чем рисуют дети младшей группы
Консультация для воспитателей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»
Алла Чугуева
Консультация для воспитателей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»
Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет
душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить
радость в своем труде.
Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс рисования, лепки не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Первые действия малыша с кистью, карандашом, комком глины обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия своего рисунка, лепки приятен ребенку и радует его.
Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по изодеятельности в том числе. Игровые приемы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым.
Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить в течение недели одно занятие рисованием и одно лепкой. Количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым.Однако чередование их иногда может быть нарушено: в одну неделю могут проводиться два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой.Это дает возможность закрепить полученные умения: недельный перерыв велик для малыша, и он забывает, что узнал, чему научился на предыдущем занятии.
Программными задачами по рисованию в I младшей группе являются:
-вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.
-формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из глины лепят;
— развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой;
— подводить детей к изображению знакомых предметов;
— обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;
— привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями;
— побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
— вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;
— побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
— развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их,уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия окружающей жизни и игры;
— формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок);
— учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
— учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.
Материал, используемый в I младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, фломастеры, краски, кисти, глина, пластилин. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый,желтый,черный).
На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов.При этом используем следующие приемы рисования красками:
— протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента, слева-направо – длинная дорога;
— сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой
-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);
— кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);
— кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).
Например:карандашом рисуем дождик: ритмом штрихов передаем капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке, выделяем синий цвет среди других цветов;
Дорисовывали усы коту путем ритмичности проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга;
После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется педагогом, проводится занятие по замыслу детей. Конечно, назвать эти занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу”нельзя: малыши изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или повторяют изображения, усвоенные ранее.
Когда дети овладевают некоторыми умениями и навыками, можно рисовать коллективно. Коллективные работы выполняются небольшими подгруппами по 8-10 детей. Эта работа доставляет детям радость от рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.
По рисованию красками могут быть следующие темы:
“Курочка” (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;
В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых рисунков. Рассматривая их с детьми,прежде всего нужно обращать внимание детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.
Например: “Вот как много красивых цветов мы нарисовали. Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами”, или “Как много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед”.
Работы, выполненные в течение месяца можно вывесить на выставке-стенде (файловая папка) для просмотра родителями, где указана тема, цель работы, какого числа выполнена.
Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и первая буква фамилии ребенка). Остальные работы можно хранить в пластмассовой папке, в отдельных файлах для каждого ребенка. Они необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.
Для проведения мониторинга по развитию ребенка, можно пользоваться диагностическими картами по рисованию и лепке, в которые вносятся результаты обследования детей 3 раза в год. По результатам мониторинга необходимо проводить индивидуальную работу, вносить изменения в планирование.
Карта для диагностики:
Держать правильно карандаш, кисть-Проводить прямые горизонталь-ные линии- Проводить прямые вертикальные линии- Рисовать предметы округлой формы- Ритмично наносить мазки Называть изображение-
Итоговый ровень развития умений.
сентябрь- январь- май O
Уровень умений всей группы
-Раскатывать круговыми движениями ладоней
-Сплющивать комочек между ладонями
-Отщипывать маленькие комочки от большого куска (глины, пластилина
Уровень развития умений за год %
До35%- низкий уровень, 35-65%- средний, 65-100%-высокий уровень
На занятиях по рисованию необходимо использовать следующие методы и приемы:
1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах (наблюдение за листопадом, прогулка по лужайке,игры- “прокати мяч воротца”, “намотай ниточку на клубочек”,“по ровненькой дорожке ходили наши ножки”.
2. Метод пассивных движений- используется для того, чтобы ребенок легче овладел соответствующими движениями при рисовании; в воздухе проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.
— вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;
— однонаправленные движения –горизонтальные: дорожки, линеечки;
Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.
Занятия по лепке в детском саду начинается в I младшей группе. Они открывают для малыша большие возможности, развивает детское творчество, вооружает детей изобразительными и техническими умениями.
Обучение лепке в I младшей группесводится к следующим задачам:
— вызвать у детей интерес к лепке;
— знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине;
— учить аккуратно пользоваться материалами;
— учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.);
— учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
— учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
— приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку. Занятия лепкой чередуются с рисованием (по 1 занятию в неделю).
На занятиях надо использовать в основном глину, соленое тесто, пластилин.
Занятия лепкой чередуются с рисованием (по 1 занятию в неделю).
Знакомство с глиной проводили так: “Это глина. Она мягкая. От нее можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску, колобок.
Вначале дети начинают лепить предметы простейшей цилиндрической формы.Например: столбики, карандаши, палочки.Затем шаровидной формы: колобки, мячи, шары.
После чего начинают изображать более сложные формы.Например: “бревенчатый домик для Мишки”, “баранки для угощения любимой куклы”, “печенье и пряники для новогодних подарков”.
Используя раннее изученные способы работы с глиной, к концу года дети могут по-разному объединять кусочки глины, скатывая-раскатывая их, получать сходство с реальными предметами, именно в такой игре с глиной и заключается у малышей занятия лепкой по замыслу.
Готовые работы можно располагать на выставочную доску, где у каждого ребенка своя картинка.
При анализе, необходимо обращать внимание на все работы в целом, хвалить работу детей и обыгрывать их.
Например, вылепленные “колобки” пришли похвалить Дед и Баба; вылепленные “баранки” предложили для угощения медвежатам, щенятам; “пряники” и “печенье” – под новогоднюю песенку подарили клоуну Клепе.
До следующего занятия можно обратиться к этим работам еще раз, полюбоваться на них, и снова обыграть их (“Какие вкусные баранки мы приготовили на угощение”, “Скорей бы пришла весна, чтобы наша красивая гусеница вышла погулять на травку).
Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родители могут забрать их домой.
Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования и лепки надо проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий утром или во второй половине дня.
Работать надо по подгруппам 2-3 ребенка под руководством воспитателя.
Во время этой работы необходимо закреплять навыки правильного выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.
Для индивидуальной работы по лепке можно использовать пластилин или соленое тесто, т. к. организация работы с глиной занимает много времени и из нее более «грязный»процесс лепки.
В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую художественно-эстетическому развитию детей.
Для работы по изодеятельности необходимо приобрести различного вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки, маркеры, фломастеры, всевозможные печати, тычки, глину, пластилин, емкость для краски и воды, дощечки, мольберт – это оборудование находится в специальных контейнерах в недоступном для детей месте.
На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для раскрашивания и рассматривания, контуры для раскрашивания, книги, трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету, цветные конструкторы, фланелеграф – все это должно находиться в доступном для детей месте.
Консультация для родителей Удивительный мир цветных карандашей, пальчиковых красок и волшебной кисточки“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека.
Развиваем творческие способности “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника”. Роден Детское творчество – это мир ярких, удивительных.
Занятия по рисованию во второй младшей группе
Ирина Новик
Занятия по рисованию во второй младшей группе
Занятия по рисованию во второй младшей группе
Для младших дошкольников занятия рисованием составляют основу учебно-воспитательного процесса. В возрасте 3–4 лет (вторая младшая группа) у детей благодаря урокам по изобразительному искусству происходит активное развитие психических процессов, в частности мышления и восприятия. Кроме того, в рисовании бесформенных, хаотичных линий проявляются творческие задатки, передающие представления малышей о мире вокруг.
Значение изобразительного искусства для детей 3–4 лет
Изобразительное искусство — это результат художественно-творческой деятельности, отображающей представления автора об окружающем мире. В этом смысле ключевым понятием для организации образовательного процесса в детском саду является изобразительная деятельность ребёнка, включающая рисование, лепку и аппликацию. Причём именно рисование является для детей самым доступным способом выразить свои переживания и эмоции. Педагогу рисунки помогают понять малыша, который ещё не владеет речью на достаточном уровне или имеет сложности в общении со взрослыми, сверстниками. В процессе создания рисунка ребёнок учится сравнивать реальные объекты со своими представлениями о них. А также именно этот вид изобразительной деятельности способен увлечь самых непоседливых дошколят.
Целями занятий рисованиемв дошкольном образовательном учреждении является:
• знакомство с прикладным искусством, в частности с произведениями архитектуры, живописи, народными промыслами;
• развитие умения всесторонне изучать предмет, замечая и анализируя его цвет, форму, структуру;
• расширение опыта тактильных ощущений, наблюдательности;
• тренировка глазомера, мелкой моторики
• развитие творческих способностей и навыков передачи окружающих реалий в самостоятельно выполненных работах;
• формирование эстетических представлений о красоте;
• воспитание художественного вкуса.
Задачи занятий рисованием во второй младшей группе
Для реализации поставленных целей на уроках изобразительным творчеством педагогом решаются следующие задачи:
• обучить приёмам отображения на плоскости прямых и круглых линий — дорожек, тропинок, мячиков и пр. (этот навык является ключевым для дальнейшего накопления приёмов изображения предметов — волнистых линий, зигзагообразных и пр.);
• знакомить с принципом раскладывания образа на несколько частей, имеющих геометрические формы (например, неваляшка — из кругов, солнце — из круга и прямых);
• учить передавать в рисунке объекты прямоугольной формы, требующие изменения направления движения руки и формирования угла, замыкания линий в одной точке (например, книжки, окна, флажки и пр. ;
• отрабатывать навык правильного захвата карандаша (тремя пальцами) и основных действий кистью (набирать краску, убирать её излишки о край стакана, промывать кисть, следить за направлением кисти по листу — делать мазки в одном направлении, вести кисточку по ворсу);
• воспитывать чувство гармоничной передачи оттенков (дети оценивают сочетания цветов на свой вкус, давая оценки «красиво»/«не красиво»);
• развивать пространственное мышление и тренировать навык размещения композиции рисунка в центре листа;
• учить прорисовывать прямые и пересекающиеся линии, очертания предметов элементарных геометрических форм;
• формировать умения внимательно выслушивать указания педагога, ориентироваться на наглядность при выполнении рисунка, а также соблюдать оговоренную последовательность действий;
• стимулировать интерес к занятиям рисованием.
Материалы для рисования
Для того чтобы процесс приобщения к изобразительному творчеству был интересным и продуктивным, важно правильно выбрать материалы.
В качестве подложки самыми подходящими будут листы белой бумаги формата А4. Однако это не исключает вариант использования листов цветной бумаги для принтера, ведь рисовать солнце интереснее на голубом фоне «неба», а снег на темном, почти фиолетовом, то есть на листе соответствующего оттенка. При этом следует учитывать, что бумага должна быть достаточно плотной, ведь малыш первое время так интенсивно водит кистью по поверхности, что протирает лист до дыр. Поэтому если тема предполагает плотное заполнение листа композицией рисунка (например, в задании «Деревья на нашем участке», то лучше вообще использовать тонкий картон.
Если рисунок выполняется карандашами, то размер листа может быть меньше, так как для создания изображения нужно многократно выполнить однообразные движения, а выполнение этих манипуляций на большом формате утомляет детей.
Краски, кисточки, карандаши
• Во второй младшей группе дети больше рисуют гуашью, дающей яркие и насыщенные тона, причём педагог обязательно тонирует цвета, получая максимально подходящие оттенки, яркость которых, в свою очередь, выступает дополнительным стимулом для малышей в постижении основ изобразительного искусства. К тому же гуашь, в отличие от акварели, не нужно разбавлять водой.
• Для детей 3–4 лет оптимальным будет комплект из шести цветов — в большем числе оттенков малышам сложнее определиться с подходящими.
• Самый удобный вариант кисти для начинающих творцов — беличья кисточка с коротким черенком (№№ 10–14).
В процессе работы педагог постоянно делает акцент на правильный захват кисти (карандаша, фломастера): держим карандаш за середину тремя пальцами. Такое положение напоминает клюв птицы.
Карандаши следует брать мягкие, хорошего качества, чтобы они не крошились. Что касается количества цветов, то их может быть 6–8. Малышам сложно держать в пальцах тонкие, что называется стандартные, карандаши, поэтому есть смысл брать потолще.
С карандашами малыши знакомы ещё с прошлого года, именно ними юные художники делали первые линии на листе бумаги, используя для этого 1–2 цвета.
Несмотря на начальный уровень владения изобразительным творчеством, малыши уже во второй младшей группе знакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования. Поэтому без дополнительных материалов не обойтись.Самыми востребованными оказываются:
• ватные палочки, маленькие воздушные шарики (для нанесения краски);
• осенние листья (для создания отпечатков и для декора);
• семечки (для создания объёмных элементов рисунка, например, иголок ёжика);
• конфетти (для придания яркости подложки в «праздничных» темах, например, «Новый год», «День рождения куклы» и др.).
Техники и методы рисования во второй младшей группе
Несмотря на то, что дети второй младшей группы только в начале пути освоения приёмов создания графических образов, они знакомятся с довольно обширным перечнем методов этого вида изобразительной деятельности и в традиционных, и в нетрадиционных техниках. При этом по форме исполнения рисунок может быть индивидуальным или коллективным — это зависит от того, каким образом удобнее раскрыть тематику занятия. Например, букет для мамы удобнее «собирать» всем вместе, а рисовать солнышко индивидулально.
Тематика занятий по рисованию
Уроки изобразительного творчества планируются по темам, которые освещаются в том числе и в других образовательных курсах учебно-воспитательной программы для второй младшей группы. Это позволяет сгруппировать темы по блокам:
• праздники, игрушки, транспорт;
• патриотическое, семейное воспитание, безопасность.
Суть анализа изобразительной деятельности во второй младшей группе
Результативность продуктивной деятельности малышей в рамках изобразительного творчества оценивается по готовым работам юных творцов. Поэтому педагогу важно знать,какие параметры учитываются при рассмотрении детских рисунков:
• качество выполненных линий (слишком неровные говорят о слабой моторике);
• объективность цветопередачи — в работе могут быть нестандартные цветовые решения, к примеру, оранжевое, а не жёлтое солнце, однако кардинальные расхождения, повторяющиеся из рисунка в рисунок, могут быть сигналом для консультации с психологом и разговором с родителями;
• правильность штриховки — если у малыша трудности с направлением линий, нажимом, стоит давать ему дополнительные задания на отработку навыка;
• прорисовка углов при пересечении прямых в изображении объектов прямоугольной формы — чем больше угол напоминает прямой, тем выше уровень владения навыком у ребёнка;
• аккуратность рисунка в целом;
• способность дать оценку своему рисунку.
Значение рисования в развитии малышей 3–4 лет переоценить нельзя. Ведь именно этот вид изобразительной деятельности помогает им не только выразить себя, но и способствует развитию мышления, восприятия, эстетических представлений. С методической точки зрения, обширность тематики рисунков на занятиях разных образовательных направлений, а не только на уроках рисования, расширяет представления детей об объектах окружающего мира и обогащает их жизненный опыт.
Фотоотчет занятия по рисованию «Мое любимое животное» во второй младшей группе Цель: Познакомить детей с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую.
Конспект проведения занятия по рисованию во второй младшей группе «Дождик» Цели:учить детей ритмично наносить штрихи, располагая их по всему листу;познакомить с природным явлением (дождем);учить находить сходство.
Конспект занятия по рисованию «Белоснежная зима» во второй младшей группе Задачи: 1. продолжить знакомить детей с сезонными изменениями в природе; 2. Учить создавать выразительный образ зимы с помощью гуаши; 3. Развивать.
Конспект занятия по рисованию «Идет дождь» во второй младшей группе Программное содержание: Учить ритмично наносить штрихи, располагая их по всему листу, передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни,.
Конспект занятия по рисованию «Узоры на платье» во второй младшей группе Конспект занятия «Узоры на платье». Цель: учить украшать изделие точками, линиями, полосками, колечками, развивать воображение, уточнить.
Конспект занятия по рисованию «Вечный огонь» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по рисованию во второй младшей группе. Цель: формирование представлений.
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Разноцветные шарики» Тема. «Разноцветные шарики» [Цели:вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной.
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «У котика усы» Цели: дорисовывание усов коту; работа с незавершенной композицией. Задачи: развивать умение ритмично проводить короткие горизонтальные линии.
Конспект занятия с детьми во второй младшей группе по рисованию «Микробы — кто они» «Микробы – кто они» Цель: познакомить детей с понятием микробы; дать представление о том, что они собой представляют, об их пользе и вреде.
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Праздничная елочка» Цели: рисование и украшение пушистой нарядной елочки; освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Задачи: учить детей рисовать.