чем смазать вытяжной вентилятор
Как и чем смазать вентилятор
Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.
Смазка напольного бытового вентилятора
Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.
Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?
Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.
Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя
Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.
Порядок выполнения работы:
Бытовой напольный вентилятор
Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию
Смазка подшипника асинхронного двигателя
Смазка неразборного вентилятора
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой
Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой
Смазка подшипника неразборного двигателя
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Если смазка не помогает
Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.
Смазки для вентиляционного оборудования
Смазка для вентиляционного оборудования имеет широкий диапазон характеристик, так как применяется для различных узлов, деталей и видов вентиляционных систем. Как правило, это универсальные составы с расширенными свойствами и высокими эксплуатационными характеристиками. Продукция, в первую очередь, предназначена для производителей подшипников и других механизмов, из которых потом собирается вентиляционная система.
Применение
Для монтажа и обслуживания вентиляционного оборудования применяется целый ряд смазочных материалов, обеспечивающих отлаженную и бесшумную работу агрегатов, воздуховодов и других устройств вентиляции:
Виды и свойства
Кроме основных требований – снизить трение и обеспечить герметичность, состав должен надежно защищать детали от коррозии и воздействия веществ, содержащихся в транспортируемом газе. Смазочный продукт также не должен приводить к налипанию пыли и выделению вредных испарений при рабочей температуре.
При подборе материала для каждого узла вентиляционного оборудования, учитываются факторы негативного влияния, которые устанавливаются для каждого вида вентиляции и ее конструктивных особенностей.
Смазка для вентилятора
Первоначально следует выделить основные требования к смазке вентиляторов. Состав должен характеризоваться повышенными антифрикционными свойствами, усиленной адгезией и низкой испаряемостью. Смазывающее вещество должно удерживаться на деталях при высоких скоростях вращения, обеспечивать минимальный коэффициент трения и не испаряться при постоянном обдуве в широком температурном диапазоне. Другие требования к составу не менее важные, но могут различаться.
Для крышных и других вентиляторов, расположенных снаружи помещения, применяются морозостойкие смазочные продукты с высокой степенью устойчивости к влаге. Такие же требования предъявляются к смазке нагнетательных агрегатов приточной или реверсивной вентиляции. При охлаждении узлов трения внешним или прокачиваемым воздухом, смазывающее вещество не должно загустевать и впитывать влагу. Обычно применяются литиевые пасты на основе минерального масла. Наиболее эффективными являются составы с включением графита, дисульфида молибдена, а также противозадирных присадок и ингибиторов коррозии.
Литиевые консистентные смазочные материалы также характеризуются умеренно высокой термостойкостью, приблизительно в пределах до 150°С, поэтому такие составы вполне нормально работают при нагреве от внешних природных или внутренних факторов.
Для смазки вентиляторов вытяжных систем требования могут различаться, в зависимости от назначения самой вентиляции. В климатических системах жилых и общественных зданий прокачивается отработанный воздух с низким содержанием влаги и пыли, поэтому к веществу не предъявляются особые требования, кроме основных.
В более тяжелых условиях работают кухонные, лабораторные и промышленные вытяжки. В воздухе, проходящем через вентилятор, в большой концентрации содержится коррозионно-активные и абразивные вещества в виде паров, дисперсий и взвешенных частиц. Кроме того, температура отработанного газа может быть повышенной, особенно для местной вытяжки промышленных печей, термического оборудования, сварочных постов и др. Для обработки узлов терния таких агрегатов применяют литиевую или силиконовую смазку с повышенной температурной устойчивостью.
Вентилятор системы дымоудаления в пожарной вентиляции предназначен для аналогичных условий работы, но специфика его использования заключается в аварийном запуске. Здесь к смазочному материалу предъявляется дополнительные требования – повышенная вязкость и пониженное маслоотделение. Материал должен долговременно сохранять свойства в состоянии покоя. Наиболее подходящими стали пластичные фенилсиликоновые смазки, загущенные литиевым комплексом. Для увеличения срока хранения и устойчивости к окислителям в них вводят ингибитор окисления.
Для смазочных продуктов подвижных элементов исполнительных систем таких, как заслонки, клапана, защелки и другие, требования менее жесткие, так как эти детали не работают под значительными нагрузками и скоростями. При этом не всегда целесообразно покупать для них смазку отдельно и обычно применяют такой же продукт, как и для вентиляторов.
Герметизация стыков воздуховодов
Воздуховод может достигать значительной длины, особенно в системах вентиляции шахт и подземных сооружений. При значительной его продолжительности, учитывается сопротивление по длине, поворотов, разделителей, глушителей и других фасонных деталей. В результате чтобы подать воздух в дальнюю точку, нужно создать сравнительно высокое давление в воздуховоде после нагнетательного агрегата. Давление может достигать 15 кПа, что даже при незначительных неплотностях соединения приведет к утечкам, и воздух просто не дойдет до точки выхода.
Для герметизации фланцевых стыков используются консистентные пасты и герметики с повышенной адгезией. Учитывая различия конструкции фланца – наличие или отсутствие уплотнительной прокладки, ее материал, способ соединения (болтовой или зажимной), подбирают наиболее оптимальный состав.
Для металлических уплотнений применяются синтетические графитные пасты с усилителем адгезии. При наличии прокладки из эластомера – герметики для склеивания материалов с различным коэффициентом теплового расширения. Все болтовые соединения можно обработать антифрикционным покрытием с содержанием твердых наполнителей на основе неорганического связующего. Это обеспечит постоянство затяжки и упростит разбор при обслуживании.
Сухие смазки еще используются для обработки лопастей и внутренних стенок воздуховода в местах поворотов, где наиболее скапливается пыль. Покрытие уменьшает сопротивление материала, делая его более скользящим, препятствует налипанию пыли, сажи, жира.
Существует еще ряд требований, которые предъявляются к смазочным материалам для вентиляции специальных помещений. Например, стерильных (медицинских), чистых (пищевых объектов), радиационных, химических и др. Эти условия указываются в проекте, согласно санитарным нормам и нормативной документации.
Топ-5 смазок для вентиляционного оборудования
Наиболее широкий выбор представляет компания Dow corning − мировой лидер по производству смазочных продуктов для различных областей промышленности.
Molykote BR2 Plus – универсальная, антифрикционная литиевая смазка на основе минерального масла. Состав включает твердые наполнители − дисульфид молибдена и графит, а также ингибитор коррозии и противозадирные присадки. Пластичная паста используется для закладки в закрытые подшипники на весь срок их эксплуатации. Такие подшипники применяют для сборки тяжело нагруженного оборудования, работающего на высоких скоростях, в том числе вентиляторов различного типа.
Molykote 7348 – пластичная литиевая смазка на основе фенилсиликонового масла. В состав водится наполнитель ПТФЭ и ингибитор окисления. Подшипники с таким веществом применяются в оборудовании, работающем в агрессивной среде под большими нагрузками, например, в вентиляторах для систем дымоудаления и промышленных вытяжках.
Паста Molykote P-74 – морозостойкая и термостойкая синтетическая паста с включением графита и усилителя адгезии. Используется при сборке и ремонте вентиляционных систем для обработки металлических уплотнителей и болтовых соединений.
Герметик DOWSIL 7091 – нестекающая, изначально липкая паста с высокой адгезией к металлу и большинству эластомеров. После высыхания образует эластичную пленку. Применяется для герметизации стыков из разнородных материалов. Отлично держит стык при вибрациях и температурных расширениях.
Molykote D-321 R Spray – антифрикционное покрытие для защиты от коррозии, фиксированной затяжки резьбовых соединений и повышения скольжения поверхности. В сборке воздуховодов применяется для обработки креплений, лопастей и проблемных участков.
Информация Неисправность Прошивки Схемы Справочники Маркировка Корпуса Сокращения и аббревиатуры Частые вопросы Полезные ссылки
Справочная информация
Этот блок для тех, кто впервые попал на страницы нашего сайта. В форуме рассмотрены различные вопросы возникающие при ремонте бытовой и промышленной аппаратуры. Всю предоставленную информацию можно разбить на несколько пунктов:
Неисправности
О прошивках
Большинство современной аппаратуры представляет из себя подобие программно-аппаратного комплекса. То есть, основной процессор управляет другими устройствами по программе, которая может находиться как в самом чипе процессора, так и в отдельных микросхемах памяти.
На сайте существуют разделы с прошивками (дампами памяти) для микросхем, либо для обновления ПО через интерфейсы типа USB.
Схемы аппаратуры
Начинающие ремонтники часто ищут принципиальные схемы, схемы соединений, пользовательские и сервисные инструкции. Это могут быть как отдельные платы (блоки питания, основные платы, панели), так и полные Service Manual-ы. На сайте они размещены в специально отведенных разделах и доступны к скачиванию гостям, либо после создания аккаунта:
Справочники
На сайте Вы можете скачать справочную литературу по электронным компонентам (справочники, таблицу аналогов, SMD-кодировку элементов, и тд.).
Современная элементная база стремится к миниатюрным размерам. Места на корпусе для нанесения маркировки не хватает. Поэтому, производители их маркируют СМД-кодами.
При создании запросов в определении точного названия (партномера) компонента, необходимо указывать не только его маркировку, но и тип корпуса. Наиболее распостранены:
Краткие сокращения
При подаче информации, на форуме принято использование сокращений и аббревиатур, например:
Частые вопросы
После регистрации аккаунта на сайте Вы сможете опубликовать свой вопрос или отвечать в существующих темах. Участие абсолютно бесплатное.
Возможность поиска по всему сайту и файловому архиву появится после регистрации. В верхнем правом углу будет отображаться форма поиска по сайту.
Полезные ссылки
Здесь просто полезные ссылки для мастеров. Ссылки периодически обновляемые, в зависимости от востребованности тем.
Чем смазать втулки электродвигателя
Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.
Смазка напольного бытового вентилятора
Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.
Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?
Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.
Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя
Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.
Порядок выполнения работы:
Бытовой напольный вентилятор
Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию
Смазка подшипника асинхронного двигателя
Смазка неразборного вентилятора
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой
Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой
Смазка подшипника неразборного двигателя
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Если смазка не помогает
Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.
В настоящее время производители стараются сделать автомобиль максимально комфортным для человека. Для этого они начиняют его удобными и полезными функциями: отопитель, обогрев сидений, электрические приводы подъёма стекла, кондиционер, круиз контроль и т.д.
Но самое интересное то, что принцип работы всех этих систем опирается на самые элементарные механизмы. Никаких нововведений нет. В пример можно взять отопитель салона или, как называют водители, печку. Её устанавливают в автомобили с середины прошлого века. Тогда она представляла собой моторчик, который загонял тёплый воздух в патрубки и выталкивал его наружу — в салон.
Немного позже вентиляторы стали делать в пластиковых корпусах, большей мощности и меньших размеров, чтобы снизить габариты с весом и повысить производительность. По сей день ничего не изменилось, только теперь в обогреве появились цифровые датчики, а также усовершенствованная система ходов, которая позволяет обдувать разные отсеки салона.
Пример моторчика печки
Благодаря новшествам устройство может самостоятельно поддерживать нужную температуру в автомобиле и эффективно его отапливать. Но ведь по-прежнему всё работает от того самого моторчика. Он является сердцем, которое, выйдя из строя, загубит всю систему. Такое происходит довольно часто даже в импортных машинах. Изнашиваются основные трущиеся элементы, и вентилятор начинает гудеть, скрипеть или вообще заклинивает. Чтобы этого не случилось, желательно иногда обслуживать мотор печки и знать чем его смазывать.
Оглавление:
Виды систем отопления автомобиля
Сейчас существует два основных вида печек. Их классифицируют по принципу эксплуатации:
Упрощенная схема устройства системы отопления автомобиля
Стоит отметить, что последний является дополнительной функцией и может устанавливаться как заводом, так и владельцем автомобиля. Очень хорошо, если две эти системы совмещены.
Также не менее важным параметром является экономия. В стационарной системе она наблюдается в ресурсе моторчика. То есть, в устройстве присутствует дополнительный патрубок, который выводится наружу автомобиля в виде воздухозаборника. На высокой скорости он захватывает поток воздуха, который идёт к радиатору отопителя. Таким образом, конструкция позволяет отключать электромотор при интенсивной езде и отапливаться одним наддувом.
В автономной системе вентилятор работает постоянно, но экономия здесь в другом. Основной элемент в обогреве раскаляется от сгоревшего топлива, подачу которого контролируют специальные датчики. Когда температура доходит до определённого значения, порция солярки, бензина или газа уменьшается. Устройство потребляет меньше ресурса и даёт больше тепла.
Какая из этих систем лучше, судить трудно. С одной стороны, используется теплоотдача мотора и таким образом повышается его КПД, а с другой — внедряется в автомобиль самостоятельная система, способная работать даже с заглушенным двигателем — автономно. Мы же поговорим о первом виде.
Проблемы с моторчиком печки
Электромотор, как и другие устройства, имеет свой ресурс. Если автомобиль старый, то с такими вещами часто случаются неприятности. Они проявляются в шумной работе или визге из-за отсутствия смазочного материала. Сам по себе мотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний устанавливается в корпус на бронзовые втулочки. Так вот, если это место пересыхает, то появляется скрип и неприятный звук.
Вообще при изготовлении таких втулок в бронзу добавляют графит, который служит твёрдой смазкой. То есть, в принципе, они должны работать без вспомогательных материалов. Однако, если в трущуюся пару попала влага или пыль, то проблемы обеспечены. Из-за них бронза окисляется и пересыхает, но через пару минут работы моторчика всё снова притирается. Поэтому визг пропадает быстро. Причиной его появления также является некачественный материал, из которого сделаны вал ротора и втулочки. Они могут просто постоянно гнить или окисляться, если они не покрывались антикоррозионными нержавеющими компонентами при изготовлении.
На многих заводах предусматривают такое развитие обстоятельств, поэтому втулку и вал оборудуют принудительной системой смазки. Это простое приспособление делает минимальным износ пары. Оно представляет собой специальный материал с высокой впитывающей способностью, который закрепляется вблизи гнезда втулочки. Чаще всего это колечко из войлока (фетр). Его нужно периодически пропитывать смазкой (обычным маслом), которая будет попадать на трущиеся детали и снижать трение. Если на вашем моторчике автомобильной печки установлен такой фетр, внимательно следите за ним. Когда слышен шум при работе, скорее всего просто высохла смазка в войлоке. Пропитайте его маслом и эксплуатируйте вентилятор снова.
Обслуживание моторчика печки
С фетром ситуация понятна, но что делать, если сам электромотор некачественный? Это проявляться в постоянной ржавчине на валу вентилятора, из-за того что в сталь не добавляли нужных компонентов при выплавке или же бронзовые втулки не содержат графита. В таком случае пара может сильно перегреться в месте трения и заклинить. Тогда ещё появляется риск пожара, который возможен при замыкании от перегрузки.
Обслуживать такие моторчики придётся намного чаще, ведь смазать их получится только густой смазкой (лучше графитовой). А она, как известно, долго не держится.
Смазывать ненадежные моторчики печи лучше графитной смазкой
Смазка бракованного моторчика печки
Хотя есть ещё один вариант, которым пользуются многие автовладельцы. Можно сделать войлочное кольцо самостоятельно и приклепать его к корпусу моторчика, а затем пропитать маслом. Оно ничем не будет отличаться от заводского изготовления и долго прослужит. То есть, с бракованным вентилятором тоже можно ездить, но придётся немного поморочить голову. Не у всех получится правильно смазать или доделать печку, чтобы не повредить другие системы, находящиеся вблизи. Лучше всего, конечно, просто заменить вентилятор на новый и забыть о проблемах.
Стоит ещё отметить, что вместо бронзовых втулок могут быть установлены роликовые или шариковые подшипники. В таком случае про их смазку можно вообще забыть, так как с завода для электромоторов они все идут закрытыми. То есть, в них уже набито необходимое количество смазочного материала.
Как снять моторчик печки
Прежде чем смазывать, нужно сначала добраться до вентилятора. Чаще всего он установлен в салоне автомобиля, под главной панелью. Реже его можно найти под капотом (в этом случае снять не составит труда). Чтобы демонтировать моторчик в салоне, необходимо частично разобрать панель. Но перед этим лучше снять с аккумулятора клеммы, поскольку есть риск замкнуть проводку. Обшивка в каждом автомобиле снимается по-разному, поэтому здесь рекомендации не помогут. Чаще всего она крепится либо на защёлках, либо на шурупах.
Когда вы доберётесь до моторчика, не спешите его снимать. Сначала отсоедините всю примыкающую проводку (на редуктор и пневматический клапан). Если вы собрались демонтировать ещё и радиатор отопителя, то надо слить антифриз с системы охлаждения. Для этого нужно открутить краник на основном радиаторе и найти чистую посудину. Но весь тосол всё равно сцедить не удастся. Какая-то часть останется в патрубках, поэтому будьте осторожны при отсоединении.
Моторчик печки автомобиля со снятым пластиковым чехлом
Сам моторчик обычно крепится двумя или тремя болтами, а также может находится в пластиковом чехле, который тоже необходимо открутить. Чтобы смазать, его нужно сначала разобрать и оценить внутреннее состояние. В этом моменте нельзя спешить! Все детали должны отсоединяться легко, без усилия. Если что-то не получается, значит или не до конца откручено, или просто прикипело. Энтузиазм здесь неуместен.
Как смазать моторчик печки
У вентилятора должен сниматься пропеллер, и откручиваться верхняя крышка, в которую будет впрессована бронзовая втулочка. Вторая находится в самом корпусе (стакане). Прежде чем смазывать, оцените их состояние на наличие люфта или выработки. Если ротор в них болтается, то лучше сразу купить новые и заменить. Ну а если всё в порядке, то осталось промокнуть фетровое кольцо маслом (например, моторным) или обмазать всё солидолом и правильно собрать.
Смазка моторчика печки автомобиля моторным маслом
Будьте осторожны с щётками и самим ротором, дабы не повредить якорь. Следите, чтобы жидкая смазка не попадала на контакты, иначе есть риск замыкания. Собирать всё нужно в обратной последовательности и силой ничего не пихать. Если деталь не подходит, значит вы что-то не так собрали. В этом случае лучше заново раскрутить и повторить процедуру. Когда всё установлено на место, можно заливать антифриз и проверять работу отопителя. Если вы всё правильно сделали, шум исчезнет.
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Сейчас на странице 0 пользователей
Нет пользователей, просматривающих эту страницу.