что дает причастие ребенку
Малыш и таинство: Святое причастие
Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.
Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.
Читайте также: Полузабытое Таинство милосердия
Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.
Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.
Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.
На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.
С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.
И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.
День причастия — праздничный день. В церкви обычно все друг друга поздравляют. Очень радостно видеть на лицах счастье и душевное спокойствие. Я надеюсь, что наш ребенок подрастет, сам все это увидит и захочет продолжать те основы и традиции, в которых мы его воспитали.
Читайте самое интересное в разделе «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Причащается раб Божий, младенец…
Итак, свершилось! Это невозможно сразу осознать, но девять месяцев ожидания, тревог и волнений позади — у меня в руках маленький, трогательный комочек. Моя дочка… Самая красивая, самая хорошая, самая-самая. Я тебе обещаю, что сделаю все возможное и невозможное, чтобы ты была счастлива…
Думаю, все нормальные родители испытывали подобные чувства, хотели бы видеть своих детей здоровыми и радостными. Мы стараемся дать своему чаду все необходимое: пищу, одежду, образование, казалось бы, продумываем все до мелочей. Но подчас забываем о самом главном в воспитании ребенка — его душе.
Духовная жизнь невозможна без Церкви. Взрослый обычно рано или поздно сам приходит к такому выводу. Но ребенок этого понять не может, и родитель, осознавая полную меру ответственности перед самым дорогим для себя существом, просто обязан сделать за него правильный выбор.
Воцерковление — тяжелый, но необходимый труд, и нужно приложить все усилия к тому, чтобы у малыша оно прошло как можно легче. Начинать надо с себя. Дети не приемлют лжи. Если ребенок будет видеть разительное отличие того, что происходит в храме, от того, что он наблюдает дома, он никогда не сможет стать полноценным членом Церкви. И наоборот, если он будет видеть, что его семья — это «малая церковь», то он естественно и легко войдет в жизнь Церкви как таковой. Тем более что детство — самая благодатная пора, все, усвоенное в это время ребенком, сохранится им на всю жизнь, и ему не придется мучительно искать Истину.
Наверное, я не ошибусь, если назову центром церковной жизни по преимуществу два Таинства: Исповеди и Причастия. В Таинстве Покаяния человек получает прощение от Господа. Причащаясь Святых Христовых Таин — обретает силы для благодатной жизни во Христе. В Таинстве Причастия происходит самое реальное, подлинное соединение со Христом, поскольку исполняется то, о чем Господь сказал в Евангелии: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56).
Когда человек только начинает свой путь в Церкви, многое вызывает у него вопросы и недоумения. Тем больше возникает вопросов у родителей, которые входят в церковную жизнь вместе со своими маленькими детьми. На некоторые из них, а именно те, что связаны с Причащением детей, мы постараемся ответить на этот раз.
Какую роль играет Причастие в жизни детей? Ведь причащаемся мы «во оставление грехов», а какие грехи могут быть у детей?
— Естество каждого человека, независимо от его возраста, поражено той страшной порчей, которую мы чаще всего именуем первородным грехом. Кроме того, мы все немощны и нуждаемся в благодатной помощи Божией. А кто беззащитней ребенка? Он не умеет сам молиться. Его защищают молитвы родителей и молитвы Церкви. Причащаясь, он становится ее частью, и над ним простирается ее материнский покров. До 7 лет ребенок по традиции причащается без исповеди, поскольку считается, что до этого возраста он еще не в состоянии по-настоящему осознать греховность или, наоборот, безгрешность совершенных поступков, а после 7 лет перед Причастием ему необходимо будет исповедаться.
С какого возраста можно причащать детей? Бытует мнение, что ребенка надо крестить на 40-й, а причащать, следовательно, на следующий день.
Крестить ребенка можно сразу же после рождения — как только он будет к этому готов физически. Но на практике крещение чаще всего действительно совершается на сороковой день или же позднее. Сорок дней — период так называемого «послеродового очищения», в течение которого женщина не должна переступать порог храма. По прошествии этого времени над мамой и ребенком должны быть прочитаны особые молитвы (так называемые «молитвы сорокового дня»), после чего мама снова может ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах. Как правило, их читают непосредственно перед Крещением. И, разумеется, когда ребенок крещен, то, начиная с этого времени, он уже и может причащаться.
В какой день можно приводить детей на Причастие? Когда лучше приходить?
Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная литургия. В больших храмах это утро каждого дня (кроме понедельника, вторника и четверга в период Великого поста, когда литургия обычно не служится). В тех же храмах, где служба проходит не каждый день, лучше узнать об этом у священника заранее. К началу службы с маленькими детьми приходить не обязательно, поскольку они очень устанут сами, будут плакать, и этим утомят окружающих. Но, конечно, и не прямо к Причастию, лучше чуть раньше.
Как часто надо причащать детей и нужно ли родителям всегда причащаться одновременно с ними?
Причащение Святых Христовых Таин благотворно сказывается на ребенке. Чем чаще это будет происходить, тем лучше. По большому счету, если есть такая возможность, то ничто не препятствует причащать их и каждый день. Во всяком случае, причащать детей надо не реже 2 раз в месяц. Родители же причащаются так часто, как их благословляет духовник, после исповеди.
Как подготовить ребенка к Причастию? Нужно ли детям поститься?
Причастие — это Таинство, поэтому к нему должна быть соответствующая подготовка. Для взрослых установлены определенные правила, которые они должны соблюдать неукоснительно. Дети же в силу их возраста не способны выполнить все в полной мере. Однако и в этом случае есть рекомендации, в основном касающиеся приема пищи. Так, грудничков следует кормить за час-полтора до Причастия, детей до трех лет — чуть больше или хотя бы сократить объем завтрака (заменить его на постное печенье и воду). Детей постарше надо удерживать от приема пищи вовсе. Но в любом случае приучать к этому нужно постепенно, следя за тем, как ребенок себя чувствует.
Не менее важно перед Причастием объяснить ребенку (если его возраст уже позволяет это сделать) смысл Таинства, рассказать, как ему нужно себя вести: стоять спокойно, скрестив руки на груди, подходя к Чаше, назвать свое имя, полученное при крещении (светские имена зачастую не совпадают с церковными), и полностью проглотить Святые Дары, а затем спокойно подойти к столику с теплотой и просфорами. Если ребенок не в состоянии запомнить все это, то руководить им должен взрослый, но делать это нужно тихо. Перед Чашей лучше взять ребенка на руки.
Также было бы хорошо, если бы накануне ребенок прослушал молитвы из Последования к Причастию — столько, сколько он сможет выслушать с вниманием.
И, самое простое, но, к сожалению, часто упускаемое из виду: на ребенке обязательно должен быть крестик.
Сможет ли грудной ребенок причаститься Плоти и Крови Христовых?
Грудных детей причащают только Кровью, причем дают совсем чуть-чуть (поэтому Великим постом, на литургии Преждеосвященных Даров, когда верующие причащаются заранее освященными Дарами — частицей Тела Христова, напитанной Кровью, маленьких детей не причащают). Многие выражают сомнение на этот счет, предполагая, что ребенок «недостаточно причастился». Это предположение неверно, так как даже в самой малой частичке присутствует весь Христос. Подходя к Чаше, не надо держать малыша вертикально, поскольку в этой позе ему трудно принять Святые Дары. Лучше положить его на свою правую руку, как при кормлении.
Самых маленьких детей лучше пеленать или крепко держать, чтобы они ненароком не задели Чашу и не опрокинули Ее. Исходя из этих же соображений безопасности маленьких детей к Чаше прикладывать не следует. Вообще, за поведением детей любого возраста в этот момент нужно следить особо. Даже, казалось бы, большие дети, уже не раз причащавшиеся, могут неожиданно сделать неосторожное движение.
Что делать с одеждой ребенка, если на нее случайно попали капли Крови Христовой?
Иногда бывает так, что ребенок после Причастия срыгивает, или его тошнит, или же он просто может выронить изо рта Святые Дары. Конечно, нужно постараться этого не допустить (мама может заметить, при каких обстоятельствах происходят подобные вещи). Но если это все же произошло, и Кровь оказалась на одежде, нужно ее снять и отдать после службы для сжигания, какой бы дорогой она ни была. Поэтому хорошо бы перед Причастием надеть на ребенка нагрудник или салфетку, которую было бы не жалко.
Можно ли причащать ребенка против его воли?
Бывает так, что ребенок отказывается подходить к Чаше или, даже находясь на руках у родителей, вырывается и плачет. Этому может быть несколько объяснений: малыш устал, он голоден, а значит, капризничает, он не понимает происходящего и боится и т. д. У каждого родителя особый подход к своему ребенку. Нужно постараться заинтересовать его, рассказывая дома о Таинствах, жизни Церкви, пересказывая житийные сюжеты. Перед походом в храм создать дома праздничную обстановку. В храме указать на детей, которые причащаются, чтобы ребенок не боялся. Хорошим примером может стать причащение родителей или знакомых. После Причастия можно угостить малыша чем-нибудь вкусным. Если ребенок причастился, надо обязательно похвалить его. И со временем он привыкнет и будет с нетерпением ждать Причастия.
Хотя нужно обратить внимание родителей и на такой очень существенный момент: порой причина подобного поведения ребенка перед Чашей — их собственная жизнь. И потому, собираясь причащать сына или дочь, папа с мамой должны, конечно, подумать, не слишком ли давно исповедовались и причащались они сами.
Когда можно кормить ребенка после Причастия?
С кормлением малыша нужно немного подождать — для того, чтобы Причастие лучше «усвоилось». Детей постарше можно кормить сразу после Причастия и вкушения просфоры, до целования Креста (особенно, если ребенок с вечера ничего не ел и не пил). Но если ребенок в состоянии обойтись без еды до конца службы, лучше его не кормить.
Если у ребенка сильная аллергия, можно ли его причащать? И есть ли риск при Причастии чем-нибудь заразиться?
По-человечески такое волнение понятно, но если родители рассуждают подобным образом, это говорит о том, что они сами не сознают того, что происходит при Причастии. Эти страхи — от маловерия. Конечно, вместо теплоты можно дать ребенку принесенное с собой питье. Но может ли произойти что-либо вредное при приобщении Святых Христовых Таин? Ведь в Чаше не хлеб и вино, а Кровь и Тело Христово, это Жизнь, а значит, здоровье. Не было случая, чтобы Причастие вызвало приступ аллергии или привело к какой-то иной болезни. Если человек верит в то, что хлеб и вино действительно претворяются в Плоть и Кровь Сына Божия, то неужели он может полагать, что при Причащении всех из одной лжицы его чем-то «инфицируют»? И, наоборот, если он не в состоянии поверить, что Господь сохранит его при этом от всякого вреда, то как он поверит в то непостижимое чудо, которое совершается в этом Таинстве?
Зачем причащать детей?
Причастие укрепляет здоровье и душу ребенка, а так же защищает его от возможных сглазов. Считается, что частое регулярное причащение ребенка может очистить его от некоторых греховных наследственных наклонностей. Без Святого Причастия душа ребенка лишена сильной защиты. Кстати одна из главных обязанностей крестных родителей-приводить своих крестников в храм ко Причастию.
Итак, как совершается таинство Святого Причастия:
Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.
После трех лет дети причащаются на голодный желудок. С семи лет дети перед Причастием должны исповедаться.
Перед тем как идти к Чаше дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышам соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.
Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.
И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.
Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.
Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.
После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику — запить причастие и взять кусочек просфоры.
Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.
Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.
Детей необходимо причащать ибо сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19:14)
Конечно, мы не можем знать какой путь уготован нашим детям, но Причастие, принимаемое в детстве непременно благотворно отразится на их душах и увидят они Свет Христов.
Как проходит подготовка ребенка к причастию в церкви, что можно и нельзя
Большинство родителей крестят своих детей спустя 40 дней после их появления на свет. С этого момента младенец допускается ко всем таинствам церкви, в которых принимают участие взрослые. Подготовка к причастию ребенка проводится по определенным правилам и напрямую зависит от его возраста. Начиная с 3-летнего возраста, необходимо объяснить малышу смысл происходящего и научить его самостоятельно молиться перед таинством.
Понятие евхарастии
Таинство Евхаристии (в переводе с греческого – благодарения) заключается в том, что верующему человеку, принявшему Иисуса Христа своим Спасителем, преподносится чаша с вином и хлеб, которые символизируют Тело и Кровь Создателя. Посредством принятия причастия христианин получает единение с Богом.
Священники рекомендуют принимать участие в таинстве регулярно, желательно раз в месяц, взрослым людям и приносить для этого в храм и младенцев. Однако, прежде чем принять Святое Причастие, необходимо подготовиться к нему и духовно, и телесно.
Как правильно подготовить ребенка к таинству
Подготовка ребенка к таинству проводится иначе, чем взрослого человека, и зависит от возраста малыша.
Младенца
Подготовка грудничка к таинству Причастия не предполагает ограничений в еде, так как такое воздержание негативно скажется на его самочувствии. Перед посещением храма необходимо не только одеть дитя, но и рассчитать его пищевой режим, чтобы он не капризничал в церкви и не мешал остальным прихожанам.
Если покормить младенца непосредственно перед выходом из дома, он может срыгивать пищу, а на причастии – и Святые Дары. А если дать ему грудь слишком рано, то в церкви малыш почувствует голод и начнет плакать.
Хорошо, если оба родителя являются верующими людьми, в этом случае один может оставаться с коляской на улице во время богослужения и занести ребенка в храм перед самым началом таинства.
Подготовка детей до 7 лет
Начиная с 3-летнего возраста с малышом необходимо проводить занятия, рассказывая ему о смысле причастия. Для этого используют игровую форму, детские христианские книги. Это время очень удобно для того, чтобы привить ребенку истинные ценности и привести его к Богу, так как его сознание, как губка, впитывает всю новую информацию. До 7 лет особых ограничений в еде для малыша не делают перед причастием. Единственное, можно уговорить его отказаться от сладостей за сутки до таинства, объяснив, что таким образом воспитывается смирение.
После 7 лет
Если до этого возраста малыш не принимал участия в таинстве, ему нужно доступно объяснить важность этого мероприятия, а также подготовки к нему. С этого момента ребенок может готовиться к принятию вина и хлеба наравне со взрослыми, избегая строгих постов.
В этом возрасте ребенок должен не только причащаться, но и исповедоваться перед таинством в совершенных грехах. Родители должны объяснить малышу, что подразумевается под грехом и насколько важно покаяться за плохие поступки.
Исповедь перед причастием должна проходить без присутствия родителей, ребенок должен сам решить, за что ему просить прощения у Господа. Также после окончания этого действа взрослым не стоит выпытывать у малыша, какие вопросы задавал священник, и о чем они беседовали.
В плане ограничения пищи стоит проконсультироваться со священником и врачом. Если ребенок полностью здоров, то пост проводят по следующему алгоритму:
Такой пост возможно проводить только после разрешения врача и в том случае, если у ребенка нет никаких хронических заболеваний. Еще одним этапом подготовки ребенка к причастию считаются молитвы. Необходимо приучить малыша возносить хвалу Создателю ежедневно в утреннее и вечернее время. Очень хорошо, если родители на собственном примере покажут молитвенную жизнь, а не просто будут заставлять сына или дочь это делать.
Как проходит причастие детей в церкви
Первый раз младенца приносят на причастие спустя 2 недели после проведения обряда крещения. Такие мамочки с грудничками допускаются к таинству в первую очередь. Если малыш слишком капризный или его мучают газы, допускается не стоять в храме всю литургию, а приходить непосредственно к принятию хлеба и вина.
Детей до исполнения им 7 лет причащают, минуя исповедь, с 7-летнего возраста – только после беседы со священником, чтобы таинство не превратилось в формальную процедуру. Принимают вино и хлеб натощак, поэтому детям после 3 лет необходимо исключить завтрак, однако только в том случае, если малыш полностью здоров. После достижения ребенком возраста 7 лет можно отказаться и от ужина накануне причастия.
Как правило, таинство происходит на литургиях, поэтому родителям необходимо заранее узнать расписание, чтобы младенец долго не мучился в ожидании, так как детям с их энергией трудно долго стоять на одном месте. Само причастие в храме происходит следующим образом:
Ответы на частые вопросы
Родители, первый раз планирующие отвести своего ребенка к Причастию, задают несколько распространенных вопросов.
О необходимости причащения младенцев
священник Олег Нецветаев
Далеко не всегда родители понимают, что не причащать своих младенцев — это значит без должного внимания оставлять слова Господа Иисуса Христа, Который «… сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф. 19:14 ).
«Младенческий возраст, — говорит известный пастырь Православной Церкви архимандрит Рафаил (Карелин), — самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».
Мы постараемся разъяснить прямую жизненную необходимость породнения младенца с Богом через Святое Причащение и всю опасность оставления младенца без Причастия, а значит вне прямого приобщения ко Христу.
Несколько лет назад я побывал в одном маленьком литовском городке на границе с Польшей. Городок как городок… Однако вот что меня поразило там и осталось в памяти, думаю, на всю жизнь. Было воскресное летнее утро, и я шел в местную православную церковь к литургии помолиться. Церковь была небольшая, деревянная, очень красивая внешне и благолепная внутри. А недалеко находился католический костел, огромное сооружение из красного кирпича, местная архитектурная достопримечательность. С католического храма раздавался мерный призыв церковного колокола.
Меня поразило обилие народа на улицах тихого городка в ранний час воскресного утра. Литовцы, жители этого места, и приезжие поляки шли в католический храм. Шли нарядные, праздничные, шли семьями, взрослые держали за руки детей. Детишки тоже шли нарядные, одетые по-взрослому, радостные. Со всех сторон стекался к храму народ, на встречу с Господом. Оговоримся сразу, то не был какой-то католический праздник, а просто воскресный день. Я продолжил свой путь в нашу церковь. Внутри было немного прихожан, что и понятно — Литва все-таки. Но за исключением сына батюшки-настоятеля, прислуживавшего ему в алтаре, ни одного ребенка в храме не было. И раньше обращало на себя внимание малое количество детей в наших храмах. Но тогда контраст невольно обратил на себя внимание: в один храм люди шли семьями, в другой — поодиночке, на пути в один храм множество детей, в другом — ни одного. Не стоит говорить, что именно тогда возник вопрос: почему так? Вопрос актуален и по сей день. Ответ на него, в общем-то, ясен. Но почему мало что меняется в нашей православной жизни? Почему, окрестив своих детей, люди не приносят их регулярно в храмы для причащения? «Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на дитя как на игрушку или куклу, — пишет епископ Екатеринбургский и Ирбитский Иннокентий. — Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» — в сущности упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя».
Как часто приходится слышать: «Нас этому не учили, мы этого не знаем, мы этого не понимаем, нас так воспитали, жизнь такая сложная» и т.д. и т.п. Причин для самооправдания можно найти множество, и в нашу задачу входит не укорять читателей, а помочь им понять, в частности, необходимость и важность причащения Святых Тайн Христовых, особенно для детей.
Если любого верующего православного человека спросить напрямую, надо ли приводить детей своих в храм и причащать их Христовых Тайн, то, безусловно, все ответят одинаково: «Да, нужно обязательно». Если же спросить далее, как часто надо причащать их, то опять же большинство ответит верно: «Причащать надо чаще». Отчего же в реальной жизни все происходит не так? Тут, нам кажется, целый ряд причин, но дерзнем утверждать, что основной, из которой вытекают все остальные, является недостаток в нас веры. А раз так, то как же нам удастся воспитать детей в благочестии, в любви к Богу и Его Церкви? Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна говорит: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Очень часто люди, называющие себя верующими, упрощенно понимают веру православную. Многие под верой понимают простое признание бытия Божия. Однако этого явно недостаточно, чтобы быть православным. Бытие Божие признают подавляющее число жителей Земли и не только они: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ). Очень часто приходилось в ответ на вопрос «Вы православный?» слышать: «Да, я крещеный». Люди даже не обращают внимания и не задумываются над тем, как поставлен вопрос. И вот от смешения понятий «быть крещеным в православную веру» и «быть православным» многие, называя себя православными, ограничиваются посещением храмов по большим праздникам, довольствуются в своей духовной практике общей исповедью, считают достаточным мимоходом зайти в храм, чтобы поставить свечку и о чем-то попросить Господа, а затем снова с головой окунуться в дела житейские. Естественно, что такие люди и не причащают своих детей и не могут, по мере возрастания своих чад, воспитать их в православной вере. Недостаток собственной веры не позволяет им это сделать. Но так не должно быть и мириться с этим нельзя! Ведь в Церкви мы не просто «присутствуем» — мы реально участвуем в Богослужении, т.е. сами, руководимые священником, служим Богу, общаемся с Ним.
Скудость веры делает нас духовно немощными. И вот эта-то духовная слабость и не позволяет нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы называем себя верующими, и когда мы говорим так, то нет в нас лукавства. Мы действительно веруем в то, о чем гласит Символ веры. В этом мы честны пред Богом и людьми. Но, к сожалению, очень часто вера наша так и остается декларативной. Наш образ жизни, поведение, привязанности и многое другое, что сопровождает нас в этой жизни, свидетельствует о том, как далеки мы от православной веры. А ведь «ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи. Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь».
Вера — главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери.
Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак. 2:20-24 ). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога — в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетованиям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) —дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. Феофан Затворник). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями.
Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути. Сознавая это, тем более мы должны искать помощи у Господа, Божией Матери и святых угодников: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Лк. 15:5 ). Надо укреплять нашу веру. Люди не задаются вопросом, почему Апостолы, ежедневно общаясь с Господом, непосредственно научаясь у Него, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, тем не менее, просили Господа: «Умножь в нас веру» ( Лк. 17:5 ). «Волны нашей веры — лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он — в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу» (еп. Михаил (Грибановский). В Евангелии постоянно обращается внимание на важность веры, даются прекрасные вдохновляющие примеры веры, той веры, к которой мы должны стремиться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17:20 ), «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:40 ). Надо сделать так, чтобы дети наши смогли глазами веры увидеть Сына Божия и уверовать в Него. Семена веры посеяны в нас Самим Господом. Наша задача, как со-работников Божиих, взрастить эти семена, не дать им зачахнуть и погибнуть. Мы должны крепить нашу веру по примеру Апостолов с помощью Божией. Во взаимоотношениях человека и Господа изначально лежит любовь Творца к своему творению: «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8,16 ). А одно из свойств Божиих — Его неизменяемость. Поэтому и любовь Господа к человеку изначальна и неизменна. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев. 13:8). Человек же, сознавая бытие Божие, но будучи на низших ступенях своего духовного развития, может проявлять доверие к Господу, стремление повиноваться воле Божией, из боязни наказания со стороны Всемогущего за свои грехи (неповиновение воле Божией) или из желания получить «награду» (благополучие личное и своих близких, материальные блага и проч.) Однако по мере духовного роста страх и корыстный расчет вытесняется любовью творения к своему Творцу. А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14:15 ); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14. 2 ; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак. 2:14-17 ).
И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того — для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство — церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере — слава Богу! — бывают сокрушены и уничтожены» (Антоний, митрополит Сурожский).
Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.
Люди «прекрасно» обходятся без своего Отца Небесного и вспоминают о Господе тогда, когда в жизни что-то стряслось. И это равнодушие, теплохладность, погруженность в дела земные, житейские попечения, безусловно, отражается и на детях. А ведь «для христианской матери должно быть радостью учить дитя свое и, тогда уже, когда голос его еще слаб, и язык еще лепечет, произнося сладчайшее имя Иисуса» — говорит святитель Иоанн Златоуст.
Могут возразить, что состояние человека, когда он постоянно думает о Боге, тоскует по Нему, жаждет встречи с Ним, в современной жизни невозможно, а если и возможно, то это более подходит для монашествующих или пожилых людей. Пример святых угодников свидетельствует об обратном. Чтобы лучше принять такое состояние и возможность его в нашей повседневной жизни, приведу образ, который привел в одной из проповедей митрополит Николай (Ярушевич): «Представьте себе молодую мать, которая занята каким-нибудь трудом, работой, службой; она вкладывает свою душу в эту работу, в эту свою службу. Она отдается ей вся целиком, без всякого изъяна. Но дома у нее есть маленькое дитя, младенец, и среди работы ее не покидает мысль, что сейчас делает дитя: может быть, оно плачет, может быть, оно просит есть, и некому подать ему, может быть, оно выпало из колыбели…
И кто скажет, что эти думы матери об оставленном в доме дитяти незаконны, неестественны и подрывают качество ее работы, если эта мать выполняет всю свою работу от первого часа до последнего так, как и должна выполнять в силу своего долга.
Это лишь слабое подобие того, как мы, занятые своим земным трудом, отдавая все, что должны отдать труду по своему земному назначению, никогда не перестанем думать, что у нас есть бессмертная душа, которую мы должны поить, кормить, которую должны беречь от грязи, которую должны украшать небесной красотой. И это нисколько и никогда не мешает верующим людям быть честными исполнителями своих земных обязанностей» (Митрополит Николай (Ярушевич). Подобное сравнение может помочь человеку представить то мироощущение, которое должен иметь православный человек. Такое мироощущение постепенно формирует православное религиозное сознание, когда человек, видя свою тварную природу, свое место в этом мире и свое истинное предназначение, совершает конкретные поступки, оценивая их не с точки зрения суетной целесообразности, а по тому, угодны они Господу или же вступают в противоречие со всеблагой волей Божией.
Такое мироощущение не возникает само по себе, его необходимо формировать в человеке еще на стадии младенчества. Тогда душа его будет развиваться, и весь он будет тянуться к Истинному Свету. Мы приведем здесь слова архимандрита Рафаила (Карелина), которые могут показаться «горьковатыми», но они правдивы: «Чему учит нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души — Богу или демону.
Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же — душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.
Митрополит Николай в приведенном нами выше отрывке из проповеди говорит о душе. Люди плохо представляют себе, что такое душа, а потому не думают о ней, не заботятся о ней. А ведь младенец уже наделен величайшей, весь мир превосходящей ценностью — человеческой душой. Об этом свидетельствует Евангелие: «…взыграся младенец радощами во чреве моем» ( Лк. 1:44 ). Об этом следующим образом рассуждает святитель Феофан Затворник: «Когда душа соединяется с телом? — В момент зачатия. — Когда Спаситель воплотился? — Тотчас, как сказала Приснодева: се Раба Господня… Дух святый нашел, и Сын Божий плоть, или естество человеческое принял.! в зародыше…»
Забывает современный человек о том, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). И не помнит современный человек, что душа должна господствовать над плотью, над чувственными ее побуждениями. А раз не помнит, то и не стремится к этому. Свойства плоти и души различны, однако и в то и в другое заложена способность развиваться. И как наша плоть требует заботы и внимания для укрепления и роста, точно также и душа нуждается в этом. Для любого человека очевидно, что родившегося младенца надо кормить, поить, ухаживать за ним, оберегать от болезней и проч. Но большинство людей распространяют такую заботу о ребенке только на его плотскую составляющую, а о душе забывают. Для развития души требуется не материальная пища, не материальные блага, а духовные. «Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Также важны пост и благотворение» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Из всех перечисленных св. праведным Иоанном Кронштадтским духовных благ единственным доступным крещеному младенцу является причащение Св. Тайн. Но это-то и есть истинная пища духовная, во всей полноте приобщающая ко Христу Богу! «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет, Мною» ( Ин. 6:56-57 ). «Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа, приемлемые в Таинстве Евхаристии, питают, укрепляют и животворят дух наш» (Архиепископ Димитрий Херсонский).
Архимандрит Рафаил в своих «Проповедях и беседах» отмечает: «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».
Если бы молодые родители понимали, что есть истинная вера, истинное соединение с Богом, то они бы понимали что их дитя — это дар Божий, творение Божие, а не просто результат совмещения физиологических свойств папы и мамы. «Твои (Бога. — Сост.) руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» ( Иов. 10 ).
Религиозное мировоззрение позволяет понять, что не от воли человека главным образом зависит судьба их малыша. Родители являются соработниками Господу в деле становления нового человека как личности. И именно живая вера позволяет родителям понять и принять господство души их ребенка над его телом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). Приведем еще слова святой страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны, которая говорит нам и о взаимоосвящающей связи между нами и детьми: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.
На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» — больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты…
Великое дело — взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело — пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога».
Такие родители, заботясь о своем чаде, сконцентрируют свои усилия в первую очередь на формировании здоровой и крепкой души. Впрочем, и о плоти у таких родителей будет достаточное попечение, ибо тело — вместилище души. Более того, тело человеческое предназначено быть храмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ( 1Кор. 6:19-20 ).
Но если родители младенца не думают обо всем этом, то и не станут радеть об окормлении его души, хотя, возможно, и будут в церковь приходить, и молебны заказывать, и свечи жертвовать во здравие своего чада. Надо непременно помочь этим родителям, подсказать им, что нужно их ребенку в первую очередь, в конце концов, даже настоять на том, чтобы родители не ленились, а пошли в ближайшее время в храм и причастили ребенка. Это есть наиглавнейшая обязанность крестных родителей. Именно обязанность, а то многие современные крестные воспринимают свое звание «крестных» именно как звание и только.
«Крестный» — это, прежде всего, совокупность обязанностей по отношению к своему крестнику, и крестный будет держать ответ перед Господом, если его крестник вырастет безразличным или, не дай Бог, враждебным Православной вере. А произойти такое несчастье может и, к сожалению, часто происходит, если душа Маленького человечка не получает должного кормления и заботы. В этом случае душа не развивается, чахнет. В результате получается страшная картина, которую мы наблюдаем каждый день, но не все понимают, что же происходит на самом деле. А происходит на самом деле вот что.
Представим себе, что в детстве у человека по каким-то причинам остановилось развитие одного из членов его тела, например, перестала расти рука, усохла. Одна рука — здоровая, крепкая, сильная, а другая — тоненькая, безжизненная. Глядя на такого человека, мы его жалеем. Он умный, образованный, общаться с ним приятно и интересно. Но не все области человеческой деятельности ему доступны, он — инвалид, или, как сейчас принято говорить, человек с ограниченными возможностями. Общество не отвергает таких людей. Они сами себе находят или им находят полезное для общества и интересное для них дело. В общем, картина понятная и не все так уж мрачно. Сложнее и безотраднее, когда у человека сильное и здоровое тело, но остановился в развитии ума в младенчестве или в детстве. Примеров на свете тоже множество. Трагедия для родителей такого человека. Он до конца своих дней нуждается в присмотре, он никогда не создаст семью, не будет иметь профессию. Он — как дите неразумное, хотя и в зрелом возрасте. Такой человек — тоже инвалид, но с еще более ограниченными возможностями. Но и это еще не самое страшное.
Самое страшное то, чего многие люди совсем не замечают, однако все последствия этого ужаса на себе испытывают.
Вот еще один пример. Человек крепок, силен, красив телом и лицом. Он умен и образован. А может он быть слабым и некрасивым, может быть и необразованным, и совсем неумным. Эти внешние качества лишь повлияют в какой-то мере на его место в социальной структуре общества. Будет ли он начальником или подчиненным, бизнесменом или бродягой, звездой шоу-бизнеса или массовиком-затейником в глухой провинции, депутатом Госдумы или заключенным — все это неважно. Важно другое. У всех этих воображаемых нами людей один серьезный изъян — душа их застыла в своем развитии, осталась недоразвитой или вовсе неразвитой. И если, говоря о недоразвитых умственных способностях человека, приемлем термин «слабоумие», если серьезный физический недостаток называется уродством, то в отношении неразвитой или недоразвитой души человеческой люди ничего сказать не могут, потому что само понятие или, вернее сказать, понимание, что такое душа, многим просто неведомо.
Семьдесят лет безбожной жизни в нашей стране для народа не прошли без последствий. За годы Советской власти большинство людей оказались изуродованными. Души людей не только не получали духовной пищи в храмах, но делалось все и продолжает делаться многое для того, чтобы напоить души наших людей отравой. Бич века нашего — неверие. Именно о неверии приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) говорит: «Неверие опустошает жизнь и гасит ее одушевление. Люди стали мелки, характеры слабее, в служении людей не заметно той идейности, при которой можно было бы привязывать его к высшим, вливающим энергию, принципам… У нас нет принципов, являвших в прежние времена гигантов мысли и творчества, окрыляемого помыслами о горнем, колоссов труда, предпринимаемого во славу Божию. И на благо ближних, как существ, созданных по образу и подобию Божию».
Все пороки нашего современного общества, как-то: пьянство, разгул насилия, коррупция во властных структурах, распространение разврата — суть проявления главной болезни нашего народа, каждого в отдельности и всех вместе — болезни души человеческой. Болезнь души мы понимаем не в общепринятом понимании душевной болезни, — как расстройства функции головного мозга. В нашем понимании больные душой – это люди, которые нарочито или по духовной неразвитости являются проводниками воли бесовской в нашу жизнь. Неразвитость, слабость души не позволяют противостоять сатанинским нападкам на человека. Болезни души не лечатся уколами или электрошоком, они лечатся духовными средствами: молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Тайн, чтением Слова Божия и вразумлением в оном с помощью святых Отцов. Каждому из нас понятно, что легче лечить болезнь в начальной стадии, чем бороться с уже запущенным недугом. А еще лучше вообще не допускать заболевания. Но ведь ребенок рождается уже с первородным грехом, душа младенца уже поражена душевным недугом: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его», а «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему» ( Быт. 5:1-3 ). Поэтому-то и надо приносить младенцев в храмы Божий и причащать их святых Тайн, потому что для души, тем более для души младенца причащение — единственная и совершенно необходимая духовная пища, способствующая укреплению и возрастанию.
Кстати, частое регулярное причащение младенца может очистить, освободить его (ее) от некоторых наследственных греховных наклонностей. Если младенца регулярно не причащать, его душа также страдает, как страдает тело, когда его лишают материнского молока.
У каждого крещеного есть свой Ангел хранитель. Но душа младенца, не питаемая Причащением, постоянно подвергается нападениям падших ангелов и это, естественно, негативно отражается на душе маленького человечка. И без Святого Причастия душа его лишена самой сильной защиты. Для бесов не существует понятия жалости. Они нападают на всех людей без различия возраста и Иных человеческих качеств. Ангел хранитель охраняет человека, но люди так погрязли в грехах, грех так распространился по миру, что Ангел хранитель хоть и хранит человека, но душа очень сильно страждет от нападений бесовских. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то внешнчх причин; а то он может непонятно почему с силой сжимать свой кулачок и словно грозить им кому-то невидимому; а может на лице младенца изобразиться злобная гримаса, несмотря на то, что он окружен заботой и лаской. Ребенок не может объяснить, что с ним происходит. Тем внимательнее и благоразумнее должны быть взрослые.
Отметим, что хотя младенец еще не может грешить сознательно, но зараза греха все же присутствует в нем (к тому же грехи и греховные наклонности могут передаться и по наследству) и на развитие в ребенке этой заразы существенное влияние оказывает внешняя среда. А как мы говорили выше, духовный климат в нашем обществе, мягко говоря, нездоровый. Даже самые благочестивые, глубоко верующие родители вынуждены общаться с людьми бездуховными, безбожными, в нашем понимании нездоровыми. Мы все недавно были свидетелями того, как современное общество было напугано вспышкой «атипичной пневмонии» и какие строгие меры предпринимались для нераспространения инфекции. В отношении же духовного здоровья нации люди, власти проявляют удивительное легкомыслие. Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ).
Детская душа чрезвычайно нежна и чувствительна. Можно понаблюдать за детьми и сравнить, как ведут себя дети крещеные и некрещеные, сравнить поведение детей, которых регулярно причащают Христовых Тайн с теми, которых не причащают или вообще не приводят в храмы. Различие будет очевидно. Одни дети — спокойные и послушные своим родителям, другие – наоборот, вертятся, крутятся» норовят убежать из храма. И если ребенка редко причащают, то зачастую попытки его причастить связаны с некоторыми трудностями. Вспоминается такой случай.
Несколько лет тому назад один молодой человек, будучи крестным отцом мальчика лет четырех, решил его причастить. Надо сказать, что родители этого мальчика — люди не церковные, хотя и крещеные, но в церковь ходили редко, и своего сына причащали всего однажды в грудном возрасте. И вот крестный решил сам повести мальчика в храм и причастить его. Дело было летом, на даче. Церковь была неподалеку. И вот, утром, в будний день крестный приехал к крестнику, заранее предупредив его родителей, чтобы с утра мальчика не кормили и не поили. Родители проявили понимание и подготовили мальчика, как могли, объяснив ему, куда он завтра пойдет. Крестный с крестником пришли в храм. Прихожан в храме — два человека, да три бабушки на клиросе. Священник начал литургию. Мальчик спокоен и послушен, с любопытством разглядывает церковь, священника. Мальчику объяснили, что через какое-то время выйдет батюшка, и он его причастит, что не надо бояться, батюшка добрый, хороший, что после причастия ему станет очень хорошо, очень радостно, что после причастия ему дадут попить сладенькой вкусной водички, а дома все его будут ждать с радостью. Ничто не предвещало в ребенке беспокойства. Пропели «Отче наш», молодой человек с крестником на руках стоит у солеи, все ждут, когда выйдет батюшка с Чашей. Ребенок спокоен, все в радостно-торжественном ожидании. Отверзается завеса, выходит священник с Чашей и… ребенок резко отворачивается от Чаши, обеими руками хватается за шею своего крестного папы и утыкается носом в его плечо, явно давая понять, что поворачиваться он не намерен. Батюшка прочитал молитву, подошел к краю солеи, но все попытки уговорить мальчика, развернуть его лицом к Чаше ни к чему не привели. Ребенок не давал себя причастить. Батюшка возвратился в алтарь, попросив молодого человека попробовать причастить еще раз после службы. Служба подошла к концу, ребенок успокоился, снова встал на ножки лицом к алтарю, спокойно стоял радом со своим крестным. Батюшка вышел на солею, сказал небольшую проповедь и отпустил с Богом прихожан. В церкви не осталось вообще никого. Священник попросил вновь подойти к солее и вновь Царскими вратами вынес Святые Дары. Тот же результат, мальчик не дал себя причастить. Священник окончательно унес Чашу в алтарь и посоветовал молодому человеку дать ребенку хотя бы кусочек просфорки и разрешил запить церковной запивкой. К удивлению, ребенок принял все это без всякого сопротивления.
Этот случай (вовсе не исключительный и не единичный) заставляет о многом задуматься. Ведь четырехлетний ребенок еще не понимает, что такое Церковь, Причастие, просфора, запивка и проч. Однако он не захотел принять Святые Дары, а просфору и запивку принял. Спрашивать его, почему он так сделал, бессмысленно, он еще слишком мал, чтобы объяснить свои поступки. В данном случае бесы уже так завладели душой этого мальчика, что воспрепятствовали ему принять в себя Тело и Кровь Христову. Это уже очень тревожный симптом, и родителям необходимо обращать на это внимание. Если продолжать и дальше равнодушествовать, то душа ребенка еще больше загрубеет и спустя какое-то время ребенка уже будет трудно не то что причастить, но вообще привести в церковь. А ведь причащаясь, «мы приобщаемся через материальность к Тому, Кем является Господь Иисус Христос и приобщаемся к Богу» (Антоний, митрополит Сурожский).
Защитой от нападок врага рода человеческого являются молитва и пост. И это не люди придумали, а Сам Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). А слова Господа непреложны. Истинность этих слов подтверждается многовековым опытом православной аскетики и опытом наших православных современников, которые и в наше время живут полноценной духовной жизнью.
И вот что еще очень важно. Причастием младенец принимает в себя всего Христа, однако причастие не может являться неким механическим гарантом житейского благополучия, удачной карьеры, сплошного везения и проч. Нам не дано знать, каким путем поведет человека Господь и по какому пути двинется сам человек. В его жизни могут быть сильнейшие искушения, опасности, горькие ошибки, болезненные падения. Но Сам Господь Иисус Христос будет укреплять его сердце, внушать добрые, разумные устремления, направлять его к верной дороге. Душа может увлечься грехами и похотями, но свет Христа, несравненное тепло и сладость Причащения, испытанные ею в детстве, способны, как никакая другая сила, помочь вернуться к Богу, в Его святой храм, пожелать чистой жизни, принести от самого сердца истинное покаяние, опомниться, как опомнился блудный сын. Нельзя лишать душу такой силы!
Чтобы младенец, когда подрастет и придет в достаточный возраст, мог уже сам молиться и поститься полноценно, его надо к этому подготовить. То есть его душа должна быть не огрубевшей, а живой, способной воспринимать духовные блага. И если в младенчестве пренебрегать окормлением души, то ее чувствительность, присущая младенцам, постепенно утратится, а зараза первородного греха будет и дальше ее разъедать и при определенных неблагоприятных для человека обстоятельствах такая душа будет не только неспособна воспринимать духовную пищу, но напротив, будет чрезвычайно восприимчива ко греху, т.е. будет склонна к злу. Так может вырасти человек, с виду красивый и сильный, образованный, способный добиться многого в жизни, но с душой мутной и темной, а то и вовсе черной. Выражаясь мирским языком, вырастет обыкновенный негодяй. Никакая мать не хочет, чтобы ее ребенок вырос таким.
Для каждого из нас в отдельности важно не то, как наш знакомый выглядит внешне, не то, во что он одет, не то, какое социальное положение он занимает, а то, какова его душа. В силу своей священнической деятельности мне приходилось общаться с разными людьми, разных профессий и званий, разного возраста и разного уровня образования. И сказать откровенно, если человек бездуховный, если его душа, лишь однажды приобщившись благодати Святого Духа в таинстве Крещения и Миропомазания, больше не возгревается любовью ко Господу в молитве, то общение с такими людьми (а их, увы, большинство) не приносит радости и удовлетворения, таких людей очень жалко и хочется за них молиться. Надо просить Господа, чтобы Он вразумил их, помог им оживить свои души. Но и сам человек должен живить свою душу, питать ее. «Кровь Христова… напояет душу, и сообщает ей некую особенную силу. Достойно приемлемая, она преследует демонов и далеко их прогоняет от нас, привлекает же Ангелов и Самого Владыку Ангелов; ибо где видят демоны Кровь Господню, бегут оттоле, а Ангелы стекаются туда… Она — спасение душ наших; ею услаждается, ею украшается, ею просвещается душа наша; она соделывает ум наш светозарнее огня, душу — чище золота. Чрез пролитие Ее самое небо стало для нас удободоступным» (Св. Иоанн Златоуст).! Поэтому те православные родители, которые или сомневаются в необходимости частого причащения детей, или безосновательно боятся за здоровье своих чад, или не желают лишний раз беспокоить младенца (надо одевать его, выносить на улицу, может быть, ехать на общественном транспорте, у него нарушится режим и т.п.), обнаруживают скудость своей веры, непослушание Церкви. Такие родители сами, того не понимая, наносят своим детям огромный вред и тем самым совершают грех. Очень строго таких неразумных и нерадивых родителей предупреждает св. Иоанн Златоуст: «Тогда мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным; ибо Судия с одинаковою строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних… Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия… Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О Таких отцах я сказал бы (и никто пусть не приписывает этих слов гневу), что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти и то, и другое вместе ввергают в огонь геенский».
«Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после Св. Крещения» (св. митрополит Серафим (Чичагов). Для младенца же христианское воспитание заключается именно в принесении его в храм Божий и в приобщении его Святых Тайн. Когда младенца, этот маленький живой комочек, подносят к Чаше и причащают его Св. Крови Христовой, то, как показывает практика, ребенок спокойно Их принимает, не противится Им. И это естественно, ведь по слову Тертуллиана «душа по природе своей христианка». Святитель Феофан (Затворник) пишет: «замечено, что в тот день, когда дитя причащается Святых Тайн, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют…» По мере телесного возрастания, младенец, при условии регулярного причащения, будет возрастать и крепнуть духовно, и тем успешнее противостоять нападкам бесовским. Когда же ребенок вырастет из пеленок и войдет в возраст разумного восприятия окружающего его мира, то храм Божий для него будет уже родным и близким, он уже будет охотно и осознанно причащаться. Благоразумные родители по мере роста своего чада объясняют в доступных ему словах и выражениях названия и значение предметов, находящихся в храме, рассказывают о святых угодниках Божиих. Только нельзя ни в коем случае опускаться до примитивного упрощения священных понятий, как это часто делают неразумные люди. Нельзя икону называть картинкой, священника — «дяденькой», Святые Дары — «сладенькой водичкой» и т.д. Надо сразу, сызмальства, вкладывать в ребенка правильные названия и понятия. И если, в силу своего малолетства, ребенок чего-то не может понять, то, как говорится, всему свое время. Если же ребенок уже достаточно большой, но все же не все понимает, и поведение его в храме оставляет желать лучшего, то это уже вина взрослых, которые из-за своей собственной недостаточной культуры (духовной и светской) не смогли вовремя объяснить ребенку необходимые понятия. Если ребенка часто водить в церковь, приучать его быть в храме внимательным, следить за тем, как он ведет себя, куда направлено его внимание, вовремя подправлять его устремления и настроение, то слова молитв естественным образом войдут в его сознание, без специального заучивания в качестве домашнего задания. И когда таким образом с детских лет идет гармоничное развитие человека, когда человек одновременно развивается и телесно, и умственно, и, самое главное, духовное развитие его не отстает, тогда в таком человеке развивается духовное мироощущение и православное религиозное мировоззрение. Такой человек будет везде ощущать присутствие Божие, Его благой Промысл о каждой душе человеческой, Его любовь ко всему падшему роду человеческому. И он будет стремиться ответить своей любовью на неизмеримую любовь Божию и исполнять Его святую волю. И хотя на такого человека будут особенно сильны нападки врага рода человеческого, но зрелость его души, постоянно укрепляемая верой и упованием на помощь Божию, позволят в этой невидимой брани выстоять. И хотя в жизни такого человека будут и грехопадения, но православное мировоззрение приучает человека не отчаиваться, а вновь и вновь припадать ко Господу с сокрушенным сердцем и со слезами покаяния, исправляться и идти дальше к заветной цели каждого православного христианина, коей является Царство Небесное! Аминь.