что дает изучение физики
Роль физики в жизни человека
Ты когда-нибудь задумывался, насколько на Земле, в нашей Солнечной системе, Галактике и мире вообще все взаимосвязано и взаимодействует? Какая наука занимается исследованием этих взаимосвязей, явлений природы, движения и взаимного влияния одних тел на другие? Эта наука — физика!
Помогает строить дома
Знание законов физики помогает создать такой проект здания, благодаря которому оно будет надежно стоять на земле и не падать. Знание природных явлений позволяет выбрать строительные материалы, которые наименее подвержены пагубному воздействию тепла, света и воды. Изучение вибрации помогает создавать специальные конструкции, которые в состоянии противостоять таким природным катаклизмам, как землетрясения и ураганы.
Помогает перемещаться
Благодаря знанию физических законов стало возможным не только перемещение на различных видах транспорта, но и постоянное увеличение их скорости и повышение безопасности. Создавая скоростные спортивные машины или сверхскоростные пассажирские экспрессы, инженеры максимально учитывают все физические явления и силы взаимодействия между объектами.
Помогает общаться
Физика помогает нам общаться друг с другом. Телевидение, телефоны, компьютеры и Интернет были бы просто невозможны без знания физических явлений. Если бы не физика, нам бы до сих пор пришлось писать письма на бумаге и отправлять их наземной почтой, при этом подолгу дожидаясь ответа.
Помогает следить за состоянием здоровья
Физика внесла огромный вклад в развитие медицины. Благодаря открытию рентгеновских лучей появилась возможность выявления различных заболеваний внутренних органов человека и обнаружения переломов костей.
Измерение давления крови, ультразвуковые исследования, электрокардиограмма, лечение электрическими токами и магнитными полями, использование лазеров и оптических приборов — вот далеко не полный список применения величайших достижений физики в медицине.
На самом деле переоценить важность физики в повседневной жизни практически невозможно. Ведь физика везде: начиная с жилища и телефона и заканчивая реактивными лайнерами и полетами в космос. Вещи, которые нас окружают, — компьютеры, автомобили, бытовая техника, Интернет — настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы не обращаем на них никакого внимания. А все-таки следует помнить, что все блага цивилизации стали возможными благодаря научным открытиям, в том числе и в области физики.
«Если человеку хочется понять, как устроен мир — ему нужно заниматься физикой»
В 2020 году в Питерской Вышке открылась базовая кафедра Физико-технического института им. Иоффе. Ее сотрудники умеют объяснять сложные вещи простым языком и интересуются не только наукой. Заместитель заведующего базовой кафедрой член-корреспондент РАН Михаил Михайлович Глазов рассказывает в интервью для портала, почему интересно изучать полупроводники, чем физикам нравится «Теория большого взрыва» и сложно ли защитить докторскую в 30 лет.
— Когда вы заинтересовались физикой?
Математикой и физикой я начал интересоваться с детства. Родители давали мне научно-популярные книги — например, «Занимательную физику» Якова Исидоровича Перельмана. Эти книги подтолкнули меня к размышлениям об устройстве самых простых вещей, которые нас окружают. Я понял, что природа и техника подчиняются порой сложным, но вполне определенным законам. И что это можно и нужно изучать.
Когда я учился в обычной общеобразовательной школе, я стал ходить на олимпиады. Затем мне предложили попробовать поступить в лицей «Физико-техническая школа» [далее — ФТШ] при Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе [далее — ФТИ]. В тот момент я ходил в кружок по математике и решил посоветоваться о поступлении с преподавателями. Мне сказали: «Если вас от физики не тошнит, можете пробовать». И я поступил в лицей, хотя это было непросто.
Думаю, что интерес именно к физике у меня начал формироваться после поступления в лицей. Тогда я начал понимать, что хочу ею заниматься как наукой. В этом желании меня поддержали ФТШ и мой учитель физики в школе, а теперь и ее директор, Михаил Георгиевич Иванов.
— Как дальше строилась ваша научная карьера?
— В старших классах в ФТШ у нас была обязательная научная практика, и мы работали в научных лабораториях. В моем случае это была одна из лабораторий ФТИ, тогда там занимались ростом наноструктур. В лаборатории я довольно быстро понял, что хочу заниматься не экспериментальной, а теоретической физикой.
После школы я поступил на физико-технический факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Я учился на кафедре физики конденсированных сред и одновременно с этим сдал неформальный экзамен по теоретическому минимуму. Его предлагали сдавать молодым людям, которые хотели заниматься теоретической физикой. В результате я попал в один из теоретических секторов ФТИ — Сектор теории квантовых когерентных явлений в твердом теле. С тех пор я в нем работаю. После Политеха я поступил в аспирантуру ФТИ, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.
— Почему, на ваш взгляд, физика — это увлекательная наука?
— Здесь мне сразу хочется спросить в ответ: «А как может быть иначе?» Я думаю, для меня интерес к физике заключается в двух вещах.
На мой взгляд, физика — главная естественная наука, потому что она изучает фундаментальные процессы, которые происходят во вселенной, на Земле и даже в наших организмах. Если человеку хочется понять, как устроен мир, — ему нужно заниматься физикой.
Физика — это экспериментальная наука. Большинство задач, которые перед собой ставят ученые, так или иначе связаны с экспериментом и практикой. Но в физике также есть место для абстрактного мышления, анализа и построения теоретической модели. Такая модель не описывает все детали явления, но она ухватывает основные его черты и позволяет построить эскиз того, что происходит на самом деле. Эта возможность для меня очень важна — она позволяет увидеть общую картину происходящего.
— Расскажите о ваших научных интересах. Что именно вы изучаете?
— Я заканчивал кафедру физики конденсированных сред, когда учился в бакалавриате и магистратуре Политеха. Конденсированные среды — это почти все, что нас окружает: стол, чай в кружке, кристаллы самые разные — даже тот, что находится в процессоре компьютера. Круг моих интересов — это теория конденсированного состояния, если говорить конкретнее — теория полупроводников. Среди разных материалов и систем выделяют два класса объектов с разными свойствами. Это металлы — например, золото или железо, которые хорошо проводят электрический ток. Есть и другие — их называют изоляторами и диэлектриками. Они ток не проводят.
Между этими двумя предельными случаями проводимости и непроводимости есть широкий набор материалов и сред. Как правило, они кристаллические. Их называют полупроводниками: при определенных условиях они проводят ток, а при других — ведут себя как изоляторы.
Изучать эти системы с теоретической точки зрения для меня — самое интересное.
Исследования в области физики полупроводников и полупроводниковых наноструктур — то есть систем которые обладают масштабами нанометра — имеют отражение на практике. Наши смартфоны и планшеты работают на полупроводниках, и именно из полупроводников создаются транзисторы, которые позволяют обрабатывать информацию в компьютерах.
Я занимаюсь еще одной фундаментальной областью — спиновой физикой в полупроводниках. Многие элементарные частицы — в частности электроны — обладают спином. Это слово произошло от английского слова «вращение». Если объяснять на простом языке, то электрон — это облачко, которое еще и вращается в ту или иную сторону из-за его спинового движения. Это релятивистский эффект, он описывается теорией относительности, созданной Эйнштейном. Спиновое движение связано и с тем, как движется сам электрон в кристалле, поэтому можно изучать релятивистские эффекты в твердых телах, это очень увлекательно. Кроме того, в последние годы есть интерес к тому, чтобы попробовать использовать спин электрона для обработки информации — спин в одну сторону единица, в другую сторону ноль. Так может появиться возможность создавать более быстрые компьютеры, которые обрабатывают единицу и ноль одновременно.
— Сложно ли стать доктором наук в 30 лет? Какие советы вы можете дать студентам, которые хотят такую же яркую карьеру?
— Конечно, в какой-то мере сложно. Я не ставил перед собой цель защитить докторскую диссертацию в 30 лет, это получилось само собой. Я много работал, а еще мне помогали мои коллеги и учителя. Они давали мне востребованные и актуальные задачи, которые я дальше мог развивать самостоятельно.
Занятия теоретической физикой, с одной стороны, требуют усидчивости. Нужно писать формулы или делать расчеты на компьютере. Однако другая ее важная часть — это размышления и попытки понять то явление, которое хочется описать или изучать. Такая работа требует не меньших усилий, чем техническая часть.
Мне повезло, что, когда я еще был студентом, мой научный руководитель Евгений Львович Ивченко дал мне задачу, которая была связана со спиновой физикой. Эта задача оказалась очень востребована. Потом у меня завязались контакты с другими учеными, в том числе физиками-экспериментаторами. Некоторые задачи, которые возникли в результате обсуждения и с теоретиками, и с экспериментаторами, оказались очень актуальными. Я смог их решить и относительно рано защитить докторскую диссертацию. Впрочем, это не предел, и есть физики, которые защищались в более молодом возрасте.
— Почему так здорово быть исследователем? Как вам кажется, какие преимущества у этой профессии?
— Мне кажется, занятие наукой позволяет человеку чувствовать себя по-настоящему свободным.
Наука помогает искать ответы на вопросы, которые волнуют ученого в первую очередь, а также позволяет понять, как устроена природа. Не важно какой областью науки вы занимаетесь: мы все пытаемся узнать что-то о нашем мире.
Еще один плюс науки — это интернациональность. Она дает возможность общаться с разными людьми и узнавать мир и культуру. Для меня это очень важно. Есть и то, что называется научным туризмом — поездки, сотрудничества и конференции. Можно попробовать найти интересное для себя мероприятие, которое проходит в каком-нибудь необычном месте, чтобы, с одной стороны, привлечь интерес зарубежных коллег к своей работе, а с другой — чтобы расширить свой кругозор и культурный опыт. Это увлекательная часть работы, но не стоит на ней зацикливаться. В первую очередь важно качество научных работ. Чтобы куда-то ехать, нужно, чтобы было что представлять.
— Любите ли вы работать со студентами? Расскажите о вашем опыте.
— Я начал преподавать еще в студенческие годы — вел занятия для школьников в кружках ФТШ. В аспирантуре я вел занятия уже для студентов — сначала это были семинары по высшей математике, а потом еще и по физике и тем областям, которыми занимаюсь.
Я понял, что преподавание — это тоже важная часть научной работы. Студенты владеют достаточными математическими знаниями, но все-таки не столь квалифицированы, чтобы сразу понять все детали современных научных исследований. Поэтому материал для них нужно прорабатывать и немного упрощать. Это дает возможность взглянуть на научные вопросы с новой стороны и лучше понять то, чем я сам занимаюсь. Кроме того, со студентами нужно общаться, рассказывать им, как развивается наука в последние годы. В этом смысле подготовка к занятиям еще и помогает мне лучше понять, какое место я и мои исследования занимают в мировой науке.
Мне нравится работать со студентами. Я стараюсь получать от них обратную связь, стремлюсь понять, что им интересно, а что — нет. Еще в преподавании есть прагматическая составляющая. Несмотря на то что теоретическая физика — это наука довольно индивидуальная и многие вещи можно сделать самому, все равно захочется работать с кем-то. Один из вариантов — это работа со студентами и аспирантами. На занятиях можно заметить способных учеников и привлечь их к работе в лаборатории, где они смогут начать свои научные карьеры.
— Вы являетесь членом Комиссии по популяризации науки Российской академии наук. Чем вы занимаетесь в рамках этой должности?
— В целом комиссия занимается продвижением науки в широкие массы. Популярное научное знание сейчас востребовано в обществе. Но при этом существует очень много информации по разным областям знаний и обычному человеку сложно разобраться, что из этого является научным знанием, а что нет. Нам важно, чтобы человек вне зависимости от рода занятий имел доступ к достоверному научному знанию и понимал, что происходит в мире.
Комиссия поддерживает популяризаторов, которые пишут хорошие материалы. Пока что эта поддержка скорее информационная. Например, в прошлом году мы проводили отбор лучших работ по популяризации науки. Мы с членами комиссии рассмотрели много материалов и отобрали те, в которых материал изложен понятно, научно и в полной мере. Это позволяет поставить своего рода «знак качества», который поможет дальше продвигать работу. Я надеюсь, что моя деятельность в комиссии продолжится и дальше.
— Сложно ли популяризировать физику? Кажется, что в этой науке много терминологии и законов, которые сложно понять тем, кто не погружен в исследования.
— Я не занимаюсь популяризацией физики как таковой и за свою жизнь прочитал лишь пару научно-популярных лекций. Подготовиться к ним куда тяжелее, чем к обычным лекциям и выступлениям на конференциях и симпозиумах.
Есть люди, которые преподносят материал очень хорошо. Это требует таланта: нужно суметь распознать, что из твоей области работы может быть интересно другим.
В физике многих интересует космология, об этом рассказывают многие специалисты. Книги про космос тоже легко и интересно читать.
В области полупроводников тоже можно найти вещи, которые могут заинтересовать широкую аудиторию, но сделать это, как мне кажется, сложнее. Хотя бы потому что гораздо меньше людей не из науки интересует эта область.
— Можете ли вы посоветовать две-три научно-популярных книги по физике для тех, кто не очень хорошо ее понимает?
— Для школьного уровня я бы советовал книги И. Я. Перельмана. Я уже упоминал его «Занимательную физику», есть и другие работы из этой серии — например, про геометрию и математику. Несмотря на то что они были написаны в прошлом веке, они хорошо читаются и вполне актуальны.
Очень интересны книги Стивена Хокинга про вселенную и историю времени, про самые фундаментальные вещи в физике. Тем, кому нравится тема космоса, можно почитать научно-популярную книгу астрофизика Сергея Борисовича Попова «Суперобъекты: звезды размером с город». В ней он увлекательно рассказывает про нейтронные звезды.
Также рекомендую почитать серию «Библиотечка «Квант». В ней есть книги «Знакомство с полупроводниками» и «Барьеры» Михаила Ефимовича Левинштейна и Григория Соломоновича Симина. Они будут полезны тем, кто хочет познакомиться с темой полупроводников.
— Какую художественную литературу вам нравится читать?
— Я очень люблю читать. Чтение — это основной вид отдыха для меня. С удовольствием берусь за классическую прозу, а также короткие рассказы русских и зарубежных писателей. Люблю произведения Уильяма Фолкнера, недавно с удовольствием снова прочел «Севастопольские рассказы» Льва Толстого.
Иногда я читаю детективы, в основном зарубежные. Они помогают мне расслабиться и в то же время позволяют поразмышлять над сюжетной загадкой. Из классических детективов я люблю книги Артура Конан-Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. Из современных — произведения Элизабет Джордж. Детективы я стараюсь читать на английском или французском языке. Это помогает прочувствовать устройство языка и понять не только его научную терминологию, но житейскую.
— Любят ли физики сериал «Теория большого взрыва»?
— Целиком я этот сериал не смотрел. Видел несколько эпизодов, кое-что мне показали друзья и коллеги. Многие мои коллеги любят этот сериал за хороший юмор и за моменты, в которых проскакивают научные вещи, которые физики понимают и знают.
Благодаря сериалу зрители могут узнать больше о недавних открытиях науки, заинтересоваться некоторыми вещами, почитать что-то про них в Интернете и обогатить свои знания о физике. Так что хорошо и здорово, что такой сериал популярен!
— Что вы посоветуете тем, кто хочет заниматься физикой?
— Прежде всего, важно находить интересные для себя задачи: ведь когда дело интересно тебе самому, им можно увлечь других. Во-вторых, не надо не бояться того, что нужно много и усердно работать. Занятие наукой поглощает почти все свободное время, потому что приходится постоянно размышлять об изучаемом эффекте. Третье — нужно стараться доносить до коллег имеющиеся научные результаты на семинарах, конференциях, в научных публикациях. Всегда есть неуверенность в своем труде: кажется, что предложенная модель неверна или не применима к изучаемой ситуации. Однако общение с коллегами очень помогает. Иногда важно поделиться своими предварительными результатами и посмотреть, какая будет обратная связь. Это позволяет избегать ошибок и часто открывает перспективы для исследований.
Зачем нужно изучать физику в школе?
Часто школьники (и особенно школьницы) задают вопрос: «А зачем мне учить физику, если она мне не интересна и в жизни мне не пригодится совсем?».
Вот простой вариант ответа. Ведь мотивация при изучении того или иного предмета – очень важная вещь. Действительно, как объяснить подростку, которому физика не интересна, который не собирается связывать с ней профессию, что ему надо учить все эти формулы, законы и теории?
Знание физических закономерностей устройства нашего мира так или иначе пригодится любому человеку. Это такая же часть общекультурного базиса, как и знание основных правил русского языка, как ориентация в географии или в истории, как умение считать деньги, как знакомство с общими принципами биологической эволюции…
Зная основы физики, мы понимаем кучу вещей: как устроен двигатель автомобиля, почему летит ракета в космосе, почему не тонет железный корабль, зачем парашютисту парашют, что такое управляемый термоядерный синтез, как работает насос или электрочайник… Да, без этих знаний вполне можно прожить. Но все же…
И есть еще важный момент. Почти все нынешние старшеклассники и старшеклассницы через какое-то время станут родителями, папами и мамами. И их маленькие детишки будут задавать миллион вопросов: почему едет троллейбус? почему бывает радуга? почему водомерка легко бегает по поверхности воды, а не тонет? почему гремит гром? почему в космосе невесомость? почему нельзя совать пальцы в розетку, а штепсель от настольной лампы можно? почему светит лампочка? почему снежинки все такие разные?…
На все эти детские вопросы придется отвечать. Если вы когда-то в школе достаточно хорошо поняли суть дела, то даже через 10-20 лет легко сумеете объяснить ребенку дошкольного или младшего школьного возраста все такие штуки – кратко и с учетом его уровня понимания.
Конечно, изучение всех этих физических формул, задач и экспериментов, которые входят в стандартную школьную программу, представляет гораздо более углубленный уровень изучения физики, чем это пригодится в будущем большинству учеников. Но фишка в том, что лишь таким путем можно хорошо понять суть физических законов. Ну как понять закон Архимеда или закон всемирного тяготения, если не порешать хотя бы чуть-чуть соответствующих задачек?
Ясно, что далеко не всех старшеклассников воодушевят мысли, высказанные в данной статье… Но может быть, кого-то и воодушевят. Или, по крайней мере, дадут силы и терпение изучать физику чуть более старательно, без избыточного отвращения.
А также физика необходима, чтобы знать, как функционирует наш мир!
И все же, что такое физика?
Физика – это наука о явлениях окружающего нас мира. Чтобы понимать процессы, которые вы наблюдаете каждый день и нужно знать физику. Физика показывает фундаментальную взаимосвязь процессов и явлений в природе в качественной и количественной форме. Она позволяет глубоко понимать то, что происходит вокруг тебя и в содружестве с математикой позволяет прогнозировать события. В конце концов именно физики должны дать совершенный ответ на вопрос, как же все-таки на самом деле возникла Вселенная.Физика отвечает на такие вопросы как: почему зрачок вашего глаза кажется черным? Или почему обычно батареи устанавливают под окном? Оглянись вокруг и засунь руку в карман – сотовый, компьютер, и все остальное – как бы все это существовало без физики? А дальше включай соображение и немного – воображение.Человеку в основном нужно изучать физику, чтобы иметь доступ к новым источникам энергии, совершенствовать власть человека над природой!Потому что она повсюду. Без физики можно сразу в гроб ложиться. Потому что не проживешь.
Тебе – это не надо. Тогда, можешь тупо тыкать в кнопки компа или мобильника, который для тебя сделают умные, изучившие физику. Или еще: каждому действию равно противодействие – тебя толкнули, но ты в ответ так толкнул, что упал обидчик. В одном месте убыло – в другом прибыло – закон сообщающихся сосудов. Правило буравчика совсем святое – знаем, в какую сторону крутить болт и шурупы. Золотое правило механики – тише едешь дальше будешь или чем больше плечо, тем меньше сопротивление. Да много чего интересного в физике вспомнить хотя бы Архимеда – тело, погруженное в воду и т.д. Чтобы знать, что противоположности притягиваются. Для жизни – каждый день с ней сталкиваемся, даже развлекаясь – тот же бильярд.
Зачем человеку нужно изучать физику в школе?
Физика – это наука, создавшая современный мир. Благодаря открытию законов физики, наши дома оснащены разнообразной техникой, а быт упрощен коммунальными благами. Поэтому, задавая вопрос касательно актуальности изучения физики, стоит заглянуть в корень этой науки и понять, с чего все начиналось.
Закономерности окружающего мира
Множество природных закономерностей было замечено еще первыми людьми. Тогда эти явления были необъяснимыми и поэтому оставались бесполезными или даже опасными. Постепенно, решая задачи и проводя эксперименты, ученые собирали информацию о том, как устроен мир. Накопленный опыт и дальнейшие открытия привели к тому, что человек подчинил себе множество стихий и сделал свою жизнь безопасной и комфортной.
Даже те, кто не увлекается наукой, пользуются знанием физических законов в быту и обычной жизни. Эксплуатация электрических приборов, использование горячей воды и отопления – все это требует знания базовых физических законов. Компьютеры, телефоны, телевизоры и все домашнее оборудование появилось в результате изучения и применения физики.
Практическая польза физики
Благодаря физике нам известно происхождение почти всех природных явлений. С годами решение задач по физике открыло перед учеными огромные перспективы. Человек научился получать энергию и использовать ее в собственных целях. Физические формулы необходимы для широкомасштабного строительства, развития промышленности и производства.
Говоря о теории, стоит упомянуть, что физика полезна для развития логического мышления. Занимаясь этой наукой, человек совершенствуется во многих сферах, учится правильно рассчитывать силы и использовать весь свой умственный потенциал. В процессе решения физических задач, устанавливается связь между причиной и следствием, находится решение для важных вопросов и проводится анализ текущих условий.
Расширение кругозора
Законы физики лежат в основе астрономии и изучения небесных тел. Знание физики позволило человечеству достичь ощутимых результатов в покорении космического пространства. Благодаря этому спутниковая связь и глобальное прогнозирование стали реальностью для большинства людей.
Физические расчеты лежат в основе изобретения всех видов транспорта, включая летательные аппараты и космические корабли. Связь между людьми также обеспечивается благодаря знанию физики – радио, телевидение и интернет полностью зависят от правильного использования волн и сигналов.
Физика позволила человеку выйти за рамки привычного мира и открыть для себя новые горизонты. С ней жизнь стала богаче, насыщеннее и интереснее. Поэтому, задаваясь вопросом о необходимости физики, стоит помнить о том, что почти весь известный нам мир создан на основе этой удивительной науки.
Что дает изучение физики
Преподаватель выездных олимпиадных школ «Фоксфорда» и МФТИ. Преподаватель вечерней физико-технической школы при МФТИ.
Как вы пришли в профессию?
Сначала я планировал просто подрабатывать репетиторством на первых курсах университета. Последние три года учёбы в школе специально сохранял полезные учебные материалы — конспекты, тетради, пособия, — чтобы использовать в преподавании. А потом втянулся и выбрал карьеру педагога, несмотря на другие перспективы, которые даёт высшее образование МФТИ.
Какие качества ценны для педагога?
Лично я люблю учителей, которые не только понятно объясняют, но и устанавливают с ребёнком близкий контакт. Круто, если ты можешь поговорить с преподавателем на сторонние темы.
Конечно, без качественного владения дисциплиной и умения объяснять — никуда. Но если педагог становится ребёнку другом — для меня это критерий высшего пилотажа.
В чём главная сложность изучения физики?
Сложнее всего поверить, что физика — это просто. Многие школьники боятся физики как огня — а на самом деле физика гораздо легче, скажем, курса математики.
В физике легко проводить параллели и аналогии с реальной жизнью. Большинство законов интуитивно понятнее, чем сложные доказательства и теоремы в математике.
Физика — это просто. Всегда говорю ученикам: «Сейчас вы сами увидите, что всё гораздо проще, чем казалось».
Как физика может пригодиться в жизни тем, кто не поступает на физфак или мехмат?
Физика — везде. Она вокруг нас! Поэтому знания из школьного курса нужны всем — даже гуманитариям.
С помощью физики можно вычислить, сколько килограмм дров нужно, чтобы затопить печь в деревенском доме, или сварить походный обед в лесу в котелке. Физика объясняет, почему масло и вода не смешиваются, если добавить одно в другое, а остаются на двух уровнях.
Если дома нет весов, а они нужны, знания физики помогут соорудить простую конструкцию рычажных весов из бумаги, картона, бутылок и других подручных средств.
Когда ты разбавляешь чай холодной водой, чтобы поскорее остыл, — зная физику, сможешь вычислить, сколько именно налить воды для комфортной температуры. А ещё физика подскажет, за какое время закипит чайник определённой мощности.
Освоив курс физики, понимаешь, сколько хранятся те или иные продукты при разных температурах. Сколько градусов в холодильнике, а сколько в морозилке, и почему. И многое другое!
Помимо базового, в «Фоксфорде» я веду три курса экспериментальной физики. Там мы на каждом занятии ставим опыты. Это позволяет ребятам ещё лучше понять, что физика — и есть наша жизнь.
Чем занятия в онлайне отличаются от обычных?
До «Фоксфорда» я в основном преподавал очно. Но мне удалось быстро переключиться на формат дистанционки. Главное, как мне показалось, — это научиться общаться с учениками в чате. Если дети чувствуют, что ты общаешься и слышишь их, разница с очным занятием минимальна.
В онлайне немного труднее отследить, все ли ученики участвуют в уроке. Поэтому я привлекаю внимание к сложным темам и прямо говорю: «Так, сейчас все слушаем внимательно! Готовы?». Важно сконцентрировать внимание ребёнка на том, что ты объясняешь.
Иногда использую лайфхаки — вставляю в презентацию популярный у подростков мем, прыгаю на 360 градусов, показываю тенью собачку. Что угодно, что привлечёт внимание ребёнка и заставит формулу, которую мы проходим, врезаться в мозг.
Шрек вместо кубика и блоков
В целом онлайн-образование эффективней очного. Ты тратишь меньше времени, никуда не ездишь. Сидишь с комфортом дома, в удобных шортах и футболке. Учишь, что нужно именно тебе.
Есть ли минусы у домашнего образования?
На домашней форме обучения приходится уделять больше внимания социализации ребёнка. Если школьник осваивает программу на дому, он не взаимодействует с коллективом сверстников на ежедневной основе.
Но нехватку общения легко восполнить секциями, кружками по интересам, экскурсиями, детскими лагерями. Тогда ребёнок и получает качественное образование, и развивается в социальном плане.
Другой минус — трудности с концентрацией у младших подростков. Если в обычной школе их дисциплинирует формализованная обстановка, то на онлайн-уроке дети полностью расслабляются и легко отвлекаются. Допустим, в кадре пробежала кошка — всё, внимание переключилось.
Здесь помогает интерактив и подключение игровых элементов. Да и просто взросление — старшие классы уже легче фокусируются на теме онлайн-занятия.
Что делать, если физика не даётся ребёнку вообще?
Часто проблема не в ребёнке, а в подаче материала. Если педагог объясняет монотонно и занудно, а учебник написан заумным академическим языком — школьник, который и так убеждён в сложности предмета, никогда не подступится.
Поэтому важно найти преподавателя, который объясняет максимально доходчиво. Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин.
Ещё одна причина, почему с физикой возникают проблемы, — многое в курсе физики из государственной программы завязано на математике. Например, необходимо делать вычисления или выражать из одного другое.
В обычной школе физика идёт вперёд математики — бывает, что тема, которая уже изучается в курсе физики, основывается на теме из математики, которую дети не проходили. В таком случае стоит либо менять школу, либо подтягивать математику отдельно.
В чём секрет успешного освоения курса физики?
Простая, но эффективная стратегия заключается в повторении материала. Это 70% успеха — особенно на уровне старших классов.
Даже если ты усвоил на занятии абсолютно всё, материал без повторения выветрится к следующему уроку. Одно дело — понять, что тебе сказали простыми словами. Другое — применить новые знания в домашней работе. Бывает, что на уроке понял объяснения, а потом смотришь на задачу и не понимаешь, что происходит.
Нужно перечитывать учебник и конспекты после занятия, полностью выполнять домашнее задание, пробовать дополнительные упражнения. Тогда информация уложится в голове. А главное, научишься применять знания на практике.
Стоит ли сдавать физику на ОГЭ?
Я не рекомендую сдавать физику в девятом классе. В экзамен нынешнего формата включены темы, которые проходят только в 10 и 11 классах. Девятиклассникам их преподают очень быстро, поверхностно и в укороченном варианте, чтобы те могли хоть как-то написать ОГЭ, а в следующие два года разбирают подробно.
Например, магнетизм — сложная для изучения тема. Тяжело представить, что происходит на уровне электронов, куда они летят и зачем. Девятикласснику будет сложно осваивать такие темы самостоятельно. А школьной программы совершенно недостаточно.
Чтобы успешно сдать ОГЭ по физике, нужно быть готовым самому разбирать темы старших классов, либо заниматься с репетитором. Решайте тесты и помните, что часть знаний в школе не дадут вообще. Важно рассчитывать силы.
Ещё лайфхак — смотреть передачу «Галилео», чтобы легко решать задачи на применение и знание физики в жизни.
Как подготовиться к ЕГЭ по физике?
Сначала определитесь с целью. Если ребёнку требуется только сдать государственный экзамен — это одно. А если хочется реально понимать физику, то необходима иная стратегия подготовки.
В первом случае — монотонно решайте тесты. Если задача состоит в том, чтобы сдать экзамен и забыть про физику, то такой подход сохранит силы и энергию.
Во втором случае — метьте на олимпиады. Фишка в том, что олимпиадные задачи по физике — это в большинстве случаев сложные задачи по школьному курсу. Для написания олимпиад по физике не требуются дополнительные знания. Скорее, нужно научиться видеть альтернативные подходы и методы решений.
Если хотите по-настоящему понимать физику, фокусируйтесь на олимпиадных задачах и участвуйте в конкурсах. А за решение непосредственно тестов ЕГЭ можно взяться гораздо позже.
Даже если вы ничего не займёте на олимпиаде — сам факт участия и подготовки даст огромную базу. Структура ЕГЭ и задачи госэкзамена покажутся легче. Я рекомендую начинать участвовать в интеллектуальных конкурсах уже с седьмого класса. Это развивает голову во всех направлениях.
В каких олимпиадах обязательно нужно принять участие?
Проще всего подготовиться к Физтеху. Как правило, там адекватно сформулированы задания. Ещё есть «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», школьный этап Всеросса.
Из олимпиад на любителя — МОШ (Московская олимпиада школьников). Основная сложность там заключается в формулировке заданий.
Когда я участвовал в олимпиадах, для меня было кайфом разобраться в заковыристом условии и понять суть задачи. Но если не готовы, лучше начать с конкурсов попроще.
Что посоветуете школьнику для поступления в престижные технические вузы и специальности, связанные с физикой?
Как можно больше учиться самому. Курсы и репетиторы — это хорошо. Но чем регулярнее ты занимаешься самостоятельно, тем больших высот достигнешь. В конце концов, всё зависит от тебя. Поступить на бюджет в престижный вуз — реально как с подготовкой под руководством профессионалов, так и без.
Рекомендую использовать все возможности вокруг. Просите дополнительные задания у учителя. Участвуйте в олимпиадах. Занимайтесь по бесплатным ресурсам в интернете. Смотрите тематические видео на Youtube.
Ещё советую попробовать поступить в сильный физмат-лицей после восьмого или девятого класса — это колоссальный опыт, который полностью меняет человека. В лицеях учителя знают каждого ребёнка. Это большая и дружная семья. Ты каждый день варишься в коллективе интеллектуально развитых людей и быстро растёшь.
Чем вы увлекаетесь?
Со школы занимаюсь футболом, баскетболом, волейболом, плаванием. Играл в сборной МФТИ по футболу. Сейчас учусь в магистратуре, капитан факультетской команды. Прошёл школу вожатых — учу подопечных «вожатить». Играю на гитаре — научился по роликам в интернете. Даже пишу свои песни, но в публичный доступ не выкладываю.
Сейчас читаю Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Крутые рассказы о жизни известного и талантливого физика. Написано простым языком — поэтому доступно не только специалистам, но и массовому читателю.
Люблю сериалы — например, «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых».
Что пожелаете ученикам «Фоксфорда»?
Как можно больше пробуйте, пока учитесь в школе, и ищите своё.
Не бойтесь отказываться от желаний, навязанных социумом. Если родители отправили вас учить то, чего вы не хотите, — найдите смелость напрямую поговорить с ними и рассказать о настоящих желаниях.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.