что дает неприкосновенность президента

Что дает неприкосновенность президента

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 462-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.

Источник

Что такое «неприкосновенность Президента»

Хотя сама по себе неприкосновенность как была, так и осталась Что же тогда изменилось?

Гарант Конституции

Напомню, что среди поправок есть новая статья 92.1, содержащая следующие положения.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.

В далёком 2001 году в России появился федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Он устанавливает основные гарантии для Президентов, уходящих в отставку.

Так вот, новое положение из статьи 92.1 является лишь заимствованием из статьи 3 вышеназванного закона.

При этом этот ФЗ продолжит своё действие, так как именно он даёт толкование понятию неприкосновенности Президента и содержит другие гарантии и привилегии для него.

Неприкосновенностью обладает как действующий Президент, так и бывший.

1. Действующий Президент может быть привлечён к юридической ответственности только после отрешения от должности и лишения неприкосновенности парламентом по строго установленной процедуре.

И только в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления во время своего правления. Например, за совершение административного правонарушения (превысил скорость, не пристегнулся, перешёл дорогу в неположенном месте) Президента вообще никак наказать не могут.

2. Если Президент добровольно покинул должность по состоянию здоровья или у него просто закончился срок полномочий, то он вообще не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности за деяния, совершённые им в период исполнения полномочий.

Что бы он там ни совершил во время правления, эта неприкосновенность не снимается ни при каких условиях. Теперь эта норма переехала из федерального закона и приобрела силу конституционной.

Неприкосновенность с бывшего Президента может быть снята только за деяния, совершённые уже после ухода с должности. Опять же, аналогично пункту 1 — только по строго установленной процедуре и только за тяжкое или особо тяжкое деяние.

Источник

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»»

Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Внести в статью 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 617; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 1, ст. 16) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Неприкосновенность навсегда

5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.

Юридический щит

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Где экс-президентам жить хорошо

В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»

Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.

Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

В подготовке статьи участвовал Максим Иванов

Источник

Полномочия председателя СКР по лишению бывшего главы государства неприкосновенности упразднены

что дает неприкосновенность президента. Смотреть фото что дает неприкосновенность президента. Смотреть картинку что дает неприкосновенность президента. Картинка про что дает неприкосновенность президента. Фото что дает неприкосновенность президента

9 декабря Госдума в третьем чтении приняла поправки в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи (законопроект № 1049598-7).

Как отмечается в пояснительной записке, поправки обусловлены принятием Закона о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены изменения в ст. 93 Основного Закона.

Содержание изменений

Новая редакция ст. 3 о неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, включает 6 пунктов. Так, согласно п. 1 экс-глава государства не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Положения о распространении неприкосновенности на занимаемые бывшим президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, документы, багаж и переписку сохранились, и теперь составляют п. 2 ст. 3 Закона.

Исключено положение о том, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий президента председатель СКР направляет соответствующее представление в Госдуму. Теперь, как указано в п. 3, президент, прекративший исполнение полномочий, может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС о наличии в действиях данного лица признаков преступления и заключением КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении экс-президента неприкосновенности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа сенаторов и депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Госдумой (п. 4). Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение считается отклоненным (п. 5).

В заключительном п. 6 отмечается, что бывший президент, в отношении которого выдвинуто обвинение, вправе участвовать в рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Эксперты отметили усложнение порядка лишения неприкосновенности

Эксперт добавил, что, согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств не обладают иммунитетом от судебного преследования. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, в других этот вопрос регулируется на уровне законов. Согласно поправкам в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи неприкосновенность экс-президентов может стать бессрочной, то есть будет распространяться не только на период президентства, но и на всю жизнь бывшего руководителя страны.

«Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения “в госизмене или совершении иного тяжкого преступления”, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения», – отметил Александр Амелин.

Принятые поправки, по мнению эксперта, никак не отразятся на жизни обычных граждан, а направлены на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали пост главы государства, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. «Все это делается на случай прихода к власти оппозиции. Но с другой стороны, если к власти придет оппозиция, будут ли действовать существующие законы? Вопрос остается открытым, и я надеюсь, что мы не столкнемся с такими проблемами», – заключил он.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета Александр Чертков полагает, что новая редакция ст. 3 Закона существенно расширяет гарантии неприкосновенности главы государства: «Наиболее существенные изменения связаны с тем, что, во-первых, неприкосновенность распространяется не только на период исполнения полномочий главы государства, но и на иные периоды его жизни. Во-вторых, существенно усложняется порядок снятия такой неприкосновенности».

При этом ряд гарантий, по мнению эксперта, вполне обоснован – например, право бывшего президента участвовать в обсуждении вопроса о лишении его неприкосновенности, присутствовать на заседании палат парламента. «Положительным моментом видится и ключевая роль палат парламента, а не Следственного комитета России в данной процедуре. Другие гарантии менее очевидны и в определенном смысле чрезмерны», – добавил Александр Чертков.

В целом, отметил эксперт, принятие поправок представляется оправданным, поскольку сменяемость власти – прежде всего верховной, – более значима, чем процедуры обеспечения и лишения неприкосновенности бывшего президента. «Именно полномочия президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева впервые в новой и новейшей истории России прекращались в ходе правовых процедур, а не в связи со смертью, тяжелой болезнью или насильственным отстранением. Данная тенденция должна быть продолжена при большем политическом плюрализме», – резюмировал он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *