чем склеить меха на гармошке
Изготовление меха для гармони
Изготовление меха для гармони и любых других музыкальных инструментов, имеющих воздушный мех(баян, аккордеон) ведут в определенной последовательности(кстати, вот здесь можно посмотреть видео изготовления меха на некоторых этапах в заводских условиях).
Раскрой и гофрирование картона
Сначала заготовки раскраивают для каркаса из картона при помощи ножа и линейки или механическими ножницами. Затем эти заготовки гофрируют вручную c помощью упорной линейки или на гофрировальном станке.
В собранных заготовках для меха увлажняют ребра борин и закладывают заготовки в зажимы, в которых их сушат в течение 8-10 ч. После этого заготовки срезают на «ус» по длине вручную или на круглопильном станке и в течение 4-6 ч выдерживают под прессом.
Приклеивание гофры к рамкам
Вязка углов и приклеивание лайковых ромбиков
Этот производственный дефект является скрытым, трудно обнаруживаемым при определении качества и приводящим даже новый мех в полную негодность.
Чтобы эти клеевые соединения получились высокого качества, выполняют следующие работы:
Убедившись, что склейка ромбиков довольно прочная и при сжатом положении каркаса не образуются разрывы по клею,мех сжимают, закладывают под пресс и выдерживают под ним в течение 4-6 ч.
Требования к лайке
Лайка для ромбиков должна быть квасцовая, обессоленная, хорошо продубленная, c мелким равномерным ворсом, плотная,эластичная, тягучая, мягкая на ощупь. Лицевая сторона ее должна быть гладкой, плотной и чистой, без жировых налетов. Окраска ее должна быть однородной и равномерной. Толщина лайки — в пределах 0,4-0,5 мм (ГОСТ 3673-47).
Оклейка тканью,дермантином,установка меховых уголков
Тонкости различных операций
Меховые рамки должны быть одинаковыми по размеру. B противном случае образуется перекос меха. Клеевые соединения должны быть прочными и обеспечивать полную герметичность.
Клеевой раствор не следует наносить на большое количество меховых борин, так как клей быстро застывает.
В процессе склеивания лайку прижимают к клеевому раствору постепенно, не выжимая клея. Участок лайки, прилегающий к нижнему изгибу борин, следует тщательно прижимать специальной гладилкой, так как пальцы руки не доходят до дна борин.
Ширина бортовых лайковых полосок, служащих для создания герметичности между корпусом и мехом, должна быть не более 5 мм.
Полоски бортовой лайки должны иметь одинаковую толщину.
Вот так делаю меха лично я:
Сергей Акимов
Фотографии Алексея Мехнецова
Чем склеить меха на гармошке
Добрый день, Николай!
Воздух может утекать:
дырки, сильно протертые места в мехе. Надо растянуть мех и подсвечивая фонариком или лампочкой снаружи или изнутри осмотреть его. Дырочки могут быть небольшие, поэтому надо тщательно проделать эту процедуру. Дефекты заклеить.
соединение деки с полукорпусами. Гармонь не новая, поэтому клей может высохнуть и растрескаться. Проверьте эти швы. Если нет герметичности, то можно залить клеем ПВА («Столяр», например).
крепление резонаторов к деке. Иногда оно ослабевает со временем, сделайте покрепче. Иногда выгибает деку (особенно если она деревянная, а у Вас она, я думаю, из фанеры). Посветите фонариком в темном помещении на нее со стороны меха. Если есть просветы, то дека имеет прогиб. Тогда надо заменить лайку на резонаторах (снизу резонатора приклеены полоски из лайки). Со временем она сжимается, становиться жесткой и не обеспечивает герметичность. Можно попробовать пройти по ней жесткой щеткой, поднять ворсинки.
рамки меха имеют уплотнение из лайки. Тоже со временем теряется герметичность. Обратите внимание на такой момент. Есть сторона меха, которая ближе к телу, нижняя часть меха трется о колени. Если мех снять, а потом закрепить лицевой стороной к телу (тогда, то что терлось о колени будет вверху), не так как было в течении долгого времени и более-менее обеспечивало герметичность, то в новом положении меха его может не быть.
Если по пунктам 1, 2,3 все нормально, то причина в рамках меха, его креплении в полукорпусах. Для пробы снаружи обклейте мех бумажным малярным скотчем шириной сантиметров 5 по периметру соединения. Вы тогда должны почувствовать, что воздух не уходит.
Если это так, то надо заняться этим соединением. Можно приклеить новую полоску лайки, но не тоньше чем было. Некоторые участники форума используют пористый полиуретан с самоклейкой. На форуме об этом писали, надо поискать.
Практически: взять сжатую гармонь за басовый ремень и отпустить правую часть (где кнопки) и мех должен растянуться за это время.
как заделать дыру в мехах?
Купил гармонь хорошо б/у. Имеются проблемы- правая сторона звучит плохо-тише, чем левая, а при нажатии нижних кнопок вместо звука какой-то фальцет выдаётся. Решил, что герметичность мехов нарушена, посмотрел-действительно самый правый уголок подклеен-дырка есть.Механика вроде бы нормальная, однако гармошке 39 лет, внутри фанерные перегородки имеют трещинки не критичные, но всё-таки хочется их ликвидировать. По этой части вопрос- как лучшим образом придать герметичность гармони? Чем необходимо заклеить меха(клей, материал)? Как создать полную герметичность между мехами и боковинами(чем уплотнить соединение)?
по обер-тонам, параллельно стоящих язычков, небольшая разница есть, но вроде бы не смертельно.
Ну и дермантин, коим меха обклеены снаружи малость потёрт у металлических уголков- чем можно замазать протёртости?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
1. «фанерные перегородки имеют трещинки не критичные, но всё-таки хочется их ликвидировать»
— трещинки залить эпоксидным клеем, предварительно отшкурив и обезжирив растворителем.
2. «Чем необходимо заклеить меха(клей, материал)?»
3. «какой-то фальцет выдаётся»
— скорей всего, дело не в дырке в мехах, а в смещении язычка относительно центра. Нужно подергать язычок за кончик, и, если он застревает, а не колеблется, нужно повернуть этот язычок вокруг заклепки так, чтобы он не застревал (не задевал об край)
«по обер-тонам, параллельно стоящих язычков, небольшая разница есть. «
— Так и должно быть, это называется «РОЗЛИВ», характерное отличие гармони от баяна.
4. «Как создать полную герметичность между мехами и боковинами(чем уплотнить соединение)?»
— вообще, положено для этих целей использовать кожу-лайку (тонкая перчаточная кожа). Но это большой дефицит, за неимением лучшего я купил коврик для ванной из пенополиуретана, такой, на полоски нашинкованный. Отрезал от него полоски и приклеил их на автомобильный силиконовый герметик типа «прокладка» вместо старого уплотнителя (лайки). Можно использовать пенорезину если есть где ее достать.
6.«кожа бьётся и грубый звук получается-как исправить излишнюю подвижность кожи (если клей капнуть, то какой)?»
7. «Ну и дермантин, коим меха обклеены снаружи малость потёрт у металлических уголков- чем можно замазать протёртости»
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Чем склеить меха на гармошке
После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.
Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.
После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.
Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.
Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.
ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.
Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
Планки приклеены специальной мастикой.
Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:
• Пчелиный воск
Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
• Скипидар (в хоз. магазине)
• Льняное масло (продается в аптеке)
• Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)
Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.
Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.
Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.
Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.
После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.
Как сделать мех?
IgorYa.Исусственную кожу можно использовать для ромбиков По мягкости,эластичности
она вполне подойдет.Только будет проблемотично ее хорошо приклеить.Ведь она вся
синтетическая,а ведь еще сверху нужно приклеить и ситец.А угол меха можно попробовать
отремонтировать следующим образом.Сначала нужно очистиь его от клея.Потом заново
сформировать этот угол наклекой кусочков твердой (можно из почтовой открытки)бумаги,
чтобы угол снова стал твердым.Только перед этим конечно еще нужно немного отодрать
сетец и ромбик.Когда угол высохнет и станет твердым,тогда уже можно будет подклеить
ромбик и ситец и уже потом обжать этот угол металлическим уголком.С уважением
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
grin47.Ранее я писал,что использовал искусственную кожу,а не кожезаменитель(это
большая разница)для оклейки ребер(борин)меха и служит она уже достаточно долго(года 3,4).Для изготовления ромбиков этот материал я не использовал и сколько он будет
служить в зтом качестве я не знаю.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Николай, там еще осложняется всё тем, что у прежнего хозяина изнутри был для жесткости приклеен очень толстый картон. Скорее всего на ПВА. Дак вот, я думаю, может весь этот картон отодрать, и уже всё акуратно переклеить. Вот, только получиться ли отодрать этот картон не повредив борины? С уважением, Игорь.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
igorYa.А картон приклеен по всему меху или только на сломаном угле? Вам ведь нужно
отремонтировать только конкретный угол.И поэтому может быть снять этот картон только в районе сломаного угла? А вдруг,если начнете снимать весь этот картон,то выявятся
еще какие-то проблемы? Ведь не эря же он был наклеен.Это не такая уж простая работа.
Тут надо все внимательно проанализировать и принять решение.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Николай, картон приклеен на половину длинны борины, поэтому меха разжимаются неравномерно.
Меха переклеены потомучто были намочены(скорее всего), а потом, как следствие, сломан картон.
Работа конечно не простая, но так хочется хорошие меха т.к. гармонь в хорошем состоянии.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
igorYa,Опять же мне не понятно,картон наклеен на половине только одной борины,или на
всех боринах(снизу,сверху,с боков)по всему меху.Ну попробуйте отодрать весь картон,
если клей позволит.А потом наклеить новый по всей длине борин.Видите,что-то посоветовать не видя в каком состоянии мех,трудно.Лучше бы,конечно,сделать новый мех,
но если не изчего делать,то нужно эксперементировать.Ведь выбросить мех всегда можно,только с чем останешься?.А клей для этих целей я использовал ПВА, но только не российский,а Южно-Корейский (FA 500).Он более густой и схватывает быстро.Вот все,что я могу Вам посоветовать.Желаю успеха.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Николай, я в данный момент нахожусь в Питере, так что в материалами проблем нет. Думаю решусь таки попробовать сделать свои меха, а пока и с этими поиграю. Спасибо за поддержку. С уважением, Игорь.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Вопрос к Писарцеву Николаю и к другим братьям
прилагающим свои руки для восстановления и ремонта гармоний.
Перелицовкой меха ещё незанимался,но часто возникает вопрос-заменить ситец!
1.Какую материю можно ещё,или лучше применить?
2.Как снять металлические уголки для следующего их применения?
Приемлемы ли уголки из нрж.стали?
3.Каким клеем оклееть ситец.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Konstantin.Поменять ситец-это еще та морока.Лучше без особой надобности этого
ткани,на гармонях в основном ситец.Он более тонок и расцветок меликое множество,и
поэтому мех будет более аккуратен.
Металлические уголки перед снятием нужно сначала немного отогнуть(разжать у
основания,где зубчики впиваются в картон),затем поддеть отверкой за край и он слетит.
Уголки иэ нержавейки я не встречал.Обычно они чем-то анодированы,в простых гармонях-
хуже покрытие(уголки через некоторое время темнеют),в баянах,аккордионах-хорошее, служат долго и в основном не темнеют.И если Вы сумеете изготовить уголки из
нержавейки-почему бы и нет.Ситец я клеил клеем ПВА,но не российским(мне кажется,что
он вообще ничего не клеит),а Южно-Корейским FA-500.Клея наносить нужно минимальное
количество и не на весь мех сразу,а оклеивать каждую борину отдельно.
Потом будет еще проблема-как ровно набить эти уголки и обжать их?Я их обжимал
На фабриках,я знаю,есть для этого специальный станок.Вот все,чем я могу поделиться
по этому вопросу.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.