что дает депутатская неприкосновенность
Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата
Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
1.1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Что такое неприкосновенность депутата и в каких двух случаях ее можно лишиться
Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.
✋ Что такое депутатская неприкосновенность
Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.
Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.
Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.
💡 Правовые нормы
Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:
Что дает депутатская неприкосновенность
Статья 19. Неприкосновенность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу сенатора Российской Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
Закон не писан.
Как оказалось, народного избранника нельзя не только задержать, арестовать или осудить, его нельзя даже оштрафовать! Об этом откровенно заявили в комитете Госдумы по федеративному устройству, рассказав, что к депутатам административный штраф неприменим без соблюдения процедуры снятия неприкосновенности. Нельзя к ним применить и дисквалификацию – возможно только досрочное лишение полномочий, но и для этого надо менять закон об их статусе. Здорово!
Вы можете припомнить, когда в последний раз проводилась кощунственная процедура по снятию депутатской неприкосновенности?
То-то, же.
Совсем недавно была проведена громкая популистская акция под названием «Законопроект об ответственности чиновников за оскорбление граждан», которую даже приняли для смеха в первом чтении и успешно похоронили в бюрократическом болоте. Документ завис на уровне парламентских комитетов и получил отрицательные заключения в аппарате правительства и профильном думском комитете. «По проекту есть серьёзные разногласия, непонятно, как его доработать», – сообщил «Коммерсанту» источник во фракции «Единая Россия».
Вот что об этом сказал Юрий Пронько:
«Если кто-то из нас пошлёт или оскорбит представителя власти, то неминуемо огребёт по полной, но сами «слуги» не хотят нести ответственность за подобное поведение. Закон, который позволит чиновников и депутатов поставить на место, утонул в коридорах власти. И по сей день «слуги народа» своего работодателя, который их содержит на налоги, могут посылать, оскорблять и унижать, не опасаясь за последствия».
Зато для простых смертных с марта 2019 года работает закон об административном наказании за «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции или органам, осуществляющим государственную власть». За подобное оскорбление КоАП предусматривает штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. руб., при повторном нарушении – до 300 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.
Главное счастье депутата это его неприкосновенность! Слуга народа может спокойно перепутать свой кошелёк с государственным, лихо метать словесные «макарошки» в своих многочисленных народных «господ», меркантильно лоббировать и протаскивать любые законы и ему за это не будет ничего!
Что ждет Рашкина после лишения депутатской неприкосновенности
На свое последнее в неприкосновенном статусе заседание депутат Рашкин шел то ли под конвоем, то ли с эскортом коллег-коммунистов. Они, как телохранители, обступили его со всех сторон и не давали прессе касаться браконьерской темы.
Раньше риторика коммунистов сводилась к тезису: «Рашкина подставили!», но вот в понедельник сам депутат прямо в камеру «Известий» признался: охота была незаконной, разрешения на отстрел животных не было.
Коммунистам надо было срочно придумать новую линию защиты, и лидер партии Геннадий Зюганов, остановленный нами в коридоре, обозначил позицию: «Другие стреляют, и ничего! Почему нам нельзя?»
Журналисты указали ему на то, что Рашкин во всем признался.
«Ну и что? Это не имеет значения, масса случаев, и никто ничего не показывает!» – ответил он.
В выступлениях от различных фракций звучала одна и та же мысль: дело совсем не в политике. Если депутат нарушил закон, он должен отвечать вне зависимости от партийной принадлежности.
Перед голосованием Валерий Рашкин имел возможность ещё раз обратиться к коллегам по Госдуме.
Впрочем, это не значит, что Валерий Рашкин тут же прекратит свою работу на «Охотном ряду». До окончания следствия он будет принимать участие в допросах и других следственных действиях в статусе депутата Государственной думы. И лишь когда судебный процесс подойдет к финалу в виде возможного реального срока, Генпрокуратура сможет снова обратиться с запросом о лишении депутатского статуса. Но когда это случится, предсказать пока довольно сложно.