что дает курс религиоведения

Кем работают религиоведы после вуза

Вот уже 10 лет Челябинский государственный университет является единственным вузом на Южном Урале, который не только ведёт подготовку профессиональных религиоведов, но и получает бюджетные места от Министерства образования на эту специальность. Хотя сама по себе эта профессия остается для Челябинска сравнительно малоизвестной, и многие абитуриенты и родители задаются вопросом, что такое религиоведение и кем работают религиоведы после вуза.что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

2. Религиоведы работают после вуза, прежде всего, в органах государственного и муниципального управления в области культуры, межэтнического, межнационального и межконфессионального взаимодействия. Это такие учреждения, как, например, Министерство культуры Челябинской области, Государственный исторический музей Южного Урала, Администрация города Челябинск, МКУ Центр народного единства, областные, муниципальные и районные управления по взаимодействию с общественными объединениями. Государство в России проводит активную политику по регулированию религиозной деятельности и межконфессиональных отношений, и ему требуются соответствующие специалисты.

3. Школы, колледжи, институты и другие образовательные учреждения. Те, кто слышал о введении в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики» знают, что существует нехватка учителей, способных квалифицированно рассказать детям о религиях и связанной с ними культуре. Религиоведы находят себе место в качестве таких педагогов, а кроме того часто становятся учителями обществознания и смежных дисциплин.

что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

4. Экспертные центры и правоохранительная деятельность. Выпускники-религиоведы являются дипломированными специалистами в области проведения религиоведческой экспертизы. В ходе таких экспертиз определяется, что является религиозным экстремизмом, в чём и как могут быть задеты чувства верующих, защищается данное Конституцией РФ право на свободы вероисповедания. Для этих целей религиоведы сотрудничают с правоохранительными органами, судами и юридическими компаниями. В последнее время востребованность религиоведческой экспертизы постоянно растет, о чём свидетельствуют многочисленные громкие дела и процессы.

что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

Узнать больше про то, кем работают религиоведы после вуза вы можете по ссылке или по телефону деканата +7(351)799-70-06

Источник

Предмет религиоведения и его особенности как учебной дисциплины

что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

В данной статье мы кратко рассмотрим предмет курса «религиоведение».

Все это, безусловно, свидетельствует о необходимости исследования религии. Впрочем, такие исследования могут быть разными. Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно, и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.

Исследование религии с теологической позиции (теология — учение о Боге , богословие) — это, так сказать, исследование «изнутри». В его основе лежит убеждение, что религия имеет своим источником непосредственное Божественное Откровение (как, например, в индуизме, зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) или определенное «просветление» (как, например, в буддизме, даосизме, конфуцианстве); есть определенный мистический опыт — опыт личностной встречи со сверхъестественным, или «озарение» — опыт мгновенного открытия, четкого видения онтологической природы вещей.

Теологическое исследование религии ведет к наиболее полному и, можно сказать, полноценному постижению сути той или иной религии. Правда, для начала к ней необходимо обратиться, то есть осуществить акт веры («подвиг веры») — принять на веру хотя бы определенные исходные положения религиозной доктрины. Но такое обращение редуцирует (сужает) теологический исследовательский горизонт до определенной конкретной религии, а потому является помехой для исследования «разнообразия религиозного опыта» (В. Джеймс), так как нельзя обратиться ко всем религиям одновременно. Именно поэтому такой путь приемлем для познания только той религии, в кругу которой находится исследователь-теолог. Исследования других религий с теологических позиций, хотя и могут быть полезны для более глубокого познания собственной религии, однако, в конце концов, все равно неизбежно будут «взглядом другого» и не смогут достичь глубины понимания, доступной верному этой религии.

Впрочем, любая философия пытается исследовать религию средствами человеческого разума, что, безусловно, является необходимым делом, возбуждает любопытство по поводу феномена религии и религиозности, заставляет над ними задумываться. История знает множество философских учений, которые выступали как «за», так и «против» религии, однако, пожалуй, ни одно из них так и не дало более-менее исчерпывающего и убедительного ответа о природе религии. В конце концов, для философии религия является одной из «вечных проблем» — тайной, вечной загадкой, головоломкой, над которой бьются поколения философов, решая ее для себя (в пределах собственных философских систем), хотя и не могут договориться относительно единого взгляда на религию.

Наука о религии пытается сравнить различные религиозные системы, обобщить религиозный опыт различных народов с точки зрения его исторического развития и современного состояния.

Эмпирической базой научных исследований религии являются:

1) археологические данные, позволяющие сделать предположение о религиозных представлениях древних людей до появления письменной традиции, отдельные религиозные традиции и обряды древности (освящение жизненного пространства, захоронение и др.), материальные памятники религиозной культуры (храмы, гробницы, сакральный инвентарь и т.д.);2) письменные документы — Святое Писание различных религий и его авторитетные толкования, характерные для той или иной религиозной традиции;3) так называемые «полевые исследования» (англ. — «Field studies»), позволяющие исследовать современное состояние той или иной религии в ее эмпирической данности.

Современное научное религиоведение является многоотраслевой сферой знаний, которая охватывает такие достаточно самостоятельные дисциплины, как история религий, философия религии, социология религии, психология религии, география религии. Религиоведение изучает различные аспекты сущности и истории религии, ее роль и место в обществе и жизни человека. Предметом религиоведения является религия как часть человеческой культуры, ее история и современное состояние.

Наличие религиоведения в программах высших учебных заведений связана с осознанием необходимости объективного подхода к содержанию религии и ее роли в обществе, преодоление распространенных по ней общественных и личных предрассудков, связанных с многолетним господством государственного атеизма и потерей культуры религиозного воспитания.

Изучая религиоведение, нужно иметь в виду, что наука о религии — это немного другое, чем любая наука о природе. А именно предмет науки здесь особый, он рассматривается вне науки, он ей в определенной степени противостоит. Конечно, научными методами можно пользоваться, изучая внешние признаки религии, но нельзя объять внутреннего содержания, смысла религии. Поэтому научные объяснения не могут заменить того, что дает людям сама религия.

Наука изучает религию неверующим глазом — в этом ее преимущество (с точки зрения собственных целей), ее беспристрастность, но и ее ограниченность. Наука может значительно расширить горизонты знаний, в частности в области религиозной истории, но она не может понять религиозный смысл и значение имеющихся фактов; она может осуществить анализ и критику Святых текстов, но не может научить благоговению перед Святым Писанием. Если религиоведение не опирается на глубокую внутреннюю религиозность, оно может быть только «коллекционированием чужих сокровищ, которое заставляет забывать о собственной бедности» (С. Булгаков).

Все вышеупомянутое, конечно, не ставит под сомнение вообще необходимость религиоведения, а лишь выясняет его истинное значение. Оно помогает сориентироваться в религиозных вопросах, но не может заменить человеку собственной встречи с Богом, собственного познания веры и собственного прихода к Церкви. Наука о религии не может научить верить — собственно, такие «попытки возбудить религию» в целом не действительны, потому находятся вне сферы самой религии, а «знание, что бог есть и что он есть действительность, есть та сфера, где я должен лишь ассимилироваться» (Гегель), то есть является задачей самой личности.

Единственное, что может религиоведение — это проявить собственное благочестие, т.е. отнестись к своему предмету так, как он того заслуживает, избавиться гордости, присущих науке, которая считает себя высшим проявлением человеческого духа, и показать пример уважения к тому, что таким проявлением действительно является.

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Предлагаемые видеозаписи по теме:

Источник

Карьера и зарплаты выпускников специальности «Религиоведение» (47.03.03, бакалавриат) в России

средняя цена обучения (год)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Религиоведение в вузах России

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 21878 рублей/месяц.

Кем работать

Специалисты с дипломом религиоведов могут работать:

Есть те, кто посвящает себя вере и становится священниками. Кроме этого, они могут работать специалистами по связям с общественностью в религиозных организациях разных конфессий. Еще одно направление деятельности – научно-методическое. Сюда входит разработка программ по преподаванию религии в разных учебных заведениях – от школ до вузов – как светской, так и духовной направленности. Необходимость в специалистах этого профиля есть и в государственных организациях, поскольку взаимодействие светских и религиозных институтов весьма актуально.

Перспективы

Перспективы выпускников во многом зависят от их личных склонностей и от того, какую роль вера играет в их жизни. Они могут заниматься чисто научно-исследовательской работой: изучать историю религии и религиозные культы прошлого либо современные религиозные течения, в том числе секты. Научную работу многие совмещают с преподаванием в высших и средних учебных заведениях, причем это может быть не только религиоведение, но и философия.

Также выпускники могут заниматься публицистикой и работать в периодических изданиях, занимающихся выпуском духовной и религиозной литературы, либо участвовать в создании тематических телепередач. Нередко таких специалистов приглашают в качестве экспертов и консультантов.

Карьера по специальности Религиоведение — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

Источник

Нужно ли нам религиоведение?

В России религиоведение активно развивается с начала 1990-х годов (ранее оно было интегрировано в состав других наук и специальностей), однако, как ни странно, необходимость полноценного религиоведческого образования осознается еще не до конца.

21 сентября на философском факультете МГУ прошло заседание президиума Учебно-методического совета по философии, политологии, религиоведению Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию.

Темой прошедшего заседания стала проблема подготовки по специальности «Религиоведение» в проекте нового Перечня направлений подготовки высшего профессионального образования. Россия в рамках Болонского процесса постепенно переходит к двухуровневой образовательной системе, так называемой «4+2», то есть бакалавриат плюс магистратура. Происходит пересмотр направлений подготовки бакалавров, перечень направлений «укрупняется», а ряд специальностей передается в магистратуру. В связи с этим остро встал вопрос о месте религиоведения в российских вузах. По нашему мнению, двухгодичного обучения в магистратуре недостаточно для того, чтобы дать полноценную подготовку специалисту-религиоведу.

На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в сорок одном вузе. Интересно, что выпускающие кафедры по религиоведению занимают совершенно разные места в структуре вуза. Это могут быть философские, исторические, культурологические, общегуманитарные факультеты. Вместе с тем сейчас подобные кафедры могут быть открыты где угодно, даже на экономическом факультете, при наличии специалистов в данной области.

В последние годы популярность религиоведения постоянно растет. На данный момент выпуск специалистов в этой области доведен до двухсот человек в год, но налицо тенденция к увеличению их числа.

По данным вузов, подготовивших бакалавров, специалистов и магистров, можно составить впечатление о профессиональной востребованности выпускников. В среднем она составляет около 40–45%, а в ряде вузов, например Санкт-Петербургском государственном университете, – 80–90%. Помимо вузов, открывших религиоведение как профильную специальность, необходимо отметить высшие учебные заведения, в стандартах которых содержатся религиоведческие курсы в качестве общепрофессиональных дисциплин. К ним относятся философия, социология, социальная антропология, история, культурология, связи с общественностью, востоковедение и африканистика, музеология.

Эти специальности лицензированы более чем в пятистах вузах России. Понятно, что без работы будущие религиоведы не останутся. Необходимо подчеркнуть, что читать религиоведческие курсы, безусловно, должны преподаватели, имеющие высшее профильное, то есть религиоведческое образование.

Именно образовательные учреждения являются основными работодателями для религиоведов-преподавателей. Кроме того, в специалистах по данной специальности заинтересованы издательства, музеи, СМИ, отделы по связям с религиозными организациями в администрациях разного уровня, советы по религиоведческой экспертизе при органах государственной и муниципальной власти и прочие организации.

В данной ситуации хочется надеяться, что Министерство образования и науки РФ внемлет увещеваниям экспертного сообщества и специальность «Религиоведение» останется базовой дисциплиной для бакалавров и магистров в вузах нашей страны.

Источник

Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Понятие «религиоведения», его функции. Особенность изучения дисциплины в ведомственных вузах системы Министерства внутренних дел России. Изучение связи религиоведения с социологией, психологией, историей. Выявление специфики религиозной философии.

РубрикаРелигия и мифология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.05.2016
Размер файла34,2 K

что дает курс религиоведения. Смотреть фото что дает курс религиоведения. Смотреть картинку что дает курс религиоведения. Картинка про что дает курс религиоведения. Фото что дает курс религиоведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

на тему: «Религиоведение как наука и учебная дисциплина»

1. Понятие «религиоведения», его структура и функции

2. Связь религиоведения с другими дисциплинами

3. Особенность изучения религиоведения в ведомственных вузах системы МВД России

Список использованной литературы

Актуальность темы. Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельности в своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Религиозные верования составляют мировоззренческий компонент религии. Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представить различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов.

Развитие религиозно-философской мысли в России в XIX и начале XX вв. по исследованию религий мира продолжались в последующем советской наукой, достижения которой неотделимы от достижений её предшественников эпохи самодержавной России, тем более что многие выдающиеся учёные начинали свою работу в России начала XX века и заканчивали её в советский период. Это даёт основание утверждать, что советский период не был белым пятном в развитии религиоведческой мысли.

Таким образом, современное российское религиоведение начинает своё движение и развитие не с нулевой отметки. Оно имеет в своей основе не только достижения мирового, но и отечественного религиоведения. Опираясь на этот фундамент, оно имеет реальную возможность успешно развивать науку о религии дальше и глубже, внося свой вклад в развитие религиоведческой мысли всего мира.

Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.

Изучение науки религии в ведомственных вузах и в системе ОВД.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

* исследовать истоки учения такой науки как «религиоведение»;

* рассмотреть необходимость дисциплины «религиоведение».

Объектом исследования является история возникновения и развития религии.

Предметом исследования являются труды наиболее талантливых учёных и философов.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, общенаучные (исторический, функциональный) и специальные методы правовых исследований (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, правового моделирования и др.).

1. Понятие «религиоведения», его структура и функции

Стоит отметить, что выделяются несколько функций религии, а именно: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая и культурно-транслирующая.

Мировоззренческую функцию религия образует благодаря, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество и природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение, и прочее. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолютные, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целепонимание и смыслополагание. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.).

Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

В религиоведении используются общефилософские и социально-философские категории, такие как «бытие», сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и прочее. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система, структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частно-научные понятия: «эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть» и т.д.

Как общенаучные, так и частно-научные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва» и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай, Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл.

2. Связь религиоведения с другими дисциплинами

религиоведение дисциплина вуз философия

Религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Это означает, что содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Философия. Она является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию; осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Философия религии не представляла и не представляет собой некоего многообразия, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, от предпочтений того или иного мыслителя.

Некоторые авторы полагают, что философия появилась в своеобразным способом для осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе освобождения философии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, философа В.С. Соловьева и др.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:

выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);

рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д.;

изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

Можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозных верований, суждений, понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознаний. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст.

Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов Т. Гоббса и Г. Болинброка, французских философов Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и др. Основателями социологии религии являются немецкий философ М. Вебер, французский философ Э. Дюркгейм, немецкий философ и теолог Э. Трёльч.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе. Социология религии рассматривает религию, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализируя религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят:

фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп, индивидов;

методика конкретно-социологических исследований в области религии.

В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы, наблюдение и т.п.

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX- начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог С. Холл, немецкий философ В. Дильтей, французский психолог Т. Флурнуа.

В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют:

учение о психологических основах религии;

совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;

раскрытие многообразия религиозно-психического опыта;

методика психологических исследований религиозности.

Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

Феноменология религии складывается в ХХ в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философ и теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландский историк религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает их систематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.

История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т.д.

История религии ставит перед собой следующие задачи:

доказать объективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений;

выявить по источникам место, время и условия появления объекта;

в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта;

проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;

раскрыть причины исчезновения объекта;

рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Таким образом, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

3. Особенность изучения религиоведения в ведомственных вузах системы МВД

Введение религиоведческого образования требует уточнения целого ряда моментов, касающихся содержания учебного курса, форм и методов преподавания, необходимости учета идеологических, психологических, ментальных особенностей. И здесь в полной мере необходимо определить рамки светскости и мировоззренческие основы преподавания религиоведения в средней школе.

Законодательство РФ по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которой является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.

Нормы, касающиеся взаимодействия государства, органов образования и религиозных объединений, получили свое закрепление в национальном законодательстве. Конституция провозглашает РФ «демократическим, светским, правовым и демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Статья 1). Право на свободу совести закреплено в Статье 22 Основного закона.

В Статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года в числе основных принципов государственной политики в области образования названы:

— светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

— уважение прав и свобод человека.

Подчеркнем, что светскость образования не означает его атеистичности, но предполагает его независимость от давления религиозных структур или идеологии, и, тем более, от прямого подчинения образовательной деятельности религиозным общинам. На наш взгляд, светский характер государственной системы образования предполагает соответствие следующим критериям:

— недопустимость установления какой-либо религии или идеологии (в том числе и атеистической) в качестве обязательной в государственных учебных заведениях;

— невмешательство религиозных объединений в управление государственными учебными заведениями;

— обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести;

— недопустимость принуждения при обучении религии.

Изучение религии в школах и вузах требует взвешенного подхода. Думается, что в государственных учебных заведениях возможно только религиоведческое, но не теологическое образование, которое донесет до молодежи знания об истории мировых религий, их догматах, традициях и сегодняшней жизни религиозных общин с научных и объективных позиций.

На наш взгляд, изучение религии в государственных учебных заведениях должно включать следующие моменты:

— преподавание должно основываться на современных научно-методологических подходах;

— предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях должно помочь ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороне жизни человека;

Безусловно, в условиях полиэтнического и многоконфессионального состава населения особые требования должны предъявляться не только к содержанию обучения, но и к методам преподавания, а также к квалификации и нравственным качествам преподавателей.

Развернувшаяся в последние годы полемика вокруг преподавания курса религиоведения в средних школах и вокруг предложенных учебников показала, что данный вопрос является весьма актуальным и может привлечь внимание не только религиозных общин, но и всего общества. Действительно, это как раз тот случай, когда невозможно отделить религию от общества. Поэтому Министерство образования и науки должно проявить взвешенный подход при выборе учебников и учебных пособий, а также при формировании методологических подходов к преподаванию данной дисциплины. Необходимо ориентировать школу на идеологически нейтральные подходы.

К сожалению, приходится констатировать дефицит пригодных для различных уровней образования отечественных учебников и учебных пособий, которые бы с современных позиций могли быть использованы в ходе изучения курсов по религиоведению и истории религии. На уровне среднего образования этот вопрос отчасти разрешен, поскольку выпущен учебник «Основы религиоведения» под редакцией академика Гарифоллы Есима, изданный в 2011 г. В настоящее время ставится вопрос о приведении данного учебника в соответствие с изменившимися реалиями (новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», изменение конфессиональной палитры, разъяснение вопросов светскости государства, необходимость большего внимания противодействию экстремистской, террористической и деструктивной деятельности и т.д.).

Таким образом, пока только вырабатывается опыт, формируется законодательная и нормативная база, которая позволила бы отрегулировать взаимоотношения системы образования и религии. Остается актуальной задача определения критериев религиоведческого образования и повышения качества преподавания. Все эти вопросы требуют серьезной научно-теоретической, правовой и методологической проработки.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Список используемой литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Религиоведение: объект и предмет исследования. Принципы, понятия и категории религиоведения. Учение о психологических основах религии. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека.

реферат [34,3 K], добавлен 27.11.2009

Донаучный этап в формировании религиоведения. Истоки религиоведения: идеи, подходы, концепции о религии в истории древней философии. Проблемы дисциплинарного религиоведения: поставка, природа и роль их решения в самоопределении личности и общества.

контрольная работа [41,2 K], добавлен 11.03.2011

Что такое теология? Соотношение религиоведения и теологии. Научный атеизм. Соотношение религиоведения и научного атеизма. Структура религиоведения. Свобода вероисповедания граждан России. Свобода атеизма граждан России.

контрольная работа [53,6 K], добавлен 22.02.2007

Религиоведение как наука. Подходы к изучению религии, ее структура. Предмет исследования в религиоведении, его теоретический и исторический аспекты. Отличительные черты религиозной идеологии. Основные теологические дисциплины. Способы отправления культа.

презентация [45,2 K], добавлен 17.04.2013

Религиоведение как наука и учебная дисциплина. Религия как предмет исследования, ее происхождение и формы. Религиозные системы Древнего мира. Национальные религии. Буддизм: история и современность. Христианство: истоки, эволюция и современное положение.

книга [154,7 K], добавлен 10.10.2008

Феноменология в контексте наук о религии. История и методы феноменологического религиоведения. Систематическое описание явлений религии, классификация их на основе сопоставления и сравнения. Характеристика представлений из религиозного миросозерцания.

реферат [50,9 K], добавлен 29.03.2013

Феноменологическая теория Рудольфа Отто в контексте его биографии. Изучение классических теорий в рамках феноменологии религии, разрешение дискуссий о предмете и методологии религиоведения. Анализ концепции священного и его компонента – нуминозного.

реферат [31,6 K], добавлен 27.01.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *