чем рисовал ван гог краски
Техника Ван Гога испортила ему картины
Ученые выявили химические реакции, которые ухудшают состояние двух картин Ван Гога, а также произведений многих других художников конца XIX века. Открытие можно считать первым шагом к устранению причин, по которым яркие цвета на картинах художников того столетия постепенно темнеют.
В процессе изучения химических реакций, которые происходят на тончайшем уровне полотна в том месте, где краска соприкасается с лаком, ученые использовали синхротронное излучение с наименьшей длиной волны. Солнечный свет может проникать лишь на несколько микрон, однако даже этого было достаточно, чтобы запустить ранее неизвестную ученым химическую реакцию, в результате которой ярко-желтые цвета превращаются в тускло-коричневые, и первоначальные оттенки картины начинают радикально меняться.
Живописная техника Ван Гога
Новаторство Винсента Ван Гога (1853-1890) в живописи состояло, в частности, в использовании в своих картинах ярких цветов. Благодаря ему конец XIX века считается одним из переломных моментов в истории живописи. Художник намеренно выбирал такие оттенки, которые позволяли с большей силой передавать настроение и эмоции через картины, и не стремился к фотографическому изображению действительности. В то время такой способ цветопередачи в живописи еще не получил широкого распространения: основные инновации в производстве красок, сделанные в XIX веке, только начинали оказывать влияние на технику европейских художников.
Но именно благодаря появлению новых красок Ван Гог смог использовать ярко-желтые оттенки и достигнуть такого цветового эффекта (как, например, в его серии картин с подсолнухами). Он начал писать особенно яркие картины после того, как покинул родные Нидерланды и переехал во Францию. Там он познакомился с другими художниками, которые были носителями идеи нового использования недавно появившихся красок. Например, друг нидерландского художника Поль Гоген одним из первых обратился к теме подсолнухов – он расписал ими стены своей спальни.
То, что желтая краска, сделанная из соединений хрома, темнеет под воздействием солнечного света, в начале XIX века уже знали. Однако далеко не все произведения того времени пострадали, да и цветовые изменения на разных картинах происходят с разной скоростью. Кроме того, хромовая краска токсична, и художники примерно с 1950-х годов стали использовать другие виды желтой краски. Однако у Ван Гога не было выбора, поэтому сегодня ученые бьются над задачей, как сохранить в первозданном виде работы великого мастера и его современников.
Тюбик с краской XIX века
Для решения задачи, которая занимает умы искусствоведов и сотрудников музея уже два столетия, Янссенс вместе с коллегами провел исследование, которое подразделил на два этапа. Сначала специалисты взяли образы желтой хромовой краски из трех тюбиков XIX века, дошедших до наших дней. Затем эти образцы были искусственным образом состарены – их поместили под ультрафиолетовое излучение на 500 часов. Только один образец, взятый из тюбика, который некогда принадлежал бельгийскому фовисту Рику Уотерсу (1882-1916), значительно потемнел. За три недели поверхность образца из ярко-желтой превратилась в шоколадно-коричневую. Этот образец и был выбран для дальнейшего изучения химических реакций, ответственных за потемнение краски.
Анализ картин Ван Гога
Найти пораженные области в многоцветных образцах с картин оказалось гораздо сложнее, чем на искусственно состаренных образцах краски, поэтому ученым пришлось изучать образцы с помощью разного оборудования в лабораториях, раскинутых по всей Европе. Но в конечном итоге результаты совпали, и ученые смогли обнаружить уменьшение степени окисления хрома и на картинах Ван Гога.
В ходе работы исследователи использовали рентген, а также разные виды спектроскопии, в том числе инфракрасную и электронную. На последнем этапе ученые совместили рентгенофлуоресцентный анализ (XRF) и спектроскопию ближней тонкой структуры края рентгеновского поглощения (XANES). Рентгеновский луч (0,9 x 0,25 мкм 2 ) позволил отделить поврежденные области от «здоровых», а технология XANES помогла подтвердить видообразование хрома.
Специалисты также обнаружили, что трехвалентный хром чаще всего встречается в химических соединениях с барием и серой. В связи с этим ученые пришли к выводу, что техника смешения желтых и белых красок, которую использовал Ван Гог, стала дополнительным фактором, который приводел к быстрому потемнению красочного слоя на его картинах.
Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала Analytical Chemistry.
Стиль и техника Ван Гога: поиски Винсента
Полотна Винсента Ван Гога резкие и несдержанные, каким подчас был и сам художник. Его живопись пугала современников, как пугает человек, говорящий что-то неразборчивое. За свою недолгую жизнь Ван Гог смог продать всего лишь несколько картин. Он был в отчаянии. Однако он не переставал усердно работать и развивать свой стиль. Сегодня он один из самых популярных и самых похищаемых художников в мире.
Эмоции и движение
Ван Гог — методичный и серьезный живописец. Кого-то это может озадачить из-за популярного мифа о том, что он был одержимым и невменяемым человеком, который бездумно наносил краски на холст. Однако Ван Гог прекрасно разбирался в материалах и инструментах для живописи, знал, как ими пользоваться, и основательно продумывал свои композиции. Он был чрезвычайно целеустремленной личностью.
Беглого взгляда на картины и рисунки Ван Гога достаточно, чтобы заметить постепенный переход от анатомически точных работ раннего периода к более эксцентричным произведениям зрелых лет. Это медленное, но ощутимое развитие стиля и техники делает Ван Гога таким привлекательным для изучения. Многие художники до сих пор продолжают использовать его любимые приемы, такие как импасто и рисование по памяти.
«В моих мазках нет никакой системы, — писал Ван Гог своему младшему брату Тео. — Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах», — так комментирует свою манеру сам художник.
Винсент Ван Гог работает с чувством безотлагательности. Он торопится создать как можно больше за отведенное ему время, отчего постоянно испытывает стресс. Художник известен своими густыми драматичными мазками, которые так ярко выражают эмоции и придают картинам ощущение движения. Часто он наносит краску из тюбика прямо на холст, а последние семьдесят дней своей жизни он создает по картине в день (ниже 7 картин, написанных Ван Гогом в этом изнурительном ритме, расположены в хронологическом порядке).
Первая палитра
Ван Гог — самоучка. Он пробует разные профессии, от проповедника до торговца произведениями искусства, после чего решает посвятить себя живописи. Ван Гог начинает рисовать в 27 лет в полной уверенности, что великий художник первыи делом должен овладеть рисунком. Поэтому прежде, чем взяться за цвет, Ван Гог учится создавать черно-белые изображения. Он читает книги и учебники по рисованию, постигает основы построения фигур и пейзажей в правильной перспективе, копирует великих мастеров. Он даже поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе, но задерживается там лишь на год. Когда Ван Гог достигает нужного уровня, он начинает добавлять цвет. Со временем его смелая палитра становится одной из главных характерных особенностей его работ
Ван Гог создает около тысячи рисунков, которые, как он считает, позволяют ему повзрослеть в художественном плане и изучить форму и движение. А благодаря наброскам художник быстрее может уловить эмоции и освещение, поэтому часто он пользуется карандашом, прежде чем взяться за краски. Кроме того, рисование помогает ему справляться с депрессией.
Многие искусствоведы считают письма Ван Гога произведениями искусства, так как часто они содержат наброски картин, над которыми художник работал. Он ведет активную переписку со своим младшим братом и близким другом Тео, а также с Полем Гогеном. Эти наброски вместе с подробными описаниями наглядно иллюстрируют развитие техники и стиля художника, а также прогресс его мастерства.
В письмах Ван Гог много говорит о цвете. В частности, объясняет нереалистичные цветовые решения своих картин: «Вместо того, чтобы в точности передавать увиденное, я более произвольно использую цвета, чтобы мощнее передать мои собственные ощущения».
Его палитра меняется на протяжении всей его жизни. В начале своей карьеры Ван Гог использует темные и землистые цвета, такие как оливковый и сиена. Природа Голландии не изобилует яркими красками, а сам художник предпочитает писать портреты крестьян и работников шахт и рудников. Поэтому мрачная палитра необходима, чтобы подчеркнуть бедность и безысходность. Особенно это заметно на картине «Едоки картофеля», где бедная семья рабочих собирается за скудным ужином при слабом свете лампы.
«Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая простые правила, можно получить более 70 разных цветов. Художник — это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот серо-зеленый это желтый с черным и синим и т. д. Другими словами, это тот, кто знает, как найти серые цвета природы на своей палитре», — отмечает живописец в одном из писем своему брату.
Эксперименты с палитрой и мазками
В 1886 году Ван Гог переезжает в Париж. Здесь он вдохновляется работами импрессионистов и его палитра быстро приобретает яркие краски. Художник меняет меланхоличные цвета на красные, оранжевые, зеленые, синие и, конечно же, желтые. Начинаются эксперименты с импрессионистскими прерывистыми мазками. В какой-то момент Ван Гог даже пробует технику пуантилизма, которую так облюбовали неоимпрессионисты: на поверхность холста наносятся четкие мазки в виде точек или мелких квадратов, при этом используются только чистые цвета, что создает эффект свечения. «Автопортрет в серой фетровой шляпе» исполнен именно в такой технике.
Но больше всего Ван Гог известен своими густыми мазками. Такая техника называется импасто. Художник наносит толстый слой краски на холст, мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру. Он любит наносить густой, не разведенный цвет кистью или мастихином. Иногда Винсент пишет свои цветные завитки, размазывая пальцем краску, наложенную на холст. Работы Ван Гога обладают рельефной, почти трехмерной поверхностью. Они выглядят по-разному, в зависимости от источника освещения.
Например, богатство фактуры «Звездной ночи» создано благодаря толстому слою краски, наложенной смелыми и энергичными мазками кисти. Фактура поверхности картины становится не менее важным элементом, чем колорит, композиция или сюжет (см. ниже детали «Звездной ночи»).
В Париже Ван Гог знакомится с японской гравюрой, которая оставляет глубокий след в его технике. Он обводит объекты темными контурами, заполняя их сплошным цветом. Выбор цвета зависит от его настроения, временами он ограничивает свою палитру, как, например, в «Подсолнухах», почти полностью выполненных в желтых оттенках.
Вверху: картины, которые Ван Гог писал, ограничивая себя в выборе оттенков.
Внизу: картины «Дикие розы» и «Ирисы в вазе» и их фрагменты, демонстрирующие технику обводки, позаимствованную Ван Гогом из японских гравюр.
Экономия должна быть креативной
В 1888 году Ван Гог покидает Париж и переезжает в Арль. Вдохновленный игрой света и живыми цветами весеннего Прованса, художник создает 14 картин фруктовых садов меньше, чем за четыре недели. Он стремится запечатлеть все: пшеничные поля, яркое солнце, звездное небо, цветущие деревья. Художник работает на пленэре и продолжает экспериментировать со стилем и техникой.
В то же время живописцу приходится постоянно экономить. Чтобы сократить расходы, он оставляет кисть и берется за перо из тростника. «Взамен картин я начал серию рисунков пером, так как считаю, что произведение искусства можно создать и с меньшими расходами, чем те, которых требует живопись», — пишет Ван Гог брату Тео.
В монохромном рисунке художник стремится создать аналог живописи, разрабатывая его выразительные средства. Он пишет Тео, что заново открыл для себя тростниковое перо, сопровождая свое письмо рисунками: «Они сделаны тростинкой, расщепленной на манер гусиного пера. Я собираюсь заняться целой серией таких рисунков, которые, надеюсь, удадутся мне лучше, чем первые два. Я пробовал рисовать этим способом еще в Голландии, но там тростник гораздо хуже, чем здесь…»
Перо изменило технику живописца, оно полностью преобразило его пейзажи. Ван Гог открыл для себя геометрию линий, небо, полное точек, силу округлых штрихов. При помощи чернильных штрихов разных типов он создает завораживающий ритм: прямые параллельные линии, веерообразно расходящиеся точки, волнообразные, спиральные завитки. Линии передают фактуру предмета, такую важную для художника. Чувствуется шероховатость, колкость, гладкая изогнутость. Штрих становится важнейшим выразительным средством живописи Ван Гога.
Но общение с Гогеном не проходит бесследно для живописи Ван Гога. Под влиянием Гогена художник начинает писать по памяти. В результате полотна живописца становятся более привлекательными и менее реалистичными. Ван Гог передает свою эмоциональную реакцию на окружающую действительность при помощи цвета и мазка. Краски он выбирает для того, чтобы уловить настроение, а не для отображения реальности.
Художники всегда подписывают свои произведения, но Ван Гог слишком требователен к себе. Ко многим своим работам он относится как к этюдам или пробам. Поэтому и не ставит свою подпись, не считая их особо ценными. Остальные картины он подписывает кратко, одним только именем — непринужденно, по-дружески, интимно. Вот почему его часто называют просто Винсентом.
…«Солнце заставляет меня рисовать. Я не могу терять времени на разговоры с вами», — отрезает Винсент в «Снах» и исчезает в перспективе своей картины.
Винсент Ван Гог. Интересные Факты
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (Vincent Van Gogh) (30 марта 1853 — 29 июля 1890) — Нидерландский художник-постимпрессионист. Творчество мастера невозможно переоценить, так как его искусство оказало огромное влияние на развитие живописи XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом, которые сегодня считаются шедеврами мировой живописи.
«Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать» (I confess I do not know why, but looking at the stars always makes me dream. (Англ.) Винсент Ван Гог.
Согласно данным аукционов и частных продаж, работы Ван Гога, наряду с произведениями Пабло Пикассо, являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире.
Винсент Ван Гог родился на юге Нидерландов, в семье протестантского пастора и дочери почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.
Ровно за год до его рождения, мать Ван Гога родила ребенка, умершего в первый же день, также названного Винсентом. Существует мнение, что Винсент Ван Гог переживал психологическую травму из-за того, что являлся как бы заменителем своего умершего брата, носившего то же имя и родившегося в тот же день. Однако, эта теория необоснованна и документального подтверждения не имеет.
«Ваза с пятнадцатью подсолнухами»
Винсент неоднократно бросал учёбу и ещё в детстве он ушёл из школы.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которой являлся его дядя. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет стал зарабатывать уже больше, чем его отец.
Но постепенно он потерял интерес к своей работе и начал проявлять живой интерес к Библии. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, Ван Гог решил стать священником, как его отец.
В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Пройдя полугодичную стажировку, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации, и отказался от стези священника.
Депрессия после неудачного пасторского опыта подтолкнула Ван Гога на поиски себя в живописи. Он поступил в Брюссель в Королевскую Академию изящных искусств, но, проучившись год, бросил обучение. Вместо этого Ван Гог много работал самостоятельно, брал частные уроки, изучал различные техники.
Пользуясь советами живописца А. Мауве в Гааге, Ван Гог с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. «Выход из протестантской церкви в Нюэнене», «Крестьянка», «Едоки картофеля», написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1886 — 1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли краски землистого оттенка, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона и характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», «Мост через Сену», «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик»).
«Ночная терраса кафе»
Отсутствие художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге лишённые грации и плавности линий в человеческих образах стали одной из основополагающих особенностей его стиля.
Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (художник злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Состояние его здоровье с каждым годом все ухудшалось.
В 1889 году, в процессе поиска концепции для общей мастерской между Ван Гогом и Полем Гогеном состоялся конфликт, в ходе которого Ван Гог напал на Гогена с бритвой в руках. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха. Что это было – муки раскаяния или последствия чрезмерного употребления абсента — доподлинно неизвестно. Тем не менее после этого случая Ван Гог оказался в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей». Жители городка Арль, где произошёл инцидент с бритвой, попросили мэра города изолировать Ван Гога от общества, поэтому художника отправили в поселение для душевнобольных Сан-Реми-де-Прованс.
Но и там Ван Гог усердно трудился, создавая многочисленные шедевры, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь». Картина была написана в 1889 году, когда художник лежал в больнице для душевнобольных.
Легенды о том, что психическое расстройство Ван Гога помогало художнику заглядывать в такие глубины, которые недоступны обычным людям, также неправдивы. Припадки, которые были похожи на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. При этом, как раз именно в период обострения болезни, Винсент не мог писать.
Сведения о том, что при жизни Ван Гога была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», являются вымыслом. На самом деле проданная за 400 франков картина была прорывом Винсента в мир серьёзных цен, но помимо неё были проданы ещё не менее 14 работ художника. О продаже остальных произведениях не сохранилось точных свидетельств.
К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа. Однако при этом он всегда цитировал любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
«Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик»
Музей Винсента Ван Гога, который имеет самую большую в мире коллекцию произведений художника, был открыт в Амстердаме в 1973 году. Он является вторым по популярности музеем в Нидерландах, после Rijksmuseum. 85% посетителей музея Винсента Ван Гога приезжают из других стран.
Винсент Ван Гог умер в 1890 году, в возрасте 37 лет, от выстрела в грудь. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птиц во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Спустя 29 часов он скончался от потери крови.
Родной младший брат Ван Гога, Тео (Теодорус), имел для художника огромное значение. На протяжении всей жизни брат оказывал Винсенту моральную и финансовую поддержку. Тео, будучи младше своего брата на 4 года, после смерти Ван Гога заболел нервным расстройством и умер всего через полгода.
В честь Винсента Ван Гога назван кратер на Меркурии
Разбор базовой палитры масляных красок Van Gogh
Сегодня я расскажу вам про базовую палитру.
Если вы читали про палитры старых мастеров, то сталкивались с тем, что нет единого рецепта и у каждого художника своя база. Ее нарабатывают годами, с опытом приходит понимание того, какие краски вам необходимы всегда.
Ограничивает палитру художник сознательно, чтобы писать чище, а живопись была сложнее. Ограничения он себе выставляет сам, т.к. они зависят от натуры и авторского замысла.
Начнём мы наш разговор с белил.
Выбор краски зависит задач, которые вы перед собой ставите. Поэтому лучше попробовать обе и затем определиться.
Белила это основа основ и в масляной живописи без нее не обойтись. Я использую чаще белила титановые, т.к в основном, я пишу пастозно и мне важны кроющие свойства этой краски.
Теперь, когда вопрос с белилами прояснен, вернемся к базовой палитре.
Я окончила Краснодарское художественное училище, где и случилось мое первое полноценное знакомство с масляными красками. Перед началом работы нам назвали следующие краски:
По итогу, у вас в арсенале продублированы все цвета. Два желтых, два красных, две синих, плюс белый, чёрный и умбра.
Принцип работы прост: в некоторых случаях больше подходит охра, а в некоторых кадмий желтый средний. И то же самое с красными и синими. Не нужно использовать все краски, вы делаете выбор, глядя на натуру.
Такое количество красок не позволит вам запутаться и научит находить красивые сложные оттенки через замес.
Начала разговор я с белил, а завершу его умброй.
Есть много красок, которые очень похожи и их можно заменять. Это хорошо видно на листе, где я смешивала друг с другом краски. Например, охра желтая и сиена натуральная. Если смешать охру и кость жженую, то получится очень близкий к сиене оттенок. А холодный желтый можно получить в замесе с кобальтом, обойдясь без лимонной. Поэтому лимонную и сиену натуральную я бы не включала в список обязательных.
Если вы не собираетесь на пленэр, то зеленые краски в вашей палитре не обязательны, т.к. вы можете их смешать из тех, что есть в базовой палитре. В качестве дополнения к ним можно добавить окись хрома и зеленый насыщенный устойчивый (изумрудная), т.к. эти оттенки не получится смешать.
Дополнительные цвета приобретаются под задачу. Например, если у вас стоит натюрморт с изобилием синего цвета или, например, есть яркая бирюзовая драпировка, то вам может быть мало базовой палитры. Тогда вы приобретаете краски, с помощью которых вы сможете реализовать замысел.
Что касается технологии живописи, то это тема обширная и ее двух предложениях не уместить. Касательно базовой палитры, могу порекомендовать следующее:
Следовать этим советам или нет, решать вам.
Есть еще много тем, которые можно затронуть: как ограничивать палитру, как выбрать краски для пленэра, как избежать грязи в живописи и т.д. К ним мы вернемся в другой раз.