чем торговали восточные славяне
Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь
Торговые связи, проложенные между Балтийским и Средиземным морями, не только обеспечивали восточных славян заморскими вещицами, но и определили их историю.
О легендарном торговом пути мы знаем из «Повести временных лет» (начало XII в.) — источника уникального и незаменимого, но не самого надежного. Если верить летописцу, путь «из варяг в греки и из грек…», коим пользовался и апостол Андрей Первозванный, соединял «море Варяжское» и Царьград (а между ними Русь) и был водным. Он, однако, являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.
Маршрут пути «из варяг в греки…» (более 2,5 тыс. км): «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Черное море — Царьград (Константинополь).
По такому пути, который сложился в IX-X вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долбленых однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединенных водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.
Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили ученых в ХХ в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.
«Заморские гости», худ. Н. Рерих
Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределенности под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.
В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведенные в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шелковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.
Внутренняя торговля
Выделение ремесла способствует разложению соседской общины и имущественному неравенству ее членов. Развитие ремесла естественно влечет за собой развитие обмена и внутренней и внешней торговли.
С. Иванов. Торг в стране восточных славян
Внутренняя торговля была развита еще очень слабо. Предметами внутренней торговли были железо и железные изделия, соль, добываемая в «Червенских градах» у Карпат, и скот.
По рекам и речкам, по сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. Они шли из Киева на запад, в Чехию, Венгрию, Германию через «Червенские грады» и Карпаты, на север, в Курск и далее на Оку, в верховья Днепра и через волоки на Ловать и Волхов, на Западную Двину и Волгу, в Крым, в степи, на Кавказ, на Каму.
В городах на торг собирается окрестный люд. Сюда везут для продажи меха и шкуры, мед и воск, ремесленные изделия и украшения, ведут скот и рабов. Здесь покупают. Тут центр общественной жизни окрестного населения. На торгу «закликают» о бежавшей челяди (рабах и слугах), заключают сделки, слушают княжеских «мужей», оглашающих решения суда и распоряжения князя, и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Внутренняя торговля
Внутренняя торговля Выделение ремесла способствует разложению соседской общины и имущественному неравенству ее членов. Развитие ремесла естественно влечет за собой развитие обмена и внутренней и внешней торговли. С. Иванов. Торг в стране восточных славянВнутренняя
4. Внутренняя устроенность: слово и образ
4. Внутренняя устроенность: слово и образ После такой онтологии устроения барочного произведения, где произведение берется почти исключительно как целое и как бы извне, со стороны определяющих его факторов, можно войти вовнутрь его, обратившись ко внутренней стороне
Внутренняя структура
Внутренняя структура Структура волны как изобразительного мотива характеризуется двумя главными свойствами: она, с одной стороны, реализует принцип спонтанности и произвольности формообразовательных механизмов, а с другой – несет в себе начало регулярности в идее
Т. П. Астраханцева «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы
Т. П. Астраханцева «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы В изучении художественной жизни русской эмиграции практически не рассматривалось творчество мастеров декоративно-прикладного искусства, их обучение, работа в студиях-мастерских, в
С кем торговали восточные славяне?
Первые поселения будущего славянского государства появлялись по берегам рек на пути «Из Варяг в Греки». Именно поэтому Новгород, Псков, Чернигов и другие «исконные» города славились своим богатством.
Славяне активно торговали со всеми своими соседями: от византийцев до варягов. Известно также, что славяне торговали и с персидскими, и с арабскими купцами. Свидетельством торговых связей восточнославянских народов с огромным количеством соседских держав соседствуют археологические находки: торговые гирьки, весы и монеты других государств.
Торговые отношения с Востоком
Арабы вели активную торговлю со славянскими племенами. А их многочисленные свидетельства, зафиксированные в исторических источниках, дошедших до наших времен, позволяют больше узнать о социальной и культурной жизни наших предков.
Свидетельства арабских источников оставляют нам исчерпывающий облик славянского купца: «Они опрятны в одежде и очень богаты. […] Их женщины носят ценные украшения из меди, серебра или золота, что демонстрирует богатство мужа. Роскошно одеты их мужчины. У них кафтаны с золотыми пуговицами и золотые браслеты. Они живут богато в больших домах, у них дорогая утварь, много рабов и скота, добытых на чужбине».
Такие свидетельства рисуют исчерпывающую картину. Кроме торговли восточнославянские племена промышляли грабежом и захватом невольников, которых затем продавали арабам, хазарам, грекам или норманнам.
Торговля с Византией
С Византией торговали практически все, и русы не стали исключением. Интересно, что на русско-византийскую торговлю существует как минимум две противоречивые точки зрения. Так, некоторые ученые склонны считать, что налаженных торговых отношений не было вплоть до принятия христианства: византийцы, якобы, отказывались торговать с варварами.
Другие полагают, что именно русско-византийская торговля стала причиной развития славянской государственности.
О чем стоит помнить, говоря о русско-византийских торговых связях?
Не удивительно, что договор 944 г., заключенный в пользу русов, подразумевает наличие субсидий для купцов, дарового содержания и оплаты корабельных снастей «принимающей», то есть, византийской, стороной.
Значение торговых связей
Невозможно переоценить значение торговых отношений с соседями. Торговый путь «из Варяг в Греки» обогащал славянские города, стоящие на берегах крупных рек, да и в принципе способствовал расширению русского влияния.
Русь торговала не только с восточными соседями. Поддерживались торговые связи со Скандинавией и Готландом. Возможно, именно из-за регулярных торговых отношений и заключенных военных союзов, славянские племена в итоге решили призвать варягов. И история государства начала складываться известным нам образом.
Торговля Древнерусского государства
Скажу сразу и прямо. Я не хочу тут в свете последних веяний, разбираться кто кому и какой родственник. Современные государства они сегодня. А Древнерусское было давно. И я рассматриваю именно тот далекий период.
Внутренняя торговля Древней Руси
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Однако следует сразу же отметить – народное хозяйство Древнерусского государства оставалось глубоко натуральным, и торговля не смогла сразу занять заметное место в отраслевой структуре хозяйства страны. Ведь даже городские ремесленники, работая на заказ, участвовали лишь в натуральном обмене продуктами труда, получая от заказчика также какую либо необходимую им продукцию.
Тем не менее Русь в рассматриваемый период истории уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых обычно устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности достаточно часто хранили свои товары, а также различные торговые договоры и документы, за что церковь получала с них определенную часть прибыли, торгового прибытка. Вообще, по мнению исследователей, церковь внесла в торговый бизнес Руси некоторую стабилизацию. Она брала на себя главный контроль за честностью торговцев: проверяла меры, весы, преследовала ростовщичество. В меновой торговле активно участвовали князья и бояре, которые продавали избытки своих доходов, поступающие натурой. Даже великий киевский князь, установивший для подвластных ему племенных союзов дань – «полюдье» или «повоз» взимал их в натуральной форме – мехами, воском, медом и прочими продуктами, характерными для данной территории. Поскольку народное хозяйство страны было натуральным и развивалось слабо, то неудивительно, что весь внутренний торг делали крестьяне и ремесленники. Формирующееся русское купечество («торговые гости») занималось преимущественно торговлей международной, но с течением времени купцы все чаще участвовали и во внутренней торговле.
Главным торговым центром по праву считался стольный град Киев. Западные летописцы X – XI вв., описывая красоту и богатства столицы Древнерусского государства, особо отмечали ее бойкую торговлю. Действительно, «соперник скипетра Царьградского», замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути («из варяг в греки»), был центром экономической жизни страны и в короткое время достиг удивительного процветания. В Киеве, где находилось 8 торговых рынков, можно было встретить торговых гостей из самых разных областей и государств, как ближних, так и дальних. Именно из Киева расходились по Руси главные торговые пути. Днепр как естественная торговая дорога обеспечивал восточным славянам не только выход на юг, к греческим колониям, но и на север – к Балтийскому морю. Помимо речных путей к Киеву вели проторенные сухопутные тракты – из Курска, Чернигова, Галича, с берегов Дона. Частыми гостями в столицы были купцы из далекого Суздаля.
Денежная система Древней Руси
В условиях раннефеодального государства на Руси существовали пошлины с перевозки и продажи товаров: проезжие и торговые. Из проезжих пошлин рассматриваемого исторического периода главной был «мыт», взимаемый за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, чаще всего в местах переправ через водные преграды и на мостах строили специальные внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали сухое мыто, на судах – водяное мыто. Сборщики этой подати на Руси назывались «мытниками».
Наряду с мытом существовала целая система различных пошлин: головщина, задние колачи, мостовщина, перевозы, костка и прочие. Так костка взималась за право ехать по большой дороге, а задние колачи платили на обратном пути с каждого человека. Мостовщина и перевозы – это вообще особый вид проезжих пошлин: от их уплаты князья освобождали специальными жалованными грамотами.
Следует сразу заметить, что пошлины платили далеко не все. Служилые люди, дети боярские, государственные гонцы и иноземцы при передвижении по стране пошлин не платили. Однако провозить торгового человека с товарами им строго запрещалось, а за нарушение русские законы того времени предусматривали телесные наказания. Сбор пошлин являлся, по сути, монополией государства, однако князья иногда выдавали жалованные грамоты на сбор отдельных видов пошлин частным лицам и духовенству. Кстати, сегодня в нашей стране президент активно борется с коррупцией во всех эшелонах власти. Однако уже в период возникновения и существования Древнерусского государства при сборе пошлин было много нарушений и с торговых людей зачастую брали гораздо больше положенного.
В отличие от проезжих пошлин пошлины торговые взимались в городах или торжках с товара, привезенного на продажу, и с денег на покупку товара (с цены товара). На Руси существовали самые различные формы торговых пошлин: замыт, явка, гостиная дань, амбарное и полавочное, дворовая пошлина, весчее, свальное, контарное и проч. Особо следует отметить замыт. Если мыт взимался за право проехать с товаром, то замыт – за проезд с правом торговать. Все торговые люди приехав в город должны были явиться в таможню, без этого они не могли начать торговлю. Здесь их заносили в специальную книгу и взимали личную пошлину – явку. Кроме этого в ведении таможенников в то время находились и все меры (бочка, четверть, осьмина, полуосьмина) и таможня брала с торговых людей еще и померные пошлины.
Сборы с продаж не платились только с самых необходимых продуктов потребления. При этом местные жители либо совсем освобождались от уплаты таких сборов или имели значительные льготы. И наоборот, торговцы, прибывшие из отдаленной местности и иностранные купцы платили такие сборы в наибольшем размере. Так уже в то время князь пытался оберегать местного производителя и местный рынок.
Внешняя торговля Древней Руси
Торговля Древней Руси с Византией
Если обратиться к истории международной торговли, то можно заметить – наиболее интенсивно торговые связи развиваются в пунктах соприкосновения межплеменных союзов, княжеств и государств. И Киев доудельного периода русской истории являлся одним из таких пунктов. Именно через Киев шла активная торговля Востока и Запада.
Для Древнерусского государства в рассматриваемый нами период истории наиболее важными являлись торговые отношения с Византией, которые закреплялись дипломатическими актами. Содержание первых русско-византийских договоров свидетельствует, что господствующий класс, русское раннефеодальное государство придавали особое значение, с одной стороны, зарубежному сбыту излишков собираемой дани, ремесленных изделий натурального хозяйства; с другой стороны, были заинтересованы в получении золота, серебра, а также продуктов, которые не производились на Руси.
Поэтому неудивительно, что первые великие киевские князья уже со второй половины IX века начали вести активную политику за достижение преимуществ в торговле с Царьградом (Константинополем). С X века экономические связи Древней Руси с Византийской империей становятся все более постоянными и оформляются договорами. Причем нередко мы видим такую картину: дружина князя подступает под стены столицы империи, а князь вынуждает императора подписать более выгодный для Руси торговый договор. И из летописей видно: армии киевских князей часто ходили на Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). А договора 907 г., 911 г. и 944 г. значительно усилили торговые связи древнего Киева не только с Византией, но и вообще с южнославянскими странами (например с Болгарией). Ведь путешествие по Черному морю в то время было достаточно длительным. И русские купцы делали кратковременные остановки для отдыха, ремонта судов и пополнения запасов воды и продовольствия в портах Болгарии. При этих контактах наши предки не упускали возможности обменяться с болгарскими купцами товарами, заключить выгодную сделку. Причем кроме торговли в болгарских портах на побережье Черного моря русские купцы торговали с болгарскими коммерсантами и на территории Византии – как в самом Царьграде, так и в Фессалонике, на ежегодной ярмарке, проходящей в этом втором по значению городе империи в день Св. Дмитрия. А в XI веке отечественные купцы наладили тесные торговые контакты с южнославянскими купцами в Афоне.
Великий киевский князь всю внешнюю торговлю старался держать в своих руках. Так в русско-византийских договорах 907 и 944 годов было специально указано, что русские купцы имели право торговать в Константинополе только в том случае, если они имели специальную грамоту от киевского князя.
Вообще торговля с Византией требовала от правителей и купцов Древнерусского государства требовала значительных затрат и большого напряжения духовных сил. Ежегодно, в начале зимы, киевский князь с дружиной выезжал из Киева для сбора «полюдья» с покоренных племенных союзов.
Когда русские купцы отправлялись из Константинополя домой, то получали в дальнюю дорогу еду, якоря и прочее необходимое снаряжение. Из византийских пределов они везли вино, оливковое масло, ткани и дорогую одежду, ремесленные металлические изделия, металлическую монету, пряности, овощи и драгоценные камни. Из этого перечня видно, что большинство иностранных товаров предназначались для удовлетворения нужд феодалов и богатых горожан.
После принятия нашими предками в 988 году христианства в Киеве все чаще стали появляться греческие купцы. Путь в Киев был неспокоен и для встречи греческих купцов и защиты их караванов от кочевников киевский князь вместе с дружиной нередко выходил навстречу каравану. Однако с середины XI века в южные степи пришли воинственные половцы. И постепенно, к середине XII века, все торговые южные пути к черноморскому побережью оказались в полной власти степных кочевников. В результате этого торговля с Византией сначала пришла в некоторый упадок, а позднее совсем прекратилась. С ослаблением же Киева политический и торговый центр русской жизни перемещается на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.
Торговля Руси с Западом
Древнерусское государство вело кроме торговли с Византией и активную торговлю со странами Запада – Польшей, Венгрией, странами скандинавского региона, немецкими городами. И главным центром морской торговли Руси с Европой становится Господин Великий Новгород – северное русское княжество – республика. Новгород находился в самом начале пути «из варяг в греки», имел выход к побережью Балтики.
Коммерческое значение Великого Новгорода обнаружилось еще в период образования раннефеодального русского государства. Крестовые походы дали толчок в развитии промышленности и торговли в Западной Европе. И Новгород активно включился в этот процесс. Его торговля приобрела более развитый характер, купечество выделилось в особый слой городского населения и заняли в обществе важное социальное положение. Новгородское купечество объединялось в общины со своим самоуправлением и капиталами.
В рассматриваемый нами период истории и несколько позднее, в XII – XIII веках, торговые связи Великого Новгорода с Европой налаживались при посредничестве Ганзейского союза немецких городов во главе с Любеком. В результате коммерсанты Ганзы смогли занять в Новгороде несколько привилегированное положение: их подворье в городе – двор святого Петра – являлся самоуправляемой общиной, живущей по своим законам, подпадая под юрисдикцию властей Новгорода только в случае прямого столкновения с жителями города. Немецкие купцы практически не платили в русскую казну пошлин. Лишь при проезде через новгородские владения они платили проезжую пошлину, а из торговых – только за вес продаваемых и покупаемых товаров.
Купцы из Европы приезжали в Великий Новгород каждый год, весной и осенью. На Русь они везли вино, фландрские полотна и сукна, металлические и стеклянные изделия, соль и сельдь. Из русских пределов в Европу немецкие «гости» вывозили строевой лес, лен, пеньку, смолу, меха, кожи, воск, мед, изделия русских ремесленников. При этом следует отметить, что при заключении коммерческих сделок с новгородскими купцами коммерсанты Ганзейского союза имели серьезное преимущество. Они имели право проверять качество русских товаров, тогда как наши предки должны были покупать у иноземцев товары по образцам, без осмотра.
Исторические документы, доступные нам сегодня, свидетельствуют о том, что такое положение дел отечественных коммерсантов никак не устраивало, и они активно боролись за изменение правил торговли. Новгородское правительство стремилось хоть как-то ограничить деятельность ганзейских купцов и защитить интересы отечественного купечества. Так немецкие купцы не имели права вести в Новгороде розничный торг, также им категорически запрещалось торговать с купцами из других русских и нерусских земель.
Необходимо также отметить, что именно с торговли новгородцев с ганзейцами начинается период русской «купеческой» торговли, т.е. в Древнерусском государстве на базе внешней торговли начинает формироваться купеческий капитал. В новгородской торговле отечественный торговый человек выступал посредником между Русью и Западом.
Господин Великий Новгород был одним из тех древнерусских торговых «градов», где возникли первые купеческие корпорации. Летописи русские свидетельствуют: в XI – XII веках употребляются только два термина. «Купец – горожанин», который занимается внутренним торгом в отдельно взятом городе. И «гость – купец», ведущий торговлю с другими городами и странами. В XIII веке в обиход входит третий термин – «торговец». Однако следует сразу отметить тот факт, что элиту купечества Древней Руси составляли именно «гости», делавшие барыши на внешней торговле, именно они занимали важнейшие торговые и финансовые должности.
Несмотря на по сути кабальные торговые отношения с Ганзейским союзом новгородское купечество смогло получить выгоду и из такого положения дел. Новгородские коммерсанты вели активную торговлю со всеми русскими городами. Например в стольном Киеве они даже имели свою церковь – храм Св. Михаила. В Киев и другие русские города новгородцы везли меха, а закупали преимущественно зерно и товары из Византии. Когда же Южная Русь ослабла, и экономическое значение Киева пошатнулось, то новгородцы стали активно торговать в Суздали и Владимире на Клязьме. Сюда они везли иноземные, европейские товары, а основным предметом торга и вывоза в Суздальском княжестве для новгородского купца всегда был хлеб. Новгородцы всегда отличались практической сметкой и предприимчивостью. Владения Великого Новгорода простирались на большой территории. И они активно торговали и вели промысел на всей территории княжества. И с финскими племенами Балтики у новгородских торговых людей шел бойкий торг и к Белому морю новгородцы ходили, вели там рыбный промысел.
Из других торговых городов Древнерусского государства в торговле с Европой наиболее активно и значительно участвовали Смоленск и Псков. Так, Смоленск, находясь возле верхнего течения Днепра, занимал достаточно выгодное географическое положение: находясь на торговом пути «из варяг в греки» он одновременно имел выход в Балтику благодаря близости Западной Двины. Поэтому жители Смоленска издавна вели бойкий и выгодный торг в Киеве, а с XIII века – с немецкими прибалтийскими городами и жителями острова Готланд. Так смоленский князь Мстислав Владимирович (годы правления 1125 – 1132) заключил в 1129 году торговый договор с Ригой. Этот акт предусматривал для двух сторон свободную торговлю (для русских купцов – в немецких городах, для немецких купцов – в Смоленске), свободное плавание по Западной Двине, защиту иностранных купцов, оперативное рассмотрение долговых претензий. Немецкие коммерсанты везли в Смоленск преимущественно продукты обрабатывающей промышленности, а закупали в основном сырье. Для смоленских купцов основными торговыми рынками являлись города Рига и Висби. Так уже в конце XIII века в Риге постоянно проживало около 80 русских семейств, они занимали целую улицу и имели в городе свой православный храм. Немецкие купцы в Смоленске тоже имели свой торговый двор и католический храм – церковь Св. Марии.
Древний Псков с XII века был одним из основных пригородов Великого Новгорода и постоянным посредником в его торговых сношениях с немецкими торговыми городами. При этом Псков также выполнял роль укрепленного форпоста на северо-западном рубеже Древнерусского государства и в течение нескольких столетий он оберегал Русь от захватчиков. Вместе с развитием новгородской торговли Псков становился все более независимым и в 1348 году был признан «младшим братом» Великого Новгорода. Поэтому неудивительно, что после подчинения себе Великого Новгорода Москва добилась в 1510 году и подчинения Пскова. Многие торговые семьи были переселены в столицу Московского княжества, а вместо свободной торговли в Пскове были введены многочисленные таможенные строгости и ограничения.
Торговля Древней Руси с Востоком
Следует также отметить, что Древнерусское государство с давних времен вело торговлю с Востоком используя также бассейны Каспийского Азовского и Черного морей. Вообще весь причерноморский регион следует выделить особо. В период античности и всего средневековья этот регион являлся одним из перекрестков мировых цивилизаций и центром оживленной международной торговли. Сложившаяся веками система обмена товарами и культурными ценностями часто нарушалась войнами и разрушениями, а также политической и экономической нестабильностью.
Это было связано с тем, что вплоть до XII века Византийская империя пыталась превратить Черное море в свое внутреннее море, взяв под контроль проливы и опорные пункты в Крыму и на Кавказе. Наши же предки этому активно сопротивлялись. Отдельно от всех русских земель на морском побережье стояло Тмутараканское княжество, а киевские князья часто организовывали не только торговые, но и военные походы к стенам греческих городов-государств в Причерноморье – Херсонеса, Ольвии и прочих.