чем стучит шаман в бубен
Шаманский бубен — живой инструмент для камлания
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Методы шамана – это пение, танцы, вызывающие дождь, вхождение в транс и, конечно же, в своих ритуалах он использует шаманский бубен. Мы хотим приоткрыть завесу тайны перед этим необычным для нас предметом и рассказать о нем: для чего нужен, что символизирует, какие разновидности бубна бывают, как играть на нем.
А в конце статьи у вас будет прекрасная возможность послушать незабываемую музыку, которую творят шаманы.
Бубен для шамана
Для шамана он – верный спутник, проводник в иные миры и вещь, наделенная своим духом, а не просто инструмент для ритуалов. В камлании – проведении обрядов – он занимает главенствующую позицию после самого шамана. Неспроста бубен сравнивают с его собственной жизненной энергией.
Бубен многофункционален, ведь с его помощью шаман:
У шамана не может быть 2 или более бубнов одновременно, если, конечно, это не ритуал создания нового бубна. Раньше считалось, что за всю шаманскую жизнь количество бубнов человека не должно превышать 9, ведь тогда их владелец уходил из этого мира.
В шаманизме разных народов по-разному смотрят на то, как пользоваться бубном, какую символику наносить. Бубны одних шаманов приходят в образе оленя, других – коня, третьих – медведя. Душа бубна может быть также выражена в виде птицы.
Изготовление бубна
Традиционно бубен изготавливается из шкуры и дерева, из которого строится обод. Считается, что в тот момент, когда кожа соприкасается с деревом и проводится специальный обряд оживления бубна, он наделяется особым духом. Именно поэтому шаманы мастерят инструмент своими руками – они считают, что покупные бубны «неживые», бутафорские и подходят больше для детских забав.
К предстоящему изготовлению относятся со всей серьезностью. Для начала выбирают подходящую дату по фазе луны. За трое суток до изготовления шаман не есть мясные блюда и отказывается от любых продуктов животного происхождения. Непосредственно перед созданием он призывает к помощи духов и пытается поймать вдохновение.
Создание инструмента состоит из нескольких этапов.
Шаман выбирает животное, с которым он сам себя ассоциирует – это может быть лось, лошадь, олень или любой другой зверь. Шаман «договаривается» с животным на тонком уровне, и после убоя он самостоятельно выделывает шкуру. При этом шаман должен проводить убитого на небеса, чтобы бубен служил в будущем верой и правдой.
2. Подготовка обода
Для обода в каждой местности используется определенный вид дерева. Так, например, шаманы-самоеды выбирают дерево наугад с закрытыми глазами, якуты предпочитают пострадавшие от грозы деревья, а алтайцы при выборе советуются с духами.
Самоеды — это урало-алтайское племя, название которого не имеет отношения к «само-едениею», а образовалось, предположительно, от слова «самееднам».
Некоторые шаманы древесину для обода составляют из щепок, омывая их особой жидкостью.В каждом регионе свой способ, но везде соблюдаются определенные порядки, чтобы простое дерево превратилось в «древо мира».
3. Живительный обряд
После изготовления каркаса бубна и обтягивания кожей нужно его оживить. Для этого конструкцию обычно окрапляют специальной жидкостью, после чего шаман входит в транс, и убитое животное голосом шамана рассказывает подробности своей жизни, от рождения до смерти. Такой неожиданный рассказ – признак того, что бубен обрел дух.
4. Дальнейшее кормление
Чтобы поддерживать с бубном хорошие отношения, шаман время от времени «кормит» его: делает своеобразные подношения в виде меда, масла, лепешек, молочных продуктов, а также окуривает табаком. Каждый уважающий себя шаман следит за натяжением и тональностью звуков.
Внешний вид
Форма обычно круглая или овальная. Бубен принято держать в левой руке, и для этого есть специальная ручка из дерева или металла, расположенная вертикально. Чтобы задавать определенный ритм, на прутиках по периметру висят колокольчики, погремушки, пластины из железа и металлические фигурки животных.
Звук извлекается посредством боя по поверхности – для этого есть специальная колотушка. Она тоже состоит из деревянных и кожаных элементов и так же важна, как сам бубен.
С колотушкой связаны определенные ритуалы. К примеру, когда шаман хочет задать вопрос духам, он отпускает из рук колотушку, а ответ будет зависеть от того, с какой мелодией колотушка ударит по бубну.
Виды бубнов и их символика
Бубны различаются в первую очередь по территориальному признаку, ведь разные племена разделяют порой тысячи километров, а это значит, что особенности шаманских бубнов у каждого свои. Это в первую очередь касается рисунков на бубне и их символики.
Выделяют разные типы бубнов:
К каркасу крепятся медвежьи клыки вместе с когтями. Колотушкой выступает рог оленя или лапка зайца. В центре изображается бог солнца Пэйвий, который расходится четырьмя лучами, а на них, в свою очередь, сидят другие важные божества.
Якуты не привыкли изображать божеств, и каркас инструмента, который здесь именуется «священным оленем», украшен изображением рогов оленя. Также могут наноситься образы других животных и даже людей, но самое главное – тайные красные и черные знаки.
Алтайцы рисуют в первую очередь коней – эта символика связана с тем, что, по местным представлениям, с каждым ударом шаман мчится на коне в Небеса. Также они изображают других зверей, а еще солнце, луну, звезды, радугу, березки.
На Чукотке у многих жителей, являющихся шаманами, есть бубен. На них нет изображений, зато рукоятка сделана из клыка моржа, а колотушка – из китового уса.
Этот народ считает бубен настоящей лодкой, с помощью которой шаман рассекает реку, проходящую через все миры. По периметру можно увидеть кружки из красной или черной краски, внутри которых угадываются силуэты животных. Однако существует несколько видов эвенкийских бубнов, так как разные группы эвенков делают их по-разному.
На рисунках селькупов – целая Вселенная, разделенная на землю и небо. Ветка кедра в медвежьей шкуре – проводник вниз, а ветка березы в коже оленя – означает восхождение наверх.
На бубны ненцев по большей части идут оленьи шкурки. Краешек расписан горами, пики которых упираются в небо.
Они обычно обрамлены изображением зверей и птиц.
Их бубны остаются чаще всего без какой-либо графической окантовки.
В них находят отражение четыре тувинских мира: верхний – небеса, средний – уровень человеческого тела, нижний – земля и тенгри, соединяющий предыдущие миры.
Подобно алтайцам, буряты представляют дух бубна в виде коня.
Монголы нередко видят их в образе черных оленей.
Отдельно о шаманизме в российской республике Тува вы можете прочитать здесь. А в этом видео мы предлагаем вам послушать ни с чем не сравнимое звучание шаманского бубна.
Заключение
Как вы видите, для шамана бубны – не просто незамысловатый музыкальный инструмент, это портал в соседние миры. А разнообразие их видов вводит просто поражает. Мы еще вернемся к теме шаманизма, а на сегодня это пока все.
Если статья вам понравилась, на забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях! И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новый интересные посты себе на почту!
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Шаманизм и шаманы
Как оживить шаманский бубен?
Шаманский бубен, как получить его силу?
На протяжении последних тысячелетий звук шаманского бубна разносился мелодичным эхом над бесконечными лесами и реками Сибири, Урала и крайнего севера. Но даже в наш атомный век стальных машин голос шамана и его завораживающие танцы пробуждают в душе человека частички волшебства, помогающие взглянуть на суть происходящих событий новым взглядом древнего старца.
Почему символы и атрибуты магии шаманов так популярны в наше время?
Из разговора ученика и учителя;
— Старик в кого ты веришь?
— Я верю только в себя!
— Но почему, и правильно ли это?
— А то! В каждом человеке живёт Дух, а как известно Дух вселенной один и един, значит и вера у меня одна и едина!
Не зря культура древних шаманов так интересует основную массу людей в мире эзотерических практик. Почему так происходит?
А всё просто! Дело в том, что культура шаманского наследия, только по официальным данным современных историков, насчитывает многие тысячи лет, по неофициальным данным боле 50 тысяч лет.
Именно по этой причине магия настоящих шаманов так сильна! Не имея посредников, в виде религиозных наставников и сложных магических ритуалов магический обряд вершится на прямую с духом вселенной без искажения внутренней энергии самого шамана.
Одним из многочисленных помощников в свершении магического обряда самого шамана является бубен, который выступает в роли резонатора и концентратора энергии окружающего мира.
Шаманский бубен не является музыкальным инструментом, как это думают большинство обывателей, в этом магическом инструменте запечатана воистину безграничная сила вселенной, способная творить настоящие чудеса.
И само собой разумеющееся, таким инструментом может владеть человек, обладающий подобной внутренней силой, что бы совладать с силой шаманского бубна и пробудить внутренние резервы магических частиц, и проводится обряд оживления шаманского бубна.
Обряд оживления шаманского бубна.
Есть три пути, по которым шаманский бубен может оказаться в ваших руках;
Первых два варианта отпадают. Навряд ли в большом городе может найтись настоявший учитель магии древних шаманов, во втором же варианте для изготовления шаманского бубна требуется дерево, в которое ударила молния или частично погорело в результате естественного пожара, а также кожа животного, прошедшая специальный обряд запечатывания духа самого убитого животного. Так, в идеале делается шаманский бубен, с помощью которого можно вызывать дождь и ставить смертельно больных на ноги.
Единственная рекомендация, о которой необходимо помнить при покупке шаманского бубна через интернет, это единичная уникальность самого инструмента и отсутствие каких либо узоров, рунических символов, надписей и картинок на самом бубне. Велика вероятность того, что вы можете приобрести бубен, в котором запечатан дух болезни или смерти, при помощи которых и произошёл сам обряд, запечатывания, поэтому будьте осторожны при выборе этого инструмента.
В обряде оживления шаманского бубна существует три основных этапа;
Создание души бубна.
И так, предположим у вас в руках шаманский бубен, не имеющий никаких руническим символов и надписей и с большой долей вероятности можно сказать, что над этим инструментом не был совершён какой либо обряд, наделяющий его магической силой.
В создании души для нашего бубна понадобится нанести карту звёздного неба в верхней части инструмента, а в нижней части наносится карта рельефа местности, где вы живете и бываете. Для рисунка используются только натуральные природные краски и собственные руки! Понимаю, что будет очень тяжело рисовать, и возможно получится коряво, но только так вы сможете пробудить частички магии в вашем инструменте.
Освящение шаманского бубна.
Рано утром, когда лучи восходящего солнца едва появляются на горизонте, наберите из открытого проточного водоёма воды в миску. Придумайте за ранее уникальное имя для вашего бубна, например это может быть имя Гумден.
Повернувшись лицом к лучам восходящего солнца, брызните пару капель воды рукой на ваш бубен и скажите такие слова; «Даю тебе имя (придуманное имя бубна), с этого момента стань моим другом и союзником».
Первый вдох.
Если у вас остались силы после освящения бубна, то в это же утро вы можете дать своему магическому инструменту первый вдох.
Усевшись лицом к восходящим лучам утреннего солнца, ритмично ударяя в бубен с небольшим перерывом, расскажите вашему магическому помощнику о ваших целях в жизни, о планах на будущее, от чего хотите избавиться, что хотите постичь в мире магии. Помните, что атрибуты магии шаманов не могут использоваться во зло окружающему миру.
При помощи получившегося магического инструмента вы сможете исцелять людей и животных, общаться с духами живой и неживой природы, путешествовать во снах по другим мирам.
Техника безопасности при работе с шаманским бубном.
Как любой другой магический инструмент культуры шаманов, шаманский бубен имеет огромную силу и что бы по своей дурости не навредить себе и другим необходимо знать, что при работе с ним запрещается;
Остальные же случаи, когда стоит использовать шаманский бубен, а когда этого делать нельзя, автор статьи оставляет эти моменты на страх и собственный риск на совесть самого новоявленного колдуна или ведьмы.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься, как руководство к действию и тем более, как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.
Шаманский бубен: особенности изготовления, использования, историческая справка
Сильные шаманы проводят свои магические ритуалы с использованием шаманского бубна. Некоторые из них пользуются деревянным жезлом или варганом, который, по-другому называют хомусом. Шаманский бубен изготавливают из дерева лиственницы. Древесина этой породы используется для обода. На него натягивают оленевую шкуру. С внутренней части, изделие дополнено резной рукояткой, поперечной планкой оформленной лентами и железными подвесками. Изделие используется не только для извлечения звуков. С помощью него сибирские шаманы перемещались в пространстве и избавляли человека от разных недугов. По этому предмету можно узнать историческое прошлое сибирского народа, поэтому он представляет особую ценность для историков.
Магические свойства шаманского бубна
Заказав эту вещь в интернет-магазине «Восточная лавка», покупатель открывает для себя таинственный мир, который прежде для него был недоступен. Колдун пользуется бубном, словно крылатым конем для совершения путешествий. Там шаман даже дает ему араку и молоко. Колотушку он использует для того чтобы конь ускорил свой шаг и быстрее восходил к небесам или наоборот вниз.
Постукивая колотушкой, шаманы погоняют своих коней. Хороший шаманский бубен должен обладать хорошей колотушкой. Для ее изготовления используют качественную древесину и медвежью, оленевую, козью шкуру. Ею обтягивают колотушку. Затем дополняют медными кольцами. Когда стучат по бубну, они звенят.
Также как и любые колдовские аксессуары, бубны являются священными. Ими могли пользоваться избранные колдуны, старающиеся сохранять древние формы культовых вещей.
Историческая ценность колдовского аксессуара
Техника изготовления и оживления шаманского бубна передавалась новым избранникам-наследникам. Оформление инструмента должно быть такое же, как у его деда и прадеда. Со временем его дизайн особо не изменялся. Изменения начали происходить с историческим развитием сибирского народа. Разные этнические группы и культуры стали смешиваться. Постепенно инструмент стал менять свои очертания.
По изменению этого колдовского атрибута можно узнать историю сибирского народа. Ведь культовый, музыкальный инструмент, представляет жизнь сибирского народа. Этот очень сложный символ выражает шаманскую идеологию. К тому же он является отражением художественной культуры людей тех времен, когда его использовали.
Художественным оформлением инструмента занимался колдун вместе со своими сородичами. Они были обязаны ему в этом помогать. В основном, у каждой сибирской народности, изготовление культовых атрибутов ложилось на плечи сородичей шаманов. Определенная работа доставалась женщинам.
Традиционно от них требовалась выделка шкуры, натягивание и пришивание ее к деревянному обручу. Некоторые народности использовали бисер для украшения.
На плечи мужчин ложилась заготовка деревянных отделов инструмента, вытесывание, выгибание обруча, выковывание железных подвесок. Кроме этого они наносили изображения на изделие.
Инструмент имеет приближенную форму. Если она некруглая, то определить точные изгибы невозможно, так как за всю свою историю он претерпел значительные изменения.
Особенности изготовления ритуального шамансого бубна
Когда выполнялся шаманский обряд, чтобы инструмент был звучным, его не раз прогревали у открытого пламени. Опытным старым людям удавалось это делать так качественно, что изделие не получало никакого брака. При нагревании кожи, нужно было следить за тем, чтобы она не перегревалась. Если постоянно нагревать кожу, от этого деформируется инструмент. Тем не менее сибирский народ смог сохранить устойчивые формы инструмента. Даже часто встречаются какие-то постоянные конфигурации, повторяющиеся у многих народностей.
Округлое или овальное деревянное кольцо под названием обечайка, является составной частью бубна. Этот элемент может иметь ширину 2,5-20 см, смотря к какому народу принадлежит. Для его изготовления использовали дерево твердой породы. Пластина, использованная для обруча, выгибалась на открытом пламени. Можно было использовать для этого особое приспособление. Потом пользуясь тонкими кедровыми корнями или черемуховым лыком, соединяли кончики пластины.
У каждого сибирского народа, обруч с двух сторон обладал специальными приспособлениями. Внешняя сторона обладала столбиками, выточенными из березовых веток, костей и других материалов. Обечайка была окутана шнурками, тонкими ремешками и жильными нитями. Некоторые ритуальные предметы были дополнены узкими сагровыми полосами (черемуховым лыком). За счет такого устройства кожаный материал, натянутый на инструменте, сильно не прилегал к обручу. На некоторых обечайках можно было увидеть прорезь щель, специально сделанную для извлечения звуков.
Но не все народности делали такие прорези на инструменте. Роговый столбик мог иметь разную форму. Бубен которым пользовались якуты отличался четырьмя разными формами столбиков. Их прикрывали железные, круглые шапочки. Они защищали кожаное покрытие от разрыва.
Внутренняя часть обруча была дополнена рукоятью и скобками. Первая была нужна для поддержки инструмента. Только у эскимосов и чукчей держатель находился с наружи внизу. Рукоять изготавливали из березы, железа, моржового клыка, оленьего рога или ремней. Форма рукоятей была выполнена в виде вертикальной пластины или крестовины.
Обечайка была обтянута натуральной кожей. Обычно использовался марал, лось, олень и в редких случаях домашнее животное. Каждый народ выбирал шкуру для инструмента в соответствии со своим древним хозяйственным укладом.
Бубен алтайского шамана отличался от бубна других сибирских народностей
У отдельных народов мужские и женские изделия обтягивали из разного материала. Для мужских бубнов использовались шкуры самцов, а женских, самок. Шаманский бубен обтягивали самой верхней шкурой, из-за ее чистоты.
Выделка шкурок производилась по-разному. У одних племен могла использоваться сырая невыделанная шкура с состриженной шерстью. У других выполнялась, тщательная выделка до тех пор, пока кожа не посветлеет. Также шкура продымливалась и коптилась на костре. Кожу прикрепляли к инструменту разными способами.
У чукчей и эскимосов использовался в качестве покрытия моржовый желудок. он привязывался или приклеивался к обручу. У амурских племен нивхов, айнов, бурятов и маньчжуров, он лишь приклеивался. Другие народности использовали деревянные гвозди для крепления кожи. На бубнах алтайцев, кетов, селькупов, якутов и эвенков кожа была пришита.
Алтайцы и долганы украшали изделие рисунками с внутренней или внешней части инструмента, а энцы с обеих сторон.
Можно встретить шаманский бубен украшенный рисунками с обеих сторон обруча. Изображение наносили черной, белой и красной краской. Некоторые народности использовали зеленую и желтую краску.
Шаман указывал какие изображения нужно нанести на инструмент. У всех народов были свои шаблоны рисунков. При этом изображения могли быть простыми и сложными. Например: простые круги, повторяющие контур изделия или очень сложные элементы. Это можно заметить в алтайских и хакасских бубнах. Там видны антропоморфные и зооморфные формы.
Алтайцы рисовали деревья, небесные светила и другие изображения в этом роде. В этих рисунках скрывается очень важное значение инструмента, символизирующего вселенную. Изображена плоская земля, горы и моря под опрокинутым над ними куполообразным небом. Его держала по краям земля. Видно много других рисунков. По ним можно узнать как народ представлял себе вселенную. На многих рисунках бубен обозначается как ездовое животное в виде головы оленя.
Шаманский бубен обладал колотушкой. Этот предмет имел разнообразную форму. Часто он представлялся в виде деревянной или костяной лопаточки. Она могла иметь разную ширину. Также употреблялась естественная развилка веточки.
Для покрытия лопаточки брали шкуру от голеней степных животных. Также могли использовать медвежью шкуру лобной области или других частей его туловища.
Колотушку применяли не только вместе с основным инструментом. У сибирского народа это был самостоятельный шаманский атрибут. С его помощью они проводили ритуалы для лечения тяжелобольных, а также гадали. Правила проведения этих ритуалов с использованием колотушки, у всех народов оставались одинаковыми.
Так выглядел шаманский бубен в общем. Его можно заказать в Интернет-магазине «Восточная лавка». Чтобы купить настоящий уникальный предмет в Москве, созданный шаманами, достаточно отправить заказ в корзину на сайте. Стоимость изделия изготовленного из дерева и настоящей медвежьей шкуры не может быть дешевой. Если покупателя интересует изделие по более доступной цене, то он может выбрать качественную вещь из искусственных материалов.
Секрет шаманского бубна
Для обычного человека бубен – это всего лишь музыкальный инструмент, а для шамана – это универсальное изображение мира, верный проводник в путешествиях по Миру Духов.
С помощью музыкального ритма бубна человек входит в транс (камлание), а также может проводить ритуалы по приманиваю или отпугиванию духов.
Иногда на бубне можно наблюдать рисунки, которые имеют сакральное значение. Внутри инструмента расположены рукоятка и прутья, на которых могут крепиться различные подвески, увеличивающие силу бубна.
После изготовления бубна, его предстоит «оживить» особым ритуалом, который проводит сам шаман. В каждом поселении это своя технология. Чаще всего после специального окропления инструмента, шаман, а точнее дерево и животное, из которых сделан бубен, голосом самого шамана рассказывают всю свою жизнь и обещаю служить верой и правдой.
За всю жизнь у шамана может быть несколько бубнов. Но, как правило, не может быть двух и более одновременно. За исключением случаев, когда инструмент изготавливается для определенного ритуала. В таком случае, после выполнения своего предназначения бубен уничтожается.
Ранее считалось, что шаман на протяжении всей своей жизни мог использовать не более девяти бубнов. И когда изнашивался последний, это означало, что вскоре шаман покинет этот мир.
Неотъемлемая часть бубна — колотушка (ладорбц). Обычно ее изготовляют из дерева и обтягивают шкурой животного. К ней могут быть привязаны медные кольца или колокольчики, которые звенят при ударах. Этот ритуальный предмет имеет для шамана не меньшее значение, чем бубен. С ладорбц проводятся различные обряды и гадания. Например, задавая вопрос духам, шаман бьет в бубен колотушкой, которая в какой момент сама выпадает из его рук. В зависимости от расположения ладорбц на земле, трактуется ответ Духов на вопрос шамана.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.