что дает профессиональный спорт

Профессиональный спорт для детей: плюсы и минусы

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок рос здоровым, выносливым и физически развитым. Но отдавать ли его ради этого в большой спорт или ограничиться районной секцией?

Разница между тренировками профессионалов и любителей огромна. Большой спорт функционирует по иным законам, требует духовной и физической отдачи, а одна травма может стоить карьеры. Отдать маленького ребенка в этот мир — значит принять решение, которое повлияет на всю его жизнь. Чтобы не ошибиться в столь важном выборе, тщательно взвесьте все «за» и «против», а эта статья поможет вам разобраться, подходит ли профессиональный спорт для детей.

Большой спорт

Чем же профессиональный спорт отличается от любительского? На первый взгляд разница кажется очевидной: любительским спортом человек занимается для себя в свободное время, профессиональным — ради высоких титулов и значимых побед.

На самом деле граница этих различий довольно размыта. Как ни странно, завоевывают золото на Олимпиадах и ставят мировые рекорды любители. Спорт является их основным видом деятельности, они получают деньги за победы, рекламные контракты и тренерскую работу, но это не считается профессиональным спортом.

Для профессионалов же спортивные достижения не так значимы: их главный показатель успеха — коммерческая выгода, а спорт является их основным и постоянным заработком. Такие спортсмены участвуют только в спонсорских соревнованиях, их «покупают» или «арендуют» команды, а решения по спортивной активности чаще всего принимает коммерческий агент.

Больше всего профессионализация развита в футболе, хоккее и боксе, а вот фигурное катание считается слабо профессионализированным спортом. Также профи допускаются до участия в Олимпийских играх только в некоторых видах спорта.

Большой спорт — так иначе называют профессиональный — предполагает большие цели. Когда встает задача выиграть хотя бы соревнования уровня крупного города (не говоря о большем — уровне области, федерального округа, страны, о международной арене), ни о каких развлечениях речи уже не идет.

Тренировки становятся настоящей работой, нагрузки возрастают многократно, весь образ жизни перестраивается ради достижения спортивного результата. Профессиональный спорт требует, чтобы человек полностью посвятил себя ему.

С определенного момента, большой спорт — это уже настоящая работа, главное занятие стремящегося к максимальным результатам. Но и награда за такие старания может быть велика. Это и громкая слава, и, зачастую — немалые деньги.

Есть и другая сторона медали. Часто можно услышать суждение, что любительский спорт улучшает здоровье, а спорт профессиональный — угроза ему. Конечно, это большое преувеличение, но определенная доля истины здесь есть. Если тренировки «для себя» помогают организму развиваться и поддерживают его, то профессиональные занятия сами предъявляют жесткие требования к спортсмену.

И тут перед нами встает ключевой вопрос…

Ребенок и профессиональный спорт

Как уже было сказано выше, отдать ребенка в мир большого спорта — ответственное решение. Попробуем понять, чем полезен, а чем опасен профессиональный спорт для детей.

Преимущества

Недостатки

Предположим, в ваших глазах плюсы перевешивают минусы. Тогда стоит поговорить о следующем…

Возраст

что дает профессиональный спорт. Смотреть фото что дает профессиональный спорт. Смотреть картинку что дает профессиональный спорт. Картинка про что дает профессиональный спорт. Фото что дает профессиональный спорт

В каком возрасте вести ребенка в секцию? Вопрос непростой: требования в профессиональном спорте для детей зависят от дисциплины и сильно разнятся. Но постараемся обрисовать общую ситуацию.

Для большинства видов спорта оптимальный момент старта — младшие классы школы, период 7-10 лет. Именно в это время ребенок уже достаточно окреп для серьезных нагрузок, но еще легко поддается «лепке» усилиями тренеров. Но есть и исключения, как в «плюс», так и в «минус».

В те виды спорта, которые требуют очень высокой гибкости и координации, детей обычно отдают раньше, уже с 5 лет. К таковым относятся, например, гимнастика или борьба. Уже в 7-10 лет будет очень сложно достичь необходимых показателей, и тренеры в этих дисциплинах уже не видят в детях такого возраста будущих чемпионов.

Зато в тех видах спорта, где на первом плане находятся силовые показатели, первые шаги делают уже подростки. Тут начинают дети старше 10 лет, зачастую даже 15-летние. Примеры? Тяжелая атлетика, бодибилдинг, и тому подобное.
Таким образом, от 5 до 15 лет у ребенка есть возможность начать становиться профессиональным спортсменом.

Просто некоторые двери на протяжении этого времени будут закрываться, а некоторые, напротив — откроются. О том, как правильно выбрать вид спорта для ребенка, читайте в нашей статье.

Родительские амбиции

Решив отдать ребенка в большой спорт, особенно в раннем возрасте, родители делают выбор за него. Как правило, ими движут благие намерения: любимое чадо вырастет здоровым и сильным духом, профессиональные спортсмены хорошо зарабатывают, да и стать чемпионом мечтает каждый.

Здесь и кроется подвох. Задайте себе вопрос: не выдаете ли вы свои мечты за мечты ребенка? Не превращаете ли его в инструмент удовлетворения собственных амбиций? Ведь историй о сломанных судьбах и отнятом детстве множество. Если ваш ребенок не преуспеет в спорте или травма перечеркнет все, ради чего он годами старался, винить в этом он будет, скорее всего, вас.

Конечно, не все так безрадостно: как показывает практика, самоотдача и поддержка родителей помогла многим успешным спортсменам преодолеть себя, не сдаться и добиться впечатляющих результатов.

И все-таки, чтобы отданное профессиональному спорту детство не превратилось в будущем в семейную трагедию, позаботьтесь о перспективах и подготовьте для ребенка «отходные» пути. Прислушивайтесь к желаниям маленького спортсмена, помогайте с учебой и развивайте его во всех направлениях, чтобы после спорта он не оказался в тупике, а смог реализовать себя и в чем-то другом.

С чего начинать

Выбор вида спорта

Медицинские вопросы

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Выбор секции и тренера

Данный вопрос заслуживает отдельного материала, скажем главное: выбирать нужно тщательно. Главные принципы:

Подведем итоги

Что ж, пора подводить итоги. Нужно ли делать из детей профессиональных спортсменов? Не всегда. Безусловно, большой спорт — это серьезные перспективы, возможность самореализации, а также крепкое физическое и психологическое здоровье. Однако не всем детям подходит такой образ жизни: иногда для того чтобы стать лучшим, ребенку объективно не хватает физических данных, иногда — спортивного характера.

Если вы столкнулись именно с такой ситуацией, ни в коем случае нельзя «ломать» маленькую личность и водить на тренировки насильно. Если же ваши стремления совпадают с детскими желаниями, то еще раз взвесьте все плюсы и минусы и ответьте себе на вопрос: а вы бы отдали своего ребенка в профессиональный спорт?

Источник

Какое значение имеет спорт в жизни человека?

что дает профессиональный спорт. Смотреть фото что дает профессиональный спорт. Смотреть картинку что дает профессиональный спорт. Картинка про что дает профессиональный спорт. Фото что дает профессиональный спорт

Спорт является важной составляющей жизни человека. Кому-то спорт помогает построить карьеру, для кого-то спорт становится ежедневным ритуалом, кто-то — ярый болельщик того или иного вида спорта.

С давних времен известно, что спорт положительно влияет на здоровье человека. Древние греки в ходе соревнований выявляли самого ловкого и спортивного. Спортивные соревнования по сей день неизменно привлекают большое количество спортсменов и болельщиков.

Спорт для здоровья

Некоторые люди вспоминают о спорте лишь тогда, когда необходимо сбросить набранные ранее лишние килограммы. Однако даже стройному человеку полезно заниматься спортом. На это есть несколько причин:

Спорт для болельщиков

Положительные эмоции вызывают не только сами занятия спортом, но и азарт, который вызывает наблюдение за соревнованиями. Некоторые болельщики спортивных состязаний увлекаются ставками на спорт. Самые азартные изучают ставки на спорт и прогнозы бесплатно в интернете. Однако иногда желание рискнуть затмевает все остальное — человек теряет больше денег, чем выигрывает. Зачастую за маской прогнозиста может скрываться обычный мошенник, который хочет выманить деньги у доверившегося ему человека. Поэтому стоит обращать внимание лишь на ставки на спорт от профессионалов, отдавая предпочтение легальным букмекерским конторам.
Вообще все спортивные соревнования проводятся в первую очередь для зрителей, иначе, кто узнает о победившем или проигравшем спортсмене. Поэтому каждый спортсмен выступает для людей.

Спорт для спортсменов

Для профессиональных спортсменов спорт — это вся жизнь, возможность построить карьеру, реализоваться. Профессиональный спорт направлен на достижение результата. Конечно, каждый спортсмен хочет победить, иначе, зачем вообще соревноваться. Победа на крупнейших соревнованиях — мечта любого, кто серьезно занимается спортом. Поэтому неудачи воспринимаются крайне болезненно, приводя к сильнейшим психологическим травмам. Несомненно, для победы мало только хорошей физической подготовки. Крайне важно иметь силу воли, выдержку, быть сильным не только физически, но и эмоционально.

Источник

Профессиональный спорт: «за», «против» и стереотипы

Гим­на­стика, пла­ва­ние, борьба, хок­кей, фут­бол, тен­нис – всех видов спорта, куда роди­тели стре­мятся отдать своих детей — и не перечислить.

Физи­че­ские нагрузки и заня­тия, без­условно, необ­хо­димы и взрос­лым и детям. Но в какой форме?

Вари­ан­тов спор­тив­ных сек­ций боль­шое мно­же­ство, и непо­нятно, что именно подой­дет ребенку, что будет ему нра­виться, в чем будет резуль­тат. А ведь кри­те­рием выбора того или иного вида спорта зача­стую ста­но­вится не соот­но­ше­ние дет­ского инте­реса и спо­соб­но­стей, а роди­тель­ское нере­а­ли­зо­ван­ное эго, пере­ме­шан­ное с тще­сла­вием. Обычно оно начи­на­ется на моменте, когда ребе­нок дости­гает каких-то пер­вых резуль­та­тов, а тре­нер выде­ляет ребенка среди осталь­ных, вся­че­ски нахва­ли­вая и пред­ла­гая уве­ли­чи­вать нагрузку (в кото­рую вхо­дят допол­ни­тель­ные заня­тия и часто не дешевые).

Выра­же­ние «О, спорт, ты мир!» при­об­ре­тает про­ти­во­по­лож­ный смысл, когда ребе­нок из люби­тель­ской спор­тив­ной сек­ции попа­дает в про­фес­си­о­наль­ный спорт. Ни о каком мире речи там не идет, а регу­ляр­ные тре­ни­ровки под руко­вод­ством жест­кого тре­нера спо­собны нане­сти ребенку вред боль­ший, нежели пред­по­ла­га­е­мая польза. Так ли это на самом деле? Вокруг дет­ского спорта витает много пред­рас­суд­ков и сте­рео­ти­пов. Попро­буем разо­браться в неко­то­рых из них.

Дет­ский пси­хи­атр, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, глав­ный науч­ный сотруд­ник ФГБНУ «НПЦЗ» РАМН Галина Вяче­сла­вовна Коз­лов­ская про­тив того, чтобы отда­вать детей в про­фес­си­о­наль­ный спорт[1].

Т. Шишова: А разве есть раз­ница между физ­куль­ту­рой и спортом?

Г.Козловская: Есть. Хотя с виду это вроде бы очень схо­жие поня­тия, на самом деле они совер­шенно раз­ные. Физи­че­ская куль­тура направ­лена на охрану здо­ро­вья любого чело­века и не ждет от него каких-то осо­бых дости­же­ний. Спорт же – это насто­я­щее хобби, целью кото­рого обя­за­тельно явля­ются зна­чи­тель­ные успехи, рекорды. Так было и в совет­ские вре­мена, так оста­ется сей­час. В совет­ские вре­мена особо ода­рен­ных детей отби­рали для обу­че­ния в спор­тив­ных шко­лах. Но в то же время суще­ство­вала раз­ви­тая спор­тив­ная меди­цина, кото­рая отсле­жи­вала пока­за­ния к заня­тиям спор­том у детей и строго сле­дила за тем, как это ска­зы­ва­ется на их здо­ро­вье. Сей­час все изме­ни­лось. Спорт явля­ется серьез­ной инду­стрией под­го­товки юно­шей и деву­шек, кото­рый могут быть выстав­лены как товар для уча­стия в неких спор­тив­ных дей­ствах. По сути, это биз­нес, и под­го­товка юни­о­ров к вхож­де­нию в олим­пий­ский резерв пред­став­ляет собой тяже­лей­ший мара­фон для дет­ского орга­низма. Дети посто­янно испы­ты­вают тяже­лые физи­че­ские и пси­хи­че­ские нагрузки. Их тре­ни­ровки мало чем отли­ча­ются от тре­ни­ро­вок взрос­лых спортсменов.

Т.Ш.: В каком плане?

Г.К.: Как и у взрос­лых, тре­ни­ровки носят систем­ный харак­тер, зани­мая в день по три-четыре, а то и по пять-шесть часов.

Т.Ш.: И чем это плохо? Мно­гие роди­тели ска­жут, что это лучше, чем бол­таться на улице.

Т.Ш.: Но ведь буду­щие музы­канты или бале­рины нахо­дятся в ана­ло­гич­ном поло­же­нии. Они тоже годами отра­ба­ты­вают гаммы или какие-то балет­ные па.

Г.К.: Нет, это совсем дру­гое дело. Зани­ма­ясь музы­кой или бале­том, ребе­нок непо­сред­ственно сопри­ка­са­ется с искус­ством, с миром пре­крас­ного, с шедев­рами худо­же­ствен­ного твор­че­ства. Его заня­тия, даже самые рутин­ные, освя­щены созна­нием того, что он тоже может при­об­щиться к куль­туре, а впо­след­ствии и сам стать твор­цом. Спорт же, в осо­бен­но­сти в насто­я­щее время, не имеет худо­же­ствен­ной, твор­че­ской мис­сии. Даже если это каса­ется таких кра­си­вых его образ­цов, как гим­на­стика или спор­тив­ные танцы.

Т.Ш.: Почему?

Г.К.: В основе совре­мен­ного спорта лежит стрем­ле­ние к рекорду, некое услов­ное дости­же­ние и огол­те­лая сорев­но­ва­тель­ность. Это не кол­лек­тив­ное сора­бот­ни­че­ство, как, напри­мер, сотво­ре­ние музы­каль­ного образа в оркестре или даже инди­ви­ду­аль­ное испол­не­ние какой-то музыки. Это созда­ние рекорда, кото­рый часто отли­ча­ется от нере­корда ничтожно малыми вели­чи­нами. Напри­мер, деся­той долей секунды. Обыч­ной чело­век этого даже заме­тить не может! Раз­ницу в пока­за­те­лях улав­ли­вает лишь узкий круг, эта­кая секта спе­ци­а­ли­стов, кото­рые порой варьи­руют резуль­таты в своих соб­ствен­ных инте­ре­сах. Даже взрос­лый чело­век нахо­дится при этом в состо­я­нии веч­ного стресса. А каково неустой­чи­вому, рас­ту­щему орга­низму ребенка? Полу­ча­ется, что он суще­ствует в ситу­а­ции непре­рыв­ного мара­фона тре­ни­ро­вок и всю свою жизнь наце­ли­вает на дости­же­ние неко­его резуль­тата, кото­рый дол­жен быть непре­менно лучше, чем у его това­ри­щей. Спе­ци­а­ли­сты в обла­сти спор­тив­ной меди­цины уже не раз писали о том, что такая хро­ни­че­ски одно­об­раз­ная дея­тель­ность создает фено­мен пси­хи­че­ской депри­ви­а­ции, назы­ва­е­мый «моно­то­ния».

Т.Ш.: Давайте коротко пояс­ним для неспе­ци­а­ли­стов, что такое пси­хи­че­ская депривиация.

Г.К.: Латин­ское слово deprivatio озна­чает «потеря» или «лише­ние». Соот­вет­ственно, пси­хи­че­ская депри­ви­а­ция – это состо­я­ние, воз­ник­шее в резуль­тате того, что лич­ность нахо­ди­лась в усло­виях про­дол­жи­тель­ного лише­ния или суще­ствен­ного огра­ни­че­ния своих пси­хи­че­ских потреб­но­стей. Как и вся­кий дру­гой фак­тор пси­хи­че­ской депри­ви­а­ции, моно­то­ния ведет к опре­де­лен­ным иска­же­ниям физи­че­ского и пси­хи­че­ского здо­ро­вья. Если ребе­нок сту­пил на этот путь, огра­диться от моно­то­нии со всеми выте­ка­ю­щими из нее послед­стви­ями прак­ти­че­ски невозможно.

Т.Ш.: О каких иска­же­ниях идет речь?

Г.К.: При моно­то­нии наблю­да­ются рез­кие пере­пады настро­е­ния, склон­ность к депрес­сии или, наобо­рот, к экс­та­ти­че­ской, мало­мо­ти­ви­ро­ван­ной радо­сти, излиш­няя инди­ви­ду­а­ли­за­ция и готов­ность к аути­сти­че­ским осо­бен­но­стям лич­но­сти, отсут­ствие стой­ких при­вя­зан­но­стей, насто­я­щий дру­зей, отсут­ствие серьез­ных увле­че­ний чем-либо, помимо при­выч­ной моно­тон­ной дея­тель­но­сти, кото­рая пре­вра­ща­ется даже в некую навяз­чи­вость. Кроме того, воз­ни­кает иска­же­ние лич­ност­ных черт. Чело­век начи­нает про­яв­лять агрес­сив­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим, у него могут раз­виться исте­ро­ид­ность, излиш­няя демон­стра­тив­ность, болез­нен­ная жажда при­зна­ния своих успе­хов, поверх­ност­ность. По сути, моно­то­ния – это зацик­лен­ность на моно­тон­ной дея­тель­но­сти и лег­ко­вес­ное, рав­но­душ­ное отно­ше­ние ко всему осталь­ному. Ну а частые эмо­ци­о­наль­ные коле­ба­ния, аути­за­ция, поверх­ност­ность, исте­ро­ид­ность или агрес­сив­ная пара­ной­яль­ность к окру­жа­ю­щему миру ведут к фор­ми­ро­ва­нию весьма дис­ком­форт­ного, дис­гар­мо­нич­ного суще­ства, кото­рое мало к каким заня­тиям при­годно и плохо адап­ти­ру­ется в коллективе.

Т.Ш.: То есть даже хоро­шим спортс­ме­ном – на что, соб­ственно, было бро­шено столько сил – чело­век не станет?

Г.К.: Ско­рее всего, нет.

Т.Ш.: А почему исте­рич­ность или пара­ной­яль­ность мешают само­ре­а­ли­за­ции спортсмена?

Г.К.: С одной сто­роны, они не дают воз­мож­ность пра­вильно оце­нить свои силь­ные и сла­бые сто­роны. А с дру­гой, такой чело­век нахо­дится в состо­я­нии посто­ян­ного суб­с­тресса, поскольку его гло­жет зависть и угне­тает чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти, если кто-то ока­зы­ва­ется успеш­нее. Повто­ряю, тут и взрос­лый может не выдер­жать. А ребе­нок – подавно! Ведь его тоже наце­ли­вают именно на такой образ жизни. Он дол­жен бес­ко­нечно тре­ни­ро­ваться, чтобы выиг­рать еще одну долю секунды, еще один сан­ти­метр… С точки зре­ния реаль­ной жизни это крайне ничтож­ная победа, но стрем­ле­ние к ней погло­щает чело­века целиком.

Т.Ш.: Выхо­дит, ребе­нок рас­тет и фор­ми­ру­ется в каком-то иска­жен­ном, вир­ту­аль­ном про­стран­стве, в отрыве от реаль­ной жизни?

Г.К.: Да. При­чем дости­же­ние лож­ной, по сути, победы дается путем тяже­лого напря­же­ния физи­че­ских сил. Нынеш­ние спор­тив­ные дости­же­ния лежат фак­ти­че­ски за пре­де­лами воз­мож­но­стей орга­низма, кото­рый не был запро­грам­ми­ро­ван на подоб­ные необык­но­вен­ные резуль­таты. Да они и не нужны! Это не нужно ни для выжи­ва­ния вида, ни для поис­ков смысла жизни. Убыст­ре­ние ско­ро­сти про­плы­ва­ния под водой на деся­тую долю секунды – это что, твор­че­ский про­цесс или обще­ственно-полез­ный труд? Нет, совре­мен­ный спорт вообще носит харак­тер шоу, эта­ких трю­ков на потеху пуб­лике. Но за внеш­ним блес­ком стоит моно­тон­ный каторж­ный труд, раз­ру­ша­ю­щий физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье чело­века. Тре­ни­ро­ваться дети начи­нают сей­час очень рано, в пять-шесть лет, и к две­на­дцати – пят­на­дцати годам пла­чев­ные резуль­таты уже налицо. Про­фес­си­о­наль­ные навыки юных спортс­ме­нов весьма высоки, но здо­ро­вых людей среди них немного. Напря­же­ние сер­дечно-сосу­ди­стой системы ведет к спе­ци­фи­че­ским забо­ле­ва­ниям. Вспом­ним хотя бы так назы­ва­е­мое «бычье сердца» спортс­мена. Наблю­да­ется и задержка интел­лек­ту­аль­ного развития.

Т.Ш.: Почему?

Г.К.: Инте­ресы юных спортс­ме­нов очень сужены, и долж­ного интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия не про­ис­хо­дит. Да, дети в спор­тив­ных шко­лах фор­мально учатся и даже ино­гда полу­чают при­лич­ные оценки. Но поскольку все вни­ма­ние ребенка сосре­до­то­чено на узко­с­пор­тив­ных целях, то все осталь­ные инте­ресы, осо­бенно учеб­ные, носят вто­ро­сте­пен­ный харак­тер. Кроме того, под вли­я­нием спор­тив­ных пере­гру­зок у мно­гих детей появ­ля­ются имму­но­ло­ги­че­ские отклонения.

Т.Ш.: Пояс­ните, пожалуйста.

Г.В.: Суще­ствуют такие спе­ци­фи­че­ские веще­ства ней­ро­пеп­тиды, в част­но­сти фак­тор роста нер­вов, кото­рые обу­слав­ли­вают ста­би­ли­за­цию пси­хи­че­ских про­цес­сов и выпол­няют анти­с­трес­со­вые функ­ции. У юни­о­ров, кото­рые доста­точно долго пре­бы­вают в ситу­а­ции спор­тив­ного мара­фона, начи­нают выра­ба­ты­ваться анти­тела к фак­тору роста нер­вов. Воз­ни­кает некое ауто­агрес­сив­ное состо­я­ние орга­низма, кото­рый начи­нает оттор­гать свою соб­ствен­ную нерв­ную систему. Подоб­ное явле­ние наблю­да­ется у пси­хи­че­ски тяже­ло­боль­ных людей. Полу­ча­ется, что внешне спортс­мены выгля­дят пси­хи­че­ски здо­ро­выми, а на самом деле они нахо­дятся на грани срыва, пре­бы­вая в состо­я­нии непре­рыв­ного пси­хи­че­ского стресса. Ну а стресс, в свою оче­редь, вли­яет на состо­я­ние нерв­ной, сер­дечно-сосу­ди­стой, веге­та­тив­ной систем… короче говоря, весь орга­низм раз­ба­лан­си­ро­ван и рабо­тает на пре­деле. Мно­гие спортс­мены пре­бы­вают в состо­я­нии хро­ни­че­ской суб­де­прес­сии. Осо­бенно перед сорев­но­ва­ни­ями и после них. Они испы­ты­вают чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти, тре­воги, тоски.

Т.Ш.: Но, может быть, все эти издержки оку­па­ются спор­тив­ными успе­хами и боль­шими день­гами, кото­рые теперь можно полу­чить за победы в спорте?

Г.К.: Увы. Как пока­зы­вают послед­ние иссле­до­ва­ния, под вли­я­нием моно­тон­ных, тяже­лых физи­че­ских нагру­зок, у мно­же­ства детей настолько иска­жа­ется нерв­ная система, что к концу юни­ор­ского пери­ода мно­гие из них бро­сают спорт, не выдер­жи­вая режима. То есть они схо­дят с дистан­ции, фак­ти­че­ски лишив­шись дет­ства, не добив­шись жела­е­мых резуль­та­тов, испы­тав в итоге горь­кое разо­ча­ро­ва­ние и подо­рвав здоровье.

Т.Ш.: Но почему мно­гие роди­тели так рвутся устро­ить ребенка в спор­тив­ную школу? Они разве не пони­мают, чем это может обер­нуться для их сына или дочери?

Г.К.: Как пра­вило, нет. А между тем ситу­а­ция настолько серьезна, что ей уже стали зани­маться уче­ные. Спорт­ко­ми­тет серьезно оза­бо­чен про­ис­хо­дя­щим. Это неуди­ви­тельно, поскольку очень боль­шое коли­че­ство юни­о­ров в послед­нее время выбы­вает из спорта. Деньги в них вкла­ды­ва­ются боль­шие, а они не выдер­жи­вают нагру­зок. Поэтому медики стали изу­чать эту проблему.

Т.Ш.: А если ребе­нок зани­ма­ется не в спор­тив­ной школе, а в сек­ции? Это ведь не такие страш­ные нагрузки?

Г.К.: Конечно, нет. Мы с Вами гово­рили именно о спор­тив­ных шко­лах. В сек­ции таких напря­жен­ных, мно­го­ча­со­вых тре­ни­ро­вок нет.

Т.Ш.: Но, с дру­гой сто­роны, роди­тели нередко жалу­ются, что и в сек­циях тре­неры «ста­вят» на каких-то пер­спек­тив­ных, с их точки зре­ния, ребят, а детям без осо­бых спор­тив­ных спо­соб­но­стей уде­ляют мало внимания.

Г.К.: Да, сей­час мно­гим хочется вырас­тить звезд. Но если такого крена нет, если заня­тия в сек­ции не пре­вра­ща­ются в каторж­ный труд, то они очень даже полезны для раз­ви­тия детей, для укреп­ле­ния их здоровья.

Т.Ш.: Сей­час детей запи­сы­вают в спор­тив­ные сек­ции рано, нередко в дошколь­ном воз­расте. Это правильно?

Г.К.: Нет. На мой взгляд, опти­маль­ный воз­раст для начала заня­тий спор­том – лет 8–9. Хотя тре­неры, ско­рее всего, при­дер­жи­ва­ются иного мне­ния, ведь совре­мен­ный спорт сильно помо­ло­дел. Но я выска­зы­ваю взгляд не тре­нера, рас­тя­щего юные даро­ва­ния, а врача, кото­рому зача­стую при­хо­дится иметь дело с послед­стви­ями выра­щи­ва­ния таких «ско­ро­спе­лок». На мно­гих дошко­лят, напри­мер, угне­та­юще дей­ствует стро­гий под­ход спор­тив­ных тре­не­ров. Малы­шам нужно гораздо более мяг­кое обра­ще­ние. Тре­бо­ва­ния, кото­рые предъ­яв­ля­ются в спор­тив­ной сек­ции – даже в такой, кото­рая не ста­вит себе зада­чей гото­вить «звезд» — сужают дет­скость и игро­вые инте­ресы ребенка.

Т.Ш.: И потом, далеко не вся­кий тре­нер бывает хоро­шим педа­го­гом, кото­рый умеет обра­щаться с малень­кими детьми. Порой роди­тели жалу­ются даже на то, что тре­неры сурово нака­зы­вают малень­ких ребя­ти­шек за какую-то про­вин­ность, застав­ляя отжи­маться на кула­ках или при­ме­няют дру­гие методы, допу­сти­мые при вос­пи­та­нии маль­чи­ков-под­рост­ков, но отри­ца­тельно дей­ству­ю­щие на детей млад­шего возраста.

Г.К.: Тре­неры про­ис­хо­дят из той же самой спор­тив­ной среды, о кото­рой мы сей­час ведем раз­го­вор. По харак­теру они нередко бывают не про­сто стро­гими, а дес­по­тич­ными. Ино­гда даже жестокими.

Т.Ш.: Воз­вра­ща­ясь к началу раз­го­вора, хочу спро­сить про физ­куль­туру. Навер­ное, дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков гораздо полез­нее при­об­щать не к совре­мен­ному спорту боль­ших дости­же­ний, а про­сто к выпол­не­нию зарядки, к подвиж­ным играм на све­жем воздухе?

Г.К.: Конечно. Роди­те­лям нужно почаще вспо­ми­нать про актив­ный отдых. Зимой – это лыжи, коньки. Летом – фут­бол, волей­бол, лапта, бад­мин­тон, раз­но­об­раз­ные подвиж­ные игры. Дома у детей обя­за­тельно должна быть швед­ская стенка или даже целый спор­тив­ный уго­лок. В общем, при­шла пора воз­ро­дить здра­вое отно­ше­ние к физи­че­ской куль­туре, чтобы она помо­гала людям укреп­лять и сохра­нять здо­ро­вье, про­дле­вала жизнь.

«За» спорт высту­пают роди­тели, чьи дети зани­ма­ются в раз­лич­ных видах спорта. И неко­то­рые из них апел­ли­руют к сте­рео­ти­пам отно­си­тельно дет­ского про­фес­си­о­наль­ного спорта и опро­вер­гают их.

Сте­рео­тип «Сила есть – ума не надо»

На самом деле ничто не мешает про­фес­си­о­наль­ному спортс­мену быть эру­ди­ро­ван­ным чело­ве­ком, и при­ме­ров из жизни тому множество.

Вспом­нить, к при­меру, легенду совет­ской тяже­лой атле­тики — Юрия Вла­сова. Его не слу­чайно счи­тали в свое время самым силь­ным чело­ве­ком – он столько раз брал «золото» на все­воз­мож­ных пер­вен­ствах евро­пей­ского и миро­вого уровня! При этом он был хорошо обра­зо­ван­ным чело­ве­ком, воен­ным инже­не­ром, исто­ри­ком, лите­ра­то­ром, после окон­ча­ния спор­тив­ной карьеры зани­мался поли­ти­кой. Вла­сов уже в юно­сти сво­бодно вла­дел китай­ским язы­ком и обла­дал такой неве­ро­ят­ной любо­вью к чте­нию, что даже повре­дил зре­ние – глав­ный силач мира в обы­ден­ной жизни был вынуж­ден носить очки.

После череды его впе­чат­ля­ю­щих побед, запад­ная пресса писала не только о неве­ро­ят­ной силище атлета, но и о его бле­стя­щем интел­лекте. В про­ме­жут­ках между уста­нов­ле­нием 31 миро­вого рекорда Вла­сов нашел время, чтобы напи­сать несколько книг – пуб­ли­ци­сти­че­ских и худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, кото­рые были очень попу­лярны в СССР.

Сте­рео­тип «Про­фес­си­о­наль­ный спорт вре­ден для здоровья»

Вре­ден не спорт, а непра­виль­ные тре­ни­ровки и невер­ное рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­ных сил. Если чело­век, зани­ма­ю­щийся боль­шим спор­том, не пре­не­бре­гает своим здо­ро­вьем, то может сохра­нить его до глу­бо­кой старости.

Сте­рео­тип «Спор­тив­ная гим­на­стика – особо трав­мо­опас­ный вид спорта»

Спор­тив­ная гим­на­стика дей­стви­тельно может порож­дать опре­де­лен­ный про­цент травм. Фак­торы, предот­вра­ща­ю­щие травмы: отсут­ствие тре­нер­ской ошибки, исправ­ное обо­ру­до­ва­ние, физи­че­ская под­го­товка спортс­мена. Однако и при всех сла­га­е­мых травмы слу­ча­ются. При­чина подоб­ного про­ста, и, увы, бороться с ней невоз­можно: даже самый под­го­тов­лен­ный спортс­мен не обла­дает иде­аль­ным физи­че­ским телом и не живет в иде­аль­ном мире. Не бывает и иде­аль­ных тре­не­ров. Но в целом это каса­ется любого вида спорта, т.к. от оши­бок невоз­можно застраховаться.

Сте­рео­тип «Жест­кий тре­нер испор­тит пси­хику ребенка»

На самом деле мир боль­шого спорта – взрос­лый мир, где при­хо­диться тяжело рабо­тать, выкла­ды­ва­ясь на все 100. Работа тре­нера заклю­ча­ется в том, что он помо­гает ребенку пре­одо­леть себя и сде­лать больше, чем он думает, он спо­со­бен сде­лать. Тре­нер помо­гает скон­цен­три­ро­ваться на том, что дей­стви­тельно важно, он при­зы­вает ребенка быть мак­си­мально собран­ным, точ­ным и бес­страш­ным. Очень часто для этого нужно повы­ше­ние голоса. Ребенка нужно вынуть из его ком­форт­ного состо­я­ния, в кото­ром он – умница и моло­дец для себя и своих роди­те­лей, но, спо­соб­ный на что-то боль­шее, про­сто не знает, как туда попасть. «Пинок» от тре­нера тво­рит чудеса. Тре­нер не может быть доб­рым и сюсю­кать – это задача роди­те­лей. Тре­нер – все­гда недо­воль­ный, пере­жи­ва­ю­щий, со сры­ва­ю­щимся голо­сом и не склон­ный к сан­ти­мен­там. Работа тре­нера отнюдь не заклю­ча­ется в погру­же­нии в глу­бо­кий внут­рен­ний мир ребенка и его пере­жи­ва­ния. Чем больше тре­нер кри­чит, вкла­ды­ва­ясь в ребенка – тем силь­нее верит в него. Тре­нер видит кар­тину в целом – кто на что спо­со­бен, кого можно напрячь и заста­вить сде­лать еще больше — для его же блага. Если тре­нер лас­ков и нетре­бо­ва­те­лен – спортс­мен не будет расти. Слезы на тре­ни­ровке – рас­про­стра­нен­ное явле­ние. Еще важно пони­мать, что крик тре­нера – это не оскорб­ле­ния и уни­же­ния. Крик тре­нера на ребенка – не крик неурав­но­ве­шен­ного хама на невин­ного интел­ли­гента, кото­рый «не сде­лал ничего пло­хого».[2]
Увы, есть и такие тре­неры, кото­рые полу­чают удо­воль­ствие, уни­жая детей или даже изби­вая их. Воз­можно, у таких тре­не­ров даже полу­ча­ются серьез­ные чем­пи­оны, но у роди­те­лей все­гда есть выбор у кого и где зани­маться – и какой ценой. Очень важно отно­ше­ние самого ребенка к тре­неру, его мне­ние должно быть пер­вич­ным – если ребе­нок любит и ува­жает сво­его тре­нера, хоть и боится – зна­чит, все хорошо.

Сте­рео­тип «Трус не играет в хоккей»

Отно­си­тельно хок­кея бытует мне­ние, что это жесто­кий вид спорта, и ребе­нок дол­жен быть доста­точно агрес­си­вен по натуре, чтобы успешно играть в хок­кей. Однако мало кто знает, что суще­ствует кодекс хок­ке­и­ста, кото­рый дол­жен знать каж­дый ребе­нок, соби­ра­ю­щийся играть.

Хок­кей­ный кодекс команды «Сереб­ря­ные львы» («СКА»)

Кодекс чести для игроков

— Я буду играть в хок­кей, потому что я этого хочу, а не потому, что этого от меня хотят дру­гие люди или тренеры.

— Я буду играть в хок­кей по пра­ви­лам, и соблю­дать дух игры.

— Я буду играть кон­тро­ли­ро­вать свои эмо­ции — драки и оскорб­ле­ния могут нане­сти вред окружающим.

— Я буду ува­жать своих противников.

— Я буду пом­нить, что победа в хок­кее это еще не все. Что играть в хок­кей это еще и инте­ресно. Хок­кей поз­во­ляет под­нять свое мастер­ство, заве­сти дру­зей и что очень важно, пока­зать себя с наи­луч­шей стороны.

— Я при­знаю все хоро­шее, что есть в игро­ках и в их дей­ствиях, как со сто­роны моих това­ри­щей, так и со сто­роны моих соперников.

— Я буду пом­нить, что тре­неры и судьи нахо­дятся здесь, чтобы помочь мне. Я буду выпол­нять их реше­ния и ува­жать их.

Кодекс чести для родителей

— Я не буду застав­лять моего ребенка играть в хоккей

— Я буду пом­нить, что мой ребе­нок играет в хок­кей ради сво­его удо­воль­ствия, в не ради меня.

— Я буду содей­ство­вать тому, чтобы мой ребе­нок играл по пра­ви­лам и решал кон­фликт­ные ситу­а­ции без драк и насилия.

— Я буду учить моего ребенка тому, что важ­нее победы явля­ется его стрем­ле­ние сыг­рать как можно лучше, тем самым мой ребе­нок нико­гда не будут чув­ство­вать себя побеж­ден­ным по окон­ча­нии игры.

— Я буду делать так, чтобы мой ребе­нок чув­ство­вал себя все­гда побе­ди­те­лем, поощ­ряя его за само­от­дачу и чест­ную борьбу в игре.

— Я не буду делать из моего ребенка посме­шище или сло­весно оскорб­лять его за сде­лан­ные ошибки или про­иг­ран­ную игру.

— Я буду пом­нить, что ребе­нок лучше учится на при­мере. Я буду поощ­рять хоро­шую игру и дей­ствия команды моего ребенка и его соперников.

— Я нико­гда пуб­лично не буду под­вер­гать сомне­нию дей­ствий судей или их честность.

— Я буду под­дер­жи­вать все уси­лия, направ­лен­ные на устра­не­ния сло­вес­ных и физи­че­ских оскорб­ле­ний в дет­ском хоккее.

— Я буду с ува­же­нием и пони­ма­нием, отно­сится к тре­не­рам-обще­ствен­ни­кам, кото­рые тра­тят свое время, тре­ни­рую моего ребенка.

Я буду пом­нить, что участ­ники играют в хок­кей ради сво­его удо­воль­ствия. Они играют в хок­кей не для того, чтобы раз­вле­кать меня.

— У меня не должно быть нере­аль­ных ожи­да­ний. Я дол­жен пом­нить, что игроки не явля­ются про­фес­си­о­на­лами и их нельзя оце­ни­вать с про­фес­си­о­наль­ной точки зрения.

— Я буду с ува­же­нием отно­сится к реше­ниям судей, и буду содей­ство­вать тому, чтобы участ­ники отно­си­лись к этому так же.

— Я нико­гда не буду осме­и­вать игрока за совер­шен­ные им ошибки в про­цессе игры. Я буду давать пози­тив­ные ком­мен­та­рии, кото­рые направ­лены на поощ­ре­ние и под­держку усилий.

— Я буду осуж­дать выра­же­ние недо­воль­ства тре­не­рами или пред­ста­ви­те­лям лиги в непри­лич­ной форме.

— Я буду всем своим видом пока­зы­вать, что я ува­жаю игро­ков команды сопер­ника, так как без этого не будет игры.

— Я не буду сквер­но­сло­вить, оскорб­лять игро­ков, тре­не­ров, судей или дру­гих зрителей.

Выби­рая спор­тив­ную сек­цию для ребенка, необ­хо­димо учи­ты­вать не столько его склон­но­сти, сколько жела­ние. Не у всех полу­чится с пер­вого раза найти то, что нра­вится и под­хо­дит ребенку. Но что известно навер­няка, так это то, что нико­гда не поздно начать зани­маться спор­том и улуч­шить общее состо­я­ние здо­ро­вья. Хорошо, если выбран­ное направ­ле­ние в спорте сбли­зит семью: роди­тели и близ­кие ходят на сорев­но­ва­ния и болеют за сво­его спортс­мена, или же вся семья увле­ка­ется ходь­бой на лыжах по выход­ным вне сек­ций и боль­шого спорта. Глав­ное – пра­вильно рас­пре­де­лить нагрузку, под­дер­жи­вать ребенка в неуда­чах, хва­лить за дости­же­ния и не «выра­щи­вать» гор­но­лыж­ника, если ему больше нра­вится сноуборд.

При­ме­ча­ния

[1] Отры­вок из книги Шишо­вой Т.Л. «Не сту­чите молот­ком по пиа­нино. Беседы с дет­ским пси­хи­ат­ром Коз­лов­ской Г.В.» — Разянь: Зерна-Слово, 2016. – С.82–95

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *