что дает начало боковым корням
Корень растения как вегетативный орган: типы корней по происхождению, зоны и строение корня
Корень растения как подземный вегетативный орган
Что такое корень растения?
Корень — вегетативный орган, находящийся под землей, который отличается радиальной симметрией, неограниченным верхушечным ростом в длину и активным ветвлением.
Разветвление корня в стороны образуется эндогенно — из внутренних тканей растения. Точку роста или конус роста корня покрывает специальный корневой чехлик. Особенность корня в том, что у него нет листьев и почек, размещенных в определенном порядке.
Возникновение корня у растений произошло в то время, когда они перешли на сушу. При этом корень появился позже стебля и листьев. Первые настоящие корни сформировались у плаунов. Наивысшая дифференциация и специализация корня произошла уже у семенных растений.
Типы корней по происхождению
В зависимости от происхождения, выделяют:
Главный корень растения появляется из зародышевого корня, который, в свою очередь, возникает в результате прорастания семени.
Корневая шейка — часть между главным корнем и стеблем.
За счет разветвлений главного корня появляются боковые корешки.
Придаточные корни не развиваются из корня. Как правило, они образуются из другой части растения и способствуют увеличению объема корневой системы. В случаях, когда у растения отсутствуют главный и боковые корни, придаточные их заменяют.
Придаточные корни образуются несколькими способами:
Если сравнивать поверхность корня и поверхность надземной части, то у многих растений первая будет заметно больше.
К примеру, озимая рожь имеет поверхность корня, которая в 130 раз длиннее поверхности части, находящейся над землей.
У пустынных растений корни могут углубляться более чем на 20 метров.
Каждый вид растения отличается индивидуальной глубиной проникновения корней, степенью ветвления и глубиной ветвления корней. Все это зависит, в первую очередь, от внешних условий.
Типы корневых систем
Корневая система — совокупность всех корней, присутствующих у одного растения.
Типы корневой системы делятся по происхождению. Бывают:
Встречается также разделение корневой системы по характеру распределения основной массы корней в почве. Выделяют:
Зоны корня
Если двигаться по корню снизу вверх, то он состоит из:
Корневой чехлик — специальное образование, прикрывающее растущую верхушку корня наподобие колпачка, защищающее корень от повреждений твердыми элементами грунта, обеспечивающее движение корня в грунте за счет слизи и постоянного отделения клеток внешнего слоя.
Период времени от образования клетки чехлика до ее отмирания у каждого вида растения свой, но обычно — от 4 до 9 дней.
У отдельных растений корневого чехлика нет. К примеру, у ряски вместо него имеется специальный кармашек, который защищает корень от вымывающего действия воды.
За корневым чехликом находится конус нарастания корня или зона деления клеток. Она образуется с помощью клеток с тонкими стенками, плотно сомкнутыми между собой и делящимися без остановки.
За зоной деления располагается зона растяжения клеток. Здесь они вытягиваются и получают постоянную форму. Клетки удлиняются, и корень растет в длину. Зона деления и зона растяжения формируют зону роста корня.
Зона всасывания или зона корневых волосков находится выше зоны роста. Длина таких волосков составляет 1,5-2 см. Здесь клетки внешнего слоя корня формируют множество одноклеточных выростов — корневых волосков. Строение корневых волосков способствует поглощению ими воды и растворенных в ней солей из почвы. Таким образом, поглощающая поверхность корней увеличивается в несколько раз. Корешок густо покрыт корневыми волосками.
Корень яблони имеет на 1 мм. своей поверхности примерно 300 корневых волосков, кукуруза — больше 400.
Корневые волоски разные по длине и могут быть как 0,05 мм. так и 10 мм. Продолжительность жизни корневых волосков яблони составляет от 10 до 20 дней. После этого они отмирают и соскабливаются. Зона корневых волосков смещается, потому что корень растет, а вместо отмерших волосков образуются новые.
Проводящая зона находится выше зоны всасывания. Здесь нет корневых волосков, зато есть боковые корни, за счет которых растение держится в почве.
Сосуды и ситовидные трубки на этом участке используются для движения по ним воды и растворенных в ней минеральных солей к надземным органам растения. Органические вещества, питающие клетки корня, перемещаются вниз.
Строение корня
Внутреннее строение корня в зоне всасывания одинаковое вне зависимости от вида растения.
Разговор о строении корня растения нужно начинать с эпиблемы.
Эпиблема или покровная ткань включает один шар живых тонкостенных плотно сомкнутых клеток, способных формировать корневые волоски.
Под эпиблемой находится первичная кора. Она включает 3 слоя:
Под эндодермой располагается центральный цилиндр.
Перицикл — внешний слой цилиндра или образующая ткань, из которой формируются боковые корни.
Поэтому перицикл часто называют корнетворным слоем.
Живая паренхимная ткань размещается посреди центрального цилиндра. В нее углублен проводящий пучок и механические элементы.
Так выглядит корень по строению внутреннему и внешнему:
Особенности роста корня
Строение корневой системы тесно связано с ростом корня. Рост, в свою очередь, зависит от множества факторов: степени плодородности, влажности, температуры, воздухопроницаемости почвы.
Если почва уплотненная или слишком влажная, то корень будет расти медленно. То же самое происходит и в случаях, когда почва недостаточно влажная.
Интенсивное развитие корневой системы будет наблюдаться при температуре, подходящей конкретному виду растения. Если температурные показатели немного снижаются, то корни будут расти лучше, а при повышении температуры лучше растут органы растения, находящиеся над землей.
Плодородие почвы также влияет на рост и развитие корней. Если почва низкоплодородная, то корни будут развиваться хорошо, а если высокоплодородная — не очень. Во втором случае хорошо себя будет чувствовать надземная часть растения.
При внесении в почву фосфорных удобрений корни будет расти лучше.
Интенсивность фотосинтеза — еще один фактор, определяющий рост корней. При регулярном скашивании надземной части корни растут медленнее — соответственно, их масса уменьшается.
При обильном урожае также замедляется рост корней, а при удалении соцветий — активизируется.
Что дает начало боковым корням
мЕЛГЙС 7.
дЙЖЖЕТЕОГЙБГЙС ФЕМБ ТБУФЕОЙС Ч УЧСЪЙ У ЧЩИПДПН ОБ УХЫХ. чПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ПТЗБОПЧ
пУФБФЛЙ УБНЩИ ДТЕЧОЙИ УХИПРХФОЩИ ТБУФЕОЙК ВЩМЙ ОБКДЕОЩ Ч РПТПДБИ ТБООЕДЕЧПОУЛПЗП ЧПЪТБУФБ, ПВТБЪПЧБЧЫЙИУС ВПМЕЕ 415 НМО. МЕФ ОБЪБД. рПТПДЩ УПУФПСФ ЙЪ ПЛБНЕОЕМЩИ УМПЕЧ ФПТЖБ, ЛПФПТЩК РПДЧЕТЗБМУС РЕТЙПДЙЮЕУЛЙН ЪБФПРМЕОЙСН. чЕТФЙЛБМШОП УФПСЭЙЕ ТБУФЕОЙС ЪБОПУЙМЙУШ УМПСНЙ РЕУЛБ РТСНП ОБ НЕУФЕ РТПЙЪТБУФБОЙС. вМБЗПДБТС ФПНХ, ЮФП Ч РТПГЕУУЕ ЪБИПТПОЕОЙС ТБУФЕОЙС ЬФЙ РТПРЙФЩЧБМЙУШ ТБУФЧПТПН ЛТЕНОЕЛЙУМПФЩ, УПИТБОЙМБУШ ОЕ ФПМШЛП ЙИ ЧОЕЫОСС ЖПТНБ, ОП Й ФПОЮБКЫЙЕ ДЕФБМЙ ЧОХФТЕООЕЗП УФТПЕОЙС. фБЛ ЮФП, НЩ ЙНЕЕН ЧПЪНПЦОПУФШ ЧПУУПЪДБФШ НПТЖПМПЗЙЮЕУЛХА ЬЧПМАГЙА ЧЩУЫЙИ ТБУФЕОЙК У ВПМШЫПК ДПУФПЧЕТОПУФША.
оБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП ХЦЕ Й ДП ЬФПЗП УХЫХ ОБУЕМСМЙ ТБЪМЙЮОЩЕ ЧЙДЩ ВБЛФЕТЙК, ЧПДПТПУМЕК Й ЗТЙВПЧ. оП ЬФЙ ПТЗБОЙЪНЩ Ч УЧПЕК ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ВЩМЙ РПМОПУФША ЪБЧЙУЙНЩ ПФ ОБМЙЮЙС ЧМБЗЙ Ч ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЕ. еУМЙ ОБУФХРБМБ ЪБУХИБ — ПОЙ ЧРБДБМЙ Ч УПУФПСОЙЕ БОБВЙПЪБ. фБЛЙЕ ТБУФЕОЙС НПЦОП ОБЪЧБФШ РПКЛЙМПЗЙДТЙЮЕУЛЙНЙ, РП БОБМПЗЙЙ У РПКЛЙМПФЕТНОЩНЙ (ИПМПДОПЛТПЧОЩНЙ) ЦЙЧПФОЩНЙ, ОЕУРПУПВОЩНЙ ТЕЗХМЙТПЧБФШ ФЕНРЕТБФХТХ УЧПЕЗП ФЕМБ.
хЦЕ УБНЩЕ РТЙНЙФЙЧОЩЕ ЙЪ ЙЪЧЕУФОЩИ ОБН ЧЩУЫЙИ ТБУФЕОЙК ВЩМЙ ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБОЩ ОБ ЬМЕНЕОФБТОЩЕ ПТЗБОЩ, ИПФС Й ОБРПНЙОБМЙ ВПМШЫЕ РП ЧОЕЫОЕНХ ЧЙДХ УЧПЙИ ЧПДПТПУМЕЧЩИ РТЕДЛПЧ. чЩИПД ОБ УХЫХ РПФТЕВПЧБМ РТЙУРПУПВМЕОЙС Л УПЧЕТЫЕООП ОПЧЩН ХУМПЧЙСН. фЕМП ТБУФЕОЙС ПЛБЪБМПУШ ТБЪДЕМЕООЩН ОБ ДЧЕ ЮБУФЙ: ОБДЪЕНОХА Й РПДЪЕНОХА.
пДОЙ ПФЧЕФЧМЕОЙС, ОБЪЩЧБЕНЩЕ ФЕМПНБНЙ, РПДОЙНБМЙУШ ЧЕТФЙЛБМШОП, ДТХЗЙЕ РТЙЦЙНБМЙУШ Л РПЧЕТИОПУФЙ РПЮЧЩ, РПЗМПЭБС ЧПДХ Й НЙОЕТБМШОЩЕ УПМЙ. рПУМЕДОСС ЪБДБЮБ ВЩМБ ОЕ УМЙЫЛПН ФТХДОПК, ХЮЙФЩЧБС ФП, ЮФП ТЙОЙПЖЙФЩ ПВЙФБМЙ Ч ЪБВПМПЮЕООЩИ РЕТЕХЧМБЦОЕООЩИ НЕУФБИ Й ОБ НЕМЛПЧПДШСИ.
лПТОЕЧЙЭЕРПДПВОЩЕ ЧЕФПЮЛЙ ТЙОЙПЖЙФПЧ РПМХЮЙМЙ ОБЪЧБОЙЕ — ТЙЪПНПЙДПЧ, ПОЙ ВЩМЙ РПЛТЩФЩ ЧПМПУПЧЙДОЩНЙ ТЙЪПЙДБНЙ Й СЧЙМЙУШ РТПФПФЙРПН ЛПТОЕК.
пДОПЧТЕНЕООП У ПВПУПВМЕОЙЕН ЛПТОЕК, ОБДЪЕНОБС ЮБУФШ — ФЕМПНБ ТЙОЙПЖЙФПЧ, РТЕПВТБЪПЧБМБУШ Ч РПВЕЗ, ТБУЮМЕОЕООЩК ОБ УФЕВМЙ Й МЙУФШС. ч ЛБЮЕУФЧЕ МЙУФШЕЧ ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБМЙУШ ЧЩТПУФЩ ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ФЕМПНБ МЙВП ЕЗП ПФЧЕФЧМЕОЙС. пВТБЪПЧБОЙЕ МЙУФШЕЧ ЛБЛ БРРБТБФПЧ ФТБОУРЙТБГЙЙ Й ЖПФПУЙОФЕЪБ СЧЙМПУШ ЧБЦОЩН РТЙУРПУПВМЕОЙЕН Л ОБДЪЕНОПНХ ПВТБЪХ ЦЙЪОЙ. ьФП ВЩМ ОПЧЩК РТПЗТЕУУЙЧОЩК РТЙЪОБЛ ПВЭЕК УФТХЛФХТЩ ТБУФЙФЕМШОЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ.
нПТЖПЗЕОЕЪ МЙУФШЕЧ ЫЕМ ДЧХНС РХФСНЙ, РТЙЧПДЙЧЫЙНЙ Л ЖПТНЙТПЧБОЙА ЙМЙ НЙЛТПЖЙММПЧ (НБМЩИ МЙУФШЕЧ) ЙМЙ НБЛТПЖЙММПЧ (ЛТХРОЩИ МЙУФШЕЧ) (НЙЛТПЖЙМШОБС Й НБЛТПЖЙМШОБС МЙОЙЙ ЬЧПМАГЙЙ). нЙЛТПЖЙММЩ ЧПЪОЙЛБМЙ ЛБЛ ЧЩТПУФЩ (ЬОБОГЙЙ) ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ПУЙ ФЕМПНБ. нБЛТПЖЙММЩ — ЬФП УЧПЕПВТБЪОЩЕ РМПУЛПЧЕФЛЙ, ЧЙДПЙЪНЕОЕООЩЕ Й Ч ТЕЪХМШФБФЕ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ ХРМПЭЕООЩЕ ПФЧЕФЧМЕОЙС ФЕМПНБ (ФП ЕУФШ ЧПЪОЙЛМЙ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ХРМПЭЕОЙС ВПЛПЧЩИ ЧЕФПЮЕЛ Й ГЕМЩИ УЙУФЕН ЧЕФЧМЕОЙС).
рТЙ НПОПРПДЙБМШОПН ЧЕФЧМЕОЙЙ ВПМЕЕ ТБЪЧЙФБС ЗМБЧОБС ПУШ УПЧЕТЫЕООП ЧЩРТСНМСЕФУС. оП ЗМБЧОБС ПУПВЕООПУФШ ЧЕФЧМЕОЙС ЬФПЗП ФЙРБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ВПЛПЧЩЕ ЧЕФЧЙ ЪБЛМБДЩЧБАФУС РПД ЧЕТИХЫЛПК ЗМБЧОПК ПУЙ.
рТЙ УЙНРПДЙБМШОПН ЧЕФЧМЕОЙЙ ВПЛПЧБС ЧЕФЧШ РЕТЕЧЕТЫЙОЙЧБЕФ ЗМБЧОХА, УДЧЙЗБЕФ ЕЕ Ч УФПТПОХ Й ЪБОЙНБЕФ ЕЕ НЕУФП Й ФБЛ ДБМЕЕ.
пФЛТЩФЙЕ ДТЕЧОЕКЫЙИ ТБУФЕОЙК ЪБУФБЧЙМП РЕТЕУНПФТЕФШ РТЙОГЙРЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ФЕМБ ТБУФЕОЙС.
пУОПЧОПК РМБО УФТПЕОЙС ФЕМБ ТБУФЕОЙС Ч НПТЖПМПЗЙЙ ЙУФПМЛПЧЩЧБМУС РП-ТБЪОПНХ. тБОЕЕ РТЙОЙНБМПУШ, ЮФП ФЕМП ТБУФЕОЙС УПУФПЙФ ЙЪ ОЕУЛПМШЛЙИ «ПУОПЧОЩИ ЮБУФЕК» ЙМЙ ПТЗБОПЧ, — ЛПТОС, УФЕВМС, МЙУФБ, ГЧЕФЛБ, УЕНСРПЮЕЛ, ЧПМПУЛПЧ. рПЪДОЕЕ ЮЙУМП ЬФЙИ ПУОПЧОЩИ ПТЗБОПЧ ВЩМП УЧЕДЕОП Л ФТЕН (ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС «ЦЕМЕЪОБС ФТЙБДБ» ПТЗБОПЧ (ЛУФБФЙ, ПОБ ЧПЫМБ ЧП ЧУЕ ЫЛПМШОЩЕ ХЮЕВОЙЛЙ) — ЛПТЕОШ, УФЕВЕМШ Й МЙУФ.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС УФЕВЕМШ Й ЕЗП РТЙДБФПЮОЩЕ ПТЗБОЩ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ЕДЙОПЕ ГЕМПЕ — РПВЕЗ.
чПРТПУ ПВ ЬЧПМАГЙПООПН РТПЙУИПЦДЕОЙЙ ПТЗБОПЧ ТБУФЕОЙС ТЕЫБМУС ДМЙФЕМШОПЕ ЧТЕНС. пДОЙ ХЮЕОЩЕ УЮЙФБМЙ ДМС ОБДЪЕНОЩИ ПТЗБОПЧ РЕТЧЙЮОЩН УФЕВЕМШ, ДТХЗЙЕ — МЙУФ. й ФПМШЛП ПФЛТЩФЙЕ РУЙМПЖЙФПЧ РПЪЧПМЙМП ЧРПМОЕ ПДОПЪОБЮОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП Х ТБУФЕОЙК ПУОПЧОЩИ ЧЕЗЕФБФЙЧОЩИ ПТЗБОПЧ ДЧБ: ЛПТЕОШ Й РПВЕЗ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, УФТПЕОЙЕ ФЕМБ ЧЩУЫЕЗП ТБУФЕОЙС НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ ФБЛ:
нЩ ОБЮЙОБЕН ЙЪХЮЕОЙЕ ПТЗБОПЧ ТБУФЕОЙС ЙНЕООП У ЛПТОС ОЕ УМХЮБКОП. дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЛПТОЙ ТБУФЕОЙК, Ч УТБЧОЕОЙЕ У РПВЕЗПН, УХЭЕУФЧХАФ Ч ВПМЕЕ ЙОЕТФОПК, НЕОЕЕ РМБУФЙЮОПК УТЕДЕ — Ч РПЮЧЕ, РПЬФПНХ ЙНЕАФ Й ВПМЕЕ РТПУФПЕ УФТПЕОЙЕ; Ч ФП ЧТЕНС, ЛБЛ РПВЕЗ ТБЪЧЙЧБЕФУС Ч ОЕУФБВЙМШОПК, ДЙОБНЙЮОПК ЧПЪДХЫОПК УТЕДЕ.
у ДТХЗПК УФПТПОЩ, П УФТПЕОЙЙ Й ЖХОЛГЙСИ ЛПТОС Й П ТБЪМЙЮОЩИ ЕЗП НПДЙЖЙЛБГЙСИ НЩ ЪОБЕН ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ, ЮЕН П УФЕВМЕ Й МЙУФЕ Й ЬФП, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, УЧСЪБОП У ФЕИОЙЮЕУЛЙНЙ ФТХДОПУФСНЙ, ЧПЪОЙЛБАЭЙНЙ РТЙ ЙЪХЮЕОЙЙ РПДЪЕНОЩИ ПТЗБОПЧ.
юФП ЦЕ ФБЛПЕ ЛПТЕОШ У БОБФПНП-НПТЖПМПЗЙЮЕУЛПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС? лБЛЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ ЕЗП НПЦОП ПИБТБЛФЕТЙЪПЧБФШ?
рЕТЧЩК (1) РТЙЪОБЛ С ХЦЕ ОБЪЩЧБМ: ЛПТЕОШ — ЬФП ПДЙО ЙЪ ДЧХИ ПУОПЧОЩИ ЧЕЗЕФБФЙЧОЩИ ПТЗБОПЧ;
2) ЧФПТПЕ: ЛБЛ РТБЧЙМП, ЛПТЕОШ ПВМБДБЕФ ТБДЙБМШОПК УЙННЕФТЙЕК, РТЙЮЕН ИБТБЛФЕТ УЙННЕФТЙЙ ВПМЕЕ ТЕЪЛП ЧЩТБЦЕО Ч РЕТЧЙЮОПН УФТПЕОЙЙ;
3) ЛПТЕОШ — ПФЛТЩФБС УЙУФЕНБ ТПУФБ, ПО, ЛБЛ Й УФЕВЕМШ, РТПДПМЦЙФЕМШОПЕ ЧТЕНС ОБТБУФБЕФ Ч ДМЙОХ ЪБ УЮЕФ ДЕСФЕМШОПУФЙ БРЙЛБМШОПК (ЧЕТИХЫЕЮОПК) НЕТЙУФЕНЩ, ОП
4) Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ УФЕВМС ФПЮЛБ ТПУФБ ЛПТОС РТЙЛТЩФБ ЮЕИМЙЛПН, РПЬФПНХ БРЙЛБМШОБС НЕТЙУФЕНБ ТБВПФБЕФ ОБ ДЧЕ УФПТПОЩ: ОБТБЭЙЧБС ЛПТЕОШ Й РПРПМОСС ЮЕИМЙЛ;
6) ЛПТЕОШ УПЧЕТЫЕООП ВЕЪМЙУФЕО, ОБ ОЕН ОЙЛПЗДБ ОЕ ТБЪЧЙЧБАФУС МЙУФШС, ОЙ РТПУФЩЕ, ОЙ НЕФБНПТЖЙЪЙТПЧБООЩЕ;
7) ЛПТЕОШ ЙНЕЕФ ПУПВЩК ЧУБУЩЧБАЭЙК УМПК, УПУФПСЭЙК ЙЪ ЛПТОЕЧЩИ ЧПМПУЛПЧ;
8) ЛПТЕОШ ЙНЕЕФ ПУПВХА ПРТПВЛПЧЕЧЫХА ЧОХФТЕООАА ЛПТХ — ЬОДПДЕТНХ ;
9) РТПЧПДСЭЙЕ Й НЕИБОЙЮЕУЛЙЕ ФЛБОЙ Ч ЛПТОЕ УПУТЕДПФПЮЕОЩ Ч ГЕОФТЕ, Б Ч УФЕВМЕ — ЧЩОЕУЕОЩ ОБ РЕТЙЖЕТЙА;
10) ОБ РПРЕТЕЮОПН УТЕЪЕ ЮЕТЕЪ ЛПТЕОШ РЕТЧЙЮОПЗП УФТПЕОЙС ВПМШЫХА ЮБУФШ ЕЗП ПВЯЕНБ ЪБОЙНБЕФ РЕТЧЙЮОБС ЛПТБ, Б НЕОШЫХА ЮБУФШ УФЕМБ (ГЕОФТБМШОЩК ПУЕЧПК ГЙМЙОДТ); Ч УФЕВМЕ ЦЕ ЧУЕ ОБПВПТПФ;
11) ЛПТЕОШ ОБТБУФБЕФ ФПМШЛП ЧЕТИХЫЛПК, Ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ ДМС РПВЕЗБ ИБТБЛФЕТЕО ЕЭЕ Й ЧУФБЧПЮОЩК (ЙОФЕТЛБМСТОЩК) ТПУФ.
уТБЪХ УМЕДХЕФ ПЗПЧПТЙФШУС, ЮФП ОЙ ПДЙО ЙЪ ЬФЙИ РТЙЪОБЛПЧ ОЕ ЧЩДЕТЦЙЧБЕФУС У БВУПМАФОПК УФТПЗПУФША: ФП ЕУФШ, ЧУФТЕЮБАФУС, ОБРТЙНЕТ, ЛПТОЙ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ МХЮЕЧПК УЙННЕФТЙЙ, ЙМЙ ЛПТОЙ ВЕЪ ЮЕИМЙЛБ; Ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ВПЛПЧЩЕ ЛПТОЙ ТБЪЧЙЧБАФУС ЬЛЪПЗЕООП. й ДБЦЕ ВЕЪМЙУФОПУФШ ЛПТОС ДБМЕЛП ОЕ БВУПМАФОБ, ФБЛ Х ОЕЛПФПТЩИ ЬРЙЖЙФОЩИ ПТИЙДЕК ЛПТОЙ РТЙОЙНБАФ ЧОЕЫОЙК ПВМЙЛ МЙУФШЕЧ Й ЖПФПУЙОФЕЪЙТХАФ, РТБЧДБ, УПИТБОСС РТЙ ЬФПН ТСД ИБТБЛФЕТОЩИ ДМС ЛПТОЕК БОБФПНПНПТЖПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЮЕТФ.
чНЕУФЕ У ФЕН, ЙОПЗДБ Х ПТЗБОПЧ РПВЕЗПЧПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС ТБЪЧЙЧБАФУС УФТХЛФХТЩ РТЙУХЭЙЕ ЛПТОА. оБРТЙНЕТ, МЙУФПЧЩЕ ЮЕТЕЫЛЙ ИПИМБФЛЙ РПМПК РПЛТЩФЩ ЧПМПУЛБНЙ ОЙЮЕН ОЕ ПФМЙЮБАЭЙНЙУС ПФ ЛПТОЕЧЩИ.
пФУХФУФЧЙЕ ТЕЪЛЙИ БОБФПНП-НПТЖПМПЗЙЮЕУЛЙИ ТБЪМЙЮЙК НЕЦДХ ЛПТОЕН Й РПВЕЗПН УФБОПЧЙФУС РПОСФОЩН, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФШ ЙИ ПВЭЕЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ПФ РТЙНЙФЙЧОЩИ ПУЕЧЩИ ПТЗБОПЧ ДТЕЧОЕКЫЙИ УХИПРХФОЩИ ТБУФЕОЙК.
лПТЕОШ НПЦОП ПИБТБЛФЕТЙЪПЧБФШ ЛБЛ ПТЗБО Й У РПЪЙГЙЙ ЖХОЛГЙПОБМШОПК. ч ФЙРЙЮОПН УМХЮБЕ ЖХОЛГЙСНЙ ЛПТОЕК СЧМСАФУС 1) ЧУБУЩЧБОЙЕ ЧПДЩ У ТБУФЧПТПН НЙОЕТБМШОЩИ ЧЕЭЕУФЧ ЙЪ РПЮЧЩ Й РПДБЮБ ЙИ Ч УФЕВЕМШ (ЖХОЛГЙС РЙФБОЙС); 2) ЪБЛТЕРМЕОЙЕ, ЪБСЛПТЙЧБОЙЕ ТБУФЕОЙС Ч РПЮЧЕ; ЛТПНЕ ФПЗП, 3) Ч ЛПТОСИ УЙОФЕЪЙТХАФУС НОПЗЙЕ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ БНЙОПЛЙУМПФЩ, ЗПТНПОЩ, БМЛБМПЙДЩ, ПФЛМБДЩЧБАФУС ЪБРБУОЩЕ ЧЕЭЕУФЧБ; 4) ЛПТОЙ ВПМШЫЙОУФЧБ ТБУФЕОЙК ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАФ У ЗТЙВБНЙ (НЙЛПТЙЪБ).
фЙРЙЮОЩЕ ЛПТОЙ ЙНЕАФ ОЕЛПФПТЩЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ, ПФМЙЮБАЭЙЕ ЙИ ПФ УФЕВМС: 1) ЛПТЕОШ РПМПЦЙФЕМШОП (+) ЗЕПФТПРЙЮЕО, ФП ЕУФШ ТБУФЕН ЧЕТФЙЛБМШОП ЧОЙЪ РПД ДЕКУФЧЙЕН УЙМЩ ФСЦЕУФЙ; 2) ПФТЙГБФЕМШОП (-) ЖПФПФТПРЙЮЕО, ЬФП РТПСЧМСЕФУС Ч ФПН, ЮФП ЛПТОЙ ХЛМПОСАФУС ПФ РБДБАЭЙИ МХЮЕК УЧЕФБ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОХА УФПТПОХ Й 3) РПМПЦЙФЕМШОП (+) ЗЙДТПФТПРЙЮЕО, ФП ЕУФШ, ПТЙЕОФЙТХЕФ УЧПК ТПУФ Ч РПЮЧЕ Ч УФПТПОХ ВПМШЫЕК ЧМБЦОПУФЙ.
рЕТЕИПДС Л ЙЪХЮЕОЙА УФТПЕОЙС ЛПТОС, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ТБУУНПФТЙН УФТПЕОЙЕ НПМПДПЗП ЛПТОЕЧПЗП ПЛПОЮБОЙС.
ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЧПЪДХЫОЩИ УФЕВМЕК ЛПТОСН РТЙИПДЙФУС РТПЛМБДЩЧБФШ РХФШ Ч ФЧЕТДПК РПЮЧЕ, РПЬФПНХ БРЙЛБМШОБС НЕТЙУФЕНБ ЛПТОЕК ЪБЭЙЭЕОБ УРЕГЙБМШОЩН ПВТБЪПЧБОЙЕН, ОБЪЩЧБЕНЩН ЛПТОЕЧЩН ЮЕИМЙЛПН (МБФ. ОБЪЧБОЙЕ caliptra ). оБТХЦОЩЕ ЛМЕФЛЙ ЮЕИМЙЛБ ЧЩДЕМСАФ ПВЙМШОХА УМЙЪШ, ЛПФПТБС ПВМЕЗЮБЕФ РТПДЧЙЦЕОЙЕ Ч РПЮЧЕ, Й БЛФЙЧОП УМХЭЙЧБАФУС, РТЙЮЕН ВХДХЮЙ ЦЙЧЩНЙ, УБНЙ РП УЕВЕ, Б ОЕ ФПМШЛП РТЙ ФТЕОЙЙ П РПЮЧХ.
рПУЛПМШЛХ ЛМЕФЛЙ ЮЕИМЙЛБ РПУФПСООП УМХЭЙЧБАФУС, ОЕПВИПДЙНП ЙИ ТЕЗХМСТОПЕ РПРПМОЕОЙЕ, РПЬФПНХ, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РПВЕЗБ, БРЙЛБМШОБС НЕТЙУФЕНБ ЛПТОС ПФЛМБДЩЧБЕФ ЛМЕФЛЙ ОЕ ФПМШЛП ЧОХФТШ, ОП Й ОБТХЦХ (РПРПМОСС ЮЕИМЙЛ), ФП ЕУФШ ТБВПФБЕФ Ч ДЧХИ ЧЪБЙНОП-РТПФЙЧПРПМПЦОЩИ ОБРТБЧМЕОЙСИ.
уТЕДОСС РТПДПМШОБС (ЙМЙ ПУЕЧБС) ЮБУФШ ЮЕИМЙЛБ ОБЪЩЧБЕФУС ЛПМХНЕММПК (Уolumella), ПОБ УПУФПЙФ ЙЪ ЛМЕФПЛ, УПДЕТЦБЭЙИ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЛТБИНБМШОЩИ ЪЕТЕО. рТЕДРПМБЗБАФ, ЮФП ЙНЕООП ЬФБ ЪПОБ ПРТЕДЕМСЕФ РПМПЦЙФЕМШОХА ЗЕПФТПРЙЮЕУЛХА ТЕБЛГЙА ЛПТОС. лТБИНБМШОЩЕ ЪЕТОБ ЛПМХНЕММЩ СЧМСАФУС УФБФПМЙФБНЙ. рТЙ ЙЪНЕОЕОЙЙ РПМПЦЕОЙС ЛПТОС Ч РТПУФТБОУФЧЕ УФБФПМЙФЩ РПД ДЕКУФЧЙЕН УЙМЩ ФСЦЕУФЙ РБУУЙЧОП РЕТЕНЕЭБАФУС Й ОБДБЧМЙЧБАФ ОБ ЛМЕФПЮОЩЕ УФЕОЛЙ, ЧЩЪЩЧБС ИБТБЛФЕТОПЕ ЧПЪВХЦДЕОЙЕ. рТЙТПДБ ЬФПЗП ЧПЪВХЦДЕОЙС РПЛБ ОЕ СУОБ. пДОБЛП ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОП РПЛБЪБОП, ЮФП ТБУФЕОЙС, Х ЛПФПТЩИ ЛПТОЕЧПК ЮЕИМЙЛ ХДБМЕО, ЗЕПФТПРЙЮЕУЛХА ТЕБЛГЙА ХФТБЮЙЧБАФ.
лПТОЕЧПК ЮЕИМЙЛ Ч ПВЭЕН ВПМЕЕ НПЭОП ТБЪЧЙФ Х ЛПТОЕК УЙМШОП Й ДПМЗП ТБУФХЭЙИ. уМБВП ТБЪЧЙФЩК ЮЕИМЙЛ ЙНЕАФ НОПЗЙЕ УБРТПЖЙФЩ, ЧЕТЕУЛЙ, ФПОЛЙЕ ЛПТОЙ ЛПФПТЩИ ТБУРПМПЦЕОЩ Ч ФПТЖЕ ЙМЙ ТЩИМПК РПЮЧЕ. чПЧУЕ МЙЫЕОЩ ЮЕИМЙЛБ ЛПТОЙ НОПЗЙИ ЧПДОЩИ ТБУФЕОЙК, Ч ФПН ЮЙУМЕ ТСУПЛ, ЧПДПЛТБУБ.
рПНЙНП ЮЕИМЙЛБ, Ч НПМПДПН ЛПТОЕЧПН ПЛПОЮБОЙЙ ФТБДЙГЙПООП ЧЩДЕМСЕФУС ЕЭЕ 4 ЪПОЩ, ИПТПЫП ЧБН ЙЪЧЕУФОЩЕ.