чем смазывают шпалы в метро
Запах в метро: что издает знакомый с детства аромат подземки?
Опубликовано 26.05.2021 · Обновлено 03.06.2021
Вспоминаю свое первое посещение Московского метрополитена будучи ребенком: это величавое сооружение казалось невероятным творением человечества, где станции глубокого залегания с очень длинными эскалаторами, система переходов, как будто целый город просто переместили под землю, ну и конечно поезда, пролетающие тоннели на огромной скорости, доставляли массу положительных эмоций. Надеюсь, что большинство читающих данный материал граждан, бывали в метро и разделяют мои эмоции. Хочется отметить, что Московский и Санкт-Петербургский метрополитены как 40 лет назад так и сейчас обладают своеобразной аурой — запахом, улавливаемым уже возле входных дверей. Этот запах метро запоминается в детстве и, как по мне, является довольно приятным и притягательным. К большому сожалению сейчас на новых станциях его уже нет, а скоро не будет и во всех метрополитенах — радует что это «скоро» весьма и весьма относительное понятие, скажем точно так должно быть, ведь прогресс не стоит на месте.
Московский метрополитен времен СССР
Чем пахнет в метро?
Раз вы читаете это, то вероятно еще не знаете, что же именно издает этот запах. А может это эскалаторы, как кажется на первый взгляд? Или так пахнет любое подземелье? Догадки усложняет тот факт, что поезда используют электрическую тягу, а значит в экологическом плане все чисто, без выбросов.
Ладно, не буду тянуть строки по экрану — правильный ответ Шпалы! В метро специфический запах идет именно от Шпал — кто не знает, это подложка под рельсы, но только от шпал деревянных. Все дело в том, что дерево необходимо защищать от процессов гниения, которые вызывают расслоение структуры дерева и способствуют легкому расщеплению волокон древесины под весом рельсовых плетей и поездов. В качестве такой защиты применяют пропитку веществом, под названием «Креозот».
Пропитка шпал креозотом (До/После)
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» width=»1000″ height=»625″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» alt=»шпалы пропитка креозотом | шпалы пропитка креозотом | Движение24″class=»wp-image-43768″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg 1000w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-768×480.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1536×960.jpg 1536w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-520×325.jpg 520w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-720×450.jpg 720w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-320×200.jpg 320w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000.jpg 1800w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»шпалы пропитка креозотом | Движение24″ /> Пропитка шпал креозотом (До/После)
Свежераспиленные деревянные шпалы помещают в специальный заполненный креозотом бокс, из которого будет выкачан воздух. Такой «вакуумный маринатор» получается, только для дерева. Пузырьки воздуха выходят из шпал, а их место занимает пропитка из креозота. Таким образом все, даже мельчайшие поры древесины, остаются заполнены специальным составом.
Если вы спросите — безопасно ли это, вдыхать пары креозота, то давайте разберемся, что это за вещество такое. Креозот — это так называемое масло «каменного угля», бесцветная, воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Так что отнюдь это не безопасно. На предприятиях по пропитке шпал принимаются серьезные меры безопасности, так как даже контакт креозота с кожей вызывает ожог и раздражение, а прямое вдыхание паров креозота чрезвычайно токсично. В европейских странах для работы с креозотом необходимо получать специальную лицензию.
Будущее деревянных шпал
Если смотреть на «большую» железную дорогу, то деревянные шпалы уже ушли в прошлое. В метро прогресс еще не спустился, хотя на самом деле использование деревянных шпал на бетонных основаниях тоннеля очень удобно, древесина гасит колебания, и сами шпалы легко устанавливаются. В чем дерево проигрывает железобетонным конструкциям, так это в долговечности. Так что постепенно, начиная с новых станций, бетонные шпалы постепенно замещают деревянные, вместе с тем и такой родной запах креозота также выветривается, и вскоре вовсе исчезнет.
Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья
Выяснение того, чем пропитывают шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда хочется использовать такую древесину в строительстве или приходится подолгу находиться в непосредственной близости к железнодорожным путям.
С какой целью обрабатывают древесину?
Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.
Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях
Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов
Кроме креозота, классического примера защитной смеси для данной отрасли, химическая промышленность предлагает воспользоваться преимуществами относительно новых наименований – элемсепта и ЖТК.
Креозот — классическая пропитка для железнодорожных шпал
Креозот
Этим составом обрабатывают деревянные заготовки уже более 50-ти лет, ядовитую жидкость добывают из древесного и каменного угля посредством дистилляции дегтя.
Шпалы, пропитанные подобной смесью, обретают характерный черный оттенок с заметными примесями коричневого, присутствует сильный запах, напоминающий дизельное топливо. Несмотря на то, что соединение токсично, уровень «сомнительных» примесей позволяет использовать его при прокладке железнодорожных путей (если оценивать только в рамках государственных нормативов).
Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационная оправданность – пропитка действительно предотвращает преждевременное разрушение древесины, обладает дешевой себестоимостью и всесторонне продуманной в течение нескольких десятилетий технологией нанесения.
Железнодорожная шпала, пропитанная креозотом
Элемсепт
Представляет собой бессолевую разновидность антисептика, в его состав входят концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди. Шпалы пропитывают этим средством, предварительно разведенным водой, по особой методике, чередующей воздействие вакуумом и давлением. В результате заготовки обретают зеленоватый оттенок. Вещество малотоксично, не имеет специфического запаха.
Вещество изготавливается в виде порошка, для пропитки древесины разведенной субстанцией необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем ключевым этапам:
В результате активный состав проникает как минимум в 2-миллиметровый слой древесины. Преимущество решения – высокое качество пропитки.
Железнодорожные шпалы, обработанные Элемсептом
Термоконденсационная жидкость представляет собой один из результатов нефтепроизводства, рецептура его изготовления и состав защищены патентным правом. Светлая древесина, пропитанная ЖТК, обретает коричневатый оттенок, лиственница и аналогичные ей породы становятся темно-коричневыми. Вещество не пахнет и не выделяет токсичных соединений.
В отличие от креозота, субстанция не создает риска развития у человека онкологических заболеваний, с помощью термоконденсационной жидкости можно добиться более эстетичного образа заготовок. Пропитка не образует уплотнений и сгустков, поверхность шпал не становится липкой. Использование ЖТК и креозота создает практически одинаковый по длительности эксплуатационный ресурс древесины, но первое решение гораздо безопаснее.
Шпалы, обработанные термоконденсационной жидкостью
Можно ли строить из обработанных шпал?
Такой стройматериал привлекает крайней дешевизной, поэтому многие умельцы задаются вопросом – стоит ли его использовать для возведения бытовых или жилых сооружений. Первое, что вызывает сомнения – это запах креозота (подобная пропитка встречается наиболее часто), который стремятся замаскировать подручными средствами. Но нельзя забывать о опасности для здоровья, что несут в себе подобные соединения. Поэтому лучше воздержаться от такой экономии даже при строительстве гаража или подсобных помещений.
Креозот, элемсепт, ЖТК – это ключевые вариации соединений, используемых для придания шпалам долговечности и устойчивости к разрушительному воздействию природной среды. Их используют при прокладке железных дорог, так как в подобных условиях они соответствуют государственным нормативам безопасности и оправдывают потенциальные риски за счет достойных эксплуатационных свойств.
Почему в метро так специфически пахнет и в чем опасность источника этого запаха
Есть запахи, которые стойко ассоциируются у нас с тем или иным явлением или местом. Одним из наиболее узнаваемых «ароматов» можно считать тот, что витает на станциях метрополитена. Его ни с чем не спутаешь и есть люди, которым он даже нравится. Так чем же пахнет на наших станциях метро?
В современном мире существует несколько технологий укладки железнодорожных путей. Несмотря на множество инноваций, у нас в стране по-прежнему используют шпалы. Эти элементы путей могут быть бетонными и даже полимерными, но наиболее распространены шпалы из древесины.
Известно, что у дерева два основных врага – влажность и биологические факторы, точнее, грибки, бактерии и насекомые. В подземных тоннелях достаточно сыро, поэтому срок службы деревянных изделий невелик. Для защиты деревянных шпал от влаги, микроорганизмов и вредителей их пропитывают особым химическим составом – креозотом.
Это бесцветная или желтоватая маслянистая жидкость, горючая и токсичная. Креозот почти не растворяется в воде и обладает тем самым резким характерным запахом. Изготавливают его из каменноугольного или древесного дегтя, используя процесс дистилляции. Впервые вещество получил в 1830 году немецкий химик и промышленник Карл фон Рейхенбах. Кстати, он же впервые получил и парафин, который сегодня используют в самых разных областях человеческой деятельности.
Уже более ста лет креозот используют для пропитки деревянных шпал. Обрабатывают детали этой жидкостью на заводе, в процессе изготовления. Вещество имеет свойство длительное время сохранять сильный запах, который ощущается за десятки метров от стальных магистралей, как подземных, так и обычных, железнодорожных.
Периодическая замена изношенных шпал на новые, со свежей пропиткой, делает запах креозота неистребимым. Для пассажиров и обслуживающего персонала метрополитена это «амбре» не представляет опасности. А вот работники шпалопропиточных цехов вынуждены использовать эффективные средства индивидуальной защиты.
Попадание жидкого креозота, в состав которого входят токсичные фенолы, на кожу и особенно на слизистые оболочки, чреваты сильными ожогами и даже появлением онкологических заболеваний. Опасны и испарения креозота в замкнутом пространстве. Из-за этого пропитанные шпалы категорически запрещено использовать в качестве строительного материала, хотя этим моментом часто пренебрегают.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Согласно отчетному сборнику Федеральной службы Государственной статистики 2019 года, деревянные шпалы не только не теряют своих производственных позиций, но и увеличивают их. За три последних года количество изготовленных в России деревянных шпал составило (в миллионах кубических метров):
Открытые данные за 2019 год позволяют говорить о том, что тенденция к росту сохраняется. По сравнению с 2018 годом, выросло производство шпал:
из хвойных пород — на 11,3%;
из лиственных пород — на 19,9%.
Картинка (график или таблица)
При этом на 5,8% сократилось производство шпал, обработанных креозотом и другими консервантами (6,8 тысяч кубических метров). Стоит отметить, что отрицательный процент в этом случае говорит о том, что классические заводские способы и материалы пропитки уступают место современным методикам и экологичным средствам, которые не только улучшают качество ВСП, но и снижают негативные последствия при утилизации деревянных шпал.
Методы обработки деревянных шпал
Прежде чем формировать рельсошпальную решетку, деревянные конструкции обрабатываются специальными химическими составами. Зачем это нужно? Без пропитки железнодорожные шпалы быстрее растрескиваются под влиянием температур, влажности и нагрузки на полотно.
Для того чтобы состав проник в труднодоступные зоны, применяют следующие способы обработки:
Накалывание. Метод заключается в намеренном образовании ряда мелких трещин перед пропиткой креозотом, что снижает напряжение в периферической зоне. При этом прочность самих шпал может незначительно понижаться (на 8%).
Высокое давление. Древесина подсушивается и помещается в автоклав, после чего применяется методика ГОСТ «вакуум-давление-вакуум». Используемые составы: креозот, каменноугольные масла, антисептики, элемсепт.
Низкие температуры. Требуется предварительное накалывание шпал для повышения качества пропитки труднопропитываемых зон и увеличения срока службы (наколы образуют мелкие трещины, снижая напряжение в периферической зоне, и исключают появление глубоких трещин). Применяются эмульсионные антисептики на водной основе и ускоренная атмосферная сушка. Способ считается одним из самых экологичных за счет минимизации выбросов в атмосферу.
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Существует множество составов, которые применяются для пропитки деревянных железнодорожных шпал и помогают продлить срок их службы: креозот, эмульсионные антисептики на водной основе, элемсепт и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Креозот
Бесцветное маслянистое вещество, состоящее из смеси фенолов. В качестве сырья используется каменноугольный деготь.
хорошо консервирует древесину;
предохраняет от гниения;
выделяет вредные для живых организмов пары;
Пропитанные креозотом шпалы нельзя использовать на железных дорогах ЕС (присвоен класс опасности 3), их сложнее утилизировать.
Каменноугольные масла
Эффективно консервируют древесину, препятствуя разрушению. Являются аналогом креозота и обладают теми же преимуществами и недостатками.
Элемсепт
Порошкообразное вещество с высокой концентрацией хрома, мышьяка и оксида меди. Деревянные шпалы проходят обработку в автоклаве, элемсепт нужно предварительно развести в воде.
уровень проникновения — 2 миллиметра без предварительного расщепления;
защищает от грибков и влаги;
выделяет меньше вредных паров, чем креозот.
необходимо сложное оборудование;
недостаточно исследований о воздействии испарений на живые организмы;
Эмульсионные антисептики на водной основе
Для пропитки в заводских условиях готовится специальная лиофобная эмульсия, которая состоит из масляных фракций, биоцидов и щелочи.
глубокая пропитка — более 2 мм;
не вредит атмосфере и живым организмам;
можно утилизировать любыми способами;
не требует специальных механизмов для просушки.
технология запатентована, требуется разрешение правообладателя.
Такой современный способ пропитки деревянных шпал существенно увеличивает обороты предприятий благодаря штабельной форме обработки и сушки.
В интернет-магазине «Портал-К» можно купить востребованные средства для обработки конструкций ВСП по выгодной цене. Для получения более подробной консультации обратитесь к менеджерам по телефону 8 (800) 775-87-95 или закажите обратный звонок на сайте.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится.
Но почему в метро он именно такой?
Что за запах и почему он здесь возникает
Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.
Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.
Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.
Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.
Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.
Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.
Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени.
Информация об этом журнале
Путейцы, которые меняют шпалы иногда становятся жертвами креозота. Топят измельчёнными шпалами печки и даже коптят мясо. Это зачастую деревенские жители и им пофигу, лишь бы дерево. В детстве я видел дядьку, который коптил колбасу стружкой от шпал, можно в сети найти рассказы про это по всему миру. Например, в Чехии умерла вся семья путейца от рака желудка. Наелись домашней колбаски с креозотом.
Edited at 2020-07-27 02:21 am (UTC)
В Москве потихоньку меняют пути в метро (согласно нормативам) и устанавливаются новые шпалы. Тот самый запах уже практически исчез. Нет, встречается на некоторых станциях, но редко.
Три восклицательных знака как сокращённый вариант эмблемы Эволюционного Марша
Аврора Эволюционного Марша