чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Искусство книги

Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие. Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, служители церкви — заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. В книжной миниатюре лучше чем где бы то ни было отражаются стилистические и иконографические особенности различных школ и эпох. Часто книга бывает очень тесно связана с личностью ее заказчика, что представляет собой особый интерес для историков. Пожалуй, книжную миниатюру можно поставить в первый ряд памятников изобразительного искусства Средних веков.

Как создавалась средневековая книга

Материалом для создания средневековых книг — кодексов служил пергамент (или пергамен). Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в городе Пергаме. По свидетельству римского историка Плиния, впервые этот материал стали использовать при создании пергамской царской библиотеки. Первоначально пергамент делали из ослиной кожи, позднее стали использовать телячью. Но первые листы по размеру были гораздо больше, чем листы, использовавшиеся в средневековых книгах, и вскоре их стали сгибать пополам, а позднее и сшивать в кодексы. Кодексы возникли приблизительно в III в. и просуществовали вплоть до XIII в. Иногда на создание одного кодекса требовалось целое стадо.

Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Кодексы могли быть различного формата. Самые распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto (в четверть большого листа). Писали на пергаменте специальными заостренными палочками, с востока в Европу пришла манера использовать для этих целей камышовые тростинки — “калам” (сalamius). Чернила изготовлялись из дубовых чернильных “орешков” и камеди (густой смолы). Чернила были черного и красного цвета. Использовалось также золото и серебро. Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы — отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Особо важные фрагменты текста открывались богато орнаментированными заглавными буквами — инициалами, которые могли занимать собой целую страницу.

Часто рукописи иллюстировались — такие книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари (minium). Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Иллюминированная рукопись была настоящей драгоценностью.

Создавались книги в специальных мастерских — скрипториях, преимущественно в монастырях. Уже в каролингское время начали складываться различные школы книжной миниатюры, их различают по названиям скрипториев.

Но созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов. Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного), далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания кодекса требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток).

Ирландская книга

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Евангелист Матфей. Миниатюра Евангелия риз Дурроу. Ок. 680. Библиотека Тринити-колледжа, Дублин

Иллюминированные рукописи возникли еще в античное время, но особое распространение получили в эпоху раннего Средневековья. Важнейшую роль в становлении романской книжной миниатюры сыграла ирландская школа иллюминирования. Созданные в Ирландии, эти кодексы вместе с ирландскими монахами скоро распространились по всей Европе.

Ирландцы одними из первых европейских народов познакомились с христианством. На территории острова возникло множество монастырей, в которых монахи занимались переписыванием книг. Но просто переписанные книги не казались привлекательными, поэтому ирландцы начали их украшать в традициях своего искусства. А это прежде всего искусство орнаментальное. Так появляются на свет кодексы, страницы которых покрыты, подобно ковру, знаменитым плетеным кельтским орнаментом, в дебрях которого притаились диковинные звери и птицы. Родственные ирландским мотивы позже будут встречаться и в романских миниатюрах.

Очень интересная проблема ирландской книжной миниатюры — изображение человека. Это искусство прежде практически не знало подобных изображений, а теперь требовалось представить на страницах книг Христа, евангелистов, Деву Марию. В результате человеческие фигуры у ирландских мастеров получались весьма похожими на тех самых диковинных зверей из орнаментов. В одной из рукописей в плетеный узор постепенно превращается распятие.

Но поскольку изображаемые должны быть прекрасны, особенно если это сам Христос или ангелы, ирландцы с видимым удовольствием прорисовывают завитки золотых или рыжих волос (обладание “гривой” таких оттенков соответствовало их представлениям о красоте). Но наиболее уверенно ирландские миниатюристы чувствуют себя в изображениях символов четырех евангелистов — льва (Марк), орла (Иоанн), ангела (Матфей) и быка (Лука). Такими миниатюрами обычно открывается каждое из Евангелий. Эта традиция будет развиваться и дальше и в романском искусстве.

Каролингское возрождение

Следующим важным этапом в развитии книжного искусства можно назвать эпоху Каролингов (IX–X вв.). Название ее происходит от имени франкского императора Карла Великого (Carolus Magnus). Эту эпоху часто именуют Каролингским возрождением. Император собрал при дворе самых просвещенных людей Европы, по личному заказу Карла и его соратников изучались и копировались античные рукописи. Это была первая попытка возрождения античных традиций в европейской культуре. Мастера каролингских скрипториев действительно весьма внимательно изучили античное наследие. В кодексах начинает появляться такой истинно античный элемент, как “портрет автора” на первой (левой) странице рукописи.

Автор обычно изображался сидящим за работой над своим сочинением. Но поскольку одной из самых распространенных в эту эпоху книг было Евангелие, то в качестве “портрета автора” на их страницах появляются изображения четырех евангелистов (перед каждым евангелием соответственно). Евангелисты из “Евангелия Карла Великого” (начало IX в.) представляются в виде философов, сошедших с античных изображений. Манера письма тоже подобна античной — объемная, очень динамичная. Но дальнейшее развитие и распространение получил не античный стиль, а данная произошедшая от античной иконография евангелиста. Теперь к фигуре евангелиста добавляется его символ, спускающийся с небес. В качестве “портрета автора” будет также изображаться царь Давид в Псалтыри и один из виднейших отцов церкви — папа Григорий Великий.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Евангилист Марк. Миниатюра «Евангилия Карла Великого». Начало IX в. Сокровищница, Вена

Что же касается стиля миниатюр, то он уже на протяжении каролингской эпохи существенно изменяется в сторону более парадного, однако изображения становятся все более статичными и схематичными. В качестве “парадных” красок используется пурпур и золото. Оклады кодексов представляют собой отдельные произведения искусства — они украшены чеканными изображениями по золоту (это может быть, например, распятие), драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом.

Оттоновское возрождение

Новый этап в средневековом искусстве — это Оттоновское возрождение (X–XI вв.). Название связано с правящей в то время династией Оттонов. Возобновляются попытки обращения к античному наследию, но уже через призму византийских традиций. В эту эпоху Священная Римская империя достаточно тесно взаимодействует с Византией, наследник Оттона даже женится на византийской принцессе, впоследствии ставшей императрицей.

Из византийского искусства в книжную миниатюру приходят нарядность (очень много пурпура — императорского цвета и золота), изящество линий, этим отличается и резьба по слоновой кости — техника, позаимствованная у византийских мастеров. Резной слоновой костью украшали оклады кодексов. Византийская манера чувствуется и в моделировании лиц и складок одежды. Но это не является прямым заимствованием, а скорее влиянием, творчески переработанным западными миниатюристами. Оттоновские рукописи — воплощение пышного, истинно имперского стиля.

Одним из важнейших центров книжного искусства в эту эпоху был монастырь Райхенау (Германия), из скриптория которого вышло немало прекрасных памятников.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Омовение ног св. Петра. Миниатрюра «Евангилия Оттона III». Ок. 1000. Баварская государственная библиотека, Мюнхен

Романское книжное искусство

Собственно романское книжное искусство отличается большим разнообразием стилей, национальных и региональных школ. Оно не связано, как искусство предыдущих эпох, с некоей единой традицией, единым кругом заказчиков, в нем выделяется множество различных направлений.

Самые дорогие и роскошные — парадные кодексы. Так же как и в предыдущие эпохи, в них много золота. Появляются сложные символические композиции, связанные с развитием теологической мысли. Таковы, например, миниатюры “Евангелиария герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва” (конец XII в.), где в виде композиции (илл) Majestas Domini схематически представлен христианский взгляд на мироустройство: в центре, в сиянии — мандорле — Христос, по сторонам от него тетраморф — символы евангелистов, символические изображения стихий, пророки, предвещающие явление Спасителя.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Христос во славе. Миниатюра Евангелиария Генриха Льва. КонецXII в. Библиотека герцога Августа, Вольфенбюттель

В более раннем “Евангелиарии Генриха II” центральной фигурой композиции, напоминающей Majestas Domini, является сам король. Такие изображения необычайно важны для историков — они говорят об изменениях в восприятии феномена королевской власти, самосознания средневекового властителя. Таким образом, книжная миниатюра выступает не только в качестве произведения искусства, но и как историческое свидетельство.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Миниатюра Евангелиария Генриха II. Ок. 1020

Но наряду с парадными кодексами, предназначенными для королей и епископов или роскошными напрестольными библиями и Евангелиями, которыми пользовались во время мессы, существовали и более скромные экземпляры, рассчитанные на “широкий круг читателей”. Часто они были небольшого размера (in quarto), украшены только трехцветными инициалами без применения золота, а миниатюры выполнены в двух- или одноцветном варианте. Однако эти книги как свидетели эпохи заслуживают не меньшего внимания, чем их роскошные собратья.

К подобной традиции относятся и знаменитые кодексы, созданные в монастырях ордена цистерцианцев. Этот монашеский орден, регламентированный весьма строгим уставом, был ярым противникам роскоши и украшательства, поэтому как архитектура, так и книжное искусство цистерцианцев лаконично по своим формам. Однако рукописи этого ордена содержат удивительно интересные инициалы, которые в отличие от других традиций, превращающих буквы в различные фантастические существа, отражают повседневную жизнь монахов: встречаются, например, изображения монахов, занимающихся сельскохозяйственными работами.

Очень интересны и некоторые провинциальные школы. Особенно это касается юга Франции и Испании, где возникла совершенно особенная традиция. Одним из самых характерных памятников является Сен-Северский апокалипсис (середина XI в.). В нем можно увидеть, пожалуй, самых выразительных во всем европейском искусстве четырех всадников Апокалипсиса. Для этой школы характерны очень яркие, насыщенные краски, некоторая примитивность рисунка и при этом необычайная экспрессия. Сен-Северские миниатюры сродни изображениям ада на порталах романских соборов.

Искусство книжной миниатюры романской эпохи особенно значимо потому что именно по нему, а не по практически не сохранившейся монументальной живописи, можно изучать историю изобразительного искусства Средних веков, обнаруживать различные стилевые направления, следить за развитием иконографии различных сюжетов и даже находить отражение различных событий политической и духовной жизни средневековой Европы.

Источник

Чем рисовали книжные миниатюры в средние века

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Средневековые миниатюры.

В связи с распространением христианского учения появляется раннехристианское искусство миниатюры. Основой христианского учения, как известно, стали Ветхий и Новый Заветы, которые в больших количествах переписывались и распространялись среди общин для укрепления в вере, а также для ведения богослужений. В течение I-IV вв. наблюдается постепенный переход от свитка к пергаментному кодексу, который оказался не только более удобным при ведении божественной службы, но именно книжный формат, а также характер, фактура бумаги предоставляли обширные возможности при иллюстрировании. Одна из ранних экземпляров книг Ветхого Завета – «Венский генезис» (Книга Бытия, конец IV в.). «Венское Бытие» написано серебряными, теперь почерневшими от времени буквами на пурпурном пергаменте и украшено цветными миниатюрами.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

А изображение Марии играет роль заглавной буквы I

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Евангелие из Личфилда VIII в.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.

Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.).

Вследствие династического брака Оттона II и византийской принцессы родился Оттон III, считавший себя «чудом мира». Он пытается обновить Римскую империю, но народ Рима восстаёт и через некоторое время он умирает от малярии; его наставником был будущий Сильвестр II, ставший папой как раз благодаря своему подопечному. Явление, в значительной мере определившее облик культуры и повседневной жизни эпохи Оттоновского Ренессанса – ожидание 1000 года и конца света.

В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.

Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Передача ключей Петру

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

А вот изображение Оттона III на троне.

4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Вот изображения из евангелия Оттона

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Ярким примером совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.

Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая «византийский уклон» всего императорского двора).

Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Евангилие Генриха II

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.

Огромный крест, на котором изображён распятый Христос в пурпурной одежде и епитрахили (знак священного достоинства); всё изображение – смысловой ребус. У Креста стоят две фигуры: синагога и Церковь торжествующая, наверху – помрачившиеся солнце и луна, внизу сцены (восстание мертвых и разодранная завеса), рама – изображение Иерусалима; по центральной поперечной оси изображен «Закон», не увидевший Христа, и Вера с Евхаристической чашей на голове; рядом с Христом – музыкальная гармония Космоса (благозвучие). Система организации изображения не связана с византийскими памятниками – это собственная образная система.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).

Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века
Кельнская школа.

Пример евангилие аббатисы Хитды.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.

. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.

чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Смотреть картинку чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Картинка про чем рисовали книжные миниатюры в средние века. Фото чем рисовали книжные миниатюры в средние века

Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *