чем смазать невскую катушку
Чем и как смазывать рыболовную катушку для спиннинга
Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.
Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.
Нюансы обработки мультипликаторных катушек
Рыболову стоит заострить внимание на обслуживании мультипликаторных катушек, которое должно производиться чаще и тщательней безынерционных вариантов механизмов. Ввиду конструктивных особенностей, детали мультипликатора находятся в корпусе, в который проще попасть загрязнениям и влаге, что может значительно снизить срок службы изделия.
Важно! Выбор смазки для спиннинговой катушки такого типа останавливают на водостойких и не подверженных быстрому высыханию составах.
К тому же в подшипниках должно постоянно находиться избыточное количество смазывающего вещества, препятствующего попаданию внутрь детали влаги и абразива. Недостаточно смазать катушку для спиннинга раз в сезон, мультипликатор подвергают осмотру и проверке наличия смазывающих веществ после каждой интенсивной рыбалки.
Уход и профилактика поломок
В течение рыболовного сезона любой механизм неоднократно подвергается вредному воздействию от избытка влаги и попадания внутрь корпуса песка, разрушающего рабочие поверхности взаимодействующих деталей. Избежать этих негативных воздействий не получится даже при самом щепетильном отношении к изделию. Профилактика поломок и уход за девайсом заключаются в смазке механизма и очистке внутренних и наружных поверхностей от загрязнений.
Чтобы катушка не вышла из строя, профилактические работы нужно производить не реже одного раза в год. Ведь даже нечасто задействованный механизм склонен к естественному высыханию смазок и коррозии металлических поверхностей рабочих деталей и соединительных элементов, возникающих от присутствия влаги в воздухе.
Когда необходима смазка
Кроме обязательного осмотра и обслуживания катушек перед началом нового рыболовного сезона механизмы требуют внештатной чистки и смазки при возникновении ряда ситуаций, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работоспособность изделия. К такого рода форс мажорам относят долговременное пребывание изделия в воде, когда велика вероятность наполнения корпуса влагой. Также попадание песка и грязи на рабочие части девайса и внутрь корпуса не поспособствует корректной работе катушки на следующей рыбалке.
Смазывать катушку спиннинга придётся и в случаях, когда велась интенсивная рыбалка, сопряжённая с силовым вываживанием рыбы и частой работой механизма вызванной динамичностью проводок, особенно тяжёлых приманок. Своевременное обслуживание позволит сохранить безынерционку в работоспособном состоянии на более длительный по времени срок.
Чем смазывать катушку спиннинга
В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие — для обработки роторов и валов катушки, а также густые — для смазки шестерён и подшипников.
Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.
Как разобрать катушку спиннинга
Для того чтобы разобрать катушку, рыболову потребуется определённый план действий и небольшой набор инструментов. Работу по разборке лучше всего выполнять на столе, покрытом чистым листом белой бумаги, на которой лучше видны детали изделия. Также необходимо хорошее освещение. Из инструментов будут востребованы: крестовая и плоская отвёртки, пинцет, круглогубцы, кисточка, большая швейная игла, старая зубная щётка и бытовой фен. А также стоит запастись кусочками мягкой ткани, для протирания деталей и корпуса от старых смазок и грязи. Для промывки составляющих девайса нужно иметь керосин или небольшое количество бензина.
Важно! Разборка ведётся с последовательным раскладыванием согласно очереди демонтажа снятых деталей — эти действия обеспечат безошибочную и точную сборку уже обслуженных и смазанных элементов.
Последовательность смазки
Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.
Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.
Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.
Можно ли смазать катушку не прибегая к её полной разборке
Особенно часто начинающие рыболовы задаются вопросом — можно ли осуществить смазку катушки для спиннинга, не прибегая к её разборке. Вопрос актуален для новичка, так как каждая катушка отличается строением и конструктивными нюансами своей сборки и только специалист сможет грамотно обслужить механизм. Но, к сожалению, стоит отметить, что без вскрытия корпуса и извлечение составляющих элементов изделия очистить механизм и эффективно его обслужить не представляется возможным.
Важно! Аэрозольные спреи лишь частично снимают проблему по смазке, не устраняя последствий засорения шестерён и валов коробки.
Если рыболов неуверен в своих способностях грамотно произвести обслуживание девайса, лучшим вариантом станет довериться сервисным службам или более опытным в этом деле соратникам по рыболовному делу, которые выполняют работы качественно и без потерь работоспособности катушки.
Смазки для рыболовных катушек. Чем смазывать шестерни и подшипники катушек, и как правильно это делать.
На что же влияет правильное применение смазок? Почему следует применять качественные, подходящие для катушек смазки? Давайте наглядно рассмотрим процесс разборки и обслуживания внутреннего механизма, входе которого постараемся понять для чего и почему все необходимо делать как положено.
1.Снимаем ручку, откручивая винт с обратной от кноба стороны.
3.Со штока убираем подшипник (на некоторых катушках их может быть два, а на некоторых ни одного), регулировочные шайбы и шестерню.
*ВАЖНО. Обратите внимание на фото ниже! Каждая деталь укладывается слева-направо так, как снималась. Ничего не переворачивается, ничего не меняется. сняли шестеренку двумя пальцами и положили, начнете собирать, поднимете шестеренку и той же стороной поставите!
5.После снятия ротора, видим, что под ним имеется еще один винт, который скрыт от глаз, и часто из-за него рыбаки ломают крышку корпуса, не понимая почему-же она не снимается 🙂 *Винты могут оказаться вовсе не винтами, а саморезами, причем разной длинны, поэтому начинаем откручивать их со скрытого по часовой стрелке, и так же последовательно выкладываем, продолжая «дорожку» запчастей.
7.Вскрыли, убрали шайбу (их может быть несколько), вынули подшипник, вынули ГШ, и видим вот такую бяку, под названием «чем больше, тем лучше фиг пойми чего» 🙂
Если катушка не новая, картина будет другой! Обычно там черная жижа, или вообще полузасохшая черная субстанция с выработкой от шестерен. Все это необходимо вычистить с помощью зубной щетки и промыть либо кирасином, либо уайт-спиритом, либо растворителем. В моем случае нужно было просто убрать излишки смазки с ГШ и протереть корпус, так же очистить (промыть) подшипники от густой смазки и применить другую.
Вот, собственно, дошли до смазок.
Чтобы улучшить или сохранить легкость вращения и плавность работы механизма, лучше применять разные типы смазок для подшипников и шестерен, кроме этого смазки должны иметь антикорозийные, водоотталкивающие функции и не менять своих свойств при смене температур: не густеть при понижении, не растекаться при повышении. *Надеюсь, теперь понятно почему не подходят никакие литолы, шрусы, машинные масла, ну, а про подсолнечное масло. вообще говорить не приходиться.
Шестерни главной пары и червяка подлежат смазке на основе: лития, молибдена или кремния, для подшипников я использую менее вязкую на основе минерального масла, парафинов и углеводородов.
Ничего страшного не будет, если вы будете использовать смазку на основе лития или молибдена для всех узлов. Главное, чтобы вы поняли, что применение специальной смазки, это не прихоть и не маркетинговый ход! Свойства отталкивать и не впитывать воду, надолго защитят подшипники от коррозии, соответственно, такая смазка не сойдет с узлов и будет надежно выполнять свои функции в течении всего рыболовного сезона.
Вернемся к катушке и ее смазке.
Хорошо встрыхнув баллончик с nanо protech (или похожей) нужно пшикнуть на каждый подшипник оси ГШ,
на подшипник вала червяка.
. и ролик лескоукладывателя.
Дать пройти реакции вытеснения и загустения (примерно 10 минут). В это время пока можно смазать все зубья шестерни ГШ и червяка, после чего удалить лишнюю смазку с подшипников и.
. все собрать в обратной последовательности.
*Внимание. При смазке подшипника ролика ЛУ, не переверните сам ролик! На некоторых моделях он легко меняется местами, потому что бортика под подшипник нет. После установки ролика на свое место, можно немного покрутить его с помощью пластиковой карты или картонки. Кстати, так же можно проверять ролик во время эксплуатации катушки, не закис ли он.
Еще несколько моментов.
И последнее. Помните, в начале упоминалось, что в корпусах некоторых катушек есть технологическое отверстие для смазки? Дак, это отверстие не для заливки туда масла, какое-бы оно не было, а для шприцевания смазкой или пшикания специальными спрей-смазками.
Ухаживайте за вашим рыболовным инструментом правильно, тогда он прослужит долго.
Чем смазывать катушку для спиннинга
Поддержка своих снастей в отличном состоянии, своевременное обслуживание всех узлов – все это является ключом к успешной рыбной ловле. Одно из самых сложных рыболовных устройств – это катушка. Она состоит из множества взаимодействующих запчастей. Уверенность в механизме катушки и ее надежности повышают шансы выловить крупный трофей. Чтобы она не отказала в важный момент, нужно периодически разбирать и смазывать конструкцию. Для этого следует использовать специальное масло для катушки спиннинга. Ниже будет описано, как не ошибиться в выборе лубриканта, и какими свойствами она должна обладать.
Требования к маслу
Из-за особых условий эксплуатации, использование обычных смазок нежелательно. Вода, песок и другие неблагоприятные факторы внешней среды постоянно воздействуют на рыболовную катушку. Смазка должна обладать
Важна и совместимость смазки с материалами катушки – пластиком и металлом. Некоторые агрессивные масла могут вызывать ускоренное окисление механизмов, что приводит к их выходу из строя.
Виды масел
Смазывать все механизмы одним и тем же составом не стоит, потому что разные детали требуют масло разной вязкости. Поэтому лубриканты бывают густые, жидкие и универсальные. Последний вид используется в экстренных случаях, когда доступа к нормальному набору нет.
Вязкий лубрикант
Нужен для обработки основной пары подшипников. Обладает большой устойчивостью к влаге. Одним из примеров такого масла является Shimano DG 01, а также некоторые модели фирмы Ryobi (риоби).
Пример густого лубриканта
Жидкая смазка
Используется для обработки ротора и вала. Покрывает механизм тонкой прочной пленкой. Обычно поставляется в небольших пластиковых масленках с узким носиком. Например, Daiwa Reel Oil 2 (Дайва риил оил 2).
Пример жидкого масла
Многофункциональный лубрикант
Такой тип используют для любых деталей катушки. Применяется она в особых случаях, когда нужно срочно обслужить катушку, а под рукой ничего больше нет. Одна из самых распространенных универсальных смазок — Shimano DG09.
15 лучших смазок для рыболовных катушек
Чтобы было проще выбирать, ниже представлен список распространенных производителей.
EFELE
смазка для сверхвысоких нагрузок
Mikado
Густой лубрикант, предназначенная для обработки подшипников и шестеренок. Поставляется в удобной упаковке с узким носиком, обладает антикоррозионными свойствами и хорошей водостойкостью. При больших температурах не разжижается.
Качество PREMIUM
SFT Grease Reel Li
Для подшипников
SFT Oil Reet Silicone
Три Кита
Из плюсов этого масла можно выделить наличие распылительной насадки и отсутствие запаха. С помощью распыления оно проникает в труднодоступные места. Однако обработать главную пару подшипников с ее помощью не получится из-за недостаточной густоты. Кроме того, флакон негерметичен и может протечь.
Бюджетная смазка
Reel Graso Silicone
Еще один лубрикант на основе силикона. Может выдерживать отрицательные температуры, не боится влаги. Эта смазка создана для обслуживания безынерционных катушек (например, кобра св-340). Продается в небольшой упаковке по 15 грамм.
Okuma
На этот раз в комплекте идут сразу два масла – жидкое и густое, которые подходят для обслуживания любых типов катушек спиннинга. С помощью этого набора можно смазать все детали. В состав масла входят антикоррозионные материалы и другие присадки, увеличивающие срок службы механизма.
Для сложных механизмов
Shimano DG 01
Известный японский бренд. Обладает большой вязкостью, предназначена для обслуживания фрикционного тормоза, а конкретно для трущихся деталей. Продается в банках или тюбиках по 30 грамм.
какой смазкой смазать катушку спиннинга
Abu Garcia Precision Grease
Эта модель имеет низкую вязкость и подходит для обслуживания ротора. Не разжижается при больших температурах и имеет повышенную влагостойкость. Идет удобном тюбике весом в 28,35 грамм.
Смазка-лубрикант Abu Garcia
Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light
Дорогая, высокого качества с очень длинным названием. Имеет среднюю вязкость, тонкий носик позволяет ей проникнуть в самые труднодоступные места (щели, закрытые подшипники). Особый состав с большей эффективностью удерживается на деталях механизма, защищая их от трения и коррозии.
Используют для подшипников
Daiwa Reel Oil 2
Масло этой известной японской фирмы отличается высокой проникающей способностью. Оно обладает низкой вязкостью и подходит для всех типов катушек. Относится к универсальным, но главную пару подшипников ей лучше не обрабатывать. Поставляется в маленьком флаконе 10 грамм.
Рекомендуют для смазки ролика
RedLub Synthetic WT Reel Oil
Редлаб – известная фирма по производству лубрикантов. В ее ассортименте можно найти масло с любыми характеристиками, но эта модель является самой ходовой. Обладает средней вязкостью, и продается в двух упаковках на выбор, по 15 и 30 грамм.
Упаковка 15 грамм
Abu Garcia Reel Oil
Имеет жидкую консистенцию и проникает во все детали механизма. Не боится морской воды. В ее состав входят антикоррозионные присадки.
Для ролика лескоукладывателя
Penn Pack Oil&Grease
Продается комплектом, состоящим из жидкого масла и густой смазки, что позволяет обслужить все детали механизма. Производитель рекомендует использовать ее во всех типах катушек.
Годится для любых катушек
Shimano DG09
Одна из многочисленных моделей смазок Shimano. Имеет среднюю вязкость. Производитель рекомендует применять ее в катушках для ловли на море, в частности, чтобы обслужить фрикционный тормоз. Как и другие в линейке, эта тоже фасуется либо в банки, либо в удобные тюбики.
Смазка средней концентрации
Как обслужить катушку дома
Если под рукой не оказалось специальной смазки, или она закончилась в неподходящий момент, а на рыбалку ехать уже завтра, можно воспользоваться подручными средствами. С помощью бензина или средства для мытья посуды очищаются остатки масла. В качестве густой смазки можно использовать солидол, а жидкую заменит WD-40. Но не стоит забывать, что это полумеры, и после рыбалки следует сходить в магазин, купить правильное масло и заново смазать.
Подробнее о том, как правильно провести ТО катушки дома в этом видео:
Как часто нужно обслуживать катушку
Все зависит от того, в каких условиях она эксплуатировалась. Если снасть побывала в воде или песке, то чистку и смазку необходимо провести немедленно. Также это касается ситуаций, когда она побывала под особо большими нагрузками или после длительного хранения. В остальном опытные рыбаки рекомендуют проводить ТО не реже чем раз в сезон.
Особенности обслуживания мультипликаторных механизмов
Из-за отличий в конструкции, мультипликаторные снасти гораздо сильнее подвержены воздействию окружающей среды. В них лучше попадает вода и грязь, детали испытывают повышенные нагрузки. Поэтому такие рекомендуется смазывать не реже двух раз в сезон. Также нужно обращать внимание на то, какой именно смазкой она будет обслуживаться. Не каждая модель масла подходит для ТО мультипликаторной снасти. Замена колец удилища.
Мифы про смазку катушек
Смазки для рыболовных катушек. Чем смазывать шестерни и подшипники катушек, и как правильно это делать.
Как часто нужно смазывать катушку
Основной элемент механизма – это цепь из звездчатых колесиков, которые и приводят в движение остальные детали. Между зубчиками шестерен в процессе эксплуатации удочки забиваются песок и грязь. Это не заметно, если не разобрать катушку спиннинга. Сначала наличие инородных тел никак не сказывается на ловле. Но со временем это приводит к коррозии металлических частей. Для предотвращения проблемы необходимо регулярно осматривать и очищать катушку.
Смазывать механизм обязательно нужно в следующих случаях:
Осмотр и очистка нужны после каждой рыбалки. При регулярном проведении периодического технического обслуживания прибор прослужит долго.
Уход и профилактика поломок
При изготовлении моделей премиум-класса, таких как Shimano, Daiwa и др., соблюдается целый ряд правил, о которых обычные рыбаки даже не задумываются. При незначительном вмешательстве в механизм появляются посторонние шумы. Поэтому разобрать катушку спиннинга нужно только при ухудшении работы.
Читать: Катушки Daiwa серии Freams
Представители классов «стандарт» и «эконом» более спокойно переносят вмешательство со стороны рыбаков. Некоторые дешевые марки с системой антиреверса нуждаются в замене густой смазки в обгонной муфте на жидкую сразу после покупки. Но лучше порыбачить с новым приспособлением хотя бы раз, а затем разбирать его.
Большинство рыбаков обслуживают механизм самостоятельно и не испытывают сильных затруднений. Для уверенности можно перед тем, как смазать катушку спиннинга, не пренебрегать современными технологиями и фотографировать, постепенно разбирая гайки и шестерни. При сборке сложнее будет перепутать порядок деталей. Но также существуют фирмы, которые занимаются профессиональным техническим обслуживанием.
Нюансы обработки мультипликаторных катушек
Мультипликаторы лишены дужки лескоукладывателя. Это делает механизм конструктивно более простым, но и менее защищенным от попадания песка. Поэтому приборы такого типа нуждаются в обслуживании чаще других. Очищать их нужно после каждой активной рыбалки.
Смазка для спиннинга DG04
Для смазки выбирают только влагостойкие составы длительного действия. Компания Shimano использует для обозначения таких средств маркировку ACE-0 (DG01). Также для мультипликаторов подойдет смазка DG04 этой же фирмы.
Как часто нужно смазывать катушку
Основной элемент механизма – это цепь из звездчатых колесиков, которые и приводят в движение остальные детали. Между зубчиками шестерен в процессе эксплуатации удочки забиваются песок и грязь. Это не заметно, если не разобрать катушку спиннинга. Сначала наличие инородных тел никак не сказывается на ловле. Но со временем это приводит к коррозии металлических частей. Для предотвращения проблемы необходимо регулярно осматривать и очищать катушку.
Смазывать механизм обязательно нужно в следующих случаях:
Осмотр и очистка нужны после каждой рыбалки. При регулярном проведении периодического технического обслуживания прибор прослужит долго.
Нужно ли смазывать новую катушку для спиннинга
Новые механизмы должны быть полностью подготовлены производителем к рыбалке. В них находится фирменная смазка, которая служит долго. Особенно это касается элитных моделей. Их вообще лучше лишний раз не разбирать. Если механизм обошелся дешево и есть подозрение, что нужно смазать катушку для спиннинга, то можно проверить это уже после первой рыбалки. Но новый, ни разу не использованный прибор, в смазке не нуждается.
Уход и профилактика поломок
При изготовлении моделей премиум-класса, таких как Shimano, Daiwa и др., соблюдается целый ряд правил, о которых обычные рыбаки даже не задумываются. При незначительном вмешательстве в механизм появляются посторонние шумы. Поэтому разобрать катушку спиннинга нужно только при ухудшении работы.
Сборка катушки после смазки
Представители классов «стандарт» и «эконом» более спокойно переносят вмешательство со стороны рыбаков. Некоторые дешевые марки с системой антиреверса нуждаются в замене густой смазки в обгонной муфте на жидкую сразу после покупки. Но лучше порыбачить с новым приспособлением хотя бы раз, а затем разбирать его.
Большинство рыбаков обслуживают механизм самостоятельно и не испытывают сильных затруднений. Для уверенности можно перед тем, как смазать катушку спиннинга, не пренебрегать современными технологиями и фотографировать, постепенно разбирая гайки и шестерни. При сборке сложнее будет перепутать порядок деталей. Но также существуют фирмы, которые занимаются профессиональным техническим обслуживанием.
Чем смазывать катушки для спиннинга
Производители выпускают множество смазок специально для удочек. Все они подразделяются на 3 большие группы:
Можно смазывать катушку спиннинга солидолом или машинным маслом. Но трудно сказать, как эти вещества взаимодействуют с материалами, из которых изготовлен механизм. WD-40 безвреден для большинства видов пластиков. Но это средство для незамедлительного результата. Например, оно нужно, чтобы открыть заклинивший замок. Смазывать WD-40 приспособление для ловли не целесообразно, поскольку он не рассчитан на длительный эффект.
Лучше использовать профессиональные препараты. Нежелательно смешивать смазки разных фирм. Если не нашлось средства нужной компании, то можно смазать катушку для спиннинга другим. Но предварительно нужно удалить остатки фирменной смазки из катушки. При отсутствии спецсредства многие рыболовы рекомендуют натирать подшипники «Циатимом-203», а роторы и валы – маслом для швейных машин.
Читать: Правильная подсечка, вываживание и взятие рыбы в подсачек
Правильный уход за спиннинговой катушкой. Это успех Вашей рыбалки!
Рыбная ловля на спиннинг не зря приравнивается к спорту. Это не просто сидение на берегу водоема с удочкой – спиннинговая ловля включает в себя точный заброс крючка, прикладывание серьезных усилий при вываживании рыбы и маневрировании. И при всех этих манипуляциях не последнюю роль играет правильный выбор спиннинговой катушки. Если эта катушка не будет подходить или к вашему спиннингу, или к цели рыбалки – уверяю, ничего с рыбалкой не получится. Поэтому нужно крайне ответственно подойти к выбору катушки. Так какие же бывают спиннинговые катушки, и подберем самую подходящую для задуманной вами рыбалки. Рабочие характеристики спиннинговых катушек и материалы, применяемые при их производстве, дают шанс для использования их для различных видов ловли. В спиннинговой катушке должно помещаться не менее 100 метров лески – это необходимая длина для вываживания крупной рыбы, а также маневров во время ловли. Спиннинговые катушки бывают безинерционные и инерционные. Об это я уже упоминал в одной статье.
Удобство применения безинерционных катушек заключается в том, что сброс лески происходит с неподвижной шпули. Поэтому заброс лески исключает ее запутывание. Леска не преодолевает инерции массы, как у инерционных катушек, она сходит с торца шпули ровно и аккуратно сбегает кольцами. Таким образом, более дальний и точный заброс спиннинга получается при использовании именно безинерционных катушек. Чтобы подмотать леску на шпулю, применяется приспособление, называемое лесоукладывателем, или откидной дужкой.
Инерционные катушки работают по другому принципу. В некоторых моделях таких катушек присутствует стопор, подтормаживатель или автоматический тормоз. Если вы используете эти приспособления, то можно не ожидать запутывания лески при забросе. Этот вопрос актуален именно при использовании инерционных спиннинговых катушек. В отличие от безинерционных катушек, при забросе у инерционных катушек барабан вращается. Во избежание вращения барабана (шпули) в неподходящий момент, на инерционных катушках устанавливают тормоз-трещотку.
При ловле рыбы в проводку катушка почти не принимает участия в забросе. Она в данном случае предназначается для обеспечения изменения рабочей длины лески в процессе ловли. Катушка увеличивает маневренность всей снасти. При ловле в проводку и при использовании катушки, вы можете применять леску с меньшим диаметром. При вываживании вы ее не порвете – ведь объектом вашей охоты будет «мирная», осторожная рыба.
В спиннинговых катушках мы более или менее разобрались. Можно отправляться на рыбалку! И желаю вам «ни рыбы, ни чешуи». Надеюсь, что ловля на спиннинг пройдет у вас удачно!
Этапы смазки катушек
Во всем процессе можно выделить 3 этапа: разборка, чистка и смазка, сборка. Но для начала нужно все подготовить к работе. Если нет уверенности в положительном исходе самостоятельного вмешательства, то можно посмотреть видео по разбору катушки спиннинга или обратиться к специалистам.
Подготовка
Для проведения данных работ освобождают стол. На него складывают инструменты и материалы:
Смазка катушки для спиннинга своими руками предполагает тщательное вытирание перед разборкой. Въевшуюся грязь удаляют ватной палочкой или мягкой щеткой, смоченной в эфире, спирте или бензине для зажигалок. Это необходимо сделать, чтобы инородные частицы не попали на открытый механизм.
На рыбалке
Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.
Причины «нештатного поведения» катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.
Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.
Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).
15. Смазывание ролика лесоукладывателя. | 16. Запасная возвратная пружина дужки лесоукладывателя. |
17. Запасные втулки-опоры главной шестерни. |
Как разобрать катушку спиннинга с задним фрикционом
Все детали складывают на газету в том порядке, в котором они были сняты. После проделанных операций в катушке останется только бегунок и 2 шестерни. Их нужно снимать только при сильном загрязнении.
Перед рыбалкой
В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог «слипнуться», поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.
3. Фторопластовые нашпульники. | 4. Снята шпуля. |
Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).
5. Снята рукоятка. | 6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса. |
7. Удаляется смазка с деталей главной передачи. | 8. Удаляется смазка с главной шестерни. |
9. Удаляется грязь из труднодоступных мест. | 10. Чистый внутренний механизм катушки. |
Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.
11. Наружное смазывание катушки. |
12. Смазывание внутреннего механизма. |
Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.
13. Разобранный узел лесоукладывателя. | 14. Чехол, катушка, запасные подшипники, инструменты для ремонта, тюбики со смазкой, спирт. |
Чистка и смазка
Все снятые элементы тщательно промывают теплой водой, удаляя инородные вещества. Въевшуюся грязь и старую смазку очищают с помощью ватной палочки, смоченной в спирте, бензине для зажигалок или эфире. Особое внимание уделяют подшипникам, в которых чаще всего скапливается песок. После промывки каждую деталь высушивают тряпкой или феном.
Читать: Выбор катушки для ловли с лодки
Определившись с тем, какой смазкой лучше смазывать катушку для спиннинга, выполняют эту процедуру. Средство наносят ватной палочкой. Его распределяют по всем поверхностям в небольших количествах. От избытка смазки спиннинг лучше работать не будет, а весь песок при попадании в корпус прилипнет к рабочим частям.
Особенно это касается инерционных катушек. После снятия крышки барабана открывается ось, которая и нуждается в смазке. Если средства нанесли слишком много, то закрывают крышку и после прокручивания лескоукладывателя снова снимают. Излишки смазки останутся на шестерне. Их удаляют специальным растворителем и собирают катушку обратно.
Основные заблуждения о рыболовных смазках
Как смазать катушку спиннинга без разборки
О том, как смазать катушку спиннинга, не разбирая ее, в интернете нет ни видео, ни статей. Все потому, что качественно обслужить механизм в целом виде невозможно. Важно не просто смазать детали, а оценить их состояние, очистить, промыть, высушить. Только тогда смазка даст эффект, и прибор прослужит долго.
В качестве временной меры можно использовать спрей. Нужно убедиться, что его взаимодействие с находящейся в катушке смазкой не навредит деталям. Информацию о совместимости можно найти на упаковке спрея. Но это не избавляет рыбака от необходимости разбирать и смазывать прибор.
Достаточно посмотреть видео по смазыванию катушки спиннинга, чтобы научиться разбирать и обслуживать этот прибор самостоятельно. Нужно регулярно осматривать и прочищать механизм, чтобы рыбалка приносила удовольствие, а не доставляла проблемы.
Несколько замечаний относительно смазочных материалов
Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.
Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.
Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.
Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.
Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой
Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.
У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.
В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.
В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.
Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.
Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.
Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.
Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.
Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.
Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.
Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.
Видео – ремонт безынерционной катушки: