чем торговать в межсезонье
Сезонный бизнес: стоит ли открывать и как выжить в несезон?
Задумываясь об открытии бизнеса, каждый предприниматель хочет, чтобы его вложения быстро окупились и приносили стабильный доход. Однако на практике такое сочетание встречается достаточно редко. Так, бизнес с устойчивым спросом на товар или услугу, обычно требует значительных инвестиций на начальном этапе и окупается довольно долго, но затем, как правило, приносит стабильный доход.
В то время, как бизнес, имеющий ярко выраженную сезонность, при грамотном планировании, окупается достаточно быстро, чего бы очень хотелось каждому предпринимателю. Однако стабильного дохода ожидать в данном случае не приходится, поскольку здесь присутствуют 2 противоположные фазы: «сезон» — период активных продаж, когда спрос на товар очень высокий и предприниматель получает большую часть годовой прибыли за несколько месяцев, и «несезон» — период спада продаж или полное их отсутствие, когда бизнес несет убытки или в лучшем случае работает в ноль.
Какой же бизнес выбрать: тот, который быстро окупается, приносит высокую прибыль в сезон, но нестабилен в течение календарного года, или же бизнес, инвестиции в который будут окупаться достаточно долго, но со стабильным спросом на товар или услугу в течение всего времени без резких взлетов и падений?
Предприниматели, которые все же выбрали сезонный бизнес и быструю окупаемость, еще на этапе бизнес-планирования должны задаться вопросом: что же делать в период спада или полного отсутствия продаж? Как к этому подготовиться и какие меры принять, чтобы выжить и удержаться на плаву? Ведь не каждый сезонный бизнес может продержаться весь оставшийся год на прибыли, полученной в сезон активных продаж.
Так, в магазине купальников и пляжных аксессуаров в летний период высокий спрос на товар. Однако таким повышенным спросом он пользуется только 2-3 месяца в году. Хотя в холодное время года многие россияне стали ездить на море за границу, спрос на купальники все же остается на довольно низком уровне в осенне-зимний период. Как же распределить полученную за лето прибыль и продержаться до следующего сезона? Стоит ли принимать радикальные меры — полностью закрывать магазин и увольнять сотрудников, отказываться от аренды офиса и склада, чтобы свести к минимуму все расходы в этот период, а перед стартом следующего сезона начинать все сначала? Или же нужно стараться избегать подобных ситуаций и приложить максимальные усилия, чтобы продажи в разгар сезона позволили владельцу и его сотрудникам уверенно чувствовать себя в течение всего года — вводить дополнительные товары, проводить акции и всевозможные распродажи?
Портал БИБОСС узнал, каким же образом предприниматели, владеющие бизнесом с выраженной сезонностью, выходят из положения.
Директор по франчайзингу сети World Gym в России
Фитнес-бизнес очень подвержен сезонному влиянию, эти сезоны прогнозируемы и мы понимаем, что летом практически не продаются «длинные контракты» и люди традиционно не ставят в приоритет в своем бюджете расходы на фитнес. Выручки клубов в летние месяцы на 30-40% ниже, чем весной или осенью. Для нивелирования этого фитнес-клубы включают на лето «короткие» предложения, которыми привлекают оборотные средства за счет тех клиентов, кто продолжает тренироваться, и делают значительно более легкие условия на клубное членство, чем в высокие — осенние и весенние сезоны. Летом при желании можно купить карту на двоих по одной цене и т.д.
Традиционно поджимаются расходы — урезаются расписания групповых тренировок — людей все равно в клубах немного, иногда приходится даже включать режим сверх-экономии, но вся суть менеджмента заключается в том, чтобы быть готовым к низкому сезону и с одной стороны иметь подушку, а с другой — пул услуг, которые приносят выручку даже в низкий с точки зрения продажи клубного членства сезон. Для нас — это персональные тренировки.
Если же случился объективный форс-мажор, и из-за слишком ранней весны, мы бы, например, стали терять выручку за счет того, что люди перестают покупать тренировки, то клубы могут включать активности по привлечению новой аудитории, усилить ввод корпоративных клиентов, предлагая бизнесу корпоративные тренировки с существенным дисконтом. Это длится недолго, но загружает персонал и приносит выручку. То есть, собственно, чудес нет и если где-то рвется, потому что тонко, то нужно держать несколько направлений в ассортименте и делать упор на них.
Руководитель отдела франчайзинга сети образовательных центров Юниум
Пожалуй, в каждом виде бизнеса есть своя сезонность, в образовании это особенно чувствуется. Именно лето, в образовательном бизнесе, является огромной просадкой.
В летний сезон мы выходим из положения, вводя дополнительные курсы, устраиваем выездные программы, и организуем иные образовательные мероприятия.
Планирование. Мы всегда трепетно относимся к бюджетированию и распределению ресурсов в течение года, поэтому изначально, при составлении и утверждении бюджета с франчайзи, низкий сезон мы считаем нулевым, таким образом максимально перестраховываемся и уходим от неприятных неожиданностей.
Безусловно, это не все, что можно делать для того, чтобы «пережить» низкий сезон, но именно грамотное планирование и бюджетирование позволяет нам быть спокойными на протяжении всего года.
Для хорошего предпринимателя, наличие низкого сезона — это больше плюс, нежели минус! Именно во времена низкого сезона появляются дополнительные инструменты и идеи о том, как улучшить ситуацию, внезапно появляется энергетика, не дающая «расслабиться», и четкие фокусы на конкретные задачи. В этом заключается сила спада продаж — именно он помогает предпринимателям выйти из зоны комфорта и начать делать чуть больше, чем во времена, когда клиенты сами идут к тебе. Только после этого, все апробированные кейсы мы начинаем применять и в высокий сезон, как следствие, мы видим совершенно другой бизнес, играющий новыми красками! Но не ударив «палец о палец», не стоит ждать и манны. Бизнес, не важно работает он по франшизе или это собственное дело, требует вовлеченности и определенных трудозатрат.
Практически каждый бизнес имеет сезонные колебания. В некоторых сферах эти колебания незначительные (порядка 20-30 %), которые можно скорректировать различными акциями, подарками для постоянных клиентов или же просто — переждать этот период.
Однако существуют варианты, в которых сезонность выражена ярко, когда спад продаж или же полное их отсутствие заставляет владельцев бизнеса принимать радикальные меры.
Руководитель Дом Бикини
3 года занимаемся продажей купальников и пляжной одежды через интернет. В нашем случае с наступлением осени объем продаж и количество заявок падают в 5-6 раз.
Самое главное — это уменьшить расходную часть.
В конце августа начинаем сокращать расходы: закрываем магазин, увольняем всех сотрудников. Сейчас есть множество компаний, которые удаленно готовы взять на себя часть работы и стоить это будет гораздо дешевле, чем держать сотрудника в штате. Например, осенью мы пользуемся услугами сервисов по доставке. Оплата только по факту. Есть заказы — платишь за доставку, нет — ничем не рискуешь. Аналогично можно передать обработку заказов на аутсорсинг.
Спад продаж — самое время, чтобы поработать над брендом и узнаваемостью компании. Пока объем заказов не такой большой, есть возможность заниматься сео-продвижением сайта. Как раз за время сезонной просадки можно выйти в топ поиска по среднечастотным и широкочастотным запросам. Можно заниматься раскруткой соц. сетей, проводить конкурсы среди подписчиков, повышать активность в пабликах, работать со сми и т.д. Кроме того, я рекомендую уделить время самообразованию. Это могут быть семинары или книги, биографии великих бизнесменов. Проделанная работа поможет подготовиться к следующему сезону. Главное, уметь получать прибыль в сезон и извлекать пользу «не в сезон».
Никита и Анастасия Куимовы
Создатели «Зачарованных Ёлочных Шаров с теплыми пожеланиями», сезонного и семейного бизнеса по производству и продаже шаров ручной работы с натуральными цветами, в России и США
Наш бизнес глубоко сезонный и хотя сажаем цветы для наших шаров мы в апреле, продажи начинаются не раньше сентября, а основные с 1 по 31 декабря. В книжке написано, что корпоративные заказы должны оформляться еще до начала лета, на практике — это большая редкость. Мы превратили минус в выгоду — 10 месяцев в году мы работаем удалённо. Нам не нужно платить за аренду квартиры, ездить в душном метро — мы путешествуем по миру и развиваем другие проекты. Вообще важно не то, сколько ты зарабатываешь, а что можешь себе на эти деньги позволить. Активно работая 2 месяца в году и отдыхая 10, мы чувствуем себя богаче людей, которые работают весь год с 2 неделями отпуска. В путешествиях мы придумали настольную игру Свист, которую будем продавать летом, используя зимние наработки.
Учредитель, Hotconsulting.ru — серийное открытие отелей
Хостелы в регионах — пример сезонного бизнеса. Такие города как Нижний Новгород, Казань, Сергиев Посад, Санкт-Петербург востребованы среди туристов в весенние и летние месяцы. В межсезонье прибыль у этих хостелов падает до нуля. Некоторые хостелы в Санкт-Петербурге закрываются в низкий сезон, чтобы экономить на зарплатах и эксплуатации помещения.
Самый правильный путь — это договариваться с собственниками о гибкой арендной плате. В высокий сезон аренда выше, чем в низкий. А еще лучше зафиксировать процент от прибыли, как делают Европе. Зато в сезон хостелы в таких городах получают отличную прибыль. А те проекты, которые смогли выстроить продажу дополнительных услуг, таких как продажа кофе, выпечки, завтраков, получают прибыль выше, чем у конкурентов.
Таким образом, мы видим, что большинство компаний предпочитает значительно сократить расходы на период спада продаж, уволить часть работников и переждать это время, готовясь к новому сезону. А всевозможные акции и скидки можно назвать лишь поддерживающей мерой, которая позволяет компаниям с сезонным бизнесом удержаться на плаву. Но что же делать, если прибыли, полученной в сезон не хватает, чтобы продержаться все остальное время? Или предпринимателя не устраивает это «выживание» и хочется получать прибыль в течение всего года, сохранив при этом свой сезонный бизнес?
Как выжить сезонному бизнесу?
Одним из самых выгодных вариантов для предпринимателя является открытие другого сезонного бизнеса, у которого период активных продаж начинается тогда, когда у первого сезонного бизнеса наблюдается снижение покупательской активности. Именно при таком раскладе, предприниматель будет всегда в выигрыше и при деньгах, и на каждый сезон у него будет приходится пик продаж в каком-то из его бизнесов. Это могут быть смежные области, а могут быть и совершенно не касающиеся друг друга сферы.
Например, прокат велосипедов и роликовых коньков пользуется спросом с середины марта до начала октября — это сезон для данного бизнеса и период получения максимальной прибыли. Параллельно открыв «зимний» бизнес по прокату коньков, горных лыж и другого оборудования, предприниматель будет получать со второго бизнеса максимальную прибыль, в то время, когда в первом «летнем» бизнесе она сходит на «нет». Подобную закономерность можно увидеть в истории запросов Яндекс.Вордстат. На графике наглядно видно, как меняется спрос на товар или услугу в течение всего календарного года, благодаря чему можно отслеживать тренды и сезонность интересующих предпринимателя запросов.
Владелец магазина шуб и меховых изделий получает основной доход зимой, заманивая покупателей в летнее время большими скидками и распродавая товар по низким ценам, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Однако параллельно открыв отдел с летней одеждой и купальниками, можно получать прибыль и не в сезон своего основного бизнеса, тем самым создавая некую подушку безопасности для своего кармана.
Взять, к примеру, шиномонтаж, услуги которого востребованы в середине осени и весны. Именно в это время можно увидеть длинные очереди из машин, владельцы которых хотят поменять летнюю резину на зимнюю, и наоборот. Хозяевам шиномонтажа даже приходится дополнительно нанимать работников в этот период, чтобы выдержать такой наплыв клиентов. Однако именно это время и является так называемым сезоном для данной сферы, а, соответственно, и периодом получения максимальной прибыли. А что же делать в остальное время, когда желающих сменить резину уже не остается? На одном ремонте шин и их подкачке особо не продержишься. Можно получать дополнительную прибыль в течение года, например, оказывая услуги по хранению резины. Это позволит бизнесу привлечь дополнительные деньги. К тому же, клиентам, которые оставили резину на хранение именно в данном шиномонтаже, можно предлагать скидку на последующую замену резины. И тогда будьте уверены, этот клиент не уйдет в другой шиномонтаж, а придет именно к вам (конечно, при условии качественно предоставляемых услуг).
Многие владельцы такого бизнеса идут на вынужденные меры: вкладывают деньги в дополнительное оборудование и открывают рядом автомойку или автосервис, которые будут приносить стабильный доход в течение года и нивелировать резкий спад спроса на услуги шиномонтажа. Преимуществом такой комбинации видов бизнеса, помимо диверсификации прибыли, состоит в том, что они создают дополнительный поток клиентов друг другу. И подобные уловки можно придумать практически для каждой сферы сезонного бизнеса.
Таким образом, грамотно продумав варианты сочетания различных видов бизнеса, можно получать максимально возможную прибыль в любое время года, в каждый из сезонов.
Дополнительные риски
Сезонные колебания необходимо учитывать еще на самом начальном этапе, при разработке бизнес-плана и открытии бизнеса. Предпринимателю нужно четко понимать, когда в его сфере деятельности случаются спады продаж, а когда их резкий всплеск. И готовиться к каждому из этих периодов необходимо заблаговременно.
Помимо периодов значительного снижения покупательской активности у сезонного бизнеса существуют еще дополнительные риски, которые порой не зависят от предпринимателя и могут свести все приложенные усилия и планы на предстоящий сезон «на нет». В первую очередь, это погодные условия. Например, холодное лето оставляет без продаж владельцев киосков с мороженым и прохладительными напитками, фирмы по продаже и установке кондиционеров, в то время как аномально теплая зима снижает спрос на пуховики и меховые изделия, уменьшает количество желающих покататься на лыжах или на коньках и т.д.
Надо помнить, что сезонный бизнес требует также своевременной закупки очередной партии ходового товара, чтобы из-за задержек в транспортной компании или отсутствия нужного товара у поставщиков не потерять клиентов, желающих купить товар здесь и сейчас, а, соответственно, и долгожданную прибыль. Все эти моменты стоит просчитывать заранее и быть готовым к такому варианту развития событий.
Как стимулировать продажи в несезон
Вы сталкиваетесь со снижением покупательской активности? С резким снижением продаж сталкиваются около 90% предпринимателей независимо от вида деятельности. Сезонность – это регулярные колебания спроса, на который влияет время года, погодные условия, праздники, финансовое состояние, привычки и стереотипы потенциальных покупателей. Все перечисленные факторы снижают продажи и уменьшают размер получаемой прибыли. Сегодня различают несколько эффективных способов для устранения подобной проблемы в условиях сезонности. Дальновидным предпринимателям необходимо изучить все описанные рекомендации и «безболезненно» пережить наметившийся спад спроса на свою продукцию без существенных убытков.
Учимся различать сезонность и продавать в несезон
Эффективные способы влияния на продажи будет уместно применять в период сезонных колебаний. При выборе наиболее подходящего варианта нужно учитывать интересы потенциальных клиентов (целевой аудитории). Если одна методика подходит оптовым поставщикам, то она может «не работать» для розничных покупателей.
Сезонный спад в продажах наблюдается практически во всех отраслях. Именно поэтому при отсутствии клиентов совсем не обязательно впадать в панику. Известные экономисты и аналитики сходятся во мнении, что одним из наиболее эффективных способов борьбы с кризисом является поиск «золотой» середины между сокращением затрат и стимулирующими мерами. Каждое предприятие или бизнесмен исходя из собственного опыта должна разработать собственный план действий. Выполнение каждого пункта позволит на сгладить возникающие колебания, а также добиться максимально возможных показателей рентабельности.
Для устранения проблем в сезонность крайне важно научиться ее опознавать, поскольку ее часто путают с неумелой политикой ведения бизнеса. Перечислим разновидности сезонности:
Примерами жесткой сезонности могут быть реализация куличей на Пасху, елочных игрушек, « валентинок » на День всех влюбленных и прочих атрибутов к любому празднику. Популярная продукция после наступления праздничного события мгновенно теряет свою актуальность. На жесткую сезонность не могут маркетинговые методы для ускоренного вмешательства. В случае умеренного спада предпринимать меры также не рекомендуется, поскольку он не нанесет ущерба действующему бизнесу. Такую особенность следует учитывать в процессе годового планирования. Вмешательство со стороны потребуется для яркой сезонности.
Увеличить продажи в несезон будет невыгодно при дороговизне запланированных мероприятий. Выполнять все пункты составленного плана может быть слишком рискованно и трудоемко. Для наглядности понимания ситуации можно привести пример рекламы мороженного зимой или елочных игрушек летом. В этом случае затраты будут неоправданны и не принесут ожидаемых результатов.
Эффективные способы стимулирования спроса в условиях сезонного спада
Американские компании уже много лет используют эффективные идеи, которые представлены выводом нового (более усовершенствованного) продукта на рынок. При этом распространены и другие варианты стимулирования спроса. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
На подготовительном этапе к высокому сезону следует сформировать специальные низкосезонные предложения (не в ущерб их качеству). Именно они будут удерживать внимание потенциальных клиентов в критический для бизнеса период. Можно привести пример, когда реализация дорогостоящего лицензионного программного обеспечения (комплекса) были предельно малы летом (в сезон отпусков). В зимнее время года и в межсезонье дальновидным руководством была разработана акция для мотивации потенциальных клиентов. Так, при покупке программного продукта в несезон, клиент получал бесплатное обучение своего сотрудника летом. Дополнительно ко всему профессиональное сервисное обслуживание укрепляло позиции компании на рынке, она ассоциировалась у покупателей программного обеспечения с исключительной надежностью, стабильностью и отсутствием проблем в работе установленных комплексов.
Не менее популярным методом является планирование долгосрочных проектов. Разработка четкой последовательности действий должна проводиться с акцентом на расширение целевой аудитории. Постоянное изменение видов деятельности в зависимости от текущих потребностей клиентов называется стратегией «саранчи». В этом случае отечественные предприятия могут вывести прибыльность бизнеса на новый уровень при условии правильного (грамотного) планирования и профессиональной организации труда.
Вывод на рынок новинок поспособствует повышению объема продаж во время наметившегося резкого спада. Как показывает практика, самыми лучшими месяцами знакомства целевой аудитории с новыми продуктами принято считать январь и июль (так называемое «мертвое» время – посленовогодняя «передышка» и сезон отпусков). Именно в этот период будет выгодно презентовать интересные предложения, предложить вместе с приобретенным товаром скидку, подарок или бонус.
Не менее эффективным способом борьбы с несезоном является периодическая корректировка ассортимента. Своей целевой аудитории необходимо предлагать актуальные продукты. Расширение ассортимента в зимнее время для ресторанов (глинтвейн, горячий шоколад и согревающие коктейли) и летнюю пору года (квас, освежающий смузи и т.д.) поспособствует увеличению количества клиентов. Популярным рекламным агентствам при летнем затишье можно порекомендовать ввести такие предоставляемые услуги, как реклама тенью, организация флешмобов и т.д. Строительным фирмам в период отсутствия крупных заказов можно посоветовать начать обслуживать частных потребителей.
Результативным способом поднятия продаж является проведение краткосрочных акций и мотивация рядовых сотрудников на увеличение товарооборота. Для этого следует приступить к разработке принципиально новых направлений в работе и провести конкурс между продавцов. За высокие результаты работников можно премировать. Такое стимулирование в работе зачастую положительно сказывается на величине получаемой прибыли.
Как минимизировать расходы в период спада сезонной активности?
В условиях жесткой конкуренции, каждый бизнесмен может рассчитывать исключительно на себя. Одна категория предпринимателей делает ставку на сезонный бизнес. В этом случае удастся в полной мере воспользоваться непродолжительными подъемами покупательской активности и получить максимально возможную прибыль. При этом бизнесмены должны учитывать фактор сезонности с возникающими сопутствующими проблемами, которые связаны с падением объемов продаж.
Проблему минимизации расходов можно решить с помощью организации сезонного режима работы. Владелец бизнеса может нанять сотрудников только на 1 сезон. Работники также могут числиться в компании круглый год и отправляться в отпуск в несезон. При выборе первого варианта неизбежен дефицит компетентных специалистов в сезон.
Наглядной демонстрацией минимизирования затрат является режим работы на кожгалантерейном предприятии. Ее продукция реализовывается неравномерно на протяжении всего года. Вместе с этим колебания покупательской активности продолжаются недолго по причине грамотой ассортиментной политики. Руководством был предусмотрительно разработан график отпусков. В период массовых продаж целесообразнее продолжать работу отдела сбыта, при этом производственный процесс полностью останавливается. При отсутствии должного уровня спроса в отпуск уходят сотрудники отдела сбыта, а благодаря запущенному технологическому циклу склады начинают пополнять новыми изделиями.
Минимизировать затраты при спаде сезонной активности можно благодаря:
Основная цель контрактного производства заключается в сдерживании увеличения издержек. Они возникают вследствие простоя оборудования вместе с помещениями при сезонном падении спроса. Выходом из сложившейся ситуации может стать изготовление по предварительному заказу определенных изделий на собственных мощностях. Отечественные компании, специализирующиеся в зимнее время года на производстве и дальнейшей реализации натуральных экстрактов, летом приступали к заготовкам сырья. При этом их производственные мощности простаивали. Для сокращения текущих затрат им необходимо было сдавать в аренду собственные технологические агрегаты.
Снижение рекламных расходов позволит сэкономить собственные средства. Для многих отечественных компаний будет выгодно поддерживать только работу сайта (интернет-представительства), а также обеспечивать клиентов (по мере необходимости или запросу) печатной продукцией.
Способ переориентации на другую целевую аудиторию будет эффективен при отсутствии возможности изменения предлагаемого ассортимента. Подобный способ часто выбирают магазины канцелярских принадлежностей. В конце лета (август-сентябрь) они реализуют в основном школьные товары, а все остальное время – продают офисные принадлежности. Такой популярный метод характерен для ресторанного, а также гостиничного бизнеса.
В отелях регулярно проводятся конференции и прочие официальные мероприятия. Для этого они предоставляют специальные помещения, организуют питание, размещают участников и т.д. Что касается ресторанов, то заведения в летнее время года оборудуют специальные открытые площадки для дополнительного размещения новых клиентов. В этом случае им удается компенсировать снижение посещаемости на стационарных площадках. Как видно из примеров, осуществление подобных мероприятий невозможно без капитальных вложений, поэтому стимулирование сбыта практически всегда связывают с инвестициями. Именно поэтому их могут себе позволить далеко не все компании. При отсутствии денежных средств для переориентации на совершенно другую целевую аудиторию, необходимо минимизировать расходы.
Что нужно делать при сезонном спаде
Практически у любого предприятия существуют недостаточно проработанные участки. Это может быть не удовлетворительно упорядоченная клиентская база, неиспользованные отпуска и прочие недочеты. В период несезона настоятельно рекомендуется заняться устранением всех погрешностей, приступить к инвентаризации основных активов и т.д. В противном случае в процессе ревизии такие недочеты могут обойтись значительно дороже (вплоть до начисления штрафных санкций контролирующими органами).
В период несезона (снижения покупательской активности) отечественным бизнесменам можно приступить к выполнению следующих мероприятий:
Таким образом, сам термин «несезон» связывают в первую очередь с непрофессионализмом. При грамотном подходе и четком планировании всех этапов деятельности вероятность возникновения авралов будет минимальной. Для дальновидного руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя переориентация бизнеса подвигом не является. Следует разработать стратегию развития в условиях сезонного спада, а не искать виноватых в собственных ошибках.