что дает обучение человеку
Lifelong education: зачем учиться всю жизнь
Сама необходимость учиться постоянно появилась в связи с кардинальными изменениями на рынке труда: если не обновлять свои знания, вероятность со временем стать невостребованным существенно повышается. Какие основные тенденции наблюдаются на рынке обучения и труда?
Процент занятых на фрилансе работников во всех странах мира растет. Эти люди охотнее вкладываются в свое дополнительное образование, что не может не отражаться на обычных офисных сотрудниках, которые начинают чувствовать себя неуверенно на своем месте. Независимо от типа занятости всем работникам теперь необходимо:
Изменение роли второй карьеры
Ранее был распространен стереотип о том, что на получение второй специальности идут некие «сбитые летчики» — некогда успешные специалисты, которые по каким-то причинам остались без работы и долго не могут найти новую. Сейчас это нормальный путь для любого человека.
Первое высшее образование обесценилось: часто его получают не столь осознанно, оно далеко не всегда определяет дальнейший путь, но дает понимание, как учиться, обучает системному мышлению и некоторым другим полезным навыкам.
Принцип из «Алисы в Зазеркалье»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, чтобы куда-то попасть — нужно бежать в два раза быстрее.
Сейчас нужно постоянно двигаться и учиться чему-то новому, даже чтобы просто сохранить свою позицию, не говоря уже о карьерном росте.
Невыгодность для компаний стабильности сотрудников
Под любой новый проект выгоднее и быстрее нанять отдельную команду с соответствующими компетенциями на срок его реализации, после чего всех распустить.
Пенсии как формат некой будущей страховки уходят в прошлое. Все больше людей понимают, что работать они будут до «победного конца». Тут играет роль общая тенденция к старению населения: по данным Всемирной организации труда, через 10 лет средний возраст каждого работника в мире составит 41 год. И компаниям будут действительно необходимы эти люди, только если они обладают всеми необходимыми навыками.
Необходимость в гибридных работниках и построении гибридных карьер
Многим людям для работы теперь необходимы новые навыки, например, умение программировать и знания в области Data Science.
Когда мы говорим про точки роста в экономике, они всегда находятся не в одной отрасли, а в смежных: биотехнологии, агротехнологии.
С момента появления в 2008 году первых проектов, дающих возможность учиться дистанционно, онлайн-сервисы меняют подход к образованию и дают к нему доступ практически каждому. Примеры таких проектов: Khan Academy, Udemy, Coursera, Ecole 42, в России — «Школа 21».
Ошибки в выборе будущей карьеры
Раньше все хотели отдавать детей на факультеты экономики и управления. Однако чем ребенок после этого будет заниматься, понималось слабо. Сейчас опросы показывают, что 95% родителей хотят, чтобы их дети стали программистами.
При этом самая большая зарплатная динамика — совсем не в IT-области, а в сельском хозяйстве, которое считается среди российских родителей наименее привлекательной отраслью. Они просто не понимают, что новые технологии совсем скоро кардинально изменят эту сферу и сделают ее специалистов перспективными.
Появление новых профессий
По прогнозам, через 10—30 лет будут востребованы:
Также остаются востребованными (и будут по крайней мере еще в течение ближайших десяти лет) учителя, менеджеры по продажам и рекрутеры.
При этом совсем скоро появится и множество совершенно новых профессий:
Изменение форм образования
В классическом понимании системы образования существует бакалавриат, магистратура, далее некоторые идут в бизнес-школу, после чего следует так называемое executive education. Внутри существуют разные формы — оффлайн, онлайн, mixed- или blended-образование. Кроме этого, могут быть различные профессиональные сертификации.
Сейчас это считается устаревшей моделью, потому что меняется отношение к диплому как к некоторой ценности. На первый план выходят профессиональные компетенции, которые вы можете применить. Кроме этого, становятся востребованными формы микрообучения, позволяющего выбрать из нескольких курсов разные тематические топики и собрать интересный курс персонально под себя и свои потребности.
Новый подход к сертификатам
Различные университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства или skill-сертификаты, которые зачастую важнее, чем ваш классический диплом. Вполне вероятно, будущее — не за одним дипломом условной бизнес-школы, а за набором таких сертификатов.
Более гибкий процесс образования
Сейчас популярен такой формат обучения, в котором помимо стандартной модели учитель — студент, присутствует и модель студент — студент. Она проявляется через дискуссии, проверку учащимися друг друга, совместные проектные работы. Внедрение в учебный процесс практических кейсов иногда делает общение с однокурсником полезнее, чем с профессором.
Нужно искать impact-возможности
Каждые несколько лет появляются новые прорывные технологии. Они становятся своеобразными бифуркационными точками, кардинальным образом меняющими экономику. Сейчас это все, что связано с:
Уже сейчас надо научиться обнаружению подобных impact-точек, а также попробовать так или иначе связать свою рабочую деятельность с ними, чтобы в будущем повысить свою «стоимость» как профессионала и заниматься чем-то действительно важным и интересным.
Изменение подхода к людям на рынке труда
Раньше кандидатов искали, оценивали, выбирали из них самых талантливых, и уже далее с ними продолжали сотрудничество. Теперь же главный подход заключается в поиске условий для эффективного обучения каждого отдельно взятого человека. И это очень позитивная тенденция: значит, каждый сможет найти для себя приемлемый подход и подходящую программу, чтобы освоить те или иные компетенции.
Рост потребности в креативных и универсальных сотрудниках
В 2016 году креативность в топ-10 навыков будущего занимала 10-е место, в 2020 году она переместилась на 3-е. Креативный подход, как умение объединять знания, видеть задачу под разными углами, будет необходимо практически всем специалистам. На первом месте среди компетенций будущего находится критическое мышление.
Раньше, говоря о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — «наука», «технологии», «инженерия» и «математика»), то сейчас это превратилось в STEAM: добавилось «А», что означает «Art».
Интересно, что необходимость в некоторых навыках постепенно снижается: если в том же 2016 году умение убеждать и вести переговоры было очень востребовано, то сегодня эта тенденция постепенно меняется, так как все больше решений в будущем будут делаться на основе анализа данных.
Топ-5 областей для развития:
10 причин продолжать учиться всю жизнь
1. Развитие интеллекта
То, что новые знания делают нас умнее, — банальная, набившая оскомину истина. Но мало кто задумывается, настолько помогает разностороннее развитие. Точные науки (математика, физика) развивают абстрактное мышление, логику, учат принимать рациональные решения, анализировать факты и замечать тенденции. Гуманитарные дисциплины расширяют кругозор, помогают разбираться в психологии и устройстве общества, учат делать выводы и обобщать. Естественные науки позволяют больше узнать о мире и о логике происходящих в нем процессов.
Обучаясь, мозг создает новые нейронные связи, а память и способности к концентрации улучшаются. Для гармоничного развития имеет смысл время от времени касаться разных областей знаний, так же, как спортсмены делают тренировки на разные группы мышц. Причем концентрироваться лучше на сферах, которые вам не близки: это позволяет поработать над своими слабыми сторонами.
2. Структурирование мышления
Научный метод познания подразумевает объективность, системный подход и использование логики. Обучаясь тем или иным дисциплинам, вы учитесь смотреть на события и факты непредвзято, подвергать сомнению полученную информацию, анализировать ее. Доводы становятся логичными и обоснованными, вы лучше определяете манипуляцию и замечаете «дыры» в аргументации других людей. Благодаря структурированному мышлению речь также становится логичнее, лучше. Вы учитесь кратко и ясно излагать мысли. Образование, на что бы оно ни было направлено, меняет сам образ мышления.
3. Улучшение психического здоровья
Исследования показали, что когнитивные способности дольше сохраняются у тех, кто активно занимается умственной деятельностью. Пожилые люди, которые продолжают развиваться и работать, в разы реже страдают от старческой деменции, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Это связано с большим, чем у других, количеством нейронных связей. Если часть из них страдает, мозг «перенаправляет» ресурсы на другие области. Таким образом, обучение улучшает качество и продолжительность жизни. Чем больше вы «напрягаете» мозг, тем дольше он будет работать.
4. Устойчивость к изменениям
Ситуация в мире быстро меняется. Доходит до того, что абитуриенты поступают на, казалось бы, перспективную специальность, а уже к выпуску она перестанет быть востребованной. Но даже если не брать столь радикальные примеры, все равно придется сказать, что многие области постепенно теряют актуальность. Может случиться и так, что полученная профессия перестанет нравиться лично вам.
Если вы разбираетесь только в одной, узкой сфере, любой из вышеописанных вариантов станет катастрофой. Однако если вы любопытны и развиваетесь в разных направлениях, способности к адаптации значительно возрастают. В случае кризиса вы просто уйдете в смежную специальность или другую область.
5. Способности к самоорганизации
Чему бы вы ни учились, это требует жесткой дисциплины. Нужно составить график работы, следить за дедлайнами, делать упражнения, даже когда не хочется. Ситуация дополнительно усложняется, если приходится совмещать учебу с работой. Тогда вы действуете в условиях временных ограничений и учитесь расставлять приоритеты. Эти навыки — самодисциплина, тайм-менеджмент, умение себя заставлять — пригодятся, чем бы вы ни занимались. Таким образом, сам процесс организации обучения уже прививает вам новые навыки.
6. Умение обрабатывать информацию
Во время учебы в вузе студенты постоянно ищут и анализируют большие массивы данных. Нужно определять их релевантность, сравнивать различные источники, обобщать полученную информацию. Если люди учатся самостоятельно, приходится, помимо прочего, тщательно проверять достоверность полученных сведений. Неважно, с каким типом информации вы сталкиваетесь: изучаете ли образ женщины в творчестве Пушкина или виды операций на валютном рынке, — в процессе вы развиваете способность к обработке и анализу информации. Полученный навык пригодится и в работе, и в жизни. Он позволит быстро разобраться в ситуации, при необходимости «добрать» недостающие сведения и сделать верные выводы.
7. Новые знакомства
Чем старше становится человек, тем в более узком кругу он общается. Как правило, контакты состоят из пары школьных или университетских друзей и большого количества коллег по работе, знакомых из той же сферы, начальников, конкурентов. Сами того не замечая, вы год за годом встречаетесь одними и теми же людьми, создавая вокруг себя своего рода пузырь.
Учеба расширяет круг общения. Когда вы интересуетесь новой сферой, то знакомитесь с другими, иногда совсем не похожими на вас людьми: другого возраста, с иными увлечениями и социальным статусом. Это обогащает личность, расширяет представление о мире и живущих в нем людях. Чем больше вы знаете, тем лучше у вас развиты способности к социализации, когда вы знаете, как поддержать беседу на разные темы. И, как следствие, тем больше потенциал для дальнейшего развития.
8. Карьерный рост
Изучая новое, вы повышаете свою стоимость на рынке труда. Очевидно, что работодатели предпочтут сотрудника, который, помимо выполнения основных обязанностей, способен, скажем, провести переговоры на английском или самостоятельно разобраться со сложными компьютерными программами. Чем более разностороннее у вас образование, тем быстрее и легче вы будете продвигаться по службе и с меньшей вероятностью упретесь в потолок. А даже если не будет хватать знаний, вы быстро найдете, где и как их получить.
9. Расширение возможностей
Обучение дает свободу. Каждый новый блок знаний открывает новые перспективы, дает доступ к новым ресурсам. Причем речь идет не только о карьере. Разбираясь в людях и себе, вы более гибко реагируете на конфликты и стресс. Понимая, как устроены те или иные процессы, правильнее и быстрее реагируете на изменения и даже можете их предсказать. Люди часто боятся сделать шаг, поскольку неизвестность пугает. Обладая разносторонними знаниями и, что важно, умея учиться, вы лучше контролируете свою жизнь, можете чаще рисковать и осваивать новые сферы.
10. Насыщенная жизнь
Обучение расширяет представление о мире и живущих в нем людях, о самих себе. Новые знания и навыки позволяют соприкоснуться с разными областями, развивают мышление, увеличивают гибкость и спектр возможных реакций. С возрастом мир часто сужается до круговорота «дом — работа — дом». Обучение не дает утонуть в рутине, вы остаетесь любопытными, жадными до новых открытий. Вам удается успевать больше и чувствовать, что каждый день прожит не зря.
Надо брать: 4 аргумента, почему высшее образование необходимо для жизни и карьеры
В комментариях с нами поделились разными историями об учебе. Многие приводили весомые аргументы, почему высшее образование важно — и почему может совсем не влиять на будущую профессию и зарплату. В нашей подборке — доводы в пользу необходимости высшего образования.
Я училась в частном вузе СПбГУП, где была очень строгая система с контролем времени и идентификационной картой: если ты нарушаешь внутренние правила, то тебя отчисляют. Ко второму курсу мы научились обходить систему, потому что нас учили думать, ставить цели и находить нужные решения.
Затем был государственный вуз ИТМО, где я тоже училась на бюджете — уже в магистратуре. В силу того, что университет государственный, преподаватели относились к работе довольно безответственно, часто были замены пар и изменения курсов, не было структуры и системы. Зато был отличный нетворкинг, и я обрела много полезных в своей профессиональной деятельности связей.
Все зависит от того, что вы в итоге хотите получить от вуза. Очень часто для молодых людей вуз — это возможность найти себя. Всего 10% на первом курсе точно уверены, что выбрали правильную специальность. На мой взгляд, человек должен попасть в социальную среду сверстников, которая будет способствовать его развитию, мотивировать и дисциплинировать.
Я после советского инженерно-строительного вуза работаю конструктором в промышленном и гражданском строительстве, городским планировщиком — урбанистом. Занимаюсь планированием городской среды в Осло уже более 15 лет.
Мой одногруппник выбрал, например, специализацию на газгольдерах и резервуарах, подводное строительство, и теперь он директор регионального отделения крупного международного нефтяного консорциума.
Мне отчим дал хороший совет. Выбирайте профессию, которая и была нужна 5 тысяч лет назад, и будет нужна через 50 тысяч лет, и во время войны, и во время мира, и на дне океана, и на Юпитере. Профессия должна вас накормить при любых обстоятельствах, и базовые знания в ней должны оставаться нерушимыми.
Глядя, как людям приходится доучиваться, чтобы подтвердить дипломы, или переучиваться за рубежом, лишний раз убеждаюсь, как отчим был прав!
Все говорят об опыте работы, целеустремленности и прочем. И так известно, что, если ты успешный и целеустремленный лидер, найти хорошую работу будет легче, а если инфантильный лентяй — тяжелее.
Мне кажется, важно сузить цель. Если в приоритете работа за границей, присмотритесь к вузам с хорошими программами академической мобильности. Если привлекают госструктуры в России и успех видится только на стабильной работе — милости просим в МГИМО и МГУ. Если тянет к диджиталу, хочется окружить себя людьми, которые уже работают в отрасли, и набрать побольше полезных знакомств, то стоит начать работать над тестовыми в БВШД и на факультет медиа в Вышке.
У меня, например, приоритетом было качественное гуманитарное образование в либеральном университете, поэтому выбрал философский факультет в Вышке. Да, с ней сейчас много скандалов и стало в целом похуже, но я своим дипломом бакалавра доволен и не сменил бы место учебы, вернись я на 4 года назад.
Высшее образование позволяет не только получить специальность или, как сейчас все любят говорить, корочку. Высшее образование дает возможность сформировать очень нужные в жизни навыки: понимание дедлайнов и важности следования им.
Образование помогает в коммуникации с очень разными людьми, даже если с ними коммуницировать кажется нереалистичным. Вы научитесь учиться, искать нужную информацию, придумывать нужную информацию и многому другому.
Если вы только заканчиваете школу, не бойтесь выбрать специальность, по которой никогда не будете работать. Понимание своего дела приходит гораздо позже, а зачастую может и не прийти вовсе.
Этот комент должен быть в статье, а статья в коментах.
тьфунатебя, что ж за специфика такая?
тьфунатебя, аналогично) у меня ещё и выяснилось, что 90% изученного неверно😱😁😁😁, но 10%, полученных исключительно из личного профессионального общения с педагогами дали хороший старт.
Полина, да это был единственный момент, когда я пожалел об отсутствии ВО. Релоцироваться можно и без вышки, но вариантов меньше.
Программист из Берлина.
Tema, статистики из мира, где ни у кого нет ВО, или где оно есть у всех, у нас с вами нет, поэтому с уверенностью, как у вас, утверждать, что ВО это универсальный рецепт успеха, нельзя. Вы очень условно проводите связь, при этом опускаете статистику того, сколько человек работает по своей специальности, по которой полезность ВО уже не так очевидна.
P. S. Вообще, мой комментарий критиковал больше перечисленные в статье причины, а не сам факт получения ВО)
Думаю, студенческие годы дают возможность дешевле путешествовать, учиться на разнообразных коротких курсах и завязывать знакомства на будущее.
Если помогают родители, то учёба в вузе даёт нравственное право ещё 6 лет не работать и искать свой путь в жизни.
Если родители не помогают, то в студенчестве можно браться за любую подработку и не думать, что это сложно или стыдно.
ВУЗ особо не дал знаний, которые бы пригодились на дальнейшей работе, всему учился сам. Да и учился я в ВУЗе так себе, на тройки. Но без него, без контактов которые я получил среди сверстников, не знаю как дальше пошла бы судьба.
ВУЗ, поток, это коллектив ребят, которые становятся профессионалами и растут параллельно с тобой. Рано или поздно они займут свои места в жизни. Если вуз хороший, проходной балл не самый низкий, это будут неплохие места. Учитывая, что во многих отраслях, как и в моей, все в первую очередь ищут работников по принципу «эй отдел, расчехляйте записнухи, нужен хороший спец!», это очень важно.
Речь не о блате, просто окружающая проф среда должна знать, что ты существуешь и хорош в своем деле, когда открывается очередное окно возможностей.
Ну и имя общего ВУЗа добавляет дружественности на собеседованиях, это да.
Высшее образование часто является обязательным условием при приеме на работу в зарубежную компанию. Без него не получить визу определенной категории, что сильно усложнит трудоустройство.
Также важна и специальность, указанная в дипломе: если вы выучились на инженера-схемотехника, а пытаетесь устроиться программистом, скорее всего синюю карту Евросоюза будет не получить.
Если человек после школы не может определиться чем ему заняться в жизни, то это наши родительские недоработки.
3 и 4 вообще к высшему образованию не имеют отношения.
С приоритетами надо бы определятся ДО поступления, а не после. А сформировать «базовые навыки» можно и работая в макдональдсе
Мне вышка вообще не пригодилась. Видимо всё потому, что я не пытался устраиваться на работу. В моём мире нет ни одного человека, который бы достигал своих результатов с помощью неких знаний, полученных в вузе.
Daria, так и есть. В кругу тех, с кем я общаюсь, нет ни врачей, ни учителей. Да и вообще все как-то сами себе занятия придумывают вне рамок профессий, которым учат в вузах.
Антон, видимо, вы учились в низкосортном вузе. После защиты диплома я могла с нуля организовать процесс работы торгового предприятий, что и сделала. Сейчас заканчиваю магистратуру и вижу запредельные возможности, благодаря полученным знаниям
Если человек может сам себя организовать на учёбу, то высшее не нужно. Работаю с опытными «самоучками».
Все эти аргументы, а также статистика что люди с ВО добились больше чем люди без ВО напоминают корреляцию чисел без причинно-следственной связи. Например, корреляция возраста Мисс Америка и число убийств горячим паром и прочими горячими предметами (http://tylervigen.com/spurious-correlations). Скорее умные люди часто идут получать ВО и добиваются успеха (при этом без ВО они добились бы не меньше).
ВО в РФ (за редким исключением) не может дать ничего, что не мог бы получить изначально умный человек вне университета. Сейчас есть множество классных профессиональных курсов, тренингов. Если есть деньги, то MBA в Сколково даст такой нетворкинг (помимо мощнейших знаний), что за всю жизнь не наберешь. Опять же, есть обучение в других сферах где дают реальные знания и реальный нетворкинг. Да что тут говорить, я за один только двухдневный курс стоимостью менее 30000 получил нетворкинг в 10 раз серьезнее чем за всю университетскую жизнь.
Да, в серьезной зарубежной компании (при работе за границей) будут требовать диплом и не всегда наши шарашкины конторы их устроят. Но даже так, это всего-лишь формальность. У меня есть реальный опыт устройства в американскую компанию удаленно. Я просто отметил галочку что есть диплом (он правда есть), но никто это не проверяет.
И больше скажу, если работать не в гос. конторе или по специальности где диплом требует закон, то распечатанный на принтере диплом можно выдавать за реальный и никто проверять не будет. Кадровикам этот диплом нужен для галочки.
Вот как раз из-за таких урбанистов больно смотреть на свой город.
Как можно сравнивать мнения? Один учился в отличном вузе, другой в полумертвой забегаловке. Конечно же второй будет писать, что высшее образование это блажь
Не разделяю полностью ни одно мнение из статьи.