чем стравить хром с пластика
Обучающая статья. Как снять хром с пластика при помощи хлорного железа.
Предупреждение:
Данная инструкция не является единственно правильным и неоспоримым методом работы с пластиковыми изделиями. Существует еще множество методов и подходов, но эта статья посвящена работе с пластиком именно при помощи хлорного железа.
Добрый день подписчикам и гостям моего блога.
Сегодня я познакомлю вас с простым и надежным способом снятия хрома с пластиковых изделий. Так как блог связан с фарами, тут подразумевается снятие хрома с масок фар.
Как известно, на хром краска не ложится, так что от него нужно избавиться. Но сделать это не всегда легко, т.к. почти все фары имеют рифленые элементы или места с выраженными гранями. С них убрать хром весьма проблемно, что сказывается на качестве покраски масок.
Поэтому я предпочитаю без лишней возни кидать маски в заранее приготовленный тазик с раствором хлорного железа.
Нам понадобится в гаражных условиях:
Салфетки сухие
Салфетки влажные
Большая емкость
Вода питьевая, водопроводная или дистиллированная
Хлорное железо
Неметаллическая палка-мешалка
Неметаллическая палка-хваталка или перчатка до локтя
Пульверизатор или опрыскиватель
Вот наш подопытный, он же маска фары от Лады Приоры. Как видим, тут имеется хромированное напыление весьма низкого качества. Руками царапается крайне легко.
А это волшебная баночка с хлорным железом. Банку лучше брать по-больше)
Наливаем в тазик воду и сыпем хлорное железо. У меня тазик полипропиленовый для замеса цемента, примерно 20 литров. На него ушло около 3-х кг хлорного железа. С тех пор протравил в нем около 10 масок и цвет раствора еще не изменился. В этом деле осторожнее, ибо брызги могут попасть на одежду и больше не отстираться.
Палкой-мешалкой перемешиваем раствор до растворения хлорного железа. Воду можно использовать подогретую до 70гр для ускорения процесса.
Топим маску в растворе. Как видим, процесс уже пошел.
Все пятна хлорного железа на коже лучше сразу смывать влажными салфетками. Если они засохнут, то отмыть их будет сложно.
Ждем пока растворяется хром, иногда поднимаем и смотрим. Я обычно просто оставляю на ночь и утром достаю чистые от хрома маски.
Вот, например, уже наступило утро:
Как видим, маска приоры за ночь избавилась от хрома и превратилась в маску от ТЛК 100)
Теперь, пока маска не подсохла, смываем хлорное железо водой из пульверизатора. Подсохшие пятна смываются намного хуже.
Как видим, теперь маска чистая и почти готова к окраске.
Сушим маску сухими салфетками, затем обезжириваем и можно красить)
Раствор не отличается токсичностью, но при необходимости можете накрыть тазик доской. Из этого же тазика можно брать раствор в мелкие емкости и травить в них печатные платы. Так же в этом тазике можно избавляться от монет, медных и алюминиевых изделий. Не рекомендуется окунать приору в тазик с раствором хлорного железа. Этот метод работает только с масками фар)
Как снять хром с пластика?
Весь хром на наших детальках появляется вследствие гальванического хромирования.
Хромирование гальваническое — представляет собой электрохимический метод нанесения металлических покрытий на пластмассу. Суть – наносят три слоя металла: медь + никель + хром. Хром вступает в реакцию и равномерно оседает на поверхности изделия. Данный тип хромирования применяется для эмблем автомобиля, радиаторных решеток, сувенирной продукции и т.д. и т.п.
Как избавитьлся от этого хрома?
Есть вариант активно поработать наждачкой, но очень часто детали ни разу не ровные, с множеством мельких элементов. Шкурить такое — руки отсохнут. Именно поэтому нам поможет химия, котрую мы любии прогуливать в школе!
Самый простой способ – это положить на некоторое время нашу пластиковую деталь в раствор хлорного железа и протравить, как печатную плату.
Что такое хлорное железо?
Хлорное железо FeCl3 — средняя соль трёхвалентного железа и соляной кислоты. На вид это химическое сырье представляет собой мягкую кристаллическую массу ржаво-коричневато-черного цвета. Применяется для травления печатных плат в электронной промышленности и приборостроении.
Раствор хлорного железа принято готовить исходя из пропорции 1 к 3 (1часть железа на 3части воды) по весу.
Раствор следует готовить в термостойкой неметаллической емкости, в которую наливается вода с температурой около 60-80 градусов. Желательно конечно использовать кипяченую воду, но прекрасно справляется с этой задачей и обычная вода из под крана. По науке нужно использовать дистиллированную воду, но на практике никто этим не заморачивается – у нас же не химическая лаборатория!
Хлорное железо необходимо всыпать в воду (!не в коем случае не наоборот!) малыми порциями, непрерывно помешивая раствор. При растворении вода будет нагреваться и будет видна достаточно бурная реакция (бурление, шипение, выделение пара, который крайне не рекомендуется вдыхать). На растворение придется затратить минут 20(тут все зависит от объемов) зато железо растворится полностью и не осядет на дно емкости как и не произойдет вскипания раствора, расплавления тары. Совет один – торопиться не надо!
После растворения необходимо дать отстояться раствору. Через 20 минут можно будет наблюдать оседание гидроксида железа (ржавчина) на дне, который всегда содержится в порошке хлорного железа и который препятствует травлению. Лучше дать раствору
отстояться часов 10-12, чтобы на дно емкости осел всякий мусор, который в хлорном железе часто присутствует. После того, как раствор отстоялся его нужно отфильтровать в чистую емкость, в которой он собственно и будет храниться. Раствор можно
запросто использовать неоднократно, и хранится он сколь угодно долго.
В итоге мы получили чистый, прозрачный, бурый раствор хлорного железа.
Перед использованием раствор желательно подогреть до 60-80 градусов (как и при приготовлении) – это существенно ускорит процесс травления (раза в 2), а при применении какого-нибудь «бульбулятора» в сочетании с подогревом можно еще больше ускорить процесс.
Кладем нашу деталь в раствор и на некоторое время забываем. Достаем из раствора уже чистый пластик, без следов хрома или медного напыления.
Ноздри BMW до обработки:
Каждый раз после использования раствор будет терять свою силу и последующее травление будет длиться дольше. Ускорить процесс травления опять же поможет подогрев и помешивание раствора.
Раствор можно восстановить, добавив в него соляной кислоты – часть гидроксида вновь
восстановится до хлорида железа. Но самый простой способ до ужаса банален – кидаем в раствор несколько обыкновенных гвоздей, на них из раствора осядет медь и раствор вновь наберет силу. Но злоупотреблять этим не стоит, особенно когда раствор новый — раствор может деградировать и постепенно сменит цвет с бурого на зеленый.
Есть еще несколько способов восстановления, но при условии того, что раствор нам нужен не в промышленных масштабах, то описывать их не буду.
В заключении хочу предупредить: будьте очень осторожны с хлорным железом!
Все работы рекомендую проводить в перчатках – хлорное железо хорошо въедается в руки и плохо смывается мылом, попав на кожу оно может вызвать зуд и раздражение, в плоть до ожогов у людей с чувствительной кожей. При попадании в глаза промойте их большим количеством проточной воды и конечно обратитесь к врачу.
PS Фото найдены в инете (белорусский BMW клуб, google, yandex)
📌Как снять хром с пластика? Хлорное железо
Что такое хромированное покрытие?
На примере хромированной решетке радиатора автомобиля. На решетке радиатора, автохром появился в следствии процесса гальванического хромирования. Гальваника — электрохимический метод нанесения хромированных, и не только, покрытий на пластмассу. На пластик, покрытие наносится в три слоя, слоя эти металлические – медный слой, никелевый слой и завершающий слой, слой хрома. Далее хром вступает в реакцию и равномерно распределяется на поверхности пластика. Таким способом хром наносится на решетки радиатора, эмблемы, шильды и другие элементы автомобиля.
Как убрать или снять хром с пластиковой детали?
Один из вариантов, как можно избавится от хрома – это наждачная бумага и колоссальное количество времени и сил, в итоге все-равно работа будет не качественно выполнена, поскольку зачастую детали сложной формы, с мелкими изгибами, углами. Избавится от хрома в самых труднодоступных местах таких деталей- практически невозможно. Альтернативный вариант, как снять хром – использование химических веществ, самый доступный и простой способ. На своем примере, я использовал хлорное железо, другими словами- травил решетки радиатора в растворе хлорного железа.
Что такое хлорное железо, где купить хлорное железо?
Хлорное железо FeCl3 – это средняя соль трёхвалентного железа и соляной кислоты, применяется для травления печатных плат в электронной промышленности. На вид это кристаллическая масса ржаво-коричневого цвета. Купить хлорное железо можно в радиомагазинах и радиорынках, оно в свободном доступе.
Как правильно сделать раствор хлорного железа для травления хрома?
Раствор хлорного железа необходимо готовить из расчета 1:3 (одна часть хлорного железа, на три части воды) отталкиваясь от веса. Желательно использовать дистиллированную воду или кипяченую воду (в кипяченой воде 60-80 градусов, хлорное железо растворяется гораздо быстрее). Также следует готовить раствор хлорного железа в термостойкой пластиковой посуде, нельзя использовать металлическую посуду для приготовления раствора. Хлорное железо необходимо засыпать В ВОДУ небольшими порциями и размешивать, не наоборот! При растворении хлорного железа в воде, можно увидеть бурную реакцию – раствор может бурлить, кипеть и выделять пар, вдыхать пары ни в коем случае нельзя. ВАЖНО: лучше всего делать травление на открытом воздухе в маске или респираторе, также работать нужно в перчатках, есть большая вероятность получить ожог при попадании на тело. На растворение хлорного железа в воде у меня ушло порядка 15 минут, раствор хлорного железа растворился весь, без осадков на дне посуды. От себя добавлю – спешка ни к чему, все нужно делать размеренно и аккуратно. Для Вас подготовил видео процесса травления хрома решетки радиатора:
После полного растворения, я дал время отстояться раствору. Ориентировочно, через 30 минут я увидел ржавчину на дне посуды, это- оседание гидроксида железа, который всегда содержится в составе хлорного железа и который мешает травлению. Желательно дать раствору отстояться часов 8-10, чтобы на дно емкости осел мусор, который есть в хлорном железе. После того, как раствор отстоялся его нужно отфильтровать в чистую емкость, в этой емкости раствор и будет храниться. Раствор можно использовать неоднократно, и хранится он долго.
После полного растворения, я получил бурый, прозрачный раствор хлорного железа.
Перед использованием раствора хлорного железа, его необходимо подогреть до 60-80 градусов, в общем до такой же температуры, как и при приготовлении. Подогрев раствора ускорит процесс травления, приблизительно в два раза быстрее выйдет удалить хром с пластиковой поверхности детали.
Далее необходимо положить решетки радиатора в раствор:
Так выглядели решетки радиатора BMW до начала травления в растворе:
Промежуточно, через четыре часа травления я достал решетки с раствора, проверить как ведет себя хром:
На поверхности раствора видны частицы хрома, отставшие от решетки радиатора:
Далее я оставил решетки радиатора еще на 10 часов:
Так выглядят решётки после травления:
Как и при помощи чего возможно восстановить раствор?
Каждый раз после использования, готовый раствор хлорного железа будет терять свою силу и следующее травление будет длиться дольше. Можно подогреть и помешать раствор – это ускорит процесс травления хрома.
Еще один из вариантов придать силы и восстановить раствор — можно добавить в него соляной кислоты и часть гидроксида вновь восстановится до хлорида железа. Самый банальный и простой способ это- бросить в раствор несколько ржавых (или обычных) гвоздей, на них из раствора осядет медь и раствор вновь приобретет силу.
Один из признаков деградации раствора, это- изменение цвета с бурого на зеленый.
В целом доволен результатом, хром снялся с поверхности абсолютно весь и я получил идеально ровную пластиковую поверхность желтовато-белого цвета. Поверхность сразу готова к нанесению грунта, краски и лака. Прежде, конечно, нужно обезжирить… Но это совсем другая история, о покраске этих решеток я расскажу в следующем посте.
В заключении, хочу еще раз поднять вопрос безопасности- будьте предельно осторожны с хлорным железом!Работать необходимо в маске и перчатках, не допускать попадания раствора на кожу, тем-более на слизистую.
Хлорное железо очень въедается в руки и плохо смывается мылом, попав на кожу оно может вызвать раздражение и зуд, также могут быть ожоги на коже. В случае попадания раствора в глаза – нужно промыть их большим количеством воды и незамедлительно обратится к врачу.
Всем удачи в начинаниях, будьте аккуратны в работе с хлорным железом!
Статья о покраске и установке этих решеток будет в моем 👉🏿 Бортовом Журнале
Решетка радиатора! Или как быстро снять хром с пластика (антихром).
Когда покупал авто, бонусом досталась родная решетка радиатора. Прошлый владелец так любил свою тюнь решетку-гриль (кстати говоря, приобретённую аж за 30000₽ на eBay), что снимал её и ставил родную, когда ездил на дальняк, чтобы по трассе гриль не пострадала. Но рассказ пойдёт не о ней, а о родной стоковой решетке в ХРОМЕ!)
Когда купил машину, первым делом хотел поставить родную решетку и покрасил ее краской из баллончика, предварительно загрунтовав.
В итоге краска почти сразу стала облупляться, чему, как потом я узнал, поспособствовал хром, который видите-ли надо было сначала убрать какой-то супер химией))
Основным ингредиентом для снятия этого чуда зеркальной индустрии — хрома, является Хлорное железо. В последующем оказалось хлорное железно бывает нескольких видов: есть водное (например 6 водное), есть безводное, есть ещё всякое разное другое.
Нам нужно именно безводное хлорное железо, оно темно-серого цвета, гранулами чем то напоминающий молотый грифель карандаша. При приготовлении зелья нужно аккуратно засыпать хлорное железо в тёплую воду, тут же будет происходить реакция — вода шипит и практически закипает (осторожно, можно обжечься), при этом лучше не вдыхать едкие пары.
Ещё фишка заключается в том, что некоторые непутевые производители с биркой «безводное» кладут 6-водное, которое гораздо дольше разъедает хром. 6-водное по консистенции и цвету напоминает куски ржавчины — его лучше не использовать (устанете ждать пока растворится хром), да и реакции при смешивании с водой практически никакой нет.
Ещё не малой проблемой было найти тару, в которую бы вошла наша решетка радиатора. При этом тара должна быть исключительно из пластика (металл расплавится от реакции). Необходимую большую тару я конечно же не нашёл и начала замачивать в пакетах из под шин подперев конструкцию по бокам)) двое суток кисла наша решетка, но почти ничего не произошло.
Далее я нашёл большое ведро, решил сначала одну половину сделать, как следует, потом другую.
Прошла ещё неделя но ничего толком не происходило, потому что хлорное железо я использовал 6-водное))
Однажды, решетка была как бич с помойки, но я все исправил!))
Далее нашёл нужное — безводное хлорное железо и стал хитрее)) Вырыл ямку, чтобы погрузить всю решетку и в третий раз заварил зелье.
Дело пошло гораздо быстрее. Прошла ещё одна неделя, однако в труднодоступных местах решетки, хром был как влитой. Дальше пошли наждачки, напильники, щетки и даже дремель!)
Хром победил и поехал радостный подбирать краску для решетки. Цвет решил выбрать такой же как диски Rays от GT-R35.
Отдал маляру, он ее загрунтовал покрасил краской и глянцевым лаком.
Дополнительно, изнутри решетки, прикрепил чудо-москитную сетку.
И все, готово. Делов то!)))
Спасибо Жеке хакеру за многочисленные советы вышеописанной процедуры, мы все-таки сделали это!)
С родной решеткой, как то не привычно, и даже теперь не знаю, может старую поставить?!)
Удаление хрома с пластика «Кротом»
Сначала попробовал просто потереть все это дело кисточкой, обильно смоченной в едкой жиже, но хром, голосом Василия Иваныча заявил – «Врёшь, не возьмёшь!» (эффект от воздействия токсичных паров на неокрепший организм в непроветриваемом помещении), и даже не потемнел, не то что не отмылся.
Для чистоты эксперимента, я с решетки снял эмблему, которая тоже чет приуныла и замочил ее в тарелке с жидким сантехником. Решетку же замочить было негде, поэтому было решено покрыть ее жидкостью и замотать в пропитанные «Кротом» тряпки.
Часов через 12-16, спустившись в подвал, я увидел следующее:
1. С эмблемы хром слез, но пока еще остался первый, медный слой.
2. На большей части решетки хром остался совершенно невредим, но местами (видимо где были нарушения целостности покрытия), он так же слез до медного слоя, а там где были очаги отшелушивания, покрытие вздулось в радиусе 5-8мм от краев пятна голого пластика.
По итогу наблюдений было решено эмблему оставить в жиже еще на 24 часа, а для решетки найти подходящую ёмкость и замочить её там на пару суток.
По итогу эксперимента выложу фото деталей.
PS. «Крот», при попадание на участки с тонкой кожей довольно сильно жжет, и может оставить химический ожоги. По ощущениям похоже на жжение от крапивы. Поэтому, работать надо в перчатках, закрытой одежде и обуви. А если Вы не готовы ко встрече с единорогами, гномиками, драконами и персонажами старых фильмов, то еще и в хорошо проветриваемом помещении.
PPS. Не думаю, что пары «Крота» могут вызывать галюцинации, но качественный, спортивный кашель – запросто. Поэтому лучше не дышать этой гадостью.