что дает магистратура и аспирантура
Чем отличается магистратура от аспирантуры в России
Получить высшее образование в России можно по программе бакалавриата, специалитета и магистратуры. Послевузовское образование также состоит из нескольких ступеней – аспирантуры и докторантуры. Разберемся, в чем разница между магистратурой и аспирантурой.
Что такое магистратура?
Согласно Болонской системе магистратура является второй ступенью высшего образования, следующей сразу после бакалавриата. Кроме того, на некоторых направлениях подготовки студентов высшее образование можно получить по программе специалитета.
Обучение в магистратуре позволяет углубить знания по выбранной специальности: поступить в магистратуру могут и бакалавры, и специалисты. Срок обучения по данной программе составляет 2 года. По окончании учебы магистрант должен написать и защитить научную работу – магистерскую диссертацию.
Выпускники магистратуры имеют право заниматься профессиональной деятельностью, а также планировать дальнейшую карьеру в науке. Кроме того, успешно защитившие диссертацию магистры получают и возможность преподавать, но только в средних учебных заведениях. Магистратура является прекрасным фундаментом для поступления в аспирантуру и стартом в карьере будущего ученого.
Что такое аспирантура?
Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.
Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».
В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:
В процессе обучения аспирант должен самостоятельно написать диссертацию, подготовить и опубликовать несколько научных статей и сдать кандидатский минимум. Решение о присуждении ученой степени выносится диссертационным советом и Высшей аттестационной комиссией. Если аспирант закончит обучение без защиты диссертационной работы, то он получит только диплом о сдаче кандидатских экзаменов.
Кто может поступить в аспирантуру?
Студенты, успешно окончившие обучение в вузе и планирующие связать свою жизнь с наукой, часто задумываются о поступлении в аспирантуру. Поступать в аспирантуру могут лица, прошедшие обучение по программе специалитета или магистратуры.
Прием осуществляется на основании экзаменов, а обучение длится не менее 3 лет на очной форме и не менее 4 лет – на заочной. На вступительных экзаменах оценивается уровень компетенций будущего аспиранта, а также учитываются и другие его достижения (участие в научных конференциях, качество опубликованных статей, наличие изобретений).
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Зачем поступать в аспирантуру российских и зарубежных вузов
В аспирантуре готовят исследователей и преподавателей. Это кузница научных кадров, но с ее эффективностью есть проблемы. В 2017 году на выходе из аспирантуры диссертацию защитили только 13% учащихся, в 2018 году — 12%. Многие выпускники оказались потеряны для науки: кто-то завершил курс, но не защитил диссертацию, а кто-то бросил учебу и отчислился.
Аспиранты уходят по нескольким причинам:
Слабая денежная поддержка, поэтому приходится работать.
Не подходит аспирантура полного дня с высокой образовательной нагрузкой. Ее трудно совмещать с работой.
Некачественное научное руководство: формальный подход, равнодушие.
Недостаточная мотивация к учебе или академической карьере.
Многие учащиеся видят третью ступень высшего образования только как ускоритель карьеры. Другие попадают в аспирантуру случайно. У таких студентов нет глубокой мотивации, но исследователи показали, что даже с поверхностной мотивацией можно и нужно работать. Они провели интервью с аспирантами и научными руководителями, опросили более 1 тыс. учащихся шести российских вузов Москвы и регионов, чтобы разобраться в мотивации аспирантов.
Внутренняя мотивация
Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.
Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.
Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.
Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.
Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.
Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.
Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.
Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.
Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.
Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.
Как аспирантура помогает в карьере
Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.
Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.
Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.
Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.
Зачем поступать в аспирантуру зарубежных вузов
Чтобы стать кандидатом или доктором наук в зарубежном вузе, нужно получить PhD-степень (Doctor of Philosophy). PhD — это длительное независимое исследование конкретной темы. Студент детально изучает тему, пишет и защищает докторскую диссертацию. Но в отличие от российской аспирантуры, PhD-программы зарубежных университетов готовят не только академических работников, но и квалифицированных специалистов для инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, сферы R&D.
Специалисты часто получают PhD-степень ведущих зарубежного университета для развития академической карьеры. Таких специалистов приглашают преподавать и работать в лучшие мировые вузы. Согласно ряду исследований, существует «зарплатная премия» за степень PhD: работники со степенью зарабатывают больше, чем люди без нее. Но есть и негативные факторы. Чем позже специалист выходит на рынок труда, тем больше опыта и карьерных возможностей теряет.
На зарубежные PhD-программы поступают, если планируют переехать в другую страну. Но степень PhD пригодится и в России. Ведущие университеты страны предлагают более выгодные контракты для сотрудников с ученой степенью зарубежных университетов.
Онлайн-интервью с к.ю.н., доцентом, деканом факультета подготовки кадров высшей квалификации РГУП Верой Михайловной Дуэль
КонсультантПлюс: Что такое аспирантура в целом? В чем ее отличие от обучения в вузе, каковы ее цели?
В.М. Дуэль: В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 «Об образовании» аспирантура является третьей ступенью высшего профессионального образования. Таким образом, в настоящее время выстроилась следующая система обучения:
— подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).
Такая система предполагает преемственность и непрерывность образования и требует единых подходов к процессу обучения.
В этой связи процесс обучения аспирантов построен по типу обучения бакалавров и магистров: учебный год делится на семестры, предполагает не менее двух промежуточных аттестаций (сессий), обучение завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА). Выпускникам аспирантуры, успешно прошедшим ГИА, выдается документ о высшем образовании и о квалификации «исследователь; преподаватель-исследователь».
Основной особенностью аспирантской подготовки является необходимость в течение всего периода обучения, помимо освоения учебных дисциплин, проведения научных исследований, направленных на подготовку и защиту диссертации. Соответственно, промежуточная аттестация аспиранта состоит не только из зачетно-экзаменационной сессии, но и отчета о проделанной научной работе: подготовленных статьях, участии в научных мероприятиях и т.д., а ГИА включает два аттестационных испытания: сдачу государственного экзамена и представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
КонсультантПлюс: Какие формы обучения есть в аспирантуре?
КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?
В.М. Дуэль: Термин «соискательство» в настоящий момент не применяется. Взамен ему была введена формулировка «прикрепление лица к образовательной или научной организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
Прикрепленное лицо не может получить диплом о высшем образовании уровня аспирантуры и квалификацию «исследователь; преподаватель-исследователь», но, при наличии сданных кандидатских экзаменов и определенного количества статей в журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России, имеет возможность представить подготовленную диссертацию в диссертационный совет. Прикрепить лицо для подготовки диссертации по определенной специальности может только та организация, на базе которой функционирует диссертационный совет по данной специальности. Как правило, процедура прикрепления сопровождается собеседованием претендента с предполагаемым научным руководителем или заведующим профильной кафедрой.
КонсультантПлюс: Как поступить в аспирантуру? Какие требования предъявляются к поступающим? Требуется ли наличие научного руководителя у поступающего в аспирантуру? Обязан ли он получить от него согласие на исследовательскую работу по конкретной тематике?
В.М. Дуэль: На сайте любого вуза, имеющего аспирантуру, размещены правила приема в аспирантуру, включающие: перечень необходимых документов, сроки их подачи, программы вступительных экзаменов, график проведения вступительных испытаний и прочее. Они ежегодно обновляются.
Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе, что предполагает зачисление на обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации наиболее способных и подготовленных претендентов, имеющих образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
Научный руководитель назначается аспиранту не позднее 3 месяцев после зачисления в аспирантуру. В этот же период должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы (диссертации). Тема диссертации утверждается Ученым советом вуза по представлению профильной кафедры.
Как правило, после зачисления аспирантов профильная кафедра проводит с ними собеседование с целью выявления круга научных интересов. После чего каждому аспиранту назначается научный руководитель (сфера научных интересов аспиранта и его руководителя должны пересекаться). Далее аспирант и его наставник формулируют тему и план научного исследования для последующего обсуждения на кафедре. В процессе обсуждения тема и план могут быть скорректированы. В отдельных случаях аспиранта просят доработать проект, представить более аргументированную позицию в пользу заявленного направления исследования либо представить альтернативный вариант. Одобренная профессорско-преподавательским составом тема диссертационного исследования фиксируется в протоколе заседания кафедры и направляется для утверждения в Ученый совет.
КонсультантПлюс: Можно ли поступить в аспирантуру не по своей специальности? Можно ли поступить в аспирантуру по истечении многих лет после завершения обучения в вузе?
В.М. Дуэль: Можно. При наличии диплома специалиста или магистра. Также российским законодательством не установлены временные ограничения для поступления в аспирантуру. Поступать можно по истечении любого количества лет после получения диплома специалиста (магистра).
КонсультантПлюс: Востребована ли сегодня аспирантура у выпускников?
В.М. Дуэль: Да, конечно. Вообще аспирантура нового формата (как уровень высшего образования), безусловно, интереснее и перспективнее. Она дает возможность выпускнику выбирать разные виды деятельности: заниматься научно-исследовательской деятельностью, преподавать в вузе, применить полученные знания на практике. При этом такие возможности подкреплены соответствующим дипломом.
Но нужно помнить, что в аспирантуру может поступить лицо, имеющее диплом специалиста или магистра.
КонсультантПлюс: Можно ли совмещать обучение в аспирантуре с работой?
В.М. Дуэль: Согласно действующему законодательству, аспиранты любой формы обучения могут совмещать свое обучение с работой (см., напр., ст.ст. 59, 173.1 Трудового кодекса РФ).
КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь наукой: что им следует предпринять сейчас?
Будущим аспирантам, а ныне студентам дала бы такой совет. Уже с первых курсов необходимо интересоваться научными мероприятиями. Изначально их можно посещать в качестве слушателей, далее пробовать себя как оратора, участника дискуссий, автора научных статей. Также хороши научные кружки, позволяющие освоить приемы и методы научных исследований, развивающие аналитические способности и прочее. Кроме того, необходимо изучать иностранные языки, что значительно расширит возможности проведения сравнительного исследования и даст потрясающую возможность участвовать в международных конкурсах, конференциях и грантах.
Магистратура или аспирантура: как не прогадать с выбором?
Из года в год по окончанию первой ступени обучения студенты начинают размышлять, как им поступить дальше. Чаще всего многие так и заканчивают своё обучение на этапе бакалавриата или специалитета. Но остальные желают продолжить получать высшее образование и тогда перед ними стоит вопрос о том, что же выбрать, магистратуру или аспирантуру.
Что такое магистратура?
Многоуровневая система образования была введена уже более 16 лет назад. Она предполагает приобретение степеней бакалавра и магистра. С понятием «бакалавриат» все предельно просто и понятно, а что же такое магистратура нам предстоит разобраться.
После окончания начальной степени высшего образования Вы становитесь обладателем диплома, что дает возможность получить степень магистра. С каждым годом становится все больше программ магистратуры более узкой направленности и специализации. Таким образом, в программе бакалавриата Вы приобретаете базу знаний, а уже в магистратуре получаете практические навыки и узконаправленные знания в выбранной области.
Длительность данной программы составляет два года. Для поступления нужно предоставить только заявление и диплом. При дипломе специалиста, полученном до 2012 года, и дипломе бакалавриата можно рассчитывать на бесплатные места на обучение.
Раньше поступить в магистратуру на бесплатной основе можно было только в те учреждения, где был получен основной диплом, но сейчас это можно осуществить и в другом вузе. Магистратура состоит из образовательной и исследовательской деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что по окончанию программы нужно не только сдать экзамены, но и предоставить научную работу, т.е. магистерскую диссертацию.
Магистратура является прекрасным фундаментом для поступления в аспирантуру и получения степени кандидата наук.
Что такое аспирантура?
Поступление на аспирантуру это осознанный выбор в пользу получения углубленных знаний, которые помогут связать жизнь с наукой. Данная ступень высшего образования это прямой путь к получению степени кандидата наук.
Для этого нужно защитить диссертацию после обучения сроком до 3 лет на очном отделении и до 4 лет на заочном. За все время обучения Вам нужно сдать 3 кандидатских экзамена и издать несколько научных публикаций. Также если Вы решите связать свою жизнь с преподаванием в высших заведениях, в ваши обязанности будет входить проведение семинаров, а также необходимо принимать участие в проверке экзаменов студентов.
Степень специалиста или магистра поможет в получении статуса аспиранта. Но помимо этого Вам следует преуспевать в учебе, выполнять научные статьи и принимать участие в конференциях. Одним из определяющих факторов становится составленное о Вас мнение учёного совета и научного руководителя.
Кроме Высших учебных заведений, получение степени аспиранта осуществляется при Научно-Исследовательском институте. В НИИ поток поступающих меньше, чем в вузовскую аспирантуру. Одним из основных его преимуществ является низкая конкуренция и наличие вакантных мест.
Чтобы получить степень кандидата наук предстоит защитить научно-исследовательскую работу перед диссертационным советом. Как только Высшая аттестационная комиссия проведёт повторную проверку и будет вынесено положительное решение, Вы станете полноправным обладателем заветной степени кандидата наук.
Сходства, различия и преимущества аспирантуры и магистратуры
За время обучения в многоуровневой системе образования студент привыкает к самостоятельной научной работе и в праве сам выбирать, что для него нужнее и эффективнее для дальнейшей реализации своего потенциала.
Вклад, который мы вносим в саморазвитие это то, что определяет нашу дальнейшую жизнь в целом: продвижение в карьере, уровень доходов и многое другое. Любой абитуриент мечтает стать востребованным и первоклассным специалистом.
Если стоит выбор между магистратурой и аспирантурой, то в первую очередь нужно определиться для себя: хотите Вы получить углубленные знания в определённой сфере и наработать соответствующие навыки или же мечтаете связать свою жизнь с наукой и преподаванием.
Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?
Магистратура
Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?
Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.
Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».
Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.
И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.
Кому следует стремиться к получению степени магистра?
Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.
Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.
Какова длительность и содержание магистерской программы?
Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.
Платно или бесплатно?
Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.
Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.
Аспирантура
Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.
Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.
Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.
Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.
Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.
Немного фактов:
Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:
Грядут перемены
В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.