что дает статус город курорт
Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
ГАРАНТ:
См. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426
2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. справку о курортах федерального значения
«Курортный город не обязательно должен быть удобным для жизни», – краснодарский политолог Киселев
Фото: Григорий Киселев
Читайте также:
Депутат Государственной думы от ЛДПР, глава комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин выступил с инициативой ввести в России статус «курортный моногород». В Краснодарском крае как минимум несколько городов может попасть под этот статус. «Блокнот Краснодар» попросил руководителя «Центра политических исследований и технологий» Григория Киселева прокомментировать инициативу, а также дать оценку ее жизнеспособности в современных социально-политических условиях.
«Блокнот Краснодар» не зря попросил Григория Киселева прокомментировать инициативу Пайкина. Политолог осенью после серии проверок курортных городов и критики со стороны губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева градостроительной политики сказал, что турсфера нуждается в перезагрузке.
Проверки, которые инициировал Вениамин Кондратьев, избранный в качестве губернатора на второй срок, касались соблюдения градостроительных норм. Волна пошла после посещения Анапы летом, где глава региона увидел настоящий строительный беспредел.
Прибрежная зона, вопреки распоряжению Кондратьева, застраивалась жилыми домами. Ранее губернатор предупреждал, что зона шириной 500 метров до моря должна использоваться исключительно в интересах туротрасли.
На территории Анапы Кондратьев обнаружил ряд самовольных строений, а также попытки строительства на территории Бугазской косы, что вызвало жесткую критику в отношении мэра Юрия Поляква, после которой тот подал в отставку.
Григорий Киселев в разговоре с «Блокнот Краснодар» тогда говорил, что регион находится в поворотной точке переосмысления градостроительной политики. И, в частности, пересмотра статуса и назначения курортных городов.
– Это проблема в первую очередь именно концептуального характера. Мы должны четко понимать для чего нам нужны курортные города и какими они должны быть. Анапа, например, когда-то считалась детским курортом. Этот имидж уже утрачен ввиду того, что город развивался неуправляемо и стал обыкновенным «городом для жизни», но расположенным у моря. Это убивает курортную составляющую. Так быть не должно, – говорил тогда Киселев.
Сейчас эксперт повторил, что статусы городов Кубани нуждаются в жестком переосмыслении. Более того, им нужна специализация. В частности, в курортных городах градостроительная политика должна исходить исключительно из туристических интересов, даже если это сделает города неудобными и дорогими для жизни. Это нужно не жителям городов, не жителям края – это нужно всей стране.
– Подчинение приморских городов интересам курортно-туристической отрасли – один из ключевых факторов, способных повлиять на конкуретноспособность наших курортов и, собственно, на их выживание. Но это, разумеется, только часть глобальной стратегии «перезапуска» российских курортов, – уточнил Киселев.
На фото: Григорий Киселев
Политолог отметил, что депутат Пайкин, выдвигая свой проект, предоставил слишком мало информации. Разговор шел в общих словах без каких-либо конкретных деталей и планов. Но вопрос, который поднял Пайкин, добавил политолог, крайне важен. Он находится в фокусе – значит «наверху» есть понимание, что проблема существует и ее надо как-то решать.
– При этом вопрос именно о придании курортам статуса моногородов, мне кажется, не вполне корректным. Слово «моногород» связано с устойчивыми негативными оценками, оправданными тяжелой проблематикой таких образований. Настоящие моногорода страдают от того, что не могут влиться в реальную рыночную экономику, никакие меры не помогают «оживить» и диверсифицировать экономики моногородов. При этом курортные города Кубани ничего общего с проблемами и особенностями моногородов не имеют, их экономики крайне диверсифицированы, курортная отрасль очень большая и денежная, – высказал свое мнение Киселев.
Соответственно, нельзя говорить о субсидиях для поддержки населения, потому что они ничем не помогут ни городам, ни жителям, ни отрасли, ни, что самое важное, туристам, уточняет эксперт.
При этом, деньги несомненно нужны – на улучшение и модернизацию городов, оборудование современных пляжей, организацию мест детского отдыха и мотивирование индустрии играть по «международным» правилам, а не по «диким» понятиям, добавил Киселев.
Напомним, политолог, президент Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный также негативно оценил инициативу Пайкина.
По его мнению, введение статуса моногорода в курортных городах Краснодарского края подорвет их социально-экономическое состояние. Потому что зависимость от какой-то одной сферы – слишком непредсказуемо.
Сам же Пайкин считает, что моногород, который заточен под выполнение в данном случае оказание санаторно-курортных услуг, может в случае чего рассчитывать на финансовую помощь, а также на субсидирование.
– В настоящее время в законодательстве отсутствуют возможности для предоставления мер государственной поддержки городам, в основе экономической деятельности которых преобладают санаторно-курортная деятельность или оказание туристских услуг. К таким курортным моногородам уже сегодня могут быть отнесены и Кисловодск, и Таганрог, и Анапа, и Туапсе, и Сочи, – сказал Пайкин на круглом столе в Совете Федерации.
научная статья по теме ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДОВ-КУРОРТОВ. ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДОВ-КУРОРТОВ. ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА»
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДОВ-КУРОРТОВ
Вопросы муниципального права
Г.И. ЧАПАНИДИ, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Волгоградского института экономики, социологии и права E-mail: chapanidi@rambler.ru
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
Аннотация. В статье дана характеристика города-курорта как муниципального образования с особым правовым статусом.
На основе анализа уставов городов-курортов делается вывод об особом правовом статусе города-курорта, обосновывается необходимость принятия федерального закона о городах-курортах.
Ключевые слова и словосочетания: организация местного самоуправления, муниципальное образование, город-курорт, курортный город, особый правовой статус.
Annotation. The article provides a description of the resort city as the municipality with special legal status. Based on analysis of the charters of cities, resorts concludes that the special legal status of the resort city, the necessity of a federal law on cities, resorts.
Key words and word combinations: organization of local self-government, municipality, city-resort, a resort town, a special legal status.
Положительная рецензия предоставлена A.E. Епифановым — профессором кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета, доктором юридических наук, профессором
Глава 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. содержит нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях. В качестве таких особых территорий в Законе называются города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные территории.
Как отмечается в литературе, особенности организации местного самоуправления обусловлены видом муниципального образования, отличительными чертами его правового статуса, закрепляемого федеральными законами, историческими и иными местными традициями, другими факторами1.
В то же время в литературе можно встретить более расширенный перечень муниципальных образований.
Так, Е.С. Шугрина, выделяя различные основания классификации для деления муниципальных образований, в зависимости от функциональной направленности выделяет курортные города, города-научные центры, или наукограды, города-здравницы и т.д.2.
А.А. Акмалова к числу монопрофильных3 муниципальных образований относит города санаторно-курортного комплекса РФ4.
В связи с этим возникает необходимость рассмотреть особенности правового статуса городов-курортов с точки зрения местного самоуправления и соотношение их с муниципальными образованиями. При
этом, на наш взгляд, следует согласиться с Н.Л. Пе-шиным в том, что проблема категорий — это фундаментальная проблема муниципального права5.
Упоминание в литературе термина «город-курорт» само по себе еще не наделяет данный субъект особым правовым статусом6. Не только в литературе, но и в нормативно-правовых актах можно встретить упоминание о городах-курортах. Данное определение может содержаться как в названиях нормативно-правовых актов7, так и в отдельных правовых нормах.
Например, в ст. 22 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ8 определена компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры: «В городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов-курортов (выделено авт.) и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование».
Все это позволяет нам сделать вывод, что содержание в нормативно-правовом акте термина «город-курорт» указывает на некоторые особенности правового статуса данного субъекта.
Возникает вопрос, что же подразумевает законодатель под понятием «город-курорт»?
При этом следует констатировать, что ни один нормативно-правовой акт (несмотря на частое употребление данного термина) не раскрывает этого понятия.
В литературе определение понятия «город-курорт» также отсутствует. Поиск данного термина в различных словарях также оказался неудачным. Единственное упоминание о городах-курортах содержится в Энциклопедическом словаре по конституционному праву9.
Раскрывая понятие «поселение (населенный пункт)», авторы по функциональному назначению городских поселений выделяют города-курорты (Ессентуки, Пятигорск и др.) наряду с городами-науч-ными центрами, или наукоградами (Обнинск Калужской обл. и др.), городами-здравницами и т.п.
Единственное определение города-курорта встретилось нам в одном из муниципальных правовых актов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город-курорт Сочи», утвержденные решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. № 20210, устанавливают следующее определение понятия «город-курорт»:
город-курорт (курортный город) — город, возникший на основе курорта или имеющий значительный объем курортных функций (бальнеология, морские купания и проч.).
Однако, как нам представляется, данное определение не отражает в полной мере правового статуса города-курорта.
По нашему мнению, определение является неполным, поскольку перечень не содержит всех курортных функций.
Необходимость исследования городов-курортов как муниципальных образований с особым правовым статусом определяет и тот факт, что в нормативно-правовых актах можно встретить словосочетание «муниципальное образование «Город-курорт». Причем такое определение можно увидеть как в федераль-ных11, региональных12 нормативно-правовых актах, так и непосредственно в муниципальных правовых актах13.
Остается открытым вопрос, относится ли словосочетание «город-курорт» к наименованию муниципального образования или все же это определение его функциональной характеристики?
Например, в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ14 географические объекты — это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли, в том числе республики, края, области, автономные области, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты и т.д.
Закон дает также определение понятия «наименование географических объектов» — это географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.
При этом в ст. 7 Закона отмечается, что наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, на которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов и, естественно, вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.
Исходя из данных требований можно сделать вывод, что включение в наименование города указания на город-курорт соответствует требованиям названного Закона о необходимости формулирования характерных признаков географического объекта, местности, на которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории.
В то же время законодательство не отвечает на вопрос, является ли наименование города как географического объекта идентичным официальному названию города как муниципального образования.
Анализ уставов городов-курортов15 позволяет сделать определенные выводы:
1. Город-курорт как муниципальное образование наделено статусом городского округа.
2. Город-курорт как муниципальное образование является исключительно курортом федерального значения.
3. Уставы муниципальных образований не определяют каких-либо особенностей осуществления местного самоуправления в городах-курортах.
4. Законодатель не отвечает на вопрос, относится ли словосочетание «город-курорт» к наименованию муниципального образования.
Правовой статус городов-курортов должен быть закреплен отдельным федеральным законом «О городах-курортах», который, на наш взгляд, следует принять в ближайшее время.
1 Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 445.
2 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 408.
3 К монопрофильным городам можно отнести, например, город-курорт Сочи. Он всецело живет за счет своей единственной отрасли — туристско-курортного комплекса. Все остальные отрасли городского хозяйства в финансовом, технологическом аспектах полностью зависят от состояния дел в курортно-туристском комплексе. Других товаров и услуг в интегральном пакете, производимых городским хозяйством Сочи, на российский и зарубежный рынки не поставляется даже применительно к такой отрасли городского хозяйства, как сельскохозяйственное производство, субтропическое земледелие и когда-то знаменитое чаеводство. (См.: Шара-футдинов В.Н. Какой Генеральный план нужен городу-курорту Сочи? // Туризм: право и экономика. 2006. № 4.)
5 Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 15.
6 В литературе выделяются виды правового статуса города. Наряду с общим и индивидуальным, например, также специальный вид — для городов, обладающих определенными особенностями территориального, народно-хозяйственного или оборонного характера (приграничные города, курортные, имеющие крупные военные объекты и т.д.). (См.: Волков В
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»
ЛАТЫШЕВ С.Н. — 2011 г.
САДОВСКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА — 2014 г.
ЗОЛОТОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА, МЕЩЕРЯКОВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА — 2014 г.
Что дает статус город курорт
Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Эксперт о статусе города-курорта: Москва манит всех
Елена Фролова
– Москва – город будущего, город Кремля, город счастья, а еще и город курорт! Конечно, углублять и обустраивать набережные Москвы-реки, наверное, уже лишнее. Хотя раньше в ней купались, и рыба водилась. Почему бы не вернуть все назад? Для этого можно, например, заменить весь транспорт на экологически чистый. Тогда и воздух станет чистым, и город красивым. Я считаю, что через 15-20 лет так и будет. А сейчас власти делают постепенные шаги к этому будущему, – пояснил Юрий Московский.
В свою очередь, управляющий директор группы компаний «Тари Тур» Игорь Кузьмин считает, что прежде чем городу стать курортным, у него должна быть как минимум рекреационная зона.
– Я предлагаю на слух воспринять следующий ряд: Ессентуки, Сочи, Светлогорск, а теперь пауза и Москва. Какой будет реакция здравомыслящего человека на это? Он подумает, что тот, кто зачитал этот ряд, странный. Я понимаю мнение, что если у Москвы появится еще один статус, то город привлечет больше туристов. Но в этом предложении есть свои нюансы, – объяснил Игорь Кузьмин.
По его мнению, Москва является мегаполисом, по территории которого протекает не только Москва-река.
– У нас есть еще Яуза, Неглинка. Давайте, вытащим ее из труб! В конце концов, в столице не одна река обладает своими сточными водами. Каждое понятие несет определенные юридические последствия. Среди них, например, правильное использование земель, охрана ресурсов. Меня, кстати, очень волнует вопрос дресс-кода. Ведь неприятно видеть в некоторых местах людей, которые должны быть более одетыми, – добавил эксперт.
Он также отметил, что идея углубить Москву-реку не плохая. Однако, по его мнению, средства, которые предполагается потратить на это, можно будет направить на другие более важные цели.
– Я бы предложил часть этих денег направить на квартиры ветеранам, – добавил Игорь Кузьмин.
В ответ на это эксперт Юрий Московский уточнил, по какой схеме власти финансируют какой-либо проект.
– Если говорить серьезно, то бюджет не строится по схеме: если не потрачу сюда, то потрачу вот сюда. Обычно все происходит так: если не потрачу сюда, то не потрачу никуда. Поэтому я считаю, что пусть лучше деньги будут направлены на благоустройство набережных и углубление реки. Экология Москвы нуждается в улучшении, как во многих крупных городах, – пояснил Юрий Московский.
По мнению москвоведа, в столице уже образуются курортные зоны, преобразуются парки. В качестве примера он привел, городские зоны отдыха в Тушино и Измайловском районах, а также другие зеленые территории.
– Если говорить серьезно, деньги надо тратить на город, на его окраины, а не только на центр. И в принципе, так и происходит, – заключил эксперт, отметив, что в Москве есть много мест, которые еще не используют городские власти.
– Я тоже регулярно посещаю парки. Особенно Грачевский парк на Речном вокзале. Действительно, правительство много сделало, чтобы его восстановить. Давайте, задумаемся. Это и есть та самая рекреационная зона. Чтобы сделать город курортом, мы должны посередине этой зоны построить санаторий. А иначе город не будет курортом, – объяснил эксперт.
Он также предложил сравнить санаторно-курортные комплексы Москвы и Подмосковья. По его словам, соотношение будет 1 к 10.
– Конечно, у Подмосковья санаторно-курортный комплекс больше. А Архангельское прекрасный его пример, – отметил Игорь Кузьмин.
Эксперт также объяснил, в чем, по его мнению, состоит задача медицинского туризма, и как он должен развиваться.
– Задача развития медицинского туризма на территории России огромна. Здесь много чего еще предстоит сделать, чтобы сделать объект России как точки притяжения для туриста или как точки медицинского обслуживания. У нас уже есть прекрасные примеры офтальмологии. Медицинское направление – большое подразделение туризма. Но это не курортное, а другое направление. На данный момент, по моему мнению, Москва должна еще обеспечить планы образовательного и экскурсионного туризма. Правительство Москвы все делает для этого. Однако пока, на мой взгляд, Питер как раз ближе к развитию курортного лечения, чем Москва, – рассказал Игорь Кузьмин.
– Насколько я знаю, Москва превращается из серого города в яркий и привлекательный центр. Настоящая столица, красивый город. Она нравится всем: и гостям, и жителям. Но я не могу понять, причем здесь курорт? – отметил Александр Макляровский.
По его словам, Москва является одним из главных туристических центров, привлекательных для туристов.
– Я занимаюсь приемом иностранцев. Москва манит всех, она не находится на первом месте по своей привлекательности. Как минимум на втором. Но она привлекает. В столице не надо ничего для туризма. Как минимум для себя. Все должно быть, как у вас дома. Надо свой дом довести до такого состояния, чтобы людям, которых вы пригласили, было приятно, – объяснил Александр Макляровский.
С мнением эксперта согласился и управляющий директор группы компаний «Тари Тур», добавив, что в первую очередь город преображают его жители, а затем на это обращают внимание его гости.
– Москва, действительно, становится красивой. Люди уезжают отсюда абсолютно с другим впечатлением, чем они ожидали. Программа «Мой город» ведь была сделана не для туристов, а для себя. А плоды этой программы пожинают и туристы, – заключил Игорь Кузьмин.
– Надо уважать друг друга, уметь обслуживать и получать от этого удовольствие. Я имею ввиду гостей. И тогда каждому туристу будет здесь хорошо. Для туристов нужно построить отели. А остальное у нас есть, надо только это привести в порядок. Чтобы хорошо ходил транспорт, плавно осуществлялись мероприятия, чтобы ничего не срывалось. Мы должны научиться принимать людей, а город менять незачем, – пояснил Александр Макляровский.
И быть Москве Анталией
Колонка обозревателя «ВМ» Никиты Миронова
Ребята, это фантастика! Депутат Михаил Дегтярев предложил Минздраву присвоить Москве статус. города-курорта. И даже привел аргументы, от которых лично я впал в прострацию ( далее… )