чем священник машет на службе

Кадило

Церковный храм оглашается торжественным пением хора. Звучит текст псалма, который посвящен теме сотворения мира. И тогда в руках у батюшки появляется кадило, источающее благоуханные ароматы. Что это за предмет и в чем его назначение?

Религиозный символ

чем священник машет на службе. Смотреть фото чем священник машет на службе. Смотреть картинку чем священник машет на службе. Картинка про чем священник машет на службе. Фото чем священник машет на службе

В Православном Богослужении кадило считается религиозным символом. Оно имеет вид металлического сосуда, предназначением которого является литургическая практика.

С помощью кадила курят ладан. Это одно из важнейших действий в процессе Богослужения, которое несет особенный смысл.

История процесса каждения

Кадило использовалось с апостольских времен. Каждением сопровождалось чтение определенных молитв. Для этого металлическая кадильница наполнялась раскаленными углями, а сверху – душистой смолой с восточного дерева, именуемого ладаном или фимиамом. Сгорая, это вещество становилось струйкой ароматного дыма.

Сила благовонного фимиама

Древняя традиция каждения связана с религиозным обрядом жертвоприношения.

Также известно, что из уст самого Господа Моисей получил наказ создать особенное сооружение жертвенника и совершать там священное курение благовонных веществ.

Даже дары волхвов, адресованные новорожденному Иисусу, содержали ладан. Из откровений Иоанна Богослова можно узнать о золотой кадильнице, установленной на небесах в Ангельском храме.

Особенная сила

чем священник машет на службе. Смотреть фото чем священник машет на службе. Смотреть картинку чем священник машет на службе. Картинка про чем священник машет на службе. Фото чем священник машет на службе

Святые отцы придают огню свойства уничтожать или согревать. Они считают его своеобразным божеством:

Подтверждение последнему доводу можно найти в текстах многих молитв, в которых Пречистую Богородицу называют «благовонное Кадило».

С помощью каждения священник выполняет освящение престола, икон, священных предметов. Этот процесс является символом воздаяния чести и хвалы Создателю, благословения и схождения на землю Духа Святого.

Кто может кадить

Могут ли миряне пользоваться этим религиозным символом в домашних условиях? Однозначный ответ отсутствует. Разрешение на каждение в процессе домашней молитвы дают не все священнослужители. Поэтому лучше руководствоваться рекомендациями того духовника, которого посещаете.

Источник

Значение каждения в Православной Церкви

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ).

Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ).

Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.

После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.

Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно 2 вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы диакон читает тропарь св. Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой Отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог вездесущий, необъемлемый, неописуемый пребывал и во гробе, и в раи с разбойником, на престоле со Отцем, в то же время с душой был в аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.

Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, т.е. горнее место, жертвенник 5 ( ибо на нем – св. Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.

Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50–й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения.

Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но и жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу…» ( 2Кор. 2:15 ).

Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа. Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью.

Таинственное толкование на литургию блаженного Симеона, митроп. Фессалоникийского. М., 1916 г., стр.16.

Типикон, гл. 22. Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М. Скабаллановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр. 54.

Епископ Виссарион. Толкование на Божественную литургию. СПб., 1895, стр. 35.

Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М., 1816, стр.27.

С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Харьков, 1900, стр. 812.

С.В. Булгаков. Цит. соч. Примечание к вечерне, стр. 765.

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб., 1856, стр. 413

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Что такое каждение?

Что такое каждение? Давайте разберемся простыми словами. Многим из вас знакома картина, когда священник, держа в руке дымящееся кадило, ходит по храму, размахивая кадилом. Давайте разберемся простыми словами, зачем нужно кадить в храме? И что делать, если в храме священник кадит?

Что такое каждение

Каждение (оно же «окуривание», оно же «сжигание благовоний«), это когда батюшка (священник) в церкви берет в руку дымящееся кадило (металлический предмет на цепочке) и обходит с молитвой и поклонами сначала по кругу внутри храма, а потом со стороны иконостаса направляет его в сторону присутствующих в церкви. Каждение – это благоуханная жертва Богу. В металлическую кадильницу (кадило) на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Зачем нужно кадить в храме и что это означает

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов, славу Божию и возношение молитв к Богу. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона (площадка перед иконостасом). Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.

Какая польза при каждении

При глубокой молитве, спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняет наши сердца, как благодать фимиама (дыма от кадила, точнее ладана в нём) наполняет храм. Считается, что дым ладана из кадила отгоняет нечистую силу (все же знаете присказку «как черт от ладана»).

Что делать когда батюшка идёт с кадилом в храме

По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться. Когда священник или диакон совершает каждение икон и росписи вдоль стен храма, молящиеся должны немного отступить от стен, не толпиться и поклониться единожды в ответ на каждение.

Источник

Чем священник машет на службе

Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).

Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа). Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.

Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Источник

О кадиле и ладане

иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов)

По бла­го­сло­ве­нию епи­скопа
Кур­ган­ского и Шад­рин­ского Миха­ила

О кадиле и каж­де­нии

Бла­жен­ный Симеон, архи­епи­скоп Фессало­никийский, пре­по­дает сле­ду­ю­щее разъяс­нение о кадиле: «Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиа­мом при­но­сить Богу огонь, как слу­жеб­ный Ему: ибо Созда­телю вся­че­ских при­лично при­но­сить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные про­из­ве­де­ния, как то: хлеб и вино, и воздух, кото­рый изоб­ра­жа­ется фимиа­мом, раз­ре­ша­ю­щимся в воз­духе, и про­чее. Огонь, как веще­ство сожи­га­ю­щее, освеща­ющее и согре­ва­ю­щее оду­шев­лен­ных, изобра­жает также Боже­ство… Кадило и огонь служат еще для при­не­се­ния фимиама, кото­рый прино­сится нами в честь Богу и как дар благословен­ный в честь Его упо­ко­е­ния, и ради нашего освя­щения. Ибо как, погру­жа­ясь в кре­ще­нии, мы очи­ща­емся всем телом… будучи пома­зы­ва­емы миром, осве­ща­емся и воз­ве­се­ля­емся, и благово­нием воз­гре­ваем и освя­щаем обо­ня­ние и серд­це: так фимиа­мом очи­щаем наше обо­ня­ние и дыха­ние точно так же, как Боже­ствен­ным хле­бом и чашею питаем и укреп­ляем душу, и виде­нием и кра­со­тою святых, и светом божествен­ных светов свято про­свет­ляем и про­све­щаем зрение. Посему и пре­дано Церкви делать это как во славу Созда­теля (ибо все от Него), для про­слав­ле­ния Винов­ника, так и для нашего про­све­ще­ния и освя­ще­ния. Фимиам освя­щает воздух и вместе с тем наше обо­ня­ние и дыха­ние: потому что сооб­щает бла­го­уха­ние, от одно­го какого-либо веще­ства раз­ли­вая бла­го­во­ние на все при помощи огня. Посему он также изоб­ра­жает Свя­таго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем раз­де­ляет дары, и все чрез Него полу­чают бла­го­дать».

По изъ­яс­не­нию других тол­ко­ва­те­лей церков­ных чинов и обря­дов, «кадиль­ница озна­чает че­ловечество Христа, огнем Боже­ства наполнен­ное, а бла­го­ухан­ный дым озна­чает пред­ва­ря­ю­щее бла­го­уха­ние Свя­таго Духа. Тол­ку­ется же кадиль­ница — бла­го­ухан­ное весе­лие».

После гре­хо­па­де­ния, в бого­от­чуж­ден­ной жизни люди стали при­но­сить Богу жертвы от плода трудов своих и сожи­гать эти при­но­ше­ния с молит­вой. Известна при­ят­ная Богу жертва Авеля. Сожже­ние жертвы для бла­го­уха­ния ды­ма, воз­но­ся­ще­гося к небе­сам, — это каж­де­ние. Эти жертвы при­званы были про­об­ра­зо­вать со­бой буду­щую истин­ную жертву — Иисуса Христа. Этим и опре­де­ля­ется сим­во­ли­че­ский смысл каж­де­ния. Каж­де­ние, впро­чем, вскоре обособи­лось от прочих жертв и стало состо­ять в сожже­нии аро­ма­ти­че­ских веществ. К началу нашей эры, ко вре­мени рож­де­ния Спа­си­теля, воскуре­ние бла­го­во­ний давно стало частью обря­до­вых дей­ствий в язы­че­ских храмах Востока и Греции. И тому были объ­ек­тив­ные при­чины — разве при наших раз­мыш­ле­ниях, напри­мер, о классичес­кой антич­ной архи­тек­туре нам легко вообра­зить, что во вре­мена своего функ­ци­о­ни­ро­ва­ния древ­ние (язы­че­ские) храмы, вклю­чая Пар­фе­нон и другие бело­мра­мор­ные чудеса Эллады, долж­ны были напо­ми­нать обще­ствен­ные бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горе­лого жира? А ведь это был быт антич­ных свя­ти­лищ1.

Греки и рим­ляне исполь­зо­вали во время обыч­ных куль­то­вых дей­ствий в каче­стве вос­ку­ре­ния аро­ма­ти­че­ские веще­ства, про­из­во­ди­мые их соб­ствен­ной землей, — шишки пиний, листья лавра, смолы и мин­даль­ное масло. Приблизи­тельно с 500 годов до н. э. к этим веще­ствам до­бавляется фимиам — смола неко­то­рых видов ладан­ного дерева, про­из­рас­тав­ших в Южной Аравии и Индии. Эта смола при нагре­ва­нии имеет свой­ство рас­про­стра­нять бальзамичес­кий аромат. Во вре­мена Герод­ота (V в. до н. э.) грекам казался уди­ви­тель­ным объем годо­вой потреб­но­сти в фими­аме храма Мар­дука в Вави­лоне (26 мил­ли­о­нов фунтов). Однако вскоре гре­ки сами начали широко экс­пор­ти­ро­вать фими­ам, доба­вив к исполь­зо­вав­шимся при куре­ниях мате­ри­а­лам мирру, нард, раз­лич­ные виды галь­бана (каме­ди­стой смолы зон­тич­ного рас­те­ния), корицу и баль­зам. Извест­ный ныне тип кури­тель­ницы, про­об­раз кадила — фими­ат­рион, в форме кан­де­лябра из металла, камня или обо­жженной глины, появился в позд­не­ан­тич­ную эпоху и стал впо­след­ствии всем нам при­выч­ным эле­мен­том хри­сти­ан­ской цер­ков­ной утвари2.

Сна­чала ранние хри­сти­ане про­те­сто­вали против обряда каж­де­ния, кото­рый суще­ство­вал еще в Иеру­са­лим­ском храме, из-за его связи с язы­че­ством. В Рим­ской импе­рии хри­сти­ане пре­сле­до­ва­лись за отказ воз­жи­гать ладан перед изоб­ра­же­нием импе­ра­тора, отри­цая, таким обра­зом, его боже­ствен­ность. Отка­зы­ва­ясь прино­сить жертвы перед изоб­ра­же­нием импе­ра­тора и воз­жи­гать ладан, хри­сти­ане совер­шали в глазах языч­ни­ков акт госу­дар­ствен­ного пре­ступ­ле­ния. Пове­де­ние хри­стиан не было похоже на поведе­ние лояль­ных граж­дан. Нор­маль­ные языч­ники вос­при­ни­мали их отказ сжечь несколько грам­мов ладана в импе­ра­тор­ский день рож­де­ния как умыш­лен­ное и наглое про­яв­ле­ние нело­яль­но­сти, очень похо­жее на отказ встать, когда играет го­сударственный гимн3.

Гай Плиний Цеци­лий Секунд (61–114 гг.), на­местник про­вин­ций Вифи­ния и Понт (южное по­бережье Чер­ного моря, тер­ри­то­рия совре­мен­ной Турции), пишет импе­ра­тору Траяну о расследо­вании, про­ве­ден­ном отно­си­тельно хри­стиан: «С теми, на кого донесли как на хри­стиан, я действо­вал так. Тех, кто отри­цал, что они хри­сти­ане или были ими, я решил отпу­стить, когда они вслед за мной при­звали богов (про­чи­ты­вали язы­че­скую молит­вен­ную фор­мулу ред.), совер­шили перед изоб­ра­же­нием твоим, кото­рое я с этой целью ве­лел при­не­сти вместе со ста­ту­ями богов, жертву лада­ном и вином, а кроме того поху­лили Христа: насто­я­щих хри­стиан, гово­рят, нельзя при­ну­дить ни к одному из этих поступ­ков»4.

Позже, когда хри­сти­ан­ство распространи­лось по земле и стало госу­дар­ствен­ной рели­гией, вытес­нив все язы­че­ские культы, каж­де­ние бы­ло при­нято Цер­ко­вью. Это есте­ствен­ный символ рели­гии, ее пре­об­ра­жа­ю­щей силы (ладан стано­вится бла­го­во­нием) и покло­не­ния (дым вос­хо­дит вверх). В хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии каж­де­ние пред­пи­сы­ва­ется или как при­го­тов­ле­ние и освя­щение (каж­де­ние алтаря перед при­но­ше­нием), или как выра­же­ние бла­го­го­ве­ния (каж­де­ние икон и моля­щихся, т.к. каждый чело­век носит образ Божий и высо­кое при­зва­ние к свя­то­сти)5.

«Каж­де­ние осу­ществ­ля­ется с помо­щью ка­дила (кадиль­ницы) — осо­бого сосуда, подвешен­ного на цепоч­ках, за кото­рые священнослужите­ли держат его. Сосуд содер­жит в себе раскален­ные дре­вес­ные угли, на кото­рые пола­га­ется ладан, выде­ля­ю­щий при сго­ра­нии бла­го­вон­ный фимиам. Этим фимиа­мом кадят пре­столу, Гор­нему месту, жерт­вен­нику, иконам в алтаре, ико­нам в ико­но­стасе, в храме, другим свя­ты­ням и людям: и свя­щен­но­слу­жи­те­лям, и миря­нам.

В древ­но­сти кадило несколько отли­ча­лось от совре­мен­ного — не имело цепо­чек, пред­став­ляя собой сосуд с руко­ят­кой для ноше­ния, а иногда и без нее. Лишь к X‑XI вв. рас­про­стра­не­ние полу­чили кадиль­ницы на цепоч­ках, кото­рые упо­требляются и по сей день. Кадиль­ница без цепо­чек, с руко­я­тью, кация, или кацея (греч.), в древ­но­сти упо­треб­ля­лась наряду с кади­лом на цепоч­ках, а на Афоне и в неко­то­рых рус­ских мо­настырях до недав­него вре­мени в опре­де­лен­ных слу­чаях каж­де­ние совер­шали кади­ями.

Кадило состоит из двух сфе­ри­че­ских поло­вин. Верх­няя поло­вина поко­ится на нижней в ви­де крышки, кото­рая под­ни­ма­ется и опус­ка­ется на нижнюю поло­вину с помо­щью цепочки. Ниж­няя поло­вина имеет образ чаши (фиалы). В нее пола­га­ются рас­ка­лен­ные угли. Верх­няя полови­на изоб­ра­жает собою кровлю храма с одним или пятью купо­лами, кото­рые вен­ча­ются кре­стами. Если купо­лов несколько, на цен­траль­ном кресте или на кресте един­ствен­ного купола име­ется кольцо, к кото­рому при­креп­ля­ется цепочка, под­нимающая и опус­ка­ю­щая верх­нюю часть кади­ла. Эта цепочка про­хо­дит сво­бодно в отвер­стие круг­лой или сфе­ри­че­ской бляшки с широ­ким не­подвижным коль­цом в сере­дине, за кото­рое дер­жится и под­ве­ши­ва­ется кадило. С трех сторон на бляшке укреп­лены концы трех цепо­чек, сходя­щих вниз, к самой кадиль­нице. Цепочки свобод­но про­хо­дят в кольца, соот­вет­ственно сде­лан­ные по бокам верх­ней подвиж­ной поло­вины кадила, так что эта поло­вина, под­ни­ма­ясь и опус­ка­ясь, сколь­зит своими коль­цами по цепоч­кам. Эти три цепочки укреп­лены ниж­ними кон­цами на ниж­ней поло­вине кадила. Под осно­ва­нием нижней поло­вины, то есть под под­став­кой чаши, иногда укреп­ля­ются три шарика с метал­ли­че­скими яд­рами, вло­жен­ными в них, — звонцы. Во время каж­де­ния они мело­дично звенят. Звонцы, осо­бенно на архи­ерей­ских кади­лах, часто подве­шиваются и в других местах — в коль­цах соеди­нения цепо­чек с нижней поло­ви­ной, на самих цепоч­ках.

Кадиль­ницы дела­ются из золота, серебра, бронзы.

Каж­де­ние и кадило имеют таин­ствен­ный смысл и зна­че­ние. Тело и Кровь Хри­стовы упо­доб­ля­ются в молит­вах углю горя­щему и в древ­них виде­ниях были про­об­ра­зо­ваны углем с не­бесного алтаря. По тол­ко­ва­нию святых отцов, огонь, как веще­ство сожи­га­ю­щее (очи­ща­ю­щее), освя­ща­ю­щее и согре­ва­ю­щее, изоб­ра­жает собою Боже­ство, ибо гово­рится: «Бог наш есть огнь поядаяй» и «Бог есть свет». Поэтому самый огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует собою Божествен­ное есте­ство Иисуса Христа, веще­ство углей — Его земную, чело­ве­че­скую при­роду, а ладан зна­менует собою молитвы людей, при­но­си­мые Богу. При­ем­ле­мые Хри­стом чело­ве­че­ские молитвы пре­вра­ща­ются в бла­го­уха­ю­щий фимиам, озна­чающий самую сокро­вен­ную сущ­ность молитв: их искрен­ность, чистоту, про­ис­те­ка­ю­щую от до­брых дел, совер­ша­е­мых по воле Божией и из чи­стой любви к Нему. Ибо «мы Хри­стово благоуха­ние Богу» ( 2Кор.2:15 ).

В молитве, с кото­рой иерей (или архи­ерей) бла­го­слов­ляет кадило, ска­зано: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню благоуха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­святаго Твоего Духа». Прося при­нять аромат кадила в зна­ме­ние духов­ного бла­го­уха­ния людей и их молитв пред Богом, свя­щен­ник просит ниспос­лать в ответ бла­го­дать Свя­того Духа на людей. Поэтому бла­го­вон­ный дым кадила есть также ви­димый образ, заклю­ча­ю­щий в себе неви­ди­мое при­сут­ствие этой бла­го­дати Духа Свя­того, на­полняющей храм, духовно раду­ю­щей веру­ю­щих.

Каж­де­ние, как про­об­ра­зо­вав­шее собой бла­гоухание подвига Хри­стова, столь при­ятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каж­де­нием фимиа­ма оста­но­вил гнев Божий на Изра­иля за непо­слушание ( Чис.16, 46–48 ; Прем.18:21 ).

Вместе с кадиль­ным дымом, услаж­да­ю­щим внеш­ние чув­ства людей, бла­го­дать Духа Свято­го услаж­дает духов­ные чув­ства моля­щихся. По тол­ко­ва­нию свя­того пат­ри­арха Константино­польского Гер­мана (VIII в.), кадиль­ница означа­ет бла­го­ухан­ней­шее весе­лие. Духов­ная ра­дость, весе­лие, уте­ше­ние глу­боко соответству­ют еван­гель­скому учению о Святом Духе, пред­став­ле­нию всей Церкви о Нем как об Уте­шителе, сокро­вище благих и пода­теле жизни. В то же время бла­го­дат­ная сила Духа Свя­того очи­щает и освя­щает веру­ю­щих и весь храм. Каж­де­ние поэтому, по тол­ко­ва­нию святых от­цов, имеет целью очи­щать собрав­шихся людей от нечи­стот мира к достой­ному слу­ша­нию и со­зерцанию бого­слу­же­ния; про­го­нять духов тьмы, ста­ра­ю­щихся нару­шить молитвы верую­щих сует­ными помыс­лами.

Когда каж­де­ние совер­ша­ется свя­щен­ным пред­ме­там — иконам, храму, — оно отно­сится к Богу, воз­да­вая Ему подо­ба­ю­щую честь и славу, сви­де­тель­ствует о бла­го­уха­нии веру­ю­щих во Христа душ чело­ве­че­ских. Когда каж­де­ние со­вершается людям, оно служит к их очи­ще­нию и освя­ще­нию, сви­де­тель­ствует о том, что благо­дать Свя­того Духа Божия изли­ва­ется бла­го­даря подвигу Хри­стову на всех верных как нося­щих в себе образ Божий. В данном случае люди явля­ются как бы оду­шев­лен­ными ико­нами.

Глав­ное в каж­де­нии — это сим­во­ли­че­ское зна­че­ние горя­чих углей как дву­еди­ной при­роды Иисуса Христа, через Кото­рого молитвы людей бла­го­уха­нием духов­ным воз­но­сятся к Отцу Не­бесному, а на людей, в свою оче­редь, низ­во­дится бла­го­дать Свя­того Духа. Бла­го­уха­нием духов­ным явля­ется здесь прежде всего Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, как жертва уми­ло­стив­ле­ния за грехи чело­ве­че­ства, и потому в Нем и через Не­го про­ис­те­кает бла­го­уха­ние Духа Божия к лю­дям и бла­го­уха­ние людей во Христе к Богу.

Кадиль­ница, как и потир, зна­ме­нует собою также вме­сти­лище Невме­сти­мого, тс есть Бого­родицу и Прис­но­деву Марию, от Кото­рой воз­неслось миру Хри­стово бла­го­уха­ние Во многих молит­во­сло­виях Бого­ма­терь поэтому называет­ся кади­лом бла­го­вон­ным, про­из­вед­шим истин­ное бла­го­уха­ние — Христа. Неустан­ное движе­ние кадила — образ неустан­ных молитв Богоро­дицы о всем мире и людях.

В ходе бого­слу­же­ния каж­де­ние может при­обретать допол­ни­тель­ные, част­ные зна­че­ния. Так, на про­ско­ми­дии оно озна­чает аро­маты, при­несенные Богом­ла­денцу волх­вами. На вели­ком входе за литур­гией каж­де­ние зна­ме­нует арома­ты, кото­рыми пома­зано было Тело Хри­стово при поло­же­нии во гроб. Каж­де­ние в начале вели­кой вечерни на все­нощ­ном бдении напо­ми­нает о том, как при сотво­ре­нии мира Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Каж­де­ние на «Гос­поди, воз­звах» соот­вет­ствует тем жерт­вам, кото­рые ста­ли при­но­сить люди Бегу после гре­хо­па­де­ния, сожи­гая на жерт­вен­ни­ках свои при­но­ше­ния. Каж­дение на поли­е­лее, пред чте­нием Еван­ге­лия, озна­чает бла­го­дать Духа Свя­того, излив­шу­юся на весь мир через про­по­ведь Еван­ге­лия. Кажде­ние на 8‑й песни канона, при пении «Честней­шую Херу­вим», воз­дает славу Бого­ма­тери и оз­начает то духов­ное бла­го­уха­ние Богу, каким яв­ляется Она Сама и какое рас­про­стра­ня­ется Ее молит­вами и уча­стием в деле спа­се­ния мира.

Каж­де­ние совер­ша­ется дви­же­нием кадила перед иконой, пред­ме­том или лицом, кото­рым обра­щено каж­де­ние. Каж­де­ние бывает полным, когда кадят весь храм, малым, когда кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих. Особое кажде­ние совер­ша­ется вокруг стола с хле­бами, вином, пше­ни­цей и елеем на литии и в других слу­чаях. Раз­но­об­раз­ные виды каж­де­ния имеют свои пра­вила, ука­зан­ные в Уставе и других богослужеб­ных книгах»6.

Вла­дыка Вени­а­мин, автор «Новой скрижа­ли», дает сле­ду­ю­щее тол­ко­ва­ние каж­де­нию на «Гос­поди, воз­звах»: «…каж­де­ние бывает по мно­гим при­чи­нам, во-первых: для выра­же­ния наших жела­ний, дабы молитва наша, кото­рая по паде­нии не могла вос­хо­дить на небо без хода­тая Христа — Сына Божия, ныне заступ­ле­нием Его напра­ви­лась, как кадило сие и как дым, всегда вверх паря­щий, воз­нес­лась к Гос­поду Богу. Во-вторых: в зна­ме­ние того, что Дух Святый, обра­зуемый (здесь «обра­зу­е­мый» сле­дует пони­мать, как «сим­во­ли­зи­ру­е­мый» — ред.) бла­го­во­нием фимиама, всегда при­сут­ствует в церкви, а осо­бенно при­се­щает нас во время молитв, и преиму­щественно обще­ствен­ных (т. е. — цер­ков­ных, — ред.). В‑третьих: в знак того, что и ангелы возно­сят к Богу молитвы моля­щихся посред­ством каж­де­ния: «и другий ангел прииде, и ста перед алта­рем, имея кадиль­ницу злату: и даны быша фими­амы мнози, да даст молит­вам святых всех на алтаре златый, сущий пред пре­сто­лом.» ( Откр.8:3 ). В‑четвертых: по под­ра­жа­нию обряду Вет­хого Завета, где Сам Бог чрез Моисея пове­лел Аарону про­из­во­дить такое каж­де­ние в храме ( Исх.30:7–8 ). В‑пятых — во образ боже­ствен­ной славы, как сви­де­тель­ствует писа­ние о скинии, устро­ен­ной Мои­сеем: «и покади Аарон над киво­том фимиа­мом сло­же­ния, якоже запо­веда Гос­подь Моисею» ( Исх.40:27 ).

Симеон Солун­ский пишет: «Иерей кадит ал­тарь, храм и все, в нем нахо­дя­ще­еся, потому что все это свя­щенно; кадя, он чествует божествен­ные вещи, а пред­сто­я­щих освя­щает. А потому, начав от все­свя­тей­шего жерт­вен­ника (престо­ла), иерей кадит по чину, все освя­щая сим, пре­давая чрез молитву Христу, при­нося и прося, чтобы она была при­нята горе, и нам была нис­послана бла­го­дать Свя­того Духа. Таким обра­зом, чрез каж­де­ние мы при­ем­лем бла­го­дать, а посему никто не должен пре­не­бре­гать им (каж­де­нием)»7.

Домаш­нее или келей­ное исполь­зо­ва­ние ка­дила, как пред­став­ля­ется, должно соот­вет­ство­вать жела­нию, вкусу и, что нема­ло­важно, чувст­ву меры самого хри­сти­а­нина. Не стоит привно­сить в эту прак­тику какой-либо осо­бен­ный сакраль­ный или маги­че­ский смысл. Неподобаю­щим будет также исполь­зо­ва­ние богослужебно­го кадила как тако­вого. Домаш­няя кадиль­ница должна быть иной, более про­стой формы, без це­почек. И если хри­сти­а­нин захо­тел, к при­меру, в день того или иного вели­кого празд­ника пока­дить лада­ном в соб­ствен­ном жилище, ему надо воз­жечь нахо­дя­щийся в кадиль­нице уголь и акку­ратно воз­ло­жить на него долж­ное коли­че­ство ладана. Когда послед­ний начнет бла­го­ухать, вполне умест­ным будет совер­ше­ние кадильни­цей кре­сто­об­раз­ных дви­же­ний, подобно тому, как реко­мен­дует нам «Пра­во­слав­ный молитво­слов» пола­гать крест­ные зна­ме­ния вокруг себя при совер­ше­нии молитвы «Да вос­крес­нет Бог…»8

При домаш­нем каж­де­нии миря­нами более при­ем­лема так назы­ва­е­мая кацея — метал­ли­че­ская кадиль­ница в виде купола-«луковицы» с вось­ми­ко­неч­ным кре­стом наверху и склад­ной дере­вян­ной ручкой. Кацею исполь­зуют миряне для каж­де­ния при домаш­нем или собор­ном бого­служении, про­хо­дя­щем в отсут­ствие священст­ва. Обычно каж­де­ние про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: воз­глав­ля­ю­щий бого­слу­же­ние миря­нин ста­но­вится напро­тив той иконы, кото­рой он соби­ра­ется кадить, читает соот­вет­ству­ю­щую молитву, кре­сто­об­разно про­во­дит в воз­духе кацеей и кла­ня­ется в пояс. После этого пере­хо­дит к сле­ду­ю­щему образу.

По словам свя­ти­теля Афа­на­сия (Саха­рова), в Древ­ней Руси не только монахи и священнослу­жители, но и миряне хорошо знали цер­ков­ный Устав, знали до мелких подроб­но­стей как поря­док цер­ков­ного бого­слу­же­ния, так и пра­вила со­вершения цер­ков­ных служб без свя­щен­ника, знали дава­е­мые Уста­вом пра­вила внеш­него по­ведения в храме и дома, хорошо знали пра­вила «цер­ков­ного веже­ства», как тогда выра­жа­лись, и всеми этими пра­ви­лами руко­во­ди­лись повсед­невно, насколько воз­можно при­бли­жая и свою домаш­нюю молитву к цер­ков­ной (воз­жже­ние многих све­тиль­ни­ков во время молитвы, сверх неуга­си­мых; каж­де­ние ручной кадиль­ни­цей пред домаш­ними свя­ты­нями), и домаш­ний се­мейный уклад к мона­стыр­скому (обилие святых икон не только внутри дома, но и сна­ружи, на вратах, при входе; устрой­ство особой молитвен­ной хра­мины; земные поклоны пред роди­те­лями и стар­шими; испра­ши­ва­ние на всякое дело бла­гословения главы семьи…)9.

О ладане

О ладане опре­де­ленно гово­рится в Библии, в книге Исход; соб­ственно, там содер­жится один из первых в исто­рии рецеп­тов, как приго­товить бла­го­вон­ное куре­ние и как его исполь­зовать:

В Библии веще­ство, име­ну­е­мое «чистый ливан», и есть «ладан» в совре­мен­ном пони­ма­нии. Другие три веще­ства тоже известны, но о них в другом месте. С исто­ков хри­сти­ан­ства кури­тельный состав был четы­рех­ком­по­нент­ный, где ладан был одной из равных состав­ля­ю­щих частей. Со вре­ме­нем то, чем кадили в христи­анской церкви, стало назы­ваться одним сло­вом — ладан. Так это назва­ние стало объединя­ющим для боль­шой группы раз­лич­ных веществ и слож­ных соста­вов. Хотя многие люди дума­ют, что это что-то одно. Насто­я­щий ладан — это смола очень ред­кого дерева, произрастаю­щего в Аравии, в Восточ­ной Африке и Индии. Латин­ское назва­ние его — Boswellia, оно быва­ет несколь­ких видов, незна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся друг от друга с бота­ни­че­ской точки зре­ния, но зна­чи­тельно отли­ча­ю­щихся по произ­водимому ими про­дукту, а именно — тому, что назы­ва­ется лада­ном. К осталь­ным же видам и сортам ладана мы будем добав­лять опре­де­ле­ние: «индий­ский», «иеру­са­лим­ский», «рос­ный», «афри­кан­ский» и т.д.

Но как выгля­дит сам ладан? Это смола в виде округ­лых или про­дол­го­ва­тых кусоч­ков диамет­ром от двух до десяти мил­ли­мет­ров. Обычно от полу­про­зрачно-жел­того цвета до розо­ва­того, иногда встре­ча­ется с зеле­но­ва­тым оттен­ком. За­пах у невос­ку­ря­е­мой смолы немного терп­кий, смо­ли­стый, но не силь­ный.

В тор­го­вых зако­нах 1200 г. до P. X. Рамсес III поста­но­вил, что цвет бла­го­во­ний может коле­баться от дым­чато-янтар­ного до неф­ри­тово-зе­­лен­ного, блед­ного, как лунный свет, но все осталь­ные не имеют ника­кой цен­но­сти.

Плиний (Стар­ший): «Однако бла­го­во­ние, ко­торое ценится выше других, — это такое, кото­рое имеет форму соска или груди. Он получает­ся когда одна капля вдруг оста­нав­ли­ва­ется, а другая, сле­ду­ю­щая непо­сред­ственно за ней, при­ли­пает и соеди­ня­ется с ней в единое целое».

Бируни гово­рит: «Лучший ладан — муж­ской (с муж­ского дерева) — белый, круг­лый, золотис­тый в изломе и быстро вос­пла­ме­ня­ю­щийся…» Отно­си­тельно ладана, при­во­зи­мого из Индии, он гово­рит: «Ладан зеле­но­ва­того и чер­но­ва­того цве­та. Про­давцы при­дают ему округ­лую форму так: его режут на неболь­шие куски раз­лич­ной фор­мы и кладут в кувшин, кото­рый вра­щают, пока куски не станут круг­лыми. Этот ладан хуже на­стоящего, он горь­кий и зеле­ный».

Древ­не­гре­че­ский бота­ник Тео­фраст (ок. 372–ок. 287 гг. до н. э.) пишет: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что запол­няет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется что это пре­уве­ли­че­ние; я думаю, такое зерно изго­тов­ляли спе­ци­ально, отли­вая смолу в форму, а затем при­да­вали ей вид есте­ствен­ной капли. Так, чтобы пора­зить вооб­ра­же­ние царей. Ибо долгое время счита­лось, что ладан­ные дере­вья про­из­рас­тают в Раю». И в то же время он же очень досто­верно опи­сы­вает сбор ладана в Аравии: «У дере­вьев были над­ре­заны стволы и ветви, только первые, каза­лось, были над­руб­лены топо­ром, над­резы же на ветвях были менее глу­боки. Смола частью ска­ты­ва­лась вниз, а частью при­ста­вала к дере­ву. Кое-где под дере­вьями были рас­сте­лены пле­тенки из листьев фини­ко­вой пальмы; а кое-где землю просто утрам­бо­вали и чисто под­мели. Ладан на пле­тен­ках был чист и про­зра­чен; сте­кав­ший прямо на землю был хуже. Смолу, при­ставшую к дереву, обди­рают желез­ными инст­рументами; поэтому в ней иногда ока­зы­ва­ется и кора… Слы­шали они еще, что ладан и мирру свозят ото­всюду в храм Солнца, это величай­шая свя­тыня Сабеев. При­во­зят ладан, каждый ссы­пает его в свою особую кучку и то же самое делает с миррой. Кучки эти оста­ются под охра­ной стражи; в кучку вты­ка­ется дощечка с обо­значением числа и име­ю­щихся здесь мер и це­ны, по какой сле­дует про­да­вать каждую меру. Купцы, явив­шись, рас­смат­ри­вают эти над­писи и, пере­ме­рив понра­вив­шу­юся им кучку, кладут ука­зан­ную плату на то же самое место, откуда взяли кучку. Жрец, придя на место, заби­рает третью часть этой платы в пользу бога, осталь­ное же остав­ляет на месте, и деньги лежат в полной сохран­но­сти, пока за ними не при­едут и не забе­рут их хозя­ева».

Нельзя не ска­зать о тра­ди­ции «лада­но­ва­ре­ния», то есть о при­го­тов­ле­нии ладана из несколь­ких ком­по­нен­тов. В пра­во­слав­ных монас­тырях рус­ской, гре­че­ской, румын­ской церкви на Старом Афоне в Греции почти в каждом имеет­ся свой рецепт при­го­тов­ле­ния ладана, кото­рый дер­жится в сек­рете. Суще­ствует, напри­мер, ла­дан «Сту­дит­ского мона­стыря по Оптин­скому ре­цепту», «Охрид­ского бол­гар­ского мона­стыря», румын­ского мона­стыря «Брын­ко­вяну». Очевид­но, что тра­ди­ция «лада­но­ва­ре­ния» суще­ствует давно, и цен­тром этой тра­ди­ции в насто­я­щее время явля­ются мона­стыри Ста­рого Афона. Ка­чество ладана, при­го­тов­лен­ного в этих монасты­рях, изу­ми­тельно — что ж, это и понятно — его состав­ляют монахи10.

В каче­стве ком­по­нента иногда входит в состав­ные ладаны мирра. Назва­ние мирра про­ис­хо­дит от гре­че­ского mirra, это аро­ма­ти­че­ская гумми-смола, выте­ка­ю­щая при пора­не­нии коры ствола тро­пи­че­ских дере­вьев, или скорее кустар­ни­ков, рода ком­ми­фора, семей­ства бур­зе­ро­вых, того же семей­ства насто­я­щий ладан. В рус­ском языке на­ряду с миррой упо­треб­ля­ется назва­ние смирна. И тут воз­ни­кает пута­ница, потому что смирна — это камедь, подоб­ная мирре, но полу­ча­е­мая совсем с дру­гого рас­те­ния, а именно со Smyrnium perfoliatum, или «смир­ни­у­мом», он же «кон­ская петруш­ка». Пута­ница еще воз­можно от того что Смир­ной назы­вался извест­ный порт, кото­рый стоял в устье реки Мелес на запад­ном берегу Малой Азии; ныне это турец­кий город Измир. Есте­ственно, через его порт про­хо­дили бла­го­во­ния, а, как известно, ве­щества часто назы­вали не по месту произраста­ния, а по пункту, из кото­рого они выво­зи­лись. Имя мирра можно давать только смоле, полу­ча­е­мой из дерева Commiphora myrrha или Balsamodendron myrrha. О ней и пойдет речь в этой главе.

Мир­ро­вые дере­вья про­из­рас­тают в Афри­ке, на бере­гах Крас­ного моря и Индий­ского океана, а также в Азии, на Ара­вий­ском полуос­трове. Мирра пред­став­ляет собой куски раз­но­об­раз­ной вели­чины в виде отдель­ных зерен или слип­шихся масс жел­то­вато-про­зрач­ного или буро­ва­того цвета с терп­ким запа­хом и горь­ким вкусом. Запах у нее заме­ча­тель­ный и силь­ный: малень­кое ее коли­че­ство напол­няет своим аро­ма­том боль­шое про­стран­ство. С древ­них времен мирра была пред­ме­том тор­говли. Назва­ние мирра, про­из­но­си­мое вслух, многим кажется зна­ко­мым, потому что свя­щен­ное ми­ро для Свя­щен­ного пома­за­ния у хри­стиан обя­зательно вклю­чало в свой состав мирру в виде одного из ком­по­нен­тов. Впер­вые мирра, или, в рус­ском пере­воде, «смирна», упо­ми­на­ется в Библии в книге Исход (30:23): «Возьми себе самых лучших бла­го­вон­ных веществ: смирны само­точ­ной пять­сот сиклей, корицы бла­го­вон­ной поло­вину против того, двести пять­де­сят, трост­ника бла­го­вон­ного двести пять­де­сят, кассии пять­сот сиклей, по сиклю свя­щен­ному и масла олив­ко­вого пять­сот гин. И сделай из сего миро для свя­щен­ного пома­за­ния, масть состав­ную, искус­ством состав­ля­ю­щего масти: это будет миро для свя­щен­ного пома­за­ния».

Встре­чаем упо­ми­на­ния о мирре в Новом За­вете так: после снятия с креста пришел Нико­дим и «принес состав из смирны и алоэ, литр около ста» ( Ин.29:39 ). Смирну сме­ши­вали с вином ( Мк. 25:23 ) — читаем о казни Иисуса: «И при­вели Его на место Гол­гофу, что значит: «лобное место». И давали Ему пить вино со смир­ною; но Он не при­нял» В числе даров, при­не­сен­ных волх­вами Ии­сусу, были: золото, ладан и смирна ( Мф.2:11 ), — здесь речь везде идет не о смирне11.

Как «варят» такой ладан — то что назы­вают этим именем (как пра­вило, мно­го­ком­по­нент­ное веще­ство, в кото­ром иногда может присутство­вать часть насто­я­щего ладана, а может и не при­сут­ство­вать)? Часто такой состав­ной ладан делают из смол мест­ных дере­вьев: фисташки, мож­же­вель­ника, сосны — с добав­ле­нием эфир­ных масел, к при­меру, розо­вого. Кстати, в со­ставных лада­нах исполь­зуют насто­я­щий ладан низ­кого сорта, тот, что в порошке. Так, напри­мер, делают ладан, извест­ный у нас среди пра­вославной паствы и духо­вен­ства под назва­нием «Иеру­са­лим­ский». Его при­во­зят обычно из Ие­русалима; ввиду своей доро­го­визны он доста­точно редок. Это неболь­шие поду­шечки 5–8 мм в диа­метре, розо­вого цвета, обсы­пан­ные снару­жи порош­ком из смолы. При вос­ку­ре­нии их можно услы­шать нежный запах розы.

На вкус ладан терп­кий, горь­ко­ва­тый, и если жевать его неко­то­рое время, то во рту оста­нется что-то напо­ми­на­ю­щее по виду жева­тель­ную ре­зинку; бла­го­даря этому пла­стич­ному свой­ству он также с древ­них времен исполь­зо­вался в со­ставе рано­за­жив­ля­ю­щих пла­сты­рей. Как и вся­кая рас­ти­тель­ная каме­де­смола, он обла­дает свой­ствами подав­лять дей­ствие мик­ро­бов в воз­духе, в воде и орга­низме.

Ладан век от века везли по суше из Дуфара и Хадра­маута в Южную Аравию, пройдя ее и попав на запад в Йемен, оттуда повер­нув на се­вер и дви­га­ясь вдоль Крас­ного моря до того места, где дорога бла­го­во­ний раз­де­ля­лась и один путь шел в Египет, а другой на восток, в Вави­лон и Сирию. К тому вре­мени, когда груз дости­гал места назна­че­ния, его сто­и­мость увеличи­валось вше­стеро. Поэтому егип­тяне стре­ми­лись сами про­то­рить этот путь, изба­вив­шись от по­средников, и даже при­везти саженцы, чтобы их рас­са­дить в Египте. Первая извест­ная экспеди­ция егип­тян за бла­го­во­ни­ями в Сомали была от­правлена при­мерно за 3000 лет до P. X. Это зна­чит, что ладан как бла­го­во­ние уже использует­ся пять тысяч лет. В после­ду­ю­щие века такие экс­пе­ди­ции пред­при­ни­ма­лись неод­но­кратно, послед­няя была послана в Сомали в 1493 г. до Р. X. по при­казу еги­пет­ской царицы Хат­шеп­сут. Фло­ти­лия из пяти боль­ших судов с трид­ца­тью греб­цами на каждом. Мы знаем об этом благода­ря рисун­кам и над­пи­сям на стенах храма Дей­р­эль-Бахари. Известно, что, помимо самих бла­говоний — а это были в основ­ном ладан и мир­ра — пыта­лись при­везти сами дере­вья, чтобы раз­ве­сти их в Египте и таким обра­зом значи­тельно сокра­тить рас­ходы, так как ладан и мирра цени­лись в те вре­мена по-насто­я­щему на вес золота или даже дороже золота. К сожале­нию, дере­вья не при­жи­лись.

На одно из первых мест в борьбе с нечи­стью народ­ная муд­рость у рус­ских ставит ладан. Это отра­жа­ется в фольк­лоре, посло­ви­цах: «Боится, как черт ладана». Или: «Бежит как черт от ла­дана», «его лада­ном не выку­ришь», «Святым Духом, лада­ном запахло», «ладан на чертей, а тюрьма на воров», «ладан на вороту, а черт на шее» (то есть на шею надета «ладанка» — так у рус­ских назы­вался мешо­чек с лада­ном, носи­мый на шее; счи­та­лось, что он предо­хра­няет от напа­стей и нечи­стой силы. Обычно этот мешо­чек при­ве­ши­вали к натель­ному кресту).

В оби­ход­ном сло­варе у рус­ских доста­точно слов, свя­зан­ных с лада­ном и при­спо­соб­ле­ни­ями для его хра­не­ния и упо­треб­ле­ния; так, напри­мер, — «ладан­ни­цей» назы­вался сосуд для хра­нения ладана. Рас­про­стра­нена была также «ла­данная куриль­ница», кото­рая ста­ви­лась перед ико­нами, обычно ее делали из меди в виде шара, с кре­сти­ком наверху. Такую инфор­ма­цию можно найти в «Сло­варе рус­ского языка», состав­лен­ном В. Далем. Правда, Даль немного оши­ба­ется, оп­ределяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это, как известно, мож­же­вель­ник.

В сред­ние века известны были в России «ла­данные книги»; в них впи­сы­ва­лись рас­ходы на ладан и обла­че­ние, кото­рые отпус­ка­лись из ка­зенного при­каза в разные мос­ков­ские и ино­го­род­ние церкви, а также к госу­дарю и царице. Глав­ный инте­рес пред­став­ляет, куда, в какие мона­стыри и церкви посы­лали ладан и облаче­ния, а также све­де­ния о лицах, кото­рые явля­лись в приказ за полу­че­нием этих вещей. Книги эти отно­сятся к цар­ство­ва­нию Алек­сея Михай­ловича и хра­нятся в архиве мос­ков­ской Ору­жейной палаты. В Нов­го­роде в начале восемнад­цатого года в «весчей» книге мы нахо­дим запись за 1714 год: «Ладан — 7.75 пудов общей суммой 78 рублей». Веро­ятно, это цифры годо­вого по­требления ладана в Нов­го­роде и окрест­но­стях, всего 124 кило­грамма, цифра не малень­кая.

Так как ладан широко при­ме­нятся в цер­ковном бого­слу­же­нии, его широко использова­ли и в народе, иногда с несколько язы­че­ским оттен­ком, или даже с маги­че­ским. Напри­мер, в Сара­пов­ском уезде Вят­ской губер­нии в XIX веке был такой способ выяв­ле­ния кол­ду­нов. Нужно было взять «соро­ко­обе­ден­ный ладан», то есть про­ле­жав­ший на пре­столе во время Соро­ко­уста, рас­те­реть его в поро­шок и всы­пать в вино или пиво. Затем надо было подо­зри­тель­ному чело­веку дать это выпить, после чего тот, если был кол­ду­ном, начи­нал ходить по избе с одного угла в другой, и он при этом не мог вый­ти в двери — для этого ему нужно было дать выпить обыч­ной воды, тогда он мог поки­нуть дом; но при этом такой колдун терял всю свою маги­че­скую силу.

Без ладана не обхо­ди­лась на Руси при лече­ния «кли­ку­ше­ства», то есть осо­бого рода психи­ческой болезни, или одер­жи­мо­сти бесом, при ко­торой стра­да­ю­щий этим неду­гом выкри­ки­вает разные бес­свя­зан­но­сти или под­ра­жает крикам живот­ных. Если при­па­док был силь­ный и боль­ная при этом не могла дви­гаться, то ее вно­сили в избу и начи­нали оку­ри­вать лада­ном с трех сто­рон таким обра­зом, чтобы сто­рона, откры­тая к двери, была сво­бодна и бес мог поки­нуть боль­ную и выйти на улицу. Так как бес напа­дает на чело­века изнутри, то только ладан мог туда про­ник­нуть и вытес­нить его из одер­жи­мого.

На Орлов­щине в XIX в. для этих целей ис­пользовался ладан, собран­ный из две­на­дцати церк­вей и две­на­дцать раз утром вскипячен­ный в чугуне. Затем этот отвар сли­вают в штоф, после чего дают пить его боль­ной. В Боло­хов­ском уезде, там же, на Орлов­щине, в од­ном из сел про­да­вали подоб­ный ладан под на­званием «херу­вим­ского», то есть такого, кото­рым кадят в киев­ских пеще­рах во время испол­не­ния «Херу­вим­ской песни», причем «одну росинку дают на трешку». Ладан являл­ся также основ­ным сред­ством во время совер­шения очень важ­ного для рус­ской деревни об­ряда «опа­хи­ва­ния». Обряд про­из­во­дится для того, чтобы огра­дить деревню от моро­вых по­ветрий, то есть эпи­де­мий, угро­жа­ю­щих как скоту, так и людям. Для его совер­ше­ния соби­раются, как пра­вило, девицы и вдовы и ночью, впряг­шись в соху, про­па­хи­вают вокруг дерев­ни борозду. В Судог­ском уезде Вла­ди­мир­ской губер­нии обряд «опа­хи­ва­ния» про­во­дят под Духов день, при этом поют «Да вос­крес­нет Бог»; на всех пере­крест­ках дорог, веду­щих в селе­ние, про­во­дят сохою крест, а в копан­ные спе­ци­ально ямы закла­ды­вают ладан. Здесь мы, оче­видно, стал­ки­ва­емся с древними язы­ческими очи­сти­тель­ными обря­дами.

В пра­во­слав­ных мона­сты­рях пили воду, на­стоянную на ладане, для укреп­ле­ния здоро­вья — ладан улуч­шал каче­ство воды. Несо­мненно, обла­дая бак­те­ри­цид­ными свой­ствами, ладан активно воз­дей­ствует на мик­робы, содер­жа­щи­еся в воде; кстати, совсем недавно стали исполь­зо­вать ионо­об­мен­ные смолы в филь­трах для очистки воды.

Под­делка ладана, древ­нее искус­ство, оно появи­лось вместе с появ­ле­нием ладана. Все, что оши­бочно при­ни­мали или при­ни­мают за ладан, соб­ственно и может слу­жить для его под­делки. В первую оче­редь, пыта­ются под­де­лать внеш­ний вид; ведь на рынке часто чело­век не имеет горя­щего угля, чтобы про­ве­рить запах, и ему при­хо­дится пола­гаться только на свои глаза, и купец при этом часто не явля­ется потре­би­те­лем, а выпол­няет чей-то заказ. Но в этом деле глаза — плохой совет­чик, для рабо­ты с бла­го­во­ни­ями необ­хо­дим прежде всего нос. Часто для под­делки исполь­зуют смолы хвой­ных дере­вьев: сосны, мож­же­вель­ника, лист­вен­ницы. Для этого куски смолы ока­ты­вают, то есть им при­дают форму насто­я­щего ладана; для этого их поме­щают в длин­ный кувшин и, пова­лив его набок, катают, затем полу­чен­ные таким обра­зом катышки при­сы­пают пудрой той же смолы, а иногда и пудрой из на­стоящего ладана.

Часто пута­ница с опре­де­ле­нием ладана про­ис­хо­дит не по злому умыслу, а по незна­нию — как может чело­век отли­чить насто­я­щее от нена­сто­я­щего, если он насто­я­щее в глаза не видел?

И теперь чита­тель может спро­сить: вот та­кая заме­ча­тель­ная вещь ладан, где же его насто­ящий достать? Дей­стви­тельно, это про­блема. Но Гос­подь поза­бо­тился обо всех наро­дах, и каж­дый может найти в окру­жа­ю­щей его при­роде не­что подоб­ное. У нас в России «лесным лада­ном» назы­вали смолу сосны. Также хороши смола ли­ственницы, кедра, мож­же­вель­ника и ели. Любой жела­ю­щий может собрать эти смолы и, смешав их, класть на угли, в городе очень заметно стано­вится их дей­ствие12.

При­ме­ча­ния:

1 Древ­ние циви­ли­за­ции. М., 1989. С. 470.

2 Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. М., 1989. С. 612.

3 Доддс Э. Р. Языч­ник и хри­сти­а­нин в смут­ное время. Пер. с англ. СПб., 2003. С. 182.

4 Пере­писка Поиния с Тра­я­ном. Письмо 96. В кн.: Письма Плиния млад­шего. М. 1984. С. 205.

5 Шмеман А., прот. Литур­гия и жизнь. М., 2002. С. 40.

6 Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.liturgy.ru

7 Вени­а­мин, архи­епи­скоп Ниже­го­род­ский и Арза­мас­ский. Новая Скри­жаль. В 2‑х т. М., 1993. Т. 1. С. 85.

8 Свя­щен­ник Андрей Спи­ри­до­нов. http://www.russia-hc.ru/rus/public/quest/que.si_2.cfni

9 Http://www.p‑blagovest.narod.ru/ Newspaper / N‑5_02‑2. html

10 Мос­ка­лев С. Э. «Наука и рели­гия», 1995. № 8. Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.futura.ru

11 Мос­ка­лев С. Э. «Сло­варь фимиа­мов». Мате­риал раз­ме­щен по адресу: http://www.gdv-aura.msk.ru/forum/printpage.php?forum=14&topic=33

12 Мос­ка­лев С. Э. «Наука и рели­гия». 1995, № 8. Мате­риал раз­ме­щен на сайте: http://www.futura.ru

© АНО «Раз­ви­тие духов­но­сти, куль­туры и науки» — 2005 г. © Иеро­мо­нах Сера­фим (Пара­ма­нов) — 2005 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *