чем торгует озон магазин озон
Как выбрать товар для продажи на Озон: расчет юнит-экономики и лайфхаки для продавцов Ozon
Прежде чем заходить на маркетплейс с каким-либо товаром или добавлять новые позиции в уже существующий ассортимент, нужно понять, а будет ли это выгодно. Идеальный инструмент в данном случае – юнит-экономика.
В сфере маркетплейсов с ее помощью определяют, как сработает конкретный артикул товара или целая товарная категория. Анализ позволяет увидеть потенциально прибыльную и убыточную продукцию. Так продавец может обезопасить себя от провалов, спрогнозировать вероятный доход и грамотно управлять ценами. Это одинаково важно для начинающих селлеров и для тех, кто на платформе уже давно.
Сегодня расскажем о том, как рассчитывать юнит-экономику товаров на Ozon. Также разберем дополнительные инструменты, благодаря которым можно подбирать максимально прибыльные товары и увеличивать эффективность продаж.
Как выбрать прибыльный товар для продажи на Ozon
Недавно Ozon провел свой ежегодный COM.E ON Forum, на котором выступало много опытных спикеров. Один из них рассказал о том, на что стоит обратить внимание и как не прогадать с выбором товара для продажи на платформе. Давайте рассмотрим ключевые моменты.
В помощь продавцам на маркетплейсе запустили одноименный раздел «Что продавать на Ozon».
Там можно найти ответы на такие вопросы:
Одна из самых серьезных тем, волнующих селлеров – грамотное расширение ассортимента. Посмотрим, как можно это сделать.
Наиболее простой вариант – поискать решение в «самых продаваемых на Озон» товарах.
Раздел «Что продавать» состоит из трех основных блоков:
1. Товары. Здесь показывают 1 000 самых продаваемых позиций на платформе за последние 28 дней. Показатели выводятся по сумме продаж и количеству проданных артикулов. Каждому товару присваивается статус: от «ТОП-1%» (позиция входит в 1% наиболее продаваемых) до «Хуже, чем 99%» (значит продукт продавался хуже 99% других). Информация обновляется ежедневно. Для удобства поиска можно отсортировать позиции в списке: по названию, категории, наличию, своим/чужим товарам.
2. Поисковые фразы. Здесь отображаются ключевые запросы, которые за последний месяц пользователи маркетплейса вводили в поисковую строку чаще всего. В списке будут указаны несколько параметров – название и популярность запроса, количество добавлений в корзину из результатов поиска, конверсия и средняя цена проданного товара.
3. Бренды. Здесь можно увидеть бренды, продукция которых успешно продается на рынке, но пока еще не представлена на «Озон».
Рассмотрим детальнее работу с блоком «Товары». Специалисты по аналитике рекомендуют начинать поиски со знакомых категорий. Опытные продавцы могут при желании заглядывать и в другие ниши.
Итак, заходим в нужную категорию. Например, детские товары. Затем сортируем по сумме продаж – от более популярных к менее – и оцениваем результаты.
Важные замечания:
Включать в ассортиментный ряд исключительно топовые позиции тоже необязательно. Можно посмотреть, что хорошо продается по деньгам или по штукам в продажах и определить, какие еще товары покупают активно и стабильно.
Еще несколько общих рекомендаций:
1. Первым делом проверяем конкуренцию: смотрим сколько компаний уже продают данный товар. Увидеть всех продавцов можно в карточке.
2. Далее изучаем цены на продукт, которые предлагают другие продавцы.
3. Смотрим закупочную стоимость у поставщиков в интернете.
Если продавец опытный, можно рискнуть и побороться за высококонкурентные позиции. Чем больше партнеров продают аналогичный продукт, тем выше конкуренция. Новичкам целесообразнее начинать с продуктов, представленных в 1-2 предложениях.
Что заложить в стоимость
Чтобы получать хорошую прибыль на маркетплейсе, важно сформировать правильный ценник.
Розничная стоимость любого продукта должна складываться с:
Общая сумма затрат зависит от товарной категории, объемного веса единицы, кластера отгрузки и доставки, некоторых других характеристик. На стоимость хранения влияет оборачиваемость товара в днях.
Также нужно учитывать и модель, по которой работает продавец: продажи со своего склада – FBS, или продажи со склада маркетплейса – FBO. Для FBS придется добавлять стоимость доставки на складской центр «Озон».
Вознаграждение маркетплейса состоит из 3-х компонентов:
Что учесть при закупке продукции:
Некоторые производители сразу упаковывают изделия под требования платформы. Но часто продавцам приходится готовить товар к отгрузке самостоятельно. Для одной единицы эти затраты будут несущественны, для партии – уже сильно ощутимы.
Если найти товар, который пока широко не представлен на рынке, можно делать наценку на уникальность и ставить стоимость, не опираясь на рыночную политику цен.
Расчет юнит-экономики для товаров на Ozon
Допустим, на этапе анализа вы определили предварительные позиции, которые хотите включить в ассортимент. Но до этого необходимо убедиться, что вы не уйдете с данным товаром в минус и сможете выручить желаемую прибыль.
Юнит-экономика на маркетплейсе как раз и нужна для расчета прибыльности/убыточности отдельно взятого юнита – товара. Выполняя необходимые расчеты, можно выяснить, какие позиции способны генерировать прибыль, а что будет убыточным. Расчет производится для единицы или определенного периода: неделя, месяц, год.
Особенно полезна юнит-экономика для тех, кто только создает ассортимент или планирует расширить текущее предложение. Хотя, в целом, это важно для всех. Ведь основное, с чем следует определиться прежде, чем идти в торговлю – сколько вы хотите в итоге зарабатывать с каждого проданного товара. Это отправная точка.
Принципиальная формула юнит-экономики для маркетплейсов выглядит так:
Ее смысл – просчитать прибыль с единицы проданного товара. Берем цену продажи и вычитаем из нее все вероятные расходы, которые рассматривали в предыдущем разделе.
Давайте рассчитаем маржинальность одной единицы товара при закупке в Китае партии из 1 000 штук. Для примера возьмем занавески с принтами.
Нам предстоят такие расходы:
Себестоимость продукции составляет 420,65 рублей.
Учитывая расходы, ставим розничную цену 1270 рублей.
Вычитаем дополнительные затраты на единицу:
К выплате за единицу остается 921,5 рублей.
С этой суммы нужно также вычесть расходы на:
Рассчитываем доход с одной единицы:
Вычитаем из этой суммы себестоимость, прибыль с единицы составит:
Получается, что маржинальность товара равна:
304,85 : 420,65 х 100% = 72,5%
Но именно так будет вряд ли. Это прикидки, определить точные цифры достаточно сложно. Потому что знать абсолютно все расходы заранее невозможно. Но видя такое значение, вы можете выбрать правильный ценовой коридор, в котором стоит двигаться. Можете увеличивать рекламный бюджет, предполагать больше брака, что валюта обвалится. Но у вас останется запас и вы будете знать, что не уйдете в минус.
Как оценивать потенциальную прибыль с помощью калькулятора Ozon
Оценить вероятную прибыль с товара можно на калькуляторе «Озон». Он просчитывает, сколько получится заработать на каком-либо продукте за определенный период, и приблизительную сумму расходов на маркетплейсе.
Для примера возьмем трендовый товар-бестселлер – развивающую игрушку для детей. Ее предлагают 2 продавца. У одного из них стоимость игрушки составляет 1 149 рублей, у другого – 801.
Получается, что средняя цена на платформе – около 1 000 рублей. Мы нашли место, где можно купить по 400 рублей за штуку. В итоге видим довольно неплохой запас. Значит, стоит попробовать составить конкуренцию при цене 750 рублей.
Выбираем товар, категорию и вводим нужные показатели:
Система вычтет себестоимость и предусмотрит вероятные затраты на:
В итоге поймем, сколько получится заработать при стоимости игрушки в 750 рублей, сколько из этой части можно будет потратить на продвижение или отложить на другие затраты, связанные с товаром.
На модели FBO чистая прибыль с одной единицы за вычетом расходов составит 241 рубль, на FBS – 285 рублей. Видим, что в нашем случае выгоднее работать по FBO.
Лайфхаки по выбору товара и увеличению эффективности продаж
Расширение ассортимента – не единственная сторона, в которую стоит посмотреть действующим селлерам. Есть еще, как минимум, два варианта для развития и наращивания объемов продаж.
Вариант 1 – удерживать лидерство
Стать лидером в своей нише на «Озон» помогут несколько эффективных мер.
Первая – поддержание оптимального количества остатков популярных товаров.
Чтобы выяснить, какие именно позиции должны постоянно присутствовать в достаточном количестве на складе, нужно использовать два фильтра в новом разделе:
Так можно быстро определить, где теряются деньги.
Вторая мера – снизить цены на товары с повышенной конкуренцией.
«Озон» показывает количество продавцов по каждой позиции. Если ваша цена выше средней, то очевидно надо снижать ее, чтобы общая прибыль была больше. В основном продукцию на маркетплейсе покупают у продавцов, которые предлагают более низкую цену.
Зайдите в «Самые продаваемые товары» и отфильтруйте свои, а затем оцените конкуренцию и сравните цены.
Третья мера – настроить рекламу для подходящих запросов.
Выбрать запросы поможет раздел с поисковыми фразами, который мы рассматривали ранее. Фразы можно фильтровать по своей категории, по слову, которое входит в запрос. Рекламную кампанию стоит настраивать под актуальные тренды категории.
Вариант 2 – стать первопроходцем
Альтернатива поиску трендов – начать продавать то, чего еще нет на Ozon, но хорошо продается на рынке.
Для этого нужно выбрать продукты, которые еще не представлены на маркетплейсе, чтобы стать первым.
Можно поискать интересные предложения у поставщиков, особенно в тех категориях, которые «Озон» только планирует добавлять.
Но прежде следует грамотно оценить свободные ниши, посмотреть, что ищут на платформе и не находят, какие запросы чаще остаются без результатов.
Этот анализ даст хорошие подсказки тем, кто хочет начать и восполнить определенную нишу, стать первым в какой-то из категорий.
Кроме нового раздела «Что продавать на Ozon», стоит обязательно обратить внимание еще два больших блока:
В будущем «Озон» планирует добавить аналитику по всей площадке. Она будет показывать, какую долю от категории занимает продавец в динамике, на какой он позиции, его положение на фоне конкурентов. Это тоже поможет определять наиболее выгодные товары для торговли на маркетплейсе.
Заключение
Благодаря предварительным расчетам и оценке прибыльности товара продавец может подобрать оптимальные позиции с точки зрения выручки. Также анализ помогает определить минимальную стоимость продукта, при которой можно будет достаточно зарабатывать.
Поэтому при выходе на маркетплейс или включении новой позиции в ассортимент нужно всегда ориентироваться на ее экономику, детально изучать товар, нишу, плотность рынка и держать в голове вопросы:
В первую очередь торговля должна быть прибыльной. Если кто-то откровенно демпингует, равняться на него не стоит. Обычно целью таких продавцов является заработок денег в моменте. Для нормального развития бизнеса лучше ставить долгосрочные цели. Анализируйте, выбирайте востребованные позиции для торговли на маркетплейсе и рассчитывайте их экономику. Только так можно получать ощутимую прибыль в долгосрочной перспективе.
Продавать на Ozon
Ozon — это интернет-магазин, который работает в формате маркетплейса. Это значит, что предприниматели могут стать партнерами и продавать товары на сайте магазина, пользоваться складами и доставкой. Расскажем, как стать продавцом на Ozon, какие у площадки условия и комиссии.
Кто может работать с Ozon
Ozon работает с разными компаниями — крупными брендами и начинающими предпринимателями. У Ozon нет ограничений по количеству товаров в ассортименте, поэтому теоретически работать с площадкой могут даже небольшие региональные компании.
Продавать можно практически что угодно, например одежду, книги, продукты, косметику, электронику, товары для сада. Есть и исключения, например, нельзя продавать:
Полный список запрещенных к продаже товаров перечислен в инструкции для продавцов.
У Ozon есть определенные требования к продавцам, вот основные:
Еще попросят стандартные документы: для юрлиц — выписку из ЕГРЮЛ, для ИП — выписку из ЕГРИП, для самозанятых — копию паспорта и свидетельства ИНН.
Как зарегистрироваться
У Ozon есть отдельный сайт для продавцов. Чтобы начать работать с интернет-магазином, нужно зарегистрироваться, введя номер телефона и присланный код.
После этого на почту придет письмо с подтверждением регистрации. Перейдя по ссылке из письма, нужно ее завершить:
Затем вы сразу попадаете в кабинет продавца, где вас попросят заполнить все данные о компании, загрузить документы и указать платежные реквизиты:
Нужно заполнить все графы, загрузить копии документов и отправить на проверку. Через один рабочий день на почту придет ответ об активации аккаунта.
Письмо может быть с отказом, если есть ошибки в заполнении анкеты или забыли прикрепить какой-то документ. В этом случае нужно написать в поддержку и попросить поправить анкету.
После активации аккаунта принимают оферту — без нее Ozon не сможет работать с компанией.
Затем нужно подключить электронный документооборот. С его помощью Ozon обменивается с продавцами заявками на поставку и закрывающими документами. У Ozon есть два партнера — «Контур-Диадок» и «Сфера-курьер». Если компания еще не ведет электронный документооборот, лучше подключиться к ним, а если есть свой оператор — настроить интеграцию.
После этого останется загрузить товары: фотографии, описание, цены, артикулы, штрихкоды, вес. К этому у Ozon есть свои требования: в описании не должно быть ссылок, слов прописными буквами, грамматических ошибок. Товары можно загружать вручную или с помощью Excel-файла.
Ozon всегда проверяет товары — смотрит, чтобы описание и фотографии соответствовали требованиям. Обычно это занимает три дня, затем в разделе «Товары» появляется статус. Если какие-то товары не прошли модерацию, появится пояснение, что нужно исправить, после этого товары проверят еще раз.
Затем останется выбрать схему продаж, и можно начинать. Схем продаж две: со своего склада и склада Ozon. Если продавать со склада Ozon, нужно строго по графику в определенный день и время привозить товары на выбранные склады. Если со своего склада, то упаковывать товары по требованиям интернет-магазина и отправлять покупателям.
Важно, что склады Ozon разные: с одних товары доставляют по всей России, с других — только в определенные регионы. Важно внимательно выбирать склад, потому что если выбрать региональный, покупатели из других регионов увидят на сайте магазина надпись «Товар не доставляется в ваш регион».
По всем шагам регистрации, подключению ЭДО и загрузке товаров в магазин есть подробные инструкции в Базе знаний для продавцов.
Какие условия
У Ozon нет фиксированной комиссии для всех — ее размер зависит от вида товаров, которые продает компания. Например:
Комиссии на категории товаров часто меняются. Например, ближайшее изменение цены будет 1 февраля 2022 года.
Также продавцы оплачивают стоимость доставки и возврата товара. Точная стоимость зависит от размера груза и склада, с которого его продают.
Ozon может брать оплату за хранение на складе, если товар лежит там слишком долго. А еще — делать стоимость хранения бесплатной для сезонных или участвующих в акциях товаров.
В Базе знаний также есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать стоимости комиссии маркетплейса, доставки, хранения на складе. Все эти показатели индивидуальны, так как зависят от выбранной модели продаж, категории товара и других параметров. Кроме того, есть оплата других услуг, например, обработка брака и излишков с поставки. Стоимость обработки одной бракованной единицы товара — 9 рублей, а излишков — 24 рубля за одну единицу.
Ozon выплачивает деньги за проданные товары два раза в месяц: с 4 по 7 и с 15 по 17 число. Есть возможность за дополнительную плату подключить услугу гибких платежей и получать деньги хоть каждый день.
Мы продаем через Ozon и другие маркетплейсы 60% товаров
Рассказывает Сергей Чаплыгин, основатель и владелец компании UNIWOOD:
Наша компания находится в Самаре и производит конструкторы из дерева в форме животных, зданий, головоломок и механических объектов. Вот как это выглядит:
Мы открылись в 2018 году, стали продавать товары через сайт на всю Россию, но столкнулись с проблемами в доставке. К примеру, доставка из Самары до Москвы стоит 200 руб., а того же товара до Владивостока — 1 500 руб. При этом цена на товары разнится от 245 до 4 990 руб. Доставку оплачивают клиенты, и мы понимаем, что кого-то из них потеряли. Особенно это касается покупки недорогих товаров или дальних направлений, когда доставка может составлять от 30% до 80% стоимости товара.
Мы стали думать, как доставлять быстрее и дешевле, и решили рассмотреть разные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет. У них есть свои склады, пункты выдачи, системы доставки, что как раз было нам нужно.
Ozon стал нашей первой площадкой. Мы зарегистрировались на сайте, загрузили документы, заполнили карточки товаров и выбрали продажу со склада Ozon. Теперь мы производим товары и отправляем их транспортной компанией на склад, а дальше упаковкой и доставкой конечным покупателям занимается Ozon.
Сначала мы были в панике, но сейчас сотрудничаем с транспортной компанией, одно из направлений которой — доставка на маркетплейсы.
Первая партия была небольшой: мы распродали ее за 1,5 месяца. Второй раз отправили уже около тысячи единиц.
У Ozon с доставкой на склад все строго: нужно сообщить фамилию водителя, номер машины, выбрать точную дату и время. Сначала мы были в панике, но сейчас сотрудничаем с транспортной компанией, одно из направлений которой — доставка на маркетплейсы.
Обычно все проходит хорошо, но один раз на складе отказались принимать поставку: мы забыли указать штрихкоды у нескольких товаров, из-за чего нам завернули всю партию.
Сначала склады были бесплатными. Но Ozon находится в состоянии постоянных перемен, и не всегда они приятные. Например, во время самоизоляции появились ограничения по времени оборачиваемости товара. Если она низкая, то начисляется плата за хранение товара. В личном кабинете видна расчетная и текущая стоимость хранения, а также товары, за которые она была начислена.
У Ozon превосходный личный кабинет: есть все ключевые показатели, очень прозрачная система отчетов, реальная картина по заказам.
На оборачиваемость товара можно влиять внутренними маркетинговыми инструментами Ozon. И тут пока ему нет равных среди маркетплейсов: регулярные скидки, возможность создания своих акций, промокоды, продвижение, медийная реклама, баллы за отзывы и многое другое.
Отдельно хочется отметить личный кабинет продавца. У Ozon он превосходный: главная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница демонстрирует все ключевые показатели, очень прозрачная система отчетов, реальная картина по заказам.
Комиссия Ozon раньше была фиксированной за все, потом ее разделили на комиссию и оплату за доставку. Мы находимся в категории «Детские товары» и платим маркетплейсу 5% от стоимости проданных товаров. Далее добавляется стоимость обработки заказа, магистраль и «последняя миля».
Например, наша комиссия по миниатюрным конструкторам за 245 руб. сейчас составляет 67 руб., а до недавнего времени — 110 при цене 190 руб. По дорогим позициям ситуация почти не изменилась. К примеру, мы продаем конструктор за 4 тыс. руб., и из них чуть больше 600 руб. забирает Ozon как комиссию и плату за доставку.
На фоне этого перекоса в маржинальности изменились покупательские предпочтения. Если раньше товары разной ценовой категории продавались равномерно, то теперь преимущество отдается миниатюрным конструкторам UNITS. Покупатели предпочитают взять несколько миниатюр или их набор вместо одного дорогого конструктора. Поэтому некоторая лояльность Ozon в минимальной комиссии нам, конечно, на руку.
Маркетплейс повышает доверие к бренду: не все будут заказывать товары на незнакомом сайте, но все знают Ozon.
В этом году параллельно мы запустили работу по FBS (продажа со своего склада и логистикой Ozon) для менее оборачиваемых товаров. Так мы хотим оптимизировать товарные запасы и свести плату за хранение к нулю.
В целом работать с Ozon выгодно: мы не уходим в ноль или в минус и в любом случае зарабатываем. Также маркетплейс повышает доверие к бренду: не все будут заказывать товары на незнакомом сайте, но все знают Ozon.
Еще покупатели здесь охотно оставляют отзывы о товаре, а для нас это хорошая обратная связь: мы видим, в каком виде товар приезжает к ним, что нравится и не нравится клиентам, что можно улучшить.
В среднем мы продаем через Ozon и другие маркетплейсы 60% наших товаров, а 40% — через сайт.
Модульбанк и маркетплейсы
В Модульбанке появился пакет опций «Маркетплейс». Он подходит для предпринимателей, которые хотят начать продавать или уже продают свои товары на маркетплейсах.
Вот что есть в пакете «Маркетплейс»:
Еще скоро появится Маркет.Менеджер, который поможет найти поставщиков, даст рекомендации по финансовой модели в каждой товарной нише и отснимет каталог.
Пакет опций для клиентов Модульбанка будет бесплатным до конца года.
Опция для работы на маркетплейсах от Модульбанка
Кредит на закупку, перевод прибыли на карту без комиссии, факторинг
Как продавать на Ozon: схемы продаж, размеры комиссий и требования к товарам
Озон — это интернет-магазин в формате маркетплейса. Здесь можно купить почти всё: одежду, продукты питания, бытовую технику и так далее. Торговать на площадке может любой человек или компания. Главное условие — быть самозанятым, ИП или работать как юрлицо.
Как зарегистрироваться и стать продавцом на Ozon
После этого можно создавать карточки товаров. У Озона есть требования к их оформлению. Например, в описании не должно быть грамматических ошибок, а на изображении — логотипа или рекламы. Каждый товар Озон проверяет на соответствие требованиям. Если что-то не так — сообщает продавцу.
Последний шаг — выбрать схему продаж. Об этом поговорим ниже.
Есть три варианта сотрудничества с маркетплейсом:
Продажа со склада Ozon — FBO
Продажа с собственного склада — FBS
Продавец арендует склад, где хранятся все товары. Упаковка и доставка тоже ложатся на плечи ритейлера. Когда кто-то делает заказ, Ozon сообщает об этом продавцу. Тот упаковывает товар и готовит его к отгрузке. Затем приезжает курьер и забирает посылку. Либо поставщик самостоятельно отвозит её в пункт приёма. Такая схема называется FBS — Fulfillment by Seller.
Размещать товары на собственном складе могут только продавцы Москвы и Санкт-Петербурга.
Продажа и доставка со склада продавца — RFBS
Продавец хранит товары на своём складе, но доставлять их может через службу Ozon или собственными силами.
Когда приходит заказ, продавец сам собирает его, упаковывает и доставляет той службой доставки, с которой сотрудничает.
Если покупатель возвращает товар, продавец сам решает, принять его или нет. Если возврат одобрен, заказ придёт обратно на склад продавца любым удобным способом — Почтой России, службой доставки, курьером.
На сайте магазина действуют ограничения на определённые категории товаров. Например, нельзя продавать:
Некоторыми товарами можно торговать только со своего склада. Это стройматериалы, автомобильные аккумуляторы и душевые кабины.
Есть категории, которыми можно торговать при доставке своими силами. Например, живые цветы, саженцы, агрохимикаты и пестициды.
Для некоторых — нужен сертификат качества:
За каждый товар Ozon берёт комиссию: от 4% до 15%. Размер зависит от категории товара. Например, минимальную комиссию заплатят продавцы компьютеров и ноутбуков. Максимальную — продавцы одежды и обуви.
Помимо комиссии, продавец платит за сборку заказа, перемещение посылки, доставку и возврат товаров. Точная стоимость зависит от схемы продаж, размера посылки, веса и склада, с которого её отгружают.
Например, при схеме FBO сборка заказа стоит от 30 до 150 рублей — зависит от веса посылки. Перемещение в регион покупателя — от 25 до 500 рублей, доставка до покупателя — 4,4% от цены товара. А обработка возврата обойдётся в 30 рублей.
В схеме FBS комиссии немного отличаются. Например, доставка посылки до пункта приёма — 45 рублей, а возврат — 20 рублей.
На сайте Ozon есть калькулятор, где можно рассчитать затраты и прибыль с продажи на площадке.
Решили попробовать: зарегистрировались на сайте, загрузили документы, выставили товары и выбрали схему продаж. Поначалу торговали со склада Озона. Но позже отказались от этой схемы и начали продавать со своего.
Мы столкнулись со сложностями, когда выгружали товары на склад маркетплейса. Например, привозим товары, оставляем у них. Через два дня Озон выставляет твои товары на площадке в три раза дешевле. Либо появляются конкуренты со своей продукцией, а твои товары зависают на складе. Такая схема нам не подходила. Мы продаём не свои товары, поэтому это очень рискованно.
Та же история и с возвратами. Иногда их можно ждать и по полгода. Товар может вернуться с повреждением или с истёкшим сроком годности.
Мы торгуем и на сайте, и на маркетплейсе. На Ozon лучше всего идут товары низкой и средней ценовой категории. Потому что люди заходят сюда, как в обычный супермаркет. Например, взяли сковородку, пластырь, игрушку ребёнку и заодно чай прихватили. Но что на маркетплейсе, что на сайте — продажи идут одинаково.
В этом и сложность работы с маркетплейсами. Например, была у нас ситуация: Озон обязывал нас сделать скидку на товары. Но мы физически не могли этого сделать. Потому что нужно оплачивать отправку товара, комиссию и в итоге торгуешь на 2−3%. Мы практически не получим прибыль, если снизим цену на товары.
У маркетплейса периодически бывает индексация цен. Например, у определённой категории товара должна быть определённая цена. Иначе площадка тебя заблокирует. С этим тоже сложно, если ты не производитель. Не можешь регулировать цены так, как тебе захочется.
В целом с маркетплейсом работать выгодно. Но в нём есть потенциал, если ты продаёшь товары собственного производства. Поэтому сейчас мы меняем концепцию: уходим из статуса дилеров и делаем акцент на производство своих товаров. Например, посуду завезли под своим брендом.
Если бы выходил на маркетплейс только сейчас, ничего не стал бы менять в процессах. Все этапы, которые мы прошли с Озоном, были полезными.