что дает сенсорная интеграция детям
Сенсорная интеграция для детей
Если у ребенка, в силу каких-либо причин, имеется нарушение обработки сенсорных сигналов, то это приводит к дисфункциям в моторике, познавательном развитии и поведении. Поэтому методы сенсорной интеграции можно (и даже нужно) включать как составную часть в детские занятия с любыми педагогами. Путем развития сенсорики ребенок получает механизм познания мира, поэтому недооценивать значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя.
Признаки нарушения СИ
У детей с аутизмом или синдромом задержки психомоторного развития в той или иной степени наблюдаются явления сенсорной дезинтеграции. Это может проявляться следующим образом:
— в виде недостаточной или чрезмерной чувствительности к слуховым, зрительным, тактильным стимулам;
— слишком низкий или слишком высокий уровень двигательной активности, нарушение мышечного тонуса;
— трудности в различении правой и левой сторон, в обучении чтению и письму;
— слабая двигательная координация, неуклюжесть, расторможенность;
— импульсивность, трудности в концентрации внимания, быстрая утомляемость;
— отказ от социальных контактов, задержка речи, трудности в обучении;
— проблемы с использованием столовых приборов, ножниц, неправильный захват карандаша и т.д.
Упражнения по развитию сенсорного восприятия
Сенсорная интеграция для детей обеспечивается комплексом упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. Упражнения разрабатываются индивидуально для каждого пациента на основе сенсорной диагностики. В общей совокупности в комплексе должны присутствовать упражнения на все основные виды восприятия:
Благодаря тщательно подобранным упражнениям для ребенка по сенсорной интеграции, он может улучшить:
Необходимо помнить, что область сенсорной интеграции для детей является, прежде всего, терапевтическим методом. Поэтому использование этой методики родителями возможно исключительно после обучения и только под постоянным руководством и контролем специалистов по сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция: что за методика?
Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.
Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.
Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».
Кто проводит такие занятия?
Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.
Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.
Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит
Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.
Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме
Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.
Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?
Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.
Что включает в себя «сенсорная комната»?
— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
— Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.
— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).
— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
— Утяжеленные одеяла и подушки.
— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
— Развивающие коврики и столы.
— Световое и звуковое оборудование и т.п.
Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.
Мнения специалистов о методике
Сенсорная интеграция для детей признана во всем мире и считается самым эффективным методом развития мозговых функций. С каждым годом СИ набирает всю большую популярность в развитых странах в связи с ярко выраженной положительной динамикой занимающихся по данной методике детей.
Встретить негативные мнения о сенсорной интеграции практически невозможно даже в Интернете – они попросту отсутствуют. Разные специалисты из области психологии, логопедии и дефектологии стараются использовать сенсорно-интегративный подход на своих занятиях.
Стоит отметить, что обычно СИ идет в комплексе с основной коррекцией (например, нейрокоррекция, дефектология или логопедия). Самым эффективным возрастом для таких занятий считается дельта от 2-х до 12 лет. Разумеется, чем ребенок младше, тем быстрее родители увидят положительную динамику. Именно поэтому очень важно своевременно реагировать на особенности развития своего ребенка и симптоматику возможных нарушений, чтобы как можно раньше диагностировать проблему и начать занятия, которые всегда дают видимые результаты.
В Москве занятия сенсорной интеграциейвозможны во многих детских центрах, в т.ч. в Центре детской нейропсихологии «Альтера Вита».
Родителям о сенсорной интеграции
Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.
Сенсорная интеграция
Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».
Признаки нарушения сенсорной интеграции.
По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?
Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.
Занятия сенсорной интеграцией
В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.
Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)
Сенсорная интеграционная терапия дома
Идеи для вестибулярной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.
Идеи для проприоцептивной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще
— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу
— прививайте правило «вытянутой руки».
-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.
При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.
Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
При высокой сенсорной чувствительности.
— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.
— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.
При высокой сенсорной чувствительности.
— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
— используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы
При низкой сенсорной чувствительности.
Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При высокой сенсорной чувствительности.
— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место
— создание огороженного рабочего места
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
При высокой сенсорной чувствительности.
— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.
— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.
Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы
Юлия Севрюгина
Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
На базе нашего детского сада, в кабинете педагога-психолога, мною организован сенсорный уголок, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.
Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.
Таким детям свойственна:
— трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
— не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
— сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.
Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами.
Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.
Ценность сенсорногоуголка заключается в его универсальности:
— доступность обогащения среды;
— нет возрастных ограничений;
— возможность разнообразного выбора.
Организация коррекционно-развивающих групп
Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
•развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
•повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
•повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Сенсорный уголок предназначен:
•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
•повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей). Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.
В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.
Сенсорныйуголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.
В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей.Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы Далее представлены примеры некоторых игр.
Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.
Опыт моей работы позволил мне учувствовать в показе открытого мероприятия в рамках регионального семинара «Сенсорная интеграция как условие комплексного развития ребенка». Мастер-класс «Мир на ощупь». Также было проведено открытое мероприятие для коллег детских садов.
На данном этапе моей работыможно подвести следующие итоги:
У детей: повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.
Сенсорная панель «Космос» Сенсорная панель «Космос» Калатинсая Анна Александровна учитель-логопед Клюшина Галина Михайловна учитель-логопед Сенсорная панель»Космос».