чем смазывали лыжи в ссср
Чем смазывать деревянные лыжи?
Считается, что, в отличие от пластиковых, деревянные туристские лыжи абсолютно не нуждаются в какой-либо дополнительной смазке. Мол, от воды их прекрасно защищает смоление, необходимое скольжение обеспечивает парафиновая грунтовка, а от подлипа защищает самодельное ноу-хау – мазь-«серебрянка». Это не совсем так. Если лыжный поход будет проходить при низких температурах и на маршруте ожидается много затяжных подъемов, то отдача деревянных лыж может принести много хлопот, изматывая походников, снижая скорость движения группы.
Итак, в рамках данной статьи расскажем о том, чем смазывать деревянные лыжи и как осуществляется данная процедура. Предлагаем вашему вниманию инструкцию по смазке деревянных лыж. По умолчанию предполагается, что лыжи предварительно просмолены и после этого простояли хотя бы сутки в тепле.
Полезные статьи:
Смазка деревянных лыж: наносим «базу»
Загрунтовать лыжу необходимо заранее, дома. Для этого либо используется специальный парафин, либо парафиновая (не стеариновая) свечка, лучше свечка-таблетка в металлической чашечке (ее еще называют плавающей), т.к. содержание парафина в ней больше.
«Серебрянка» хорошо прилипает к лыжам без предварительного нагрева (в отличие от парафина). Так как она серого цвета, то хорошо видно, где ею промазаны лыжи. Еще одно преимущество «серебрянки» – стойкость к истиранию снегом.
Мазь для деревянных лыж «серебрянка». Рецепт.
При застывании алюминий немного осядет и с одной стороны брусок получится более серым. Эту его часть можно использовать в теплую погоду, а обратную (с образовавшейся выемкой) – во время мороза.
Для серьезных лыжных походов в суровых условиях севера, по гористой местности, одних народных средств может и не хватить. Чем смазывать деревянные лыжи в этом случае? Понадобятся специальные мази держания.
Какую мазь держания для деревянных лыж выбрать?
Лыжникам-любителям предлагаются универсальные мази, которые подходят и для пластика и для деревяшек. Они производятся в упаковке разных видов: в тюбиках (клистерах), баночках, просто, нарезанные аккуратными кирпичиками и завернутые в фольгу и разноцветную бумагу. Для использования в полевых условиях более подходят два последних вида — ими удобнее натирать лыжи, т.к. не нужны специальные пробки.
Чтобы потребители не путались, например, при утрате части упаковки, мазь для деревянных лыж изготавливают разного цвета, окрашивая и ее саму и «обертку» (это касается как мазей держания, так и мазей скольжения). Еще со времен СССР повелось, что:
Необходима смазка деревянных лыж, соответствующая текущим погодным условиям (температуре). Для ее определения используется специальный походный термометр. Важна точность «попадания в мазь». Так как в противном случае, она будет только мешать вашему движению.
Если температура воздуха поменялась, то прежде, чем смазывать деревянные лыжи новой мазью, необходимо снять старую (циклей или, если ее нет под рукой, ножом). Если лыжи натерты парафином и «серебрянкой», то в месте нанесения мази, их также необходимо поскоблить.
Как наносить мазь держания?
Обычно, мазь держания наносится непосредственно перед выходом «на дистанцию», под колодку (т.е. на центральную часть лыж). Площадь нанесения подбирается опытным путем. Сначала смазывается участок размером, примерно, 40 см от пятки ботинка к носку лыж. Если отдача все равно есть, то площадь нанесения смазки расширяется на несколько сантиметров к носку и к запятку.
Особенно дотошные могут определить точный участок нанесения мази заранее, дома. Для этого необходимо положить лыжи на пол, устойчиво встать на них двумя ногами и подсунуть лист бумаги между колодкой и полом.
Подвигайте листок бумаги взад и вперед, там, где лыжа настолько плотно соприкасается с полом, что он застрянет и не будет продвигаться дальше, сделайте две отметки на верхней части лыж. Это и будет колодка – участок, где необходима смазка деревянных лыж.
Одного нанесения недорогой отечественной мази достаточно на 10-15 км пути. Именно столько, обычно, проходят за ходовой день. Ну а если вам необходимо подняться на лыжах в крутую гору, то от от отдачи спасет известный туристский способ.
Полезные статьи:
Краткая история лыжных мазей
Лыжные мази прошли долгий путь от сосновой смолы до перфторуглеродов со времен возникновения горнолыжного спорта в Скандинавии и гонок калифорнийских шахтеров на четырех-пяти метровых лыжах в Lost Sierra.
В феврале 2010 года, во время Олимпийских игр в Ванкувере, лыжники боролись то со слякотью, то с бугристым льдом, в который превращалась замерзшая слякоть. Меняющаяся погода была особенно жестока к биатлонистам во время 20 км гонки 18 февраля, когда снежный шквал обрушился на лыжный стадион, не оставив никаких шансов на быстрый бег и меткую стрельбу, и во время первой попытки женского слалома-гиганта 24 февраля, когда стартующим в дальних номерах достались совершенно раскисшая трасса и ограниченная видимость.
Быстро меняющиеся снежные условия всегда были проклятием сервисменов. Очень теплая и очень холодная погода вызывают тихую панику среди тех, кто занимается смазкой лыж. Когда погода непредсказуема, они сходят с ума. Они корпят над старыми тетрадями, в поисках подобной комбинации влажности, температуры и высоты, надеясь найти рабочую комбинацию мазей и структуры скользящей поверхности. Для скоростного спуска и супергиганта им нужно решение, которое позволит максимально ускориться со старта и обеспечить наилучшее скольжение на всех 600-800 вертикальных метрах до финиша. Для долгой лыжной гонки по пересеченной местности им нужна комбинация для отталкиваний и скольжения, которая будет работать во время меняющихся в течение двух часов погодных условий и будет противостоять сбору грязи по трассе. В Ванкувере даже соревнования по фристайлу потребовали особого смазочного решения: снег на Cypress был настолько сырым, что перед трамплинами в колеях образовывались лужи, а лыжникам нужно было проезжать по мокрому, не замедляясь, чтобы выполнить все запланированные фигуры в воздухе.
Мы никогда не узнаем, как все было на самом деле, потому что на уровне Кубка мира гуру от смазки лыж не выдают свои секреты. За пределами запертых «waxing room», где репортеры явно нежелательны, мы не могли знать, что «фирмачи» уже экспериментируют с фторированными парафинами, которые через год появятся на рынке. Смазка лыж стала изощренной псевдонаукой, практикуемой в атмосфере разработки особенно секретных видов вооружения.
Смазка лыж: взгляд назад
Необходимость в смазке лыж возникла задолго до появления горнолыжного спорта, одновременно с зарождением лыжного спорта в Скандинавии, в результате счастливого стечения обстоятельств: то, что делает древесину водостойкой, также помогает ей в скольжении по снегу.
Самым ранним литературным упоминанием о подготовке лыж, найденным норвежским историком Якобом Вааге, была история Лапландии, написанная на латыни Йоханнесом Шеффером и опубликованная в переводе на английский язык в 1674 году. Шеффер сообщил, что сами лыжники использовали сосновую смолу и канифоль.
В то же время сосновая смола, нанесенная на дерево, не идеально гладкая, поэтому, когда вы отталкиваетесь лыжей, ее поверхность механически соединяется с поверхностью снега, что обеспечивает возможность толчка.
Именно это сочетание качеств: прочный консервант для древесины, с хорошим «толчком» и приличным скольжением, сделало сосновую смолу в течение нескольких столетий стандартным средством для обработки скользящей поверхности лыж. Один из первых навыков, который приобретали лыжники-новички, состоял в том, чтобы варить сосновую смолу, не сжигая ее, и наносить на деревянную скользящую поверхность лыж. В качестве ходовой поверхности сосновая смола была вытеснена только в 1940-х годах с развитием целлюлозных поверхностей, а затем в 1950-х годах полиэтиленом. Еще в 1960-х годах, когда я начал кататься на лыжах, в хороших лыжных магазинах все еще можно было почувствовать приятный резкий аромат вареной сосновой смолы, потому что мы все еще использовали его на деревянных беговых лыжах той эпохи.
Если все, что вас интересует, это скольжение, то сосновую смолу можно улучшить нанесением временного слоя какого-нибудь воскового вещества. Калифорнийские гонщики в Lost Sierra, которые в 1850-х годах изобрели гонки на лыжах на скорость, чтобы скоротать время в течение долгих снежных зим, не нуждались в «толчках». Они стремились к наиболее быстрому скольжению, а это означало улучшение водоотталкивающей способности их лыж. К 1868 году они попробовали все, что могли найти, из того, что казалось гладким: глицерин, китовое масло, керосин, свечной воск и спермацет (воскоподобное вещество, получаемое при охлаждении жидкого животного жира (спермацетового масла), заключённого в спермацетовом мешке в голове кашалота). Они смешали их в ароматные комбинации, называемые «допинг». Каждый лыжный клуб имел свою собственную постоянно развивающуюся формулу, а некоторые из них фасовались и продавались под такими брендами, как Greased Lightning, Skedaddle и Breakneck.
Между тем, в Европе…
Примерно до 1890 года лыжные соревнования, проходившие в Норвегии и других странах Европы, требовали от участников прыжков на тех же лыжах, которые они использовали для бега. Затем, когда прыжки стали длиннее, а беговые лыжи быстрее, лыжники начали строить более узкие и легкие беговые лыжи, в то время как лыжи для прыжков становились прямее, шире и тяжелее. В поисках более высоких скоростей взлета прыгуны начали красить скользящие поверхности своих лыж различными жесткими водоотталкивающими шеллаками, а во влажных условиях могли наносить тонкий слой парафина.
Клистер стал сенсацией. Остбье продавал его по 2 кроны за тюбик, что составляет примерно 30 центов по современному курсу, но в те трудные времена эта сумма выглядела как целое состояние. Гуннар Кагге, пишущий для норвежской газеты Aftenposten, в 2003 году вспоминал, что во времена депрессии он и его друзья готовили свои собственные клистеры, используя пчелиный воск, смолу, расплавленные грампластинки и велосипедные камеры. и иногда подрывали кухни.
В альпийской части Европы, в 1922 году, новая фабрика в Штутгарте представила на рынок свечи и крем для обуви под брендом Loba, а прочное покрытие для скользящей поверхности лыж под названием Holmenkol-Mix. Это был сезонный лак, а не мазь для ежедневного нанесения. В 1933, конкурирующая компания в Атцеттене, Швейцария, под брендом Toko запустила свой собственный лак Ski-Gliss, а затем в 1940 году лыжную мазь под названием 1-3-5.
Ко Второй Мировой войне североамериканские фирмы начали упаковывать втираемые лыжные мази в металлические тубы. 10-я Горная дивизия выпускала мази для трех-четырех температурных диапазонов, на каждой из которых отпечатывалось предупреждение о том, что их нельзя нагревать. Лыжные мази были побочными продуктами промышленных процессов: основным бизнесом одного из производителей было производство торпедных предохранителей.
Прорыв в технологиях производства лыжных мазей произошел в 1943 году, когда шведская химическая фирма Astra AB наняла Мартина Матсбо (Martin Matsbo), победителя Холменколленской 18-ти километровой гонки 1937 года, бронзового призера зимних Олимпийских игр 1936 года и чемпиона мира 1935 и 1938 годов в лыжной эстафете 4 по 10 км, разработавшего лыжную мазь, полностью состоявшую из синтетических парафинов.
К тому времени синтетические парафины были предсказуемыми, стабильными и дешевыми побочными продуктами нефтепереработки. Парафин продавался недорого и широко использовался в сотнях потребительских товаров, включая косметику, фармацевтические препараты и даже хлебобулочные изделия (где использовался вместо масла, чтобы сделать противни скользкими). Смешивая парафин с микрокристаллическими восками Матсбо создал серию из трех твердых мазей и двух клистеров, призванных обеспечить и хороший толчек и плавное скольжение для разных условий температуры и влажности снега. В 1946 году Börje Gabrielsen основал новую компанию и по рецептам Матсбо начал производить в Швеции (Skåne) и Норвегии (Fjellhamar близ Осло) лыжные мази под торговой маркой Swix (от сочетания слов ski и wax).
https://youtu.be/tCWMDCcVlpI
Поскольку синтетические парафины были бесцветными и не имели вкуса и запаха, Swix добавил пигменты красного цвета для теплого мокрого снега и сине-зеленые для холодного сухого снега. Принцип был достаточно прост: мягкие парафины с низкой температурой плавления (около 110°C) были очень гидрофобными и хорошо работали на влажном снегу, особенно когда кристаллы снега теряли форму и становились мягкими и круглыми; твердые воски с температурой плавления около 140°C были менее гидрофобными, но сопротивлялись проникновению жестких острых углов холодных кристаллов снега. Смешивая мягкие и твердые мази, можно было подобрать состав для промежуточных состояний снега. Бренд Swix быстро набирал популярность и вдохновлял к появлению новые стартапы: на зимних Олимпийских играх в Хельсинки 1952 года группа молодых финских химиков презентовала продукцию под маркой Rex, которая получила широкое признание.
Найденная концепция быстро прижилась и в среде горнолыжников. В начале 1948 года и Holmenkol, и Tоkо создали свои цветные синтетические горнолыжные мази. Дешевизна и доступность материалов создали широкую конкуренцию. В Северной Америке десятки лыжников, изучавших химию в средней школе, «варили» собственные линии лыжных мазей. Естественно, каждый крупный дистрибьютор хотел иметь свою собственную марку лыжной мази. В продаже повсеместно появились яркие коробки с разноцветными парафинами, и даже флаконы спрея, продаваемые под марками A&T Blue Streak, Austro, Fall Line, Faski, Fastex, Hoffer, International, Jack Rabbit, Poly-Fin, Merix, Northland, Quick, Scia, Skee, Ski Spree, Ski-Z, Sohm’s, Speed Ski, St. Lawrence и Tip-Top.
К 1955 году большинство продаваемых горных лыж оснащались полиэтиленовыми скользящими поверхностями Kofix, P-tex или чем-то подобным. Полиэтилен высокой плотности (PE) был примерно на 40 процентов более гидрофобным, чем сосновая древесина, и даже качественная мазь на основе парафина не могла существенно улучшить ее отталкивающую способность. Но гонщики продолжали мазать свои лыжи, потому что улучшение скольжения даже на два или три процента могло принести победу: один процент на двухминутной трассе дает преимущество в 1,2 секунды.
В 1964 году компания Swix перенесла все свое производство в Норвегию, а в 1978 году была поглощена норвежской компанией Ferd AS.
Смазка в горных лыжах
Искусство смазки в горных лыжах под стать темной магии. Еще в 1964 году, несмотря на появление полиэтиленовых скользящих поверхностей, горнолыжники часто наносили расплавленный парафин с помощью кисточки, чтобы лучше заполнить винтовые отверстия на их сегментированных кантах. В течение последующих нескольких десятилетий европейские производители горных лыж и альпийские горнолыжные команды приступили к дорогостоящим исследовательским проектам по улучшению скорости скольжения. Например, было обосновано и доказано, что на высоких скоростях трение под скользящей поверхностью создает больше воды. Поэтому гонщику на трассе скоростного спуска может понадобиться немного более мягкий парафин, чем, скажем, на трассе гиганта при тех же условиях снега.
В поисках улучшения скольжения, технические специалисты на Кубке мира экспериментировали с добавками на основе более современной химии: графитовым порошком, кремниевой жидкостью, различными металлическими порошками для улучшения смачивающей способности и «пластификаторами», такими как этиленвинилацетат (EVA), для получения «полярных» мазей для температур до минус 30° С. Эти материалы дают небольшие, но важные улучшения в скольжении, особенно в условиях жестких беговых трасс, которые готовят тяжелыми машинами. Было много экспериментов с чудодейственными ингредиентами, такими как тефлон (твердый фтористый пластик, называемый политетрафторэтиленом или PTFE), но этот материал имеет такую высокую температуру плавления (более 200° C), что вправление его в скользящую поверхность часто приводило к ее разрушению. Графитовые добавки, вроде работали, но никто не знал, почему: они не улучшали гидрофобные характеристики, и ученые, издеваясь над идеей, говорили, что возможно электропроводность углерода оказывает влияние на скорость скольжения.
К 1974 году конструкции из стекловолокна и пластиковые скользящие поверхности достигли вершин в беговых лыжах, во многом благодаря Kneissl и Fischer. Австрийские заводы успешно продвигали свои беговые лыжи из стекловолокна благодаря лучшим в мире гонщикам, среди которых был Томас Магнуссон (Thomas Magnusson), выигравший в том же году 30 километровую гонку на Чемпионате мира в шведском Фалуне. Их инженеры-конструкторы научились своему ремеслу разрабатывая горные лыжи, и естественно, испытывали свои лыжи с горнолыжными мазями на пятке и носке, используя более мягкие мази или даже клистер под ботинком, для «толчка».
Как бы то ни было, два больших прорыва в химии горнолыжных мазей: внедрение поверхностно-активных веществ (ПАВ) и внедрение фторуглеродов, случились далеко от Белого цирка Кубка мира.
Терри Хертель (Terry Hertel) катался на лыжах в Сан-Франциско. Он заработал немного денег во время компьютерного бума в Силиконовой долине и в 1972 году представил на рынок милый маленький электрический смазочный барабан для домашнего использования. Чтобы продавать вместе со смазочным барабаном, он создал линию мазей. Как лыжник с озера Тахо, Хертель был озабочен проблемой скольжения по очень мокрому снегу. В 1974 году он добавил ПАВ к своим парафином, чтобы сделать универсальную мазь, которую назвал Hot Sauce. Поверхностно-активное вещество является смачивающим агентом, полной противоположностью гидрофобного агента. Это не должно было сработать, но материал, используемый Хертелем, додецилсульфат натрия (SDS), является нечетной столбчатой молекулой с гидрофобным концом. Взвешенные в парафине, молекулы SDS, как правило, слипаются в сферы с гидрофобным концом, и каждая сфера действует как водоотталкивающий шарик в подшипнике. Хертель сказал, что его ПАВ агент был «инкапсулирован». Super Hot Sauce заработал отличную репутацию за прекрасное скольжение по тяжелому мокрому снегу. Горнолыжникам озера Тахо понравилось. Хертель не мог себе позволить присоединиться к пулу поставщиков лыжной команды США, и отправить своего техника на Кубок мира в Европу, но он говорит, что он отправлял в Европу свою мазь с поверхностно-активным веществом и убежден, что она принесла медали в гигантском слаломе Дайан Рофф и Еве Твардокен на чемпионате мира 1985 года в Бормио.
Примерно в это же время Хертель начал искать “весеннее решение”, которое будет работать в очень мокром снегу, но отталкивать пыльцу сосен, частицы выхлопных газов дизельного топлива и другую грязь, которая покрывает снег на склонах в апреле и мае. Он попробовал полипропиленгликоль, хладагент для морозильных установок, и это сработало. А еще, он из разговора с химиком из 3M Робом Хантером, узнал, что компания 3M продает жидкий фторуглерод для косметической и лакокрасочной промышленности, и когда тот высыхает, образует гладкую глянцевую поверхность. Хантер подумал, что жидкий фторуглерод будет хорошо работать и в лыжной мази, но предупредил, что при стоимости в 1000 долларов за фунт, это будет слишком дорого.
Хертель закупил перфторуглеродную жидкость 3M в пятигаллонных канистрах, смешал ее с высокопрочным свечным парафином под названием Paraflint, и в 1986 году представил твердый блочный парафин, который он назвал Racing 739. Это было очень гидрофобно и очень быстро. (Perfluoro означает, что все боковые звенья полимерной цепи, а не только некоторые из них, покрыты атомами фтора.)
В то же время, в 1988 году, инженеры компании Salomon связались со Swix. Французская компания разрабатывала свои первые горные лыжи, и потратила много денег, чтобы улучшить качество скользящей поверхности. Они хотели получить мазь широкого температурного диапазона, которую можно было бы наносить без нагревания в мастерской или прямо на склоне. Swix предложил жидкую форму фторуглеводорода в виде пасты. Ее можно было наносить кистью или аппликатурам. Названная «F4 for the Salomon ski», она была представлен на рынке компанией Salomon и приобрела широкую популярность.
Это два ранних патента на фторированные лыжные мази. Позже патенты были предоставлены DuPont и Нью-Йоркскому химику по имени Athanasios Karydas.
Хертель заявляет, что его продукт Racing 739 быстро нашел свой путь в наборы техников Кубка мира, и был использован в нескольких победных стартах. Тем не менее, поскольку Hertel никогда не присоединялся к пулам поставщиков лыжных команд, он никогда не мог заявить по своей причастности к этим победам. Swix, Toko, Holmenkol, Briko, Maplus и Dominator, крупные европейские компании-производители мазей, которые являются поставщиками лыжных команд, не говорят о передовых технологиях, которые они используют на Кубке мира.
Сейчас ходят слухи о «нано мазях». Забавно думать, что такая мазь может содержать субмикроскопические углеродные сферы под названием фуллерены. У меня тоже есть своя собственная концепция квантовой мази: частицы антивещества в ней отталкивали бы как кристаллы льда, так и молекулы воздуха, поэтому лыжи будут левитировать над ультратонким слоем вакуума, обеспечивающим полное отсутствие трения. Инвесторов прошу писать мне напрямую.
Спасибо Майку Брэди, Дэвиду Ламперту, Си.Джей. Мюллеру и Терри Хертелу за помощью в написании этой статьи. Некоторые технические данные были получены из диссертации Леонида Кузьмина.
На лыжи, друзья!
В 60-80-е годы спорт в СССР был любительским, а занятия физкультурой – массовыми. Зимой половина страны каталась на коньках и бегала на лыжах, а вторая половина с упоением болела за советских спортсменов.
В 60-80-е годы спорт в СССР был любительским, а занятия физкультурой – массовыми. Зимой половина страны каталась на коньках и бегала на лыжах, а вторая половина с упоением болела за советских спортсменов.
С нежные просторы страны бороздили для здоровья и удовольствия люди разных возрастов – от карапузов, едва научившихся ходить, до глубоких пенсионеров, почти утративших эту способность. Не было учебного заведения, предприятия или организации, где не проводились бы лыжные состязания. Где-то, например, в школах, училищах, институтах и т. п., участие в них было обязательным. Не пробежал дистанцию – не получишь отметку или зачет.
Лыжи у спортсменов-физкуль-турников были исключительно деревянными. К валенкам или повседневной обуви их приторачивали мягкими (кожаными, брезентовыми) креплениями, а к специальным лыжным ботинкам – полужесткими (металлическими). При подгонке последних в подошве ботинка высверливалось специальное отверстие, куда, как влитые, должны были входить шипы…
Палки к типовым лыжам отечественная промышленность изготавливала тоже типовые – из алюминия или бамбука.
На стадионах и в парках работали пункты проката, где под залог паспорта за смешные деньги выдавали лыжи во временное пользование. Желающих было столько, что образовывались очереди! Из-за этого «прокатные» ботинки постоянно были сырыми. В каждом пункте проката был специальный человек, в обязанности которого входила обработка лыж. Он смолил их, ежедневно мазал остро пахнущими мазями, которые растирал потом пробковой «губкой»…
В 80-х в СССР пришли из-за границы (там они появились десятилетием раньше) лыжи из пластика. На них смотрели с восхищением, как на первые «Жигули». Да и стоили они немногим меньше…
Присутствие на лыжной трассе человека, одетого не по форме (в ушанке, джемпере и джинсах), говорит о том, что попал он на эту лыжню случайно. Скорее всего, подменил в команде кого-то из непришедших товарищей. Хотел он этого или нет, история умалчивает. Может быть, за участие в состязаниях педагог (физрук) пообещал ему поставить зачет по лыжной подготовке? |
Культ спорта в СССР преспокойно уживался с дефицитом спортивной одежды. Неискушенный советский физкультурник довольствовался «трениками» с вытянутыми коленками. Главное ведь было не то, КАК ты выглядишь на лыжне (на беговой дорожке, в спортзале), а КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ты показываешь. |
В 1972 году мастер спорта Павел Колчин в журнале «Юный техник» советовал: «Снег будет меньше налипать на брюки, если надеть на ноги гетры. А чтобы снег не попадал в ботинки, на гетры и верхнюю часть ботинок натягивают чехлы с резинками сверху и снизу». А вообще гетры на лыжнике говорили окружающим, что он не просто любитель, а настоящий спортсмен. |
Как сказано выше, лыжи были деревянными. Чтобы хорошо скользили, их смазывали. Выбор мазей был в СССР невелик, выпускал их один завод – «Динамо» (г. Горький). Мази, как и положено, предназначались для нанесения при разных температурах, но назывались одинаково «ВИСТИ». Были умельцы, которые изобретали и варили лыжную мазь самостоятельно… |
Во времена великой советско-китайской дружбы (50-е – начало 60-х) в Союзе в большом почете были палки из бамбука, изготовленные беззаветными тружениками Поднебесной. Потом появились палки из алюминия (их называли дюралевые) и пластиковые. В 80-х хитом были палки из титановых трубок. Но они быстро «кончились» в эпоху процветания пунктов приема цветмета… |
Тренировочные костюмы, названные в народе «олимпийскими», появились в СССР в середине 70-х. Были очень модны! Отечественная промышленность и «цеховики» шили их в основном из шерсти василькового цвета. Иностранцы – из разноцветной синтетики. Полностью использовались для занятий спортом, в олимпийках ходили «и в пир, и в мир». |
Шапку с помпоном половозрелый мужчина надевал только в подходящих для этого случаях: во время занятий спортом, в турпоход. В остальное время использовались более «мужественные» головные уборы: шляпы, кепки, ушанки и пр. В 80-х в моду вошли трикотажные шапочки фасона «петушок». Их носили все – рабочие и школьники, ученые и малышня. |
Эта специальная спортивная обувь в советское время делалась из натуральной кожи. Материал, конечно, экологичный, но непрактичный: кожа быстро промокала. Чтобы этого не случалось, ботинки следовало периодически смазывать. Например, гусиным жиром. Или вот такой мазью: «Смешайте 3 ст. л. рыбьего жира и 1 ст. л. касторового масла». (Журнал «Работница», 1969 г.). |
Все значительные лыжные состязания проводились в Центральном парке. Лыжня там была накатанная как спортсменами, так и обычными гражданами, во множестве катавшимися по выходным и будням. В структуре парка, вплоть до начала 90-х, была бригада лесников, вовремя вырубавших подлесок. Лес был довольно чистым, лыжни – ровными и даже освещенными… |
Щас спою!
На лыжи, друзья!
Музыка: З.Левина
Слова: К.Ибряев
Зовет нас на улицу ветер,
В тумане сверкающий снег.
Что может быть лучше на свете,
Чем лыжный веселый пробег?
Припев:
На лыжи, друзья!
Помчимся, скользя,
По полю без троп и дорожек.
Ни злая пурга,
Ни льды и снега –
(Ничто задержать нас не может! – 3р.)
Пусть крепче становится стужа,
Пусть горы встают на пути,
Согреет нас верная дружба,
А песня поможет идти.
Как смелый, крылатый разведчик,
Летит наша песня вперед.
Нам с нею покажется легче
Любой, самый дальний, поход.
Друзья!