чем сердиться лучше помириться
Классный час на тему: «Чем сердиться- лучше помириться!»
Данный классный час в игровой форме заставит третьеклассников задуматься о своём поведении, отношении к окружающим, покажет им преимущества добра и любви к миру. Они научатся прощать и просить прощение.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Чем сердиться- лучше помириться!»»
Классный час для учащихся 3 класса
«Чем сердиться, лучше помириться»
Цель: способствовать формированию нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения
Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Учить мирным путём выходить из конфликтных ситуаций, сосуществовать в коллективе;
Воспитывать уважение к окружающим, умение сопереживать, приходить на помощь.
Звучит песня «Большой хоровод»
— Добрый день. Прежде чем начать наш кл. час, я предлагаю всем встать и, пожимая руку рядом стоящему однокласснику, пожелать удачи Упражнение «Пожелание удачи»
1)- Как ваше настроение после веселой песни и теплых рукопожатий? (дети показывают большим пальцем руки).
— Но свое хорошее настроение вы с легкостью превращаете в плохое.
— А что часто является причиной плохого настроения?
— Вы сможете ответить на этот вопрос, послушав сказку. Анастасии Нееловой «Тысячецвет». А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. После прочтения, я вам буду задавать вопросы.
— Вот так грустно закончилась эта поучительная сказка.
— Что произошло в этой сказке? (Тысячецвет не простил ручеек, а ручеек обиделся на цветок). Произошла ссора.
— А из-за чего произошла ссора? (из-за пустяка).
— К чему же привела эта ссора? (Пустячная ссора привела к гибели друга).
— И в жизни с нами может произойти трагедия, если во время не остановиться.
На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил? Представьте, что ручеек простил цветочек и напоил его. Перечислите добрые качества, которые появились бы в цветочке после этого. Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?
— Что же может испортить любому человеку хорошее настроение?
(Обычная ссора, после которой друзья разобиделись друг на друга.
— А что нужно сделать, чтобы все опять было хорошо?(Помириться).
2.- У нас в народе так и говорят: «Чем сердиться, лучше помириться».
— Таки называется тема нашего занятия: «Чем сердиться, лучше помириться».
— Обычные ссоры происходят между нами постоянно. Мы обижаемся по пустякам на братьев, сестер, своих родителей: мам и пап. Ходим по квартире и дуемся на весь свет.
— А кто-то, может скажет, подумаешь, поссорился. Что я не проживу без…(друзей и родных)?
— Поэтому я предлагаю на занятии доказать себе и всем верно или ошибочно утверждение «Чем сердиться, лучше помириться».
Сердиться (словарь С.И. Ожегова)— быть в раздражении, гневе, чувствовать злобу к кому-нибудь.
— А что означает «Мириться»?
— Отмечается наличие только хороших качеств.
— Побеждает примирение. Ведь человек не может существовать один, нам надо постоянно с кем-нибудь общаться и играть.
(Ставим под словом МИРИТЬСЯ 1 балл, а под СЕРДИТЬСЯ – 0 баллов)
— Вспомните, а вы ссоритесь по пустякам?
-Вспомните свои ссоры, из-за чего они случились? (Дети рассказывают:«Я поссорился с …, потому что он…не так посмотрел, наступил нечаянно на ногу, надел случайно чужие вещи….).
4.- А вы когда-нибудь видели себя со стороны во время ссоры?
— Посмотрите на экран, как выглядят люди (а значит и вы) во время гнева.
(картинки агрессивных людей)
— Вот и вы бываете такими неприятными и некрасивыми во время выяснения отношений.
(по щелчку – картинка миролюбивых людей).
— Приятнее, когда человек улыбается или злится? С какими людьми вы хотели бы общаться, дружить?
— Значит, опять побеждает МИР. Ставим еще 1 балл.
— А сейчас проведем небольшую разминку
— Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе не трудно.Труднее себя остановить.
5.Игра «Возьми себя в руки»(дети играют стоя у парт).
Или скажи себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя.
(Игра: загадываем число до 10, считаем, на кого укажем, тот становиться в позу выдержанного человека или говорит «Стоп»).
— Плохие поступки причиняют нам боль, тревожат, обижают, мы сердимся, они мешают заниматься с удовольствием своим любимым делом, мешают дружить, общаться с другими людьми.
— Обида—это всегда неприятное состояние, плохое настроение.
— Возьмите в руки перышки. Какие они? (легкие, мягкие, нежные, теплые, приятные и т.д.). Вот таким бывает сердце, когда ты дружен, миролюбив с окружающими и всегда готов простить обидчика.
— А теперь возьмите в руки камешки. Какие они? (твердые, холодные, тяжелые). Вот такими бываем мы, когда злимся, таким грузом ложится на сердце обида.
— Когда мы не можем простить, у нас на душе очень тяжело, как камешек вот этот.
7.- Врачи провели исследования и сделали научное открытие:если копитьобиду в сердце, то она может перерасти в злость, а потом и в болезни.
Так что теперь научно доказано: обижаться вредно.
— Поэтому будьте добрей, мягче и умейте прощать, не носите на душе камень.
— А это еще одно очко в пользу поговорки «Чем сердиться, лучше помириться».
8.А теперь закройте глаза и загибайте пальцы по очереди, если хотите ответить на мой вопрос «Да» Я обманываю? ДА
Я кричу на других? ДА
Я беру чужие вещи без разрешения? ДА
Я не выполняю обещания? ДА
Я обижаю других словом, делом? ДА
Я в мыслях осуждаю других? ДА
Но я себе все это прощаю, т. к. очень себя люблю? ДА
Значит, и других я должен прощать? ДА
— Давайте подсчитаем очки. Что побеждает? ПРИМИРЕНИЕ!
9.- А раз так, то надо теперь вспомните слова примирения
— Или просто сказать: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав».
— А что легче обидеть человека или попросить прощения?
— Поэтому когда человек просит прощения, он сам себя воспитывает: тренирует силу воли. Он делается сильнее и лучше. Только сильный человек может признать свою вину и извиниться.
— А теперь пришло время сделать вывод по нашему исследованию.
Верно ли выражение:«Чем сердиться, лучше помириться»?
(Дети перечисляют доказательства:
-мирный человек выглядит куда приятнее, чем злой,
— с друзьями интереснее и они могут всегда придти на помощь,
— не страшны никакие болезни,
— мир, дружба – это всегда хорошее настроение).
Занятие «Чем сердиться лучше помириться»
Тема внеурочного занятия: « Чем сердиться лучше помириться» «Умение прощать»
Направление социальное: « Школа общения»
— помочь детям осознать, что прощение – необходимая черта характера;
-формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
-развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
— воспитывать уважение к одноклассникам.
-помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других;
-развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
-развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности;
-создание условий для толерантного взаимодействия школьников;
Оборудование: музыкальное сопровождение. Комьютер, фломастеры, карандаши, листочки для творческих работ, картонные кирпичики, бусинки.
Девиз : Добро желаешь – добро и делай.
1.Беседа. Как ты понимаешь это высказывание
2. Прослушивание песни «От улыбки станет всем светлей».
-О чём сегодня мы с вами будем беседовать?
-Какая будет цель? ( всегда дружить)
-Значит какая перед нами встанет задача сегодня на уроке? (научиться не ссориться, дружить, уступить другу другу)
3 . А теперь послушайте небольшую историю
Однажды сова Майка, которая сидела на самой верхушке дуба поссорилась с другой совой Уйкой напротив, из-за того, что у одной место лучше, чем у другой. Сова Майка, которая жила на удобном и красивом дубе, в теплом и уютном месте, решила пригласить свою подругу в гости на обед, помириться, но Уйка не приняла приглашения, т.к. была на нее в обиде. И решила Сова Майка пригласить всех своих друзе. Пришли гости и все вместе стали отмечать новоселье, а сова Уйка, которая обиделась, скучала и плакала на своем одиноком старом дубе.
— Кто является героями этого рассказа?( Майка, Уйка)
— Кто из них был добрее? ( Майка),
-Почему сова Уйка не пришла? ( была гордая, злая, злапамятная )
Чем всё закончилось?
Вывод: Чем сердится, лучше помириться. На доске словарные слова.
-Что такое ссора? серьезная размолвка, взаимная перебранка. взаимная вражда, сопровождающаяся полным прекращением отношений, серьезная размолвка
Что такое мир? ( Дружеские согласные отношения между кем-н., отсутствие разногласий, вражды или ссоры.)
4.Ученик читает стихотворение
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил.
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом — ты, матросом — я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька — так несмело
Вошел с поникшей толовой: —
Прости уж! Сердишься. За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: — Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь
Ребята, как вы считаете, останутся ли эти мальчики друзьями? (ответы детей) Почему вы так считаете? (Один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок, другой его простил)
Как вы думаете, человек сразу рождается со своим характером?
Меняется ли характер человека в течение жизни или нет? (Ответы детей). Характер человека зависит от того, какими качествами мы обладаем.
1.Что надо положить в его основу, чтобы дом был прочным?( фундамент)
На доске рассыпаны слова:
2. Какое слово надо взять и положить его в основу характера?
(Любовь) – слово ставится вниз
3.Почему любовь? (Потому, что любовь нужна всем: и людям, и животным и природе. Только любовь может сохранить жизнь на нашей планете).
4.Какие «кирпичики» вы взяли для строительства? (ответы детей)
(Аккуратность, доброта, дисциплинированность, усидчивость.) Эти слова ставятся сверху
Учитель: У одних из вас эти черты хорошо видны, у других они только рождаются. Так и должно быть, не огорчайтесь.
5.А какие «кирпичики» остались? (Злость, зависть, обидчивость). Почему?
Учитель: Я согласна с вами, эти качества делают нашу жизнь безрадостной.
Чувство обиды знакомо каждому человеку с раннего детства. Обидчиком может оказаться кто угодно, но сильнее всего мы обижаемся на близких нам людей.
Вспомните, что вы испытывали, когда вас обидел кто- то? (злость, агрессию, желание отомстить)
А когда вы обижали? (стыд, одиночество). Но ведь все это портит нам здоровье, нарушает нормальное течение жизни, заставляет чувствовать себя несчастными, лишает радости жизни. Люди по-разному реагируют на жизненные неурядицы. Кто-то может смахнуть негативное чувство, простить обидчика, а кто-то обижается на долгие годы, помнит малейшие подробности случившегося.
6. Что для вас труднее самому попросить прощения или простить?
Как избавиться от обиды? Легко ли обидеть другого человека? (Легко).
Легко ли обидеться самому? ( Легко).
Легко ли простить? (Трудно. Неудобно. Не хочется).
Учитель : Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо труднее.
Но прощать все-таки надо, учитесь прощать с радостью. Научишься прощать и сам будешь прощен. Но как научиться прощать?
7. Выход из затруднительного положения « Возлюби ближнего как самого себя»
Учитель : Бывает так, что отношения между людьми очень сложные, как поступить?
есть заповеди Иисуса Христа. Вот одна из них, которая учит нас как нам относиться друг к другу: « Возлюби ближнего твоего, как самого себя ».
Ответьте себе мысленно на вопросы ( да или нет ):
Я кричу на других? ДА
Я беру чужие вещи без разрешения? ДА
Я не выполняю обещания? ДА
Я обижаю других словом, делом? ДА
Я в мыслях осуждаю других? ДА
Но я себе все это прощаю, т. к. очень себя люблю? ДА
Значит, и других я должен прощать? ДА
1.Что значит простить? ( не таить обиду; не сердиться; не упрекать, первым помириться).
2. Какая черта характера поможет вам простить обиду?
( Смелость, любовь, сострадание, уважение, великодушие, чувство ответственности.
3. А сейчас назовите то ощущение, которые вы испытываете, когда сумели простить обиду: удивление, облегчение, радость, счастье, желание начать новую жизнь и др.
Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг.
Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться.
Прощайте любые обиды, не осуждайте других, не гордитесь, не хвастайтесь ни тем, что у вас есть, ни тем, что вы делаете; помогайте друг другу, будьте добрыми сердцем, берегитесь от злых дел и от нехороших мыслей, не завидуйте, учитесь послушанию.
Вывод : Тогда вы сами заметите, как будут меняться ваши отношения с людьми. Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям и родителям. Не забывайте, золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.
Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.
— Учитель: Я буду вам называть сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина доктор Айболит, Бармалей.)
10.Игра «Обыграй ситуацию
Учитель : Ребята, скажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (высказывания)
Как вы себя чувствуете после такого спора? (высказывания)
1.Я положу этот коврик на середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте, что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое. Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор) Дети высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу.
-Что легче? 1.Просить прощение или 2.Прощать-?
Мудрые мысли (любую одну притчу прочитать и над ней поработать, т. е чему она учит)
11. Работа с притчами
1.Один древний философ проводил занятие с учениками. Неожиданно в это помещение стремительно вошел мужчина и начал оскорблять философа. Тот молчал и никак не реагировал, терпеливо ожидая, когда мужчина закончит свою тираду и уйдет. Не получив в ответ ни слова, мужчина ушел. Ученики стали спрашивать своего учителя, почему он ничего не ответил на оскорбления? На что философ сказал: «А зачем?»
-Ну как же? Он вас оскорблял!
Тогда философ обратился к одному из учеников: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»
2. Притча о Добре и Зле.
Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
— Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)
— Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло. Притчи о дружбе
которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
-Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
(детям раздаются листочки, чтобы они написали слова, которые помогают быть миру, затем все эти листочки крепятся к плакату, который висит на доске)
13 Игра « Вместе целая семья» ( Учитель раздаёт бусинки детям)
Кому сегодняшняя беседа понравилась?
А может не понравилась?
Сегодня на этом уроке чему вы научились?
Кто теперь будет стараться не ссориться?
Также подойдите к своему смайлику.
Не всегда в моём классе бывает благополучная атмосфера, вот поэтому с целью :
— воспитания дружеских взаимоотношений, доброжелательности, уважения друг к другу;
— формирования коммуникативных навыков общения в коллективе, в группах и стало необходимостью провести внеурочное занятие по духовно-нравственному воспитанию, который называется
«Чем сердится лучше помириться».
На первом этапе урока я предоставила детям прослушать песню «От улыбки станет всем светлей. Дети её не только прослушали, но и пропели и при помощи наводящих вопросов старались определить цели и задачи занятия.
Затем дети познакомились с очень интересной историей про сову Майку и на вопрос Какая будет тема занятия. Сами определи, что речь пойдёт о дружбе. Фото Тема занятия: « Чем сердится лучше помириться ».
2. Фото Моделировани е игровой ситуации « Коврик мира ». На коврике одна игрушка, а девочек двое. Как быть? Может у вас есть предложение, как разрешить эту ситуацию, чтобы не было ссоры. Девочки инсценируют свою беседу.
рубрика «Выход из затруднения», ФОТО
Здесь я использовала одну из десяти заповедь « Возлюби ближнего как самого себя»
Я кричу на других? ДА
Я беру чужие вещи без разрешения? ДА
Я не выполняю обещания? ДА
Я обижаю других словом, делом? ДА
Я в мыслях осуждаю других? ДА
Но я себе все это прощаю? ДА
Я себе прощаю, потому что себя очень люблю? ДА
Значит, и других я должен прощать? ДА
Что значит простить? не таить обиду; не сердиться; не упрекать, первым помириться
Сейчас будем строить характер. На доске разбросаны разные кирпичики- слова: любовь, аккуратность, доброта, дисциплинированность, усидчивость, злость, зависть, обидчивость.
Раздаю листочки, где они пишут разные слова которые помогают сохранять мир. (крепим на плакат).
Мудрые мысли. Здесь я использовала притчу. Это не просто тексты, рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Один древний философ проводил занятие с учениками. Неожиданно в это помещение стремительно вошел мужчина и начал оскорблять философа. Тот молчал и никак не реагировал, терпеливо ожидая, когда мужчина закончит свою тираду и уйдет. Не получив в ответ ни слова, мужчина ушел. Ученики стали спрашивать своего учителя, почему он ничего не ответил на оскорбления? На что философ сказал: «А зачем?»
-Ну как же? Он вас оскорблял!
Тогда философ обратился к одному из учеников: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»
Внеклассное занятие. Вопрос ответ: «Чем сердиться, лучше помириться»
Тема: «Чем сердиться, лучше помириться»
Цели:
1. Объяснить влияние обиды на отношения.
2. Выявить причины непрощения.
3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Предварительная подготовка:
Введение:
Ученикам задаются вопросы, а они встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.
■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
■ Кто не любит, когда над ним подшучивают?
■ Кто получал прозвища?
■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше. »?
■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
■ Кто на злобные слова отвечает шуткой?
■ Кто прощал, когда его обижали?
— Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.
Первый вопрос для дискуссии.
— Каковы причины непрощения?
Из ответов учеников нужно вывести и записать на ватмане основные причины:
1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);
2) гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);
3) жажда справедливости (пока обидчик не понес наказания, человек считает себя вправе обижаться на него);
4) самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль и т. п.);
5) низкая самооценка (для таких людей простить означало бы понизить планку самооценки еще ниже, а также лишиться сочувствия со стороны других);
6) болезненность нанесенной обиды (сама мысль об обиде причиняет боль, человек не желает вспоминать об этой боли, особенно если рана слишком глубока и о ней хочется забыть, запрятав боль далеко внутрь себя);
7) мнение окружающих (в мире бытует неправильное представление о прощении, в окружающей жизни полно негативных примеров воздаяния, что еще больше культивируется в кинофильмах, друзья в качестве поддержки оправдывают непрощение, считают такое отношение справедливым);
8) отношение друзей (человек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и отвергнут);
9) неспособность простить самого себя (человек склонен переносить критику с себя на других людей — то, что не нравится в себе, трудно воспринимается и в других);
10) неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).
— Что же такое прощение?
Для объяснения можно пойти от противного: выяснить, чем прощение не является:
1) понимание мотивов, объяснение и оправдание действий обидчика (этого недостаточно для прощения, необходимо принять решение, отпустить боль из сердца);
2) все забыть (некоторые думают, что со временем обида сама стирается с души, забывается, особенно если о ней не думать; но закапывание в себе боли не приносит душевного исцеления; время не может простить вместо человека, оно только помогает справиться с обидой, но само по себе ничего не дает);
3) непонимание того, что на кого-то обижен (возможно, обида уже давно забылась, но все еще сказывается на психическом состоянии, мешает в отношениях с людьми, создает внутренние комплексы, зажатость, беспокойство и т. п.; такими, например, бывают обиды, причиненные в детстве плохим отношением родителей и др.);
4) отрицание факта обиды (когда человек не признается даже сам себе, что обиделся на кого-то, как будто ничего не произошло, но на подсознательном уровне страдает из-за живущего в душе непрощения);
5) слова «Я простил тебя» (человек может сказать это, но продолжать обижаться; некоторые думают, что благодаря своему признанию обида и боль автоматически уйдут, но этого чаще всего не происходит). Основные пункты записываются на листе ватмана. Непрощение относится к внутреннему состоянию человека. Оно ранит самого обиженного, причиняя ему боль, даже если порой он этого не осознает. Непрощение приносит беспокойство и злобу, которые отравляют душу. Непрощение разрушает общение с людьми и мешает их наладить.
Второй вопрос для дискуссии.
— Как узнать, простил я обидчика или нет?
Вместе с классом вывести признаки непрощения:
1) огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды);
2) жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика);
3) уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде);
4) отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком — человек начинает избегать встреч с ним; присутствие того, кто причинил когда-то боль, просто невыносимо; человек говорит: «Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи», это свидетельствует о непрощении);
5) требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба, например, обидчик должен заплатить деньги или приобрести какую-нибудь вещь, сделать подарок, публично признать свою вину, встать на колени и т. д.; если этого не происходит, обида так и продолжает сидеть в сердце). Ответы записать на ватмане.
Третий вопрос для дискуссии.
— Все ли обиды я должен прощать? Или есть проступки, которые должны быть наказаны мной?
Дискуссию можно сделать более острой, если задать дополнительные вопросы, например такие:
— Как относиться к террористам или насильникам? Что, если в результате их действий пострадали мои близкие родственники, друзья?
— Можно ли простить, если нанесен тяжелый физический или моральный ущерб?
Такие вопросы следует задавать осторожно, потому что они могут нечаянно ранить кого-нибудь и даже навредить.
Четвертый вопрос для дискуссии.
— Как научиться прощать обиды?
1. Надо постараться за своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и искренне желать освободиться от него. Прощение — это добровольное решение человека.
2. Подумать и вспомнить случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас обижают меня.
3. Если я в ответ причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше и достоин не меньшего презрения, чем он.
4. Поговорить с другом, кем-нибудь из взрослых или психологом о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.
5. Постараться примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделать первый шаг.
Заключение:
— Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним. Решение, простить или нет, зависит только от меня, никто другой этого не сделает вместо меня.