чем славится дивеевский монастырь
Что посетить в селе Дивеево Нижегородской области
На огромных просторах нашей страны привлекательными для туристов могут быть не только большие, малые и средние города, но и небольшие села, хранящие память о русской истории и культуре. К таковым относится село Дивеево Нижегородской области. Большинство его достопримечательностей связаны со здешним монастырем, но есть и такие, которые не связаны с религией.
Что посмотреть в Дивеево за один день
Дивеево и его окрестности славятся объектами православной культуры России. Места эти связаны с именами Серафима Саровского и других известных святых. Сюда стремятся приехать верующие и паломники. В начале статьи выделены достопримечательности, которые можно посетить за 1 день.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Главной жемчужиной Дивеево является действующий женский монастырь, центр религиозной культуры, с которым неразрывно связана история села, его современная жизнь и туристический потенциал. Большинство достопримечательностей находятся на территории монастыря или связаны с ним.
Обитель появилась здесь во второй половине XVIII века. История началась в древней столице Руси – городе Киеве. Здесь, во Флоровском монастыре, приняла постриг богатая помещица Агафья Мельгунова, в иночестве она известна как матушка Александра. Ей было суждено основать обитель в северных землях, куда она отправилась после явления образа Божьей Матери. Инокиня держала путь в сторону Саровской пустыни.
Проезжая находящееся неподалеку от Сарова село Дивеево, Александра остановилась на постой. Во сне ей снова явилась Богоматерь, велев в этом месте заложить обитель.
Преподобный Серафим, прошедший путь духовного просветления в близлежащей пустыни, станет в начале XIX века покровителем Дивеевского монастыря. В 1842 году в названии появится его имя, после объединения двух соседних общин обитель станет Серафимо-Дивеевской.
Сегодня монастырь является действующим. На его территории сохранилось несколько храмов, каждый из которых – отдельная достопримечательность.
Музей истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке
В советское время судьба монастыря была непростой. Его сначала зарегистрировали как трудовую артель, а потом и вовсе официально закрыли. Инокини подверглись гонениям, но сохранили приверженность вере.
В 1988 году началось восстановление обители, а в 2014 году открыт музей, основной темой которого стала история монастыря в XX столетии. Предтечей музея была небольшая выставка в игуменском корпусе. Материалы, положенные в основу экспозиции, собирались 15 лет. Музей рассказывает о семьях священников, о судьбах монахинь и новомученниц.
В залах воссозданы интерьеры жилых комнат, представлены личные вещи инокинь. Освещает музей и эпохи духовной истории, одна из комнат посвящена Серафиму Саровскому. Ныне музей фактически исполняет роль поселкового краеведческого центра.
Царский скит и Серафимовы камни
У Серафимо-Дивеевского монастыря есть несколько скитов, расположенных в окрестностях. Самый известный из них именуется «Царским». Он был основан послушницами в 1860-х годах на землях, дарованных императором Александром II.
Венценосная семья покровительствовала обители, её члены частенько приезжали сюда. Начинался скит с деревянной церкви и хозяйственных построек. Внимание туристов привлекает «Богородичная аллея», высаженная монахинями. Такова была местная традиция – каждая вновь прибывшая инокиня сажала дерево. Настоятельницей скита с момента его основания была игуменья Александра. Жизнь женщины закончилась трагически, советские власти казнили её в 1927 году. Могила находится на территории.
Скит раскинулся неподалеку от того места, где молился святой Серафим Саровский, оно интересно с природной точки зрения. Там есть неживые свидетели, хранящие память о его пребывании здесь. Речь про валуны разных размеров — «Серафимовы камни».
Храмы и церкви в Дивеево
Религиозные достопримечательности – важное составляющее в туристической сокровищнице поселка. Все они, как правило, располагаются на территории монастыря, но есть и такие, которые можно посмотреть в окрестностях Дивеево.
Троицкий собор
Главным храмом монастыря является Троицкий собор. Его нарядный внешний облик – дело рук архитектора А. Турмышева. Мастер из Нижнего Новгорода объединил классицистические архитектурные черты с элементами древнерусского и византийского стилей.
Храм явился миру во второй половине XIX века, его возводили с 1848 по 1875 годы. В первозданном виде функционировал до 1927 года. В советское время пришел в запустение, был разграблен. После распада СССР в 1990-х годах состоялось восстановление святыни.
Преображенский собор
Творение архитектора А. Антонова – храм в древнерусском стиле. Он возводился аккурат накануне революции. Его достроили в 1916 г., однако обустроить не успели. Церковь так и не стала местом проведения служб, ее история чуть было не закончилась, не успев начаться. В советское время вынашивались планы по подрыву строения.
К счастью, этого не произошло – после восстановления в 1990-х годах собор наконец-то открыл свои двери уже в начале нового столетия. Златоглавый, богато расписанный изнутри, приход стал местом хранения святынь, привлекающих паломников. Здесь находятся мощи преподобной Марфы и блаженной Паши Саровской.
Благовещенский собор
Строение нового века, появление которого на территории монастыря связано с его древней историей. Считается, что построить храм на этом месте завещал сам преподобный Серафим. В архитектуре собора, возведенного лишь в 2011 году, воплотился дух московского барокко XVIII века. Храмовый комплекс, как говорят отзывы и специалисты, уж очень схож с Успенской церковью Киево-Печерской Лавры.
Казанский собор
Одноименный знаменитому собору Петербурга, храм в Дивеево является «первой ласточкой» в истории местной обители. Его решено было построить на том самом месте, где к Александре явилась Богородица. Архитектурный стиль исполнения – русское барокко.
Впервые построен собор в 1779 году. Нынешняя же Казанская церковь – результат восстановительных работ, прошедших уже в начале нового тысячелетия. В советскую эпоху в ее здании размещалось общежитие для студентов техникума.
Храм Успения Богородицы в селе Суворово
В Дивеевском районе есть село Суворово, также чрезвычайно примечательное с точки зрения православной культуры. Ранее оно называлась Пузо. Известная уроженка этого селения, юродивая Дуня Шишкова, была расстреляна в 1919 году вместе с ещё тремя монахинями – Марией и двумя Дарьями. Все они причислены к лику святых как новомученицы.
Мощи преподобных мучениц Пузовских хранятся в храме Успения Богородицы – это главная достопримечательность села Суворова. О церкви известно ещё с 1654 года, когда эти земли принадлежали боярину Григорию Пушкину. Каменный храм воздвигнут спустя два века, в 1840-х годах. В советское время его было приказано разрушить. Восстановлен он в 1990-е годы.
Скит святых мучеников Флора и Лавра
К Свято-Дивеевскому монастырю относится скит, который появился в 1997 году в четырех километрах от основной обители, на берегу реки Ломовки. Возвели его в том месте, где в имперские времена был монастырский хутор с хозяйственными постройками.
Освещение состоялось в 2005 году в честь Флора и Лавра. Святые великомученики были выбраны не случайно. Таким образом воздали дать «корням», ведь основательница обители явилась в эти земли из киевского Флоровского монастыря.
Архитектурные и исторические достопримечательности
Дивеево стоит на берегах реки Викензы, неподалеку от города Арзамаса. Рядом проходит граница с соседним регионом – Республикой Мордовия. О поселении известно с середины XVI века. Есть несколько версий происхождения названия. Согласно самой популярной – село названо в честь первого местного правителя – Мурзы Дивея, которому эти земли даровал сам Иван Васильевич Грозный. Кроме храмов и церквей, тут можно увидеть и другие интересные места, например памятники истории и архитектуры.
Домик-музей блаженной Паши Саровской
Монахине было суждено прожить долгую жизнь – 120 лет, из них более полувека она провела в Дивееве, поселившись здесь в 1884 году. Её домик – единственная монастырская пустынька, дошедшая до наших дней с дореволюционных времен.
В доме-музее восстановлена комната Параскевы в том виде, какой она была при жизни святой. В числе любопытных экспонатов – одеяло, подаренное императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Параскева Ивановна ушла из жизни в 1915 году. После смерти в доме проживали родственники монахини.
Дом Галактионовых
Архитектурно-исторические памятники расположены в Дивеево на улице Советской. Один из них – дом начала XX века. Владелицами его были две сестры – Михаила и Екатерина Галактионовы. Первая, старшая, приняла монашеский постриг. Строение примечательно тем, что сохранилось до нас в первозданном виде.
Дом Долгинцевой
По соседству с домом Галактионовых стоит ещё один особняк, возведенный примерно в то же время. С ним связана интересная и трагичная история семьи владельцев. Построил этот дом состоятельный и известный москвич Федор Долгинцев, решивший переехать жить в Дивеево вместе со своей дочерью Софьей.
Мужчина помогал монастырю материально, его дочь стала монастырской послушницей под именем Серафима, жила в этом же домике до 1927 года. Она подверглась гонениям со стороны советской власти, уехала в Муром, где была арестована. Как сложилась судьба женщины, остается неизвестным.
Канавка Царицы Небесной
Памятным объектом и одной из главных святынь монастыря является ров длинной 775 метров. Канавка появилась здесь ещё при Серафиме Саровском. Считается, что Преподобному явилась Богородица – на пути, по которому она прошла, был вырыт ров. Отсюда и название – канавка Царицы Небесной.
Природные памятники и святые источники
По всей России распространилась слава дивеевских святых источников. Никто не знает их точного количества – они то появляются, то внезапно исчезают в разных местах поселка Дивеево и поблизости от него. По преданию они возникают там, где проходил в разное время Серафим Саровский.
Источник Серафима Саровского
Источник Серафима Саровского на берегу реки Сатис – самый известный и почитаемый у паломников. Он расположен у хутора Хитрый деревни Цыгановка. Из-за изменений русла речки у ключа образовалось небольшое озерцо. В 1995 году на его берегу построили часовню.
Источник матушки Александры
Ближайший к монастырю родник – источник матушки Александры. По поверью, он брал свое начало из-под могилы служительницы – основательницы Свято-Дивеевского монастыря. Но он располагался в другом месте. Когда в советское время на реке устроили дамбу, родник перестал существовать, а имя матушки Александры присвоили другому источнику вниз по реке.
Казанский источник
Самый древний источник находится на окраине села, за Голубиным оврагом. Считается, что ключ существовал здесь еще во времена мурзы Дивея. В 1845 году над источником установили деревянную часовню, которая до наших дней не сохранилась. В 1991 году родник был благоустроен. Здесь появилась новая часовня и купальня. Рядом деревянная Казанская церковь.
Пантелеймоновский источник
Рядом с Казанским источником в пойме реки Лубинки в 2006 году появился новый ключ – Пантелеймоновский. Родник, существовавший здесь с давних времен, расчистили и освятили в честь великомученика Пантелеимона. На нем – самая большая купальня – целый бассейн. Вода тут не такая холодная, как в других источниках. Считается, что она наиболее пригодная для исцеления детских болезней.
Лиственница Царевича Алексея
Популярным объектом для осмотра стало также дерево лиственницы, посаженное в честь единственного сына последнего русского императора. Он был старшим и долгожданным ребенком. Рассказывают, что появление наследника Александре Федоровне предсказала Параскева Ивановна и преподнесла ей в подарок лоскут материи красного цвета. Предсказание сбылось: когда Алексею исполнился год, в Дивеево посадили лиственницу, которая ныне стала местом памяти царской семьи, расстрелянной большевиками.
Дивеевские памятники и скульптуры
Несколько интересных памятников в селе Дивеево можно посмотреть на экскурсии, на их фоне можно сделать фотографии или селфи.
Памятник семье Николая II
В 2017 году в Дивеево на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря был установлен памятник Николаю II и его семье. Он изготовлен на народные пожертвования, поступавшие со всей страны, московским скульптором Ириной Макаровой.
Памятник представляет собой групповое скульптурное изображение семьи Николая II с супругой и детьми, все они держат в руках православные кресты. Императорская чета посещала Дивеево в 1903 г. в связи с канонизацией Серафима Саровского, и дивеевские земли хранят память об этом посещении.
Памятник дивеевцам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны
Редкий населенный пункт в России не имеет памятника, связанного в Великой Отечественной войной. Есть мемориал погибшим в ВОВ и в селе Дивеево – это небольшая стела из гранита на постаменте. Памятник был открыт к 20-летнему юбилею Великой Победы – 9 мая 1965 года. В центральной части стелы – надпись «Землякам-дивеевцам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны». Вокруг памятника организован сквер.
Памятник В.И. Ленину
Через дорогу от монастырской стены в Дивееве сохранился памятник советской эпохи – вождю Владимиру Ильичу Ленину. Он установлен так, что рукой указывает в сторону монастыря. Так в истории города совмещаются два мировоззрения и две эпохи – религиозная и атеистическая.
Всем, кто верует, кому ценна, важна и интересна культура русского православия, лежит путь в небольшое нижегородское село Дивеево. Его история пронизана памятью о святых мучениках и блаженных праведниках, о божественных чудесах. «Здесь стопочки Царицы Небесной прошли», — говорил об дивеевских землях Серафим Саровский. Для нашей православной истории это воистину святое место.
Дивеево: подборка полезной информации для паломников
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Церковное предание свидетельствует, что Богородица, великая Молитвенница о каждом человеке, избрала на земле четыре особенно возлюбленных Ею места. Это
Четвертый удел Богородицы – Дивеево
Информация для паломников
Едут сюда круглый год: добираются самостоятельно, приезжают с группами. Поездки организуют паломнические службы епархий. Однако часто бывающие здесь говорят, что устроить поездку вполне можно самому: добраться до обители несложно, размещение приезжающих хорошо организовано, желает ли паломник просто посетить обитель, или поработать на послушаниях.
Можно ли посетить Дивеево сейчас
На какое-то время монастырь закрывали для посещений из-за пандемии, но сейчас он снова открыт для паломников. Уточнить этот вопрос можно обратившись в сам монастырь по телефону: +7 (83134) 4-34-45 (с 8.00 до 20.00)
Где находится святое место
Обитель относится к Нижегородской епархии. Ближайшие к ней города– Саров, находящийся всего в 12 км, Арзамас (65 км). От Нижнего Новгорода же Дивеево отстоит на 180 км.
Поселение здесь известно с середины XVI в.
Через Дивеево проходила дорога к Саровскому мужскому монастырю. Потому шедшие туда паломники, как правило, останавливались здесь на отдых – обычно при местной церкви. Сейчас в Дивеево постоянно живут около 6000 человек. Оно считается районным центром, здесь есть сельсовет. Но большинству жителей страны село известно, как место, где находится один из самых знаменитых монастырей.
Сколько километров от Москвы
Между столицей России и Дивеево – 363 км, однако, это расстояние по прямой. Путь, который предстоит проехать, реально составляет 450 км. А путешественники с опытом говорят, что, отправляясь из столицы, стоит рассчитывать даже на 540-километровую дорогу – с учетом загруженности магистралей, возможных ремонтов дорожного полотна, необходимости объездов.
Адрес
Страница обители в интернете указывает в качестве такового село Дивеево Дивеевского же района Нижегородской области, но не называет улицу, номер дома. Портал «Азбука православия» называет ул. Советскую, а сервис «Яндекс-Карты» – Октябрьскую. Обе эти улицы действительно примыкают к довольно обширной территории монастырской.
Впрочем, на странице монастыря справедливо отмечается: обитель видна издалека уже на подъезде к Дивеево, так что найти ее просто.
Как добраться
Часто паломники приезжают в обитель на личных авто, однако основной вид транспорта здесь все же – рейсовые автобусы. Ходят они из Нижнего Новгорода и Арзамаса. Добраться до этих городов можно разными видами транспорта.
Самолет
Паломники издалека обычно прилетают в аэропорт Нижнего Новгорода. Затем необходимо добраться до бизнес-центра «Небо» на улице Покровской, 82 (дорога от аэропорта занимает чуть более часа). Отсюда с 8 до 22 ч. отправляются автобусы до Дивеево. Рейсы отходят каждый час.
Теплоход
Путешествующие по Волге также могут добраться до монастыря через Нижний Новгород. Как и в случае с самолетом, от речного вокзала необходимо доехать (дорога также займет около часа) до ул. Покровской, откуда отходят автобусы.
Поезд
Тем, кто едет железной дороге, удобнее всего добираться через г. Арзамас, ведь он отстоит от обители всего на 65 км. Выйдя на станции, нужно сесть на автобус до Дивеево: прямо от вокзала отходят частные маршрутные автобусы.
Автомобиль
С юга до Дивеево удобнее всего добираться через Рязань, а с востока – через Самару, Ульяновск, Саранск.
Карта
Паломнические поездки Нижегородскую область – что нужно знать
Епархия Нижнего Новгорода – одна из старейших, существует со 2 половины XVII в. На ее территории немало святынь, некоторые из которых можно посетить по пути до Дивеево. Среди них:
Паломники, отправляющиеся в Дивеево из Москвы, часто едут через Владимир, где можно посетить древние храмы, а также сворачивают на Муром. Здесь 4 действующих монастыря, столько же приходских храмов. Обойти все святыни можно за день.
Где остановиться
При обители действуют 15 гостиниц для паломников с номерами от очень скромных, по сути – койко-мест, до достаточно дорогих. Все паломнические корпуса находятся в Дивеево. Следует иметь ввиду, что заселение происходит с 12 или 14 ч., поэтому выбирать гостиницу следует с учетом планируемого времени приезда. Оформиться для проживания можно в Паломническом центре, который открыт с 8 ч. утра до 8 ч. вечера. Впрочем, во время пути возможны непредвиденные ситуации, задержки. Но даже тогда волноваться не стоит, без места паломник вряд ли останется:
Когда открыто для посещений
Монастырь открывается с 5 ч. утра, спустя полчаса начинается первая служба. Закрываются врата обители после 22 ч.
Расписание богослужений
Службы здесь идут ежедневно, в основном – в трех наиболее значимых соборных храмах, Преображенском, Троицком и Казанском.
С понедельника по пятницу:
Субботние, воскресные дни:
В Казанском храме с понедельника по субботу с 10 ч. служатся панихиды.
Множество паломников стремятся также отслужить молебен прп. Серафиму. Эти богослужения проходят у мощей, в Троицком соборе с 7, 13, 14 ч. с понедельника по пятницу, по субботам – после литургии, с 8 ч.
Наконец, в дни памяти прп. Серафима богослужения идут по особому расписанию. Например, 1 августа (день прославления прп. Серафима):
Таким образом, каждый паломник имеет возможность почтить преподобного – ночной ли молитвой, или во время торжества при стечении сотен верующих.
Посещение – что надо обязательно сделать и что с собой взять
Прп. Серафим говорил:
«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»
Отправляясь в обитель, паломники обычно берут:
Правила поведения
Монашеская община живет своим особым укладом. Здесь существуют правила, которые стоит исполнять и приехавшим паломникам. Это:
Как попасть на послушание
Многие паломники стремятся не просто поклониться святыням, но во славу Божию потрудиться. Для того, чтобы попасть в число трудников, нужно просто приехать и обратиться в паломнический центр. Условия жизни скромны – это гостиница с комнатами на 15-20 человек, без удобств, душа, однако проживание бесплатно. Однако, трудник – не монах, даже не послушник, поэтому он свободен выбрать другие, более комфортные условия проживания, например, платную гостиницу. Кормят трудящихся в трапезной. Давая послушания, начальствующие стремятся учесть как возможности желающего потрудиться, так и потребности монастыря в рабочих руках. Поручить могут работу на кухне, огородах, теплицах, на территории, уборку храмов.
История возникновения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Она начинается с 1760 г., когда при Дивеевском храме остановилась одна из множества паломниц, шедших к Сарову, скромная инокиня Александра. В мирской жизни Агафия Мельгунова была знатной дворянкой, помещицей, счастливо вышла замуж, родила дочь. Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга. Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней.
Но инокине явилась сама Пречистая, сказав:
Крайне смущенная, матушка Александра обратилась, по-видимому, к нескольким духоносным старцам с вопросом, считать ли истинным такое видение. Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места – не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре. Так началось странствование матушки длиной в несколько лет. Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте.
Первые годы
До Сарова инокиня Александра все же дошла. Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий (Леонов) такое благословение дал – несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты.
С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях. А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества – социальным служением. Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды – поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями.
Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м. Александре. 20 лет прожила она в Дивеево – сперва с дочерью, а когда, по воле Божией, 9-летняя девочка умерла – одна, у местного приходского священника. Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы. Закончить работы удалось только к 1780 г., когда новых храм освятил сам Саровский настоятель. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры. Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница – местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников.
Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о. Пахомия, получая его благословение на всякое дело. Даже пищу для них доставляли из Сарова.
Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь. Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени. Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г. особо попросила о. Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил:
Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах.
Прп. Александра поручает сестер прп. Серафиму.
Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители
Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз.
13 июня 1789 г. прп. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу. О. Пахомий окормлял сестер еще 5 лет. К 1794 г., когда он скончался, число насельниц общины уже достигло 52. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление.
Серафим Саровский
Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно. К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной (постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем) возникли разногласия. Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли. Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия.
Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести». Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. 25 ноября 1825 г. Она явилась преподобному, матерински укоряя его:
7 июля 1827 г. по прямому указанию Богородицы возникла новая община, куда принимались только девушки – первых насельниц было ровно восемь. Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание. Поэтому общину именовали «Мельничной».
Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье. Начатое прп. Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек – все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали.
Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.
Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.
Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ
Но община была в полном смысле детищем преподобного:
Смутное время
По кончине великого старца две общины пережили тяжелую смуту: вопреки его заветам, честолюбивый Саровский иеромонах Иоасаф (Толстошеев), стремясь стать духовником будущего монастыря, инициировал объединение Казанской и Мельничной в одну общину. Разлад между сестрами, борьба амбиций, наконец, развал с трудом налаженного хозяйства – все это пришлось переживать в течение 29 лет. Лишь личное вмешательство свт. Филарета Московского смогло как-то успокоить страсти.
«Молитвы отца Серафима победили»
Так писал свт. Филарет о дальнейших событиях: 10 февраля 1861 г., спустя почти 100 лет существования общины, Синод, наконец, дал согласие преобразовать ее в женский монастырь. Начальствующая сестра, Елизавета Ушакова (уже двенадцатая по счету за эти годы) стала игуменией Марией, приняв давно желаемый иноческий постриг. Так, после десятилетий смут, испытаний, искушений, закаливших дух инокинь, начался отсчет истории Серафимо-Дивеевского монастыря – именно так он стал именоваться еще до прославления прп. Серафима, так как устав его был полностью заимствован у Серафимовой «Мельничной» общины.
«Лавра»
Такое звание носили наиболее крупные, уважаемые монастыри. Преподобный не раз говорил, что Дивеево войдет в их число – притом, что прецедентов женских лавр в церковной истории не было. Официально такого статуса Дивеевский, конечно, не получил. Однако уже при первой игумении, буквально за несколько десятилетий он стал самым большим и уважаемым женским монастырем страны. К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь – это:
К 1917 г. в обители жило 270 монахинь, почти полторы тысячи ожидавших пострига послушниц. И это при населении самого Дивеево… всего 520 жителей!
Не случайно С.А.Нилус именовал обитель не монастырем, а «целой областью, раскинувшейся на три версты», что совсем не было преувеличением.
С.А.Нилус писал: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».
«Монашества с вас никто не снимает»
Почитаемая обитель со столь высокой духовной жизнью насельниц, конечно, не могла не вызывать ненависти безбожников, пришедших к власти после 1917 г. Однако, закрыть ее оказалось не так просто: беззащитных инокинь можно было лишить богослужений, выгнать из келий, но заставить их отказаться от монашеской жизни духовный дочерей прп. Серафима было нельзя. Более того, пока было возможно, они сохраняли общину, даже видя, что грядут гонения.
Сила духа инокинь была такова, что целых 8 лет власти не решались на разгон обители – в сущности, беззащитных перед ними женщин и девушек. Решение было принято осенью 1927 г. В проповеди на Рождество Богородицы епископ Серафим (Звездинский), живший тогда при обители, сказал сестрам:
Рассеяние
А через неделю, 27 сентября 1927 г., по окончании последнего богослужения на Воздвижение Креста Господня, начался крестный путь монахинь, которых выселили из родных стен. Многие из них остались в Дивеево, другие уехали. Например, последняя игумения, м. Александра, отправилась в Муром, спасая от поругания келейную икону прп. Серафима, Богоматерь Умиление.
Более 40 лет обитель находилась «в рассеянии», но… продолжала существовать! Монахини тайно собирались на молитвы, богослужения, не раз арестовывались за это. Но те, кому удавалось вернуться – находили сестер, поддерживали связи. И стремились приехать в Дивеево, поближе к родным, хотя опустевшим, стенам.
Возрождение
Оно началось с 1988 г. Как в далеком XVIII в., первым монастырским храмом стал Казанский – но совсем не тот, что когда-то строила прп. Александра. Вновь образованный приход купил ранее принадлежавший обители дом, бывшую мастерскую, где делали свечи. Его перенесли к источнику Казанской иконы Богородицы – самому известному в Дивеево, перестроили под церковь.
17 ноября 1991 г. в сан игумении была посвящена м. Сергия (Конкова), опытная инокиня, постриженница Троице-Сергиева монастыря в Риге. Матушка возглавляет обитель до настоящего времени.
О первых годах восстановления святыни она вспоминает:
Возвращение преподобного
Несомненно, важнейшая глава этой «летописи» – второе обретение мощей прп. Серафима, духовного отца сестер. Мощи, найденные в Музее религии и атеизма Петербурга, сестры и не менее 10000 паломников встречали 31 июля 1991 г. под колокольный звон – восстановить удалось буквально за три дня до прибытия честных останков.
Так сбылось некогда сказанное преподобным, пророчествовавшим, что тело его будет в Дивеево.
Монастырь сегодня
Сейчас здесь подвизается более 500 сестер, действует школа, обитель имеет 18 подворий.
К настоящему времени монастырь полностью восстановлен. Более того, удалось построить новый храм – Благовещенский, о котором говорил еще прп. Серафим. По промыслу Божию, удалось не только воссоздать храмы, но также вернуть очень многие утраченные за советские годы реликвии, иконы.
Святыни
Спустя почти 30 лет после возрождения здесь снова – средоточие прославленных образов, реликвий, хранящих память о прп. Серафиме, новомучениках XX в. Но главное – освящена сама земля, по которой, по слову великого старца, «прошли стопочки Царицы Небесной».
Святая Канавка
Ее считают главной среди множества святынь Дивеевского монастыря. Обнести ею территорию Мельничной общины прп. Серафим заповедал сестрам около 1829 г. Он благословил вырыть ров глубиной и шириной 3 аршина (около 2 м). Землю же следовало при этом бросать так, чтобы вокруг Мельничной образовался вал. По словам преподобного, канавка означала тропу, которой прошла Пречистая Богородица вокруг будущего монастыря, беря его Себе «в удел», обещая защиту.
Житие святого свидетельствует, насколько категорически он настаивал на исполнении благословения. Не смея перечить духовному отцу, сестры, однако, сомневались, по силам ли им дело.
После этого сестры копали ежедневно, не только летом, но также зимой, в течение 4 лет. К 1833 г., году кончины преподобного, канавка была должных размеров лишь на первых 150 м, ведь копалась слабыми женскими силами. Полностью выполнить завет преподобного до 1917 г. не удалось. Тем не менее, традицией обители были ежедневные крестные ходы по Канавке. Многие паломники проходили здесь самостоятельно, по завету преподобного читая «Богородице Дево, радуйся…» 150 раз.
После закрытия обители ее вовсе сравняли с землей, к тому же здесь проложили коммуникации – канализацию, воду.
Традиция крестных ходов возобновилась здесь с 1992 г. И лишь к 2003 г. удалось полностью исполнить завет преподобного, ископав Канавку строго по его указаниям. Сейчас ее длина составляет 775 м.
Как правильно пройти
Прежде всего, необходимо помнить слова преподобного: «Стопочки Царицы Небесной здесь прошли!». Эта земля освящена Самой Пречистой, поэтому проходить здесь нужно благоговейно, а лучше всего – молясь. Особых правил, которые бы определяли, как именно молиться, не существует. Большинство паломников стараются следовать завету прп. Серафима, и идут по Канавке с молитвой: «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших». Обычно она произносится 150 раз, по четкам или без них.
Некоторые верующие также читают «Правило» прп. Серафима, а также обращаются к нему и Пречистой своими словами, молясь о живых и усопших.
Как использовать землю с канавки Пресвятой Богородицы
Ее можно набрать близ часовни, что находится рядом с Канавкой. Прп. Серафим подчеркивал, что земля, по которой прошла Пречистая, не только священна, но и целебна. Интернет-сайт монастыря рекомендует, взяв землю: «… приложить к больному месту; растворить в воде и выпить; подобно тому, как мы защищаем вход в дом крестом, нанесенным горящей Четверговой свечой, можно оградить и жилище, посыпав чуть-чуть земли со святой Канавки. По словам преподобного Серафима, она дороже золота».
Так каждый год на Успение Божией Матери украшают канавку. Цветы собирают, те кто идёт крестным ходом. По словам монахинь, их сушат и изготавливают подушечки
Поклониться честным останкам св. Серафима можно в Троицком соборе ежедневно.
Кроме того, мощи преподобных жен, просиявших здесь святостью жизни, находятся в Христорождественской и Богородице-Рождественской церквях. Наконец, церкви обители хранят ковчеги с частицами останков десятков древних и новых чудотворцев, новомучеников, исповедников XX в.
Иконы
Две наиболее почитаемых из них можно увидеть в Троицком соборе близ алтаря.
Вещи св. Серафима
Они всегда бережно хранились сестрами. Вот воспоминания одного из паломников, побывавших здесь в дореволюционные годы:
А после революции вещи святого и связанные с ним реликвии также бережно сохранялись от поругания.
Сейчас их можно увидеть в храмах, а также в монастырском музее.
Камень
Среди реликвий, связанных со святым, был камень, на которых, согласно житию, преподобный совершал столпнический подвиг 1000 дней и ночей. Некоторые биографы святого полагают, что камней могло быть два: ведь днем святой уходил для подвига в лес, ночью же молился на подобном камне в келлии. Во всяком случае, уже к концу XIX в. от камня (или камней) остались лишь осколки, ибо каждый паломник старался забрать на благословение частицу. Ныне осколок реликвии можно увидеть в музее в доме св. Параскевы.
Другие вещи
Часть их находится в витринах Троицкого собора, а полумантия святого хранится в Преображенском. Она вложена в икону святого начала XX в., написанную к его прославлению.
В музее можно увидеть:
Келейные образы
Хотя самый чтимый из них – Умиление, находится в Москве, в церкви Рождества Богородицы можно поклониться другим, перед которыми молился святой: это иконы Христа, Богородицы, св. Иоанна Предтечи.
Сухарики Батюшки Серафима
При жизни святой часто оделял приходивших к нему сухарями – для подкрепления сил, утешения. Простая питательная пища, данная с благословением, действительно подкрепляла тело и душу. Подобно этому, сухарики, освященные на мощах преподобного, можно сейчас приобрести в монастырской лавке. Особых требований к их употреблению нет, их можно есть не натощак, однако, помня, что это – благословение святого старца.
Достопримечательности: куда обязательно надо попасть и что посмотреть
История обители богата чудесами. Здесь жили великие подвижники, сюда приезжали император Николай II и его семья – будущие Царственные Страстотерпцы. Память об истории хранят храмы и другие здания монастыря.
Храм Казанской Иконы Божией Матери
С него в свое время начиналась обитель. Известно, что здесь хранились:
Фрески здесь писали сами насельницы. Впоследствии Казанская, как и говорил св. Серафим, из приходской стала монастырской – до конца 1920-х, когда советская власть разогнала общину.
Казанская продолжала действовать, хотя с конца 1920-х гг. с нее сбросили колокола. Ее последний настоятель, прот. Павел Перуанский погиб в тюрьме на Пасху 1938 г.
Фасад Казанской церкви в Дивеево, 1827 год
С 1940-50-х церковь лишилась сначала крестов, затем куполов. Здесь сначала было общежитие, затем склад, мастерские. Вернуть здание удалось только с 1992 г. В 1996 г. были найдены фрески XVIII в., написанные сестрами Казанской общины. Полное же восстановление здания представлялось делом отдаленного будущего – по недостатку средств.
Однако в 2003 г., накануне 100-летия канонизации прп. Серафима, ряд предпринимателей предложили свою помощь. Таким образом, удалось восстановить храм уже к 2004 г. Ныне здесь не только отреставрированы старые фрески, но также написаны новые, воссоздающие историю монашеской общины. Авторы их – московские живописцы Ярослав Рылло и Дарья Шабалина.
Осенью 2004 г. удалось восстановить приделы – первомч. Стефана и свт. Николая. После этого было решено исполнить завет прп. Серафима, предрекавшего, что Казанская будет иметь множество приделов разных святых. К 2008 г. именно так и случилось: здесь появились 5 новых престолов, освященных в честь преподобных жен Дивеевских, а также новомучеников, исповедников XX в. Это:
Службы здесь совершаются часто. Во воскресным дням на литургию приходят ученики монастырской школы. Дети сами поют, помогают в алтаре. На это богослужение приходят их родители, педагоги.
Троицкий собор
Ныне это главный храм обители, здесь же пребывает ее святыня – мощи прп. Серафима. Строительство его благословлено самим угодником Божиим, указавшим даже место, на котором будет стоять величественное здание.
Архитектурный стиль собора неповторим, своеобразен: по замыслу архитектора, А.Е.Турмышева, он соединяет черты русского, византийского стиля и классицизма, как бы символизируя «все языки», славословящие Бога. Высота собора – 54 м, а площадь – 1,5 т. кв.м.
Закладка собора состоялась уже после смерти прп. Серафима, 5 июня 1848 г. Уже во время строительства совершилось немало знамений милости Божией. Рассказывают, что:
Ежедневные службы здесь начались с 1875 г. С 1880-х были пристроены четыре новых придела:
21 сентября 1927 г. здесь состоялась последняя литургия. Храм был закрыт, использовался как зернохранилище, склад. Верующим удалось вернуть его только с 1989 г., службы возобновились с 1990 г., с тех пор совершаются ежедневно.
Преображенский собор
Его возведение также предсказано прп. Серафимом, однако завет основателя был нарушен иером. Иоасафом (Толстошеевым), виновником смуты в общине 1840-х гг.: по замыслу преподобного, храм должен был находиться на одной линии с Троицким, однако на указанном месте возвели другую церковь, Тихвинскую.
После канонизации прп. Серафима ломать ее не стали, а место для собора избрали южнее. Первый взнос на строительство сделал Николай II, приезжавший в Дивеево в 1903 г. на торжества прославления прп. Серафима. В дальнейшем наибольший вклад в строительство внес купец Феодор Васильевич Долгинцев, даже переехавший сюда ради строительства храма, которое началось с 1907 г. В 1916 г., когда собор был завершен, Ф.В.Долгинцев скончался – уже монахом Серафимом.
Проект храма создан А.Ф.Антоновым, стиль его определяется как нео-русский. Это первый храм обители, при строительстве которого использовали новый тогда материал – железобетон. Роспись церкви выполняли иконописцы из Палеха, а также сестры обители.
Освятить храм до 1917 г. не удалось, хотя строительство было завершено к 1916. Однако, началу богослужений помешала неготовность отопительной системы – собор предполагался «теплым». Вслед за тем начались революционные события. Поэтому до 1990-х ее здесь так и не состоялось ни одной службы.
В советское время здесь был сначала гараж, потом стрелковый тир. С 1991 г. здание вернули Церкви. 3 сентября 1998 г. главный престол освящен в честь Преображения Господня.
Троицкий собор — главный храм монастыря. 5 июня 1848 года — начало строительства, 28 июля 1875 года — окончание строительства
Собор имеет также приделы:
Только в 2008 г. артели иконописцев из разных городов России (руководили ею Самарские художники Анатолий и Ольга Беляевы) удалось заново сделать роспись.
В соборе обычно служатся ранние литургии. Кроме того, здесь традиционно особо торжественно совершается празднование:
Благовещенский собор
Он создается во исполнение благословения преподобного, который говорил о храме в конце Канавки. Однако, его завет был нарушен во время нестроений в общине 1840-х гг., и на месте собора появилась небольшая церковь Тихвинской иконы Богородицы. В советские годы она сгорела.
С 2011 г. решено было приступить к исполнению завета преподобного. 6 ноября в обитель прибыл Пояс Пресвятой Богородицы. Именно он стал мерой для будущего храма: «20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину», а само строительство началось после крестного хода со святыней по Канавке.
Благовещенский собор. Внутреннее убранство
Ныне в величественном храме уже идут службы в приделе Успения Богородицы.
Храм Рождества Христова
Это первый храм «Мельничной» общины, построенный исцеленным прп. Серафимом Михаилом Мантуровым. Созданием его руководил сам святой. Например, он пожелал, чтобы освящение храма Рождества Христова совершилось на Преображение Господне. Прп. Серафиму даже пришлось обратиться к опытному уставщику, архим. Иоакиму, для составления особого чина освящения, сочетавшего песнопения двух праздников.
Роспись здесь делали сестры, некоторая часть фресок дошла до наших дней. Колокола церкви заказаны лично прп. Серафимом. Они были невелики, но современники отмечали их чистый, далеко слышный звон.
Закрыв храм с 1927 г., власти снесли купола, отдали здание под государственный учреждения – здесь побывали почта, государственный банк. С начала 1990-х церковь возвращена верующим. К 1993 г. ее удалось восстановить. А с 2008 г. здесь появились два новых придела, посвященные новомученикам начала XX в.
Службы здесь, как правило, монашеские, совершаются нечасто, ведь размеры храма невелики. На престольный праздник, в день Рождества Христова, служится ночная литургия с крестным ходом.
Храм Рождества Богородицы
Это подземный храм под Рождественской церковью. Мысль о его возведении также принадлежит прп. Серафиму, который, по завершении строительства озаботился почтить также Рождение Матери Божией. Таким образом, был сделан подкоп, и появился небольшой храм. Угодник Божий предсказал также, что эта церковь станет усыпальницей. Это сбылось в 2000 г.: тогда в заново освященную церковь (в советские годы она использовалась под овощехранилище) перенесли честные останки Дивеевских преподобных – основательницы обители, а также прпп. Елены и Марфы.
В 1993 г. здесь состоялся первый после возрождения монастыря монашеский постриг: ангельский образ приняли 12 инокинь. Ныне будущие монахини отправляются на пострижение также отсюда.
По завещанию прп. Серафима, в храме Рождества Богородицы:
А вот службы здесь бывают редко, обычно только на насельниц обители. Однако мощи преподобных открыты для поклонения каждый день с 8 до 17 ч.
Колокольня
Это самое высокое здание монастыря. 75-метровая звонница до революции была видна из любой точки не только обители, но и Дивеево. Первоначально колокольня была деревянной, каменная же была заложена при игумении Марии (Ушаковой) в 1894 г. Когда строительство близилось к завершению, оказалось, что здание наклонено. Когда об этом доложили настоятельнице, так лишь сказала, что надо ждать воли об этом деле отца Серафима, как духовного отца сестер. И, хотя многие говорили о том, что здание следует снести, оно устояло, хотя несколько наклонное положение заметно до наших дней.
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с реки Вичкинзы
Здесь было 12 колоколов, самый большой из которых весил 500 пудов. Кроме того, были установлены часы, которые ежечасно играли знакомое всем верующим «Пресвятая Богородице, спаси нас».
В советские годы колокола были уничтожены, здесь повесили ретранслятор для телевидения. Под звонницей, где были врата обители, устроили гараж. Автомобилисты освободили его лишь незадолго до перенесения мощей прп. Серафима.
Реставрацию здания удалось завершить только к 2013 г. Теперь колокольня имеет высоту 78 м, у нее несколько другие, чем были до революции, кресты, купола. Заново отлиты колокола, изготовлены новые куранты, как прежде, играющие «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Игуменский корпус
Он построен в 1885 г., а с 1902 г. здесь появилась домовая церковь равноап. Марии Магдалины, небесной покровительницы настоятельницы обители, игум. Марии (Ушаковой). Здесь в дни прославления прп. Серафима (1903 г.) молилась царская семья, прибывшая на торжества. Как память об этом здесь, после нового освящения церкви (2006 г.) находится образ свв. Царственных Страстотерпцев.
Трапезный храм
Он посвящен блгв. кн. Александру Невскому, небесному покровителю императора Александра III. Храм при трапезной появился с 1895 г., а его посвящение связано с потрясшим тогда многих чудом спасения императорской семьи во время крушения поезда в 1888 г..
Новое освящение церкви состоялось 27 ноября 2000 г. Сейчас здесь сделана новая роспись художниками мастерской «Лик» (Палех) взамен утраченной за советские годы.
Казанская деревянная Церковь в поселке Северный
С этой очень скромной церкви, переделанной из жилого дома, началось возрождение обители. Сейчас здесь проводятся таинства Крещения, Венчания, а также совершаются отпевания.
Службы проходят на престольные праздники (дни памяти Богородицы Казанской, 4 ноября и 21 июля) и в день образа Богородицы Живоносный Источник.
Источники
Среди них есть как сохранившиеся с дореволюционных времен, так и вновь открывшиеся.
Прп. Серафима в поселке Цыгановка
По множеству происходящих здесь чудес он известен каждому паломнику. Место находится близ реки Сатис. Появление родника – тоже чудо преподобного, но не прижизненное, а уже посмертное. Старожилы передают, что в 1960-е он явился здесь, трижды ударил посохом, отчего из земли появился родник. Рассказывать о свершившемся, когда на религию шли гонения, было опасно, но люди узнавали о чуде, стремились сюда за исцелениями. Сложностей приходящим к святыне добавляло то, что рядом находился «режимный» объект. Власти попытались засыпать родник, но приехавшему бульдозеристу явился пожилой монах в белом со словами: «Не засыпай мой источник!». Потрясенный рабочий не смог выполнить порученное, а скоро его перевели на другое место.
Сейчас родник преподобного благоустроен: здесь стоит часовня, сделаны купальни.
В честь Казанской иконы Божией Матери
Он считается древнейшим, известным еще с XVI в. По преданию, при появлении родника многие видели Ангелов, несущих Казанский образ. Впоследствии жители не раз возводили здесь часовни, с любовью украшая их образами святых. Во время гонений начала XX в. часовню уничтожили, а иконы выбросили. Позже жители находили их по полям, прятали. Из этих святынь особенно замечательна икона Богородицы Казанской, найденная в 1933 г. Спустя 10 лет икона обновилась, ныне почитается как чудотворная.
Святого Пантелеймона
Родник недавно обустроен в непосредственной близости от Казанского источника, он отстоит от него не более чем на 20 м. Паломники считают одним из самых благоустроенных – здесь есть довольно большой бассейн. Обустройство родника сделано после празднования 100-летия канонизации прп. Серафима, в 2004 г.
Иконы Божией Матери Умиление
Это еще один родник близ древнего Казанского, его также обустроили и освятили в память любимого образа св. Серафима после 2003 г. Паломники говорят, что купание здесь особенно помогает при заболеваниях сердца, сосудов.
Фото мальчика исцеленного от источника прп.Серафима Саровского. Конец XIX в.
Преподобной Александры
Родник известен с конца XVIII в. Посвящение его прп. Александре Дивеевской, основательнице обители, связано с тем, что неподалеку находится ее могила. Именно из нее, по преданию, истек целебный ключ. Это чудо было далеко не единственным: многие видели, как у могилы сами зажигались свечи, блистал необычный свет, многие слышали колокольный звон. Родник же стал еще одним свидетельством святости подвижницы.
Сейчас источник находится не там, где был первоначально: в 1960-е на р. Вичкинзе появилась запруда, родник затопило, но он пробился снова, на нынешнем месте. С 2003 г. здесь освящена часовня.
Иверской иконы Божией Матери
Он находится южнее родника м. Александры, и известен по крайней мере несколько столетий. У крестьян, как рассказывают старожилы, было принято приходить сюда молиться о разных нуждах, но особенно – о дожде во время засухи. Издавна было замечено также, что вода особенно помогает одержимым духами нечистыми. Иверским источник также именовали многие столетия, здесь также постоянно была часовня. Существует она и сейчас. Подробнее об источниках можно почитать здесь: Целебные источники батюшки Серафима Саровского
Святой источник прп. Серафима в Цыгановке
Отзывы о монастырских чудесах и исцелениях
Множество побывавших на святом месте спешат поделиться своими впечатлениями, переживаниями, духовными открытиями.
Вот что рассказывает Артем Фофанов в социальной сети «В Контакте» о чуде, виденном им здесь:
И вот мы идём на встречу Троицкому, ещё не пройдя арку, как видим — нам люди махают, мол обернитесь быстрее, а сами крестятся, на камеру снимают. Мы обернулись и увидели в чистом небе радужный крест, крест был большой, и светлый, радужный, и вдруг мне стало небывало хорошо на душе. И это чувство сохранялось до самого входа в Троицкий, по дороге мы слышали как люди меж собой переговаривались про это чудо.
И тут я понял, во первых радуга всегда дугой — а тут крест, во вторых радуги зимой в — 25 не бывает, тем более в ясный день…»
Особенно же много происходит здесь исцелений. По воспоминаниям современников, при прославлении преподобного счет таким случаям шел на сотни, если не на тысячи. Не меньше их и сейчас.
Вот рассказ инокини А., который приводит сайт монастыря:
«До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил». Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Софья Рожкова пишет в социальной сети «В Контакте» (особенности стиля сохранены):
«Святая Русь», фимиам молитв которой однажды духом видел преподобный Серафим – ныне, к сожалению, прошлое, а возродится ли в будущем? Кто знает… Сюда едут с разным настроем: с верой и без нее, по любви к преподобному или ради «религиозного туризма». Несомненно одно – никто из посетивших Дивеево, не остается таким, как был. Ведь здесь – до сих пор место явственного присутствия Пречистой и множества святых, из которых первый – прп. Серафим.