чем связаны слова в предложении
Связь слов в словосочетании и в предложении
Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, предложение
Майское солнце ласково согревает холодную землю
содержит шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.
Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:
В каждом словосочетании одно слово обычно поясняется другим. В словосочетании майское солнце слово солнце — главное, поясняемое, а слово майское — зависимое, поясняющее. В словосочетании греет землю главное слово — греет, зависимое — землю.
В словосочетаниях слова связываются друг с другом тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием.
Согласование
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, то есть в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Например:
Ед число | Множ. число | |||
---|---|---|---|---|
Ж. род | М. род | Ср. род | ||
И. | белая стена | белый снег | белое бельё | белые следы |
Р. | белой стены | белого снега | белого белья | белых следов |
Д. | белой стене | белому снегу | белому белью | белым следам |
В. | белую стену | белый снег | белое бельё | белые следы |
Т. | белой стеной | белым снегом | белым бельём | белыми следами |
П. | о белой стене | о белом снеге | о белом белье | о белых следах |
В примерах, приведённых в таблице, изменение главного слова — имени существительного — вызывает соответствующие изменения имени прилагательного.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова.
Согласовываются с главным словом только прилагательные, причастия, порядковые числительные и местоимения.
Управление
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в том падеже (с предлогом или без него), которого требует главное слово.
думаю о задаче, думает о задаче, думавший о задаче, думавшую о задаче, думая о задаче.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.
Примыкание
Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Примыкать могут только наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.
читает внимательно
(наречие внимательно примыкает к глаголу читает);
ломался хрустя
(деепричастие хрустя примыкает к глаголу ломался);
пошёл прогуляться
(инфинитив прогуляться примыкает к глаголу пошёл).
Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола).
Связь слов в предложении
В распространённом предложении слова связываются теми же способами связи, что и в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Например, в предложении
Под берёзой весело играли маленькие бельчата
есть следующие способы связи: согласование (маленькие бельчата), управление (играли под берёзой), примыкание (весело играли).
Однако связи слов в предложении разнообразнее, чем связи слов в словосочетаниях:
Я бегу. Ты бежишь. Она бежит. Они бегут.
Или в числе и роде:
Он бежал. Она бежала. Они бежали.
Но сказуемое может быть и несогласованным, например:
У Вани есть ручка. У Вани есть карандаши.
Весной мальчики и девочки ждут летних каникул
(мальчики и девочки — сочинительная связь между однородными подлежащими в предложении).
Как связаны слова в предложении. 2-й класс
Класс: 2
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель. Какие группы слов мы уже изучили?
Дети. Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Обозначают предметы. Например: Кот, дом.
– Слава, которые отвечают на вопросы: что делает? Что делают? Что будут делать? Обозначают действие предмета.
Д. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Обозначают признак предмета.
Слова-признаки |
Слова-действия |
У. Как они связаны между собой?
Д. Слава связаны между собой по смыслу. От слова к слову можно задать вопрос.
3. Словарная работа.
У. Назовите знакомые вам слова.
Сорока, синица, воробей, ворона, соловей.
У. На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?
Д. На вопрос кто? Это одушевленные предметы.
У. А какие еще предметы знаете?
Д. Неодушевленные предметы.
У. Составьте предложения с любым словом.
– О чем говорится в предложении?
– Назовите действие предмета.
4. Слова в предложении связаны по смыслу.
В предложении от слова к слову можно задать вопрос.
У. Составьте предложения по схеме:
(кто?) и (кто?) (как?) (что делают?).
(какие? ) (кто?) (что делают?).
У. Запишите 3-е предложение в тетрадь.
5. Вставьте сочетания.
Знаешь ты наверняка, где ЧН, а где ЧК:
Ре… ка, но … ка, стро …ка, то …ка,
Ко …ка, коро …ка и по …ка,
Сро … ный, гре … евый, му …ой,
То …ый, встре …ый и ре …ой.
У. На какие вопросы отвечают эти слова?
У. Так какие группы слов в этом задании есть?
Д. Предметы, признаки предметов.
6. Составьте из предложений рассказ.
Увидел ежик яблоко.
Шел ежик по дороге.
Вот обед для ежика!
Наколол его на иголки.
Д. Это несколько предложений связанных между собой по смыслу.
7. Озаглавьте текст.
Шел ежик по дороге.
Увидел ежик яблоко.
Наколол его на иголки.
Вот обед для ежика!
У. Найдите грамматическую основу первого предложения. Обозначьте графически.
8. Игра: “Найдите зверей, которые спрятались среди букв”.
Фывапренотм
Ячсволкиялик
Эждмедведьпа
Кеироленьдос
У. На какие вопросы отвечают эти слова?
У. Почему они отвечают на этот вопрос?
Д. Одушевленный предмет.
У. Как связаны слова в предложении?
Д. По смыслу, от слова к слову можно задать вопрос.
10. Домашнее задание: упр. 102, с. 49 (дидактический материал).
Чем связаны слова в предложении
Слова в предложении связаны между собою по смыслу. Эта связь выражается формами слов. Связь между словами может быть двоякого рода: сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь
При сочинительной связи слова связываются как равноправные, равноценные.
Например:
Подчинительная связь
При подчинительной связи различаются слова подчиняющие и подчинённые. Последние служат пояснением, определением или дополнением первых. Благодаря этому подчиняющее слово является главным, а подчинённое слово — зависимым от него. Легче всего это можно обнаружить при помощи вопросов. Слово, которое отвечает на вопрос, грамматически подчиняется слову, от которого исходит вопрос.
Например:
Читаю (что?) книгу. (Существительное книгу поясняет глагол читаю.)
Книгу (какую?) интересную. (Прилагательное интересную поясняет существительное книгу.)
Читаю (как?) медленно. (Наречие медленно поясняет глагол читаю.)
Таким образом, распространённое предложение представляет собою целую цепь связанных друг с другом слов. Это видно из такой схемы:
Душный жар внезапно сменился влажным холодом.
Различаются три типа подчинительной связи между словами: согласование, управление и примыкание.
Согласование
Согласованием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово согласуется с подчиняющим, т. е. ставится в том же падеже, числе, роде или лице.
Так, например, глагол сменился согласован с существительным-подлежащим жар в роде и числе; прилагательное душный согласовано с существительным жар в роде, числе и падеже; точно так же и прилагательное влажным согласовано с существительным холодом.
В предложении Я вас пожалуй, в свою избу проведу глагол проведу согласован с местоимением я в лице и числе.
При согласовании форма подчинённого слова изменяется в зависимости от изменения подчиняющего слова:
Душный жар, от душного жара, при душном жаре.
Согласование показывает, какому предмету принадлежит данное действие или признак.
Управление
Управлением называется такая связь слов в предложении, при которой подчиняющее слово требует постановки подчинённого слова в определённом падеже.
Белая молния озарила (кого?) лесника.
Слова могут управляться и при помощи предлога:
Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей.
Такое управление называется предложным.
При изменении управляющего слова управляемые слова не из меняются:
Управление преимущественно показывает, как относится действие к предмету, выраженному подчинённым существительным:
Примыкание
Примыканием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово не согласуется и не управляется.
Примыкание выражается лишь порядком слов и интонацией. При его помощи присоединяются к подчиняющему слову наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола.
Тени быстро густели. Лошадь моя начала спотыкаться. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья.
Упражнения
Упражнение 1
Вычертите по образцу, данному в начале параграфа, схемы следующих предложений.
1. Ученики украсили стенгазету рисунками. Наша стенгазета- выходит ежемесячно. Мой сосед написал хорошую заметку для нашей стен газеты.
2. Сегодня в нашу школу приехал кукольный театр. Большая люстра ярко освещала украшенные картинами стены зала. Весёлый звон колокольчика объявил собравшимся о начале представления. Завтра в школе состоится первый детский карнавал. Драматический кружок приготовил большую программу к Октябрьским торжествам.
3. Всех учеников очень заинтересовал увлекательный рассказ преподавателя географии о строительстве волжской плотины.
Упражнение 2
Спишите данные примеры, подчёркивая в каждом из них подчинённое слово: управляемые слова — одной прямой чертой, согласованные — двумя чертами, примыкающие — пунктиром.
1. Солнце взошло. 2. Купил тетрадку. 3. Хорошая погода. 4. Вернулся быстро. 5. Очень весело. 6. Ученический спектакль. 7. Начало урока. 8. Пишу пером. 9. Журавли улетели. 10. Зажгли фонари. 11. Подарок сестре. 12. Начал читать. 13. Молча вышел. 14. Светлая комната. 15. Представление окончилось. 16. Пишет быстро. 17. Приехал с братом. 18. Поставь на стол. 19. Мчатся автомобили. 20. Люблю футбол.
Упражнение 3
Вычертите схемы данных предложений, обозначая согласование двумя линиями, управление — одной линией, а примыкание — пунктиром.
Образец:
1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Дрожки прыгали но твёрдым корням столетних дубов. 3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине. 4. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. 5. Изба лесника состояла из одной комнаты. 6. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. 7. Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой. 8. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо.
Что такое словосочетание?
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 17. Связь слов в предложении.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как установить связь слов в предложении.
Связь слов в предложении нужна для того, чтобы из группы слов получить предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
«Рыжая белочка собирает осенью вкусные орешки». Это предложение? Все ли слова связаны между собой по смыслу? Проверим.
Находим подлежащее. Кто? Белочка.
Белочка что делает? Собирает.
Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее.
Белочка какая? Рыжая.
Находим второстепенные члены, которые поясняют сказуемое.
Собирает когда? Осенью.
Собирает что? Орешки.
Теперь найдём слова, которые поясняют второстепенные члены.
Орешки какие? Вкусные.
Мы выяснили, что это предложение. Так как все слова в этом предложении связаны между собой по смыслу.
В каждом предложении возможно установить связь слов.
1 шагом находим подлежащее в предложении.
Далее, находим сказуемое.
Находим слова, которые поясняют подлежащее.
Задаем вопрос и показываем связь.
Находим слова, которые поясняют сказуемое.
Задаем вопрос и показываем связь.
Находим слова, если есть, которые поясняют второстепенные члены.
Задаём вопрос и показываем связь.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Измените слова так, чтобы получилось предложение.
Подсказка: слова в предложении должны быть связаны по смыслу.
Зима дети любить кататься на санки и коньки.