чем рыбы кормят своих детей
Заботятся ли рыбы о своих «детях»?
Большинство рыб абсолютно не заботится о судьбе своего будущего потомства. Они откладывают икру и покидают место нереста, а некоторые виды рыб и вовсе способны размножаться только лишь один раз и вскоре после этого погибают. Живородящие рыбы способны сразу же съесть своё собственное потомство в том случае, если они будут в этот момент голодны.
Некоторые виды рыб, обычно те, у которых икры гораздо меньше, тщательно оберегают её. Так, у самок колюшек одним из критериев при выборе самца является соответствующее требованиям безопасности гнездо для потомства, которое он соорудит.
Не менее интересно заботятся о своём потомстве рыбы тилапии. Выметанную икру самка вынашивает в своей пасти, именно там соблюдается необходимый для икры температурный режим. После того, как потомство появляется на свет, она постоянно находится рядом с ними. При возникновении опасности для мальков самка открывает рот и они, заплывая туда, спасаются от угрожающих им, но не матери, хищников.
Сколько икринок откладывают рыбы?
Забота о потомстве сводится обычно к обеспечению сохранности икры. Она либо откладывается в месте, наиболее недоступном для хищников, либо, по возможности, оберегается от них родителями. За один раз самка вымётывает несколько тысяч икринок. Но лишь немногим малькам удастся вылупиться и вырасти. Большинство икринок не будут оплодотворены или погибнут. После появления из икры, мальки обычно способны развиваться самостоятельно и вполне сформированы.
Кто из рыб воспитывает детёнышей?
Обычно о своих детях заботятся только рыбы, которые вымётывают небольшое количество икры, или живородящие виды рыб. У живородящих рыб, детёныши которых развиваются и питаются за счёт матери, зачастую появляется всего один детёныш, которого они всячески оберегают. Так, например, происходит у некоторых видов акул. Родители не только оберегают их от опасности, но и обучают охоте.
Какая рыба подбрасывает свои икринки другим?
Не только среди людей и птиц встречаются существа, не желающие выхаживать и воспитывать собственное потомство: в мире рыб также можно столкнуться со своеобразной «кукушкой». Вот, например, небольшой бахромчатоусый сомик, который обитает в африканском озере Танганьика, замечен за довольно неблаговидным делом: свои икринки, которых может быть около 50 штук, он подбрасывает рыбам, «вынашивающим» свое потомство во рту. Интересно, что, стремясь сделать все, чтобы «добавка» была не так заметна, этот сом уничтожает «родные» икринки будущих «родителей» своих мальков. Точно также поступают и появившиеся на свет «младенцы» бахромчатоусых сомов: не успев вылупиться, они успешно избавляются от своих многочисленных конкурентов.
Где находится детский сад для молоди многих морских обитателей?
Наилучшие условия для проживания личинок и очень молодых особей различных обитателей моря создаются в слое воды, находящемся под самой поверхностью и имеющем толщину не более 5 см. Здесь находится наиболее плодородная морская область. В подповерхностном слое наилучшие условия освещения, здесь сосредоточено большое количество минеральных солей и различных органических веществ. Совокупность этих условий объясняет, почему именно здесь сосредоточено большинство бактерий и водорослей, а также мелких простейших животных, личинок ракообразных, рыб, червей, моллюсков и огромное количество взрослых особей мелких беспозвоночных. Все это скопление органической массы составляет нейстон, который был подробно исследован зоологом Ю. П. Зайцевым.
В словаре можно прочитать следующее определение: «Нейстон (от греч. „neustos“ — „плавающий“) — совокупность организмов, прикрепляющихся к поверхностной плёнке воды, передвигающихся по ней сверху (эпинейстон) или снизу (гипонейстон). Нейстон составляют: простейшие, одноклеточные водоросли, клопы-водомерки, жуки-вертячки, личинки комаров, некоторые ветвистоусые рачки, лёгочные моллюски и другие мелкие, большей частью пресноводные, организмы».
Неудивительно, что такое скопление живой массы, которая может служить кормом для молоди различных морских животных, заставляет молодые особи держаться в этом поверхностном слое. По мере подрастания они покидают свой «детский сад» и перемещаются в места обитания, присущие их виду. А до тех пор мальки рыб или маленькие представители других морских животных не покидают пятисантиметровый подповерхностный слой. Для многих приспособленных к фильтрации воды животных они сами служат пищей, так как являются частью общей биомассы нейстона.
Презентация «Забота о потомстве у рыб»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Забота о потомстве у рыб
Описание слайда:
Описание слайда:
В течение многих миллионов лет вырабатывались у рыб самые удивительные способы заботы о потомстве. Одни рыбы выискивают и находят надежные места для метания икры, другие по-разному оберегают икру, а затем и молодь до полного перехода ее к самостоятельной жизни.
Описание слайда:
Вот примеры заботы о потомстве у рыб, некоторых видов.
Так, самка лососевых рыб очищает в месте будущего нереста дно реки от ила. Затем, действуя хвостом, устраивает продолговатую яму, в которую и мечет икру порциями по мере ее созревания. Оплодотворенную икру самка боковыми движениями тела и хвоста забрасывает песком и гравием, воздвигая так называемый нерестовый бугор, на который течение наносит еще больше песка. Таким образом, икра и мальки на ранних стадиях развиваются, защищенные песком от многочисленных врагов, а во многих случаях и от промерзания.
Описание слайда:
Некоторые рыбы для защиты икры или мальков строят гнезда. Огромное, диаметром до двух метров, плавающее гнездо устраивает африканский длиннорыл.
Описание слайда:
Самец трехиглой колюшки строит из водорослей, скрепляя их клейким выделением желез, шарообразное гнездо с двумя выходами. В это гнездо он загоняет самок, тут же оплодотворяет выметанную ими икру и продолжает поступать так, пока гнездо не наполнится икрой. После этого он располагается над ним и, усиленно двигая грудными плавниками, вызывает циркуляцию воды, что способствует развитию икры. По вылуплении молоди самец оберегает ее, бросаясь на врагов, даже значительно превышающих его самого размерами.
Описание слайда:
Рыбка из рисовых полей Южного Китая тоже строит гнездо, но из чего? … из воздуха. Это похоже на магию – в чистом аквариуме вдруг начинает появляться пена на поверхности воды. А если эту пену убрать? – она появится снова. Это трудится самец макропода. Он подплывает к поверхности, заглатывает воздух и выпускает струйку пузырьков изо рта, которые и образуют мистическую пену. В эту пену, после грациозной, страстной брачной игры и нереста, самец и самка ртом переносят икру и там её складывают. После этого самец прогоняет самку и заботится о гнезде самостоятельно.
Описание слайда:
Самец судака расчищает на дне место для будущей кладки икры, затем охраняет ее, очищает от ила, смывая его сильными движениями грудных плавников. Если кладка остается без сторожевого самца, то охрану продолжает другой.
Описание слайда:
У самцов морских игл и морских коньков на нижней стороне вдоль брюха образуются две продольные кожистые складки, в которые самки (обычно несколько) мечут икру. Когда пространство между складками заполняется икрой, края их у морских коньков срастаются, образуя замкнутую камеру. В стенках ее развивается богатый кровеносными сосудами слой, по-видимому, доставляющий икре, а позже малькам питательные вещества. После того как желточный пузырь у мальков всосется, камера раскрывается, и мальки покидают ее.
Описание слайда:
Самец пинагора (Cyclopterus lumpus) не только охраняет отложенную самкой икру, но в случае ее подсыхания во время отлива плещет на нее хвостом и поливает водой изо рта, а по выходе мальков охраняет их, и мальки при опасности облепляют его со всех сторон, пользуясь при этом брюшными плавниками, видоизмененными в присоски.
Описание слайда:
У самки сомика аспредо (Aspredo levis) ко времени нереста кожа на брюхе становится губчатой, и рыба, нажимая брюхом на оплодотворенную икру, вдавливает ее себе в кожу. Впоследствии в каждой икринке вырастает особый, богатый кровеносными сосудами стебелек, который питает икринку. По выходе мальков эти стебельки отмирают, и кожа на брюхе рыбы приобретает нормальное строение.
Описание слайда:
Рыбка оризиас носит оплодотворенную икру наподобие кенгуру под брюшком, и икра всегда находиться на глубине в комфортных условиях. Незадолго до выклева личинок, самка роняет гроздь икринок в глубоководном месте, исключая возможность гибели кладки.
Описание слайда:
Маленькие рыбки копеины откладывают свою икру на листики, свисающие над водой. Если это вам не кажется удивительным, попробуйте произвести потомство под водой. Самец и самка синхронно прыгают на листик, делая сальто в воздухе. На листике самка метает икру, а самец её оплодотворяет. После этого они падают обратно в воду, но затем снова прыгают – отложить на этот же листик следующую порцию икры. Хоть икра и находиться вне зоны хищников, на открытом воздухе она может банально высохнуть. Но этого не происходит, так как самец с заботливостью садовника оберегающего свой сад, брызгает на кладку капельки воды, смачивая икру пока через сутки из неё не вылупятся мальки и не упадут в воду.
Описание слайда:
Некоторые рыбки обеспечивают своим детенышам не только достойную охрану, но и кормят их на первых порах. Дискусы кормят своих малышей питательными выделениями, выступающих на поверхности их кожи. После кормежки малыши присасываются к телу рыбы и путешествуют с ней под её же охраной. За потомством ухаживают обе рыбки, и кормят они малышей поочередно.
Описание слайда:
Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия: она носит икру и молодь в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, выжидают. Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и. мальки тут же устремляются в убежище — рот матери.
Описание слайда:
Некоторые виды рыб для выращивания своего потомства пользуются «помощью» других животных. Так, например, небольшая глубоководная рыбка карепрокт, обитающая в Охотском море, весной поднимается из придонных вод и откладывает икру на жабры камчатским крабам. Икра карепроктов, как в инкубаторе, развивается под панцирем крабов, омываемая водой, обогащенной кислородом. Кроме того, с наступлением тепла крабы поднимаются на прогретое солнцем мелководье, и вылупляющиеся из икринок мальки получают возможность дальнейшего роста в теплых и богатых пищей прибрежных водах.
Описание слайда:
У самки горчака (Rodeus sericeus, из семейства карповых, широко распространен в европейской части Союза и на Дальнем Востоке) перед нерестом вырастает тонкий длинный яйцеклад, при помощи которого рыбка откладывает икру в мантийную полость (через сифон) двустворчатого моллюска — беззубки или перловицы. Самец горчака, находящийся поблизости, выливает молоки около моллюска, в которого самка отложила икру, и моллюск с водой втягивает их в мантийную полость. Оплодотворенная икра претерпевает дальнейшее развитие в жабрах моллюска, из которых выходит вполне сформировавшаяся молодь.
Описание слайда:
Как показывает статистика, какая-либо забота о потомстве характерна для очень небольшого числа видов рыб. Причем чаще всего эта забота падает на плечи самцов, самки заботятся об икре и мальках значительно реже, а участие в этом процессе обоих родителей представляет собой большую редкость.
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Лабораторная работа «Строение трубчатой кости»
Презентация по биологии в 7 классе «Тип Кольчатые черви»
Индивидуальная карта работы ученика на уроке биологии по теме «Лишайники»
Конспект урока по биологии » Лишайники»
Презентация к уроку «Лишайники»
Презентация к уроку «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Индивидуальный лист ученика на уроке Строение и жизнедеятельность бактерий
Приложение 4 к конспекту урока Строение и жизнедеятельность бактерий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420993 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Питание ребенка: рыбный стол. Как выбрать рыбу для первого прикорма
Когда вводить в рацион питания малыша рыбу. Кулинарные секреты приготовления рыбы. Как правильно выбрать рыбу. Рецепты рыбных блюд.
Дорофея Апаева врач-педиатр
Когда ваш малыш освоит блюда из овощей, каши, творог и мясо, настанет пора познакомить его и с рыбными продуктами. Как и в каком возрасте это лучше сделать?
Наряду с молочными продуктами, яйцами и мясом, рыба является источником полноценного высококачественного белка. Вместе с тем, в каждом из названных продуктов присутствуют уникальные, неповторимые белки, отличающиеся от других аминокислотным составом. Вот почему диетологи рекомендуют разнообразное питание.
Пробуем рыбу. С чего начать?
Вводить рыбу в рацион здорового малыша следует примерно через 3-4 недели после введения мясного прикорма, то есть в 9-10 месяцев. Однако нужно учитывать, что рыба является одним из самых сильных пищевых аллергенов, поэтому детям-аллергикам введение в рацион рыбных блюд начинают уже после 1 года и с особой осторожностью. В идеале, особенно у малышей с ярко выраженной аллергической предрасположенностью, начало рыбного прикорма согласуют с врачом-аллергологом, наблюдающим ребенка.
Для знакомства малыша с рыбой подойдут нежирные сорта: пикша, треска, минтай, камбала, хек. Можно приготовить рыбу в домашних условиях или использовать готовые рыбные консервы для детского питания. Начать следует с ¼ чайной ложки, обычно в виде рыбного пюре, лучше в одно из утренних кормлений, чтобы иметь возможность до вечера внимательно наблюдать за крохой. Аллергические проявления могут иметь вид кожной сыпи, срыгиваний или рвоты, расстройства стула. Как правило, они наблюдаются через несколько часов после встречи с аллергеном.
Если вы заметили у крохи те или иные аллергические проявления после того, как дали ему отведать рыбное блюдо, от дальнейшего знакомства с этим сортом следует воздержаться. Переждите неделю-другую, предлагая малышу только те продукты, к которым он уже привык. После того как состояние нормализуется, можно попробовать дать ему другой сорт рыбы. Иногда аллергические реакции развиваются только на морскую или, напротив, только на речную рыбу. Часто детишки, страдающие аллергией к одним видам рыбы, вполне спокойно переносят другие сорта. Может случиться и так, что один и тот же сорт рыбы, скажем, вызывает аллергию при домашнем приготовлении, но хорошо переносится в консервированном (то есть промышленном) виде, или наоборот.
Если первое знакомство прошло гладко, и вы не отметили негативных проявлений, на следующий день можете предложить малышу 1 чайную ложку рыбы. Если и в этом случае все в порядке, можете постепенно увеличивать ежедневную дозу до возрастной нормы. В одно кормление ребенок в возрасте 9-10 месяцев может съедать около 50 г рыбы, к 11-12 месяцам можно предложить ему до 60-70 г. У рыбных белков есть еще одно свойство: аллергия на них нередко связана с эффектом накопления. Это значит, что если предлагать блюда из рыбы слишком часто, риск развития аллергических реакций на них значительно повышается. Именно поэтому предлагать малышу рыбные продукты следует не чаще 2-3 раз в неделю, потенциальным аллергикам (разумеется, переносящим конкретный сорт рыбы) — 1 раза в неделю.
Осторожно, аллергия!
С особой настороженностью следует отнестись к аллергическим реакциям немедленного типа (они появляются практически сразу после приема пищи), которые, хоть и редко, но, к сожалению, могут возникать при употреблении в пищу рыбы. Самой безобидной из таких реакций является крапивница. К более грозным относятся покраснение и/или отечность губ вскоре после еды, осиплость голоса. Подобные симптомы могут быть признаками развития отека Квинке — опасного состояния, характеризующегося отеком тканей лица, а в 20% — и слизистой оболочки гортани, затрудняющим дыхание.
Если вдруг вы заметите у малыша беспокойство, бледность или синюшность лица, сочетающиеся с затруднением дыхания, немедленно вызывайте «скорую помощь» и дайте ребенку любое антигистаминное средство (для детей до 3 лет предпочтительнее ЗИРТЕК или ФЕНИСТИЛ в каплях в возрастной дозировке). Если вы отметили у своего крохи появление аллергической реакции немедленного типа, в последующем вам следует быть крайне осторожными, если станете готовить этот сорт рыбы для других домочадцев. Рыба в некотором смысле является уникальным продуктом: аллергическая реакция может возникнуть от одного ее запаха! Дело в том, что обычно запах пищи обусловлен летучими низкомолекулярными соединениями, практически не способными вызвать аллергический ответ. Но рыбный запах обусловлен белковыми молекулами и потому может вызывать аллергическую реакцию у предрасположенных людей.
Рыбными продуктами заменяют в выбранные дни соответствующие блюда из мяса. Поначалу малышу будет проще управиться с рыбным пюре, позже его можно будет заменить пудингами с рыбой, рыбными тефтелями или паровыми котлетками. В 1 год малютке уже можно предложить вареную или печеную рыбу, приготовленную для остальных членов семьи. Во всех случаях следует тщательнейшим образом удалять из рыбы все косточки, даже самые мелкие, ведь малыш не в состоянии отделить их самостоятельно и может подавиться. Старайтесь не предлагать младенцу жирные сорта рыб, так как они могут вызвать кишечное расстройство. Рыбные бульоны не используют в детском питании примерно до 3 лет: они слишком насыщены экстрактивными веществами, являющимися ненужными стимуляторами для незрелой пищеварительной системы малышей, а особо ценными свойствами при этом не отличаются. Также детишкам до 3 лет не предлагают икру и морепродукты, как блюда с высоким аллергенным потенциалом.
Какую рыбу выбрать для прикорма
Для приготовления блюд при условии переносимости лучше использовать морскую рыбу: она богата йодом, необходимым для работы щитовидной железы. Кроме того, считается, что пресноводная рыба «собирает» соли тяжелых металлов, которыми могут быть загрязнены воды рек и озер. Наилучшим сортом из пресноводных, достойным маленького гурмана, считается форель.
Любая рыба особенно вкусна зимой и весной, пока не выметала икру. Если вы покупаете целую рыбу, обратите внимание на ее свежесть. У свежей рыбы чистые, ярко-красные жабры, выпуклые и светлые глаза, ровная блестящая чешуя. Появление слизи в жаберных щелях, пленки на глазах, потускневшей или местами слущенной чешуи ставят под сомнение качество продукта. Охлажденная рыба хранится холодильнике не более 2-4 дней. Если вы привыкли приобретать замороженную рыбу, знайте: правильно замороженные тушки при постукивании издают звонкий звук, внешние признаки свежести замороженной рыбы — те же, что и у охлажденной. Мякоть у свежезамороженной рыбы в разрезе белого или бледно-розового цвета, а у замороженной вторично — темноватой окраски. Хранить замороженную рыбу в холодильнике рекомендуется не более 2-3 дней, а разморозив — немедленно использовать. О неправильном хранении рыбы говорят вмятины на тушке, желтизна прогорклого жира и его запах.
Для питания детей вы также можете использовать специальные детские консервы. Чаще всего рыба выпускается не в чистом виде, а составе рыбно-овощных и иногда — рыбно-крупяных блюд. Овощи помогают обогатить конечный продукт пищевыми волокнами, которыми бедна рыба, что значительно повышает биологическую ценность блюда. Для изготовления детских консервов используют морскую (треска, хек, минтай, лосось) или речную рыбу (судак, форель). Обычно она составляет от 10 до 30% массы продукта. В качестве овощного компонента используются картофель, цветная капуста, брокколи, морковь, кабачок, тыква, зеленый горошек, фасоль. Из круп в состав консервов включают рис, перловую, гречневую, манную крупы, кукурузу, овес. Иногда консервированные рыбные блюда наряду с небольшим количеством рыбьего жира содержат и растительные масла — оливковое, подсолнечное, соевое, кукурузное, рапсовое, а иногда — и жиры животного происхождения — сливочное масло.
Для улучшения вкусовых качеств конечных блюд добавляют зелень и пряности. В качестве консерванта может быть добавлена аскорбиновая кислота.
Готовим рыбные блюда дома
Рыбное пюре
Филе рыбы (без кожи) — 60 г,
молоко и растительное масло — по 1ч. ложке.
Филе отварить в небольшом количестве воды в течение 15-20 минут, остудить, пропустить через мясорубку или взбить в блендере, предварительно удалив все косточки. Добавить молоко, масло, соль, хорошо перемешать и довести до кипения на слабом огне.
Суфле рыбное паровое
Рыбное филе отварить, удалить все кости. Пропустить через мясорубку с мелкой решеткой, добавить густой молочный соус (молоко вскипятить с мукой в течение 5-8 минут), сливочное масло, яичный желток, перемешать, осторожно ввести в фарш взбитый белок. Массу выложить в смазанную маслом форму и довести до готовности на водяной бане под крышкой в течение 15-20 минут.
Рыбный пудинг
Филе рыбы — 100 г,
картофель — 1/2 шт.,
масло — 2 ч. ложки,
молоко — 2 ст. ложки,
яйцо — 1/4 шт.
Сварить очищенный картофель до полной готовности, слить воду, размять деревянным пестиком так, чтобы не было комочков, и развести молоком. Рыбу сварить в подсоленной воде, отделить все кости. Мякоть мелко нарубить, смешать с картофелем, слегка посолить, добавить растопленное сливочное масло (1 ч. ложку), желток и взбитый в густую пену белок. Форму смазать маслом, выложить в нее массу, закрыть крышкой, поставить на водяную баню и варить 20-30 минут.
Рыбные тефтели
Филе рыбы — 60 г,
хлеб пшеничный — 10 г,
желток — 1/4 шт.,
вода — 10 мл,
растительное масло — 4 мл.
Рыбное филе (например, трески) освободить от костей, пропустить через мясорубку с размоченным в воде кусочком хлеба, добавить яичный желток и растительное масло, тщательно перемешать. Из полученной массы слепить шарики, уложить в посуду, наполовину заполненную водой, и варить на медленном огне в течение 20-30 минут.
Котлеты рыбные паровые
Филе рыбное — 80 г,
молоко — 25 мл,
хлеб белый — 10 г,
яйцо — 1/4 шт.
Рыбное филе пропустить через мясорубку, добавить размоченный в молоке белый хлеб, вымешать, опять пропустить через мясорубку, посолить, взбить яйцо и вымешать до получения однородной пышной массы. Сформовать из массы котлеты, приготовить их на пару, уложив на решетку паровой кастрюли (специальные решетчатые вставки для приготовления паровых блюд в обычных кастрюлях можно приобрести в хозяйственных отделах универсальных магазинов), в течение 20-30 минут.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.