что дает исторический факультет
valeria312
Радуйся жизни!
Стоит ли поступать на исторический факультет. Размышления историка.
Мне часто задают вопрос: не жалею ли я, что выбрала специальность историка для высшего образования, вместо какого-нибудь популярного менеджмента или связей с общественностью, например. Мой ответ- ни капельки! И вот почему:
Конечно же при современных условиях рынка работы, при кризисе и всем таком, популярная специальность бОльше поможет вчерашнему выпускнику, чем специальность историка. Да, будет проще устроиться, так как есть образование в модной сфере, да, будет бОльший выбор свободных вакансий, так как менеджеры есть в каждой худо-бедно сносной конторе.
Таким образом получаем, что молодой специалист-историк сначала должен выдержать борьбу за место в школе, найти туда лаз, а потом за эту работу мечты будет получать копейки. Мда, не об этом я мечтала.
Еще курсе на 2 или может 3 я начала задумываться: ну что меня понесло на истфак? зачем?почему? Ответа на эти вопросы я так и не нашла, если честно (списала все на то, что была молода-зелена и не знала чего хочу от жизни), зато у меня сложилось понимание что мне дал этот факультет. Выразимся просто: качественное гуманитарное образование.
Благодаря истфаку, я хорошо ориентируюсь не только в исторических фактах, но и во многих сопутствующих вопросах. Нет, я не гений-гуманитарий, я просто могу поддержать разговор практически на любую тему. Конечно диалог про квантовую теорию я не смогу поддержать, но. Просто когда встречаешь человека не знающего что такое теория пассионарности- то не беда. Я все таки 5 лет проучилась на специалиста по подобным вопросам, и невежество других людей в этом вопросе меня не сильно смущает.
Помимо этих «шикарных» и в жизни «безусловно нужных» знаний, истфак научил меня пахать. Не просто учиться, а именно пахать. Как лошадь, как ишака. Были преподаватели, которые ставили зачеты на халяву: за принесенный доклад, за приход на лекции и т.д. Но были и мега монстры (хотя сейчас я думаю о них совсем по другому). Эти гиганты заставляли нас реально все учить. И не просто зазубривать определения, а понимать то что мы говорим. Мне сейчас смешно, когда я вспоминаю, что 3 года назад я знала наизусть весь пантеон скандинавской мифологии или всех правителей династии Мин. Сейчас я конечно этого ничего не помню, да и в жизни мне эти знания не пригодились, но уча всю эту белиберду, я научилась тому, что все возможно если стараться. Что если приложить усилия может получиться даже то, что ты считаешь невозможным. Я поняла что за меня никто и ничего не сделает. Я сама в ответе за свою оценку, за свою учебу, за свою жизнь.
Специфика обучения студентов истфака
Практически в каждом третьем Вузе действует исторический факультет. Стать историком желает не каждый абитуриент, притом далеко не все знают, что работать можно не только преподавателем, но и занимать интересные должности в не менее популярных, престижных и доходных сферах деятельности.
Практически в каждом третьем Вузе действует исторический факультет. Стать историком желает не каждый абитуриент, притом далеко не все знают, что работать можно не только преподавателем, но и занимать интересные должности в не менее популярных, престижных и доходных сферах деятельности.
Российская и мировая история богаты событиями, фактами и тенденциями. Притом изучать прошлое – дорогого стоит (не в финансовом плане). Все научные достижения и продвижения базируются на науке, истории развития конкретной сферы деятельности, проблемы. Сегодня мы расскажем о профессиональном становлении студентов истфака, раскроем мифы и отметим особенности обучения и трудовой деятельности.
Особенности учебной программы на историческом факультете
Обучение на историческом факультете сводится не к банальной подготовке будущих историков. Образовательные программы здесь построены с определённым умыслом: патриотическим воспитанием, общеразвивающим уклоном, научно-исследовательским рвением.
Несмотря на гуманитарный характер направления профессиональной подготовки, будьте готовы изучать не только «устные» предметы. На начальных порах студенты погружаются в общие дисциплины, призванные расширить кругозор, привить конкретные навыки по работе с информацией (сбор, обработка, систематизация, проверка и пр.).
Что изучают студенты исторического факультета?
На первом курсе учащиеся осваивают часть школьной и базовой программы, миссия которой — познакомить их с выбранной профессией, раскрыть основные понятия, правила. К их числу относят русский язык, литературу, философию, социологию, политологию, обществознание, экологию, природопользование, педагогику и пр.
В дальнейшем студенты поэтапно погружаются в тотальное изучение преимущественно «исторических предметов», которые раскрывают развитие, специфику становления и современное состояние человечества, государств. К профильным дисциплинам относят история первобытного общества, Римской империи, древних цивилизаций, средневековья, новая история, современная история и пр.
Также студенты выпускных курсов изучают узко специализированные предметы (в рамках магистерской программы), относящиеся непосредственно к выбранной им сфере трудовой деятельности: основы музееведения, порядок проведения археологических раскопков, архивоведение, историческая география и пр. Помимо этого, магистры изучают не только отечественную историю, но и историю становления и развития ин государств (преимущественно ведущих): США, Германии, Европы и СНГ.
Особенностью становления студентов исторического факультета является то, что здесь практически полностью отсутствуют точные математические и технические дисциплины. Здесь учащимся не придется мучаться над высшей математикой, начертательной геометрией, создавать кардинально новые инструменты или оборудование и пр. Но критическое мышление, аналитический склад ума, творческий подход – уместны!
Важно отметить, что будущим историкам предстоит хорошо разбираться во всех вехах и этапах, событиях фактах, датах. Для этого нужно иметь очень хорошую память!
Начиная с первых курсов студентов активно привлекают в научно-исследовательской деятельности. В начале профессионального пути им доверяют теоретические проекты: научные статьи, НИР, научные доклады. По мере освоения профильной части и прохождения практики они могут приступить к выполнению более серьезных проектов прикладного характера.
Практическая подготовка студентов истфака
Обучение на историческом факультете в любом Вузе предполагает не только теоретическое инспектирование учебных, справочных и научных трудов, но и развитие конкретных профессиональных навыков. Достигается это посредством прохождения практики, которая должна проходить строго с учетом выбранного направления подготовки (специальности и претендуемой квалификации).
Где студенты исторического факультета могут пройти практику?
В частности, данное мероприятие может проходит в различных организациях, так или иначе содействующих с социальной политикой, развитием общества, историческим наследием: музей, галерея, различные ведомства по работе с историческим наследием и благоустройством города/региона, школы и профильные образовательные учреждения, развивающие центры, туристическая среда и пр.
В большинстве случаев студентов старших курсов, осваивающих исторический профиль, привлекают к таким практическим мероприятиям (в качестве практики), как археологические раскопки, педагогическая деятельность (в школах, Сузах), музееведение (работа в музее с экспонатами и иными историческими ценными предметами), реставрирование древних и исторических предметов и пр.
По мере прохождения практики студенты должны сформировать соответствующий отчет, в котором изложат основные мероприятия и действия, которые они выполняли в рамках утвержденной программы подготовки чему научились, что узнали, выполнить задание от кафедры и пр.
Практика – является обязательной частью подготовки студентов исторического факультета. Как правило, она занимает около 3 недель (в исключительных случаях до 2 месяцев). Сами учащиеся отмечают, что участие в археологических раскопках проходят в полевых условиях, позволяют самостоятельно найти ценные объекты, проникнуться атмосферой прошлого и пр.
10 популярных профессий для выпускников исторического факультета
В современном мире многие считают, что профессия историка не востребована. Попробуем это развеять и рассказать куда пойти работать и получать высокую зарплату. Молодой специалист после окончания исторического факультета обладает определёнными навыками, которые ему пригодятся в будущем: аналитический ум, хорошая память, усидчивость к монотонной работе. Гуманитарные качества имеют спрос не только на фрилансе, но и в перспективных компаниях, кто нуждается в грамотных работниках с широким кругозором.
Профессия историка, куда можно пойти работать с историческим образованием
Профессия историка увлекательна: изучение материала по сокрытию тайн и загадок мира, что может быть интереснее? В зависимости от специализации в обязанности историка входит: написание книг, диссертаций, учебников, разные исследования, раскопки.
У историков график работы дневной, нормированный. Влиться в коллектив молодому историку не трудно.
Но реальность жизни такова: зарплаты учёных — это 20-50 тысяч рублей.
Учёная степень (кандидатская или докторская) даёт доплату, за исследования и гранты тоже поощряют. Но в итоге, доктора исторических наук имеют небольшую зарплату.
Организация, которая взяла сотрудника с историческим образованием, не прогадала: человек подкован во многих областях. При соответствующих личностных качествах и умении трудиться сотрудник с историческим дипломом способен обеспечить рост компании в разных сферах деятельности.
Имея за плечами диплом об историческом образовании, где найти удалённую работу не представит труда. При желании такой специалист может заработать, заведя своё дело.
Преподаватель истории в ВУЗе
Некоторые молодые специалисты после окончания ВУЗа желают остаться на кафедре. Процесс адаптации будет проходить легко, коллектив знаком.
График работы преподавателя «плавающий», то есть будут свободные часы между лекциями, с дополнительными часами – более загружен.
Зарплата начинающего преподавателя на кафедре истории – 10-15 тысяч рублей без надбавок и дополнительных часов.
Если учиться дальше: повышать квалификацию, получать учёные степени, то зарплата будет выше. Диссертация повысит зарплату до 30-40 тысяч, в случае руководства кафедрой можно получать до 80 тысяч рублей. Научные работы – это вклад в деятельность не только кафедры, но и ВУЗа.
При желании преподавателю можно создать спецкурс по интересной тематике и читать его студентам. Тут можно «убить сразу двух зайцев»: дополнительно заработать и получить удовольствие от любознательных студентов.
На фрилансе подработок для преподавателей немало: организация он-лайн обучения, вебинаров, работа с рефератами, дипломами, репетиторство и другое.
Учитель истории
Адаптироваться в школе молодому специалисту не просто. Работа учителя сложна в современном мире. Дети и родители предъявляют много требований, конфликтных ситуаций нелегко избежать.
Вакансии учителей истории в школах есть, но предпочтение отдаётся специалисту с опытом работы. Основные обязанности – преподавание истории, подготовка детей к экзаменам в соответствии со школьной программой без предоставления лишней информации.
А это не так просто сделать, так как на кафедре требовалось рассуждать и «смаковать» каждый исторический факт.
Ежегодно проводятся конкурсы для учителей школ. В случае выигрыша, к примеру, в состязании «Учитель года», рейтинг школы повышается. Следовательно, преподаватель может внести вклад в развитие образовательного учреждения.
Зарплата учителя в провинции – 10-15 тысяч рублей, в Москве — 25-35 тысяч.
В гимназиях, лицеях зарплата преподавателей выше, в частных – достигает 50 тысяч рублей.
Тем не менее, у учителя всегда есть возможность подработки: репетиторство, дополнительные часы, во фрилансе – он-лайн обучение, работа с рефератами, решение тестов. Девушкам будет интересно ознакомиться с востребованными женскими профессиями и профессией воспитателя.
Сотрудник музея
Самый простой вариант для выпускника ВУЗа с историческим образованием – работать по профилю: в краеведческом музее, воинской славы и других музеях с историческим уклоном. В музеи других направлений попасть проблематично, там присутствует жёсткая конкуренция. Знания, приобретённые в период учёбы, в полном объёме не пригодятся в таких музеях, а новой информации будет много.
Влиться в коллектив музея может и не так будет сложно. Основные обязанности – изучение исторических материалов, архивов, статистических данных, проведение экскурсий, беседа с туристами, заполнение экскурсионных путёвок.
Но первоначально максимум, на какую должность может рассчитывать молодой специалист, — это экскурсовод с зарплатой 13 тысяч рублей.
Перспектива роста для экскурсовода есть: у менеджера проектов зарплата 20-25 тысяч рублей.
Он занимается тематическими вечеринками или балами, применяя при этом свои знания в области истории. На сайтах фриланса некоторые специалисты дают объявления по организации «исторических чаепитий» и подрабатывают этим. График работы у методиста более свободный, но в отличие от экскурсовода, вечера часто бывают заняты. Кому интересны также профессия инженера, финансиста, гостиничное дело или профессии связанные с обществознанием.
Археолог
Археолог – специализация ученого-историка, изучающего культуру и быт древних людей по атрибутам. Археологи обычно занимаются конкретными регионами и периодами истории. Большую часть времени они проводят в экспедициях, график из работы – ненормированный.
Молодой специалист, придя после ВУЗа и имея профессию археолога, неплохо вливается в коллектив и работу, так как проходил практику и имеет представление о проводимых процессах. Значимость данной профессии – огромна не только для организаций, занимающимися раскопками, но и для всего человечества. Найденный артефакт может представлять большую ценность для истории.
Археолог, кандидат наук, без подработок получает 30 тысяч рублей.
Стоимость подработки разная в зависимости от его специализации и места в научном обществе. К примеру, знаменитого археолога с определённой тематикой могут позвать консультантом на съёмки фильма или в качестве рецензента научной книги. Понимая, как вести бизнес, можно организовать своё дело. Проведение тематических вечеринок, мастер – классов, чтение лекций – это неплохая подработка.
Архивариус
В архив устроиться будет проще молодому специалисту, если на факультете был профиль «Документоведение» и «История архивоведения». Психологическая адаптация нового работника тоже пройдёт быстро, так как коллектив в архиве небольшой.
Архивариус ведёт архивное дело на предприятиях или в организациях, обеспечивает сохранность, регистрацию, комплектацию и идентификацию документации.
Заработные платы малы – 10-15 тысяч рублей, график работы дневной, переработок нет.
Дополнительная деятельность: проведение описей для составления геологического древа; участие в качестве жюри на исторических конкурсах; поездки на конференции. Особой значимости для организации данная профессия не представляет, но свои предложения по хранению и систематизации документации, работник делать может.
При желании параллельно архивариусу можно подрабатывать на фрилансе: определённые навыки есть. Работа в архиве подразумевает усидчивость, умение выделять нужную информацию и работать с текстом.
Библиотекарь
Профессия библиотекаря не очень популярна в современном мире.
Библиотекарь – сотрудник, хорошо разбирающийся в литературе, способный оперативно найти любую информацию. Молодой специалист с историческим образованием подойдёт на данную специальность и быстро сможет влиться в работу и коллектив. Можно работать библиотекарем, имея за плечами техникум, для этого необязательно учиться в ВУЗе. Работа в библиотеке — большой труд: приходится работать с большим количеством информации и книг, необходимо хорошо ориентироваться в этом.
Зарплата библиотекаря скудная: в среднем он зарабатывает 6-9 тысяч рублей.
Библиотеки есть при университетах, школах, заводах, крупных организациях, городские библиотеки, у каждой своя специфика и литература. В обязанности библиотекаря входит: сортировка книг, идентификация, их поиск и выдача клиентам. Глобального влияния на развитие предприятия, на котором работает библиотекарь, оказать он не может.
Работа на фрилансе для данных сотрудников актуальна. Поможет в такой работе приобретённый профессиональный навык по поиску информации. При желании и наличии свободного времени можно организовать своё дело.
Документовед
Документовед – это специалист, занимающийся регистрацией и учетом документации. Выпускника исторического факультета с радостью возьмут на такую вакансию, так как в первую очередь, документовед должен быть грамотным.
В обязанности документоведа входит: оформление распорядительной документации организации; доведение информации до сотрудников; в случае устаревания документов — помещение их в архив.
Роль в организации документоведа немаленькая, так как через него проходят все информационные потоки, по которым отслеживается деятельность всех подразделений предприятия. В случае неверных действий персонала, которые прямо или косвенно могут повлиять на рост или упадок компании, документовед в состоянии скорректировать и исправить это.
Средняя его зарплата по России – 20 тысяч рублей, в Московской области – 32 тысячи.
Работа документоведа востребована в промышленных, аудиторских компаниях и других.
Работа на фрилансе позволяет подработать документоведам: набрать, скорректировать текст или написать отзыв. Профессиональные навыки помогут в деле без труда.
Регионовед, кто это
Регионовед — специалист по изучению внутренних и внешних факторов развития конкретного региона или государства. Специальность стала популярной и востребованной в последнее время. Историку при багаже знаний, полученному в ВУЗе, не так сложно будет работать по данной профессии. Хотя сейчас немало ВУЗов, обучающих на регионоведа с разными профилями.
Работают регионоведы в библиотеках, архивах, маркетинговых, внешнеторговых компаниях или посольствах.
Зарплата в зависимости от места работы находится в пределах 25-35 тысяч рублей.
Основные обязанности: изучение культурных явлений и истории государств, народов, экономики и этнографии, формулировка выводов и прогнозирование событий. Работа регионоведов оказывает большое влияние на организацию, в которой они трудятся, так как от их имени публикуются статьи в журналах, книги, исследовательские работы.
Подработка удалённо возможна. Профиль работы позволяет писать научные статьи, собирать информацию и анализировать.
Автор книг
Специалисту-историку можно попробовать себя в писательском деле. В ВУЗе приходилось немало писать работ, рефератов, усидчивость тут пригодится. Исторические научно – популярные книги всегда актуальны: к примеру, жизнь известных полководцев или дворцовых личностей.
Основные обязанности – написание книги, поиск издательств, готовых опубликовать труды, корректировка текста, работа с редактором. Начинающий автор всю работу по взаимодействию с редакцией делает сам, со временем у него появляются литературные агенты.
Твёрдое правило большинства авторов – каждодневное написание 10 страниц текста, можно больше, меньше нельзя. Кроме написания книг параллельно авторы подрабатывают на фрилансе: пишут статьи, делают рефераты и дипломные работы.
Прожить на доходы от издания книг могут лишь коммерческие и разрекламированные авторы.
Писатели в среднем получают 10 рублей с каждого проданного экземпляра. Если тираж 1 тысяча экземпляров, то это 10 тысяч рублей.
В случае хорошей продажи издательство выпускает новый тираж — с большим количеством экземпляров, но это бывает нечасто.
Мы развеяли миф о том, что профессия историка непопулярна. Имея багаж знаний и желание работать, перспектив у молодого специалиста с историческим образованием достаточно. Необходимо быть готовым к трудностям, которые неизбежно будут на начальном этапе трудовой деятельности. Чему – то придётся подучиться, немного умерить свои амбиции, возможно, не сразу найдётся нужная работа. При этом результат не заставит себя долго ждать: усилия будут вознаграждены интересной и перспективной должностью. Если окончательный выбор профессии еще не сделан можно ознакомиться с ньюансами профессии графического дизайнера, IT-специалиста, журналиста или врача.
Что дает исторический факультет
Отношение к историческому образованию среди людей, не знакомых с исторической наукой, зачастую бывает пренебрежительным. Отчасти причина кроется в том, что преподавание истории в школах дает неверное представление об изучении истории в академической или публичной сферах. Упрощенная, сжатая в доступный нарратив, история видится людям набором дат и имен, линейным пересказом событий, о котором можно прочитать в учебнике и благополучно забыть. Более того, история чаще остальных гуманитарных наук используется как предлог для политических высказываний или радикальных движений, вроде национализма. Чем глубже фундаментальное непонимание того, как работает историческая наука, тем проще прикрываться ею для своих целей. Как следствие, не понимая, какими навыками владеет человек с высшим историческим образованием, сложно представить, как это образование может пригодиться в жизни, особенно, если выпускник планирует работать в другой сфере. Бесполезность гуманитарных наук в целом и исторического образования в частности происходит именно от этого незнания.
Давайте попробуем разобраться, как работает историческое образование в России и за рубежом. Какие знания получает студент на историческом факультете, и что они ему дают? Как развивается историческая наука, и что нужно уметь профессиональному историку? Чем отличаются отечественный и зарубежный подходы к преподаванию истории?
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Исторические факультеты в России
Дают ли российские университеты необходимый уровень? Мы расспросили нескольких выпускников исторических факультетов российских университетов, среди которых как вузы Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ, ВШЭ, ГАУГН при РАН и т.п.) и Санкт-Петербурга (ЕУСПб), так и региональные (ПсковГУ, ЮУрГГПУ, Пермский, Челябинский, Самарский и Ярославский ГУ и т. п.). В зависимости от вуза ответы разнятся — некоторые выпускники довольны широким выбором специализаций и уровнем преподавателей, сильной теоретической базой, отдельными историческими «школами», например, источниковедческой. Из минусов многие отметили недостаток практического образования — педагогической, археологической или архивной практики, из которой можно было бы вынести общее понимание принципов работы. Хотя, по мнению некоторых респондентов, основная практика для историка — в проведении исследований и написании научных работ, и она, безусловно, на истфаке неизбежна, все же многим не хватало более прикладных навыков. Например, как вести научную полемику, оформлять заявки на конференции или публиковать свои работы. Многие отмечают перевес отечественной истории на факультетах и невозможность изучать что-то кроме нее; таким образом, абитуриенту, желающему изучать зарубежную историю, стоит внимательно выбирать себе университет и уточнять, какой процент занятий будет посвящен истории России и СССР.
Исторические факультеты за рубежом
Чем еще, кроме меньшей консервативности подхода, отличаются от отечественных иностранные исторические факультеты? Как и в России, у разных университетов бывают разные методики. Одни дают больше чем другие практических знаний — например, на историческом факультете Сиднейского университета (University of Sydney) куда больше возможностей поговорить с практикующими историками, причем не только академическими, но и работающими в сфере публичной истории (образовательных проектах, музеях, консультации и так далее), чем в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus Universiteit Rotterdam). Также зачастую дается больше практических дисциплин, например, углубленные курсы статистики для работы с квантитативными методами исследований.
Как замечают несколько респондентов, в зарубежной практике делается еще больший упор на критическое мышление и способность анализа первоисточников и библиографии — умение объективно разобрать чужую точку зрения нарабатывается во время семинаров. Знание фактологии, то есть дат и событий, считается скорее навыком, нарабатываемым на практике, а вот методология, теория и критический подход к различным способам интерпретации исторических событий являются здесь основными. К тому же, в отличие от российских, в иностранных вузах набор предметов в своем расписании можно составить самому. Если на большинстве российских истфаков студент обязан изучать историю России и СССР, то за рубежом он может сам составить себе программу и решить, какой исторический период хочет изучать.
Большинство исторических факультетов в России успешно дает своим выпускникам базовые исторические навыки, необходимые историку, от практических до теоретических. Однако стоит помнить, что из—за некоторой консервативности отечественного преподавания любознательному историку понадобится нарабатывать более специализированные знания и следить за последними изменениями в международных дискуссиях самостоятельно. К примеру, в России многие исторические кафедры продолжают делать упор на политическую или экономическую историю и способность оперировать большим объемом фактов, пока за рубежом активно используются новые подходы к изучению прошлого и комбинируются разные дисциплины. Если же выпускник не планирует профессионально заниматься историей, навыки, полученные на историческом факультете, все равно пригодятся ему при работе с текстами и источниками, дадут глобальное понимание принципов структурирования информации, объективности и критического мышления.