополнительные экономические, инвестиционные возможности, города-миллионники получают шанс стать точками роста в федеральных округах, могут запустить конструктивный межрегиональный перелив инвестиций и человеческого капитала.
В инструментальном плане вывод 13 городов-миллионников на более высокую позицию возможен при установлении в их отношении статуса «город федерального значения». Данный маневр перераспределят фискальные потоки из региональных бюджетов в пользу городов-миллионников и, таким образом, увеличивает доходную часть городских бюджетов. В первую очередь, перераспределение затрагивает следующие крупные налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на имущество организаций.
Как изменится доходная часть города-миллионника, если он получит статус города федерального значения?
В основе методики оценки дополнительных доходов городского бюджета в результате получения городом статуса «город федерального значения» лежит вклад города-миллионника в экономику материнского региона. Этот вклад оценивается как среднее арифметическое доли города в объеме инвестиций по региону и доли города в численности населения региона (таблица 1).
Таблица 1 – Вклад городов-миллионников в экономику материнских регионов, 2013 год.
№ | Город | Доля населения города в численности населения региона, % | Доля инвестиций города в объеме инвестиций региона, % | Вклад города-миллионника в экономику материнского региона, % |
---|---|---|---|---|
1 | Новосибирск | 56,7 | 49,2 | 53,0 |
2 | Екатеринбург | 33,5 | 32,4 | 33,0 |
3 | Нижний Новгород | 38,8 | 29,1 | 34,0 |
4 | Казань | 31,0 | 20,8 | 25,9 |
5 | Челябинск | 33,5 | 29,2 | 31,4 |
6 | Омск | 59,1 | 59,4 | 59,3 |
7 | Самара | 36,5 | 31,5 | 34,0 |
8 | Ростов-на-Дону | 26,1 | 37,3 | 31,7 |
9 | Уфа | 26,9 | 25,1 | 26,0 |
10 | Красноярск | 36,3 | 18,4 | 27,4 |
11 | Пермь | 38,9 | 51,1 | 45,0 |
12 | Воронеж | 43,6 | 34,0 | 38,8 |
13 | Волгоград | 39,6 | 38,1 | 38,9 |
Величина указанного вклада применяется для выделения из регионального бюджета приходящихся на город-миллионник фискальных потоков по налогу на прибыль организаций, акцизам и налогу на имущество организаций.
Для оценки дополнительных доходов городского бюджета от НДФЛ работает более точная схема. В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет города-миллионника, имеющего статус городского округа, зачисляется 15% от всего объема НДФЛ, уплачиваемого зарегистрированными на территории города налогоплательщиками. Остальные 85% налога зачисляются в региональный бюджет (статья 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основываясь на данных параметрах, определить зачисленный в региональный бюджет объем НДФЛ от городского населения не представляет сложности.
Ниже приведена формула, с помощью которой рассчитывается размер дополнительных налоговых доходов города-миллионника в статусе «город федерального значения»:
Исходные данные и расчетные значения WC приведены в таблице 2.
№ | Город | Налоговые поступления в бюджет материнского региона города-миллионника, млн.рублей (на 1 января 2014 года) | Налоговые поступления по НДФЛ в бюджет города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.рублей, 2013 год | Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Налог на прибыль организаций | Акцизы | Налог на имущество организаций | ||||
1 | Новосибирск | 21 888,03 | 14 109,04 | 9 988,13 | 12 205,00 | 93 587,30 |
2 | Екатеринбург | 46 355,63 | 13 245,94 | 15 738,51 | 10 377,00 | 83 429,30 |
3 | Нижний Новгород | 24 184,25 | 12 498,21 | 10 354,88 | 6 222,00 | 51 230,30 |
4 | Казань | 51 165,82 | 16 862,36 | 18 091,82 | 5 172,00 | 51 710,90 |
5 | Челябинск | 17 460,41 | 9 951,01 | 12 990,45 | 6 198,00 | 47 848,90 |
6 | Омск | 11 839,09 | 12 956,20 | 5 161,66 | 4 697,00 | 44 403,10 |
7 | Самара | 39 446,19 | 16 541,11 | 12 622,43 | 9 153,00 | 75 195,70 |
8 | Ростов-на-Дону | 20 974,81 | 14 712,49 | 11 725,27 | 7 292,00 | 56 406,50 |
9 | Уфа | 31 854,23 | 17 106,23 | 9 788,77 | 4 719,00 | 42 101,60 |
10 | Красноярск | 38 335,01 | 9 626,14 | 15 708,33 | 7 371,00 | 59 343,60 |
11 | Пермь | 33 057,99 | 8 982,86 | 9 249,10 | 9 304,00 | 75 913,80 |
12 | Воронеж | 14 491,05 | 7 475,43 | 6 425,76 | 5 103,00 | 39 980,30 |
12 | Воронеж | 14 491,05 | 7 475,43 | 6 425,76 | 5 103,00 | 39 980,30 |
13 | Волгоград | 15 398,71 | 7 989,90 | 6 106,87 | 4 598,00 | 37 534,00 |
Проведенный сравнительный анализ фактических доходов городских бюджетов и потенциально возможных объемов средств, которые могут прийти в городскую казну при получении городом статуса «город федерального значения», показывает очень большой регуляторный потенциал предлагаемой реформы и качественно новые экономические возможности самих городов (таблица 3). Например, Омск, Самара, Пермь, Воронеж могут рассчитывать на 3-х кратный прирост доходной части городского бюджета. Остальные города, за исключением Уфы и Челябинска, получат 2-х кратный прирост бюджета.
Таблица 3 – Оценка масштаба дополнительных налоговых доходов для городов, приобретающих статус города федерального значения (оценки по данным за 2013 год).
№ | Город | Доходы бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.руб. | Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей | Процентное отношение дополнительных доходов бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения к доходам бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, % |
---|---|---|---|---|
1 | Новосибирск | 39 498 | 93 587,3 | 236,9 |
2 | Екатеринбург | 35 923 | 83 429,3 | 232,2 |
3 | Нижний Новгород | 22 951 | 51 230,3 | 223,2 |
4 | Казань | 21 845 | 51 710,9 | 236,7 |
5 | Челябинск | 29 900 | 47 848,9 | 160,0 |
6 | Омск | 13 857 | 44 403,1 | 320,4 |
7 | Самара | 21 875 | 75 195,7 | 343,8 |
8 | Ростов-на-Дону | 25 897 | 56 406,5 | 217,8 |
9 | Уфа | 23 227 | 42 101,6 | 181,3 |
10 | Красноярск | 29 092 | 59 343,6 | 204,0 |
11 | Пермь | 23 470 | 75 913,8 | 323,4 |
12 | Воронеж | 13 488 | 39 980,3 | 296,4 |
13 | Волгоград | 15 631 | 37 534,0 | 240,1 |
Приобретая права субъекта Российской Федерации, город-миллионник примет на себя и повышенные расходные обязательства. Однако резкий всплеск доходов городских бюджетов дает городским властям беспрецедентные инвестиционные возможности, которые можно реализовать с высокой эффективностью совместно с местным и приглашенным бизнесом, в том числе на условиях паритетного софинансирования проектов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00430).
Что дает статус города-миллионника: пережиток прошлого и точка на карте
В России регулярно проводятся переписи населения, в ходе которых не только смотрится численность населения в общем, но и по муниципальным образованиям в частности. «ФедералПресс» разобрался, насколько важен этот статус для городов.
Перепись населения, по сути, помогает понять, в какие города идет миграция населения, а откуда жители продолжают убывать. Администрации городов «на грани миллионника» традиционно много внимания уделяют процедуре присвоения статуса. Например, в Волгоградской области идут споры о реальной численности региональной столицы, так как многие уехали, сохранив прописку, а значит, и поддержав статистику. В Краснодаре ситуация складывается иначе, город давно «перерос миллион», а многие еще и проживают без местной регистрации. Но многие города Южного и Северо-Кавказского федеральных округов даже и не мечтают получить такое количество жителей.
Кто победит на праймериз «Единой России»: список фамилий по Кавказу и югу России
Еще в советское время получение статуса города-миллионника давало много преимуществ. Например, выделялось дополнительное финансирование по ряду направлений, в том числе и на строительство метро. Однако, все это осталось в прошлом.
Если говорить о строительстве социальных объектов, то их финансирование и расчет также никак не зависит от статуса города. При определении необходимости возведения, например, детского сада или больницы учитывается плотность заселения соответствующей территории.
Сколько стоит политика: финансовое состояние партий на Кавказе и юге России
Впрочем, статус города-миллионника может помочь в плане перераспределения налогов в бюджеты других уровней, сохранив в своем, например, большую часть НДФЛ. Правда, это одновременно приведет и к росту финансовой нагрузки.
Поэтому статус города-миллионника лишь потешит амбиции градоначальника и главы соответствующего региона. Ну и город получит на карте «точку» увеличенного размера.
Впрочем, главным показателем города-миллионника является его востребованность среди жителей, в том числе и из других регионов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Краснодар признали городом-миллионником. Что нам с этого?
В 225-й День города Краснодара руководитель управления Росстата по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Татьяна Курнякова сообщила, что город официально признан миллионником. Юга.ру выяснили, что это значит для местных жителей.
Что случилось?
Мэр Краснодара Евгений Первышов сообщил, что город несколько лет добивался статуса миллионника. О том, что население Краснодара превышает миллион и будет расти, он говорил еще в марте 2018 года. При этом в январе 2016 года предыдущий глава города Владимир Евланов заявлял, что в краевой столице живет 1 млн 250 тыс. человек.
Евгений Первышов
«Мы несколько лет добивались признания этого статуса. Приятно, что это произошло именно в День города и Краснодар официально стал 16‑м городом-миллионником России. При этом важно, что в нашем городе — одна из самых высоких в стране доля экономически активного населения. Большинство — люди трудоспособного возраста, активные, которые создают экономику Краснодара и способны позитивно влиять на его развитие», — сказал Первышов на Дне города 22 сентября 2018 года.
По данным Росстата на 1 января 2018 года, наибольшая численность населения в российских миллионниках в Москве — 12,5 млн постоянных жителей. На втором месте Санкт-Петербург, где 5,4 млн жителей. Далее идут Новосибирск (1,6 млн), Екатеринбург (1,45 млн), Нижний Новгород (1,26 млн), Казань (1,23 млн), Челябинск (1,19 млн), Омск (1,17 млн), Самара (1,16 млн), Ростов-на-Дону (1,12 млн), Уфа (1,11 млн), Красноярск (1,08 млн), Пермь (1,04 млн), Воронеж (1,03 млн). Замыкает список Волгоград — там живет 1 млн 13 тыс. человек.
В Краснодаре, по данным на 1 января 2018 года, жило 990 тыс. человек. В 2020 году во время переписи официально признают, что число краснодарцев превысило миллион.
Что нам с этого?
По данным РИА «Недвижимость», в советское время города-миллионники получали приоритет в финансировании. С повышением численности населения, например, в городе могли начать строить метро. Сейчас этого никто не обещает.
Идея о строительстве метро в Краснодаре появилась еще в 1970‑е годы. Тогда прогнозировали, что за 20 лет город станет миллионником. Инженеры московского института «Метрогипротранс» начали проектные работы в 1982 году: предлагалось построить три подземные линии неглубокого заложения. Первую очередь хотели запустить к ноябрю 1987 года, чтобы сделать подарок городу к 70-летию Октябрьской революции. Однако открыть первую очередь метро не удалось — почему проект не осуществили, читайте в нашем материале.
Сам Евгений Первышов в декабре 2017 года заявил, что (цитата по «Комсомольской правде») «дополнительного финансирования в случае признания города миллионником сегодня нигде не прописано в федеральном законодательстве». Но, отметил мэр, имиджу города этот статус все равно будет в плюс.
Помощник главы Краснодара Владимир Вербицкий рассказал порталу Юга.ру, что статус миллионника поможет в работе с инвесторами.
Владимир Вербицкий
помощник мэра Краснодара
«Что это может дать городу? С этим признанием будет проще работать с инвесторами — как с российскими, так и с иностранными. Эти цифры [. ] мы раньше декларировали, но это было неофициально. [Теперь] это придает уверенности [инвесторам], что они входят на территорию уверенно стабильную. Что касается выделения средств — будет проще обосновывать участие в федеральных программах. Наши дороги ведь тоже по федеральным программам строятся», — сказал он.
Профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди в комментарии порталу Юга.ру тоже подчеркнул значимость имиджевой составляющей статуса города-миллионника.
Александр Полиди
заслуженный экономист Кубани
«Сам факт признания города [миллионником] — это факт статистического признания. Мы понимаем, что он достиг таких размеров ранее, но правила статистического учета и статистической идентификации таковы, что официально статус получили сейчас. В первую очередь это дало городу попадание в клуб 16 крупнейших городов страны. Это имиджевая составляющая. Это важно бизнесу, который рассматривает локализацию своих компаний. Статус миллионника — это лучшая формальная характеристика города как потенциально лучшего. Второй эффект — город может в большей степени быть интересным для попадания в федеральные программы в приоритетном порядке. Говоря простым языком, статус миллионника дал нам то, что до 22 сентября мы были одним из 180 городов, а теперь стали одним из 16», — сказал он.
Директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодара Елена Васильченко разъяснила порталу Юга.ру особенности нового статуса Краснодара.
Елена Васильченко
директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодара
«У нас не статус города-миллионника, у нас статус муниципального образования — миллионника. Город-миллионник — это когда городское население превышает миллион, а у нас со всеми городами и весями. Сюда входит станица Елизаветинская, хутор Ленина, Старокорсунская и так далее», — сказала она.
Васильченко тоже подчеркнула, что у миллионника нет никаких экономических преференций.
«Просто это значимо: таких городов мало. Мы переходим в разряд крупных. Возможно [будет] более пристальное внимание со стороны федерального центра, но ни один нормативный акт не регламентирует увеличение расходов на муниципальное образование, численность которого более миллиона человек», — заключила она.
Ничего нового
Полиди напомнил, что Краснодар находится в центре стихийной агломерации и рассказал о взаимосвязи этого фактора и статуса миллионника. По его словам, численность жителей агломерации приближается к 2 млн человек.
«Для меня как для экономиста [агломерация] более актуальна, чем статус миллионника. Тесные ежедневные экономические и культурные связи у города именно со спутниками-муниципалитетами, входящими в агломерацию. C точки зрения потенциала развития города я говорил бы не столько о формальном статистическом признании, сколько об агломерационном факторе развития города на ближайшие десятилетия», — сказал экономист.
В августе 2018 года Краснодарский край и Адыгея объявили о создании Краснодарской агломерации, которая должна связать территории Динского и Северского районов, Горячего Ключа, Тахтамукайского и Теучежского районов Адыгеи и самого Краснодара. Юга.ру выпустили материал о том, что это может значить для жителей.
В общественном движении «Городские решения» считают, что новый статус города — это повод пересмотреть приоритеты в развитии Краснодара.
«Недавняя новость о том, что Краснодар получил долгожданный статус города-миллионника, конечно, совсем не новость. Это знали давно, но официальное подтверждение городу нужно было получить для участия в федеральных программах развития. Такие программы позволят получать новые средства на развитие. Однако пока не видно действенной стратегии для того, чтобы новые деньги принесли настоящую пользу. Все еще не разработана комплексная программа развития Краснодара, город развивается стихийно. Генплан все еще не принят, транспортной стратегии все еще нет, а принимаемые меры носят отрывочный и бессистемный характер», — заявил порталу Юга.ру собеседник.
В последний раз генплан принимался в Краснодаре в 2012 году. С тех пор население превысило 1 млн человек. Новый генплан должен быть актуален следующие 30 лет. Публичные слушания по изменению генплана Краснодара стартовали в ноябре 2016 года, но в итоге проект не приняли и отправили на доработку. В августе 2018 года Первышов заявил, что город будет жить без генплана еще 2,5 года.
По мнению «Городских решений», чтобы изменить ситуацию, не нужны большие денежные вливания — вопрос в политической воле и привлечении грамотных специалистов. Они указывают, что в городе нет приоритета общественного и альтернативного транспорта на улицах и приоритета комфортной городской среды над точечной и хаотичной застройкой. «Разговоры ведутся, но законодательных подвижек нет». Общественники подчеркивают: признание и осознание проблемы — первый и необходимый шаг на пути к ее решению.
«Наглядный пример мы видим сейчас на улице Тургенева. Полная реконструкция — это хороший повод сделать все хорошо: заложить велодорожки, высадить взрослые деревья, продумать работу общественного транспорта. Однако сейчас работы ведутся в авральном режиме с единственной целью — дать скорее дорогу личному автотранспорту. Признаков благоустройства пока не заметно, на велодорожки вряд ли стоит рассчитывать. А выделенные полосы общественного транспорта ничего не мешало вводить и ранее», — сказали в «Городских решениях».
Активисты полагают, что новый статус Краснодара — повод начать новую жизнь и пересмотреть приоритеты: муниципалитет, по их словам, должен принять полную ответственность за регулирование людских потоков, развивать общественный транспорт, комфортные улицы и ужесточать контроль над перечисленным. «Иначе столь бурный рост довольно быстро перейдет в столь же стремительный упадок».