чем тушить пожар вертолет
Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра
В Москве подвели итоги регионального этапа фестиваля «Созвездие мужества», посвященного технике безопасности и спасения людей. Ежегодно в нем участвуют сотрудники МЧС России и связанных с ним министерств и ведомств, а также журналисты и граждане, проявившие героизм и мужество в чрезвычайных ситуациях.
Лучшим пилотом пожарного вертолета в 2019 году стал инструктор-методист Московского авиационного центра (МАЦ) Алексей Паршиков. Победитель конкурса продемонстрировал свое мастерство во время шоу в небе, а после рассказал mos.ru о своей профессии и принципах работы пожарной авиации.
Пожары, завалы, аварии
В 2019 году вертолеты МАЦ приняли участие в тушении более 12 крупных пожаров в Москве и области.
В распоряжении МАЦ четыре пожарных вертолета — 28-тонный гигант Ми-26Т и три Ка-32А. Последние, более маневренные, применяют не только для тушения пожаров, но и для разбора завалов, транспортировки грузов и эвакуации людей. Для этих целей к вертолету цепляют водосливные устройства, гидравлические захваты или спасательные лебедки. Кроме того, специально для Ка-32А разработали уникальную систему горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения, которая успешно показала себя в 2012 году во время тушения пожара в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Вертолет способен провести в воздухе более трех часов, взять на борт до 13 человек и поднять груз весом до пяти тонн.
«Ка-32А — один из лучших вертолетов, на которых я летал, — рассказывает Алексей Паршиков. — Именно для своих задач. Он компактный, не сильно реагирует на ветер. Это большой плюс, особенно в условиях плотной застройки города».
На вертолетном шоу в селе Песье Алексей Паршкиков продемонстрировал, как работает водосливное устройство (ВСУ) на внешней подвеске. Мягкое «ведерко» состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана. Модификация ВСУ-5А вмещает в себя до пяти кубометров жидкости. Набирать воду можно из любого водоема глубиной около двух метров. Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. На шоу вертолет Алексея зависал над озером, погружая емкость, после чего делал круг над лесом и сбрасывал вниз мощный поток воды.
«Слив выполняет бортовой механик, — поясняет Алексей Паршиков. — Либо сам прицеливается, либо по команде экипажа. Он сидит у задней двери вертолета, у него тоже выпуклый блистер (иллюминатор из прочной прозрачной пластмассы. — Прим. Mos.ru), он за всем наблюдает. Но, как правило, они летают с открытой дверью. Не принято у нас летать в одиночку — команда должна работать».
После показательного «тушения пожара» Алексей увел машину на вертолетную площадку в поселение Щапово. Там он продемонстрировал, как работает гидравлический захват ГРАПЛ, который применяют для растаскивания завалов, расчистки мест ДТП и других задач, когда нужно быстро и точно поднять в воздух груз.
ГРАПЛ похож на огромную металлическую клешню: два зазубренных «клыка», соединенных мощной втулкой, висят на 30-метровом тросе. Они способны раскрываться на 2,2 метра, сжиматься за восемь секунд и удерживать в захвате груз весом до пяти тонн. В гражданской авиации использование гидравлических захватов считается высшим пилотажем, поскольку пилоту необходимо почти неподвижно зафиксировать вертолет над грузом, который нужно поднять, а оператор должен дистанционно захватить предмет.
«ГРАПЛом управляю я, но механик мне подсказывает, потому что конструкция сложная: сверху клапан стоит, желательно его не ударить, чтобы не разрушить. Плюс мне не всегда из кабины все видно. Самое сложное — во время больших аварий, когда нужно эвакуировать машину, точно зависнуть над ней и не повредить рядом стоящие. Я могу чуть влево сместиться, и вертолет закроет мне объект. Тогда я поднимаю вертолет только по команде. Случаи бывают всякие, бортмеханик всегда подсказывает. Он лучше видит, ему удобнее и у него свободные руки», — рассказал Алексей Паршиков.
В рамках шоу пилот поднял ГРАПЛом в воздух старый автомобиль, сделал несколько кругов над поселением и бережно опустил его обратно. После этого Алексей посадил вертолет на площадку. Через мгновение под фюзеляж, в пространство между шасси, нырнул техник МАЦ и за минуту отсоединил крепление подвески и гидравлику.
Тысячи часов в воздухе
Алексей Паршиков работает в Московском авиационном центре с 2017 года, однако за штурвалом вертолета он провел уже 28 лет — с тех пор как поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище. После выпуска он продолжил учебу в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова и служил летчиком на Балтике.
В авиацию он пошел по стопам отца, который тоже был пилотом вертолета. Теперь у Алексея четверо детей, и его старший сын поступил в авиационное училище.
«Отговорить не пытался — профессия хорошая, — говорит Алексей Паршиков. — Будучи пилотом, можно попасть как в Вооруженные силы, так и в другие структуры. Главное, чтобы работа нравилась. Пока не жалуется».
За время летной работы Алексей провел в воздухе около двух тысяч часов и освоил пять типов воздушных судов: Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ка-27, Ка-32А.
В ближайшее время пилоту предстоит познакомиться с еще одной машиной. У вертолета Ка-32А 1989 года выпуска, который в авиационном центре называют ветераном, закончился нормативный срок службы. Его заменит более новая модификация — Ка-32А11ВС. По словам директора МАЦ Кирилла Святенко, вертолет уже готов, и сейчас на заводе-изготовителе его проверяет комиссия Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, а также инженеры авиационного центра.
Совершить первый полет на новичке и перегнать его с завода на аэродром Остафьево, где базируется МАЦ, доверили Алексею Паршикову как лучшему пилоту Москвы. Переучиваться ему для этого не придется: класс вертолета пилоту уже знаком. «Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев», — комментирует Кирилл Святенко.
Новый вертолет будет мощнее предшественника. При тех же габаритах его максимальная взлетная масса — 12,7 тонны. Это на 1,7 тонны больше, чем у Ка-32А. Максимальная дальность его полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели. Кроме того, Ка-32А11ВС отличается обновленной рулевой системой, в которую добавили гидроусилители, электронным оборудованием и увеличенным сроком эксплуатации: вертолет рассчитан на 32 тысячи летных часов.
«Перед вылетом вертолет обязательно надо потрогать, погладить. С ним же вместе в воздух подниматься. Вылеты не рутина, но и волнения особого нет. Это работа. Те, кто водит машину, волнуются, подходя к ней? Здесь примерно то же самое. Но каждый вылет — особенный», — утверждает Алексей Паршиков.
Московский авиационный центр был создан в 2003 году. Сейчас в его распоряжении 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т, три вертолета среднего класса Ка-32А, пять многоцелевых ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. Вертолеты Ка-32А и Ми-26Т в основном применяют для тушения пожаров с воздуха. Вертолеты ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 используют для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.
Чем тушить пожар вертолет
Применение авиационных средств для борьбы с пожарами, привлекательно, в первую очередь, по причине высокой оперативности. Тут просматривается прямая аналогия со скорой медицинской помощью, где существует «Правило золотого часа». Ущерб от воздействия огня, с начала возгорания, увеличивается не в прямой, а в геометрической прогрессии, поэтому использование авиационных средств выгодно, несмотря на их более высокую стоимость.
На международной конференции-выставке «Поиск и спасение», прошедшей в декабре 2001 года в Сан-Диего: говорилось о наступлении новой эры в развитии поисковых и спасательных вертолётов. События, прошедшие с тех пор в мире, лишь подтверждают данное утверждение.
Применение вертолётной техники в борьбе с пожарами, связано главным образом, с возможностью оперативной доставки к месту чрезвычайной ситуации, пожарных, спасателей, технических средств пожаротушения, а так же эвакуации пострадавших. Оперативность эта определяется не столько скоростью полёта вертолёта, сколько возможностью добраться до требуемого места, при отсутствии дорог или наличии дорожных пробок и завалов. Стоимость подобных работ, несоизмеримо выше, чем скажем, у автомобильного транспорта, но зачастую, лишь вертолёт является единственно возможным средством борьбы с пожарами и ликвидацией последствий аварий и катастроф.
Следует также иметь в виду, что во время самого пожаротушения, имеется возможность регулировать скорость вертолета при сливе огнегасящей жидкости на кромку пожара или создания заградительной полосы перед фронтом огня. Тем самым, увеличивая или уменьшая дозировки воды. Подобное невозможно осуществить самолетами-танкерами, поскольку объем жидкости, сброшенной с самолета, будет иметь в 1,5-2 раза большую длину и ширину, и соответственно меньшие дозировки огнегасящей жидкости на земле.
Согласно опубликованным отчётам «Авиалесохраны» по результатам применения при тушения пожаров в 1999 году удельные затраты на доставку 1 тонны воды (ОЖ) к месту пожара фактически составили в среднем:
Так как, сам по себе, вертолёт является универсальным средством доставки, то часто выбор его типа определяется просто: Используется всё то, что есть под рукой на данный момент. Лишь бы позволяла грузоподъёмность. И только в последние годы наметилась тенденция создания узко специализированных вариантов винтокрылых противопожарных машин. Но создаваемые и созданные, в настоящее время устройства, средства и методики вертолётного пожаротушения имеют достаточно неполный и обрывочный характер. Поскольку пожарные, часто не знают (и не представляют), на что способен вертолёт, а конструктора вертолётов (только они имеют право устанавливать и сертифицировать дополнительное оборудование) не имеют представления, что нужно пожарным.
Виды пожаров и способы тушения
Отдельной строкой можно выделить пожары нефтепродуктов и электроподстанций. Здесь использование воды невозможно. Только пена.
Устройства авиационного пожаротушения.
Основным и наиболее простым устройством для вертолётного пожаротушения, изначально, были и остаются, подвешиваемые на внешней подвеске ёмкости для воды. Данный способ применим на любых вертолётах, имеющих внешнюю грузовую подвеску. Собственно, использование таких ёмкостей, для эксплуатанта, привлекательно тем, что можно быстро и дёшево сделать пожарным практически любой вертолёт, поскольку, данная модернизация не вносит изменений в конструкцию самого вертолёта, а значит, не требует сертификации.
Наиболее известная, канадская фирма SEI, производит целую линейку мягких баков «Bambi Bucket», вместимостью от 2000 литров воды до 9840 литров, для различных типов вертолётов.
В 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и «Авиалесоохраной» спроектировали, провели экспериментальную отработку и начали серийное изготовление мягкого водосливного устройства ВСУ-5 с изменяющимся объемом емкости от 1,3 до 2,5 и от 3 до 4,5 м3 для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Оболочка водосливного устройства ВСУ-5 представляет собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Жесткость оболочке около верхнего отверстия придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра, определяемого необходимой величиной секундного расхода сливаемой воды. В изделии ВСУ-5 сливной патрубок сконструирован таким образом, что в процессе погружения оболочки он автоматически открывается и позволяет воде заполнять оболочку снизу. В дальнейшем, там же, в Феодосии, было спроектировано и изготовлено ВСУ-15, соответственно на 15 тонн воды, предназначенное для вертолёта Ми-26.
Рассматривая результаты применения данных устройств, перевозимых на внешней подвеске, можно сделать вывод, что они просты в изготовлении и имеют относительно низкую стоимость. Однако им присущи и серьёзные недостатки:
повышенное аэродинамическое сопротивление и, соответственно, увеличивающийся расход топлива,
высока вероятность зацепа за линии связи и электропередач,
забор воды возможен лишь при определенной глубине и размерах водоёма,
существует опасность зацепа и повреждения мягкого бака за посторонние предметы,
возникающая, в связи с этим, проблема недолговечности бака,
перевозя большой груз на внешней грузовой подвеске, вертолёт ухудшает центровку и маневренность,
повышенная аварийность (катастрофа Ми-26 в апреле 2003 года при тушении лесных пожаров, была обусловлена конструктивной особенностью внешней системы пожаротушения),
так как современные внешние сливные устройства (за редким исключением) предназначены именно для борьбы с лесными пожарами, то в большинстве своём, ими невозможно тушить иные виды пожаров, например, горящие нефтепродукты. Кроме того, теми методами, которыми это делается, невозможно тушить многие разновидности пожаров в городских условиях.
Некоторые из вышеперечисленных недостатков, эксплуатанты пытаются устранять существенными изменениями конструкции.
Так лет 10 назад, в Испании, на вертолёте Ка-32 использовался жёсткий пластиковый бак, представляющий из себя вертикальный цилиндр, оснащённый, створками, для сброса воды и мотопомпой с двигателем внутреннего сгорания, для наполнения бака. Управление насосом и створками происходило по радиоканалу.
Канадская компания VIH, в настоящее время, так же, использует для пожаротушения на вертолёте Ка-32А11ВС, вертикальный пластиковый бак. Заполнение происходит при погружении всего бака в водоём. Большие управляемые створки, установленные в нижней части, позволяют существенно увеличить скорость наполнения, а значит и производительность.
Краткий анализ рынка:
Можно привести лишь несколько наиболее громких фактов:
Летом 2003 года, в одной только Португалии выгорело леса на миллиард евро. Правительством страны предполагалось в течение последующих трёх лет выделять 200 млн. евро на его восстановление. Однако по сообщениям прессы, ущерб от пожаров в следующем году, был ещё больше.
10 января на полуострове Эйре (Eyre), расположенном в 250 км от столицы Южной Австралии г. Аделаида, начались мощные лесные пожары. Контроль за распространением огня удалось установить только через двое суток. Общая площадь, пройденная лесными и кустарниковыми пожарами, достигла 100 тысяч га. Были обнаружены тела 9 погибших людей. Еще 15 человек числятся пропавшими без вести. Погибло 10 тысяч голов скота.
В феврале 2005 года, в Чили лесные пожары угрожали нескольким населённым пунктам. Военные и полиция проводили эвакуацию.
Летом 2007 года от лесных пожаров в Греции выгорело 220 тысяч гектаров лесов и погибло 77 человек.
Новостная строка от 25 октября 2007 года: «В результате лесных пожаров в американском штате Калифорния погибли уже 14 человек. Более полутора тысяч домов были уничтожены огнем. Ущерб на настоящий момент оценивается более чем в миллиард долларов. Сухая погода и ветры стали причиной того, что уже две тысячи квадратных километров охвачены пламенем. Горит территория от Санта Барбары до Мексики.»
Ежегодно летом, горят леса во Франции, Греции, Испании, Турции. В следующем полугодии, пожары начинаются в Африке, Бразилии, Аргентине, Чили, Австралии.
В последние годы во многих странах объявляются тендеры по созданию собственных противопожарных авиаподразделений (Болгария, Турция, Португалия, Аргентина).
В связи с интенсивным ростом мегаполисов, сопровождающимся увеличением высотности зданий и загруженностью автомагистралей, автомобильные пожарные машины, уже не в состоянии обеспечить спасателям и пожарным оперативность, ни даже саму возможность попасть на верхние этажи.
Европарламент ежегодно выделяет 1 млрд. евро на борьбу с последствиями пожаров и наводнений. Долгое время обсуждался вопрос о создании объединённой Европейской противопожарной авиагруппировки. Осенью 2007 года такое решение было принято. 1 октября 2007 года Министр МЧС России Сергей Шойгу (уже давно озвучивавший эту идею), сделал заявление, что Россия готова участвовать в данной программе. Но с тех пор, никаких подвижек не произошло.
Типов вертолётов, оснащаемых такими системами, не критичными к размерам и глубине водоёма достаточно много.
UH-1H, «Sikorsky»: UH-60/S-70 «Firehawk», S-76, тяжёлый S-64F «Helitanker», «Agusta» A119, «Agusta-Bell»: AB412, AB412EP, «Kawasaki» BK-117, «Eurocopter» AS332L, AS350B, C, D, AS365N. Российские вертолёты, с такими системами: Ка-32, Ми-14, а с 2005 года Казанский «Ансат».
Но наиболее эффективными и распространенными типами винтокрылых пожарных, стоит признать лишь несколько:
Ми-14 ПЖ «Элиминатор», разработала в 1993 г. германо-российская фирма «Аэротек» при участии МВЗ. При переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку за 1,5-2 мин на висении из источника глубиной не менее 0,3 м. Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с. и в управляемом за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-96 гг. из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.
Свой вариант Ми-14ПЖ разработала украинская компания «Пассат». Характеристики машины и ее пожарного оборудования схожи с вышеописанным аналогом, например, используется бак для воды такой же емкости, однако вместо мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы использовался Ми-14БТ, который переделали на Севастопольском авиаремонтном заводе Минобороны Украины.
В декабре 1999 г. на базе Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины прошли Госиспытания вертолета Ми-14ПЖ. Машина получила положительное заключение и рекомендацию для выпуска установочной серии. Летом 2000 г. вертолет впервые применили для тушения лесного пожара в районе Ялты. В декабре того же года Департамент авиатранспорта Украины выдал Ми-14ПЖ свой сертификат. Фирма «Пассат» и Севастопольский АРЗ переоборудовали второй такой вертолет, который прошел испытания в 2003 г.
В настоящее время, украинская компания ООО «Альфа» предлагает собственный вариант переоборудования Ми-14, для пожаротушения и спасательных работ.
Противопожарная система «Simplex», для Ка-32 была разработана по запросу компании «LG» и успешно эксплуатировалась в Республике Южная Корея с 1996 года. Заполнение бака объёмом 3000 литров воды осуществляется с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд. Имеются два дополнительных бака общим объёмом около 300 литров для пенообразователя. Сброс производится в 4 различных режимах. Система может дополняться устройством «Sprey»- горизонтальными штангами с распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.
1. Ми-14 по производительности, эффективности и пассажировместимости, примерно соответствующий UH-60/S-70, имеет гораздо меньшую стоимость. Вместе с тем, для использования Ми-14 в противопожарном варианте, существует несколько негативных моментов:
снят с производства. Серийно более не выпускается. Имеющиеся уже близки к выработке назначенного календаря,
из-за большой взлётной массы, при высоких температурах воздуха, отсутствует запас мощности,
3. Самый грузоподъёмный зарубежный S-64F «Helitanker», среди рассматриваемых вертолётов, является одновременно и самым дорогим. Кроме того, ввиду низкого ресурса двигателя и больших габаритных размеров, может использоваться почти исключительно для тушения лесных пожаров.
5. Отечественный Ми-26, является самым грузоподъёмным вертолётом в мире, но наличие в его арсенале только ВСУ-15, вместимостью 15 тонн воды, не даёт возможности полностью использовать его грузоподъёмность. Кроме того, большие габариты ВСУ-15, ограничивают выбор водоёмов. В связи с этим, Ми-26 может использоваться почти исключительно для тушения масштабных лесных пожаров. Намерения российской фирмы «Темперо» оснастить вододисперсной пушкой вертолёт Ми-26, пока не получили своего практического воплощения.
Специалисты фирмы AgustaWestland в июне 2007 года провели сравнительный анализ трёх типов основных серийных противопожарных вертолётов: S-70 «Sikorsky», S-64 «Helitanker» и Ка-32А11ВС. По экономической эффективности (В качестве основного показателя брался объём перевозимой воды и совокупность таких факторов как: расстояние, скорость, стоимость вертолёта, оборудования, лётного часа), предпочтение было отдано российскому вертолёту. Именно поэтому, в последние годы проявился повышенный интерес к пожарному Ка-32А11ВС.
Принадлежащие таким фирмам, как «ВладивостокАвиа», «ПАНХ» и «Мурманские авиалинии» вертолёты Ка-32А/Т/С, с подвесными водосливными устройствами, ежегодно работают на тушении пожаров в Греции, Италии, Испании, Турции, Франции, Португалии. Причём работы эти выигрывают в тендерах.
Компания LG, являясь посредником по продаже вертолётов типа Ка-32 в Республике Южная Корея, с 1993 года довела их количество более чем до 50 единиц. Обслуживание осуществляется в двух технических центрах. По большей части, вертолёты задействованы в поисково-спасательных работах и пожаротушении лесов. Полностью обеспечивая потребности собственной страны и накопив огромный практический опыт, LG выходит на международный рынок пожаротушения.
Испанские авиационные компании Helisureshta и FAASA, с 2004 года закупили, в общей сложности 11 вертолётов Ка-32А11ВС. Рынок работ пожаротушения Испания и Чили.
В 2007 году в Португалию поставлено 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.
При всём богатстве выбора средств, созданных человеком для пожаротушения, самым распространенным, до сих пор, является вода. (Именно водой тушат все существующие противопожарные самолёты амфибии и Ил-76 выливая 40 тонн за раз.)
Практически все виды противопожарных вертолётных систем, интегрируемых в конструкцию вертолёта, обеспечивают добавление пенообразующих жидкостей. А одна из последних модификаций «Bambi Bucket» HL-5000, фирмы SEI, имеет дополнительный резервуар для пенообразующей жидкости, что позволяет тушить уже не простой водой, а пеной.
Ещё больший эффект проявляется не при простом сбросе смеси воды с пенообразователем, а при её дополнительном распылении с помощью специальных устройств. В этом случае, многократно увеличивающийся объём пены позволяет тушить обширные очаги горения нефтепродуктов, электроподстанций и техники.
В 1988 году на испытаниях в Геленджике, с помощью размещённого на внешней подвеске вертолёта Ми-8, устройства, с 3000 литрами тушащей жидкости, и Установкой Комбинированного Тушения Пожаров «Пурга», была установлена пенная полоса длиной 1,5 километра и шириной 6-8 метров.
В 2003 году в Санкт Петербурге были проведены испытания УКТП «Пурга», установленной на вертолёт Ка-32А.
Установка монтировалась на место вертикального водяного ствола. Была отмечена высокая эффективность применения, связанная с тем, что воздушный поток несущих винтов вертолёта, способствовал дополнительному образованию пены и обеспечивал более полное окутывание нижерасположенных объектов и строений.
После пожара Останкинской телебашни, на ОАО «Камов» для тушения пожаров в высотных зданиях, разрабатывалось несколько вариантов систем горизонтального пожаротушения. В передней части вертолёта Ка-32А1 устанавливалась массивная пушка, с управляемым в вертикальной плоскости, соплом, вынесенным за радиус вращения винтов.
На вертолёте S-64F «Helitanker» так же может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Её использование ограничено дальностью стрельбы, а так же стоимостью и громоздкостью самого носителя.
зависание над крышей здания,
спуск по тросам десантников,
сброс пожарных рукавов, наращивая которые, пожарные могли дотянуться до горящей квартиры,
запуск помпы и подачу из бака тушащей жидкости.
На применении вертикальной пушки стоит остановиться отдельно.
В Республике Южная Корея, вертолёты Ка-32, оснащённые водяными пушками и системой «Simplex», используются для заполнения водой быстроустанавливаемых надувных ёмкостей в режиме висения. Воду впоследствии используют наземные службы для ликвидации мелких очагов огня. Да и тушить можно не только одиночные костры или горящие автомобили: Всё чаще повторяющиеся в Европе массовые волнения этнических меньшинств, антиглобалистов, футбольных фанатов и др. неформалов (За последние годы: Париж, Лондон, Рим, Копенгаген), сопровождающиеся поджогами автомобилей, сооружением баррикад и проведением несанкционированных демонстраций, наводят на мысль о том, что компактный вертолёт, способный перемещаться над городскими улицами, вооружённый водяной пушкой и грузовым приспособлением, для растаскивания завалов, будет крайне интересен силовым структурам.
Пожароопасный период, продолжающийся лишь 4-5 месяцев в году, делает ненужной круглогодичную работу специализированных вертолётов. Тем самым, при отсутствии гарантированного налёта, стоимость эксплуатации оказывается слишком высокой.
Выпускаемое некоторыми специализированными фирмами противопожарное вертолётное оборудование, призвано, значительно увеличить эффективность и безопасность пожаротушения. Стоимость его достаточно велика, но на период межсезонья, совершенно не востребовано.
Второй путь: необходимо найти те ниши, в которых противопожарный вертолёт будет задействован и в непожароопасный период. Для этого следует вернуться к рассмотрению потребностей рынка и расширению функциональных возможностей вертолёта.
Если рассматривать наиболее совершенный и предпочтительный вертолёт Ка-32А11ВС, то существующее противопожарное оборудование далеко не в полной мере раскрывает его потенциал. Вызвано это тем, что после установки на вертолёт системы «Simplex», из-за размещения в транспортной кабине масляной насосной станции высокого давления, вертолёт невозможно использовать для аварийно-спасательных, эвакуационных работ. Да и сами системы «Simplex» и «Bambi Bucket» изначально предназначены лишь для тушения площадных лесных пожаров.
Между тем, накопленный к настоящему времени опыт, позволяет с уверенностью сказать об имеющейся возможности превратить серийный Ка-32А11ВС в многофункциональный противопожарно-спасательный вертолёт, способный решать следующие задачи:
1. Заполнение водяного бака (объёмом от 3000 литров) из режима висения из любого открытого водоёма (при наличии на борту около 1000 л. пенообразователя).
2. Управляемое тушение масштабных и точечных пожаров (в том числе, ГСМ), тушение этажей и крыш высотных зданий, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости, недоступных для тушения обычными противопожарными средствами, не входя в опасную зону горения при:
3. Оперативную доставку и высадку десантных пожарных расчётов к местам пожарных работ;
4. Подачу тушащей жидкости из режима висения по пожарным рукавам на крыши высотных зданий;
5. Доставку тушащей жидкости к местам её дальнейшего использования наземными пожарными службами;
6. Эвакуацию больных, пострадавших и терпящих бедствие как внутри фюзеляжа, так и снаружи, с помощью транспортно-спасательных корзин и грузовой лебёдки;
7. Постановку защитных пенных полос, препятствующих продвижению пожара;
8. Оперативную заливку пеной взлётно-посадочных полос при аварийной посадке воздушного судна;
9. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка при массовых беспорядках.
Основным препятствием, для реализации идеи противопожарной группировки, является отсутствие инициатора, готового взяться за увязывание интересов КБ (сертификация и испытания нового оборудования), серийного завода (поставки вертолётов, запасных частей, логистика), эксплуатанта (обучение и техническая поддержка), министерств: по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохранению, лесов (разрешительная система), Правительством стран, магистратур городов и страховых компаний (финансирование). Между тем, создав универсальный вертолёт, оснащённый современными видами противопожарного и эвакуационного оборудования и проработав цепочку финансирования, вполне реально было бы сделать эту высокотехнологическую составляющую, одной из значительных Российских статей бюджета.
Статья опубликована в журнале «Вертолёт» 3,4-2008