что дает игра в шашки
Шашки всем
Неброских шашек простота
Весьма обманчива для глаза
Их глубина и красота
Не всем понятны и не сразу
Польза спорта для играющих в шашки
О пользе спорта знают все, но в чем польза занятий спортом для тех, кто играет в шашечных соревнованиях?
Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. В других материалах сайта можно подробнее узнать о том, что же такое шашки и в чем особенности этой популярной игры. А всех дочитавших данную статью до конца ждет забавное видео о совсем необычном шашечном турнире.
История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.
То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств. Словом, в пользе шашек вряд ли стоит сомневаться, а о том, в чем конкретно заключается эта польза для детей и взрослых – это отдельная большая тема.
Партия в шашки может быть долгой
Однако, при тщательном рассмотрении, наряду со всеми достоинствами шашек, можно обнаружить и недостатки увлечения этой игрой. Продолжительные занятия шашками и участие в многочисленных соревнованиях делают образ жизни шашиста малоподвижным. При этом человек не просто много времени проводит сидя за шашечной доской, но все это время еще и напряженно размышляет и концентрирует свое внимание.
Указанное имеет особую важность для детей, начинающихся заниматься шашками. Для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, параллельно с игрой ребенка в шашки, очень важно уделять внимание также занятиям и подвижными видами спорта.
Это могут быть и индивидуальные занятия с родителями или тренерами или же участие ребенка в какой-либо спортивной секции, например, здесь узнай о футбольной школе для детей. О пользе спорта (приводящего к правильному физическому развитию детей) родителям забывать не следует.
В современных шашках турнирная встреча соперников представляет собой, как правило, матч, состоящий из нескольких партий, играющихся одна за другой без существенного перерыва. Общее время сражения в каждой партии зависит от регламента конкретных соревнований, один матч между двумя соперниками может продолжаться приблизительно от 3 до 6 часов. Большинство этого времени шашист проводит за шашечной доской, напряженно сражаясь со своим соперником в логике и интеллекте.
К тому же, по финансовым соображениям, соревнования часто проходят в очень сжатые сроки, и в один день могут играться два полноценных матча или даже весь турнир (например, для случая игры в “быстрые шашки” – с укороченным контролем времени).
В этой игре надо много двигаться
Справедливости ради следует отметить, что организаторы детских соревнований, а также тренеры, занимающиеся с детьми шашками, хорошо знают о пользе занятия спортом для детей. Поэтому обычно на детских соревнованиях, параллельно с основным шашечным турниром, устраиваются неофициальные соревнования среди детей по различным спортивным дисциплинам, например, футбол, настольный теннис, различные легкоатлетические конкурсы и т.п.
Взрослые шашисты, особенно те, которые имеют большой опыт турнирной борьбы и участвуют в соревнованиях самого высокого уровня, вряд ли будут отрицать пользу спорта. Многие прославленные шашечные чемпионы в своих интервью подчеркивают пользу занятий активными видами спорта и важность поддержания хорошей физической формы для достижения высоких результатов в шашечных состязаниях.
Ни для кого не секрет, что в обществе даже существует стереотип: “шахматистом” называют умного, но физически неразвитого человека. То же самое можно сказать о человеке долго и упорно занимающемся исключительно шашками, который не уделяет должного внимания своему физическому развитию.
И в заключение несколько советов начинающим шашистам: для того, чтобы занятия шашками приносили пользу и желанные победы, правильно организуйте свои занятия, не забывайте, в чем польза спорта, стремитесь к всестороннему развитию и совершенствованию.
Ну а теперь, обещанное видео с шашечного турнира, в котором Вы убедитесь, что играть в шашки можно не только сидя за столом.
Как Вам такой вид игры в шашки? Поделитесь своими впечатлениями.
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста
Ануфриева Надежда
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Как научить ребёнка играть в шашечную игру?
Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.
Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:
-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.
-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
— Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное. Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
— Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
— Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
— Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.
Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.
Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.
Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.
Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.
Консультация «В чем польза игры в шашки для детей дошкольного возраста»
Лаврушина Олеся
Консультация «В чем польза игры в шашки для детей дошкольного возраста»
Игра шашки — это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она воспитывает в детях немаловажные для будущей жизни качества, позволяя существенно развивать способности мозга мыслить и быстро принимать решения. Не зря эта древняя и мудрая игра получила широкое распространение на всех континентах.
Научиться играть в них никогда не поздно, и, к тому же, их правила очень просты для усвоения. Детей очень полезно учить играть в шашки в силу многих причин,в результате которых у них отлично развивается:
способность быстро концентрироваться;
настойчивость и решительность.
Дети, обучающиеся шашкам, демонстрируют отлично развитое творческое воображение, поскольку в игре нужно уметь предвидеть дальнейшие ходы противника, моделировать ситуации, разрабатывать подходящие стратегии. Ребёнок обучается думать образами и запоминать эти воображаемые картины, предвидя разные варианты выбора. Кроме того, эта игра способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шашки, ребята учатся адекватно реагировать на поражение.
Чтобы ваше чадо смогло действительно хорошо играть в шашки, главной целью взрослых на начальном этапе является искренняя заинтересованность будущего шашиста. Если ребенок не будет получать удовольствие от игры, то ничего хорошего из этого не выйдет. Не нужно давить на ребёнка из-за того, что не все получается, а в процессе игры сами действуйте не в полную силу. Малышу непременно нужно понять, что он может, и что у него получается хорошо. И только выиграв несколько партий у взрослого, и ощутив вкус победы, он захочет продолжать учиться дальше.
Процесс обучения детей нужно проводить в интересном и ненавязчивом формате. Знакомить их с новым материалом следует в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, посвящать в основные правила игры в шашки допустимо в виде сказки либо в стихотворном варианте. Очень пригодится в таком случае книжка «Зайкины шашки» Е. М. Юровского, Л. П. Кондратьевой. Заучивая легкие стишки, ребята очень быстро начинают ориентироваться в правилах, и перестают путаться в настольных баталиях.
На первом уроке нужно предложить ребенку самостоятельно расставить шашки на доске. При этом он должен запомнить, что они располагаются по краю поля, а его середина остается свободной для ведения «боя». Начальные тренировки желательно проводить с небольшим количеством фигур – можно взять всего лишь 8 штук. Это позволит ребенку быстрее ознакомиться с правилами игры и принять участие в большем количестве упражнений.
В процессе игры не допускайте переутомления малыша, постоянно хвалите его, но при этом не старайтесь все время поддаваться ему. Конечно, проигрыши его сильно расстраивают, но, с другой стороны, позволят закалить характер и научат правильно реагировать на собственное поражение.
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы
Автор: Каракозова Млада Вебертовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара Республики Коми.
Описание: материал разработан для родителей детей старшего дошкольного возраста, будет полезен также и педагогам детей старшего дошкольного возраста.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет.
Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Что дает игра в шашки
С самого рождения наша жизнь сопровождается играми, которые способствуют развитию физических и духовных возможностей человека.
В наше время настольные игры перестают быть популярными, все больше детей сидят в интернете, играют в различные компьютерные игры. Я хочу рассказать об одной из популярных и древних настольных игр- это о шашках.
На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, воспитывает усидчивость, пространственное воображение, развивает способность действовать в уме, самое главное – развивает память. Эта игра слишком известна и популярна, чтобы о ней кто-нибудь не знал. Они имеют почти пятидесяти вековую историю. Любителями шашек были А.С. Пушкин., Л. Н. Толстой, шашками увлекались Александр Суворов, Антон Чехов, Александр Грин и многие другие известные личности. Хотя многим игра в шашки кажется слишком простой и поэтому думают, что она малоэффективна. Но за кажущейся простотой шашечных правил не всем и не сразу заметна глубина этой древней игры и красота замыслов, которые можно реализовать на шашечной доске.
Итак, объект моего исследования – это игра в шашки.
Предмет исследования – число учащихся, играющие в шашки.
Я выдвинул следующую гипотезу: игра в шашки приносит пользу и может увлечь даже не заинтересованного.
Цель работы: довести до сверстников о положительной роли шашечной игры и заинтересовать игрой каждого одноклассника.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
• Изучить историю появления игры в шашки.
• Научить детей правилам игры.
• Заинтересовать учащихся игрой в шашки через проведение шашечных турниров.
• Определить уровень логического мышления учащихся.
• Выявить число учащихся, играющих в шашки
• Показать пользу игры в шашки
• Сделать анализ полученных результатов.
• проведение турниров и анализ каждой игры.
• анализ собранной информации.
История возникновения шашек
Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.
Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта.
Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке. Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века и эпоху Возрождения, не говоря уже о более поздних временах. В наше время игра в шашки в России занимает достойное место.
Виды шашек и правила игры
Возможны различные классификации шашечных игр. Прежде всего, можно выделить собственно шашки и «игры шашечного типа». Различают по размерам доски – 12×12 (канадские), 10×10 (международные), 8×8 (подавляющее большинство вариантов шашек), 10×8 (80-клеточные).
По особенностям правил игры. К ним относятся:
1. Начальное расположение шашек. Возможны разнообразные варианты.
2. Направление хода и взятия: по диагонали или по вертикали/горизонтали.
3. Возможность боя назад простой шашкой.
4. Степень свободы хода дамки.
Каждый вид шашечной игры имеет свои особенности, выделяют 15 видов шашек. Классификация по видам шашек представлена в таблице.
Виды шашек и их особенности
Используется доска 8×8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек – так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку, бить вперед или назад(при этом шашка движется по диагонали на две клетки, перепрыгивая через шашку или дамку соперника, которая снимается с доски; если из нового положения бьющей шашки можно побить другую шашку соперника, ход продолжается, и т. д.). При достижении дамочного поля (любого поля последней горизонтали) или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки (теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении). За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара).
Игра наиболее популярна в Европе. Используется доска 10×10 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 20 шашек, которые занимают первые четыре ряда с каждой стороны, «простая» шашка может бить вперёд и назад, дамка может ходить и бить на любое число полей. «Простая» превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на поле превращения. При бое «простой» через поле превращения она не превращается и продолжает бой как простая. Цель игры, как и в русских шашках, – съесть или запереть все шашки противника
Сочетают в себе правила шашек и шахмат
Правила аналогичны международным шашкам, но игра ведётся на доске 8×8, по 12 шашек с каждой стороны
В канадские шашки играют на доске 12×12, по 24 шашки с каждой стороны. В остальном правила аналогичны международным шашкам
Английские шашки (чекерс)
Английские или американские шашки, или чекерс (англ. Checkers). Доска 8×8, в начальной позиции у каждого игрока по 12 шашек, расположенных в первых трёх рядах на чёрных клетках. Первый ход делают чёрные. «Простые» шашки могут ходить по диагонали на одну клетку вперёд и бить только вперёд, дамка может ходить на одну клетку по диагонали вперёд и назад и бить через одну клетку в любую сторону. Бить обязательно, если есть несколько путей, игрок может выбрать любой, не обязательно самый длинный, но пройти его до конца.
Популярный в США вариант игры. Правила аналогичны международным шашкам, но игра ведётся на доске 8×8, по 12 шашек с каждой стороны. Ещё одно отличие – не требуется бить максимальное количество шашек.
В итальянские шашки играют на шахматной доске размером 8×8 клеток, которая повернута на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Правила игры в итальянские шашки похожи на правила игры чекерс, но имеют некоторые отличия
Правила подобны бразильским шашкам, но доска повёрнута на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Ещё одно отличие – простые шашки не могут бить назад.
Правила игры в поддавки (здесь также существуют варианты 8×8 и 10×10) аналогичны правилам в соответствующие русские и международные шашки, однако цель игры – поддать или запереть все свои шашки.
Играются на доске 8×8. В отличие от русских шашек, однако цель игры – поддать или запереть все свои шашки.
Старинный русский вариант, где побитая простая шашка не снимается с поля, а ставится под побившую её башню.
По сравнению с русскими шашками добавлено лишь одно новое правило, резко усложнившее характер борьбы: в ставропольских шашках любой из игроков вместо хода своей шашкой всегда может сделать ход за противника. Так, начиная игру, белые имеют право играть чёрной шашкой. Двигать чужие простые шашки можно только в свою сторону и брать ими следует только свои шашки. Взятие обязательно.
Правила аналогичны правилам в русские шашки, но начальная расстановка – иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от нее все клетки заняты черными шашками, снизу и справа – белыми).
Вывод: из теоретического исследования выявлены различные виды шашек, у нас в России и в Якутске особенной популярностью пользуются русские шашки и международные шашки.
Исследование шашечной игры как вида спорта
В настоящее время спортивные соревнования проводят следующие организации по следующим шашечным системам игры:
Европейская конфедерация шашек, штаб-квартира которой находится в столице Эстонии Таллине, организует командные и гроссмейстерские турниры по международным шашкам за звание чемпиона Европы.
Всемирная федерация шашек (ФМЖД) – международные шашки, русские шашки, бразильские шашки, английские шашки и их разновидности. Также шашечная композиция.
Чемпионы мира по шашкам определяются с XIX века, официальный статус с 1948 года имеют чемпионаты ФМЖД.
В детском спорте тоже есть свои чемпионаты, проводятся шашечные турниры на городских, российских и международных уровнях. Схематично выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Уровни детского спорта по шашечной игре
Анкетирование и анализ учащихся по шашечной игре
Для изучения отношения к шашечной игре моих одноклассников, я провел анкетирование, в ходе которого предлагалось ответить на пять вопросов, чтобы узнать умеют ли мои одноклассники играть в шашки и насколько им интересна эта игра. В анкете было пять вопросов:
1. Знаешь ли ты правила игры в «шашки»?
2. Умеешь ли играть в шашки?
3. В чем польза от игры в шашки?
4. Участвовал ли когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?
5. Хочешь ли принять участие в шашечном турнире?
Ответы одноклассников проанализировал и представил в следующих диаграммах:
Результаты анкетирования среди одноклассников на выявление отношения к шашечной игре
Всего приняли участие в анкетировании 37 человек.
Вопрос 1: Знаешь ли ты правила игры в шашки?
Вывод: правила игры знают 27 человек, а не знают как играть 10 человек.
Вопрос 2: Умеешь ли ты играть в шашки?
Вывод: считают себя умеющими играть 27 детей, а не умеют 10 детей.
Вопрос 3: Как ты думаешь в чем польза от игры в шашки?
А) Развивает усидчивость
Б) Развивает логическое мышление
Вывод: из всего класса только один человек считает, что от игры в шашки нет никакой пользы, остальные 36 считают эту игру полезной.
Вопрос 4: Участвовал ли ты когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?
Вывод: хоть и большинство знают правила и умеют играть, только 6 одноклассников принимали ранее участие в турнирах, у остальных не было такой возможности.
Вопрос 5: Хочешь ли ты принять участие в шашечном турнире?
Вывод: 20 детей желают участвовать в турнирах, испытать свои знания и умения, 2 человека сомневаются, а 15 одноклассников не проявили интереса.
После проведения анкетирования я рассказал ребятам о правилах игры, поделился личным опытом участия в соревнованиях на различных уровнях.
Я рассказал ребятам о шашках, какую пользу они могут принести, если играть систематически, каждый раз открывая для себя что-то новое. Показал основные интересные ходы, способствующие успеху.
Для себя сделал следующий вывод: заниматься шашками нужно постоянно, иметь план и тогда будет виден результат на шашечных турнирах, также это влияет на успехи в учебе в школе.
Мое исследование стало основанием для проведения шашечного турнира в классе, и я построил план проведения, пригласил на первый турнир только тех детей, которые в анкете ответили, что хотят участвовать в соревнованиях – 20 человек. В нашем классе первый турнир состоялся успешно. По окончании турнира победители были награждены медалями и дипломами, а все участники сертификатами за активность.
Диаграмма 1. Исследование на начало учебного года учащихся 3 «А» класса ГКГ на умение играть в шашки
По первому турниру выяснилось, что 20 % ребят знают правила игры и умеют играть, 47 % играют с переменным успехом и 33 % не умеют. Результаты представлены в диаграмме Исследование на начало учебного года учащихся 2 «А» класса на умение играть в шашки.
Вывод: для того, чтобы помочь ребятам лучше узнать шашечную игру, всем раздал памятки с правилами игры и своими практическими советами. Не умеющие играть в шашки ребята, понемногу стали изучать правила. Для достижения успехов нужно больше тренироваться, в этом я стал сам личным примером, так как показал в первом турнире новые шашечные открытия для моих одноклассников. С помощью моих родителей приобрели 10 комплектов шашек и оставили в классе, теперь на переменах дети тренируются, больше общаются и меньше времени проводят в телефоне.
Было принято решение провести второй турнир для всех желающих, все ребята, которые сначала не проявили никакого интереса, теперь первыми записались на следующий турнир. Вторые соревнования по шашкам в классе состоялись 15 октября 2017 года. И уже каждую субботу стали проводить шашечные турниры. Результаты турнира отражены в таблице Приложения 2. Результаты II шашечного турнира в классе.
После проведенных турниров в классе я проанализировал насколько изменилось логическое развитие моих одноклассников, с помощью классного руководителя изучил результаты решения логических задач на конец первого класса и результаты на сегодняшний день и изобразил в диагр. 2.
Диаграмма 2. Логическое развитие учащихся «до» и «после» шашечных турниров
Вывод: в конце 2 класса по математике высокие показатели были у 40 % учащихся, к концу I четверти равнялось число учащихся 55 %, во 2 четверти 65 %, в 3 четверти 88 %. Это качественные показатели успеваемости.
Таким образом, мое исследование подтверждает, что игра в шашки приносит пользу, дети становятся более усидчивыми, терпеливыми, целеустремленными, повышается уровень логического мышления, и главное, игра интересна и увлекательна, каждый проявляет интерес.
Практическое применение данного исследования
Проведение шашечных турниров приводит к положительным результатам, дети больше стали играть в шашки, меньше проводят времени в компьютерных играх и телефонах, больше общаются и дружат. Чтобы дать еще больше стимула и помочь моим одноклассникам лучше играть, я раздал каждому буклет с памяткой с правилами игры и советами из моего личного опыта, теперь дети готовятся к следующему турниру, изучают литературу о шашках, интересуются еще больше. Памятка Приложение 3.3. Памятка практических советов для успешной игры в шашки. В этой памятке я перечислил самые главные приемы, которые помогут новичку освоить такую интересную игру, а также подготовить поле для дальнейшего развития и совершенствования собственных навыков. Добиться этого можно лишь с практикой.
Вывод: больше тренироваться, не останавливаться на достигнутом, нужно постоянство, все эти качества помогут и в дальнейшем – в учебе, работе, по жизни.
Создание детских шашек для дошкольного возраста
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки.
В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Я сам начал заниматься с садовского возраста, поэтому решил проследить на примере подшефной группы детского сада №29 «Золотая рыбка». Для создания более благоприятной среды для игры в шашки детям дошкольного возраста, я придумал яркие, цветные шашки, чтобы сначала вызвать интерес у детей к этой игре. Шашки с изображением известных героев из мультфильмов «Смешарики» помогли сразу заинтересовать детей к этой игре: розовые шашки с героем «Нюша» и голубые с героем «Крош».
Первая игра в шашки в детском саду прошла интересно и весело, теперь планирую на протяжении двух лет наблюдать за изменениями, надеюсь, что помогу детям выбрать этот вид спорта и они будут и дальше заниматься и добиваться успехов во всем.
В ходе работы я понял, что чем раньше привлечь детей к шашечной игре, тем меньше будут поддаваться влиянию компьютерных игр.
Шашки являются одними из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Шашки – это игра, которая может увлечь. Шашки заставляют думать и искать новые идеи в «ведении боя». И по своей, кажущейся на первый взгляд простоте, являются не такими простыми. Ведь не зря было сказано, что всё гениальное просто. Вот и шашки, не только простая, но ещё и гениальная игра, раз столько веков заставляет в себя играть.
Мое исследование показало, что игра в шашки развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, терпение, тренирует внимание и память.
Игра очень полезная и интересная, каждый участник моего исследования проявил большой интерес к игре и с удовольствием принял участие в шашечном турнире.
Я буду и дальше сам тренироваться, добиваться успехов и передавать мой опыт другим, чтобы дети были больше вовлечены в мир настольных игр и меньше проводили времени за компьютером.
Моя гипотеза полностью подтвердилась: игра в шашки – это полезно и интересно!
Анкета на выявление отношения учащихся к шашечной игре
Фамилия и имя_____________________
1. Знаешь ли ты правила игры в шашки?__________________________________
2. Умеешь ли ты играть в шашки______
3. Как ты думаешь в чем польза от игры в шашки? (обведи в кружок ответ: можно несколько ответов)
А) Развивает усидчивость
Б) Развивает логическое мышление
4. Участвовал ли когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?______________
5. Хочешь ли принять участие в шашечном турнире?_____________________
Спасибо за внимание и участие в анкетировании!
Результаты II шашечного турнира в классе
Практические советы для успешной игры в шашки
Хорошенько изучить правила игры: во-первых, они могут отличаться в зависимости от выбранного вида (русские шашки, международные и т.д.). Стараться как можно больше тренироваться на практике, читать тематическую литературу и выбирать более опытных противников. Конечно, сначала будет больше поражений, но со временем, уровень мастерства будет только повышаться. Есть даже такое мнение, что нужно проиграть ровно 100 раз, чтобы достигнуть хорошего уровня. При этом это не должны быть бездумные игры, каждый раз важно работать над своими ошибками, обдумывать причины поражения и выносить ценные уроки.
Для того чтобы не забывать полученные выводы, их можно записывать в специальную тетрадку, туда же заносить самые интересные с личной точки зрения партии, а также выписывать собственные оригинальные идеи.
Чтобы играть в шашки действительно хорошо, не лишним будет узнать и запомнить несколько удачных беспроигрышных комбинаций. Они представляют собой последовательность определенных ходов, в результате которых играющий максимально быстро и успешно приближается к поставленной цели – победе. Иногда эти действия заключаются в хитром создании угрозы для противника или же, напротив, искусственно жертвуя шашки, чтобы в дальнейшем забрать у противника большее количество шашек или же добиться прихода в «дамки». Некоторые из этих комбинаций придется просто запомнить (из книг или от более опытного игрока), но в дальнейшем, с практикой, научитесь создавать свои собственные «обманные маневры».
Пытайтесь свои и действия противника просчитывать наперед: разгадав его комбинации, намного проще уберечь собственные фигуры от возможного риска и последствий.
Всегда стремитесь к одному: чтобы шашек противника все время становилось меньше на доске, чем ваших. Вроде бы простое правило, но иногда его можно добиться лишь специальными приемами.
Старайтесь, как можно больше простых шашек перевести в дамки, что существенно увеличит ваши шансы на победу.
Последний ряд собственных шашек удерживайте на своих позициях, как можно дольше – это не даст возможности вашему противнику на ранних этапах игры перевести свои шашки в дамки
Старайтесь все время двигаться «в тандеме», то есть передвигать свои шашки парами или даже небольшими группами.
Иногда разумно обмениваться с противником шашками, но делать это нужно только в том случае, если это выгодно для вас.
Старайтесь, чтобы всегда хотя бы несколько ваших фигурок оставалось в центре доски – так вы сможете, в случае необходимости, в кратчайшие сроки перебросить свои силы на более выгодное положение поля. Если же центр поля займет противник – большая часть преимущество окажется на его стороне.