чем склеил крылья дедал
Крылья Дедала и Икара
В Египте Делал построил рал величественных храмов и механизмов, которые могли сами двигаться. Затем он вернулся на Крит, где построил для царя Миноса дворец с бесчисленным количеством комнат, с таким огромным числом коридоров и такими запутанными ходами, что выйти оттуда было почт невозможно. Дворец понравился царю Миносу, поэтому он решил оставить Дедала навсегда у себя на острове. Но гениальный мастер начал тосковать по родному городу и решил убежать. Однако на всех дорогах и во всех портах дежурили стражники царя Миноса, следившие за тем, чтобы Дедал не скрылся. Поэтому Дедал решил бежать дорогой, которая оставалась свободной, — по воздуху. Он начал собирать перья и сортировать их по величине: мелкие складывал к мелким, а крупные к крупным. Когда перьев набралось много. Дедал стал связывать из них крылья, скрепляя перья воском.
В день побега Дедал предупредил своего сына, чтобы тот во всем следовал за отцом, не летел слишком близко к воде, так как волны могут захлестнуть крылья и отяжелить их, но и чтобы тот не летел слишком высоко, потому что солнце может растопить воск и перья распадутся. Беглецы взошли на высокую гору, взмахнули крыльями и взлетели в небо. Вскоре они оказались над морем. Долго летели они, и сыну Дедала наскучил однообразный полет на одной высоте, он взмахнул своими легкими крыльями и поднялся выше, еще взмах, и он уже скрылся за облаками, все ближе приближаясь к солнцу. Солнечные лучи растопили воск, которым были скреплены перья в крыльях Икара. С огромной высоты сын Дедала упал вниз, в воды Средиземного моря…
Имя Икар стало нарицательным.
Дедал и Икар
На данной странице можно прочитать один из мифов Древней Греции — Дедал и Икар. На основе этого мифа было создано множество произведений. Здесь представлены 2 варианта текста — в изложении Веры Васильевны Смирновой (1898 — 1977) — русской советской писательницы, и в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 — 1940) — русского историка, писателя, педагога и автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» 1922 года. Выберете интересующий вас вариант изложения и ознакомьтесь с его содержанием.
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Смирновой В.В.
Отрывок из книги: Смирнова В. Дедал и Икар // Герои эллады
Москва «Детская литература», 1971
В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.
Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены.
У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду — горшки, кувшины и круглые чаши.
Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.
Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.
Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.
До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
— Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару.
Дедал учит летать Икара
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.
Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Куна Н.А.
Миф изложен Н.А. Куном по поэме Овидия «Метаморфозы».
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются.
Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав.
Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы.
Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода.
Кносский дворец лабиринт
В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!
Икар — работа Анны Ходыревской
Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
— Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:
— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию.
Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце.
Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.
1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.
Чем склеил крылья дедал
ДЕДА ́ Л ( Δαίδαλος ), в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона (Plat. Ion. 533a), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. III 15, 8). Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Дедал — букв. « искусный » ). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина — имя племянника Пердикс; Hyg. Fab. 39), чьё мастерство вызывало зависть Дедала. Признанный виновным в ареопаге, Дедал после осуждения бежал на Крит к царю Миносу (Apollod. III 15, 9). На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок (Hom. Il. XVIII 590 след.). Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток (Verg. Aen. VI 27— 30). Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая (Hyg. Fab. 40). Сделав крылья (склеив перья воском), Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т. к. солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу (Ovid. Met. VIII 152— 262). Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Дедала это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой (Apollod. epit. I 13). Дедал же провёл остаток жизни на Сицилии. Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 206— 234.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
МАСТЕР ДЕДАЛ
Мастер Дедал
Что мы знаем о Дедале?
Якоб Питер Гови «Падение Икара»
Ну, напрягитесь, вспомните школьную программу 5 класса, мифы Древней Греции. Конечно! Дедал – великий мастер, изобретший массу нужных и интересных вещей (вот только каких – вспомнить уже сложнее). Построил лабиринт критскому царю Миносу, где жил страшный Минотавр, пожирающий людей. А еще он вместе с сыном Икаром бежал с Крита, соорудив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Икар погиб, не послушавшись отца и слишком близко подлетев к солнцу, растопившему воск. Вот, пожалуй, и все, что вспомнится о мастере Дедале. И это уже немало!
17th-century relief depicting the fall of Icarus, with a Cretan labyrinth bottom right (Musée Antoine Vivenel)
Дедал происходил из славного рода Метионидов, боковой ветви афинской царской династии Эрихтонидов. Он был внуком царя Эрихфея II и сыном Метиона (основателя рода Метионидов). Правда, взаимоотношения обоих родов не были безоблачными. Метиониды в свое время узурпировали власть в Афинах и правили там, «притесняя простой народ».
Кстати говоря, потомком Дедала был Сократ. Мудрый философ начинал когда-то как очень не плохой скульптор. И объяснял друзьям эти свои успехи именно родством с мастером Дедалом!
А знаете ли вы, что имя мастера – Дедал в буквальном переводе означает «искусный»?
2. 2. Изобретения (афинский период)
Дедал считается создателем всех столярных инструментов. Ему приписывают изобретение таких инструментов, как топор, бурав и отвес. Дедал первым натянул паруса и научил людей управлять парусными судами. Дедал жил в Афинах и был весьма почитаем согражданами за свое искусство. Здания, которые он строил, поражали красотой и величием, а созданные им статуи казались настолько живыми, что их приковывали цепями к стенам, опасаясь, как бы они не убежали. (Впрочем, возможно, статуи Дедала были снабжены хитроумными механизмами и, действительно, могли двигаться. Есть сведения, что в Древней Греции умели изготавливать такие скульптуры-автоматы.)
Вот лишь небольшой перечень творений Дедала, известных в древности:
3. 3. Убийство и изгнание
По народному поверью, Талос после смерти превратился в куропатку. Этим объясняли то, что куропатки боятся высоты и вьют свои гнезда на земле. Кстати говоря, некоторые исследователи противопоставляют Талоса Икару – сыну Дедала, который никакими талантами не блистал. И если последний, погиб, устремившись в небо, то Талос погиб при падении. Преступление стало известно властям, и Дедалу пришлось покинуть Афины.
Сам Дедал уже в изгнании представил свою версию этой трагедии. Якобы он покарал Талоса за то, что тот вступил в кровосмесительную связь с собственной матерью, сестрой Дедала, Поликастой.
О критском периоде жизни Дедала все более-менее знают. Здесь он построил свой знаменитый Лабиринт для Минотавра, здесь погиб его сын Икар. Но давайте обо всем по-порядку.
Басилева А.И. «Критский Лабиринт»
Дедал перед Пасифаей
Джулио Романо «Пасифая входит в деревянную телку, сооруженную Дедалом» (1530)
Дедал, уже по требованию Миноса и для сокрытия позора царской семьи, сделал Лабиринт, где и обитал Минотавр. Развалины дворца-Лабиринта, строительство которого приписывается Дедалу, сохранились на Крите до сих пор.
Минотавр. Рисунок на килике. Аттика.
Косвенно причастным Дедал оказался и к гибели Минотавра. Все мы знаем имя победителя – легендарного Тесея. Каждый знает и имя его возлюбленной – дочери Миноса прекрасной Ариадны. Знаем, что Ариадна дала Тесею клубок, с помощью которого он выбрался из Лабиринта. А научил этому Ариадну ни кто иной, как Дедал. По другой версии, он научил Тесея и его спутников священному танцу, имеющему очень сложный рисунок: танцующие двигались по круговым и расходящимся линиям, что символизировало поиски выхода из Лабиринта. Впоследствии этот танец стал популярен в Греции под названием «Журавель», его исполняли вместе мужчины и женщины. Один из греческих авторов, Поллукс, пишет: «Журавля танцевали все вместе, один за другим рядами, причем на обоих концах каждого ряда были свои вожаки».
Образы Икара и Дедала в искусстве
Царь Кокал правил городом Камик. Он радушно принял у себя известного мастера. Самыми большими почитательницами Дедала оказались дочери царя.
Остаток жизни мастер Дедал провел на Сицилии.
История Икара и Дедала
О чем история Икара и Дедала?
Любители греческой мифологии, как и любители Крита, вероятно, уже хорошо знакомы с Дедалом. Он был талантливым архитектором, который сконструировал легендарный Лабиринт Минотавра в Кноссе для удержания в нем этого мифического чудовища.
И если уж на то пошло, он сыграл важную роль в самом происхождении Минотавра, построив для одурманенной Пасифаи, жены царя Миноса, хитроумное изобретение, с помощью которого она смогла осуществить до конца свои замыслы по соблазнению белого быка.
Могущественный царь внимательно наблюдал за морями. Поэтому единственным способом выбраться с Крита было небо. Он хотел взять с собой своего сына Икара. Дедал принялся медленно конструировать крылья из собранных перьев птиц, от маленьких до больших. Он скрепил их веревкой и использовал воск, чтобы закрепить их у основания. Крылья получились, и они составили свой план, как покинуть остров Крит. Дедал предупредил Икара, чтобы тот быть осторожен и не приближаться слишком близко к волнам и морской пене, так как крылья могут намокнуть и стать слишком тяжелыми. С другой стороны, нельзя подниматься слишком близко к солнцу, так как воск может растаять.
«По левую руку Самос Юнонин уже, и Делос остался, и Парос; Справа остался Лебинт и обильная медом Калимна…” (Овидий “Метаморфозы”).
Все шло хорошо до тех пор, пока Икар, забывшись от радости полета, не поднялся слишком высоко в небо. Солнце растопило воск на его крыльях, и он упал в море. В память об Икаре получил название остров Икария, к западу от Самоса.
Почему миф о Дедале и Икаре считается трагедией?
Что символизирует Икар?
Более условно мы можем просто рассматривать этот миф как рассказ о том, как молодежь часто игнорирует советы тех, кто старше и опытнее, и о трагических последствиях, которые это может иметь. Когда мы узнаем больше об истории Дедала, мы можем проследить трагическое поэтическое возмездие за его поступок в прошлом.
Как умер Икар?
Икар умер от падения в море близ Самоса. Дедал увидел, что его больше нет с ним, и обыскал небо и море. Тело Икара было, наконец, выброшено на берег на другом острове, который теперь называется Икария. В некоторых версиях мифа Геракл узнает мальчика и приносит его к Дедалу.
Что случилось с Дедалом после смерти Икара?
На Крите, конечно, приветствовали Дедала, так как его репутация уникального мастера была известна на острове. Там разворачивались наиболее известные части его истории. Конечно, Дедал был убит горем из-за падения своего сына. Но на этом его история не заканчивается. В отличие от сестры, он продолжал жить.
Его крылья несли его до самого острова Сицилия. Он прибыл в царство Кокала, на южном побережье Сицилии. Там он построил храм Аполлону и повесил свои крылья в качестве жертвоприношения. Король Кокал приветствовал его. Конечно, он был впечатлен мастерством Дедала не меньше, чем афиняне и минойцы.
У Дедала была гениальная идея, но не такая как с нитью, которую он дал Ариадне, чтобы помочь Тесею выбраться из лабиринта, а в обратном направлении. Он проделал отверстие в кончике раковины и добавил туда каплю меда. Затем он привязал нить к муравью, который прошел по спирали внутри раковины в направлении к меду. Такая сообразительность стала полным доказательством и вдохновением, в которых нуждался царь Минос. Он выдвинулся на Сицилию.
Тем временем царь Кокал узнал об истинных намерениях царя Миноса. Он хотел хороших отношений с минойцами. Но ведь искусных архитекторов и ремесленников так трудно найти. В конце концов, когда Минос прибыл на остров, он не отдал ему ремесленника, а совершил убийство царя.
Дедал продолжил вести мирную и плодотворную жизнь на Сицилии. Помимо других работ, он построил сокровищницу для царя, создал искусственное озеро и использовал огромное тепло пещеры, чтобы нагревать воду для общественных бань.
Дедал и Икар в искусстве
Миф о Дедале и Икаре вдохновлял художников на протяжении веков. От фрески в Помпеях и неотразимого Караваджо до работ последователя прерафаэлитов Герберта Джеймса Дрейпера.
История Икара и Дедала будет вдохновлять еще многие поколения. А вы читали ее раньше?