чем регулируется деятельность прокуратуры

Чем регулируется деятельность прокуратуры

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Источник

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре

1.1. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 855 «О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации».

15. Требование прокурора об изменении акта, составленное по результатам проведенной в соответствии с Федеральными законами от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» антикоррупционной экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования в Роскосмос и учитывается в установленном порядке.

96. В случае получения в ходе проверки объективных данных о нарушении ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, государственному (муниципальному) органу необходимо информировать об этом прокуратуру, на которую в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства возложено осуществление надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации и впредь до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации:

Источник

Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Статьей 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, данным Законом и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ.

Конституция РФ в п. «о» ст. 71 относит прокуратуру к исключительному ведению России, что, по сути, исключает возможность регулирования вопросов организации и деятельности прокурорской системы на региональном и тем более местном уровнях. В силу п. «е.1» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора РФ, а также вносит в эту палату Парламента предложение об освобождении Генпрокурора РФ от должности. В свою очередь, согласно п. «з» ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации на основании внесенных главой государства представлений назначает на должность либо освобождает от нее Генпрокурора РФ. Наконец, ст. 129 Конституции РФ определено что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом, который в свою очередь наделяет её конституционно-правовым статусом, определяет как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Данная норма также воспроизводит названный выше порядок назначения на должность и освобождения от нее Генпрокурора РФ, устанавливает особый (сопряженный с согласованием региональными властями) порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ, закрепляет положения о назначении на должность иных прокуроров, а также предопределяет закрепление полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ на уровне федерального закона.

В Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных 2002 г. центральным органом, представляющим российскую сторону, прямо названа Генпрокуратура РФ.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» при введении чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ Генпрокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев, определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, перечисляет функции прокуратуры, закрепляет полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора, их предмет и полномочия прокуроров по осуществления конкретного вида деятельности, уделяется внимание характеристике иных функций и направлений деятельности. Закон регулирует вопросы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, особенности материального обеспечения и социальных гарантий прокурорских работников.

Процессуальное положение прокурора закрепляют такие законодательные акты, как УПК, ГПК, АПК, КоАП. Отдельные законы предусматривают особенности осуществления надзора, наделяя прокурора специфическими полномочиями. Характерными примерами являются федеральные законы от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В ряде законодательных актов прямо говорится об осуществлении надзора за их исполнением органами прокуратуры. В их числе федеральные законы от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Постановления КС РФ вносят отдельные коррективы в вопросах применения положений законодательства о прокуратуре. Среди наиболее значимых из них следует назвать Постановления от 01.12.1999 N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела», от 11.04.2000 N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» и ряд других.

Постановления и распоряжения Правительства РФ регулируют отдельные вопросы, касающиеся социального и материального обеспечения органов прокуратуры и прокурорских работников, т.е. имеют вспомогательный характер и в буквальном смысле не относятся к правовым основам деятельности прокуратуры.

Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. В комплексе с организационными вопросами Генпрокурору РФ предоставлено право определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Приказы Генпрокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых могут выступать: общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов; вопросы организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, органами дознания и органами предварительного следствия; вопросы организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Приказами Генпрокурора РФ разграничиваются сферы ведения территориальных и специализированных прокуратур, решаются другие организационно-правовые вопросы. Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о ВЭД и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской практики или результатов конкретных проверок. Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. Посредством распоряжений регламентируется статус структурных подразделений аппарата Генпрокуратуры РФ, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, вещественных доказательств и др.

Источник

Чем регулируется деятельность прокуратуры

чем регулируется деятельность прокуратуры. Смотреть фото чем регулируется деятельность прокуратуры. Смотреть картинку чем регулируется деятельность прокуратуры. Картинка про чем регулируется деятельность прокуратуры. Фото чем регулируется деятельность прокуратуры

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О прокуратуре Российской Федерации

(в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ)
(с изменениями на 1 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 января 2000 года N 19-ФЗ (Российская газета, N 1-3, 05.01.2000) (вступил в силу с 1 января 2000 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);

Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 182-ФЗ (Российская газета, N 255, 30.12.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 99-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 156-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013);

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2013);

Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013);

Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2014);

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 68-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014);

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 427-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230027);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090023) (о порядке вступления в силу см. статью 25 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 269-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130056);

Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060013);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 354-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280028);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 434-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2016, N 0001201612200023) (о порядке вступления см. статью 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 434-ФЗ);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

Федеральным законом от 7 марта 2017 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2017, N 0001201703070021);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010012) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 238-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300063);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 246-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300009);

Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, N 0001201712200038) (вступил в силу с 1 февраля 2018 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310015);

Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 84-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180023);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030089);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 337-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040004) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 11 октября 2018 года N 363-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2018, N 0001201810110016);

Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 374-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.10.2018, N 0001201810310025);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 506-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2018, N 0001201812270068);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 536-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280040);

Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260058);

Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 0001201910010050) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160073);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280040) (о порядке вступления см. статью 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 516-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280047);

Федеральным законом от 6 февраля 2020 года N 15-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.02.2020, N 0001202002060027);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310037);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 288-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310065);

Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 353-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2020, N 0001202010270014);

Федеральным законом от 9 ноября 2020 года N 367-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2020, N 0001202011090018);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 517-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300052) (вступил в силу с 1 сентября 2021 года);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 540-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300059);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ);

Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 265-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010042).

В Законе также учтены:

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами (абзац дополнительно включен с 17 февраля 1999 года Федеральным законом от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ);

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(Абзац дополнительно включен с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ)

3_1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2_1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

(Пункт дополнительно включен с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 205-ФЗ)

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.00 N 3-П пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

(Пункт дополнительно включен с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 156-ФЗ)

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9_1, 22, 27, 30, 33, 39_1 и 39_2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *