чем сильнее мотивация тем эффективнее выполняется деятельность
Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?
Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее? Вряд ли найдется человек, который не знает, что такое мотивация и не слышал о ее разновидностях: мотивация внутренняя и внешняя, мотивация к и от… Но вопрос о том, как успешно мотивировать себя и, особенно, других, и поддерживать эту самую мотивацию на должном уровне продолжительное время, все-таки остается весьма загадочным для многих. Давайте постараемся внести большую ясность в вопрос о том, что же такое мотивация внутренняя и внешняя, и какая из них лучше.
В первую очередь проясним сам термин «мотивация». Под этим популярным сегодня словом скрывается сила, которая заставляет человека что-либо делать, если выражаться простыми словами. Это двигающая сила может исходить изнутри человека или же извне, и этим различаются мотивация внутренняя и внешняя. Еще выделяется амотивация (отсутствие мотивации как таковой). Считается, что если человек сам горит желанием что-то сделать, или же присутствует достаточный внешний стимул, вопрос о мотивации решается сам собой.
Однако же мы все хорошо знаем, что все совсем не так просто. Кто не сталкивался с ситуацией, когда прекрасно понимаешь необходимость какого-то действия, и оно может быть даже легким и приятным, но не можешь себя заставить его совершить?! А можете ли вы припомнить случаи, когда значительные внешние вознаграждения (в виде ли большой денежной премии, престижных преимуществ или других «плюшек») не сподвигали вас на подвиги?
За этими и многочисленными подобными историями скрывается то, что мотивационные механизмы не работают так примитивно и линейно. Чтобы вы, ваши дети или подчиненные проявляли желание и готовность действовать, делать что-либо конкретное, преодолевать инерцию, необходимо знать о мотивации ряд важнейших моментов. На самом деле вознаграждение и мотиваторы могут иметь обратный эффект. Но не будем забегать вперед. Мы постараемся осветить данный вопрос кратко и емко в нашей статье.
Чем отличается внутренняя мотивация от внешней
Для начала подчеркнем необходимость правильного понимания основных видов мотивации. Чаще всего внутреннюю мотивацию описывают как исходящую от самого человека, а внешнюю – от внешних источников. Таким образом, в категорию внутренней мотивированности закончить дело или реализовать проект попадают и волевые усилия, и намерение получить результат, чего бы это ни стоило. Однако же психологическое определение внутренней мотивации немного другое.
Внутренняя мотивация описывает действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых человеком в процессе этой деятельности. Таким образом, это свойство работы или деятельности, присущее им, а не человеку или его решениям. И, соответственно, к внешней мотивации относятся все иные причины выполнять работу или действия, помимо самого «кайфа» от них. Значит, если человека мотивирует тот конечный результат, который он получит после завершения своей деятельности, это опять-таки внешняя мотивация. Даже если он сам стремится к этому результату и никакие внешние вознаграждения его не подталкивают.
Внешняя мотивация связана с любыми иными причинами что-либо делать, помимо внутреннего «интересно и приятно». Такие награды и вознаграждения немного более осязаемы и конкретны и могут принимать множество различных форм. К примеру, внешние мотиваторы могут быть:
Идеальный вариант, когда человек сам горит желанием что-то сделать и лучшей наградой для него является сам процесс, встречается в жизни нечасто и обычно недолговечен. Поэтому в ход вступают различные поощрения, которые нам обещают работодатели, родители, тренеры и мы сами. Однако, опять же, кого-то предложение о повышении или бонусе за высокие показатели подстегнет работать в поте лица и выдавать сверхрезультаты, а кого-то нет. Да и себя можно уговаривать долго, расписывая все преимущества здоровья и стройной фигуры, но откладывать занятия спортом, как и год назад. Почему же внешние стимулы и вознаграждение не всегда работают и порой приводят к противоположному эффекту?
Почему внешняя мотивация не всегда работает
Кому-то это покажется парадоксальным, но внешняя мотивация может приводить к худшим результатам работы и убивать внутреннюю мотивацию. Более того, сформировать внешний стимул, который действительно бы стимулировал людей что-то делать, не так легко. Здесь нужно учитывать множество факторов, включая ряд психологических особенностей конкретного человека. Но обо всём по порядку.
Исследования, проводимые западными учеными, показали любопытные результаты. В 2013 году ученый Шелли Митчелл изучала особенности мотивации у тех, кто занимался конным спортом [Mitchell, 2013]. Ее исследование показало, что те, кто катался на лошадях для своего удовольствия, утрачивали это самое удовольствие при появлении внешних стимулов, таких как призы и место в иерархии (спортивная мотивация).Теперь наездники испытывали напряжение и психологическое давление во время езды вместо тех позитивных эмоций, которые присутствовали раньше: радость, свобода, расслабленность.
Если ранее наградой было само наслаждение занятием, то теперь его заменили материальные и социальные вознаграждения. Таким образом, для внутренней мотивации «Я делаю это, потому что мне это нравится» не осталось места.
И это не единственный пример, когда материальные награды действовали обратным задуманному образом. В другом исследовании участвовали студенты университета, которых разделили на две группы [Deci, 1971]. В одной группе участники выполняли задания, просто потому что они были им интересны, в другой же студентам платили за выполнение этих же заданий. Выяснилось, что здесь вновь материальный стимул разрушительно повлиял на внутреннюю мотивацию. Те студенты, которым оплачивали задания, теряли интерес к их выполнению в будущем, если за них не будут платить. В первой же группе такого не произошло. При этом изначально обе группы студентов одинаково наслаждалась таким видом деятельности.
Данный эксперимент наглядно показывает, что при замене внутренний мотивации внешней может получиться так, что люди перестанут быть заинтересованными в работе или деятельности. При исчезновении вознаграждения человек отказывается выполнять то, что совсем недавно было ему в радость и интересно.
Такой психологический феномен получил название эффекта сверхоправдания (сверхобоснования) (англ. overjustification effect), и его не стоит сбрасывать со счетов, если вы хотите привить любовь к чтению или учебе у своих детей или поощрить своих подчиненных к лучшим результатам в работе. С другой стороны, наличие щедрого вознаграждения или его всевозрастающие размеры необязательно будут эффективны.
Теория вознаграждения далеко не всегда работает в чистом виде, и ученые продолжают ломать голову и разгадывать механизмы мотивации. Полвека назад была предложена модель, которая проливает некоторый свет на то, что делает внешнюю мотивацию эффективной. Она известна как теория ожиданий Виктора Врума. Ей стоит уделить отдельное внимание.
Теория ожиданий Виктора Врума
Психолог Виктор Врум исследовал, как можно управлять мотивацией работников в сфере трудовых взаимоотношений. В 1964 году он сформулировал теорию, в которой описал некоторые механизмы, от которых зависит мотивированность людей к работе и высокая продуктивность.
Врум подошел к вопросам мотивации с учётом психологических особенностей индивидуальности. Мотивация здесь рассматривается как то, что определяет выбор одной из форм добровольного поведения, и то, что человек видит, как результат этого выбора, и влияет на него. Врум выделил три ключевых компонента, от которых зависит, насколько человек будет мотивирован что-либо делать. Это ожидание, содействие (инструментальность) и валентность. Расшифруем эти понятия:
Теория ожиданий мотивации создавалась Врумом для применения в сфере трудовых отношений и менеджмента, и с момента своего появления в 1964 году подверглась множеству дополнений и критике. В основном нарекания вызывала упрощенность модели, и было показано, что в некоторых случаях подобный подход не имеет эффективности или теряет ее с течением времени. Тем не менее разработанная Виктором Врумом система представляет собой более точно описывающую модель мотивации чем, к примеру, теория поощрения (incentive theory). Согласно последней, для создания мотивации достаточно лишь вознаграждать желаемое поведение (т.е. просто подвесить перед кем-то «морковку»).
Важно осознавать, что у любой теории есть свои ограничения, и уж тем более у той, что описывает такой сложный и мало предсказуемый аппарат как личная мотивация человека и его отношение к работе. Единственный вывод, который мы смело можем сделать – это то, что в деле мотивации универсальных правил и механизмов, как и неизменных, вечных констант и всегда работающих схем не бывает. Подходящие «кнуты», «пряники» и «морковки» нужно подбирать индивидуально для разных людей и разных ситуаций.
К тому же другие научные работы продемонстрировали, что на внешнюю мотивацию влияют такие субъективные характеристики человека как самооценка, локус контроля (степень уверенности в том, что я сам способен контролировать обстоятельства, влияющие на мою жизнь), самоэффективность (убеждение в том, что в сложной ситуации я смогу активно и эффективно действовать) и невротизм. К примеру, похвала будет работать в меньшей степени на людей с высокой самооценкой, чем на тех, кто ищет подтверждения своей значимости. С другой стороны, тот, у кого зашкаливает тревога или есть потребность доказать что-то, может работать усерднее и упорнее других, и его поведение легче стимулировать меньшими вознаграждениями.
Мы рассмотрели спектр различных факторов, влияющих на мотивацию, настало время подвести итоги. А еще давайте посмотрим, как можно приложить вышесказанное к жизни. Но прежде — небольшой тест на проверку того, как усвоился материал статьи:
А теперь подытожим.
Резюме
Мотивационная сила, которая движет человеком, может быть связана с самой деятельностью, а может исходить извне и определяться массой других факторов. В первом случае мы говорим о внутренней мотивации и испытываемых позитивных эмоциях от самой деятельности, во втором – о внешней. Управлять обеими этими характеристиками сложно, ведь они на самом деле крайне субъективны и бывают мало подконтрольны волевым и рациональным внушениям, особенно в долгосрочной перспективе.
Если речь заходит о внешней мотивации, чтобы она была эффективной, необходимо учитывать ряд факторов – как индивидуальных, так и ситуационных. Так, психологические особенности человека будут играть свою роль, а что касается вознаграждения за труды, оно должно быть действительно значимо в данном конкретном случае. К тому же человек должен быть уверен как в том, что награда будет справедливо распределена, так и в том, что он в состоянии показать результаты, достойные ее.
Итак, управлять внешней мотивацией не так просто, но с внутренней дело обстоит еще сложнее. Трудно заставить кого-то получать наслаждение от деятельности, если она неинтересна и неприятна, даже самого себя, не правда ли? Вопрос о том, как можно разжечь в себе или в ком-то желание что-то делать и «подкрутить» внутреннюю мотивацию, конечно же, занимает человечество давно, и на этот счет существуют различные взгляды и имеются некоторые открытия. Это большая тема, и ей стоит посвятить отдельную статью.
А пока предлагаем вам лучше разобраться в своих внутренних психических механизмах и приобрести способность управлять собой на нашей онлайн-программе «Психическая саморегуляция». Она поможет вам научиться справляться со сложными жизненными ситуациями и лучше использовать свои внутренние ресурсы.
Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы
Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности. Ведущая деятельность — это такая деятельность,
в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью является ролевая игра (знаменитые «дочки-матери» для девочек и «война» для мальчиков). В ролевой игре дети формируют межличностные отношения, учатся действовать совместно и «примеряют» на себя социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, путь развития мотивацион-ной сферы личности заключается в увязывании различных деятель-ностей в сложную иерархическую структуру. Их «узлы» завязываются в той системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность. По Д.Б. Эльконину, смена ведущих деятельностей внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой цикличный процесс, определяющий преимущественное развитие то социальной (коммуникативной), то предметной (познавательной) потребности, характеризующей каждый этап (см. подробнее гл. 10).
1. В чем заключается суть процесса опредмечивания потребности? Что является результатом этого процесса?
2. Чем человеческие потребности отличаются от потребностей представителей растительного и животного мира?
3. Какова роль физиологических и культурных факторов в формировании нарушений пищевого поведения различного рода: ожирении, нервной анорексии, булимии?
4. Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного?
5. Что такое модель «иерархии потребностей» А. Маслоу? Как представляют иерархичность мотивационной сферы другие авторы?
6. Для каких целей психологи используют Тематический апперцептивный тест (ТАТ)?
1. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?
А. Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.
Б. Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания подвыпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не происходит, а второй — бросается на помощь.
1 2. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках. ■А. Бихевиоризма.
Б. Деятельностного подхода.
3. В основе функционирования какой из перечисленных ниже потребностей лежит принцип гомеостаза?
B. Потребности в сне.
4. Какой безусловный рефлекс лежит в основе познавательной потребности человека?
A. Рефлекс избегания опасности. Б. Ориентировочный рефлекс.
I В. Хватательный рефлекс.
5. На сколько процентов, по мнению А. Маслоу, у среднего гражданина Западного общества удовлетворена потребность в самоактуализации?
6. Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что.
A. Чем сильнее мотивация, тем эффективнее выполняется деятельность. Б. Оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем
B. Эффективность выполнения задания не зависит от мотивационно-
го состояния человека.
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
2. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. С.-Пб., 2002.
Js 3. Леонтьев АЛ. Лекции по общей психологии. М., 2000. 4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1 и 2. М., 1986.
1. Джидарьян ИЛ. Эстетическая потребность. М., 1976.
2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и
3. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб., 1999.
4. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
5. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под Ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И., М., 1976.
6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля
Говорят, что несчастье — хорошая школа; может быть.- Но счастье есть лучший университет.
Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум — только вечное правило для руководства ею.
5.1. Общая характеристика эмоций
Представьте себе, что вы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у вас радости, а известие о болезни друга — печали; вас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет вас равнодушным.
У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» (1884) приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать. Все функции и действия в моей жизни сохранились, но они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения,, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором
живет. По мнению С.Л. Рубинштейна, именно эмоция является первичной формой психического (в этом состоит один из пунктов полемики С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, считавшего ощущение субъективным критерием наличия психики).
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Подчеркнем, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире. | К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью. Так, аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности (С.Л. Рубинштейн). Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обстоятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции). Говорят также об обобщенных чувствах: чувстве юмора, иронии, возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. Эти чувства могут проявляться более или менее ситуативно, но по большей части они выступают как формы целостного отношения человека к миру. Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов. В дальнейшем мы будем рассматривать только эмоции, так как принципы функционирования всех упомянутых форм эмоциональных состояний являются практически аналогичными.
А теперь попробуйте рассказать о своей эмоции другому человеку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каждый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удивление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это наблюдение подводит нас к мысли о телесности эмоций. Действительно, любая эмоция представля-
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и
5.1. Общая характеристика эмоций
ет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, переживаем ее и, в-третьих, выражаем.
5.1.1. Функции эмоций
Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном (см. гл. 2). Разум.и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы — Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями (см., например, ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта» или ст. 113 «Причинение вреда здоровью в состоянии аффекта» в УК РФ).
Однако уже Ч. Дарвин (1872) говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, — хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в
кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бег-0яву (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения (см. подробнее гл. 8), как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
I функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное насторажива-ние по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение». По мнению П.К. Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Например, удовольствие от питья возникает как бы само по себе до того, как организм действительно обезвожен (см. гл. 4). Таким образом, эмоция приобретает автономную роль в побуждении поведения живого существа (есть — потому что вкусно, а не от голода).
Следообразующая функция эмоций отчетливо видна на примере развития ребенка. Каждый родитель знает, как трудно убедить ребенка не совершать опасных действий. Но стоит ему в буквальном смысле «обжечься», как он навсегда запоминает значение слова «нельзя». Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, Приобретают определенный эмоциональный маркер. Справедлива Пословица: «Обжегшись на молоке, дуют и на воду». В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он Приобретает и патологические, нерациональные формы фобий (см.
Поскольку суть следообразующей функции эмоций заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем, некоторые авторы склонны говорить об эвристической (от греч. heurisko — нахожу) или предвосхищающей функции эмоций (O.K. Тихомиров, 1969).
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля
5.1. Общая характеристика эмоций
Функция побуждения и поддержания деятельности. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от променада. Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи (см. гл. 10).
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. «Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта», — пишет О.Г. Маурер (1960). Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова (1972). Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности (П) и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и достуцной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если Ин Ид — то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных — снижает их интенсивность. Проиллюстрировать концепцию Симонова можно с помощью известной басни Крылова «Лиса и виноград». Негативная эмоция разочарования от недостижимости винограда ослабляет желание Лисы достичь его.
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окруже-
ния. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики (экспрессия тела) постигается в ходе социализации. При этом одни и те же позы и жесты в разных культурах могут отражать различные эмоции.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Однако, по замечанию В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта». Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, Действительно приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, гипертония, инфаркт и др.).