что дает профессиональный спорт
Профессиональный спорт для детей: плюсы и минусы
Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок рос здоровым, выносливым и физически развитым. Но отдавать ли его ради этого в большой спорт или ограничиться районной секцией?
Разница между тренировками профессионалов и любителей огромна. Большой спорт функционирует по иным законам, требует духовной и физической отдачи, а одна травма может стоить карьеры. Отдать маленького ребенка в этот мир — значит принять решение, которое повлияет на всю его жизнь. Чтобы не ошибиться в столь важном выборе, тщательно взвесьте все «за» и «против», а эта статья поможет вам разобраться, подходит ли профессиональный спорт для детей.
Большой спорт
Чем же профессиональный спорт отличается от любительского? На первый взгляд разница кажется очевидной: любительским спортом человек занимается для себя в свободное время, профессиональным — ради высоких титулов и значимых побед.
На самом деле граница этих различий довольно размыта. Как ни странно, завоевывают золото на Олимпиадах и ставят мировые рекорды любители. Спорт является их основным видом деятельности, они получают деньги за победы, рекламные контракты и тренерскую работу, но это не считается профессиональным спортом.
Для профессионалов же спортивные достижения не так значимы: их главный показатель успеха — коммерческая выгода, а спорт является их основным и постоянным заработком. Такие спортсмены участвуют только в спонсорских соревнованиях, их «покупают» или «арендуют» команды, а решения по спортивной активности чаще всего принимает коммерческий агент.
Больше всего профессионализация развита в футболе, хоккее и боксе, а вот фигурное катание считается слабо профессионализированным спортом. Также профи допускаются до участия в Олимпийских играх только в некоторых видах спорта.
Большой спорт — так иначе называют профессиональный — предполагает большие цели. Когда встает задача выиграть хотя бы соревнования уровня крупного города (не говоря о большем — уровне области, федерального округа, страны, о международной арене), ни о каких развлечениях речи уже не идет.
Тренировки становятся настоящей работой, нагрузки возрастают многократно, весь образ жизни перестраивается ради достижения спортивного результата. Профессиональный спорт требует, чтобы человек полностью посвятил себя ему.
С определенного момента, большой спорт — это уже настоящая работа, главное занятие стремящегося к максимальным результатам. Но и награда за такие старания может быть велика. Это и громкая слава, и, зачастую — немалые деньги.
Есть и другая сторона медали. Часто можно услышать суждение, что любительский спорт улучшает здоровье, а спорт профессиональный — угроза ему. Конечно, это большое преувеличение, но определенная доля истины здесь есть. Если тренировки «для себя» помогают организму развиваться и поддерживают его, то профессиональные занятия сами предъявляют жесткие требования к спортсмену.
И тут перед нами встает ключевой вопрос…
Ребенок и профессиональный спорт
Как уже было сказано выше, отдать ребенка в мир большого спорта — ответственное решение. Попробуем понять, чем полезен, а чем опасен профессиональный спорт для детей.
Преимущества
Недостатки
Предположим, в ваших глазах плюсы перевешивают минусы. Тогда стоит поговорить о следующем…
Возраст
В каком возрасте вести ребенка в секцию? Вопрос непростой: требования в профессиональном спорте для детей зависят от дисциплины и сильно разнятся. Но постараемся обрисовать общую ситуацию.
Для большинства видов спорта оптимальный момент старта — младшие классы школы, период 7-10 лет. Именно в это время ребенок уже достаточно окреп для серьезных нагрузок, но еще легко поддается «лепке» усилиями тренеров. Но есть и исключения, как в «плюс», так и в «минус».
В те виды спорта, которые требуют очень высокой гибкости и координации, детей обычно отдают раньше, уже с 5 лет. К таковым относятся, например, гимнастика или борьба. Уже в 7-10 лет будет очень сложно достичь необходимых показателей, и тренеры в этих дисциплинах уже не видят в детях такого возраста будущих чемпионов.
Зато в тех видах спорта, где на первом плане находятся силовые показатели, первые шаги делают уже подростки. Тут начинают дети старше 10 лет, зачастую даже 15-летние. Примеры? Тяжелая атлетика, бодибилдинг, и тому подобное.
Таким образом, от 5 до 15 лет у ребенка есть возможность начать становиться профессиональным спортсменом.
Просто некоторые двери на протяжении этого времени будут закрываться, а некоторые, напротив — откроются. О том, как правильно выбрать вид спорта для ребенка, читайте в нашей статье.
Родительские амбиции
Решив отдать ребенка в большой спорт, особенно в раннем возрасте, родители делают выбор за него. Как правило, ими движут благие намерения: любимое чадо вырастет здоровым и сильным духом, профессиональные спортсмены хорошо зарабатывают, да и стать чемпионом мечтает каждый.
Здесь и кроется подвох. Задайте себе вопрос: не выдаете ли вы свои мечты за мечты ребенка? Не превращаете ли его в инструмент удовлетворения собственных амбиций? Ведь историй о сломанных судьбах и отнятом детстве множество. Если ваш ребенок не преуспеет в спорте или травма перечеркнет все, ради чего он годами старался, винить в этом он будет, скорее всего, вас.
Конечно, не все так безрадостно: как показывает практика, самоотдача и поддержка родителей помогла многим успешным спортсменам преодолеть себя, не сдаться и добиться впечатляющих результатов.
И все-таки, чтобы отданное профессиональному спорту детство не превратилось в будущем в семейную трагедию, позаботьтесь о перспективах и подготовьте для ребенка «отходные» пути. Прислушивайтесь к желаниям маленького спортсмена, помогайте с учебой и развивайте его во всех направлениях, чтобы после спорта он не оказался в тупике, а смог реализовать себя и в чем-то другом.
С чего начинать
Выбор вида спорта
Медицинские вопросы
Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.
Выбор секции и тренера
Данный вопрос заслуживает отдельного материала, скажем главное: выбирать нужно тщательно. Главные принципы:
Подведем итоги
Что ж, пора подводить итоги. Нужно ли делать из детей профессиональных спортсменов? Не всегда. Безусловно, большой спорт — это серьезные перспективы, возможность самореализации, а также крепкое физическое и психологическое здоровье. Однако не всем детям подходит такой образ жизни: иногда для того чтобы стать лучшим, ребенку объективно не хватает физических данных, иногда — спортивного характера.
Если вы столкнулись именно с такой ситуацией, ни в коем случае нельзя «ломать» маленькую личность и водить на тренировки насильно. Если же ваши стремления совпадают с детскими желаниями, то еще раз взвесьте все плюсы и минусы и ответьте себе на вопрос: а вы бы отдали своего ребенка в профессиональный спорт?
Какое значение имеет спорт в жизни человека?
Спорт является важной составляющей жизни человека. Кому-то спорт помогает построить карьеру, для кого-то спорт становится ежедневным ритуалом, кто-то — ярый болельщик того или иного вида спорта.
С давних времен известно, что спорт положительно влияет на здоровье человека. Древние греки в ходе соревнований выявляли самого ловкого и спортивного. Спортивные соревнования по сей день неизменно привлекают большое количество спортсменов и болельщиков.
Спорт для здоровья
Некоторые люди вспоминают о спорте лишь тогда, когда необходимо сбросить набранные ранее лишние килограммы. Однако даже стройному человеку полезно заниматься спортом. На это есть несколько причин:
Спорт для болельщиков
Положительные эмоции вызывают не только сами занятия спортом, но и азарт, который вызывает наблюдение за соревнованиями. Некоторые болельщики спортивных состязаний увлекаются ставками на спорт. Самые азартные изучают ставки на спорт и прогнозы бесплатно в интернете. Однако иногда желание рискнуть затмевает все остальное — человек теряет больше денег, чем выигрывает. Зачастую за маской прогнозиста может скрываться обычный мошенник, который хочет выманить деньги у доверившегося ему человека. Поэтому стоит обращать внимание лишь на ставки на спорт от профессионалов, отдавая предпочтение легальным букмекерским конторам.
Вообще все спортивные соревнования проводятся в первую очередь для зрителей, иначе, кто узнает о победившем или проигравшем спортсмене. Поэтому каждый спортсмен выступает для людей.
Спорт для спортсменов
Для профессиональных спортсменов спорт — это вся жизнь, возможность построить карьеру, реализоваться. Профессиональный спорт направлен на достижение результата. Конечно, каждый спортсмен хочет победить, иначе, зачем вообще соревноваться. Победа на крупнейших соревнованиях — мечта любого, кто серьезно занимается спортом. Поэтому неудачи воспринимаются крайне болезненно, приводя к сильнейшим психологическим травмам. Несомненно, для победы мало только хорошей физической подготовки. Крайне важно иметь силу воли, выдержку, быть сильным не только физически, но и эмоционально.
Профессиональный спорт: «за», «против» и стереотипы
Гимнастика, плавание, борьба, хоккей, футбол, теннис – всех видов спорта, куда родители стремятся отдать своих детей — и не перечислить.
Физические нагрузки и занятия, безусловно, необходимы и взрослым и детям. Но в какой форме?
Вариантов спортивных секций большое множество, и непонятно, что именно подойдет ребенку, что будет ему нравиться, в чем будет результат. А ведь критерием выбора того или иного вида спорта зачастую становится не соотношение детского интереса и способностей, а родительское нереализованное эго, перемешанное с тщеславием. Обычно оно начинается на моменте, когда ребенок достигает каких-то первых результатов, а тренер выделяет ребенка среди остальных, всячески нахваливая и предлагая увеличивать нагрузку (в которую входят дополнительные занятия и часто не дешевые).
Выражение «О, спорт, ты мир!» приобретает противоположный смысл, когда ребенок из любительской спортивной секции попадает в профессиональный спорт. Ни о каком мире речи там не идет, а регулярные тренировки под руководством жесткого тренера способны нанести ребенку вред больший, нежели предполагаемая польза. Так ли это на самом деле? Вокруг детского спорта витает много предрассудков и стереотипов. Попробуем разобраться в некоторых из них.
Детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «НПЦЗ» РАМН Галина Вячеславовна Козловская против того, чтобы отдавать детей в профессиональный спорт[1].
Т. Шишова: А разве есть разница между физкультурой и спортом?
Г.Козловская: Есть. Хотя с виду это вроде бы очень схожие понятия, на самом деле они совершенно разные. Физическая культура направлена на охрану здоровья любого человека и не ждет от него каких-то особых достижений. Спорт же – это настоящее хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи, рекорды. Так было и в советские времена, так остается сейчас. В советские времена особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах. Но в то же время существовала развитая спортивная медицина, которая отслеживала показания к занятиям спортом у детей и строго следила за тем, как это сказывается на их здоровье. Сейчас все изменилось. Спорт является серьезной индустрией подготовки юношей и девушек, который могут быть выставлены как товар для участия в неких спортивных действах. По сути, это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой тяжелейший марафон для детского организма. Дети постоянно испытывают тяжелые физические и психические нагрузки. Их тренировки мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов.
Т.Ш.: В каком плане?
Г.К.: Как и у взрослых, тренировки носят системный характер, занимая в день по три-четыре, а то и по пять-шесть часов.
Т.Ш.: И чем это плохо? Многие родители скажут, что это лучше, чем болтаться на улице.
Т.Ш.: Но ведь будущие музыканты или балерины находятся в аналогичном положении. Они тоже годами отрабатывают гаммы или какие-то балетные па.
Г.К.: Нет, это совсем другое дело. Занимаясь музыкой или балетом, ребенок непосредственно соприкасается с искусством, с миром прекрасного, с шедеврами художественного творчества. Его занятия, даже самые рутинные, освящены сознанием того, что он тоже может приобщиться к культуре, а впоследствии и сам стать творцом. Спорт же, в особенности в настоящее время, не имеет художественной, творческой миссии. Даже если это касается таких красивых его образцов, как гимнастика или спортивные танцы.
Т.Ш.: Почему?
Г.К.: В основе современного спорта лежит стремление к рекорду, некое условное достижение и оголтелая соревновательность. Это не коллективное соработничество, как, например, сотворение музыкального образа в оркестре или даже индивидуальное исполнение какой-то музыки. Это создание рекорда, который часто отличается от нерекорда ничтожно малыми величинами. Например, десятой долей секунды. Обычной человек этого даже заметить не может! Разницу в показателях улавливает лишь узкий круг, этакая секта специалистов, которые порой варьируют результаты в своих собственных интересах. Даже взрослый человек находится при этом в состоянии вечного стресса. А каково неустойчивому, растущему организму ребенка? Получается, что он существует в ситуации непрерывного марафона тренировок и всю свою жизнь нацеливает на достижение некоего результата, который должен быть непременно лучше, чем у его товарищей. Специалисты в области спортивной медицины уже не раз писали о том, что такая хронически однообразная деятельность создает феномен психической депривиации, называемый «монотония».
Т.Ш.: Давайте коротко поясним для неспециалистов, что такое психическая депривиация.
Г.К.: Латинское слово deprivatio означает «потеря» или «лишение». Соответственно, психическая депривиация – это состояние, возникшее в результате того, что личность находилась в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения своих психических потребностей. Как и всякий другой фактор психической депривиации, монотония ведет к определенным искажениям физического и психического здоровья. Если ребенок ступил на этот путь, оградиться от монотонии со всеми вытекающими из нее последствиями практически невозможно.
Т.Ш.: О каких искажениях идет речь?
Г.К.: При монотонии наблюдаются резкие перепады настроения, склонность к депрессии или, наоборот, к экстатической, маломотивированной радости, излишняя индивидуализация и готовность к аутистическим особенностям личности, отсутствие стойких привязанностей, настоящий друзей, отсутствие серьезных увлечений чем-либо, помимо привычной монотонной деятельности, которая превращается даже в некую навязчивость. Кроме того, возникает искажение личностных черт. Человек начинает проявлять агрессивность по отношению к окружающим, у него могут развиться истероидность, излишняя демонстративность, болезненная жажда признания своих успехов, поверхностность. По сути, монотония – это зацикленность на монотонной деятельности и легковесное, равнодушное отношение ко всему остальному. Ну а частые эмоциональные колебания, аутизация, поверхностность, истероидность или агрессивная паранойяльность к окружающему миру ведут к формированию весьма дискомфортного, дисгармоничного существа, которое мало к каким занятиям пригодно и плохо адаптируется в коллективе.
Т.Ш.: То есть даже хорошим спортсменом – на что, собственно, было брошено столько сил – человек не станет?
Г.К.: Скорее всего, нет.
Т.Ш.: А почему истеричность или паранойяльность мешают самореализации спортсмена?
Г.К.: С одной стороны, они не дают возможность правильно оценить свои сильные и слабые стороны. А с другой, такой человек находится в состоянии постоянного субстресса, поскольку его гложет зависть и угнетает чувство собственной неполноценности, если кто-то оказывается успешнее. Повторяю, тут и взрослый может не выдержать. А ребенок – подавно! Ведь его тоже нацеливают именно на такой образ жизни. Он должен бесконечно тренироваться, чтобы выиграть еще одну долю секунды, еще один сантиметр… С точки зрения реальной жизни это крайне ничтожная победа, но стремление к ней поглощает человека целиком.
Т.Ш.: Выходит, ребенок растет и формируется в каком-то искаженном, виртуальном пространстве, в отрыве от реальной жизни?
Г.К.: Да. Причем достижение ложной, по сути, победы дается путем тяжелого напряжения физических сил. Нынешние спортивные достижения лежат фактически за пределами возможностей организма, который не был запрограммирован на подобные необыкновенные результаты. Да они и не нужны! Это не нужно ни для выживания вида, ни для поисков смысла жизни. Убыстрение скорости проплывания под водой на десятую долю секунды – это что, творческий процесс или общественно-полезный труд? Нет, современный спорт вообще носит характер шоу, этаких трюков на потеху публике. Но за внешним блеском стоит монотонный каторжный труд, разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Тренироваться дети начинают сейчас очень рано, в пять-шесть лет, и к двенадцати – пятнадцати годам плачевные результаты уже налицо. Профессиональные навыки юных спортсменов весьма высоки, но здоровых людей среди них немного. Напряжение сердечно-сосудистой системы ведет к специфическим заболеваниям. Вспомним хотя бы так называемое «бычье сердца» спортсмена. Наблюдается и задержка интеллектуального развития.
Т.Ш.: Почему?
Г.К.: Интересы юных спортсменов очень сужены, и должного интеллектуального развития не происходит. Да, дети в спортивных школах формально учатся и даже иногда получают приличные оценки. Но поскольку все внимание ребенка сосредоточено на узкоспортивных целях, то все остальные интересы, особенно учебные, носят второстепенный характер. Кроме того, под влиянием спортивных перегрузок у многих детей появляются иммунологические отклонения.
Т.Ш.: Поясните, пожалуйста.
Г.В.: Существуют такие специфические вещества нейропептиды, в частности фактор роста нервов, которые обуславливают стабилизацию психических процессов и выполняют антистрессовые функции. У юниоров, которые достаточно долго пребывают в ситуации спортивного марафона, начинают вырабатываться антитела к фактору роста нервов. Возникает некое аутоагрессивное состояние организма, который начинает отторгать свою собственную нервную систему. Подобное явление наблюдается у психически тяжелобольных людей. Получается, что внешне спортсмены выглядят психически здоровыми, а на самом деле они находятся на грани срыва, пребывая в состоянии непрерывного психического стресса. Ну а стресс, в свою очередь, влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой, вегетативной систем… короче говоря, весь организм разбалансирован и работает на пределе. Многие спортсмены пребывают в состоянии хронической субдепрессии. Особенно перед соревнованиями и после них. Они испытывают чувство неудовлетворенности, тревоги, тоски.
Т.Ш.: Но, может быть, все эти издержки окупаются спортивными успехами и большими деньгами, которые теперь можно получить за победы в спорте?
Г.К.: Увы. Как показывают последние исследования, под влиянием монотонных, тяжелых физических нагрузок, у множества детей настолько искажается нервная система, что к концу юниорского периода многие из них бросают спорт, не выдерживая режима. То есть они сходят с дистанции, фактически лишившись детства, не добившись желаемых результатов, испытав в итоге горькое разочарование и подорвав здоровье.
Т.Ш.: Но почему многие родители так рвутся устроить ребенка в спортивную школу? Они разве не понимают, чем это может обернуться для их сына или дочери?
Г.К.: Как правило, нет. А между тем ситуация настолько серьезна, что ей уже стали заниматься ученые. Спорткомитет серьезно озабочен происходящим. Это неудивительно, поскольку очень большое количество юниоров в последнее время выбывает из спорта. Деньги в них вкладываются большие, а они не выдерживают нагрузок. Поэтому медики стали изучать эту проблему.
Т.Ш.: А если ребенок занимается не в спортивной школе, а в секции? Это ведь не такие страшные нагрузки?
Г.К.: Конечно, нет. Мы с Вами говорили именно о спортивных школах. В секции таких напряженных, многочасовых тренировок нет.
Т.Ш.: Но, с другой стороны, родители нередко жалуются, что и в секциях тренеры «ставят» на каких-то перспективных, с их точки зрения, ребят, а детям без особых спортивных способностей уделяют мало внимания.
Г.К.: Да, сейчас многим хочется вырастить звезд. Но если такого крена нет, если занятия в секции не превращаются в каторжный труд, то они очень даже полезны для развития детей, для укрепления их здоровья.
Т.Ш.: Сейчас детей записывают в спортивные секции рано, нередко в дошкольном возрасте. Это правильно?
Г.К.: Нет. На мой взгляд, оптимальный возраст для начала занятий спортом – лет 8–9. Хотя тренеры, скорее всего, придерживаются иного мнения, ведь современный спорт сильно помолодел. Но я высказываю взгляд не тренера, растящего юные дарования, а врача, которому зачастую приходится иметь дело с последствиями выращивания таких «скороспелок». На многих дошколят, например, угнетающе действует строгий подход спортивных тренеров. Малышам нужно гораздо более мягкое обращение. Требования, которые предъявляются в спортивной секции – даже в такой, которая не ставит себе задачей готовить «звезд» — сужают детскость и игровые интересы ребенка.
Т.Ш.: И потом, далеко не всякий тренер бывает хорошим педагогом, который умеет обращаться с маленькими детьми. Порой родители жалуются даже на то, что тренеры сурово наказывают маленьких ребятишек за какую-то провинность, заставляя отжиматься на кулаках или применяют другие методы, допустимые при воспитании мальчиков-подростков, но отрицательно действующие на детей младшего возраста.
Г.К.: Тренеры происходят из той же самой спортивной среды, о которой мы сейчас ведем разговор. По характеру они нередко бывают не просто строгими, а деспотичными. Иногда даже жестокими.
Т.Ш.: Возвращаясь к началу разговора, хочу спросить про физкультуру. Наверное, дошкольников и младших школьников гораздо полезнее приобщать не к современному спорту больших достижений, а просто к выполнению зарядки, к подвижным играм на свежем воздухе?
Г.К.: Конечно. Родителям нужно почаще вспоминать про активный отдых. Зимой – это лыжи, коньки. Летом – футбол, волейбол, лапта, бадминтон, разнообразные подвижные игры. Дома у детей обязательно должна быть шведская стенка или даже целый спортивный уголок. В общем, пришла пора возродить здравое отношение к физической культуре, чтобы она помогала людям укреплять и сохранять здоровье, продлевала жизнь.
«За» спорт выступают родители, чьи дети занимаются в различных видах спорта. И некоторые из них апеллируют к стереотипам относительно детского профессионального спорта и опровергают их.
Стереотип «Сила есть – ума не надо»
На самом деле ничто не мешает профессиональному спортсмену быть эрудированным человеком, и примеров из жизни тому множество.
Вспомнить, к примеру, легенду советской тяжелой атлетики — Юрия Власова. Его не случайно считали в свое время самым сильным человеком – он столько раз брал «золото» на всевозможных первенствах европейского и мирового уровня! При этом он был хорошо образованным человеком, военным инженером, историком, литератором, после окончания спортивной карьеры занимался политикой. Власов уже в юности свободно владел китайским языком и обладал такой невероятной любовью к чтению, что даже повредил зрение – главный силач мира в обыденной жизни был вынужден носить очки.
После череды его впечатляющих побед, западная пресса писала не только о невероятной силище атлета, но и о его блестящем интеллекте. В промежутках между установлением 31 мирового рекорда Власов нашел время, чтобы написать несколько книг – публицистических и художественных произведений, которые были очень популярны в СССР.
Стереотип «Профессиональный спорт вреден для здоровья»
Вреден не спорт, а неправильные тренировки и неверное распределение собственных сил. Если человек, занимающийся большим спортом, не пренебрегает своим здоровьем, то может сохранить его до глубокой старости.
Стереотип «Спортивная гимнастика – особо травмоопасный вид спорта»
Спортивная гимнастика действительно может порождать определенный процент травм. Факторы, предотвращающие травмы: отсутствие тренерской ошибки, исправное оборудование, физическая подготовка спортсмена. Однако и при всех слагаемых травмы случаются. Причина подобного проста, и, увы, бороться с ней невозможно: даже самый подготовленный спортсмен не обладает идеальным физическим телом и не живет в идеальном мире. Не бывает и идеальных тренеров. Но в целом это касается любого вида спорта, т.к. от ошибок невозможно застраховаться.
Стереотип «Жесткий тренер испортит психику ребенка»
На самом деле мир большого спорта – взрослый мир, где приходиться тяжело работать, выкладываясь на все 100. Работа тренера заключается в том, что он помогает ребенку преодолеть себя и сделать больше, чем он думает, он способен сделать. Тренер помогает сконцентрироваться на том, что действительно важно, он призывает ребенка быть максимально собранным, точным и бесстрашным. Очень часто для этого нужно повышение голоса. Ребенка нужно вынуть из его комфортного состояния, в котором он – умница и молодец для себя и своих родителей, но, способный на что-то большее, просто не знает, как туда попасть. «Пинок» от тренера творит чудеса. Тренер не может быть добрым и сюсюкать – это задача родителей. Тренер – всегда недовольный, переживающий, со срывающимся голосом и не склонный к сантиментам. Работа тренера отнюдь не заключается в погружении в глубокий внутренний мир ребенка и его переживания. Чем больше тренер кричит, вкладываясь в ребенка – тем сильнее верит в него. Тренер видит картину в целом – кто на что способен, кого можно напрячь и заставить сделать еще больше — для его же блага. Если тренер ласков и нетребователен – спортсмен не будет расти. Слезы на тренировке – распространенное явление. Еще важно понимать, что крик тренера – это не оскорбления и унижения. Крик тренера на ребенка – не крик неуравновешенного хама на невинного интеллигента, который «не сделал ничего плохого».[2]
Увы, есть и такие тренеры, которые получают удовольствие, унижая детей или даже избивая их. Возможно, у таких тренеров даже получаются серьезные чемпионы, но у родителей всегда есть выбор у кого и где заниматься – и какой ценой. Очень важно отношение самого ребенка к тренеру, его мнение должно быть первичным – если ребенок любит и уважает своего тренера, хоть и боится – значит, все хорошо.
Стереотип «Трус не играет в хоккей»
Относительно хоккея бытует мнение, что это жестокий вид спорта, и ребенок должен быть достаточно агрессивен по натуре, чтобы успешно играть в хоккей. Однако мало кто знает, что существует кодекс хоккеиста, который должен знать каждый ребенок, собирающийся играть.
Хоккейный кодекс команды «Серебряные львы» («СКА»)
Кодекс чести для игроков
— Я буду играть в хоккей, потому что я этого хочу, а не потому, что этого от меня хотят другие люди или тренеры.
— Я буду играть в хоккей по правилам, и соблюдать дух игры.
— Я буду играть контролировать свои эмоции — драки и оскорбления могут нанести вред окружающим.
— Я буду уважать своих противников.
— Я буду помнить, что победа в хоккее это еще не все. Что играть в хоккей это еще и интересно. Хоккей позволяет поднять свое мастерство, завести друзей и что очень важно, показать себя с наилучшей стороны.
— Я признаю все хорошее, что есть в игроках и в их действиях, как со стороны моих товарищей, так и со стороны моих соперников.
— Я буду помнить, что тренеры и судьи находятся здесь, чтобы помочь мне. Я буду выполнять их решения и уважать их.
Кодекс чести для родителей
— Я не буду заставлять моего ребенка играть в хоккей
— Я буду помнить, что мой ребенок играет в хоккей ради своего удовольствия, в не ради меня.
— Я буду содействовать тому, чтобы мой ребенок играл по правилам и решал конфликтные ситуации без драк и насилия.
— Я буду учить моего ребенка тому, что важнее победы является его стремление сыграть как можно лучше, тем самым мой ребенок никогда не будут чувствовать себя побежденным по окончании игры.
— Я буду делать так, чтобы мой ребенок чувствовал себя всегда победителем, поощряя его за самоотдачу и честную борьбу в игре.
— Я не буду делать из моего ребенка посмешище или словесно оскорблять его за сделанные ошибки или проигранную игру.
— Я буду помнить, что ребенок лучше учится на примере. Я буду поощрять хорошую игру и действия команды моего ребенка и его соперников.
— Я никогда публично не буду подвергать сомнению действий судей или их честность.
— Я буду поддерживать все усилия, направленные на устранения словесных и физических оскорблений в детском хоккее.
— Я буду с уважением и пониманием, относится к тренерам-общественникам, которые тратят свое время, тренирую моего ребенка.
Я буду помнить, что участники играют в хоккей ради своего удовольствия. Они играют в хоккей не для того, чтобы развлекать меня.
— У меня не должно быть нереальных ожиданий. Я должен помнить, что игроки не являются профессионалами и их нельзя оценивать с профессиональной точки зрения.
— Я буду с уважением относится к решениям судей, и буду содействовать тому, чтобы участники относились к этому так же.
— Я никогда не буду осмеивать игрока за совершенные им ошибки в процессе игры. Я буду давать позитивные комментарии, которые направлены на поощрение и поддержку усилий.
— Я буду осуждать выражение недовольства тренерами или представителям лиги в неприличной форме.
— Я буду всем своим видом показывать, что я уважаю игроков команды соперника, так как без этого не будет игры.
— Я не буду сквернословить, оскорблять игроков, тренеров, судей или других зрителей.
Выбирая спортивную секцию для ребенка, необходимо учитывать не столько его склонности, сколько желание. Не у всех получится с первого раза найти то, что нравится и подходит ребенку. Но что известно наверняка, так это то, что никогда не поздно начать заниматься спортом и улучшить общее состояние здоровья. Хорошо, если выбранное направление в спорте сблизит семью: родители и близкие ходят на соревнования и болеют за своего спортсмена, или же вся семья увлекается ходьбой на лыжах по выходным вне секций и большого спорта. Главное – правильно распределить нагрузку, поддерживать ребенка в неудачах, хвалить за достижения и не «выращивать» горнолыжника, если ему больше нравится сноуборд.
Примечания
[1] Отрывок из книги Шишовой Т.Л. «Не стучите молотком по пианино. Беседы с детским психиатром Козловской Г.В.» — Разянь: Зерна-Слово, 2016. – С.82–95