что дает человеку крестный ход

Православная Жизнь

Антонину Станиславенко можно назвать ветераном крестных ходов – почти 20 лет подряд она участвует во многих церковных шествиях, которые проходят в Винницкой епархии.

что дает человеку крестный ход. Смотреть фото что дает человеку крестный ход. Смотреть картинку что дает человеку крестный ход. Картинка про что дает человеку крестный ход. Фото что дает человеку крестный ход

Еще в 1995 году эта женщина в числе сотен православных прошла 14 часов из Винницы в Браиловский монастырь вместе с вновь обретенной иконой Божьей Матери «Браилово-Ченстоховской». Более 10 лет Антонина Иосифовна – постоянная участница ежегодных крестных ходов к Калиновскому кресту и в Иосафатову долину на территории Винницкой области, а также большинства городских шествий православных верующих.

Но главным крестным ходом своей жизни Антонина Станиславенко считает крестный ход из Браиловского монастыря в Почаевскую Лавру, совершаемый ежегодно в Успенский пост. Паломники проходят около 300 км за восемь дней, и далеко не каждый молодой и здоровый способен выдержать такие нагрузки – немало людей покидают крестный ход. А Антонине Иосифовне – 60 лет, и она прошла с крестным ходом от Браилова в Почаев уже восемь раз.

что дает человеку крестный ход. Смотреть фото что дает человеку крестный ход. Смотреть картинку что дает человеку крестный ход. Картинка про что дает человеку крестный ход. Фото что дает человеку крестный ход

«Три раза я была в Иерусалиме – Бог управил, была на Соловках, Валааме, объездила Золотое кольцо России, но такого Господнего посещения – особой благодати, как в крестном ходу из Браилова в Почаев, я нигде не чувствовала. Наверное, это десять праздников Пасхи вместе взятых. И это такая молитва, такое покаяние!».

Если человек прошел крестный ход, его можно брать и в разведку

«Плачут все: потому что ноги опухшие, все в ранах, рюкзаки тяжелые. В этом году даже ребята-спортсмены, сильные такие, виду не показывали, а в кукурузе слезу пускали. Понять не могли: «Что ж такое?! Мы ж спортсмены, а так тяжело!»

Но плачут и от радости. Крестный ход – он для души, для покаяния. Молимся за себя, за других. Один привал – за умерших, другой – за живых… В конце пути приходим все черные от пыли и солнца, а люди говорят, что у нас лица просветленные».

Антонина Станиславенко рассказывает, что когда пошла первый раз из Браилова в Почаев, силы оставили ее очень быстро – волдыри на ногах образовались, как грецкие орехи. Шли бесконечным кукурузным полем, пыль по колено, жара где-то под 38C.

«Понимаю, что назад не вернусь и вперед нет сил идти. Молюсь: «Святитель Николай, помоги!».

И вдруг, откуда силы только взялись – полетела как на крыльях, не чувствуя тяжести за спиной. И такие Господь чудеса являл на каждом шагу почти.

Если человек прошел этот крестный ход, его можно брать и в разведку. Это шанс узнать и о себе, и о других нечто такое, что в обычной жизни может никогда не проявиться. Люди становятся таковыми, какими они есть на самом деле. А значит появляется возможность и покаяться, и исправиться».

Антонина Станиславенко называет себя здоровым человеком, перечислив при этом с десяток серьезных заболеваний, с которыми она старается совладать. По ее словам, многие участники крестного хода имеют онкологические заболевания.

«В предпоследний день стало особенно тяжело идти. Одна женщина попросила помочь перевязать рану. Смотрю, а у нее весь живот в шрамах. Скорбеть и жаловаться на свою долю напрочь желание пропало».

Там Господь слышит каждую молитву

«Отец Иоасаф, который водит нас в этот молитвенный поход каждый год, говорит, что, может быть, эти крестные хода для нас – тренировка. Нам не страшны по большому счету любые катаклизмы. Если вдруг наступит такое время, что перестанут ходить поезда, автобусы, электрички, мы возьмем рюкзаки и пойдем туда, куда нужно будет идти. Пойти в Москву? – дойду, скажут пойти дальше – буду идти. Я уже просто поверила в себя».

Антонина Станиславенко рассказывает, что, вернувшись из Почаева домой, отдыхает дня два и снова собирает рюкзак – в следующий крестный ход.

«Крестный ход – это та традиция, которая очень нужна сейчас. Я уверенна, что это то, что помогает спасению души, закаляет человека и физически, и духовно. Мне кажется, что совершить такой молитвенный подвиг важно каждому. Господь слышит каждую молитву того, кто идет Ему навстречу. В таких шествиях иконы мироточат, чудеса являются. В одном таком крестном ходу на иконе «Милостивая» Матерь Божия полностью открыла глаза. Во время чтения акафиста Честному Кресту Господню каждый раз появляется крест на все небо.

Господь все время чудеса являет по молитвам. Бездетным, от которых врачи отказались, деточек посылает, неизлечимо больным – здоровье. А главное – исцеляются больные души».

По мнению Антонины Станиславенко, чтобы пойти в крестный ход, нужны две вещи: благословение священника и вера.

Источник

Великая сила крестного хода. Рассказ впечатленного участника.

27 марта 2018 года (Вторник)

что дает человеку крестный ход. Смотреть фото что дает человеку крестный ход. Смотреть картинку что дает человеку крестный ход. Картинка про что дает человеку крестный ход. Фото что дает человеку крестный ход

Душа каждого человека по природе христианка, распознающая тонким слухом зов Духа Божьего. Узнав, что в дни Великого поста по благословению архиепископа Могилёвского и Мстиславского Софрония совершится Крестный ход «За прекращение абортов и сохранение традиционных семейных ценностей», я твердо решила стать участницей этого благочестивого действия. Разве можно остаться в стороне, когда сотни людей будут просить за всех живущих в моем родном Могилеве, о рождении здоровых детей, о благополучии ныне живущих детей? А значит, и за моих детей, и внуков, и даже правнуков!

Иван Шмелёв в автобиографической повести «Лето Господне» называл крестный ход небом, коснувшимся человека. Крестный ход – это непрерывная движущаяся церковь. А над ней – непознаваемо-высокое небо, независимо от того — солнечный день или укрытый тучами. А небо – слово многозначное и у каждого своё. Но есть одно, что объединяет всех: мечта о счастье своих детей. Но мечтать и желать мало, надо ещё и потрудиться. Физически трудиться мы умеем, а вот духовно… А ведь из поколения в поколение передавалось в православных семьях стремление к душевному и духовному подвигу, уверенность, что для очищения грехов надо потрудиться: пройти долгий путь, в глубоком уединении, сосредоточившись на молитве, с сотнями других уединений, собранных вместе. Только сейчас стало понятно мне святоотеческое изречение: «Крестный ход идет – ад трепещет». Потому что в это время объединяются сотни покаянных молитв, а это и есть следование крестной дорогой за Христом.

Именно в крестном ходе Господь дает человеку возможность глубже понять заповеди Божии, приобрести ценный опыт духовной жизни — в обычной жизни такой опыт нарабатывается годами. Крестный ход создает условия для того, чтобы в молитве не отвлекаться мыслями о делах (ведь дела, заботы и хлопоты остались дома, и с каждым шагом, с каждым километром они все дальше и дальше), не отвлекаться на мечтания. И слова молитвы из молитвослова — это уже и твои слова. Какое счастье почувствовать это! Православная Церковь обозначает это явление словом «соборность», единение христиан в любви, вере и жизни. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, это тело, главой которого является Иисус Христос. Крестный ход — это душевный порыв человека готового взять на себя определённые трудности и преодолеть их во Славу Божию. Это крестный, молитвенный и нелёгкий путь души.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага. Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий каждый раз, отправляясь в поход, совершал со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им придавалось такое большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

В Могилеве крестные ходы имеют давнюю историю, начинающуюся практически одновременно с историей города. Не раз во время крестных ходов спасала город великая святыня Приднепровского края — Могилево-Братская икона Богородицы, названная так по наименованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала XX ст. Наши предки знали, что после крестного хода с молебном всегда были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления и участников, и тех, за кого молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи крестного хода — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощения грехов и заступления Божьих Сил Небесных.

Там, где проходит крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность наполняется Божьей благодатью. Господь освящает человека, а через человека – природу. И город через это очищение получает особую благодать. Крестный ход – еще одна попытка сохранить наше Отечество как святое место в этом мире и за пределами его, утвердиться в мысли, что Господь не оставит нас.

Святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы».

Вот вам и тема для размышлений о том, нужны ли крестные ходы и как к ним относиться, участвовать ли в них — хотя бы немножко: как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо, ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах и хоругвях незримо предстоят перед каждым…

Нынешний крестный ход начался от храма в честь святых праведных Иоакима и Анны, что на Чаусском шоссе. Направлялись с востока на запад — к храму иконы Божией Матери «Всецарица» в Казимировке. Возглавляемые священниками из могилевских храмов — иереем Алексием Скобом, иереем Владимиром Котовым, протоиереем Сергием Белоусом, иереем Андреем Шавариным, крестоходцы с покаянными молитвами прошли через весь город, останавливаясь для молебнов в храмах.

По дороге присоединялись могилевчане, многие останавливались, склонив голову, а затем опять спешили по своим делам. У каждого свои причины, по которым он присоединяется к крестному ходу. Неизгладимо из памяти короткое духовное общение с крестоходцами. Чувствовалось, что многие участники всем сердцем полюбили молитвенный дух крестного хода, соработничество со Христом, крестоношение.

Встречные останавливались, кланялись крестному ходу со святыми иконами. Приостанавливались машины, пропуская крестоходцев. Заметила, что многие водители с благоговением осеняли себя крестным знамением. На протяжении всего пути нас сопровождала милиция. Оступившись, я чуть не упала, но меня поддержал статный страж порядка.

На небе – плотный покров из туч. Редкий луч пробивался сквозь их завесу. Зима никак не решалась покинуть свои владения. Но прохлада дня не чувствовалась. От молитвы, от людей, которые рядом, шло такое благостное тепло, что невольно любовалась и Днепром, и деревьями вдоль берега, и особенно куполами храма Царственных Страстотерпцев, видневшимися на том берегу Днепра. Я наслаждалась необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

У церкви Царственных Страстотерпцев крестоходцев встретили множество прихожан: взрослые и дети с иконами, лампадками, горящими свечами. На их лицах – нескрываемая радость! Гостеприимно, с любовью встретил участников Крестного хода настоятель церкви, протоиерей Сергей Белоус. Народ Божий горячо молился «единым сердцем, едиными устами» Господу, Пресвятой Богородице, Святым Царственным страстотерпцам, Всем Святым, коленопреклонно умоляя даровать мир городу нашему, сохранить в чистоте веру, Православную Церковь, помиловать народ за отступления в вере, укрепить, вразумить, умудрить.

И снова многие могилевчане пополнили ряды крестного хода. По улицам Могилева шли сотни участников шествия во славу Божию, за здоровье наших детей, за укрепление семьи: женщины и мужчины, бабушки с тросточками и дети – все дружно пели Иисусову молитву, и незримо освящались улицы нашего древнего православного многострадального города призыванием Святого имени Божия. Крестный ход от храма шествовал далее по улицам Ленинской, Пионерской, по территории Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи (возможно, кого-то из их пациентов молитва верующих смогла удержать от рокового шага), направляясь к Трехсвятительскому собору.

Трудно выдержать на заснеженном пути строгий и чёткий ритм крестного хода. Всматриваясь в лица людей, я пыталась уловить их настроение. В колонне много детей. Дети разные: от младенцев, которых несут на руках, до подростков, идущих рука об руку со взрослыми. И это делает крестный ход таким светлым и радостным! Не удержавшись, я угостила печенюшкой девочку, бережно прижимающую к груди обернутую целлофаном бумажную иконку на шнурочке. Рядом шествовал сосредоточенный седовласый мужчина-старец, ну точь в точь как на картине Михаила Нестерова «Пустынник». Я робко улыбнулась ему, а он засветился радостью.

Среди крестоходцев – люди разного возраста и профессий из Могилева и Рогачева, Гомеля. «Мы часто приезжаем в Могилев на крестный ход», – делятся со мной гомельчанки. Видя моё удивление, крестоходец со стажем Олег поясняет: «Господь ценит наши усилия». Олег уверен: «Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия, когда ноет спина, болят ноги, кажется, совсем обессилел. Именно за молитвенный труд, отвержение своей воли, послушание, терпение и смирение, крепкую веру Господь дает человеку возможность испросить, вымолить то, что полезно душе.

«Сила моя в немощи совершается», – говорит Господь каждому из нас. В одной из книг я прочитала, что за участие в крестном ходе, за покаяние, терпение во славу Божию страданий и скорбей милостивый Господь Вседержитель прощает многие грехи.

Иерей Владимир Котов, руководитель Центра защиты материнства и семейных ценностей Могилёвской епархии, многодетный отец, сокрушается, что сегодня, когда аборт узаконен государством и вкоренился в сознание людей как норма, противостоять ему, изменить мышление и сердца людей невозможно без помощи Божьей. Поэтому так важна соборная молитва в борьбе за жизнь. «Это традиция нашего православного народа – в трудностях и тягостях в крестном ходе просить Бога о помощи», – говорит батюшка.

Увидев в колонне знакомую женщину из Шклова, я невольно вспомнила историю её нелегкой жизни. Заботливо поддерживаемая больным сыном-подростком она шла спорным шагом и несла самодельный плакат с просьбой не губить своих детей. Они приезжают не первый раз, для них крестный ход всегда покаянный. Потому что был у них в роду человек, который в свое время принимал участие в разрушении храмов. Но ведь кто-то должен молиться и об упокоении душ тех, кто в советские времена был гонителем веры, а не ее исповедником? Вот и молятся о нём мать и сын, видевший предка только на старой фотографии, — ибо не ведал он, что творил.

Не правы те, кто писал в интернете, что во время крестного хода у многих были суровые лица! Так и хочется сказать: «Будьте внимательны в следующий раз! Несмотря на усталость, у крестоходцев всегда радостные лица! Они понимают, что крестный ход – это преддверие рая на земле. А для того, чтобы понять, что такое крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз, будет стремиться пройти еще и еще…»

И мечтается мне, что в наш век научно-технического прогресса можно уже испробовать не совсем каноническую форму проведения крестного хода: группой священников с Могилево-Братской иконой облететь на самолете город наш, славный Могилев.

Источник

Крестный ход – дорога к Богу

Беседа с Андреем Бардижем, организатором многодневных крестных ходов

Сегодня в Общественной палате Российской Федерации пройдет круглый стол «Крестоходчество как форма социальной консолидации и духовной мобилизации». О многодневных крестных ходах, буднях, быте и чудесах крестоходцев – беседа с Андреем Бардижем, организатором и руководителем пеших крестных ходов, в том числе и одного из самый длинных в истории России, участники которого в 2015 году прошли 2000 км по маршруту Севастополь–Керчь–Смоленск.

Христианство нужно выстрадать – здесь и сейчас

– Андрей, скажите, зачем люди идут в крестный ход? Какую задачу ставят перед собой?

– Одна из задач многодневного крестного хода – сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500–2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу – и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.

Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.

Конечно, любое участие – хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами – своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.

– Иногда крестными ходами называют комфортные поездки на автобусе и экскурсии…

– Думаю, что не совсем правильно называть такие мероприятия крестными ходами. Вообще за 15 лет существования крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных местах, в разных епархиях, не всегда, на мой взгляд, правильные. Сложно пересадить одну и ту же традицию на другую почву. Она не приживается. Одно дело – идти несколько дней, и совсем другое – несколько недель или месяцев. Это то же самое, что пригласить человека, который недавно научился кататься на велосипеде по двору, участвовать в ралли «Париж–Дакар». Тут совсем другой масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия. Есть ведь разница: приехать и пожить в монастыре несколько часов или тяжело трудиться в нем месяц, два, три.

– Но ведь большинство людей имеют семьи, работают, и у них нет ни времени, ни сил участвовать в долгом и масштабном крестном ходе.

– Согласен. Как правило, у людей на такие многодневные проекты действительно нет времени, но они могут пойти в однодневные крестные ходы (например, в Екатеринбурге). А другие люди могут пойти и в пятидневные, как, например, Великорецкий или Иринарховский крестный ход. В них принимают участие десятки тысяч людей, но там и отдача другая.

– А молодежи много в крестных ходах?

– Как правило, основные участники – это не молодежь. Нынешней молодежи это не по силам. У молодых и потребности нет, и осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла крестного хода. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Некоторые из них смотрели смерти в глаза. Но они снова и снова выбирают крестный ход как самое значимое дело в их жизни. Чтобы понять, надо самому попробовать и пережить – выстрадать. Здесь ненужный пафос и пустые разговоры проходят быстро, появляется реальная оценка себя, своей жизни и, возможно, новая, правильная цель. Христианство нужно выстрадать, причем не усилиями прежних поколений, а здесь и сейчас – каждому из нас. Одними беседами и фотографиями не обойтись.

С молитвой о мире

что дает человеку крестный ход. Смотреть фото что дает человеку крестный ход. Смотреть картинку что дает человеку крестный ход. Картинка про что дает человеку крестный ход. Фото что дает человеку крестный ход

– Расскажите, пожалуйста, как создается маршрут.

– Любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти по новым населенным пунктам и, по возможности, вдали от федеральных трасс. Много всего приходится учитывать. Когда мы с Божией помощью планируем маршрут, никогда не знаем о том, пройдем ли мы его до конца, преодолеем ли все трудности, которые будут на пути, все невзгоды, непогоду. Например, в 2004 году всё лето шли дожди, а 2010 год был, как вы помните, очень жарким. Бывает, не сразу складывается весь маршрут. Вот и в 2015 году он долго «не давался», даже Севастополь и Смоленск появились не сразу. Была задумка пройти с молитвой о мире вдоль границы с Украиной, а когда, как и где пройти – вопрос.

Кстати, мы беседовали с митрополитом Смоленским Исидором о том, что неспроста делегация Смоленской митрополии годом ранее оказалась в Крыму на празднике Покрова Божией Матери, ведь у нас икона Покрова! Думаю, это Промысл Божий – пройти по местам боёв Великой Отечественной вдоль границы с Украиной из Севастополя в Смоленск, где в кафедральном соборе находится икона Божией Матери «Одигитрия», которая много столетий является путеводительницей для нашего православного люда.

Идя крестным ходом, человек меняется

– В крестном ходе Севастополь–Смоленск участвовали опытные крестоходцы?

– Большинство участников были новичками из Крыма. На мой взгляд, в Крыму таких больших крестных ходов нет. Там ведь короткие расстояния – день, два, неделю может идти крестный ход, редко больше. За это время человек не успевает толком ни устать, ни заболеть, ни даже проголодаться как следует. Мы же шли не три дня, а больше трех месяцев. Тут нужен другой подход, другой запас прочности. У нас жесткая дисциплина, хоть и не армейская.

В этом крестном ходе участвовали и несколько военных, которые имеют свое представление о дисциплине и порядке. Хотя это русские православные люди, сначала с ними было очень сложно. К счастью, расстались мы друзьями. Здесь люди реально меняются в лучшую сторону. Это и есть покаяние.

По сложившейся традиции по окончании крестного хода я оставляю на столе блокнот и прошу тех, кто хочет принять участие в следующем проекте, оставить свой телефон и адрес. И почти все написали: и наши военные, и бабушки, которые с нами шли. Одну из них, старую знакомую, я дважды выгонял из крестного хода за непослушание. Для нее это была настоящая трагедия. Но она смогла найти в себе силы попросить прощения, покаяться и вернуться. И мы остались друзьями. Думаю, что все эти 65–70-летние бабушки (как, например, схимонахиня Серафима) пойдут в крестный ход снова.

– Как и с какой целью люди попадают в ваши проекты?

Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и оказывается, что нам от Бога ничего не нужно

– Большинство людей приходят через «сарафанное радио», хотя иногда через сайты, соцсети, почту. Они снова и снова приходят к нам в поисках правды, которой им часто не хватает, – простой, понятной им правды. Мне кажется, что люди любят крестный ход за его искренность. В современной жизни слишком много расчетливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, выгоды. А здесь для этого нет почвы. Здесь мы получаем общение с единомышленниками и, что самое главное, дерзаем обращаться к Богу. Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и, оказывается, нам от Бога ничего не нужно, по большому счету.

– Как это не нужно?! Почитайте молитвы – в них мы обычно просим здоровье, работу, жилье, какое-то благополучие для своих внуков, детей…

– В крестном ходе оказывается, что есть вещи поважнее, здесь человек проявляется самым неожиданным для себя образом. Ты сам себе казался таким правильным и хорошим, ну просто очень православным, редко – в чем-то немножечко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле, в постоянном напряжении идешь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения, независимо от погоды и самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самому себе какими-то новыми, не всегда хорошими гранями. Приходится меняться, учиться быть лучше – без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти. Через покаяние с помощью Божией – меняемся.

– Вы сказали, что весь путь от Севастополя до Смоленска прошли 20 человек, а остальные люди сколько шли с вами?

– В крестном ходе тысячи людей участвовали фрагментарно, то есть шли с нами час-два-три, иногда день-два. Были случаи, когда люди приходили на день, окунались в это, видели благотворное действие крестного хода и возвращались через время снова. Крестный ход завершился в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия». И мне на телефон и почту пришло много поздравлений от тех людей, которые как-то поучаствовали в крестном ходе. Писали, например: «Слава Богу, вы дошли! Мы смотрим канал “Союз”, читаем газеты православные, болеем за вас. Мы были уверены, что вы дойдете. Слава Богу, это случилось». Спрашивали о том, что будет дальше. Мы обсуждали возможные варианты развития событий с представителями Смоленской епархии. Окунувшись в этот проект, они неожиданно для себя, как мне кажется, увидели в нем то, что нужно им самим, нужно православным жителям Смоленска, Рославля, тех более мелких населенных пунктов, которые были на нашем пути. Никто из них не остался равнодушным. Это всех коснулось наилучшим образом – соединило друг с другом и с Богом.

– Вам запомнились какие-то яркие случаи?

– В этом крестном ходе были два человека, не новички, участники наших прежних проектов. Один на Урале постоянно живет, второй в Москве. Они шли вначале недели две в Крыму, потом по необходимости уехали домой, а когда вернулись, оба сказали: «Мы вернулись в другой крестный ход». Тот же самый, с теми же людьми, но уже другими, изменившимися, ставшими чуточку лучше. Это очень серьезный, важный момент.

Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом

– Что заставляет одних и тех же людей принимать участие в крестных ходах?

Дорога на самом деле идет – в себя

– Искание Бога и правды Его. Человек, который вошел в эту историю, уже зачастую не может из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать – более правильное. Разные люди, священники из Москвы, из других крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. И они стремятся вырваться на крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идет – в себя. Но одновременно это движение проходит соборно, вместе. Здесь бывает очень трудно – до слез, до обморока, и ты – удивительно! – этому рад. Потому что – ради Христа делается, никак иначе.

Мы идем с Иисусовой молитвой, которая творит чудеса с людьми. Тому, кто искренне просит у Бога, Господь помогает. Он всегда рядом. На церковные праздники нередко мы приходим именно в тот храм, где есть придел или чтимый образ. Например, специально не планируя, на Троицу мы пришли в Троицкий храм города Азова. Праздник святого равноапостольного князя Владимира мы «случайно» встретили в посвященном ему храме в поселке Клетня на Брянщине. Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом, что Он с нами.

Именно поэтому настоящий пеший крестный ход – это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманные слова, а реплика представителя администрации, маловоцерковленного человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.

– А бывает, что крестоходцы впадают в уныние?

– Однажды во время другого крестного хода в одной из уральских епархий нас неудачно разместили на три ночи. Несмотря на предварительные договоренности, оказалось, что негде спать, стирать, лечить, кормить более ста человек. Первая мысль была идти до следующего населенного пункта, где всё было бы более-менее хорошо. Но это могло обидеть тех немногочисленных прихожан, которые нас здесь ждали. Мы подошли к городу, стоим, разговариваем. Размещаться негде. Вдруг останавливается машина, выходит человек и говорит: «Я дом построил, в котором никого нет. Собирался на той неделе переезжать. Абсолютно новый дом с пристройками, кухней, баней. Живите!» И мы в нем остановились на два дня. Это был такой неожиданный праздник с угощением от радушных хозяев! В крестном ходе мы мяса не едим, но шашлыкам и барбекю из осетрины были рады. Для хозяина дома это был тоже праздник, своеобразное освящение жилья, безусловно. Мы же в очередной раз ощутили явное присутствие Божие. Когда возникают какие-то проблемы, Он сразу же помогает.

Крестный ход как проповедь

– Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?

– Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» – это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.

В крестном ходе Севастополь–Смоленск мы не могли миновать армянский поселок. А в одном из предыдущих крестных ходов проходили район компактного проживания татар, где нет православных храмов. Но мы смогли выстроить нормальные дружеские взаимоотношения с татарской и армянской общинами. В армянской церкви свое представление о христианстве – на наш взгляд неверное. Но это были наши сограждане, наши соотечественники, хорошие, добрые люди, которые, ожидая нас, готовили еду, топили бани, приносили из колодцев воду, чтобы нас напоить. Это было по-человечески искренне и здорово. Надеюсь, через это событие они по-другому станут относиться к Православию.

– А какого рода сложности бывают у вас?

– Разные. Каждодневные физические нагрузки, отсутствие привычного комфорта и взаимопонимания, непрогнозируемые события (например, плохая погода). В крестном ходе бывают гордецы, достаточно радикально настроенные люди. Тут ведь открытое пространство для обсуждения, но и лечебница, исправительная колония, если хотите. Любой православный человек может получить благословение и участвовать в крестном ходе, выполняя основные минимальные правила: идти с Иисусовой молитвой, не пить, не курить… С другой стороны, это влечет за собой определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении. Мы проходим по 8–10 часов в день, бывает и больше. Но для общения есть привалы, вечера, есть отдых в субботу и воскресенье. Часто возникают какие-то дискуссии на политические, экономические, но прежде всего, конечно, на духовные темы. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а стремится к истине. Очень важно, чтобы были толковые пастыри для общения и с участниками крестного хода, и с местным населением. Нужны хорошие книги для раздачи. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. С вопросами к нам приходят учителя, родители, старшеклассники. Если среди нас есть радикально настроенные люди, результат этих бесед не всегда бывает хорош. Но ведь Бог зачем-то дает каждому возможность совершенствования, спасения? Мы все обмениваемся опытом, какими-то знаниями.

– Бывали ли случаи, когда люди покидали крестный ход?

Одно дело – когда ты проповедуешь в интернете, лежа на диване, и совсем другое – в крестном ходе. Тут нужна особая ответственность!

– Да, было два-три случая, когда пришлось попрощаться с теми людьми, которые отличались нецерковными взглядами, грубостью, неуместным радикализмом. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, непонимания, заблуждений. Дома мы можем позволить себе гордо болтать на различные темы в интернете, лежа на диване. У нас свободная страна. Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, от лица Церкви, это гораздо серьезнее, и надо стараться быть ответственным человеком, ведь многие жители воспринимают информацию от крестоходцев как истину. И хотя крестный ход способствует искоренению глупостей, надо и самому стараться. Здесь нужна настоящая проповедь, а не самочиние, дерзость и упрямство.

Проверка на терпение

– С какими чувствами люди покидали крестный ход, если их выгоняли?

Нужно не только шаг универсальный сделать для всех, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему

К тому же мы проходим разные территории, благочиния. Одни близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть хорошие священники, миссионеры, духовники. А есть и другие места, где нет церквей, книг, где нам приходится даже крестить людей.

Скажем, идя по Удмуртии и Уралу, в среднем мы проходили 30–40 километров в день. В крестном ходе 2015 года Севастополь–Смоленск расстояние между населенными пунктами было меньше и средний переход составлял 20–30 километров. Поэтому немного легче был организован быт. Но были другие проблемы. Мы выходили из Крыма весной, лето наступало нам на пятки, и жара дышала в затылок. Только вышли из Краснодарского края, из Ростовской области, а там сразу жара за 40 градусов. Слава Богу, мы вовремя ушли от жары, ведь двигаться в таком температурном режиме можно только ночью. А двигаться ночью в темноте сложно: это беспокойство для гаишников, для участников движения и т.д.

На одном корабле, который называется «Церковь»

– Все ли епархии оказались на высоте?

– Искренне благодарю Смоленскую епархию, где на удивление толково все было организовано, хотя там не было опыта проведения крестных ходов. С самого начала верный тон задало деятельное участие многих священников Рославльского благочиния во главе с благочинным – отцом Михаилом. Несколько раз приходил к нам и отец Яков. Его друзья, родственники, дети принимали участие либо в самом крестном ходе, либо в нашем размещении, в организации быта. Это очень важный момент крестного хода, христианская жизнь как она есть: с настоящим гостеприимством, странноприимством, радушием. То, что мы, к сожалению, теряем в повседневном быту, тут чудесным образом реанимируется и живет.

В том, что Смоленская епархия оказалась на высоте, большая заслуга принадлежит секретарю епархии отцу Павлу и прежде всего митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору. В своей проповеди он сказал, что крестный ход объединяет наш народ на всех уровнях, включая даже бытовой. Если раньше вы, например, не здоровались с соседом по улице, не замечали его, то, оказавшись в одном крестном ходе, поняли, что вы единомышленники, единоверцы. Вы прожили всю жизнь в одном населенном пункте, но только сейчас оказались на одном корабле, который называется «Церковь».

– А светские власти помогали?

– Конечно. Во всех епархиях, где мы шли, очень многое делалось именно светскими властями. Они обеспечивали сопровождение на дорогах, размещение, питание, решение бытовых проблем, ведь людей нужно каждый день мыть, лечить, им нужно стирать. Приятной неожиданностью стало то, что многие представители власти лично участвовали в крестном ходе, шли рядом с нами с молитвой. Их никто не заставлял. Значит, они увидели здесь что-то настоящее. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно вложить душу или не вложить. Мне кажется, люди свою душу в это дело вкладывали. В итоге была решена одна из главных задач крестного хода – объединение всего общества. Наш крестный ход Севастополь–Смоленск достиг всех возможных целей, преодолев все препятствия, неприятности и сложности. И, дай Бог, чтобы по Божиему благословению при поддержке духовных и светских властей наше дело получило дальнейшее продолжение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *