что дает человеку прощение
А вы умеете прощать?
Что говорят о пользе прощения медицина и психология
Десмонд Туту архиепископ Кейптаунский, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года и Темплтоновской премии 2013 года
В последнее время появляется все больше исследований о прощении. Если раньше этот вопрос касался только религии, то теперь, уже в качестве академической дисциплины, он привлекает внимание не только философов и теологов, но также психологов и врачей. Университеты всего мира организуют сотни проектов, посвященных прощению.
Даже нейробиологи начали изучать физиологию прощения и открывать в человеческом мозге барьеры, препятствующие ему. Некоторые даже хотят узнать, нет ли специального «гена прощения» в ДНК.
По мере появления новых исследований становится ясно, что прощение меняет человека интеллектуально, эмоционально, духовно и даже физически. Психолог Фред Ласкин пишет: «Строгие научные исследования показали, что тренинг по прощению снижает депрессию, повышает оптимизм, уменьшает озлобленность, улучшает душевные связи и повышает эмоциональную уверенность».
Это лишь некоторые реальные и совершенно конкретные положительные эффекты прощения. Исследования также показывают, что люди, склонные к прощению, имеют меньше проблем как с физическим, так и с душевным здоровьем и лучше переносят стресс.
Все больше ученых указывают на целительную силу прощения и в то же время обращают внимание на душевный и физический вред от отказа прощать. Фиксация на гневе и обиде, жизнь в постоянном стрессе разрушают не только душу, но и сердце. Действительно, результаты исследований свидетельствуют о том, что невозможность простить может служить фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, повышенного кровяного давления и иных недугов, связанных с хроническим стрессом.
Результаты исследований также свидетельствуют, что фиксация на гневе и обиде приводит к тревоге, депрессии и бессоннице, увеличивает вероятность гипертонии, язвы желудка, мигрени, болей в спине, сердечных приступов и даже рака. Обратное тоже верно: искреннее прощение может благотворно повлиять на течение многих заболеваний. При уменьшении стресса и тревоги, ослаблении депрессии сходят на нет и сопутствующие им недомогания.
Исследователи и в дальнейшем будут измерять частоту сердцебиения, кровяное давление и продолжительность жизни тех, кто простил, и тех, кто не сумел сделать это. В конце концов наука подтвердит то, что людям было известно на протяжении тысячелетий: прощение — благо.
Польза для здоровья — это только начало. Простить — значит также освободить себя от последствий пережитых травм и лишений, какими бы тяжкими они ни были, и вернуть контроль над собственной жизнью.
Простить – значит улучшить здоровье и укрепить семью
Ни медицина, ни психология не могут изучить, подсчитать и рассмотреть под микроскопом глубокую связь между людьми и стремление каждого из нас жить в гармонии друг с другом.
Вероятно, наука только начинает приближаться к тому, что мы в Африке знаем уже давно: все люди тесно взаимосвязаны. Но даже наука пока не способна объяснить нашу потребность друг в друге.
Согласно результатам исследования профессора Гарвардской школы общественного здраво охранения Лизы Беркман, объектом изучения которой стали семь тысяч человек, у одиноких людей риск преждевременной смерти в три раза выше, чем у людей с крепкими социальными связями. Еще более поразительно, что те, кто вел неправильный образ жизни (курение, ожирение, недостаток физической активности), но имел широкий круг общения, в действительности жили дольше, чем приверженцы здорового образа жизни, обладавшие узким кругом общения.
Если сейчас мы испытываем безразличие, нам не хватает сострадания и мы отказываемся прощать, потом придется расплачиваться за это. Но страдает не только каждый из нас в отдельности — страдает все человеческое сообщество и в конечном счете весь мир.
В моей семье ссоры между братьями и сестрами выливались в отчуждение между другими поколениями. Когда взрослые братья или сестры отказываются разговаривать друг с другом из-за старой или недавней обиды, их дети и внуки лишаются радости крепких семейных отношений.
Они могут и не знать, что именно вызвало охлаждение. Им известно только, что «мы не ходим в гости к тете такой-то» или «мы не общаемся с этими двоюродными братьями». Примирение, достигнутое представителями старших поколений, открывает дорогу к здоровым отношениям между младшими и их взаимной поддержке.
Если ваше благополучие — физическое, эмоциональное, душевное — недостаточный аргумент, если ваша жизнь и ваше будущее — не слишком убедительная причина, тогда, может быть, вы согласитесь простить ради блага тех, кого любите? Гнев и обида отравляют не только вашу жизнь, но и все ваши взаимоотношения, в том числе с собственными детьми.
Простить – значит перестать быть мучителем или жертвой
При любых обстоятельствах прощение — это наш выбор. Способность простить проистекает из понимания, что все мы несовершенны, ибо все мы люди. Каждый из нас совершал ошибки и причинял зло другим. Мы будем делать это и впредь. Нам легче учиться прощению, если мы признаем, что роли могут поменяться.
Любой человек больше рискует стать мучителем, чем жертвой. Каждый потенциально может сделать другим зло, совершённое по отношению к нему.
Я мог бы сказать: «Я бы никогда в жизни не. «, но голос смирения ответит: «Никогда не говори “никогда”». Лучше заявить: «Смею надеяться, что в тех же обстоятельствах я никогда бы не. «. Но разве кто-то может знать это наверняка?
Такое противопоставление на самом деле ложно. Никто не будет принадлежать к лагерю мучителей вечно. Никто не останется жертвой навсегда. В каких-то ситуациях мы причиняем зло, в других — зло причиняют нам. Иногда мы балансируем между двумя лагерями, например обмениваясь оскорблениями во время супружеской ссоры.
Зло бывает разным, но дело вообще не в этом. Тот, кто захочет сравнить, сколько зла сотворил он и сколько зла причинили ему, вскоре обнаружит себя погружающимся в водоворот отрицания и превращения себя в жертву. Те, кто думает, что их не в чем упрекнуть, просто не смогли беспристрастно посмотреть на себя в зеркало.
Люди не рождаются с ненавистью и желанием нанести друг другу вред, это приобретенный навык. Дети не мечтают стать насильниками и убийцами, когда вырастут, но каждый насильник и убийца когда-то был ребенком. Не раз, глядя на тех, кого называли чудовищами, я думал о том, что, сложись все иначе, на их месте мог быть я.
Я говорю так не потому, что я какой-то особенный или святой. Но я сидел рядом с осужденными в камере смертников, разговаривал с бывшими полицейскими, которые признавались в том, что участвовали в жесточайших пытках, навещал детей-солдат, творящих тошнотворные мерзости, — и в каждом из этих людей видел то общее, что нас связывает.
Прощение — действительно милость, с помощью которой мы даем другому возможность подняться, причем подняться с достоинством, возродиться. Отказ прощать приводит к горечи и ненависти. Ненависть к другим пожирает нас так же, как ненависть и презрение к себе. Ненависть — не имеет значения, спрятана она глубоко внутри или выставлена наружу, — всегда действует на душу разрушительно.
Прощение. Как и зачем прощать?
Поскольку тема прощения нередко поднимается из глубин наших сердец в процессе медитации, то предлагаю вам продолжить разговор об этой врожденной способности человека.
В первой части мы поговорили об эволюционной модели прощения и мести. Здесь мы рассмотрим их нейробиологические основы, преимущества для нашего здоровья и современный взгляд психологов на прощение.
Нейробиология прощения и мести
Если рассматривать прощение как результат эволюции когнитивных механизмов для принятия адаптивных социальных решений, то в мозге должны быть нейронные основы для этих механизмов. Поскольку прощение, по своей сути, является обратной стороной мести, то их имеет смысл рассматривать в паре. Начнем с мести.
Месть и наказание связаны с повышенной активацией стриатума (или полосатого тела) и островка, где:
Во время прощения активны латеральные области префронтальной коры и передней поясной коры. Они могут регулировать и тормозить негативные эмоции, идущие от островка, а также подавлять мотивацию отомстить, идущую от стриатума.
Прощение также активизирует сеть теории разума, которая отвечает за представление намерений, желаний, эмоций и ментальных состояний других людей. Для прощения необходимо увидеть проступок глазами обидчика и точно оценить его намерения и степень виновности. Цена ошибки в оценке намерений может быть очень высока. Преступление было преднамеренно или случайно? Извинился ли преступник и насколько искренне? Сожалеет ли он о содеянном? Какие жизненные факторы вынудили его совершить преступление?
Когда люди успешно представляют себе прощение кого-то, они проявляют повышенную активность в нейронных цепях, ответственных за эмпатию. Это говорит нам о том, что сопереживание обидчику тесно связано с прощением и является важным шагом в этом процессе.
Суммируя данные исследований, в прощении задействованы как минимум три механизма:
Преимущества прощения для здоровья
Исследования показывают, что обучение прощению:
Прощение других приносит сильную психологическую пользу и душевный покой тому, кто прощает, и освобождает его от разъедающего гнева.
Повышается надежда, самоэффективность, оптимизм, сострадание и уверенность в себе.
Что же такое прощение?
Если прощение несет физическую и психологическую пользу, то почему многие не пользуются им? У некоторых людей есть неверные представления о том, что такое прощение на самом деле, поэтому они избегают его. Другие хотят простить, но сомневаются в том, действительно ли они могут это сделать. Отказываясь прощать, мы можем причинить себе гораздо больший вред, чем тот, кто причинил нам боль.
Прощение представляет собой позитивную, «здоровую» стратегию преодоления ситуации, которая в противном случае может стать источником психологического стресса.
Прощение — это когнитивный и эмоциональный процесс, который устраняет хроническую враждебность, руминации и их неблагоприятные последствия.
Прощение — это сознательное, обдуманное решение высвободить обиду и связанные с ней чувства по отношению к человеку или группе людей, которые причинили вам вред, независимо от того, действительно ли они заслуживают вашего прощения.
Однако не менее важным, чем определение того, что такое прощение, является понимание того, чем прощение не является.
Мифы о прощении
Прощение – это не оправдание
Следует различать оправдание и прощение, это совершенно разные вещи. За проступок, который полностью оправдан, нечего прощать. Когда поведение оправдано, это означает, что оно не было морально неправильным. Если кто-то говорит, что прощает вас, хотя вы не сделали ничего плохого, это может даже оскорбить. Когда вы прощаете, вы не замалчиваете и не отрицаете серьезность проступка/преступления и вы не забываете его.
Примирение не обязательно
Примирение не является ни необходимым, ни достаточным условием для прощения. Можно примириться и без прощения, по чисто прагматическим соображениям, а можно простить и без восстановления мира (и не освобождая при этом от юридической ответственности). Примирение может быть не желанным для одной из сторон или уже невозможным. В конечном счете, прощение – это то, что вы делаете для себя, а не для другого человека.
Майя Энджелоу говорила, что прощение – один из величайших даров, которые вы можете себе дать, и призывала простить всех, освободиться от бремени обид и стать легче.
«Освободиться от бремени обид» значит распознать боль, которую вы испытали, избавиться от глубоко укоренившихся негативных чувств и не позволить этой боли определять вас и мешать вам двигаться дальше.
Примирение со словом «НЕТ»
Учитель прощения из Стэндфорда Фред Ласкин предлагает простое определение прощения.
Прощение – это способность примириться со словом «нет».
О чем же идет речь? Ласкин считает, что, несмотря на уникальность каждой конкретной боли и обиды, в их основе лежит универсальный опыт: желать «да» и получать «нет».
Я возражаю против того, как устроена жизнь, и пытаюсь изменить ее на ту, что я хочу, а затем расстраиваюсь, когда не получаю, что хотел. Мы ищем пути манипулировать миром, чтобы сделать его безопасным и приятным местом для нас и в долгосрочной перспективе это не работает. Когда что-то идет не так как задумано, мы приходим в ярость.
Я хотел(а), чтобы мой партнер был верен мне. Он не был верен, и я получил(а) «нет».
Я хотел(а) услышать правду, а получил ложь – я получил(а) «нет».
В основе прощения лежит способность быть стойким, когда все идет не так, как ты хочешь.
После огорчения примириться со словом «нет», примириться с уязвимостью, присущей человеческой жизни. Для того, чтобы двигаться вперед с открытым сердцем, без предвзятости, не приписывая негативного опыта новым взаимоотношениям. Дать шанс новому моменту, своему будущему.
Подход Фреда Ласкина основан на простом и радикальном представлении, что то, как мы реагируем на эти обиды, зависит от нас самих. Мы можем делать выбор в сторону прощения.
Ласкин руководит самым масштабным проектом по исследованию межличностного прощения. Его метод прощения из девяти шагов опробован практически на всех мыслимых обидах и доказал свою эффективность научными исследованиями.
9 шагов к прощению
Прощение – это навык, которому может научиться каждый человек, а с другой стороны это – многоэтапный процесс, который может занять длительное время и часто протекает нелинейно. И оно дается нелегко. Нет быстрой формулы, которой вы могли бы следовать.
«Вы не можете все переписать, улыбнуться и сказать: «Я прощаю». Это глубокий процесс сердца», – говорит учитель медитации Джек Корнфилд.
Где бы вы ни находились в этом процессе, действуйте с любовью и добротой к себе.
Прощение как потребность
Завершился Великий пост. Накануне Святой Четыредесятницы, в Прощеное воскресенье, мы испрашивали друг у друга прощение. Затем наступило время сугубого покаяния, когда мы просили прощения у Бога. Как мы всегда ждем этого прощения и желаем его, но вот умеем ли прощать сами? Как отличить формальное прощение от искреннего, связано ли наше собственное покаяние со способностью прощать? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).
Прощение — состояние сердца
Более того, Господь, зная эту нашу способность, прямо заповедует нам прощать в течение даже одного дня так много раз, что трудно сосчитать. Но для того чтобы какую-то способность реализовать, надо иметь намерение. Иногда человек хочет прощать и прощает, а иногда не хочет прощать и не прощает. Сложнее бывает, когда мы понимаем, что как христиане должны простить — и не можем. Это оказывается очень тяжело и болезненно для самолюбия, и мы находим массу причин, чтобы не делать этого. Например, говорим себе: «Ведь Господь прощает человека тогда, когда он кается и сам просит прощения. Если мой обидчик повинится, я тоже, может быть, прощу его».
Но дело в том, что Господь ждет от нас покаяния, потому что Он по отношению к нам ничего худого не совершил и совершить не может. А мы друг другу много зла делаем, и поэтому необходимо всегда помнить о заповеди «подставить левую щеку». Некоторые отцы трактовали это таким образом: когда тебя обидели незаслуженно, и ты уже готов возмутиться этой несправедливостью, вспомни о своей левой щеке, то есть о своих худых делах, о которых не знает никто, кроме Бога. И пойми: Господь посылает тебе возможность потерпеть обиду, чтобы через это очистить себя. Ведь ты однозначно заслужил это, если не перед обидчиком, то точно перед Богом.
Прощение на самом деле порой дается очень трудно, и даже когда человек имеет подлинно христианское устроение. А ведь молитва злопамятного, как говорит преподобный Исаак Сирин, это сеяние на камне. Главным препятствием здесь становится и самолюбие, и человеческая гордость, и жалость к себе. К тому же зачастую наш грех и наша слабость рядятся в одежду самооправдания: как же я буду прощать этого человека, ведь он не только мне, но и многим другим досадил. Но нужно понять одну вещь: прощение вовсе не предполагает предоставления человеку возможности сделанное нам зло повторять. Простив грабителя или мошенника, мы вовсе не должны разрешить ему вновь нас ограбить, обмануть.
Когда мы говорим о прощении, то в первую очередь речь идет о состоянии сердца. Простить — это значит человеку его неправду отпустить именно от всего сердца, как очень точно сказано в Евангелии. Это значит, что сердце не должно болезненно сжиматься, когда мы об этом человеке говорим или думаем, а в душе пребывает мир и хотя бы в какой-то мере любовь и сострадание. Вот это и есть прощение.
Однако в том, как мы будем потом строить свои отношения с этим человеком, необходимо руководствоваться здравым смыслом.
Путь прощения — стать сильнее
Почему же так сложно простить? Нам очень часто кажется, что мы в этой жизни — несчастные и слабые жертвы, а те, кто причиняет нам зло,— нападающие, агрессоры. Но надо понять, что если кто-то тебе делает плохо, то он причиняет зло и себе в том числе, причем себе в гораздо большей степени, ведь, безусловно, Господь взыщет. В этом надо усмотреть повод этого человека пожалеть и уже не чувствовать себя жертвой. Когда ты сильный, нетрудно простить. Вот это, мне кажется, путь прощения — стать сильнее.
Бывают ситуации, когда мы видим, что человек просит у нас прощения, но делает это, так сказать, используя благочестивую христианскую традицию, для того чтобы выйти сухим из воды, обнулить создавшуюся напряженную ситуацию. Возникает закономерный вопрос: можно ли в таком случае отказать в прощении?
Правильным будет такого человека все-таки простить, хотя бы внешне отпустить ему, хотя, повторюсь, с прощением изменяется состояние сердца, из которого должно уйти зло. Но если необходимо выстроить с обидчиком некую дистанцию, то это нужно сделать. Можно сказать: «Да, я тебя прощаю, но больше не хочу с тобой иметь никаких дел, потому что иначе это будет слишком большим соблазном и для тебя, и для меня».
Если речь идет о ситуации, например, в семье, когда люди вместе живут, тогда, безусловно, прощение бывает сопряжено с тем, чтобы человека вернуть на прежнее место, как происходит с блудным сыном из евангельской притчи. Но, прощая человека, в семье или на работе, бывает необходимо установить за ним тот контроль, которого не было прежде. И в этом нет ничего противного христианской любви, потому что в ряде случаев этот контроль будет благом.
Когда человек просит у нас прощения неискренне, то, конечно, на самом деле он его не просит, а пытается выстроить с нами какие-то взаимоотношения, действует в русле некой дипломатии, а может быть, даже проявляет коварство. Если мы это видим, то должны разумно действовать: пожалеть, простить и опять же установить ту дистанцию, которая и нас обезопасит от недобросовестных действий этого человека, и ему не даст причинять нам зло, а потом нести за него ответственность.
Бывают ситуации, когда нам необходимо пойти на некий риск и вернуть провинившемуся утраченное доверие. Например, человек растратил казенные деньги, потому что у него была какая-то слабость к алкоголю, азартным играм или еще что-то в его жизни произошло. Но ты его очень хорошо знаешь и понимаешь, что после того, как он попросил прощения и раскаялся, есть какая-то надежда на исправление. Можно в таком случае вновь предоставить ему доступ к этим деньгам, возможность совершать с ними какие-то операции. Это доверие в том числе может помочь ему выправиться. Если же он повторит свой поступок второй и третий раз, то надо это пресечь. Необходимо всегда ориентироваться по конкретной ситуации, прибегая к своей доброй христианской совести, доброму христианскому намерению и в то же время — здравому смыслу.
«Как простить Гитлера?»
Иногда случается, что тебе кто-то нанес обиду и вроде бы ты простил и даже забыл об этом, но потом происходит вновь похожая ситуация или твой обидчик снова тебе досаждает — и тогда прежняя обида вспыхивает в сердце и причиняет боль. Значит ли это, что на самом деле прощения никакого не было, а был лишь самообман? Или причина в чем-то другом?
Это прежде всего значит, что мы люди несовершенные. Действительно, возможно, в какой-то момент мы простили, но память о том, что человек сделал, в нас осталась. А новая ситуация спровоцировала разрастание этого чувства с новой силой. Просто надо опять работать над своим сердцем и учиться радоваться тому хорошему, что с этим нашим ближним происходит, или учиться огорчаться плохому, случающемуся с ним, и, безусловно, за него молиться.
Но ведь прощение злодея не говорит о том, что его не нужно сажать в тюрьму и изолировать. Нужно. Обязательно. В этом заключается милосердие к тем, кому он больше не сможет причинить зла, и к нему самому: он не сможет это зло творить и хотя бы в какой-то степени искупит то, что он сотворил на земле.
Как понять, что в твое сердце по-настоящему пришло прощение? Когда человек понимает, что важнее всего в жизни — научиться любить Бога и окружающих людей, когда человек к этой любви стремится, тогда он очень хорошо чувствует, движется он к прощению или нет. Потому что когда для человека любовь — нормальное состояние, а ее отсутствие — ненормальное состояние, то для него нестерпимо не прощать кого-то за что-то и он всеми силами своей души будет стремиться к прощению и простит. Мы такие существа: чего очень хотим, того очень быстро добиваемся. Если для нас прощение будет потребностью, мы очень легко научимся прощать. Главное — осознать и почувствовать это как потребность.
Газета «Православная вера» № 7 (531)
Почему так важно уметь прощать?
Люди могут причинять друг другу боль и страдания самыми разными способами. И возникает закономерный вопрос, зачем нужно прощать? Лауреат Нобелевской премии мира, архиепископ Десмонд Туту считает, что только благодаря прощению мы можем исцелиться.
Приведем ниже ряд доводов на этот счет.
Бессмысленность мести
Следует сказать, что ответное зло очень редко может принести пользу. Вы можете нести в себе какую-либо травму, которая будет вас терзать, свежая или старая рана – результат один. Чтобы пройти этот путь, вы можете возмущаться и желать мести, но это только усугубит ситуацию. От ответного удара боль и злость не уменьшатся. Только прощение может принести покой. Без прощения вы останетесь один на один с болью и не сможете обрести душевное равновесие.
Польза прощения
Отвечая на вопрос, зачем вообще прощать обиды, необходимо отметить, что всякое прощение положительно влияет на ваше здоровье. Сейчас появляется довольно много исследований на эту тему. Ранее это затрагивало только вопросы религии. В настоящее время как академическая дисциплина это интересно философам, теологам, психологам и врачам.
Прощение изменяет человека очень сильно, как интеллектуально и эмоционально, так и физически. Научные исследования показали: тренинг по прощению уменьшает депрессию и озлобленность, увеличивает оптимизм. Это лишь малая часть положительных эффектов прощения. Люди, которые прощают других, имеют меньше проблем с физическим и с душевным здоровьем. Они значительно лучше переносят стресс.
Фиксация на гневе и обиде, а также жизнь в стрессе разрушают душу и сердце. Исследования показывают, что отсутствие прощения может служить фактором риска развития различных болезней. Отсутствие прощения может привести к тревоге, депрессии и бессоннице. Искреннее же прощение обидчика может сохранить здоровье на должном уровне.
Прощение – свобода
Не простив другого, мы оказываемся с ним в некой негативной связи. Вот зачем нужно прощать людей. Пока мы не простили человека, мы не сможем обрести полноценного счастья и будем несвободны. Лишь прощение дает нам чувство свободы. Другими словами, прощение – лучшая форма эгоизма как с духовной, так и с научной точки зрения.
Взаимосвязь людей
Выяснилось, что у одиноких и замкнутых людей риск смерти в три раза выше, чем у общительных. Данное исследование проводилось с участием более 7000 человек. И этот факт важности социализации не может перечеркнуть даже неправильный образ жизни (курение, ожирение, недостаток физической активности). Чем больше социальная активность, тем дольше живет человек.
Одиночество – это больший фактор риска заболевания, чем курение. Мы тесно связаны друг с другом и нуждаемся в общении. Это – результат эволюции, и наше выживание сегодня зависит от этого. За отсутствие сострадания и способности прощать мы будем расплачиваться в дальнейшем. И это касается всего человечества. Мы созданы, чтобы быть в сложной сети взаимосвязей и взаимовлияния.
Жертва и мучитель
Несомненно, многие из нас совершали ошибки и причиняли зло другим людям. Такова наша природа. Нам легче учиться прощению, если мы будем осознавать, что можем быть не только жертвой, но и мучителем. Каждый теоретически может сделать другим зло. Люди не рождаются с ненавистью и желанием причинить зло. Это появляется в качестве ответной реакции.
Мы привели основные аргументы в пользу того, что человеку необходимо уметь прощать. Основная мысль состоит в том, что накапливая обиды, мы сами себе приносим вред. Страдает и душа, и тело. Чтобы научиться прощать, нужно в первую очередь понимать свои эмоции и управлять ими. Научиться этому не так сложно. В помощь – курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он научить понимать не только свои эмоции, но и эмоции других людей. А это в свою очередь будет способствовать пониманию поведения обидчика. Прощайте и будьте свободны от негативных мыслей!