что дает сириус детям
Общая информация
Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.
Свою деятельность центр ведет на основании устава Фонда и лицензии на осуществление образовательной деятельности при поддержке и координации Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.
Ознакомиться с отчетом о деятельности Фонда «Талант и успех» можно на официальном сайте Минюста России – www.minjust.ru.
Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатные. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия.
Узнать о критериях отбора в Центр и подать заявку на конкурсный отбор можно на нашем сайте.
Основные задачи
Синтез науки, спорта и искусства стимулирует творческое развитие личности
Стратегические принципы
Поощрение лучших
Система наставничества предполагает дальнейшую поддержку одарённых детей самыми сильными российскими педагогами, тренерами и ведущими деятелями искусства, науки и спорта. Центр объединяет своих выпускников и будет следить за их успехами
и достижениями, дальнейшим трудоустройством в ведущие российские художественные коллективы, культурные центры, национальные спортивные клубы, высокотехнологичные компании и научные центры.
Лидерство
Большинство досуговых мероприятий будет направлено на повышение личной эффективности при взаимодействии с другими детьми и наставниками. Особое внимание будет уделено: формированию лидерских навыков, умению управлять собственными проектами
и профессиональным ростом, развитию математического и творческого мышления, культурному самовыражению, навыкам сохранения и поддержания здоровья.
Преемственность
Мы стремимся к бережному сохранению накопленных знаний и отечественных наработок, чтоб создать на их базе новые эффективные педагогические практики, основанные на новейших исследованиях
и востребованные современной экономикой.
Объединение опыта
Образовательный центр «Сириус» объединит опыт лучших российских школ с целью создания национального методического
и учебного центра, разрабатывающего тиражируемые профессиональные программы. Эти программы в дальнейшем смогут использовать педагоги из субъектов Российской Федерации, прошедшие повышение квалификации в Центре.
Гармоничное развитие личности
Программа ориентирована не только
на специализированную подготовку,
но и, во многом, на занятия отечественной историей, литературой, знакомство
с культурным наследием нашей страны.
Синтез науки, искусства и спорта
Синтез трёх направлений стимулирует творческое развитие личности и является неотъемлемым условием воспитания будущего лидера в любой из сфер.
Объединение детей
Объединение детей, проявляющих выдающиеся способности в разных областях искусства, науки и спорта, в одном коллективе способствует максимальному развитию их социальных, коммуникативных, творческих навыков и формированию гармоничной личности.
Расширение кругозора
Школьники принимают участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и работе творческих и научных лабораторий под руководством ведущих учёных и экспертов-практиков.
Открытость
Прозрачные критерии отбора
и информационная открытость дают шанс попасть в Образовательный центр «Сириус» каждому ребёнку, показавшему реальные достижения в сферах национальных приоритетов.
Научно-техническое творчество
В рамках индивидуальной и групповой проектной работы дети познакомятся
с передовыми отечественными технологиями, которые могут дать мощный рывок в будущее самым разным сферам экономики; создадут социальные проекты в своих регионах; отработают навыки публичных выступлений и презентаций найденных решений перед экспертами – представителями партнёров Центра.
Из школы в помощники Абрамовича. Что даёт обычным детям учёба в центре «Сириус»
Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев
ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА: Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают. Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в «Сириусе».
Фото: ©L!FE/Владимир Суворов
Д.НАДИНА: Сегодня весь день мы обсуждаем обращение Владимира Путина к Федеральному собранию. Львиная доля выступления была посвящена проблемам внутренним, про внешние только в конце президент вспомнил, когда говорил о сотрудничестве с другими странами, в частности с США. Ну а в целом поднимались вопросы, связанные с образованием, с медициной, в частности с телемедициной, с гражданским обществом.
Я бы хотела на образовании остановиться, потому что кроме прочего президент здесь говорил о том, что необходимо ликвидировать третью смену, создать комфортную среду для учащихся, открывать больше кружков и секций — это всё понятно, но в частности президент упомянул центр «Сириус» — образовательный центр для талантливых детей, который работает в Сочи. Он упомянул его и сказал, что нужно подумать о формировании центров подобных в других регионах страны. В общем, немножко поговорить об этом интересном месте хотелось бы с Еленой Шмелёвой, руководителем Образовательного центра «Сириус». Елена Владимировна, здравствуйте.
Е.ШМЕЛЁВА: Здравствуйте.
Д.Н.: У вас совершенно необыкновенный какой-то образовательный центр. С одной стороны, многие говорят, что это была идея, в принципе, Владимира Путина, и вот он был создан. С другой стороны, туда действительно привлечены какие-то безумные просто деньги, и богатейшие люди страны вкачивают туда и делятся частью своих ресурсов для того, чтобы центр существовал. Ну, уж, к сожалению, так получилось, что такой вот центр действительно один в стране. Какое финансирование у вашего центра, если говорить в год?
Е.Ш.: Может быть, вы сначала поймёте, в чём состоит центр? И как там всё устроено?
Д.Н.: Про это мы поговорим. Просто, понимаете, про деньги всегда всем интересно. Это же на самом деле какая-то очень внушительная сумма.
И это, наверное, совершенно уникальная ситуация. У нас бывший отель четыре звезды со своим выходом к морю в распоряжении детей. У них уникальные совершенно условия для занятия на льду. К нам приезжает очень много хоккеистов — 150 человек, фигуристов — 50 человек ежемесячно, к нам приезжают шахматисты, приезжают дети, которые занимаются балетом. И олимпийская инфраструктура построена была с большим запасом, и у нас есть совершенно уникальные классы — три класса для занятий балетом. У нас есть студии живописи. К нам приезжают музыканты, и у нас есть уникальные возможности для занятий у этих музыкантов.
И к нам приезжают дети, которые занимаются естественнонаучными, точными дисциплинами и себя проявили в них. Под них мы создали научный парк. Соответственно, достаточно уникальные лаборатории созданы, потому что в этих лабораториях школьники — самые одарённые школьники России — работают уже с будущими их партнёрами по развитию, я имею в виду вузы, предприятия, научные институты. В этом плане мы видим, что, конечно, у нас появилась инфраструктура, соответствующая вот этим новым программам, которые позволяют школьникам рано определиться, и причём школьнику, хорошо подготовленному в академическом плане, потому что такой принцип отбора в наш центр: туда приезжают дети, только победившие в олимпиадах всероссийских, те, которые готовятся к международным олимпиадам. И за полтора года работы на олимпийских объектах мы их усилили не только спортивными медалями, но и медалями по математике, по физике международными, самой высокой пробы, в шахматах. И наши дети уже, некоторые из них, приглашены в сборные по фигурному катанию и хоккею.
Фото: © РИА Новости/Алексей Никольский
Поэтому этот центр действительно топовый и федерального уровня. Он находится в Краснодарском крае, принимает детей абсолютно из всех регионов. И проезд этих детей, обучение, которое длится 24 дня, и по профилю оно может занимать у нас до 100 академических часов — вот это всё для детей бесплатно. Поэтому, конечно, мы сегодня получаем для детей в том числе субсидию от трёх министерств: это министерства образования, спорта и культуры, но мы тратим значительные средства на содержание этих объектов.
Д.Н.: Я просто к тому, что, ну, вот президент говорит о том, что нужно создавать такие центры по всей стране, но объективно такой инфраструктуры как-то вот не сразу-то найдёшь, если говорить про масштабы всей страны — это во-первых. Во-вторых, опять-таки, попробуй уговори Абрамовича на 10 «Сириусов» денег дать или кого-то ещё. То есть чисто технически ведь это, наверное, действительно нереально просто организовать.
Е. Ш.: Ну, понимаете, для того чтобы работать с детьми, которые себя проявили, нужен педагог в первую очередь. Если глаза гореть не будут, то и соответственно программа бессмысленная в данном случае. Поэтому речь идёт, конечно же, о системной работе — системная работа, которая позволит объединить ресурсы, которые есть у регионов. На сегодняшний день у нас большое количество регионов. Мы сейчас стали работать в первую очередь с регионами — лидерами инвестиционного развития по итогам прошлого года, которые заинтересованы в кадрах, у которых развиваются кластеры и определённые тематики. И вот тех партнёров, которых вы сегодня упомянули, почти у каждой сегодня большой корпорации есть программы, связные с развитием образования, и это образование давно уже не ограничивается только студентами.
Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в «Сириусе».
Д.Н.: А как можно дать специализацию ребёнку за 24 дня?
Е.Ш.: Я имею в виду глобально. Мы говорим о партнёрах, мы говорили об их программах, которые они развивают. Да, каждая, наверное, корпорация может рассказать про свои профессии. И в этом тоже много смысла — включать в образовательные программы не только педагогов, но и учёных, как у нас в «Сириусе», потому что, знаете, одна из визитных карточек центра, когда приезжает ведущий учёный и рассказывает об открытиях. И если мы сегодня не расскажем школьникам о том, как будут развиваться технологии, они не смогут сделать выбор даже в рамках предметов. А это очень важно, потому что подготовка высококвалифицированных специалистов начинается рано, так же как и спортсменов. Мы видим, что у нас на площадки приезжают дети от 10 до 17 лет. И фактически подготовка к сборной начинается за шесть-семь лет до её поступления.
Д.Н.: Как отбирают всех этих детей? Вот все эти 600 детей — они откуда берутся? Вы говорили, победители олимпиад. Но просто у нас олимпиад вроде меньше проводится в стране каждый месяц.
Фото: © РИА Новости/Алексей Никольский
Е.Ш.: Нет, вы знаете, у нас олимпиад очень много проводится. Всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам проводятся, есть очень много серьёзных конкурсов, которые организуют и вузы, и те же корпорации, которые мы сегодня уже неоднократно упоминали. Дети приезжают по результативному участию в существующих конкурсах. Если говорить про спортсменов, то это командное участие. Если говорить про всех остальных, то это индивидуальный зачёт в данном случае. Конкурс у нас высокий, но мы приглашаем детей и без таких подтверждённых на всероссийском уровне мероприятий, мы отбираем их и по регионам, в том числе и через систему олимпиад и конкурсов. И в том числе они приезжают к нам на итоговую смену. Вот в июле, как раз когда вы вспоминали, когда у нас был Владимир Владимирович в гостях, это был год работы «Сириуса». И приезжали дети как раз на проектную смену, когда очень много приезжало партнёров со стороны отраслей. И эти партнёры фактически рассказывали и создавали лаборатории вместе со школьниками, которые помогают им фактически попробовать себя в исследовательской деятельности, а большинство, наверное, наших выпускников по направлению «Наука» будут работать в науке; попробовать себя в каких-то межпредметных командах в том числе. И это как раз то, о чём сегодня говорил Владимир Владимирович, что успех приходит к тем, кто научился работать в команде, кто может поставить задачу, распределить ресурсы и получить результат, научный или научно-практический, потому что опознать, где можно применить свои таланты, очень важно. Ведь, к сожалению, мы говорим о том, что у нас действительно очень хорошая педагогическая школа, но пока мы славимся как страна-донор кадров для высокотехнологичных отраслей других стран.
Д.Н.: Тут вот вопросов много поступает от слушателей. Спрашивает: «Существуют ли подобные центры за рубежом, например в США?»
Е.Ш.: Спасибо за вопрос.
Поэтому мы тут, может быть, подвижники, потому что точно таких центров пока не было, но в этом году правительство Таиланда приняло постановление создать точно такой же центр с программами 24 дня. И мы ждём делегацию из Таиланда в ближайшее время в Сочи. Только вместо хоккеистов там будут заниматься футболисты. Поэтому в этом плане мы считаем это признанием.
Д.Н.: Спрашивает слушатель: «А сколько детей к вам попадает по рекомендации?»
Е.Ш.: Хороший вопрос. Нисколько. У нас есть рекомендации только нашего экспертного совета, который фактически использует многоуровневый отбор детей. Они подают свои заявки на сайте sochisirius.ru. Соответственно, экспертный совет оценивает — в первую очередь оценивается результативное участие в олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня, международного. И дальше можно ещё подать описание своего научно-технического проекта, можно подать свои остальные заслуги, которые тоже будут рассматриваться экспертным советом при зачислении на смены, на образовательные программы. Поэтому можно подавать заявки, можно подавать их неоднократно и ждать. Я думаю, что есть шанс у каждого.
Д.Н.: Тут спрашивают вас: «А предполагается ли стипендия для детей?»
Е.Ш.: Стипендии существуют, их получают как раз победители тех мероприятий, которые утверждает федеральный орган исполнительной власти как мероприятия, выявляющие в их отраслях перспективных школьников, которые становятся студентами. И соответственно, сейчас мы являемся операторами по выплате грантов РФ студентам, которые как раз, являясь победителями, в некоторых случаях победителями и призёрами всероссийских олимпиад, школьникам, а также в других конкурсах, которые содержатся в реестре одарённых детей. И они должны выполнять ещё два условия: поступить на очную форму обучения и продекларировать уже сегодня желание отработать не менее трёх лет в РФ после окончания обучения. Грант составляет 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания срока обучения. Это очень серьёзные деньги. И я думаю, что они помогут максимально полно освоить образовательную программу, пройти все необходимые стажировки и, конечно, прийти уже тем нужным, подготовленным специалистом, которого, в общем-то, ждут на нашем предприятии сегодня.
Д.Н.: Наверняка вы знаете, во времена моей-то молодости утром учишься, ночью работаешь, вечером тоже работаешь, спишь по выходным. Примем звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я вот хочу сказать, что в советское время были Станции юных техников. Я, благодаря этой СЮТ, обрёл будущую работу, я её увидел — это в авиации. Вот я сейчас работаю инженером. Мне нравилось конструирование самолётов, проектирование.
Е.Ш.: Очевидно, что надо восстанавливать такие формы работы. И опять же, если возвращаться к примеру «Сириуса», те 600 детей, о которых я говорила, — это равные доли детей из спорта, науки и искусства. То есть по 200 человек дети приезжают, они живут и находятся вместе, и это, конечно, очень важный опыт для них, потому что то, о чём мы сейчас вспоминаем — большое спасибо слушателю за комментарий — это действительно знакомо каждому из нас, потому что в то, ещё советское и постсоветское, время очень многие, проявив себя в одном направлении, например в математике или физике, занимались либо спортом, либо музыкальными какими-то специальностями. Это было нормально, потому что была возможность пойти и попробовать себя, остаться. Всё зависело от педагога и от некоторых возможностей, которые были в том или ином доме пионеров, как они тогда назывались. И конечно же, мы видим, что это уникальная среда создаётся, потому что ещё, знаете, очень важны программы, когда дети учат детей.
Это, конечно, очень важный и нужный опыт. И мы говорим о том, что вот это сочетание и равное внимание ко всем трём сферам — спортивной, искусству и математике — это очень важно. И нам бы хотелось, чтобы те опорные площадки, о которых сегодня говорил Владимир Владимирович, о которых мы уже фактически ведём переговоры с некоторыми регионами, развивались бы по такому же принципу, чтобы была возможность у детей увидеть и посмотреть творчество друг друга, потому что они все на одной волне. Дети, которые с шести-семи лет занимаются по шесть — по восемь часов уже какой-то своей профилирующей деятельностью, — это дети, которые с большим уважением относятся к таким же занятиям, но по другому направлению.
Фото: © РИА Новости/Алексей Никольский
Д.Н.: Тут спрашивают: «А почему только хоккей, фигурное катание, шахматы? Почему не развиваете другие виды спорта?»
Е.Ш.: Это связано просто с особенностью тех объектов, которые достались нам как наследникам Олимпиады зимней, поэтому мы развиваем эти направления. Но, конечно же, мы ожидаем, что, когда мы будем формировать сеть из опорных площадок в регионе, мы будем развивать те виды спорта, которые как-то органично связаны с этим регионом. То, что мы сможем развивать эти площадки, мы уверены, потому что мы накопили методический уже багаж, то есть полтора года работы, программы состоялись, создана уникальная сеть педагогов, которые приезжают в Сочи и реализуют эти программы. И конечно же, мы надеемся, что мы станем полноценным образовательным центром не только для школьников, для их педагогов, но ещё и для молодых педагогов. Сегодня тоже много говорилось про развитие педагогического образования. Так вот, центр «Сириус» за эти полтора года стал такой серьёзной площадкой для повышения квалификации ещё тех педагогов, которые, может быть, диплом не получили. К нам приезжают МС, они работают с детьми, работают с нашими мэтрами, которые приезжают на программы. И конечно, если ты смог стать ассистентом Жореса Ивановича Алфёрова и проработать с детьми, у нас приезжают и нобелевские лауреаты, приезжают очень высокого уровня исследователи, конечно, я думаю, что это большое подспорье для вот системы нашего педагогического образования.
Д.Н.: Цинично, конечно, говорить, но тем не менее, ведь одарённых детей не бесконечное число. 600 человек каждый месяц приезжает — это больше семи тысяч в год. В какой-то момент одарённые дети кончатся. И получается, что вы будете привозить всех остальных.
Е.Ш.: Я хочу сказать, что дети, во-первых, очень быстро растут. Во-вторых, одарённые дети кончиться не могут, особенно в России. Ещё раз спасибо за пример нашего слушателя — это проявленная одарённость. Владимир Владимирович сегодня говорил о том, что каждый человек талантлив. Наша задача — создать возможности для того, чтобы он мог себя проявить. Соответственно, чем раньше он сможет попробовать, чем раньше он сможет увлечься чем-то, тем больше шансов проявить себя. Понятно, что мы, как федеральный центр, можем работать только с детьми, которые действительно уже подтвердили какие-то свои успехи, это ровно потому, что мы для них создаём такого уровня программы.
Всё, что вы хотели узнать про «Сириус», но боялись спросить
На общем фоне снижения финансирования науки и образования в России ярко выделяется новый образовательный центр в Сочи, на который не жалеют ни ресурсов, ни времени крупные бизнесмены, ведущие университеты, педагоги и ученые страны. О нем рассказал ТрВ-Наука директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Беседовала Наталия Демина.
— История уже стала апокрифической. Рассказывают, что вы со Стасом Смирновым пришли на прием к президенту минут на 10–15, и вдруг он так заинтересовался вашим проектом, что вы полтора часа его обсуждали.
— Это байки. Любые интересные истории обрастают огромным количеством различных слухов.
— Как же тогда появился «Сириус», расскажите…
— Могу рассказать без каких-то красочных деталей. На самом деле это было идеей Владимира Владимировича.
Соавторы создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сайта kremlin.ru
— Разве идея создать образовательный математический центр на месте одной из олимпийских гостиниц не ваша?
— Нет. Это лично идея президента. Он позвал нас со Стасом обсудить математическое образование. И у нас возникло ощущение, что есть понимание…
— Получается, есть две версии. Одна — идея «Сириуса» пошла от вас со Стасом. Вы придерживаетесь другой версии — это идея самого Путина.
— Да, это идея Владимира Владимировича. Ясно, что и у меня, и у Стаса было и есть много разных идей, которые мы высказываем, много чего делаем в области математического образования. Я думаю, что нас позвали именно потому, что наша деятельность легла в струю того, о чем думал В. В.
И действительно, в «Сириусе» очень клево. Какие-то недостатки есть, потому что всё только создается… Это же дети. Там не «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но все-таки.
— «Артек» XXI века?
— Все-таки не «Артек». Основная идея «Сириуса» — учеба. «Артек» был больше отдыхом и развлечением, плюс были какие-то занятия. У нас учеба топовых школьников у первоклассных педагогов — исходный пункт. Естественно, мы стараемся туда впихнуть и какие-то культурные программы, и спорт, и экскурсии. Но надо понимать, что это — дополнение к главному. Организаторы «Сириуса» порой ведут своего рода войну с педагогами, ведь те готовы учить детей круглосуточно, и даже не отпускать их на обед и отдых.
— Вас позвали и сказали: «Хотим построить такой лагерь для математиков»?
— Да. С президентом мы пообсуждали, как идею можно реализовывать. Хочу подчеркнуть, что здесь не тот проект, когда говорят: «Вот, ребята, вам ресурсы и делайте, как хотите», В. В. в этом реально участвует.
— И сейчас участвует?
— Он является председателем попечительского совета нашего фонда «Талант и успех». И заседания совета не какая-то формальность. Это реальный содержательный разговор, продолжающийся иногда не один час, по абсолютной конкретике.
— Вы там обсуждаете проблемы ЖКХ?
— Какое ЖКХ?! Мы обсуждаем, как и что делать, причем часто это сочетается с разговорами с детьми, находящимися в «Сириусе». В. В. приезжает, общается с преподавателями, с детьми. Не для прессы, не для пиара, а просто так, расспрашивает их о жизни и учебе.
— Для него это похоже на Пушкинский лицей? Как при Александре I?
— Знаете, не знаю. Делается хорошее дело, и очень здорово, что оно делается. Причем его идея — совместить три стихии. Во-первых, математику и смежные с ней науки: физику, химию и биологию. Во-вторых, спорт. И в-третьих, культуру и искусство.
Идея «Сириуса» — объединить усилия и развиваться в тех областях, где Россия — лидер. Была и остается. Но не в том, чтобы поднимать области, где Россия не на первом месте. Например, футбол у нас не очень. Конечно, бывает, что сборная по хоккею проигрывает на мировых турнирах, но любой человек в мире скажет, что в России сильный хоккей. В этом году проиграли, а в следующем выиграют.
Точно так же математика. Можно долго рассуждать, что в математике стало хуже или, наоборот, улучшается. Но то, что Россия — ведущая математическая держава, никто не отрицает. Есть много российских математиков — пускай кто-то на Западе, кто-то в России, но они реально включены в математическую жизнь планеты, это факт.
Вы были в Дубне, на Летней математической школе. Так и «Сириус».
Очень важная история, что в областях лидерства России ребята получают возможность поучиться у топовых людей. А еще пообщаться друг с другом.
— То есть вы их перемешиваете? Каким образом?
— Здорово, когда будущий великий хоккеист знакомится с будущим великим математиком или на дискотеке замечательные фигуристки пытаются заставить танцевать наших физиков. Великие фигуристы делают программу «Первый лед» для математиков, ставят их на лед, учат кататься. Сергей Андрияка учит их рисовать. Когда Юрий Башмет играл на концертах, физики сбегались его послушать. Там, в «Сириусе», совершенно уникальная атмосфера. Его идея как бы дополняет идею СУНЦа (специализированный учебно-научный центр. — Ред.). Идея СУНЦа — найти и переместить одаренного ребенка к месту учебы. «Сириус» же помогает развиваться образованию на местах.
— Как «Сириус» развивает образование на местах?
— Очень просто. Ребенок учится в своей школе. Приезжает в «Сириус» на какое-то время, там есть много
разных программ. Некоторые из них предусматривают приезд ребенка с педагогом. После окончания смены дети и учителя возвращаются домой, но потом могут вернуться на другие виды смен. Понятно, что мы не очень хотим, чтобы в «Сириусе» находились одни и те же дети, так как стремимся к большему охвату. Но если ребенок себя ярко проявляет, то он может вернуться на какой-то другой проект.
Мы создаем для талантливых детей новые возможные траектории их жизни. Мы понимаем, что не каждому одаренному ребенку стоит переходить в высококонкурентную школу. Точно так же, как сейчас в Москве у ребенка появились возможности не только перейти в топовую школу, но и продолжать заниматься в своей школе, ходить на кружки, посещать выездные сборы.
В «Сириусе» есть программа поддержки региональных математических кружков, в мае пройдет смена для матшкол. Топовые матшколы привозят какое-то количество своих учеников, в ту же смену приезжают учителя из математических школ следующего эшелона, из регионов, и они смотрят, как работают лучшие учителя, работают вместе с ними и учатся друг у друга. И потом они продолжают работать вместе.
Сейчас создается электронная среда, чтобы и дети, и педагоги не теряли связь с «Сириусом». Пока она только в стадии запуска. Да и сам «Сириус» работает в пилотном режиме. Ведь от идеи до запуска проекта прошло меньше года.
В каком-то смысле для меня «Сириус» — продолжение того, чем я занимаюсь всю жизнь. Сначала Московский центр непрерывного математического образования, а сейчас Центр педагогического мастерства. Кстати, ЦПМ, где мы сейчас находимся, за несколько лет добился многого. За последние годы 214 московских школ дали победителей и призеров олимпиад. Это в три раза больше, чем несколько лет назад. То есть обычные микрорайонные школы начинают давать возможность школьнику побеждать в олимпиадах. Конечно, топовые педагоги не свалились в обычные школы откуда-то с неба. Но педагоги этих школ начинают работать вместе с нами, обмениваться опытом и у них начинает получаться.
Там, где не хватает их собственных знаний или умений, они подключают нас и ведущие вузы, дети ездят на сборы, в летние школы. Ребенок учится, не вырываясь из своей среды. Ведь кому-то переход в топовую школу необходим, так как в своей ребенок на голову выше всех и «балду пинает»; здоровая конкуренция ему поможет. А другому, наоборот, нравится быть лидером, его там любят, ему там интереснее учиться. У детей могут быть совершенно разные траектории, и теперь у них появился выбор.
Так же и в России. У ребенка есть возможность приехать в СУНЦ, их в стране четыре: при Московском, Новосибирском университетах, Уральском и Северо-Восточном федеральных университетах. Интернат появился и в Санкт-Петербурге при физико-математическом лицее № 239.
Однако теперь можно продолжать учиться у себя, в своей среде, с любящими родителями, с друзьями, играть вечером в футбол и время от времени приезжать в «Сириус». И скоро начнет работать дистанционная поддержка, где ребенок может, вернувшись домой, продолжать общаться с ведущими математиками, биологами и др.
Сейчас мы активно запускаем направления «Биология» и «Химия». «Сириус» привлекает не только ведущих ученых, но и ведущие компании и вузы. Летом построены совершенно суперские, мирового уровня лаборатории. Ребята видят, что они нужны России, видят, куда потом можно пойти работать. Они видят успешных людей. Ведь если Перельмана любят показывать по телевизору, то Стаса Смирнова как-то особо нет, потому что вокруг него нет никаких сенсаций для желтой прессы.
— Он очень скромный человек.
Год назад появился грант президента для студентов. 20 тыс. руб. в месяц на всё время обучения. И молодой человек понимает, что вот он съездил в «Сириус», потом выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников, получил право на стипендию, соответственно, может совершенно спокойно учиться, а плюс к тому он уже познакомился с ведущими вузами, представителями инновационных компаний. Он понимает, что его талант нужен России.
— Если потом выпускник вуза поедет в аспирантуру Гарварда, ему там понравится и в Россию он уже не вернется, что Вы будете чувствовать? Вы заключаете с ним договор, что он должен отработать в России какое-то время?
— Конечно, это условие подачи гранта. В этой стипендии, так же как и в ряде стипендий в Европе, имеется условие, что если ты берешь деньги от государства или еще откуда-то, то берешь на себя обязательство проработать несколько лет в России. С моей точки зрения, это совершенно нормальная договоренность.
— А если он решит, что всё же хочет уехать, ему придется деньги обратно возвращать? Интересно, есть ли какая-то степень свободы?
— Когда стартовал проект?
— «Сириус» открылся 1 июня 2015 года.
— А когда вы разговаривали с Путиным?
— Примерно за полгода до этого.
— Как устроена смена в «Сириусе»?
— Типовая смена — 24 дня. Приезжает 200 человек по каждому направлению: спорт, искусство, наука.
— В потоке около 600 детей?
— Дети могут пересекаться, а могут и нет. У каждого направления свой график, не то что у всех сразу заезд с 1-го по 24-е. Плюс бывают более короткие смены или целевые. Например, там проходят сборы национальной команды, они в этом году проходили в «Сириусе», и не один раз, и я уверен, что золотые медали на международной олимпиаде в том числе и заслуга «Сириуса». Ребята были по нескольку раз в «Сириусе». Не только члены сборных, но и кандидаты.
— Физику и химию пока не берете?
— Физика началась в прошлом году. Химия и биология стартуют сейчас, потому что им нужны лаборатории. Под математику отель переоборудовать просто: доски повесил, аудитории сделал. Занятия по химии и биологии — отдельный процесс. Ребята находятся в очень хороших условиях, настоящий отель 4+, не потерявший своего класса. Адаптированный для детей, с особыми требованиями к технике безопасности. Двухместные номера. Бассейн открытый, закрытый, свой пляж, переданный «Сириусу».
— В каждом номере туалет-ванна, дети питаются в столовой со шведским столом?
— Вы пытаетесь помочь людям, которые могли бы основать свои центры развития математического образования?
— Да. Они и так уже работают своими силами. Но, во-первых, у них появилась возможность передать свой опыт и показать своим ученикам лучшее. Чтобы съездить в Москву или Петербург с детьми, нужно найти деньги, а в «Сириусе» всё бесплатно. Там оплачивают всё: и дорогу, и проживание, и питание.
Одна из самых главных вещей — абсолютно честный и прозрачный отбор. В попечительском совете нашего фонда и в учредителях есть люди, которые за это отвечают в том числе и своей репутацией. Среди учредителей фонда «Талант и успех» по направлению наука — Станислав Смирнов и я. В экспертном совете — Максим Пратусевич, Назар Агаханов и другие. Если проводятся смены по результатам олимпиад, то дети приезжают именно по результатам олимпиад. Если проводится отбор, то мы посылаем наблюдателей, привозим работы, сами их проверяем.
— Но получается, что если вас не будет, то всё грохнется? Всё держится на личностях…
— Честная экспертиза строится на прозрачных принципах и честных независимых экспертах. Здесь Вы правы. Но это не значит, что всё держится на Ване Ященко или Стасе Смирнове. Найдем другого человека, не менее независимого, честного и прозрачного…
— А Вы самый главный по «Сириусу»?
— Нет. Я только один из учредителей.
— Кого можно назвать самым главным в «Сириусе», кроме Путина?
— Нет такого! В. В. предложил идею, а дальше наша задача — запустить жизнь на этой площадке. У нас не вертикальная структура. Выбираются лучшие люди в стране, которые приезжают проводить смены, двигают авторские проекты, они друг другу не конкуренты. Мы иногда делаем парные смены: например, 2007-я школа Москвы приезжает вместе с ФТШ из Санкт-Петербурга. Педагоги учат других педагогов, и такой обмен опытом очень важен.
Административно главной в «Сириусе», его директором является Елена Шмелёва. Яркий, совершенно фантастический человек, отдающая делу всю себя. Замдиректора по науке — Михаил Случ, мы его уговорили туда переехать.
В отличие от обычной школы, где директор определяет всё, основа здесь — запросы лучших учителей. Задача нашего экспертного попечительского совета — искать людей, которые готовы будут учить детей. Проходящей сейчас сменой по биологии руководил Сергей Лукьянов. Величайший ученый, биолог, лауреат Госпремии 2016 года, действительно суперъяркий человек.
— А зачем «Сириусу» нужен Сергей Ролдугин, получивший широкую известность в последнее время?
— Я политикой не занимаюсь. Меня не волнует то, что пишут газеты. Меня интересует, как люди делают дело. Я вижу, как отлично Сергей организует направление «Музыка», лично экспертирует записи ребят, приглашает в «Сириус» замечательных музыкантов. Не берусь оценивать это направление как специалист, я вижу его со стороны. Кстати, не знаю, есть ли запись на сайте «Сириуса», но один раз мы с С. Смирновым прочитали лекцию одновременно для отделений спорта, музыки и искусства. В два микрофона читали лекцию «Что такое математика». Было очень здорово.
— Часто ли рассказывают о «Сириусе» по центральным телеканалам?
— И Первый канал, и РТР, и газеты. Появление «Сириуса» важно для статуса учителей, которые работают по развитию талантов, в том числе в регионах. Ведь в Москве уже всё есть. Руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина и мэр Москвы Сергей Собянин поддерживают одаренных учителей, поддерживают школы, дают гранты за успехи в рейтинге школ, есть и целевая поддержка математических классов. Ее только что раздали по абсолютно объективным критериям, разработанным Московским математическим обществом и Ассоциацией учителей математики. Имеются четкие формулы, придуманные не чиновниками. В свое время работала комиссия, в которую входили академик РАН Виктор Васильев, Александр Музыкантский,
Александр Блинков, Борис Давидович и другие учителя математики, которые разработали критерии оценки, определили, сколько денег нужно на маткласс. И Москва дает гранты учителям, детям, но разные люди к этому по-разному относятся. Москва — единственный пока регион, который кроме олимпийских чемпионов еще дает деньги за победу на международных предметных олимпиадах школьников. По решению Сергея Собянина выданы гранты: 1 млн руб. за золото, 500 тыс. за серебро, 250 тыс. за бронзу. А в регионах, где нет такого внимания к развитию талантов, «Сириус» стал мощным посылом местным властям. У многих моих коллег были финансовые и прочие проблемы, приходилось искать деньги, чтобы ребята поехали на Всероссийскую олимпиаду.
— «Сириус» стал центром национальных олимпиад? Вы координируете олимпиады по математике?
— Вы же сборы проводите. Получается, олимпиадникам нужно подлаживаться под ваши смены?
С «Сириусом» у талантливого ребенка из региона появилась возможность развить способности. Обычно лучшие ребята появляются на Всероссийке только в 9-м классе. А для международного уровня это часто бывает просто поздно. А если у него не было рядом хорошего кружка, хорошей школы, в регионе не шла математическая жизнь, то уже слишком поздно.
Победители Олимпиады Эйлера, своего рода всероссийской олимпиады для 8-х классов, придуманной Игорем Рубановым (он, я и Назар Агаханов входим в ее координационный совет), приглашаются в «Сириус» во время заезда сборной по математике в качестве младшего отряда. Что дает возможность талантливому ребенку уравнять шансы.
«Сириус» значительно повышает шансы школьника из провинции на успех в олимпиаде. Но не выдирает детей из привычной среды. Не каждому талантливому ребенку хорошо в СУНЦе. Правильнее не собирать лучших в центре, а поднимать образование в регионах. Мы видим, как начинает подниматься математическая жизнь в Хабаровске или на Камчатке, в том числе и благодаря «Сириусу», после обучения в котором контакты не теряются. Дети знакомятся друг с другом, видят ярких ребят и то, что это не только математика, а еще и спорт.
— Нет ли опасения, что это прекрасная, но показуха? Мол, есть что посмотреть президенту и показать иностранцам. А в России так много проблем с наукой и образованием. Ситуация в «Сириусе» может быть очень хорошей, но с наукой и образованием в России всё сложно.
— Во-первых, не помню, чтобы в «Сириусе» был хотя бы один западный человек. Пиар никого не интересует, всех интересует дело. Второе: я вижу, какая движуха пошла сейчас в регионах, где вообще ничего нет. В ноябре прошла смена для Южного федерального округа и Северного Кавказа, такая уже была в прошлом году. Мы с большим трудом отбирали детей.
Кроме работы с топовыми детьми мы, в частности, проводим смены из регионов, где вообще не было ни одного призера олимпиад. Проводим на местах массовые математические мероприятия, отборочную олимпиаду, отбираем детей, они и их педагоги приезжают в «Сириус», возвращаются к себе, и в этих регионах начинается какая-то математическая жизнь.
Уже видно, как за год возродилась жизнь в куче регионов, где с математикой вообще было плохо. «Сириус» — это бесплатная возможность поехать поработать с топовыми преподавателями. Вы можете поговорить с Олегом Южаковым из Кургана или Леонидом Самойловым из Ульяновска. Это энтузиасты, у которых почти не было поддержки, и сейчас они ездят к нам в «Сириус» с детьми или преподавать, и к ним в регионах меняется отношение. Хорошо Игорю Соломоновичу Рубанову из Кирова, он самодостаточен, у него прекрасная работа, он задействован по максимуму. А, того же Южакова в Кургане никто до «Сириуса» не поддерживал.
Иван Ященко
Беседовала Наталия Демина
Редакция обратилась к ряду ведущих ученых и преподавателей с просьбой поделиться впечатлениями от «Сириуса». Им были заданы вопросы: «Каково общее впечатление от „Сириуса“? Что больше всего нравится/ не очень нравится? Не кажется ли „Сириус“ такой ВДНХ 2.0, оазисом при общем кризисе финансирования науки и образования в стране?»
Андрей Райгородский,
зав. кафедрой дискретной математики МФТИ, руководитель отдела теоретических и прикладных исследований «Яндекса»:
1, 2. Замечательных школьников собираем, место прекрасное, удается привлекать в него часто тех, кого иначе сложно привлечь. Бывают бюрократические проблемы, но они решаются.
3. Про оазис. Ну, математические центры всё же есть, и они активно живут во многих регионах. И школ много вне «Сириуса». Так что всё не так плохо.
Владимир Сурдин,
астроном, лауреат премии «Просветитель»:
1, 2. Я был в «Сириусе» дважды, и мне там понравилось. Великолепный быт (гостиница хорошего европейского уровня), отличное питание (разнообразный шведский стол с «изысками»), удобные аудитории, хорошая библиотека открытого доступа, экзотическая природа (с одной стороны — горы, с другой — море), сильный подбор преподавателей (сказал бы — уникальный, но скромность мешает).
Думаю, большинство детей попадает в такие условия впервые. И это очень важно. Они выносят из «Сириуса» не только знания и навыки (там собираются не только юные интеллектуалы, но и спортсмены, и артисты), но, что еще важнее, — уважение к труду и таланту, представление об обстановке, в которой ты можешь полностью отдаться любимому делу, не думая о быте и прочих обстоятельствах жизни. Такой маленький коммунизм.
Для работы преподавателей условия тоже хорошие: современная оргтехника, компьютеры, проекторы, уютные аудитории. Для моих занятий даже нашлись вполне приличные телескопы. Персонал центра в целом благожелательный, но не всегда расторопный и организованный. Чувствуется, что для них это пока еще гостиница (главное, чтобы было чисто и сытно), а напряженная жизнь учебного центра до сих пор в новинку. Но привыкают и к этому. В целом проблемы с аудиториями и техникой разрешались быстро.
Константин Кноп,
преподаватель математики, педагог южной математической смены (ноябрь 2016 года, направление «Наука»):
1. Я был в «Сириусе» уже дважды, но общий счет моих поездок в разные «детские научные смены» перевалил за четыре десятка, так что есть с чем сравнивать. В целом очень радует тщательная продуманность каких-то базовых вещей — быт, распорядок дня у детей, разумное сочетание занятий и отдыха.
Мне как математику очень приятно, что эта замечательная база не просто отдана для отдыха абы каких детей, а разделена между талантливыми представителями совершенно разных направлений — спортивных, творческих и научных. Здесь каждый ребенок — яркая индивидуальность,и особенно хорошо это проявляется, когда, например, «спортсмены» и «математики» в свободное время занимаются созданием собственных видеороликов под руководством замечательных педагогов направления «Искусство».
2. Безусловно, есть и какие-то недостатки. Организация любого серьезного дела никогда не обходится без ошибок, а публично ругать за ошибки нужно только тогда, когда организаторы не признают их и, следовательно, не способны исправить. Здесь это точно не так, поэтому о конкретике умолчу.
3. Слово «кризис» многозначно. Мне оно кажется уместным в медицинском значении — это такой момент, после которого состояние больного может либо резко улучшиться, либо резко ухудшиться. Да, сейчас образование уже вошло в фазу кризиса, ну или вот-вот в нее войдет, — что будет дальше, совершенно непонятно. Однако, как любил повторять за французами Лев Толстой, «делай, что должен, и будь что будет».
Секрет улучшения после кризиса всегда примерно одинаков: в кризис нужно не распылять силы, а концентрировать их.
Появление «Сириуса», на мой взгляд, способно стать точкой концентрации, которая в полной мере проявится потом. В советское время, о котором сейчас многие ностальгируют в том числе и из-за якобы хорошего образования, «сириусы» были невозможны, потому что лозунг «Всё лучшее — детям» подразумевал вкладывание сил исключительно в «артеки» для всех. Это не значит, что «артеки» заведомо хуже, просто «сириусов» у нас раньше не было. Более того, их, кажется, еще и нигде в мире не было. Насколько «Сириус» способен изменить общий ландшафт образовательных процессов, можно будет судить только через поколение.
Назар Агаханов,
руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде:
1. Идея «Сириуса» и мне, и многим моим коллегам нравится, особенно в той части, которая касается работы с «отсталыми регионами» — в которых нет сильных преподавателей, способных «открывать и зажигать звездочки». Развитию математики в регионах напрямую это не поможет (нужна систематическая работа), а вот поддержке и возможному формированию успешной траектории одаренным детям из регионов — ДА.
2. Проблемы в основном связаны с «внутренним саботажем регионов» при отборе детей: на отборочную олимпиаду в «Сириус» местные чиновники приглашают нередко далеко не самых лучших детей (боятся, что они куда-нибудь уедут?). В чем-то их можно понять: в стране есть учебные заведения, порой пользующиеся поддержкой руководства региона, занимающиеся рекрутированием «легионеров», разрушая тем самым ростки работы с одаренными детьми в других регионах. Понятно, что «Сириус» как раз не занимается подобным бандитизмом — это противоречит его основной концепции поиска талантливых детей и их поддержки.
3. ВДНХ в области работы с талантами… Образовательный центр «Сириус» проходит период становления, и руководство фонда «Талант и Успех» ищет новые направления работы, старается расширить сферу деятельности «Сириуса». Иногда получаются не вполне удачные проекты, что может создать иллюзию показухи. Но правильные решения — закрепляются, неудачные идеи — отмирают. Центр вполне содержательно развивается.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.