чем тем это какой союз
Придаточные сравнительные
Придаточные сравнительные
Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.
1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].
2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).
3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).
1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нра вимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].
2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис
или приехать к нам в офис по адресу:
РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV
Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Чем. Тем
Смотреть что такое «Чем. Тем» в других словарях:
чем. тем — союз Употребляется при соединении однородных членов предложения или частей сложного предложения (выраженных компаративом и пропорционально сопоставляемых друг с другом), соответствуя по значению сл.: тем. чем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Тем. Чем — союз 1. Употр. при соединении однородных членов предложения, выраженных компаративом, пропорционально сопоставляемых друг с другом; чем. тем. 2. Употр. при соединении частей сложного предложения с компаративом, которые сопоставляются; чем. … … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ЧЕМ — ЧЕМ, союз. 1. При наличии сравн. (в главном предложении) присоединяет придаточное предложение, заключающее в себе сопоставление с главным. Лучше поздно, ч. никогда. 2. То же, что вместо того чтобы. Ч. торопиться, выйдем лучше пораньше. • Чем бы,… … Толковый словарь Ожегова
тем. чем — союз Употребляется при соединении однородных членов предложения или частей сложного предложения (выраженных компаративом и пропорционально сопоставляемых друг с другом), соответствуя по значению сл.: чем. тем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чем — союз. 1. сравнительный. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п … Малый академический словарь
тем — частица. 1. Употребляется со сравнительной степенью прилагательных и наречий для обозначения того, что степень качества (или интенсивность состояния) усиливается в зависимости от какого л. обстоятельства. Имя г. Шевченко в первый раз появляется в … Малый академический словарь
чем далее в спор, тем больше слов — чем дальше в лес, тем больше дров (чем далее в спор, тем больше слов) Ср. Единственное дело их было лганье. но. чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым днем талант лганья стал в них. в несомненно бо/льших размерах. Гл. Успенский. Новые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ТЕМ — 1. ТЕМ, союз со сравн. В главном предложении указывает, что степень качества усиливается в зависимости от того или иного обстоятельства, высказанного в другом предложении, в самостоятельном ли, или в подчиненном (при этом обычно отвечает союзу… … Толковый словарь Ушакова
Придаточные сравнительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.
2.Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
Ветеррвалшинельтак [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели:
В твоём сознании заключено гораздобольшемыслей, чувств и поэтической силы,чемты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из домуболее, нежелидолжен был ожидать (Пушкин); Чемна мост нам идти, поищемлучшеброду (Крылов).
Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе:
Конечно, Крым оказался совсемдругим, чемя о нём думал (Паустовский).
Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем. тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:
Чемменьше женщину мы любим,темлегче нравимся мы ей (Пушкин).
3.Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
3. Чемближе подходит дневная съемка к концу,тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
Обратите внимание!
1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как?. В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так. Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят.
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Ср.: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Горький).
3) Средства связи чем, чем. тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).
Придаточные места
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
2.Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.
3.Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.
1. Нет величиятам [где?], где нет правды (Л. Толстой).
[ указ. слово], (где – союз. слово).
2. [Куда?] Куда иголка,тудаи нитка (пословица).
(куда – союз. слово), [указ. слово ].
3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).
[ указ. слово], (откуда – союз. слово).
Обратите внимание!
1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.
2) Эти союзные слова (где, куда, откуда) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.
Ср.: Он едеттуда [куда?], гденикто не бывал – придаточное места; Он приехалв тот город[какой?], гденикогда не бывал – придаточное определительное; Яне знаю [чего?], гдебуду ночевать – придаточное изъяснительное.
Придаточные времени
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами:когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.
Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Ивановичотошёл душой (Копяева).
(после того как – союз), [ ].
2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).
3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).
2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой).
Обратите внимание!
Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.
Ср.: [Когда?] Когданетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёлмомент [какой?], когданадо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.
Придаточные причины
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?
2.Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
3.Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому чтов русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский).
2. [Почему?] Оттого чтовыпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругомстало светло, как в операционной (Полевой).
3. Бомбы падают в воду, в песок, в болотопотому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).
4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).
Союз так как полностью входит в состав придаточного и не может разбиваться на две части – указательное слово в главном предложении и простой союз в придаточном. |
Придаточные цели
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
2.Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.
Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
3.Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлитьтечение своей души (Солоухин).
2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения(Пушкин).
3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобык утру подтянуть резервы (Шолохов).
Придаточные условия
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?
2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.
В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если. то; если. так; раз. так; как. так и др.
В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:
Разуж вы согласились,такуж нельзя вам отказываться (Даль).
3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.
1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).
2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).
3. Не на пользу книги читать [при каком условии?], когдатолько вершки с них хватать(пословица).
4. [При каком условии?] Как душа черна,так имылом не смоешь (пословица).
2.3.1. Придаточные сравнительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.
2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложению союзами: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем. тем и др.
Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:
Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).
Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :
В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).
Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).
Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.
3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).
С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).
Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).
2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.
Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению