что дает человеку жизненный опыт
Зачем нужен жизненный опыт человека, и как его использовать
Все наши навыки, умения, совершенные действия, пережитые эмоции составляют приобретенный с годами особый «багаж», в который ежедневно мы добавляем что-то новое.
Эту ношу нам предстоит носить с собой все время: ведь она не что иное, как жизненный опыт человека.
Функции человеческого мозга, напоминают возможности компьютера, но в тысячи раз их превосходят. Все, что с нами уже происходило, что нам пришлось испытать, автоматически записывается на наш «жесткий диск».
И даже если нам кажется, что мы уже что-то давно забыли, в нужное время хранящаяся информация самостоятельно извлекается из «заархивированного файла».
Поэтому жизненный опыт человека является индивидуальной базой данных, которая может быть использована как полезная информация в нашем дальнейшем существовании.
Если мы сталкиваемся с какой-то затруднительной ситуацией, что в первую очередь мы вспоминаем, когда обдумываем ее? Естественно, мы перебираем в памяти, сталкивались ли мы уже с подобным в жизни или нет.
Это значит, что сначала мы обращаемся к собственному опыту, а только потом, при отсутствии такового, вспоминаем другую известную нам информацию по интересующему вопросу.
Говорят, что, научившись раз кататься на велосипеде, уже невозможно разучиться это делать. И это действительно так. Ведь такие навыки включены в наш жизненный опыт, и мы можем их применять на практике в любое время.
Под посылаемыми командами мозга наше тело само воспроизводит нужные действия. Точно также обстоит и со всем остальным.
Если мы научились делать что-то, то в будущем можем успешно применять наш опыт. Более того, человек имеет возможность постоянно совершенствовать свои навыки. И приобретенный вновь опыт будет снова автоматически сохранен.
Для чего же нужен жизненный опыт человеку? Представьте ситуацию, если бы все, что мы делали, стиралось бы из нашей памяти после засыпания (как в оперативной памяти компьютера). Тогда нам пришлось бы каждый раз обучаться заново всему тому, что мы научились вчера и во все предыдущее время.
Мы бы не смогли получать знания, потому как обучение – это тоже опыт. И в итоге человек не смог бы развиваться, так как только опыт помогает нам стремиться к большему.
Даже маленький ребенок приобретает жизненный опыт, закрепляет полученные знания о мире и устройстве собственного организма, и таким образом он интеллектуально развивается.
Жизненный опыт человека – это также информация об ошибках, которые мы уже совершили, и которых нам следует избегать в будущем.
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И НУЖЕН ЛИ ОН НАМ?
Как часто в процессе спора с людьми я натыкалась на объяснение их собственной правоты наличием у них за плечами богатого жизненного опыта. Долгое время мною этот самый жизненный опыт воспринимался как нечто обязательное, что и мне жизненно необходимо для успешного существования в повседневной реальности. Дошло до того, что познание мира я спутала с накоплением жизненного опыта!
А ведь действительно, зачем нужен жизненный опыт? Так ли он необходим в повседневной жизни? На первый взгляд вопрос очень глупый, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что и здесь тоже кроется некий подвох.
Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья! Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.
Вот мы говорим: живем, получаем опыт. А что стоит опыт, в котором не сделаны выводы? Опыт не трансформированый в ситуацию, которая бы приносила радость и счастье. Опыт опыту рознь. Допустим, возьмем какие-нибудь лабораторные исследования. Если проведут один единственный опыт, не сделают выводов, не повторят опыт при определённых изменениях. То какой же это опыт? Это получается недоведенная до конца исследовательская работа, наверное… Или как? Каков смысл проведения половины опыта? Просто ошибка? Неисправленная, оставленная, брошенная на полпути?
Допустим, человек прожил какое-то время в браке и развелся в середине жизни. Можно ли это считать опытом?
Или вот воспитание детей. Если ты родил ребенка, то ты приобрел опыт рождения детей. А когда ребенок вырос, приобрел ли ты опыт воспитания ребёнка? Ведь кто-то его действительно приобретает, а кто-то нет. И по каким результатом можно сделать вывод, что человек приобрел опыт воспитания детей? Ведь бывает так, что старался воспитывал, а результат не радует… Причем ни родителя, ни ребёнка. Не будем брать в расчет случаи, когда ребёнок пошел своим путем, а родитель прибывает в неоправданных ожиданиях… Или всё таки человеку только кажется, что он старался, бился, воспитывал? Или от воспитания ничего не зависит? И от примеров, которые подают родители детям, тоже?
Почему мы нутром чуем, каким людям с каким опытом можно доверять, а кто для нас никогда и ни при каких условиях не станет авторитетом?
А ведь некоторые так и жаждут им быть. Авторитетом то есть. А если их не признают экспертом в какой либо области, почему всячески пытаются навязать своё мнение, свою точку зрения, свою «правильность» и свой «опыт»?
Чтобы не признаваться самому себе, что то был не опыт, что вместо опыта вышел неоконченный эксперимент? Или просто не отличают одно от другого?
Вот так потом выходит, что «все мужики козлы», «все женщины меркантильны» и прочее «все»… А в ком причина во «всех», или в горе-экспериментаторе? Который не знает: какие вопросы перед собой поставить, как всё до ума довести, чтобы не бросить на полдороге, не сбежать из лаборатории в бессилии…. Ведь от этого и результаты и выводы будут зависеть.
Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводим себя мыслями о том, что было бы, выбери мы другой вариант. Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации. В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…
Как всё-таки понять, приобрели мы полезный опыт или нет, если при этом повторяем свои ошибки?
И как определить (прочувствовать), стоит ли слушать советы человека, считающего себя опытным? Действительно ли он такой?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Жизненный опыт, значение и влияние на жизнь человека
Жизненный опыт человека, где, когда, какой и почему
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Определение и понимание жизненного опыта
В бытовом, в жизненном процессе людей, понятие «Жизненный опыт» имеет приземлённое и практичное определение. Как правило, под жизненным опытом понимают:
— Что человек многое пережил, повидал, побывал во всяческих жизненных переделках.
Поэтому, мол, он кое-чего понимает, соображает, в жизни и о жизни, выше среднего.
И вообще: опытный человек — «учил жизнь не по учебникам».
То есть: Жизненный опыт человека – знания, полученные в процессе его жизни.
В принципе, все верно, всё так. Но, если немного задуматься, то: жизненный опыт имеет не такую уж простую и узкую дефиницию (определение).
Начнём с того, что жизненный опыт, по большому счёту, начинает приобретаться ещё в утробе матери.
Однозначно: уже зародыш человека, с каждым периодом своего развития, приобретает знания о жизни.
— жизненный опыт – это, буквально, самообучение человека жить, приспосабливаться к жизни;
— приобретать его, человек может, как бессознательно (на рефлекторном уровне);
— так и осознанно, думая, размышляя о своей жизни и о себе в ней;
— жизненный опыт – это процесс жизни человека, который продолжается всю его жизнь.
Иначе говоря, если смотреть на понятие «Жизненный опыт» более широко, глубоко – по сути, то получается:
— Что это понятие включено в ещё более широкое понятие «Жизнь человека». В частности, в том смысле, что: здоровый человек помнит и знает своё прошлое — имеет свой жизненный опыт.
— Человек живёт, постоянно приобретая, а иногда и утрачивая, свой жизненный опыт.
Что влияет на приобретение жизненного опыта человека
Конечно, прежде всего, на процесс жизни человека влияют два основных фактора:
— Внешние обстоятельства жизни ДАННОГО человека, и людей вообще, как таковых.
— Сам человек, в силу своих врождённых (прежде всего) и приобретённых свойств и качеств.
— И, конечно же, сам человек, но уже в силу своего прежнего жизненного опыта.
Что означает «человек, умудрённый жизненным опытом»
Наверное, вы обратили внимание, что не каждый жизненный опыт воспринимается одинаково.
То есть, одни люди, с приобретением оного, становятся умнее, и даже мудрее, буквально, опытнее.
А другие существуют в градациях от «Был дурак им и остался», до «Серость, что с него возьмёшь».
И это, как ни странно на первый взгляд, притом, что большинство людей имеют приблизительно схожий жизненный опят.
То есть, они живут в одних и тех же условиях, как бы типично, без особых оригинальностей-индивидуальностей.
Значит: То, ЧТО ПРИОБРЁЛ человек от своей жизни, а, следовательно, как он её живёт, зависит от него самого.
Иначе говоря: СМОГ ЛИ человек чему-либо научиться в процессе свой жизни? Приобрёл ли он свой жизненный опыт, или жизнь, буквально, «проходит всё мимо и мимо».
Значение для жизни человека позитивного и негативного опыта
Вопрос такой: Если человеку жизнь кажется вполне приемлемой – хорошей и устраивающей, будет ли он приобретать жизненный опыт?
Правильно: Конечно, да. Но, какой опыт, и как он будет влиять на жизнь этого человека?
Чтобы понять это, давайте посмотрим простую схему восприятия и приобретения жизненного опыта. Иначе говоря, принципы реагирования разных людей на их жизни.
Одни, воспринимают, не важно, даже, по каким причинам, жизнь «такой, как она есть». Типа: Ну, жизнь такая – ничего не поделаешь.
Вот, собственно, к этому и сводится весь их принцип приобретения жизненного опыта. Жить так, как живётся. Быть таким, какой есть.
То есть, как говорят про таких людей: Жизнь его (её, их) ничему не учит.
Сюда же, из области народных наблюдений относятся:
— «Если дурак, то это надолго», и тому подобное.
То есть, что получается?
Если человек воспринимает свой жизненный опыт как позитивный, то он, буквально, остаётся в этой жизни. А зачем её ему менять, если она его устраивала и устраивает?
К внешним признакам такой жизни и опыта в ней можно отнести:
— Трепетное, любовное отношение к своему прошлому;
— Буквально, постоянную ностальгию к прошлой жизни, относительно жизни настоящей;
— Главное: НИКАКОЙ КРИТИЧНОСТИ к своей прошлой (да и к настоящей) жизни. А если в ней и было что-то плохое, то это кто-то или что-то виновато.
Если же человек рассматривает свой жизненный опыт, как череду ошибок (иногда сплошную), то его жизнь складывается иначе.
Он недоволен (часто постоянно) своей прошлой жизнью. Ему стыдно, мучительно её вспоминать, как ошибки своей жизни.
А, следовательно, он, постоянно или рывками, пытается свою жизнь улучшить. Именно, на основе своего прошлого негативного жизненного опыта.
Значение знания и понимания жизненного опыта
Если вы хотите, более-менее осознавать себя и свою жизнь, а так же понимать других людей. То, однозначно, понятие «Жизненный опыт» вам в этом сильно поможет.
Например, следует с опаской относиться к людям, которые вам с упоением показывают свои прошлые фото.
Или рассказывают, гордясь, где, как, с кем они жили, учились, работали, общались.
Ибо, если вы не впишитесь в систему их ценностей, то они будут, сразу или погодя, относиться к вам негативно.
Потому что их положительный, позитивный, хороший прошлый и настоящий жизненный опыт препятствует возможности видеть в жизни что-либо новое, отличное от известного.
В частности вас и отношения с вами.
Или, например, вы сам или человек, с которым вы столкнулись по жизни, постоянно, буквально, комплексует по поводу ошибок в своей жизни.
То тоже ничего хорошего из этого не вытекает.
Потому что здесь будет постоянный драматизм по поводу неудавшейся жизни.
А если вы имеете отношения с таким человеком, то и вы, если не сразу, то погодя, станете отрицательным, негативным жизненным опытом.
Так что, как везде и во всём, следует придерживаться меры – «золотой середины».
То есть, не нужно воспринимать свой и чужой жизненный опыт не критически, как «как всё было хорошо».
Но и видеть всё в чёрном цвете, как безнадёжно повторяющееся негативное в жизни, тоже не стоит.
Почему жизненный опыт важен – сочинения
У каждого человека независимо от его возраста, интересов, взаимоотношений с окружающими людьми, есть свой жизненный опыт. Это те события, эмоции, которые пережиты, остались за плечами. Они в совокупности дают возможность сделать правильные выводы в будущем, избежать ошибочных решений, преодолеть препятствия.
Сочинение на тему Жизненный опыт
Без сомнения, человек приходит в этот мир для выполнения определенной миссии. Только вот для достижения вершин порой недостаточно хорошего воспитания и престижного образования.
Немаловажную роль играет и жизненный опыт. Под данным понятием можно подразумевать тот набор знаний, умений, представлений о жизни, людях, явлениях и процессах, который формируется в человеке в результате познания мира на протяжении каждого прожитого дня.
Соответственно, чем больше событий произошло в жизни, чем больше лет осталось позади – тем жизненный опыт обширнее, богаче. Естественно, не следует думать, что его можно получить, не совершив ни единой ошибки – на самом деле, не оступается лишь тот, кто ничего не делает.
Также жизненный опыт сравнить с биографией индивида, с его индивидуальной историей нахождения на этой планете. Каждое событие, каждая встреча, каждый взлет и падение – это именно те составные части, из которых складывается одно целое. Под основой жизненного опыта подразумевается духовная жизнь конкретного индивида.
Жизненный опыт неповторим, как и судьба – невозможно найти двух людей, у которых он был бы абсолютно идентичен. Некоторые события здесь могут повторяться, порой идет четкое разделение на вехи – так или иначе, все, что личность делает, все, что случается с ней на Земле, идет в незримую копилку.
К слову, жизненный опыт составляют как прожитые, так и пережитые события – то есть к делам, событиям, явлениям присоединяются еще и чувства, эмоции, переживания, мысли, идеи и пр. Это своеобразный комплекс уроков по управлению своими действиями.
Жизненный опыт можно ассоциировать со снаряжением в рюкзаке путешественника – он помогает выжить в сложных ситуациях (поскольку подобные вещи уже происходили, а соответственно, личность извлекла из них урок), избежать более грубых, фатальных ошибок, а также способен помочь следующим поколениям.
Но не следует думать, что жизненный опыт – это лишь добрый доктор, который может излечить от всех бед. Порой он состоит и из очень горьких, обидных событий. Увы, тропа жизни не всегда устлана цветами.
Жизненный опыт помогает в самореализации и саморазвитии: ведь имея представления и знания в одной области, а также некую практику, вполне можно направить силы на познание чего-то родственного и смежного.
На самом деле, жизненный опыт крайне полезен – ведь он может быть использован во множестве случаев, с разными целями.
Что такое жизненный опыт – рассуждение
Жизненным опытом можно назвать все те вещи, что мы уже пережили, и из-за которых поменяли свое мировоззрение. Например, пережитые нами события, чувства, эмоции или встреченные люди – все влияет на формирование нашего характера, склада ума и поведения.
В течение жизни меняется многое. Постоянно происходят какие-то события, встречаются и уходят люди, появляется свое мнение о разных вещах.
Я считаю, что любой жизненный опыт всегда полезен. Хороший опыт, например, оставляет приятные воспоминания на всю жизнь, а плохой – показывает, чего стоит остерегаться. Чем больше у человека опыта, тем больше вероятность того, что в дальнейшем, основываясь на полученных впечатлениях и знаниях, его жизнь будет счастливей и продуманней.
Но бывает и так, что жизненный опыт негативно влияет на дальнейшую жизнь человека. Об этом как раз говорит мудрая пословица – «обжегшись на молоке, будешь дуть на воду». Это объясняется тем, что иногда плохие воспоминания тянут нас вниз, не дают становиться лучше.
Человек как будто застревает на одном месте, не желая отпустить прошлое и забыть о плохом. В каком-то смысле это даже к лучшему – теперь он стал осторожнее, аккуратнее. Но в то же время ему теперь не будет хватать решительности делать что-то новое, испытывать новые ощущения.
Вспомним еще одну пословицу. Она говорит «на ошибках учатся». Это правда, ведь любая ошибка – повод стать лучше, исправиться в чем-то. Разве не в этом цель плохого жизненного опыта?
В жизни может многое казаться сложным, трудным, даже невыносимым. Это не значит, что следует сдаваться. Если смотреть на жизнь с оптимизмом и верить в свои силы и возможности, то мир будет не таким уж беспросветным.
Например, в книгах и фильмах часто прославляется образ героя, который никогда не сдается. Такой главный герой всегда нравится большинству зрителей и читателей. Вообще, если задуматься, то, конечно, бывают люди, которым нравятся злодеи или персонажи второго плана.
Но если посмотреть внимательнее, то все равно в итоге обнаружится, что и такие любимчики обладают той несгибаемостью воли, и продолжают идти вперед, несмотря ни на что.
Как итог, жизненный опыт, конечно, важная часть нашей жизни, но гораздо важнее – учиться на своих ошибках и ни за что не сдаваться, стремясь к новому и неизведанному!
Как приобретается жизненный опыт?
Жизненный опыт – это мудрость, которую приобретает человек, проходя через различные испытания. Жизненный опыт – это не только бытовые навыки и умения, это прежде всего выводы, которые делает человек после случившегося, это способность применять опыт в будущем.
Невозможно родиться с жизненным опытом, его можно только обрести, сталкиваясь с разными ситуациями. Жизненный опыт можно получить, преодолевая трудности, принимая непростые решения, делая выбор и получая последствия этого выбора, также жизненный опыт можно перенять у людей старшего поколения.
Подтверждение моих слов можно найти в тексте К.Г. Паустовского. Гимназист рассказывает о событиях, которые произошли в его жизни: из семьи ушел отец, поэтому они с матерью бедствовали. Мать всячески пыталась скрыть бедность, ее страх передался сыну. Герой стеснялся своей бедности, в отличие от его взрослого знакомого штабс-капитана Иванова.
Иванов, несмотря на предрассудки, не стеснялся своего положения. Он научил главного героя не краснеть, если не делаешь ничего дурного, «смотреть людям прямо в глаза». Штабс-капитан показал мальчику своим примером, что «пассовать перед предрассудками» не стоит, когда сам начал собирать рассыпавшуюся капусту, вопреки насмешкам окружающих.
Главный герой вынес урок из этого и приобрел жизненный опыт. Он даже стал «бравировать», разгребал снег, выполнял грубую работу. Но самое главное – он больше не реагировал на насмешки.
Этот пример показывает, что жизненному опыту может научить взрослый человек. Он может показать пример того, как следует поступать. Потому так важно, чтобы в окружении ребенка были взрослые, способные научить чему-либо.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина. В этом произведении жизненным опытом делится Стародум со своей племянницей. Он всегда поступал честно, по совести, чему и учит Софью. Стародум и Софья, впитавшая наветы своего дяди, прощают Простаковой ее злодеяния, а именно попытку насильно отдать Софью замуж за необразованного, грубого Митрофана.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный опыт приобретается тогда, когда человек проходит через жизненный испытания. Хорошо, когда в таких ситуациях рядом с человеком есть тот, кто поделиться свои жизненным опытом и покажет достойный пример.
Эссе – Опыт в жизни человека
Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни.
Часто бывает, что у молодого человека богаче жизненный опыт, чем у пожилого. Если люди живут в тяжёлых условиях и им приходится постоянно встречать на своём пути преграды, они находят все новые и новые пути их преодоления.
Данные обстоятельства делают их опытнее. Они могут находить выход из любой ситуации и даже способны давать советы другим. В тоже время, люди, прожившие всю свою жизнь в “тепличных условиях”, не получат никогда богатого жизненного опыта.
Чтобы получить обширный жизненный опыт, необходимо учиться всему на своих ошибках. Человек способен противостоять всем сложностям, которые встречаются ему, лишь имея много знаний и умений. По этой причине так важно получить образование. Человек, который обладает большим объёмом знаний, может легче решать свои проблемы и справляться с трудностями.
Чтобы меньше набивать шишек, приобретая жизненный опыт, можно воспользоваться знаниями других: родителей, учителей, литературных героев. Читая книги, которые повествуют о нелёгкой судьбе человека и о том, как он смог выжить, появляется прекрасная возможность взять что-то полезное для себя. Фильмы тоже могут помочь в этом. Просто необходимо с умом выбирать материал.
Человек, получив знания, должен их переработать. Если всё пройдёт удачно, то он станет умнее и опытнее. Мудрым стать очень сложно, просто человек должен многое пережить и ещё больше изучить. Умный человек всегда анализирует полученную информацию и пережитые им события, делая при этом необходимые выводы.
Посещение специальных тренингов и психологов также направлено на то, чтобы человек смог разобраться в себе и сделать правильные выводы. Общее развитие человека играет огромную роль в формировании жизненного опыта.
Путешествия, поездки, посещения музеев и картинных галерей помогают в этом. Познакомившись с культурой и обычаями других стран, человек узнает много нового и полезного. Жизненный опыт людей другой национальности часто может быть очень полезным для своего саморазвития.
Таким образом, очень важно стремиться к получению богатого жизненного опыта. Он поможет человеку прожить жизнь легче и стать неплохим советчиком для других людей.
Ценность жизненного опыта
Жизненный опыт – вещь ценная и полезная. Он набирается, как сокровища, с годами и с событиями. Если много лет просто так проспать или просидеть, то можно сил набраться, конечно, но не жизненного опыта. Ещё можно книги читать, но это уже другой опыт – книжный. Обычно опыта больше у бабушек и дедушек, что понятно.
Только у них опыт тоже разный бывает. Есть опыт войны, что не очень приятно. Но это тоже важно, раз уж такие события случились… Просто чтобы люди точно знали, что войн быть не должно больше. И ещё очень ценны свидетельства тех, кто пережил события, битвы какие-нибудь.
Я слышал, что был жив последний участник битвы важной (забыл, какой именно). И вот он мог предоставить много достоверной, важной информации. А то со временем люди могут разное придумать! Или уже начинает казаться, что всё на войне не так уж страшно, что какие-то цели того стоят! Но так нельзя. Как нам повторяют каждый день Победы – нельзя забывать.
И, вообще, жизненный опыт может быть просто в событиях жизни. Появляется понимание, как ведут себя люди, что может быть… Вот почему у старшего поколения спрашивают совета. Они прожили долгую жизнь. Может быть, сталкивались с именно таким случаем. Или просто тот самый опыт подскажет, что может дальше получиться.
Всё очень логично. Человек, который проработал на фирме долго, может объяснить новичку, подсказать. Иногда взгляд уже у него не такой позитивный, вот старикам и кажется, что раньше всё было лучше. Но понятно – просто тогда они были молоды и полны сил, ничего у них не болело!
У меня, если сравнить с первоклассником, тоже уже большой жизненный опыт, например, школьный. Если меня спросят, то я могу дать совет новичкам. Даже провести мастер-класс! Хотя бы открытый урок.
Ещё с уникальным жизненным опытом люди пишут мемуары. Многие любят их читать – набираться опыта, смотреть, как люди выходили из разны ситуаций. Как, вообще, жили в разные эпохи.
В общем, жизненный опыт даже неоценим часто. Это индивидуально, в то же время глобально – всем может помочь. Я постараюсь набраться классного жизненного опыта! И передать его поколениям. А но я и сам буду прислушиваться к опыту старших. Это, на самом деле, интересно!
Читайте также: Красота спасет мир – сочинения для 5–9 классов.
В любом случае человек должен всегда позитивно смотреть на жизнь, не бояться трудностей, а приобретая жизненный опыт (не важно, положительный или отрицательный) радоваться, что в будущем появляется возможность исправить собственными руками.