что дает икс сайта
Что такое ИКС сайта: как проверить и на что влияет этот показатель
В этой статье я расскажу о том, как проверить ИКС сайта. Если вы не знаете, что это такое, то поясняю: ИКС – индекс качества сайта. Показатель, который был введен Яндексом для определения полезности ресурсов. Он заменяет тИЦ, но это только на первый взгляд. Тут есть свои особенности и нюансы. О них мы тоже поговорим.
Что такое ИКС
Как я уже сказал, ИКС – индекс качества сайта, это показатель, который определяет полезность ресурса для посетителя. Он формируется исходя из поведенческих факторов, размера аудитории и ее лояльности.
То есть чем лучше ваш ресурс, тем выше индекс полезности. Ресурсы с более высоким показателем будут иметь приоритет в ранжировании. Поэтому вебмастеры должны быть заинтересованы в методах его повышения.
Индекс качества рассчитывается по определенному алгоритму. Естественно, принципы работы этого алгоритма известны только сотрудникам Яндекса, мы же можем довольствоваться общими фразами. Но здесь тоже есть определенная закономерность.
Достоверно известно, что высокий индекс полезности будет у тех ресурсов, где высокий уровень посещаемости. В формуле расчета индекса качества есть переменная количества гостей в сутки/неделю/месяц. Но нужно понимать, что поисковик не будет учитывать “мусорный” трафик – накрутка здесь не спасет.
Также в этой формуле определенно участвует такой показатель, как “Поведенческие факторы”. Он является чуть ли не самым важным критерием при ранжировании ресурсов. Иными словами, ресурсы с хорошими поведенческими показателями будут в топе, с плохими – под фильтрами на самом дне поисковой выдачи.
Нужно понимать, что поведенческие факторы – это сложный комплекс определенных параметров и метрик. Обычно под этим определением подразумевают то, насколько пользователи вовлечены в потребление контента на вашем конкретном ресурсе.
Если им интересно, они постоянно ходят по разным страницам ресурса, остаются там на какое-то время, скроллят страницу, изучая ее, это значит, что поведенческие факторы на хорошем уровне.
Если же все наоборот – пользователь приходит и сразу закрывает страницу, то это означает, что сайт ему не нравится. А если он не нравится большому количеству пользователей, то поисковики считают, что на проекте плохие поведенческие факторы. Они понижают проект в выдаче или вообще накладывают фильтры за “бесполезный контент”.
Если резюмировать все вышесказанное: высокий ИКС бывает только у качественных проектов. Не зря же он называется “Индекс качества”. Как-либо обмануть поисковики и “накрутить” поведенческие факторы практически невозможно.
Тем более, что при обнаружении подобных попыток Яндекс грозится навсегда исключить виновника из страниц поисковой выдачи. Стоит ли игра свеч? Определенно нет. Лучше повышать ИКС честным способом. Как именно – рассказываю далее в этом материале.
Как узнать ИКС
Яндекс.Вебмастер
Чтобы узнать индекс полезности своего проекта, вам достаточно добавить его в Яндекс.Вебмастер. Там этот показатель отображается прямо в сводке с динамикой изменения. Также его можно увидеть в списке сайтов, которые добавлены в Яндекс.Вебмастер.
Но здесь доступна информация только о ваших проектах, которые добавлены в Яндекс.Вебмастер.
Для просмотра этого показателя у других проектов, или тех, которые не были добавлены в Вебмастер, можно использовать специальный сервис. В принципе, это часть Яндекс.Вебмастера. Просто вводите нужный адрес, сервис выводит вам всю необходимую информацию. Это официальный сервис, поэтому данные там достоверные.
Онлайн-сервисы
Вы можете использовать сторонние сервисы, которые работают по точно такому же алгоритму: вводите адрес, нажимаете кнопку, получаете результат.
Сейчас таких сервисов очень много, но я выделил для вас Error-log. Простенький инструмент, который позволит проверить показатель индекса качества. Состоит из поля для ввода адреса и кнопки. Работает достаточно шустро, показывает актуальные данные (парсит их с официального источника).
Этими двумя способами вы сможете проверять только по одному ресурсу. Не очень-то хорошая перспектива. Особенно, когда вам нужно проанализировать несколько десятков конкурентов.
Массовая проверка сайтов
Для этого существуют онлайн-сервисы массовой проверки ИКС. С их помощью вы сможете просто скопировать адреса нужных ресурсов, кликнуть на одну кнопку и получить список с результатом.
Список сервисов, которые могут помочь в массовой проверке:
Во всех трех сервисах действует правило одной строки: один адрес – одна строка. Иначе инструмент просто не распознает ссылку и выдаст вам ошибку.
Как увеличить ИКС
Простой ответ: чтобы увеличить ИКС, вы должны улучшить качество своего сайта. Я уже говорил об этом в начале статьи. Сложный ответ доступен далее.
Итак, чтобы поднять ИКС вы должны сделать на своем сайте:
При этом ваш сайт не должен быть переспамлен надоедливой рекламой или какими-то другими раздражающими факторами. Все они могут негативно влиять на поведенческие факторы, а это значительно снизит показатель качества.
Давайте пройдемся по каждому пункту.
Дизайн
Наверняка вы натыкались на проекты с дизайном из 99-го, когда искали какую-то информацию в интернете. Все эти несуразные цветастые блоки, желтый мелкий шрифт поверх красного фона. Это отбивает желание продолжать изучать такой ресурс.
На таких ресурсах, как правило, очень неудобная структура. Чтобы перейти к искомой информации, пользователь должен пройти 9 кругов ада, которые состоят из всевозможных рубрик, подрубрик, подподрубрик и т. д.
Такие сайты явно не будут иметь хорошие показатели. Скорее всего, они доживают свои последние дни и в скором времени попадут под пессимизацию – занижение позиций в поисковых системах.
Если вы хотите, чтобы на вашем проекте был высокий индекс качества, то вы должны озаботиться этим вопросом. Купить или заказать качественный шаблон, который будет иметь приятные, невырвиглазные цвета, читаемые шрифты и более-менее понятную композицию.
Пользователи, находясь на страницах вашего сайта, должны чувствовать себя комфортно.
Структура
Этот пункт тоже очень важен для продвижения. Более подробно об этом всем я рассказывал в статье про структуру сайта. Также о структуре можно почитать в официальной документации Яндекса. Там все рассказано и показано на вполне достойном уровне.
От себя добавлю, что структура ресурса очень сильно влияет на поведенческие факторы. То есть, если ее не проработать, то скорее всего проект не наберет и 10 ИКС. Да и по посещаемости там будет все очень плохо.
Полезный контент
Вебмастеры старой формации привыкли заказывать дешевый контент на биржах копирайтинга. Ранее вся суть заключалась именно в определенных словах – ключах, которые должны были содержаться в тексте. При этом никто не смотрел на качество такого текста или его полезность для читателя.
Теперь поисковые системы не очень-то любят сеошные тексты, которые созданы только с целью продвижения в выдаче. Они всячески борются с этим, накладывая всевозможные фильтры.
Показатели качества также очень тесно связаны с контентом. Не думайте, что можно просто заказать по 30 рублей за 1 000 знаков статью на бирже копирайтинга и жить в шоколаде.
Скорее всего ваш проект просто попадет под фильтр “МПК” – малополезный контент. Потому как копирайтеры, пишущие по таким низким ценам, выезжают только на объеме. Им будет наплевать, насколько текст получился полезным.
А вот поисковым системам не наплевать, потому они будут всячески пессимизировать сайт с некачественной информацией. Надо ли говорить, что высокого индекса полезности в таком случае вам не видать.
Чтобы улучшить показатели качества, вы должны следить за полезностью своего контента. Тем полезнее контент, тем выше ИКС. Такая вот математика.
Все сводится к банальному: делать хорошо = будет хорошо. Это и есть рабочий способ повышения индекса качества. Вы должны понимать, что поисковые системы постоянно совершенствуются. И цель всех этих усовершенствований – выдача пользователям качественной информации. Если у вас все хорошо, то сайт всегда будет иметь высокий ИКС, посещаемость и доход.
Какой ИКС сайта считается хорошим
Топовые проекты имеют показатель 1 000+. Например, у iklife.ru он 1 300. На самых-самых ресурсах этот показатель может быть и 5 000, и 25 000. Поэтому каждый вебмастер сам для себя определяет цифры, к которым он будет стремиться. Хоть это и не совсем правильно.
Чтобы вам было понятнее:
Но это лишь мое субъективное мнение как вебмастера. Вполне возможно, что у других людей стандарты будут отличаться.
Заключение
Как видите, ИКС – очень важная метрика, которая может отражать качество ресурса. Нужно стремиться улучшать его, но только честными методами. Как-то накрутить индекс качества, увы, не выйдет. Придется действительно повышать качество своего ресурса, чтобы показатель рос. А вместе с этим будет расти посещаемость и доход.
Если вы хотите зарабатывать на информационных проектах и не знаете, с чего начать, то я рекомендую вам обратить внимание на курс Василия Блинова “Как создать сайт и зарабатывать на нем от 20 000 в месяц”. Вся информация представлена в удобном виде. Курс разделен на несколько больших блоков, а блоки разделены на уроки. К каждому уроку есть домашние задания.
При возникновении проблем или вопросов, вы можете обратиться к другим ученикам или экспертам в специальном чате. Туда добавляются все, кто проходит курс.
Что действительно влияет на ИКС сайта в Яндексе
В статье:
Яндекс убрал тИЦ и внедрил ИКС
Яндекс перестал обновлять Тематический индекс цитирования (тИЦ) еще в январе 2018 года. В августе в блоге компании появилась запись, что Яндекс больше не будет рассчитывать тИЦ, и показатель перестанет отображаться для всех сайтов. тИЦ просуществовал около 20 лет, но ситуация изменилась, Яндекс ввел новый показатель — индекс качества сайта.
ИКС определяется не на основании количества и качества ссылок, как тИц. Индекс качества показывает, насколько сайт востребован и полезен. Яндекс заявляет, что при расчете использует поведенческие факторы, информацию о сайте и о бизнесе, который за ним стоит. Данные поисковик получает из поиска и из сервисов Яндекса: Метрики, Дзена, Карт и других.
Чем больше пользователи доверяют сайту, чем эффективнее могут решить свои задачи, тем больше ИКС.
Проверить ИКС у нескольких сайтов одновременно можно с помощью нашего инструмента. Основной «Анализ сайта» на PR-CY.ru также отображает ИКС.
Яндекс не перечисляет точные факторы, которые влияют на показатель ИКС, поэтому неясно, над чем конкретно нужно работать, чтобы ИКС увеличился, и так ли нужно его увеличивать. В интернете появляются догадки SEO-специалистов, некоторые оптимизаторы не только строят предположения, но еще и проверяют их исследованиями.
Что влияет на ИКС сайта: исследования
Специалист по SEO Алексей Чекушин и команда PromoPult отдельно друг от друга провели исследования, чтобы обнаружить корреляцию между определенными показателями сайта и значением ИКС. Корреляция не означает причинно-следственной связи, это лишь предположение, что факторы могут зависеть друг от друга.
Алексей рассматривал около 2500 доменов, у которых ИКС определен и соответствует домену, с трафиком не менее 10 000 посещений в месяц и присутствием на Яндекс Картах.
PromoPult на конференции CyberMarketing 2018 представили исследование с выборкой из 42 000 сайтов из России и СНГ, у которых можно определить ИКС, с посещаемостью более 100 человек в месяц.
В обоих исследованиях авторы сформулировали гипотезы, чтобы понять, какие факторы влияют на ИКС, Алексей Чекушин рассматривает сайты с большим количеством посещений, а PromoPult с малым.
Графики Алексея выполнены в синем цвете, PromoPult в оранжевом. В материале использованы скриншоты из выступления Алексея Штарева на CyberMarketing 2018 и графики из исследования Алексея Чекушина.
Наследует ли ИКС значения тИЦ
Первая гипотеза — у сайтов с большим тИЦ будет высокий ИКС. PromoPult сократили выборку для этой гипотезы до 500 сайтов. Результаты показали, что с тИЦ корреляция очень слабая.
Зависимость ИКС и тИЦ
Некоторые сайты с высоким тИЦ имели малый ИКС. К примеру, спамный сайт с некачественным контентом имеет тИЦ 4100 и ИКС 10. Посещаемость этого сайта близка к нулю, возможно, его высокий тИЦ подклеен.
Сайт с высоким тИЦ и небольшим ИКС
У качественного сайта с фильмами обратная ситуация: ИКС 550, а тИЦ 10. Скорее всего, это связано с большой долей поискового трафика и высокой посещаемостью сайта.
Сайт с низким тИЦ и высоким ИКС
У Алексея Чекушина результаты проверки показали, что корреляция между тИЦ и ИКС есть, но очень низкая.
Зависимость ИКС и тИЦ
Вывод
Корреляция с тИЦ слабая вне зависимости от количества посещений сайтов. ИКС складывается из большего количества факторов, чем тИЦ, поэтому на графиках данные слишком разбросаны.
Как посещаемость влияет на ИКС
PromoPult и Алексей Чекушин в своих исследованиях рассмотрели зависимость ИКС от разных типов трафика. Корреляция прослеживается на графике с общим трафиком.
PromoPult получили разброс значений на графике с выборкой из 42 000 сайтов, где участвуют ресурсы с разными показателями общей посещаемости.
ИКС и сайты с разной посещаемостью
На сайтах, где уникальных посетителей было больше 30 000 в месяц, также разброс, но корреляция прослеживается более четко.
ИКС и сайты с высокой посещаемостью
Данные Алексея Чекушина подтверждают корреляцию: на графике видно соответствие общего трафика и значения ИКС. В выборке участвовали сайты с более 10 000 уникальных посетителей в месяц.
ИКС и общий трафик
Алексей обнаружил корреляцию с прямым трафиком type-in на больших значениях.
ИКС и type-in трафик
Но эта корреляция не подтвердилась на доле type-in трафика — директе.
ИКС и директ-трафик
На трафике PromoPult также видна связь с type-in трафиком, но она не сохраняется на графике справа, где отображена выборка брендовых запросов по Wordstat.
Прямые заходы и брендовые запросы Wordstat
Вывод
Исследователи наблюдали корреляцию только на графиках, где отображен общий трафик сайта. У ресурсов с небольшим количеством общего трафика корреляция ИКС с посещаемостью не прослеживается, но на сайтах с более 10 000 уникальных посетителей корреляция четкая — чем больше посетителей, тем выше значение ИКС.
Оценить посещаемость своего или конкурентного сайта можно с помощью инструмента Проверка посещаемости, он бесплатно покажет посещаемость сайта на основе данных из открытых источников или Alexa.
Как связаны внутрихостовые поведенческие факторы и ИКС
Яндекс заявил, что ИКС отображает, насколько пользователям полезен сайт. Степень их удовлетворенности показывают поведенческие факторы, соответственно, корреляция с ИКС ожидается высокой.
Данные о времени, проведенном пользователем на сайте, и значения ИКС в исследовании Алексея Чекушина дают слабую корреляцию. Такая же ситуация на графиках с количеством просмотренных страниц и показателями отказов.
ИКС и время на сайте
ИКС и количество просмотренных страниц
ИКС и показатель отказов
В исследовании PromoPult также нет корреляции ИКС со временем, проведенным пользователем на сайте.
ИКС и среднее время на сайте
А графики с данными по отказам и глубине просмотра показывают слабую обратную корреляцию: чем больше ИКС, тем меньше просмотренных страниц приходится на пользователя.
ИКС и показатель отказов, ИКС и глубина просмотра
Вывод
С поведенческими факторами обнаружена ничтожная корреляция, вопреки заявлению Яндекса о сути ИКС, которая должна показывать удовлетворенность сайтом.
PromoPult однозначно заявляют, что нет смысла искать зависимость ИКС от рекламного трафика, включая директ, количества страниц в индексе поисковика, возраста домена или технических параметров страницы — скорости загрузки или ее веса. Увеличение этих показателей не повлияет на значение ИКС.
Многие веб-мастера считают, что за значением ИКС не нужно следить, это всего лишь «пузомерка» от Яндекса. Но авторы этих двух исследований несколько другого мнения.
Увеличение ИКС — хорошая цель?
Во время исследования и Алексей, и команда PromoPult заметили несколько странностей. Иногда сайты, выбывшие из поиска или не имеющие высокого трафика, получали ИКС.
Сайт enter.ru перестал существовать больше года назад, rutracker.org исключен из выдачи обоих поисковиков, но до сих пор имеет высокий трафик без органического, православный сайт prihod.ru имеет хорошее ссылочное продвижение, но мало брендового трафика.
Бесплатный инструмент массовой проверки ИКС показал, что у всех трех сайтов есть ИКС, наибольшее значение у исключенного из выдачи rutracker.org, который вообще не имеет органического трафика.
Данные инструмента массовой проверки ИКС
Значение ИКС было заявлено как отображение удовлетворенности пользователей сайтом, но корреляции с поведенческими факторами не было, а ИКС есть у сайтов, которые не существуют или не имеют высокого трафика. Возможно, ИКС очень медленно обновляется или расчеты пока содержат ошибки.
По итогам исследований четкая корреляция прослеживалась с общим трафиком на сайтах с большим количеством уникальных посетителей. Корреляция не означает причинно-следственную связь, поэтому исследователи предположили: возможно, сайты с высоким трафиком получают большой показатель ИКС или сайты с большим ИКС лучше ранжируются поисковиками и поэтому получают больше трафика.
На ИКС есть смысл обращать внимание при оценке прямых конкурентов и анализе собственного роста, увеличивая количество трафика на сайт. Само по себе достижение высокого ИКС — бессмысленная цель.
На что влияет ИКС
Ранее Яндекс использовал тематический индекс цитирования (тИЦ) для определения авторитетности сайта, при этом учитывалось количество и авторитет других ресурсов, которые ссылались на него. Однако с 2018 года компания прекратила расчет и отображение данного показателя, введя вместо него ИКС – индекс качества сайта.
Я расскажу, что такое ИКС, на что он влияет и как узнать его значение для конкретного сайта.
Что такое ИКС
ИКС – это индекс качества сайта. Он был введен в связи с потерей «актуальности» прежнего показателя. Как утверждают представители Яндекса, ссылки стали не единственным показателем качества. Нужно было разработать что-то новое, что учитывало бы прочие аспекты, помимо цитирования. Так появился ИКС, показывающий, насколько сайт интересен и полезен пользователям в интернете, а также частоту возврата к нему.
Стоит помнить, что ИКС актуален только для Яндекса. У Google был свой похожий показатель – PageRank (PR). В 2016 году корпорация убрала этот параметр, но при этом не ввела замену.
От чего зависит ИКС
В первую очередь ИКС зависит от общей, ежедневной и ежемесячной посещаемости ресурса. Наибольшее влияние на него оказывают переходы из социальных сетей, реферальные ссылки, поисковый органический трафик, а также прямые заходы.
Также имеет значение и цитирование – т.е. как много других авторитетных источников ссылаются на ресурс. Но есть другие важные параметры, влияющие на значение данного показателя. Яндекс не раскрывает подробности по ним, но, предположительно, величина индекса зависит от следующих объективных параметров:
Поведенческие факторы имеют влияние, но они не столь значительны. С их помощью можно скорее увеличить конверсию, нежели показать Яндексу качество ресурса. Все же куда важнее то, как пользователи его находят, насколько часто посещают и возвращаются ли при необходимости.
Как узнать ИКС
ИКС отображается на главной странице панели Яндекс.Вебмастера и в разделе «Качество сайта» – «Показатели качества». Во последнем есть возможность сравнения ИКС своего сайта с конкурентами.
Если же вы хотите узнать ИКС другого ресурса, то перейти к информации о конкретном сайте можно через поиск Яндекса. Нужно просто кликнуть по кнопке со стрелочкой, расположенной рядом со сниппетом, а затем открыть соответствующий раздел. Вебмастер покажет ИКС любого ресурса, даже если вы не являетесь его владельцем.
Некоторые разработчики добавляют иконку с текущим показателем ИКС на страницах ресурса.
Влияет ли ИКС на позиции в поисковой выдаче
Преимуществ у сайтов с высоким ИКС не так много – часто бывает, что на первой позиции выходят ресурсы с меньшим индексом. Вот яркий пример – вводим в поисковую строку Яндекса запрос «хостинг для сайта». Далее смотрим информацию по первым трем целевым ссылкам, не беря, конечно, в расчет рекламу и информационные статьи.
В нашем случае складывается такая картина – на первой позиции ИКС составляет 9 500, на второй позиции он равен 8 700, а на третьей индекс вообще составляет 12 400.
Выходит, что ИКС – это не алгоритм, а скорее показатель состояния ресурса, который напрямую на итоги выдачи не влияет. То, на каких позициях он находится по важным ключевым запросам, зависит от внешней и внутренней оптимизации, а также прочих параметров.
Как повысить ИКС сайта
Есть множество способов повышения качества сайта. В первую очередь необходимо, конечно же, создавать и размещать оригинальный контент. Но есть еще несколько критериев, с помощью которых можно повысить данный индекс:
Если регулярно оптимизировать ресурс, повышать качество контента и активность реальных пользователей, то можно в разы повысить и сей индекс. Неплохо еще сравнивать себя с конкурентами и «перенимать» их опыт. Существуют и различные обманные техники, но их использование чревато риском – сайт либо исключат из результатов выдачи, либо понизят его позиции.
Если у вашего конкурента ИКС в два раза больше, это не значит, что и трафик на его ресурсе выше. Это означает только то, что конкурент владеет более качественным сайтом по мнению Яндекса.